проект "Будь природе другом!"
проект (старшая группа)
работа над проектом в старшей группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_ekologicheskomu_vospitaniyu_v_starshey_gruppe_bud_prirode_drugom.docx | 27.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект по экологическому воспитанию в старшей группе «Будь природе другом!»
Актуальность:
Формирование экологического сознания, экологической культуры мировоззрения личности в целом должна стать первостепенной задачей экологического образования и воспитания. При ознакомлении детей с природой открываются возможности для эстетического, патриотического, нравственного воспитания. Общение в природой обогащает духовную сферу человека, способствует формированию положительных качеств. Проведение собственных исследований, наблюдений позволяют обобщать, анализировать и способствовать экологически грамотному, безопасному для природы и собственного здоровья поведению.
Цель: формировать экологическую воспитанность дошкольников, активизировать мыслительно-поисковую деятельность детей; создать условия, раскрывающие интеллектуальную и творческую потенциальность дошкольников, ориентированную на экологическое воспитание.
Задачи:
- прививать любовь к родной природе, подводить к пониманию ее хрупкой красоты, формировать к ней бережное отношение;
- воспитывать любовь к Родине, расширять кругозор, передавая знания об истории, достопримечательностях и экологии родного края;
- познакомить детей с правилами поведения на природе, уточнить экологические запреты;
- учить видеть красоту природы;
- учить сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие, причинно-следственные связи, делать обобщения, классифицировать по двум основаниям;
- развивать умение связно и последовательно составлять рассказ по мнемосхеме, обогащать словарный запас;
- развивать логическое мышление, внимание, память;
- воспитывать желание беречь природу, любовь к родному краю;
- учить работать в команде, закреплять умение осуществлять взаимопроверку.
Формы и методы работы:
- НОД;
- продуктивная деятельность – экспериментирование, рисование, лепка, аппликация, опыты, ручной труд;
- чтение художественной литературы;
- театрализованная деятельность и праздники;
- наблюдения в уголке природы и на прогулке;
- организация труда в уголке природы, на участке;
- игры;
- разные формы бесед;
- работа с календарем природы, дневником наблюдения, журналом опытов;
- подбор стихов, загадок, пословиц, поговорок;
- взаимодействие с семьей;
- рассматривание репродукций картин, иллюстраций, фотографий, альбомов;
Участники проекта: Воспитанники старшей группы
Период выполнения проекта: долгосрочный.
Прогнозируемый результат:
- создание необходимых условий для организации деятельности ДОУ по экологическому воспитанию;
- становление готовности детей самостоятельно решать задачи экологического значения в разных ситуациях;
- диагностика, где дети покажут свои знания;
- умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь;
- освоение знаний об экологии родного края;
- расширение знаний детей с правилами поведения на природе;
- формирование на основе духовного, экологического, нравственного и личного отношения к действительности.
Содержание работы над проектом по этапам
1-й этап – подготовительный
1. Составление плана по реализации проекта (август)
2. Подобрать и оформить папку наблюдений на прогулке, альбом «Опыты», фольклорный материал «Явления природы», «Экологические стихии» (август – сентябрь)
3. Подобрать запрещающие знаки в обращении с природой, схемы в помощь детям для рассказывании ( август)
4. Оформить альбом «Правила поведения в природе»(сентябрь)
5. Трудовая деятельность: полив цветника и огорода, уборка участка, помощь дворнику, сбор и засушка семян, листьев, цветков, соцветий, трав, корешков для оформления гербария и поделок (август – сентябрь)
6. Подобрать художественную литературу для чтения, пересказывания, заучивания, картины. Август. Воспитатель.
2-й этап – деятельный
Беседы:
1. «Унылая пора! Очей очарованья. » - закреплять представление детей о золотом периоде осени (сентябрь)
2. «Растение как живое существо» - сформировать у детей представление о приспособленности растений к среде обитания, к сезонам года
3. «Беседа о снеге» - установить зависимость состояния снега от температуры воздуха ( декабрь)
4. «Как много интересного бывает зимой» - сформировать у детей обобщенное представление о зиме.
