Проект "Чудо - дерево"
проект (младшая группа)
Согласно ФГОС ДО, познавательно-исследовательская деятельность – это одна из ведущих видов деятельности в период дошкольного возраста, наряду с игровой и коммуникативной. Педагогу необходимо создавать в группе условия для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности воспитанников. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. В младшем дошкольном возрасте исследовательская деятельность направлена на изучение предметов живой и неживой природы через использование опытов и экспериментов. Экологическое образование дошкольников должно начинаться с объектов ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается в повседневной жизни, поэтому в качестве объекта исследования выбрано дерево. Деревья окружают нас постоянно, но дети, как правило, почти не обращают на них внимания, не замечают их и очень часто не считают живыми объектами природы. Ведь мы не видим, как они питаются и не замечаем, как растут. Не смотря на это, деревья являются важной частью живой природы и прекрасным объектом для наблюдений, так как имеют ярко выраженные сезонные изменения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chudo_-_derevo_.docx | 39.1 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕТСКИЙ САД «ВИШЕНКА» - СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ
МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
“АЛТАЙСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2”
ИМЕНИ ПОЧЁТНОГО ГРАЖДАНИНА АЛТАЙСКОГО КРАЯ И.А.ЯРКИНА
(Детский сад «Вишенка» - СП МБОУ «Алтайская СОШ №2»)
Разработчик: Михалева А.В
с. Алтайское 2023г
Содержание
- Паспорт пректа…………………………………………… 3
- Актуальность …………………………………………….. 4
- Цель……………………………………………………….. 4
- Задачи……………………………………………………… 4
- Этапы работы…………………………………………… 5-6
- План мероприятий……………………………………… 6-8
- Литература ………………………………………………. 9
- Приложение………………………………………………. 7
Паспорт проекта
Название проекта:
«Чудо - дерево»
Место реализации проекта:
детский сад «Вишенка» - СП МБОУ «Алтайская СОШ №2»)
Вид проекта:
долгосрочный, познавательно-исследовательский.
Предмет исследования:
Деревья
Участники проекта:
дети младшей группы «Непоседы», воспитатели, родители.
Продолжительность проекта:
Октябрь 2023г - май 2024г
Актуальность проекта:
Согласно ФГОС ДО, познавательно-исследовательская деятельность – это одна из ведущих видов деятельности в период дошкольного возраста, наряду с игровой и коммуникативной. Педагогу необходимо создавать в группе условия для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности воспитанников.Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей.В младшем дошкольном возрасте исследовательская деятельность направлена на изучение предметов живой и неживой природы через использование опытов и экспериментов. Экологическое образование дошкольников должно начинаться с объектов ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается в повседневной жизни, поэтому в качестве объекта исследования выбрано дерево. Деревья окружают нас постоянно, но дети, как правило, почти не обращают на них внимания, не замечают их и очень часто не считают живыми объектами природы. Ведь мы не видим, как они питаются и не замечаем, как растут. Не смотря на это, деревья являются важной частью живой природы и прекрасным объектом для наблюдений, так как имеют ярко выраженные сезонные изменения.
Цель:
- Формирование и расширение представлений детей о деревьях(клён, береза и рябина).
Задачи:
Образовательные:
- Расширить представления детей о деревьях (клён, береза и рябина)
- Закреплять представление детей о строении дерева (корень, ствол, ветки, листья).
- Закреплять умение выделять форму, величину,окраску листьев.
- Учить различать дерево по коре.
- Познакомитьдетей с семенами деревьев ( сережки, ягоды, верталетики).
Развивающие:
- Развивать умение детей наблюдать, анализировать и делать элементарные выводы (прочное -не бьется,легкое - плавает в воде, не тонет,похолодало - на деревьях пожелтели и опадают листья).
- Развивать любознательность, мышление, внимание, умение замечать изменения в природе.
Воспитательные:
Воспитыватьбережное отношение к деревьям.
Ожидаемый результат:
Дети расширили представления о деревьях (клён, береза и рябина)
Дети закрепили представление о строении дерева (корень, ствол, ветки, листья).
Дети выделяют форму, величину, окраску листьев.
Дети различают дерево по коре.
Дети познакомились с семенами деревьев ( сережки, ягоды, верталетики).
Дети умеют наблюдать, анализировать и делать элементарные выводы (прочное -не бьется, легкое - плавает в воде, не тонет, похолодало - на деревьях пожелтели и опадают листья).
