«Формирования межличностных отношений детей в дошкольной образовательной организации»
консультация (средняя группа)
Материал направлен на консультацию для педагогов, как формируются межличностные отношения детей 4-5 лет в игре.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Консультация для педагогов | 27.41 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМА: «Формирования межличностных отношений детей в дошкольной образовательной организации»
Автор: Борисова Вероника Владимировна, Воспитатель
Введение
В настоящее время, специалисты дошкольной педагогики единодушно признают, что игра как самая важная деятельность ребенка в ДОО, должна выполнять воспитательные, развивающие, социальные функции. Это наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений и знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивается потребность в общении и взаимодействии.
Мы согласны с точкой зрения С. Л. Рубинштейна, что сердце человека
всё соткано из его человеческих отношений к людям, с ними связано главное
содержание психической и внутренней жизни человека. Именно эти отношения рождают наиболее сильные переживания и главные человеческие поступки. Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Ребенок живет, растет и развивается в переплетении различного рода связей и отношений. Опыт этих первых отношений является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка и во многом определяет особенности самосознания человека, его отношение к миру, его поведение и сочувствие среди людей.
На протяжении всего детства ребенок общается и раскрывается в игре.
С помощью игры ребенок раскрывает свои возможности, открывает мир для
себя и наоборот - себя для мира. В игре ребенок становится членом коллектива, учится оценивать свои действия и поступки. В игре прослеживаются два вида отношений между детьми:
- игровые отношения, в которых присутствуют содержание, правила
игры;
- реальные отношения, которые проявляются в ходе игры.
Они являются основой организации детского общества, что в свою
очередь делает игру формой организации жизни ребенка.
Сюжетно - ролевая игра - это основной вид игры ребенка дошкольного
возраста. В процессе развития сюжетно-ролевой игры ребенок переходит
от элементарных, готовых сюжетов к самостоятельно придуманным, охватывающим практически все сферы действительности. Ребенок учится играть не рядом с другими детьми, а вместе с ними, обходиться без многих игровых атрибутов, начинает понимать правила игры и следует им, какими бы сложными и неудобными для ребенка они ни были. И это далеко не все, что ребенок приобретает и узнает в игре.
В сюжетно - ролевой игре дети вступают в реальные организационные отношения. В то же время между ними устанавливаются не простые ролевые отношения. Нам импонирует точка зрения А. П. Усова, что умение устанавливать взаимоотношения со сверстниками в игре - это первая школа
поведения в обществе.
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) сформулированы требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, где игра
является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста. Содержание образовательной области «Социализация» примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений через решение следующих задач:
- развитие игровой деятельности детей;
- приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимных отношений со сверстниками и взрослыми.
Однако в работах современных исследователей недостаточно изучены аспекты межличностных отношений детей среднего дошкольного возраста
в сюжетно-ролевой игре в современных условиях функционирования ДОО.
Вследствие чего, возникает проблема данной темы: каким должно быть содержание сюжетно-ролевой игры, чтобы она способствовала формированию межличностных отношений детей в ДОО? Для разрешения данной проблемы нами была сформулирована тема исследования: «Формирования межличностных отношений детей в дошкольной
образовательной организации».
Объект: межличностные отношения детей дошкольного возраста.
Предмет: формирование межличностных отношений детей дошкольного возраста.
Цель: изучить теоретические аспекты формирования межличностных отношений детей в ДОО, выявить особенности сюжетно-ролевых игр и проверить в экспериментальной работе организацию и содержание сюжетноролевых игр, способствующих формированию межличностных отношений детей в ДОО.
Гипотеза: сюжетно-ролевые игры с детьми дошкольного возраста будет способствовать формированию их межличностных отношений, если:
- изучены теоретические аспекты выбора и организации сюжетно-ролевых
игр и особенности формирования межличностных отношений детей в дошкольной образовательной организации;
- разработано и реализовано содержание сюжетно-ролевых игр, направленное на формирование межличностных отношений детей в дошкольной образовательной организации;
- изучена результативность формирования межличностных отношений детей
в дошкольной образовательной организации, позволяющее корректировать
содержание сюжетно-ролевых игр.
