«День Победы» проект по патриотическому воспитанию для старших дошкольников
проект (старшая группа)

Замарацких Наталья Валерьевна

Одной из важнейших задач воспитания является развитие у детей высоких нравственных качеств, в том числе патриотизма. С самого раннего детства необходимо прививать уважение к истории своего Отечества, а также к людям, защищавшим родной край.

Гордость за свою Родину, любовь к родному краю, уважение традиций, понимание неповторимости культуры своего народа, почитание его героев – все это входит в понятие патриотизма. Без уважения к истории своего Отечества, своей малой родины – Боханского района нельзя воспитать у детей чувства собственного достоинства и уверенности в себе.

Великая Отечественная война – важное событие в жизни нашей Родины. Как научить детей помнить защитников Родины, отстоявших родную землю, гордится мужеством, героизмом, стойкостью советских солдат и офицеров, самоотверженностью тружеников тыла – женщин, стариков и детей? Где взять эти знания, чтобы передать детям?

Проблема: Но время всё дальше отодвигает события Великой Отечественной войны и, к сожалению, её ветеранов остается с каждым годом все меньше. Закономерности человеческой жизни таковы, что скоро их не останется совсем. Очень важно именно сейчас не прервать живую нить памяти о героическом подвиге нашего народа в те годы, и в дошкольном возрасте лелеять ростки памяти о прадедах, их мужестве.

Знакомя детей с подвигом советского народа, наших земляков в годы Великой Отечественной войны, следует акцентировать их внимание на трудностях, которые приходилось преодолевать бойцам и труженикам тыла, на помощи, которую оказала наша армия другим народам, освободив их от фашистского ига.

Если патриотическое воспитание ребенка начинать уже в дошкольном возрасте через цикл мероприятий и экскурсий, комплексных занятий и праздников с участием ветеранов войны и родителей, то это поможет нынешним мальчишкам и девчонкам, живущим под мирным небом, незнающим ужасов войны, по-новому посмотреть вокруг на своих прадедушек и прабабушек, тех, кто живет рядом с нами, поможет изменить отношение к этим людям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_patrioticheskomu_vospitaniyu_den_pobedy_.docx27.66 КБ

Предварительный просмотр:

Проект по патриотическому развитию старших дошкольников

 «День Победы»

Введение

Патриотическое воспитание дошкольников – актуальная проблема в условиях современной России. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. В течение последних десятилетий радикально переосмыслено само понятие патриотического воспитания дошкольников, его содержание, цели и задачи. Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли он привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее. У В.П. Астафьева есть замечательные слова: «Если у человека нет матери, нет отца, но есть Родина - он ещё не сирота. Всё проходит: любовь, горечь утрат, даже боль от ран проходит, но никогда - никогда не проходит и не гаснет тоска по Родине...».

Одним из основных средств нравственно-патриотического воспитания в ДОУ является метод проектов. Основываясь на лично – ориентированном подходе к обучению и воспитанию детей старшего дошкольного возраста, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества; открывает большие возможности в организации совместной поисковой деятельности дошкольников, педагогов, родителей.

Тема Великой Отечественной войны чрезвычайно актуальна в современном обществе, способствует объединению, сплочению нашего народа. День Победы близок и понятен детям дошкольного возраста, потому что реализует достаточно простую, ясную идею, известную им по сказкам, – идею противостояния добра и зла и финальной победы добра.

9 Мая - Великий праздник для нашего народа. День радости и вместе с тем день печали. В этот праздник мы поздравляем ветеранов и чтим память погибших. Многие десятилетия эта традиция передается из поколения к поколению. И вот сейчас поздравляют ветеранов уже их правнуки.

В старшей группе разработан долгосрочный образовательный проект, который мы назвали «День Победы».

Тип проекта:

  • По времени проведения: долгосрочный (сентябрь 2022 – май 2023).
  • По характеру контактов: в рамках ДОУ, семья, краеведческий музей зал Боевой славы.

