Формирование социально-бытовых навыков у детей в дошкольной образовательной организации.
статья (младшая группа)

Забелина Оксана Семеновна

Формирование социально-бытовых навыков у детей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл o.s.3.docx15.18 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование социально-бытовых навыков у детей

в дошкольной образовательной организации.

Актуальной задачей в настоящее время является воспитание у дошкольников нравственно-волевых качеств: самостоятельности, организованности, настойчивости, ответственности, дисциплинированности.

Формирование нравственно-волевой сферы - важное условие всестороннего развития личности ребенка. От того, как будет воспитан дошкольник в нравственно-волевом отношении, зависит не только его успешное обучение в школе, но и формирование жизненной позиции.

Недооценка важности воспитания волевых качеств с ранних лет приводит к установлению неправильных взаимоотношений взрослых и детей,

к излишней опеке последних, что может стать причиной лени, несамостоятельности детей, неуверенности в своих силах, низкой самооценки, иждивенчества и эгоизма.

Известно стремление младших дошкольников к самостоятельности.

Оно приобретает нравственный смысл в деятельности, в которой малыш

проявляет свое отношение к окружающим. Это не только выполнение отдельных поручений взрослых, но и его деятельность по самообслуживанию. Малыш еще не осознает, что первая его трудовая деятельность

необходима ему самому и окружающим, так как овладение нужными социально-бытовыми навыками позволяет ему обходиться без посторонней

помощи, не затрудняя других людей заботой о себе. Ребенок еще не понимает, что тем самым он проявляет заботу о них. Такой мотив труда

младшего дошкольника формируется только под воздействием взрослых.

Овладение навыками самообслуживания позволяет ребенку оказывать

реальную помощь другим детям, требует от него определенных усилий

для достижения нужного результата и способствует выработке настойчивости.

Таким образом, овладение младшими дошкольниками социальнобытовыми навыками - эффективное средство воспитания таких нравственно-волевых качеств, как самостоятельность и настойчивость.

В.И. Логинова в научном труде «Особенности осознания своих умений у детей 2-3 лет» утверждает, что ребенку трехлетнего возраста присуще стремление действовать самостоятельно. Я сам! - заявляет он,

часто не осознавая свои возможности. Большое место в трудовой деятельности детей этого возраста занимает самообслуживание. Организуя

труд детей, обучая их навыкам самообслуживания, важно не подавить

стремление к самостоятельности, это великое «завоевание» трехлетнего

ребенка - важный фактор в формировании его трудолюбия.

Воспитателю необходимо помнить, что, если не обращать внимание

на то, как ребенок выполняет действие (как завернул рукава, зашнуровал

ботинки, убрал в шкаф сменную обувь), у него не только не формируются

необходимые навыки, но и формируются отрицательные привычки

(небрежность, неряшливость и т.д.). В трудовом воспитании дошкольников большое место занимает развитие социально-бытовых навыков, связанных с самообслуживанием, соблюдением правил гигиены, поддержанием порядка в групповой комнате и на участке. Этот труд, как никакой

другой, дает возможность воспитать у детей аккуратность, желание поддерживать чистоту и порядок.

Особое место в системе воспитания детей занимает дошкольное

учреждение, целью деятельности которого является развитие детей. Существуют различные методы формирования социально-бытовых навыков у детей дошкольного возраста, выбор которых осуществляется в соответствии с особенностями ребенка, с конкретными условиями и т.д.

Овладение данными навыками способствует развитию необходимых

умений для социализации человека, для формирования самостоятельности, независимости в бытовом отношении, что, безусловно, является и

фактором личностного развития. Формирование социально-бытовых

навыков происходит постепенно и планомерно. Очень важно при этом

активное сотрудничество детского сада и семьи, так как в первую очередь

ребенок берет пример со своих родителей.

Освоение культурно-гигиенических навыков связано с этическим

развитием дошкольника. Трёхлетний малыш уже может дать моральную

оценку действиям человека или героя сказки. Пока она ещё основана на

переносе общего эмоционального отношения ребёнка к человеку или

персонажу: нравится, значит, хороший, не нравится, значит, плохой. Взаимосвязано с формированием культурно-гигиенических навыков складываются и развиваются нравственные чувства. Малыши до трёх лет испытывают удовольствие от того, что они сначала выполняют действия

сначала вместе с взрослым, а потом самостоятельно. В четыре года удовольствие ребёнку доставляет правильность выполнения действия, что

подтверждается соответствующей оценкой взрослого. Стремление заслужить одобрение, похвалу является стимулом, побуждающим малыша к

выполнению действия. И только потом, когда он поймёт, что за каждым

действием стоит правило, усвоит нравственную норму, соотнесёт её с

действием, он начинает испытывать удовольствие от того, что поступает

в соответствии с нравственной нормой. Теперь он радуется не тому, что

он вымыл руки, а тому, что он аккуратный: «Я хороший, потому что всё

делаю правильно!». Дети 2-3 летнего возраста только начинают осознавать правила поведения, но ещё не видят скрытых за ними нравственных

норм. Воспитателю надо помнить, что об активном освоении правил поведения свидетельствует появление жалоб-заявлений, адресованных

взрослому. Малыш замечает нарушение правил другими детьми и сообщает об этом. Причина подобных высказываний ребёнка в стремлении

убедиться, что он правильно понимает правила поведения, получить поддержку со стороны взрослого. Поэтому к таким жалобам следует относиться с большим вниманием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Требования к приему детей в дошкольные образовательные организации, режиму дня и организации воспитательно-образовательного процесса

Культура здоровья и культура движения – два взаимосвязанных компонента в жизни ребенка....

Формирование адаптационно-развивающей среды при переходе детей из дошкольной образовательной организации в начальную школу.

Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития п...

Формирование адаптационно-развивающей среды при переходе детей из дошкольной образовательной организации в школу

Методические рекомендации для педагогов по созданию оптимальной адаптационно-развивающей среды для детей подготовительной группы...

Формирование адаптационно – развивающей среды при переходе детей из дошкольной образовательной организации в начальную школу

Самой эффективной формой, способной обеспечить полноценную подготовку детей к обучению в школе, является дошкольное образовательное учреждение. Идут годы, в обществе происходят всевозможные изменения,...

«Формирования межличностных отношений детей в дошкольной образовательной организации»

Материал направлен на консультацию для педагогов, как формируются межличностные отношения детей 4-5 лет в игре....

Распределение ролей для организации совместной деятельности детей в дошкольной образовательной организации (педагог-дети, дети-дети)

Педагог должен научить ребенка самостоятельно получать знания, помочь развить познавательный интерес, потребность в получении новых знаний, мотивацию к обучению. Он должен стать субъектом организованн...