Этико-эстетическое направление как одно из приоритетных направлений воспитательной работы в дошкольной организации.
методическая разработка
В содержательном разделе рабочей программы воспитания нашего ДОУ - этико-эстетическое направление заявлено как одно из приоритетных направлений воспитательной работы в дошкольной организации.
Становление у ребенка ценностного отношения к красоте. Эстетическое воспитание через обогащение чувственного опыта и развитие эмоциональной сферы личности влияет на становление нравственной и духовной составляющей внутреннего мира ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
этико-эстетическое воспитание в рабочей программе ДОУ | 22.36 КБ |
Предварительный просмотр:
В содержательном разделе рабочей программы воспитания нашего ДОУ -
этико-эстетическое направление заявлено как одно из приоритетных направлений воспитательной работы в дошкольной организации.
Цель эстетического воспитания : становление у ребенка ценностного отношения к красоте. Эстетическое воспитание через обогащение чувственного опыта и развитие эмоциональной сферы личности влияет на становление нравственной и духовной составляющей внутреннего мира ребенка.
Основные задачи этико-эстетического воспитания которые мы поставили в рабочей программе воспитания :
1) формирование культуры общения, поведения, этических представлений;
2) воспитание представлений о значении опрятности и красоты внешней, ее влиянии на внутренний мир человека;
3) развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, явлений жизни, отношений между людьми;
4) воспитание любви к прекрасному, уважения к традициям и культуре родной страны и других народов;
5) развитие творческого отношения к миру, природе, быту и к окружающей ребенка действительности;
6) формирование у детей эстетического вкуса, стремления окружать себя прекрасным, создавать его.
Средствами эстетического воспитания могут выступать :
• труд;
• природа;
• искусство;
• окружающая среда;
• активная художественная деятельность.
Говоря о соотношении этикетного, этического и эстетического в поведении можно выделить три основных поведенческих критерия:
- как вести себя правильно, т. е. в соответствии с принятым в обществе порядком поведения;
- как вести себя хорошо, т. е. в соответствии с нравственными нормами;
- как вести себя красиво, т. е. получая от своего поведения и эстетическое наслаждение.
Этика- философское учение, предметом которого является мораль, а центральной проблемой – Добро и Зло. Этика дает ответ на вопрос как правильно жить.
Этика – это : Учение о нравственности;
- система правил, осуществляющих контроль и коррекцию поведения людей;
- способ оценки человеческих поступков, их одобрения или осуждения;
- «социальный регулятор» поведения и отношений между людьми
Эстетика —философское учение о сущности и формах прекрасного в художественном творчестве, в природе и в жизни, об искусстве как особой форме общественного сознания.
Эстетическое воспитание развивает вкус, умение замечать прекрасное и безобразное, оно тесно связано с нравственным воспитанием человека.
При нравственном воспитании развиваются такие чувства как любовь, уважение, жалость к окружающим, так необходимые для воспитания «полноценного» человека.
Чтобы успешно организовать этико-эстетическое воспитание дошкольника, воспитать такие качества, как вежливость, доброту, милосердие, благородство и т. д. в нашем саду обеспечиваются все необходимые условия:
так создается развивающая среда, которая является важнейшим условием полноценного эстетического воспитания, она окружает ребенка, и прежде всего это здание детского сада. На территории детского сада находятся участки с ярким оборудованием и зелеными насаждениями, природные уголки с клумбами, где дети не только способны воспринимать и чувствовать прекрасное, но и учатся ухаживать, беречь, оформлять его, учатся создавать ее. Дети осознают, что видя красивые цветы, ими не только можно любоваться, но и ухаживать за ними.
Эстетика и этика - это два неразрывных понятия и очень важно сформировать у ребенка в дошкольном возрасте понимание фразы: «Чисто не там, где убирают, а чисто там, где не сорят». Например, мы проводим экскурсии по улицам поселка, часто бываем в парке, знакомимся не только с достопримечательностями поселка, но и воспитываем нормы этико-эстетических норм. Придя в парк, когда дети видят не красивые вещи: сорваны цветы, они очень расстраиваются, ведь они осознанно уже понимают, что можно увидеть красоту, даже через совсем крохотный цветочек, но только тогда, когда он живой. Каждый человек хочет жить в красивой и богатом поселке, богатой стране, но одного этого не достаточно. Поэтому в нашем детском саду проводятся акции «Берегите природу», «Эколята», «Первоцвет».
В помещении создана мини-выставка работ детей «Экспозиционный холл», наполнение которого меняется от тематики образовательного события. Так же в рамках образовательного события, например весенние хлопоты, организовываем пленер – рисование на улице. Через создание весеннего пейзажа дети пытаются выразить весенние эмоции, красоту родного края, учатся видеть красоту в каждом кустике, деревце. Такие выставки не только для наших воспитанников, но и для семейного посещения. Они приносят радость и малышам, и членам их семей – братьям и сестрам, родителям, дедушкам и бабушкам. Каждая выставка – это не только возможность полюбоваться прекрасным, но и повод для общения между поколениями, а также – для совместной деятельности педагогов и родителей. Ведь родители с удовольствием втягиваются в процесс организации выставок: предлагают темы, добывают экспонаты, участвуют в оформлении.
Так как нам нельзя выезжать на реку Архара, лесополосы, водоемы и т. д. И поэтому в работе мы используем ИКТ такие как «Виртуальные экскурсии»(смотрим выставки художников)Привлекаем родителей - наблюдая за прекрасными явлениями природы, родители присылают фото-зарисовки зимних пейзажей, объединяем все в видео ролик. А потом все вместе, просматривая, делимся впечатлениями и вспоминаем, где это было, когда.
