Формирование социально-бытовых навыков у детей в дошкольной образовательной организации.
статья (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Формирование социально-бытовых навыков у детей
в дошкольной образовательной организации.
Актуальной задачей в настоящее время является воспитание у дошкольников нравственно-волевых качеств: самостоятельности, организованности, настойчивости, ответственности, дисциплинированности.
Формирование нравственно-волевой сферы - важное условие всестороннего развития личности ребенка. От того, как будет воспитан дошкольник в нравственно-волевом отношении, зависит не только его успешное обучение в школе, но и формирование жизненной позиции.
Недооценка важности воспитания волевых качеств с ранних лет приводит к установлению неправильных взаимоотношений взрослых и детей,
к излишней опеке последних, что может стать причиной лени, несамостоятельности детей, неуверенности в своих силах, низкой самооценки, иждивенчества и эгоизма.
Известно стремление младших дошкольников к самостоятельности.
Оно приобретает нравственный смысл в деятельности, в которой малыш
проявляет свое отношение к окружающим. Это не только выполнение отдельных поручений взрослых, но и его деятельность по самообслуживанию. Малыш еще не осознает, что первая его трудовая деятельность
необходима ему самому и окружающим, так как овладение нужными социально-бытовыми навыками позволяет ему обходиться без посторонней
помощи, не затрудняя других людей заботой о себе. Ребенок еще не понимает, что тем самым он проявляет заботу о них. Такой мотив труда
младшего дошкольника формируется только под воздействием взрослых.
Овладение навыками самообслуживания позволяет ребенку оказывать
реальную помощь другим детям, требует от него определенных усилий
для достижения нужного результата и способствует выработке настойчивости.
Таким образом, овладение младшими дошкольниками социальнобытовыми навыками - эффективное средство воспитания таких нравственно-волевых качеств, как самостоятельность и настойчивость.
В.И. Логинова в научном труде «Особенности осознания своих умений у детей 2-3 лет» утверждает, что ребенку трехлетнего возраста присуще стремление действовать самостоятельно. Я сам! - заявляет он,
часто не осознавая свои возможности. Большое место в трудовой деятельности детей этого возраста занимает самообслуживание. Организуя
труд детей, обучая их навыкам самообслуживания, важно не подавить
стремление к самостоятельности, это великое «завоевание» трехлетнего
ребенка - важный фактор в формировании его трудолюбия.
Воспитателю необходимо помнить, что, если не обращать внимание
на то, как ребенок выполняет действие (как завернул рукава, зашнуровал
ботинки, убрал в шкаф сменную обувь), у него не только не формируются
необходимые навыки, но и формируются отрицательные привычки
(небрежность, неряшливость и т.д.). В трудовом воспитании дошкольников большое место занимает развитие социально-бытовых навыков, связанных с самообслуживанием, соблюдением правил гигиены, поддержанием порядка в групповой комнате и на участке. Этот труд, как никакой
другой, дает возможность воспитать у детей аккуратность, желание поддерживать чистоту и порядок.
Особое место в системе воспитания детей занимает дошкольное
учреждение, целью деятельности которого является развитие детей. Существуют различные методы формирования социально-бытовых навыков у детей дошкольного возраста, выбор которых осуществляется в соответствии с особенностями ребенка, с конкретными условиями и т.д.
Овладение данными навыками способствует развитию необходимых
умений для социализации человека, для формирования самостоятельности, независимости в бытовом отношении, что, безусловно, является и
фактором личностного развития. Формирование социально-бытовых
навыков происходит постепенно и планомерно. Очень важно при этом
активное сотрудничество детского сада и семьи, так как в первую очередь
ребенок берет пример со своих родителей.
Освоение культурно-гигиенических навыков связано с этическим
развитием дошкольника. Трёхлетний малыш уже может дать моральную
оценку действиям человека или героя сказки. Пока она ещё основана на
переносе общего эмоционального отношения ребёнка к человеку или
персонажу: нравится, значит, хороший, не нравится, значит, плохой. Взаимосвязано с формированием культурно-гигиенических навыков складываются и развиваются нравственные чувства. Малыши до трёх лет испытывают удовольствие от того, что они сначала выполняют действия
сначала вместе с взрослым, а потом самостоятельно. В четыре года удовольствие ребёнку доставляет правильность выполнения действия, что
подтверждается соответствующей оценкой взрослого. Стремление заслужить одобрение, похвалу является стимулом, побуждающим малыша к
выполнению действия. И только потом, когда он поймёт, что за каждым
действием стоит правило, усвоит нравственную норму, соотнесёт её с
действием, он начинает испытывать удовольствие от того, что поступает
в соответствии с нравственной нормой. Теперь он радуется не тому, что
он вымыл руки, а тому, что он аккуратный: «Я хороший, потому что всё
делаю правильно!». Дети 2-3 летнего возраста только начинают осознавать правила поведения, но ещё не видят скрытых за ними нравственных
норм. Воспитателю надо помнить, что об активном освоении правил поведения свидетельствует появление жалоб-заявлений, адресованных
взрослому. Малыш замечает нарушение правил другими детьми и сообщает об этом. Причина подобных высказываний ребёнка в стремлении
убедиться, что он правильно понимает правила поведения, получить поддержку со стороны взрослого. Поэтому к таким жалобам следует относиться с большим вниманием.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
XI. Требования к приему детей в дошкольные образовательные организации, режиму дня и организации воспитательно-образовательного процесса
Сан Пин 11 пункт...
Требования к приему детей в дошкольные образовательные организации, режиму дня и организации воспитательно-образовательного процесса
Культура здоровья и культура движения – два взаимосвязанных компонента в жизни ребенка....
Формирование адаптационно-развивающей среды при переходе детей из дошкольной образовательной организации в начальную школу.
Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития п...
Формирование адаптационно-развивающей среды при переходе детей из дошкольной образовательной организации в школу
Методические рекомендации для педагогов по созданию оптимальной адаптационно-развивающей среды для детей подготовительной группы...
Формирование адаптационно – развивающей среды при переходе детей из дошкольной образовательной организации в начальную школу
Самой эффективной формой, способной обеспечить полноценную подготовку детей к обучению в школе, является дошкольное образовательное учреждение. Идут годы, в обществе происходят всевозможные изменения,...
«Формирования межличностных отношений детей в дошкольной образовательной организации»
Материал направлен на консультацию для педагогов, как формируются межличностные отношения детей 4-5 лет в игре....
Распределение ролей для организации совместной деятельности детей в дошкольной образовательной организации (педагог-дети, дети-дети)
Педагог должен научить ребенка самостоятельно получать знания, помочь развить познавательный интерес, потребность в получении новых знаний, мотивацию к обучению. Он должен стать субъектом организованн...