В соответствии с целью, объектом и предметом, гипотезой исследования нами решались следующие задачи:
1. Изучить теоретические аспекты выбора и организации сюжетно-ролевых
игр и особенности формирования межличностных отношений детей в дошкольной образовательной организации.
2. Разработать и реализовать в экспериментальной работе содержание сюжетно-ролевых игр, направленное на формирование межличностных отношений детей в дошкольной образовательной организации.
3. Изучить результативность формирования межличностных отношений детей в дошкольной образовательной организации.
При организации исследования мы использовали следующие методы:
- теоретические: анализ и синтез психологической, педагогической и методической литературы;
- практические: наблюдение, результаты детского творчества, беседы,
педагогический эксперимент, математическая обработка количественных и
качественных результатов.
Особенности формирования межличностных отношений детей в дошкольной образовательной организации. Почему в психологии говорят не только об общении, но и о межличностных отношениях. По сути, подразумевается один и тот же процесс взаимодействия двух или больше человек. Но употребляя термин «межличностные отношения», мы делаем акцент на том, что в общении раскрывается (или, наоборот, закрывается) и развивается личность, индивидуальное «Я». Взаимодействие дошкольников переходит на уровень межличностных отношений тогда, когда на первом месте в общении проявляется личностный мотив. Ребенок уже не просто желает с кем-либо проводить время, а конкретно хочет играть с «девочкой из соседней квартиры», «с мальчишками, а не девчонками», пойти в зоопарк с сестрой, а не с группой и т. д. То есть, для дошкольника приобретают значимость конкретные личности с их качествами и характером. Межличностные отношения для дошкольников - это возможность проводить время с вызывающими симпатию людьми, а также возможность научиться оценивать другого человека и составлять представления о себе на основе сравнения. А для этого партнер по общению должен вызывать интерес и симпатию, определенные чувства, обладать неким опытом. Большинство дошкольников ориентировано на положительные межличностные отношения. Поэтому они чаще согласятся на второстепенную роль в игре, чем откажутся играть вообще. Если нужно дать свою игрушку, дошкольник, хотя и с сожалением в душе, все - таки протянет ее сверстнику. Хотя нередко наблюдаются исключения, особенно в младшем дошкольном возрасте. На пятом году жизни организм ребенка интенсивно растет и развивается. Происходит качественное развитие основных движений детей. Эмоционально яркая двигательная деятельность становится не только средством физического развития, но и способом психологической разгрузки детей, отличающихся высокой возбудимостью. Появляется и развивается умение планировать свои действия, дети создают и воплощают определенный замысел, который теперь, помимо простого намерения, включает представление о цели действия и о способах ее достижения. Важное психическое новообразование детей 4-5 лет - умение оперировать в уме представления о предметах, обобщенных свойствах этих предметов, связях и отношениях между предметами и событиями. Начиная понимать некоторые зависимости между явлениями и предметами, детей проявляют повышенный интерес к зависимости между событиями, устройству вещей, причинам наблюдаемых явлений. Это приводит к увеличению потока вопросов к взрослому: «почему?»; «как?»; «зачем?». Часто на свои вопросы дети стараются ответить сами, проводя опыты, изучая неизвестное. Если взрослые невнимательны к удовлетворению любопытства дошкольников, то дети замыкаются, проявляют негатив, упрямство, становятся непослушными. Получается, что негативные проявления в поведении ребенка появляются из - за нереализованной потребности общения с взрослыми. На пятом году жизни дети приобретают игровой опыт, который способствует проявлению более активного интереса к взаимодействию со сверстниками в ходе игры, поэтому они начинают стремится к объединенным играм. Воспитатель должен учитывать это. Для стимулирования доброжелательности между детьми в ходе игры, он должен внимательно изучить особенности общения детей со сверстниками, и создать условия для самодеятельных совместных игр в небольших подгруппах (от 2 до 3-5 человек). Важность сверстника в психическом развитии ребенка признается большинством психологов. Значение общения со сверстником в жизни ребенка вышло за пределы эгоцентризма и распространилось на самые разные области его развития. Особенно велико его значение в становлении основ личности ребенка и его коммуникативном развитии. По мнению М. И. Лисиной и Е. О. Смирновой, в 4-5-летᶥнем возрасте дети часто спрашивают об успехах их товарищей, демонстрируют свои преимущества, пытаются скрыть от сверстников свои промахи и неудачи. В детском общении в этом возрасте появляется конкурентное, соревновательное начало. Среди средств общения начинают преобладать речевые, но их речь продолжает оставаться ситуативной. Если в сфере общения со взрослым в этом возрасте уже возникают внеситуативные контакты, то общение со сверстниками остается преимущественно ситуативным: дети взаимодействуют в основном по поводу предметов, действий или впечатлений, представленных в наличной ситуации. Е.