Непосредственно образовательная деятельность:
1. «Наша земля» - формировать первоначальные представления о творении мира, познакомить с историей появления глобуса. (сентябрь)
2. «Растения – легкие Земли» - представление о значении растений. (сентябрь)
3. «Путешествие в осенний лес» - обобщать знания детей об осени. ( октябрь)
4. «Волшебница вода» - продолжать знакомить детей со свойствами воды. (ноябрь)
5. «Покормите птиц зимой» - формировать у детей обобщенное представление о зимующих птицах. ( январь)
6. «Земля наш общий дом» - показать Землю как общий дом для всех людей и всех живущих существ ( февраль)
Творческие работы:
1. Рисование «Дары осени» - закрепить умение передавать в рисунке форму и цвет овощей и фруктов. ( сентябрь)
2. Аппликация «Волшебные листочки» - учить составлять узор из сухих листьев. (октябрь)
3. Рисование «Веточка ели» - совершенствовать технику рисования с натуры. (ноябрь)
4. Рисование «Снежинки» - учить детей рисовать узор на бумаге. (февраль)
Развлечение:
1. «Осенины» - праздник- формировать представления детей об осенних явлениях природы. (октябрь)
2. «Знаешь ли ты лес? » - расширять знания о природе. (декабрь)
Наблюдения по плану. Сентябрь-февраль.
Опыты в вечернее время. Сентябрь-февраль.
Игры по желанию детей, в свободное от занятий время. Сентябрь-февраль.
Работа с родителями
1. Оформление родительских уголков по сезонам и месяцам (папки-передвижки). Сентябрь-февраль.
2. Оформление родительских уголков на экологические темы:
- «Значение природы в жизни людей»
- «Как прививать детям любовь к природе? »
- «Влияние окружающей природы на развитие детей»
3. Родительские собрания:
- «Экологическое воспитание в семье» (февраль)
3-й этап – заключительный
1. Оформление альбома «Милый сердцу уголок». (февраль)
2. Заключительный этап диагностики. ( февраль)
3. При реализации данного проекта получены следующие выводы:
Ожидаемые результаты подтвердились: У детей:
1. Сформировались глубокие знания о том, что исключение из природной цепи одного живого или неживого элемента может привести к исчезновению видов, разрушениям и катаклизмам.
2. Сформировались начальные природоведческие, природоохранительные знания, умения сопереживать бедам (через восприятие отрицательной человеческой деятельности) .
3. Сформировались первоначальные навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе и в быту.
4. Познакомились с запрещающими и разрешающими экологическими знаками.
5. Расширились перспективы развития поисково-познавательной деятельности детей.
6. Повысилось ответственное отношение детей к окружающей среде и к своему здоровью.
7. Дети научились грамотно защищать природу и бороться за ее сохранение, через практическую общественную деятельность.
8. У детей появился ярко выраженный интерес к объектам и явлениям природы. Научились различать живую природу (растения, животные, грибы, человека) и неживую природу (воздух, почву, воду). Ребята узнали особенности природы родного края.
9. У ребят сформировалось стремление к исследованию объектов природы, они научились делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
10. Дети уверенно отличают и называют характерные признаки разных времен года. Могут объяснить причины смены времени года.
11. Узнали значение воды в жизни всех живых объектов природы и ее свойства.
12. Узнали значение воздуха в жизни живых объектов природы.
13. Исследуют землю, разновидности почвы, их свойства и значение.
14. Узнали много интересного о жизни растений (деревьев, кустарников, трав, растений лесов, лугов, полей и сада, комнатных растений, исследуют опытным путем условия, необходимые для роста растений; учатся правильно ухаживать за растениями в уголке природы, в цветнике детского сада.
15. Дети закрепили представления о животных: условия жизни домашних и диких животных и их детенышей, зимующих и перелетных птиц, о насекомых. У ребят сформировались представления о том, что нельзя делить объекты природы на полезных и вредных, и тем более, руководствоваться этим в своих поступках по отношению к ним.
16. Сформированы навыки ухода за растениями в уголке природы.
17. Научились вести наблюдения за объектами живой и неживой природы, объяснять связи и цепочки в природе, выполнять Законы общего дома природы:
- все живые организмы имеют равное право на жизнь;
- в природе все взаимосвязано;
- в природе ничто никуда не исчезает, а переходит из одного состояния в другое.