Немаловажную роль в этико - эстетическом воспитании детей дошкольного возраста играет музыка - одна из богатейших и действенных средств эстетического воспитания, т. к. она обладает большой силой эмоционального воздействия. Музыка является самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. Мы знакомим детей с музыкой отечественных и зарубежных композиторов-классиков — М. Глинки, П. Чайковского, И. Баха и многих других
Воспитываем через классическую музыку любовь к прекрасному. В рамках образовательных событий мы используем классическую музыку, которая выражает настроения, чувства, характер людей, рассказывает о животных и птицах, природе. Продолжаем слушать и разыгрывать музыкальные сказки, развлечения, используя лучшие образцы классической музыки.
Так, например при слушание музыкального произведения П. И. Чайковского «Кукла заболела», дети не только слышат настроение музыки, но и «видят ее», настроение человека (горе девочки, вызывает у ребенка соответствующие эмоциональные переживания, воспитывают бережное отношение к игрушкам. Слушая произведения П. И. Чайковский «Щелкунчик» невозможно не вспомнить красивую нарядную елку, подарки.
Широко используем технические средства обучения и современное мультимедийное оборудование, так в саду мы организовываем просмотр видеофильмов, слайдов, презентаций, фотографий композиторов и репродукций картин по музыкальным произведениям.
Особо важная роль в эстетическом воспитании принадлежит народной музыке. Поэтому праздники в нашем детском саду проходят по особенному. Ведь самобытность русского народа, должна впитываться ребенком, с самого раннего возраста. Традиционные праздники в народном направлении, например «Осенняя ярмарка», важно все: и украшение зала (расписные платки, рассматривание предметов старины (самовар, печка). Погружаясь в атмосферу старины, дети примеряют на себя роли, знакомятся с бытом русского народа, любуются его особенностями и колоритом. А народные костюмы – это особое значение: есть русские сарафаны, гжельские платья. Участие в праздниках и развлечениях формирует у дошкольников дисциплинированность, культуру поведения. Праздничная атмосфера, красота оформления помещения, костюмов, хорошо подобранный репертуар, красочность выступлений детей - все это важные факторы эстетического воспитания.
В нашем дошкольном учреждении оборудован мини – музей «Русская изба», с целью знакомства воспитанников с бытом, традициями, ремеслами русского народа. Воспитываем уважение к людям различных национальностей и их обычаям. Так 3 ноября провели праздник «День народного единства». Наш детский сад посещают дети таджики, узбеки, русские. На празднике не только дети, но и взрослые знакомились с обычаями, традициями узбекских, таджикских и русских народов.
Мини – музей «Русская изба» стал неотъемлемой частью предметно – развивающей среды нашего детского сада. Это результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
Отдельно хочется остановиться на работе с родителями. Сотрудничество семьи и дошкольного учреждения в процессе культурного, межнационального воспитания, мы считаем, должно строиться под девизом «Все друг другу мы нужны».
В нашем детском саду традиционными стали следующие формы работы с семьей:
1. Проектная деятельность: «Мамина школа», «Папина мастерская», «Если мы едины – то непобедимы»
2. Использование семейных фотогазет в режимных процессах;
3. Выставки совместных поделок;
4. Фотовыставки, конкурсы поделок, фоторепортажи из групп;
5. Семейные праздники в группах, фольклорные развлечения с участием родителей.
Такая совместная работа сплачивает детей и взрослых, способствует развитию свободного общения между ними. Совместная деятельность вызывает у детей чувство гордости, способствует развитию эмоций ребенка, его социальной восприимчивости. Дети получают знания о близких им людях, интересуются их достижениями, профессиями, учатся выражать свои мысли и чувства. Такие выставки приносят всем чувства радости, удовлетворенности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Организация физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ, как одно из приоритетных направлений в системе современного дошкольного образования»
В статье представлен взгляд на создание эффективной системы физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ в соответствии с современными требованиями....
Одно из приоритетных направлений логопедической работы в рамках модернизации специального образования
Реализация программы психолого-педагогической, логопедической, методической помощи родителям детей, получающих дошкольное образование, в том числе и в семье....
Выступление на РМО, Тема«Организация физкультурно - оздоровительной работы в ДОУ ( ритмопластика, игротренинги, гимнастика хатха - йоги) как одно из приоритетных направлений сохранения и укрепления здоровья детей»
Поделилась опытом работы на РМО на тему: " Организация физкультурно - оздоровительной работы в ДОУ( ритмопластика, игротренинг, гимнастика хатха - йога) как одно из приоритетных направлений...
«Патриотическое воспитание - одно из приоритетных направлений в работе педагогов»
Важнейшая составляющая процесса воспитания - формирования и развитие патриотических чувств....
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ КАК ОДНО ИЗ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
АннотацияВ статье рассматривается одно из главных направлений деятельности детского сада - взаимодействие с родителями детей и раскрывается состояние проблемы по этому вопросу. Автором представлены ра...
Презентация: "Развитие мелкой моторики, как одно из приоритетных направлений в работе с детьми младшего дошкольного возраста"
Мы хотим рассказать вам о том, как проходит развитие мелкой моторики рук у детей в наших группах. Полагаясь на установление добрых отношений между детьми, помогая им лучше узнать друг друга и ,способс...