Актуальность: Одной из важнейших задач воспитания является развитие у детей высоких нравственных качеств, в том числе патриотизма. С самого раннего детства необходимо прививать уважение к истории своего Отечества, а также к людям, защищавшим родной край.

«Патриот» в переводе с греческого означает «земляк», «соотечественник». В. И. Даль в «Толковом словаре живого великорусского языка» дает такое определение слову «патриот»: любитель Отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб.

Гордость за свою Родину, любовь к родному краю, уважение традиций, понимание неповторимости культуры своего народа, почитание его героев – все это входит в понятие патриотизма. Без уважения к истории своего Отечества, своей малой родины – Боханского района нельзя воспитать у детей чувства собственного достоинства и уверенности в себе.

Великая Отечественная война – важное событие в жизни нашей Родины. Как научить детей помнить защитников Родины, отстоявших родную землю, гордится мужеством, героизмом, стойкостью советских солдат и офицеров, самоотверженностью тружеников тыла – женщин, стариков и детей? Где взять эти знания, чтобы передать детям?

Проблема: Но время всё дальше отодвигает события Великой Отечественной войны и, к сожалению, её ветеранов остается с каждым годом все меньше. Закономерности человеческой жизни таковы, что скоро их не останется совсем. Очень важно именно сейчас не прервать живую нить памяти о героическом подвиге нашего народа в те годы, и в дошкольном возрасте лелеять ростки памяти о прадедах, их мужестве.

Знакомя детей с подвигом советского народа, наших земляков в годы Великой Отечественной войны, следует акцентировать их внимание на трудностях, которые приходилось преодолевать бойцам и труженикам тыла, на помощи, которую оказала наша армия другим народам, освободив их от фашистского ига.

Если патриотическое воспитание ребенка начинать уже в дошкольном возрасте через цикл мероприятий и экскурсий, комплексных занятий и праздников с участием ветеранов войны и родителей, то это поможет нынешним мальчишкам и девчонкам, живущим под мирным небом, незнающим ужасов войны, по-новому посмотреть вокруг на своих прадедушек и прабабушек, тех, кто живет рядом с нами, поможет изменить отношение к этим людям.

В основу проекта легли следующие принципы:

  1. Принцип историзма: сохранение хронологического порядка, описываемых явлений и сведений.
  2. Принцип гуманизации: ориентация на высшие общечеловеческие понятия - любовь к близким, к родному городу, к Отечеству.
  3. Принцип дифференциации: создание оптимальных условий для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения знаний о Великой Отечественной войне с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им опыта, особенностей, эмоциональной и познавательной сферы.
  4. Принцип интегративности: сотрудничество с семьей, музеем боевой славы, краеведческим музеем, сочетание разных видов деятельности.
  5. Принцип наглядности: изготовление ряда пособий и игр, мультимедийных презентаций на основе исторического материала. Соблюдение требований к культуре показа презентаций.

Цель проекта: формирование у старших дошкольников гражданской позиции, патриотических чувств, любви к Родине на основе расширения представлений детей о победе защитников отечества в Великой Отечественной войне.

Задачи проекта:

  1. Формировать чувство исторической сопричастности к своему народу, ценностное отношение к Родине на основе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с историческими фактами военных лет в хронологической последовательности.
  2. Рассказать детям об участниках Великой Отечественной войны (в том числе о детях), в честь кого были названы улицы нашего города; воспитать патриотизм, гордость за свой народ, за своих родных, России.
  3. Познакомить детей с выдающимися личностями, которые сыграли большую роль в истории ВОВ.
  4. Обогатить представления детей о мужестве, героизме, отваге народа и значении победы нашего народа в ВОВ.
  5. Воспитать чувство гордости и уважения к родным и близким людям, принимавшим участие в сражениях за Родину
  6. Привлечь родителей к совместным познавательно - тематическим мероприятиям. Сформировать у родителей активную позицию в воспитании и образовании детей.