18. Многие дети научились проводить простые и сложные опыты, исследовать объекты природы, с пользой для себя занимаются поисковой деятельностью.
19. Ребята гуманно обращаются со всеми объектами природы и соблюдают правила безопасности на природе по отношению к себе. Природа тоже таит в себе опасность для жизни людей.
20. К экологическому проекту были привлечены родители. Экологическое просвещение родителей дает больший плюс в экологическом воспитании детей детского сада.
У родителей:
- повысился уровень экологического сознания;
- сформировались знания и умения целостного подхода к оздоровлению детей средствами природы.
Приложение 1
Методические рекомендации для 1-го этапа работы с детьми
Стихи:
- А. С. Пушкин;
- Ю. Тувим. Овощи;
- Н. Минский. Листопад;
- С. М. Гробецкий. Первый снег;
- Н. Стачнева. Осенняя гамма;
- А. Толстой. Осень;
- А. Блинов. Последний листок;
- И. Бунин. Первый снег;
- Н. Никитин. Встреча зимы;
- К. Бальмонт. Снежинка;
- А. Яшин. Покормите птиц;
- С. Есенин. Пороша. Заметает пурга. Заколдован невидимкой;
- С. Маршак. Это – снежная страница. Вьюга. Снежная пурга;
- З. Александрова. До свидания, зима;
- А. Плещеев. Осень наступила;
- Н. Некрасов. Перед дождем.
Рассказы:
- Г. Скребицкий. Четыре художника. Осень;
- Н. Павлова. Путешествие капелек с воздухом. Деревня зимой. Самая зимостойкая яблоня;
- В. Бианки. Синичкин календарь. Месяц белых троп. Первый снег;
- К. Ушинский. Почему опустел лес. Проказы старухи-зимы. Ветер и солнце;
- Н. Сладков. Зимний запас;
- М. Пришвин. Рябинкам холодно. Рябинки краснеют;
Сказки:
- Д. Мамин-Сибиряк. Серая шейка;
- С. Маршак. 12 месяцев;
- П. Бажов. Серебряное копытце;
- В. Одоевский. Мороз Иванович;
- Русские народные. Лисичка-сестричка и серый волк. Мороз, солнце и ветер. Снегурочка;
- Сербская. Почему у месяца нет платья.
Картины:
Пейзажи:
- Л. Бродский. Опавшие листья. Лес зимой в снегу. Осенний туман.
- Ф. Васильев. Перед дождем.
- А. Герасимов. После дождя.
- И. Грабль. Осенний день. Февральская лазурь. Зимний пейзаж.
- И. Левитан. Осенний день. Осень. Золотая осень.
- В. А. Цыплаков. Ока зимой.
- А. Саврасов. Перелет птиц. Зимний пейзаж. Иней.
Приложение 2
Методические рекомендации ко 2-ому этапу проекта
Уголок природы:
- Экспериментирование;
- Центр песка и воды;
- Природа;
- Комнатные растения и картотека к ним;
- Оборудование для ухода за растениями;
- Дневник и журнал наблюдений;
- Календарь природы;
- Зона коллекций (семян, ракушек, камней, гербарий) ;
- Природный материал ( песок, камни) ;
- Гербарий
Мини-лаборатория:
- Материалы для детского экспериментирования (стаканчики, палочки, пробирки, воронки, лупы, магниты и т. д.) ;
- Микроскоп;
- Природный материал;
- Библиотека;
- Познавательная литература о природе;
- Литература по уходу за животными;
- Подбор картин и иллюстраций из жизни животных, растений, по сезонным изменениям;
Эколого-развивающая среда:
- Настольно-печатные игры;
- Дидактические игры;
Беседы:
- «Унылая пора! Очей очарованье. »
- «Речка, реченька, река»
- «Беседа о снеге»
- «Растение как живое существо»
- «Как много интересного бывает зимой»
- «Кто такой человек»
Наблюдения:
- «За сезонными изменениями»
- «За пауком»
- «За муравьем»
- «За кошкой»
- «За цветником»
- «За мухой»
- «За трудом взрослых на огороде»
- «За осиной»
- «За березой»
- «За тополем»
- «За ивой»
- «За птицами зимой»
- «За состоянием природы»
- «За снегопадом»
- «За елью»
- «За солнцем»
- «За ветром»
- «За снегом и льдом»
Опыты:
- Может ли растение дышать?