О. Смирнова утверждала, что наряду с потребностью в совместной игре у ребенка 4-5 лет обычно появляется потребность в признании и уважении сверстника. Эта естественная потребность создает массу проблем в отношениях детей и становится причиной многих конфликтов. Ребенок всеми силами стремится привлечь внимание других, чутко ловит в их взглядах и мимике признаки отношения к себе, демонстрирует обиду в ответ на невнимание или упреки партнеров. Для ребенка значительно важнее его собственное действие или высказывание, а инициатива сверстника в большинстве случаев им не поддерживается. Особенно ярко это проявляется в невозможности продолжить и развить диалог, который распадается из-за неспособности услышать партнера. Каждый говорит о своем, показывает свои достижения и совершенно не реагирует на высказывания партнера. Дети 4-5 лет очень негативно относятся к сверстникам, которые без спроса вторгаются на их игровые территории. Часто это приводит к конфликтам. Чтобы этого избежать следует заранее продумать обстановку: ширмы, игровые коврики, которые обозначат границы игровых пространств. Тогда дети будут учиться уважать игровое пространство других. Воспитатель на собственном примере показывает, что на их игровое поле нельзя зайти без разрешения играющих там детей. Он должен «постучать», «позвониᶥть по телефону», попросить «посадку» или просто попросить играющих пустить его. Такое поведение становится примером для подражания. Возраст 4-5 лет является периодом расцвета ролевой игры. В это время игра становится коллективной - дети предпочитают играть вместе, а не в одиночку. Главное содержание общения детей в середине дошкольного возраста заключается теперь в общем деле или деловом сотрудничестве. Сотрудничество следует отличать от соучастия. При деловом общении, когда дошкольники заняты общим делом, они должны согласовывать свои действия и учитывать активность своего партнера для достижения общего результата. В этом случае нет повторений действий или слов другого, так как у каждого своя роль. Большинство ролевых игр устроены так, что каждая роль предполагает партнера: если я врач, мне нужен больной; если я продавец, то мне необходим покупатель, и т.д. Следовательно, сотрудничество, согласованность действий с партнером - необходимое условие нормальной игры. Отношение детей 4-5 летнего возраста своеобразно по отношению к воспитателю, ему необходимо ее внимание лично к нему. Ребенок часто использует ее посредничество в своих отношениях со сверстниками. Отношения ребенка 4-5 лет в детском коллективе также отличаются своеобразием: - ярко выражено стремление к общению. Причем отношения обязательно четко направлены. Отношения между детьми под влиянием обстоятельств и воспитания меняются. Необходимое условие успешного складывания положительных взаимоотношений между детьми - это интересная, деятельная и радостная жизнь. Однако без усвоения социальных норм и правил взаимодействие детей между собой невозможно. Центральное место в этом процессе занимает игровая деятельность. Дети взаимодействует в игре и как персонажи, и как реальные личности; - начинают складываться обобщенные представления о нормах и правилах поведения. Они уж могут регулировать свое поведение, но чаще ведут себя в зависимости от своих интересов и желаний; - в процессе общения со сверстниками проявляются разные эмоции: приятие и неприятие, доброжелательность и агрессивность. В 4-5- летнем возрасте дети часто спрашивают у взрослых об успехах их товарищей, демонстрируют свои преимущества, пытаются скрыть от сверстников свои промахи и неудачи. В детском общении в этом возрасте появляется конкурентное, соревновательное начало. «Невидимость» сверстника превращается в пристальный интерес ко всему, что тот делает. Успехи и промахи других приобретают для ребенка особое значение. В любой деятельности дети пристально и ревниво наблюдают за действиями сверстников, оценивают их и сравнивают со своими. Реакции детей на оценку взрослого - кого он похвалит, а кого, может быть, и поругает - также становятся более острыми