Ожидаемый результат:

  • Расширится представление детей о подвигах советского народа, о защитниках отечества и героях ВОВ;
  • Проявление чувства гордости за стойкость и самоотверженность советского народа в период ВОВ;
  • Сформируется внимательное и уважительное отношение у дошкольников к ветеранам и пожилым людям, желание оказывать им посильную помощь.
  • Умение представить творческо-поисковый продукт индивидуальной, коллективной деятельности.

Организация работы над проектом.

  1. Деятельность педагогов.
  • Подготовка художественной литературы, методических и дидактических материалов по основным историческим событиям ВОВ.
  • Проведение тематической ООД, организация выставок.
  • Отражение данной тематики при создании тематического планирования образовательной программы.
  • Чтение художественной литературы, заучивание стихов, просмотр документальных и художественных фильмов о ВОВ.
  • Слушание песен военно-патриотической тематики.
  • Тематическое содержание книжного уголка.
  • Подбор открыток, иллюстраций, фотографий для оформления альбомов «Маленькие герои войны», «Бессмертный полк».
  • Рассматривание открыток, иллюстраций с изображением родов войск, памятников воинам, обелисков.
  • Прослушивание музыкальных произведений: марши - Д.Кабалевский "Марш" (детский), П.Чайковский "Марш деревянных солдатиков", Г.Свиридов "Военный марш", В.Агапкин "Прощание славянки".
  1. Деятельность детей.
  • Участие в конкурсах, праздниках, беседах.
  • Самостоятельная и совместная художественная деятельность, изготовление поделок на военные темы в подарок папе, дедушке, выставка рисунков детей.
  • Заучивание пословиц и поговорок о храбрости, чести, долге, солдатской службе и товариществе, предложенных педагогами; рисование понравившихся сюжетов на военную тему по прочитанным произведениям.
  • Исполнение сюжетно-ролевых игр, постановок.
  1. Деятельность родителей.
  • Участие во всех мероприятиях, организуемых в группе детского сада (тематическая ООД, праздники, досуги, экскурсии (библиотека, музей, памятник погибшим в ВОВ)
  • Рисование с детьми сюжетов на военную тему, изготовление поделок.
  • Подборка детьми вместе с родителями исторического материала (фотографий, писем) о своих родственниках, принимавших участие в исторических боевых традициях.

Предметно-развивающая среда:

  • Оформление уголка «Боевой славы».
  • Дидактические игры с патриотическим содержанием.
  • Подборка наглядно – дидактического материала на тему ВОВ и солдатских будней.
  • Подборка художественной литературы – рассказов, стихов, пословиц и поговорок о войне, празднике «День Победы», о людях героических и военных профессий, о дружбе народов.
  • Подборка песен военных лет.
  • Подборка различных материалов для продуктивной деятельности детей.
  • Подготовка пособий и атрибутов для сюжетно – ролевых игр на военную тематику

 План работы:

Месяц

Формы и методы работы

Взаимодействие с родителями

Подготовительный этап

Сентябрь

1.Сбор и анализ литературы по данной теме

2.Беседа с детьми «Что я знаю о войне?»

3.Чтение рассказа: «Таежный подарок».

4.Познавательная беседа: О Великой Отечественной войне,

5.Рассматривание фотографий «Фотохроника военных дней»

Совместные поиски информации.

Сбор документов и фотографий из семейных архивов об участниках войны.

Основной этап

Октябрь

  1. Слушание песен о войне: «Священная война» сл. В. Лебедева-Кумача, «День Победы» Д. Тухманова, М. Блантера «Катюша», В.Алкина «Прощание славянки».
  2. Чтение художественных произведений:Л. Кассиль «Памятник солдату», «Твои защитники»; С. Баруздин «Рассказы о войне»; С. Михалков «День Победы»
  3. Беседа с детьми «Подвиг на войне»
  4. Просмотр фильмов, презентаций о ВОВ
  5. Разучивание пословиц и поговорок о любви и защите Родины, ее защитниках, о героизме, смелости и храбрости героев-солдат, солдатской дружбе и товариществе.