- Есть ли у растения органы дыхания?
- Нужен ли корешкам воздух?
- Почему цветы осенью вянут?
- Что есть в почве?
- Что у нас под ногами?
- Какие свойства?
- Где теплее?
- Что быстрее?
Игры:
1. «Домашние животные» - о пользе домашних животных, ознакомление с миром и обогащение знаний о животных, их детенышах, а также о скотном дворе; учить детей анализировать и сравнивать.
2. «Животные и птицы» - знакомит с птицами и животными, их внешним видом; с тем, что они едят, как «говорят».
3. «Собирай-ка» - знакомит детей с местом обитания животных, их внешними признаками.
4. «Большие и маленькие» - закрепляет названия животных и их детенышей, развивает внимание, речь, память.
5. «Загадочные животные» - развивает зрительное восприятие, внимание и воображение.
6. «В саду, на поле, в огороде» - знакомит с овощами, ягодами, фруктами и зерновыми культурами, расширяет словарный запас, память, произвольное внимание, образное восприятие.
7. «Парочки» (лото) .
8. «Плоды, листья» - знакомит детей с разновидностью деревьев, учит различать соответствующие листья и плоды, составлять смысловые пары.
9. «Кто где живет? » - закрепляет у детей знания о местообитании животных, их внешних признаках.
10. «Где что растет? » - знакомит детей с разнообразием растительного мира, их мест произрастания, внешним видом, пользы для людей и животных.
11. «Солнышко» - знакомит детей с местом обитания живых существ, особенностями внешнего вида и приспособленности к среде обитания, развивает наблюдательность, память, обосновывать свой выбор.
12. «Кто в домике живет? » - уточняет классификацию предметов по определенным признакам, знакомит детей с местом обитания животных, птиц и рыб.
13. «Собери картинку» - знакомит детей с временами года, их признаками и особенностями, основными приметами, закрепляет название времен года.
Работа с родителями:
1. Подборка информационно-наглядного материала по месяцам, временам года.
2. Консультации на экологические темы.
3. Родительское собрание на экологические темы.
4. Сезонные выставки работ детей с родителями.
Список используемой литературы
1. Волчкова В. Н., Степанова Н. В. «Конспекты занятий в старшей группе. Познавательное развитие. ИЗО. Экология»// Воронеж ТЦ «Учитель», 2005.
2. Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию»// Санкт-Петербург, «Детство – Пресс», 2004.
3. Дыбина О. В. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» // Москва: ТЦ Сфера, 2005.
4. Дыбина О. В. «Ребенок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации» // Москва: Мозаика – Синтез, 2006.
5. Плешаков А. А. «Мир вокруг нас»// Москва, «Просвещение», 2005.
6. Сайты интернета для воспитателей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
проект "Стань природе другом!"
Новые требования к системе дошкольного образования диктуют и новые условия организации педагогического процесса в ДОУ, в том числе и организации экологического воспитания и образования. Необход...
Войди в природу другом
Экологическое воспитание детей с разрешением проблемных ситуаций...
"Войди в природу другом". Аукцион педагогических знаний и идей.
"Войди в природу другом" Аукцион педагогических знаний и идей Аукцион педагогических знаний и идей "Войди в природу другом" нацелен на умение представлять и снабжать собеседников творческой информац...
Открытое занятие по экологии "Будь природе другом".
ситематизация и уточнения представлений свойств воды и воздуха....
ИНФОРМАЦИОННО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПРОЕКТ "БУДЬ ПРИРОДЕ ДРУГОМ"
В проектной деятельности "Будь природе другом" воспитываю в детях заботливое отношение к природе, прививаю правила поведения в природе, пополняю знания о растениях, животных, деревья...
Конспект кружкового занятия по духовно-нравственному воспитанию детей через общение с природой."Войди в природу другом".
Задачи: Способствовать развитию у детей эмоционально- положительного экологически правильного отношения к животному и растительному миру. Воспитывать экологическую культуру, осознание пони...
"Войди в природу другом" (по проекту "Жалобная книга природы")
Интегрированное НОД по экологии в подготовительной группе....