и эмоциональными. Успехи сверстника у многих детей могут вызывать огорчения, а вот его неудачи - нескрываемую радость. В этом возрасте возникают такие тяжелые переживания, как зависть, ревность, обида на сверстника. Они, конечно же, осложняют отношения детей и становятся поводом для многочисленных детских конфликтов. Совместное решение некоторых проблем в процессе игры помогает лучше усваивать социальные нормы и роли, соответствующие их социальному статусу и полу. Чем дети становятся старше, тем больше тянутся к сверстникам. Через желание общаться проявляется стремление ребенка познать и оценить себя при помощи сверстника, так как ребенку легче сравнить себя со сверстником, чем с взрослым. Общение со сверстниками удовлетворяет потребность в самооценке и в оценке партнера. В совместной деятельности дети учатся согласовывать свои действия с действиями других детей, развивается взаимопонимание. В детском коллективе ребенок овладевает такими видами деятельности, которые невозможно осуществить в одиночку. В основном это игра. У детей 4-5 лет складывается общественное мнение, влияющее на формирование личности. Оценка сверстников становится содержательной. Взаимодействие детей меняется. Дети начинают играть не только рядом, но и вместе. Проявляется потребность детей в общении, они начинает получать удовольствие от общества. Общение со сверстниками насыщено эмоциями, в нем наблюдается почти в десять раз больше экспрессивно-мимических проявлений и выразительных интонаций, чем с взрослыми. Общение с взрослыми носит намного более сдержанный эмоциональный характер. Разговоры детей очень непредсказуемы тем, что они используют неожиданные слова, сочетания слов и звуков. Сверстники создают условия для самостоятельного речевого творчества. Ребенку в общении с другими детьми важнее высказаться самим, чем выслушать другого. Действия ребенка, направленные на сверстника также многообразны. Дети могут управлять действиями партнера, организовать совместную игру. В процессе общения ребенок фантазирует, обижается, притворятся. Е.О. Смирнова и В.М. Холмогорова считают, что психологической основой индивидуальных вариантов отношения к сверстнику является различная выраженность и разное содержание предметного и личностного начала. Как правило, проблемы и конфликты между детьми, которые порождают тяжелые и острые переживания (обиды, неприязнь, зависть, злость, страх), они возникают в тех случаях, когда доминирует предметное, объективное начало, т.е. когда ребенок воспринимается исключительно как конкурент, которого нужно превзойти, как условие личного благополучия или как источник должного отношения. Эти ожидания никогда не оправдываются, что порождает тяжелые, разрушительные для личности чувства. Такие детские переживания могут стать источником серьезных межличностных и внутри личностных проблем уже взрослого человека. Вовремя распознать эти опасные тенденции и помочь ребенку преодолеть их является важнейшей задачей воспитателя, педагога и психолога.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста в условиях поликультурного пространства ДОУ
Дошкольный возраст – особо ответственный период в воспитании, он является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложн...
«Влияние речевых нарушений на формирование межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста».
Консультация для педагогов...
Исследовательская работа по формированию межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевых игр
Дошкольный возраст – особо ответственный период в воспитании, он является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со све...
Статья на тему: «Игра как средство формирования межличностных отношений детей младшего дошкольного возраста»
Формирование у детей 3-4 лет социальных контактов и развитие способности к совместным действиям в быту и игровой деятельности....
Конспект занятий "Дружба" по формированию межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста
Конспект занятий "Дружба" по формированию межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста...
Конспект занятий "Сплоченность"по формированию межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста.
Конспект занятий "Сплоченность"по формированию межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста....
Педагогическая программа "Играй, общайся, развивайся" по направлению "Сюжетно-ролевая игра как средство формирования межличностных отношений детей среднего дошкольного возраста".
Так как в современное время педагоги и родители всё чаще с тревогой замечают, что многие дети испытывают серьёзные затруднения в общении со сверстниками. Нашему обществу нужны люди с активной жизненно...