Консультация: «Воспитание у детей чувства уважения к своей стране, гордости за Родину и народ через ознакомление с событиями Великой Отечественной войны»

Ноябрь

1.Соц. - коммуникативное развитие/ познавательное: «Россия – Родина моя»

2.Рисование «С чего начинается Родина».

3.Речевое развитие «Мое отечество Россия», разучивание стихотворения о Родине, чтение худ. литературы.

5.Беседа о приближающейся дате и о Великой Отечественной войне. 6.Рассматривание иллюстраций, картин с фрагментами военных лет.

6. Проект «Я живу в России»

Помощь в создание коллекции медалей и орденов

Консультация для родителей «Воспитание любви к родному городу и природе в детском саду и семье»

Декабрь

  1. НОД «Города-герои»
  2. Рассматривание открыток «Города герои».
  3. Слушание музыки Б. Мокроусов «Марш защитников Москвы»,
  4. Разучивание стихотворений,
  5. Чтение произведений С.П. Алексеев «Брестская крепость».
  1. Дидактическая игра «Найди город на карте», «О каком городе говорю».
  2. Лепка «Военная техника»

Подбор открыток, иллюстраций, фотографий для оформления альбомов «Наша Армия родная»

Январь

  1. Рисование: «Вечный огонь»
  2. Речевое развитие: рассказывание о памятниках, разучивание стихотворений,
  3. Чтение худож. произведений: Я.Тайц: «Цикл рассказов о войне». (Обсуждение текстов, ответы на вопросы детьми).
  4. Муз.развитие: прослушивание муз произведений
  5. Аппликация «Тридцать три богатыря»

Ширмы, советы родителям, что и как рассказывать детям о войне

Февраль

  1. НОД «Слава и гордость воинам»
  2. Рисование «Пограничник с собакой»,
  3. Речевое развитие: Рассказывание по картине «Богатыри», разучивание стихотворений
  4. Чтение А. Митяев «Почему Армия всем родная»
  5. Просмотр презентации «Боевая техника войны»
  6. Муз. развитие: Ф. Шуберт «Военный марш»
  7. Спортивно-театрализованный праздник "Богатырские состязания"
  8. Музыкальное развлечение  для детей старшего возраста «Слава армии родной!»

Составление индивидуальных рассказов детей совместно с родителями об истории своей семьи в годы ВОВ.

Наглядная агитация «Как рассказать детям о Великой Отечественной войне»

Март

  1. Экскурсия в краеведческий музей зал Боевой Славы
  2. Речевое развитие: пересказ рассказа Л.Кассиля «Сестра», разучивание стихотворений
  3. Муз. развитие: прослушивание муз. произведений
  4. Сюжетно-ролевая игра «Госпиталь»
  5. Рассказывание о письмах с фронта, приходящих в годы ВОВ в семьи воспитанников.
  6. «Зарница» военно-спортивная игра
  7. Тематическое занятие «Они защищали Родину» (о героях войны)
  8. Лепка «Военные награды»

Оформление тематической выставки в книжном уголке

Содействие в организации экскурсии.

Апрель

  1. НОД «Великая Отечественная война: лица победы, дети войны».
  2. Чтение из сборника рассказов «Дети — герои Великой Отечественной войны»;
  3. Аппликация «Открытка с тюльпанами»
  4. Дидактическая игра «Ордена и медали»
  5. Муз.развитие: разучивание песни «Солнечный круг» А.Александрова
  6. Рисование «Я рисую мир»
  7. Конкурс рисунков «Этих дней не смолкнет слава»
  8. Конкурс чтецов, посвященный ВОВ

Конкурс на лучший рисунок, поделку к Дню Победы.

Заключительный этап

Май

  1. Музыкально - спортивный праздник, посвященный «Дню Победы»
  2. Конструирование: Макет ко дню победы
  3. Рисование «Мы едем на праздник с флагами и цветами», «Праздничный салют»
  4. Праздник «Не забудем их подвиг великий!»
  5. Социальная акция «Георгиевская ленточка»
  6. Выставка детских работ и оформление детского альбома впечатлений   на тему «Война глазами детей»

Наглядная агитация «Известные люди о воспитании любви к Родине»

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ

  1. Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. М., 2005г.
  2. Великая Отечественная война. /http://puzkarapuz.ru/51511-velikaya-otechestvennaya-vojna.html
  3. Государственная программа. - Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-- 2002 годы. - Российская газета. 2001 год.
  4. Гружинская М., Е. Сидоренко, М. Корнилова, В. Стержнева. «День Победы» //Ребенок в детском саду, №2, 2008г.
  5. Гурина Т. Ф. Патриотическое воспитание в условиях современного дошкольного образовательного учреждения http://worldofchildren.ru/scenarios-and-holidays/23-fevralya/1838-patrioticheskoe-vospitanie-v-usloviyax-sovremennogo-doshkolnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya
  6. День Победы! (Тематические коллекции)http://www.metodkabinet.eu/BGM/Temkatalog/TemKollekzii_9_may.html
  7. Детям о Великой Победе. Беседы о Второй мировой войне / А. П. Казаков, Т. А. Шорыгина, М, 2009г.
  8. Долматова. Е., Телегин М. Поговори с Ребёнком о войне, или как дошкольнику о Великой Отечественной Войне рассказать? / http://www.p4c.ru/671
  9. Евдокимова Е. Проектная модель гражданского воспитания дошкольников. Посвящается 60-летию Великой Победы! Е. Евдокимова //Дошкольное воспитание, 2005. - № 3.
  10. Зацепина М. Б. Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников. М. 2008.
  11. Кондрыкинская Л. А. С чего начинается Родина? М, 2004 г.
  12. Малышам (и не только) о празднике Победы - 9 мая, о войне, об орденах и медалях / http://kids-kids.ru/archives/138
  13. Патриотическое воспитание дошкольников: Великая Отечественная война: [проекты, конспекты занятий]! Ребенок в детском саду, 2007, №2.
  14. Т. Черединова. Детям своим расскажите о них». //Дошкольное воспитание., №5, 2005г.
  15. Doshkolnik.ru, Solnet.ru
  16. М. Ю. Картушина. День победы. Сценарии и праздники для ДОУ и начальной школы.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация проекта по патриотическому воспитанию старших дошкольников "С чего начинается Родина"

        Невозможно переоценить роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников. Суть нравственно-патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и в...

Проект: «Формирование патриотических чувств старших дошкольников через культуру и традиции народов Мордовии».

ПроблемаВ настоящее время проблема сохранения традиционной культуры народа является одной из самых актуальных проблем общественного развития, а в современных условиях она приобретает особое значение. ...

Проект "Гражданско-патриотическое воспитание старших дошкольников"

Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном крае, о том, что родной край славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми. Движ...

Рецензия на проект "Гражданско-патриотическое воспитание старших дошкольников"

Представленный на рецензирование проект ориентирован на детей старшего дошкольного возраста и направлен на формирование чувства патриотизма через развитие познавательного интереса к истории и культуры...

Проект по патриотическому воспитанию старших дошкольников. Детский марш Победы

Инновационность проекта в том, что он предусматривает проектирование инновационной модели образовательного пространства для формирования патриотических чувств дошкольников на основе ознакомления ...

ПРОЕКТ «ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА» гражданско–патриотическое воспитание старших дошкольников

Патриотизм является нравственной основой жизнеспособности государства. Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего».Поэтому гражданск...

Проект по патриотическому воспитанию старших дошкольников. Детский марш Победы

воспитания патриотизма у старших дошкольников, чувства гордости за подвиг нашего народа в Великой Отечественной войне....