Дети научились замечать изменения в природе.
Этапы реализации проекта:
1 этап. Подготовительный этап:
- Выбор темы, постановка целей и задач.
- Написание перспективного плана.
- Подбор методической литературы для реализации проекта;
- Подбор опытно – экспериментальная деятельность.
- Подбор наглядно-дидактического материала, художественной литературы.
2 этап. Основной этап:
План мероприятий
Месяц | Форма работы |
Октябрь – Ноябрь | Экскурсия по территории детского сада- наблюдение за деревьями осенью - учить замечать изменения в природе с приходом осени. Рассматривание: «Какие разные деревья» - развивать наблюдательность. (обратить внимание детей на деревья (берёзу, клён и рябину) и спросить одинаковые или нет. Чем отличаются? Рассмотреть каждое в отдельности – выявить сходство (есть ствол, листья, ветки) и различия (форма листьев, строение ствола, на рябине есть ягоды) Беседа: «Как деревья готовятся к зиме?» -рассказать детям, что деревья, сбрасывая листья, готовятся к холодам. Листья укрывают землю сплошным ковром и таким образом защищают корни от морозов: земля под опавшими листвой больше влаги, что очень хорошо для растений, которые после зимы возродятся к жизни листьями глубоко не промёрзнет. Наблюдение за листопадам - обратить внимание детей на лежащие под деревьями листья - опали; опавшие листья: разноцветные, разной формы. Предложить детям походить по листьям послушать, как шуршат. Д/И « Части дерево»-ознакомление со строением дерева, с названиями его основных частей. Д/И«Осенние листочки» -Учить собирать целое из частей. Д/И«У кого такой листок?» -различать у детей конструктивные навыки, зрительное внимание; закреплять знание цвета (красный, желтый, зеленый, оранжевый). Д/И«Большие и маленькие листочки» - учить детей различать листочки по величине, закрепить понятия: большой – маленький. Д/И «Угадай дерево» - учить детей узнавать и называть деревья. Чтение: М.М.Пришвин «Листопад»- учить слушать, отвечать на вопросы. Заучивание стихотворения В. Мировича «Листопад» - Учить детей выразительно рассказывать наизусть стихотворение. Чтение М. Ивенсен «Падают листья» - закреплять знания детей о характерных признаках осени. Экспериментирование: №1 «Как листики летают по ветру» -Показать детям зависимость полета падающего листочка от его величины и формы; №2:«Назови правильно с какого дерева лист» -учить различать кленовые, березовые и рябиновые листики, сравнить их по цвету, величине, форме.
№4: « Каким свойствам обладают сухие листья?» - помочь детям выявить свойства сухих листьев (тёмная окраска, лёгкие, шуршат, крошатся). Развивать умение сравнивать, делать простейшие вывод. №5: «Сколько весит лист?» - выявить свойства листьев с дерева и высушенных листьев. №6:«Где быстрее высохнет лист?»-выявить, что лист засушенный на свету высыхает быстрее, но меняет свою форму. №7: « Что будет, если замочить сухой лист в воде?»- Дать представление, что сухой лист может стать тяжелым. Работа с природным материалом: «Чудеса из осенних листьев». Оформить гербарий из листьев. |
Декабрь - Январь | Экскурсия по территории детского сада - Вспомнить названия деревьев на участке детского сада, с которыми знакомились осенью. Найти ответ на вопрос: «Почему нет листочков?» -учить замечать изменения в природе с приходом зимы. Беседа: «Кора деревьев» - познакомить детей понятие «кора», для чего она служит дереву. Беседа «Рябинка» - выяснить, чем рябинка отличается от других деревьев; ее плоды - корм для птиц. Рассматривание:«Почему на деревьях нет листочков» - зимой деревья стоят голые, без листьев. Они отдыхают, спят, набираются сил. Д/И «Какая у дерева кора? -темная, светлая, гладкая, шершавая. Экспериментирование: №1:Предложить детям рассмотреть кору деревьев визуально, а потом с помощью лупы. Обратить внимание на цвет коры берёзы и коры рябины. №2: «Кораблик путешествия» (свойства дерева, различным материалом (дерево, резина, стекло, железо, пенопласт, пластик) – изучить свойства дерева. №3:«Кора разных деревьев» - формировать представления о коре деревьев, развивать умение сравнивать, анализировать, делать выводы. №4: «Рассматривание через лупу коры рябины и березы, её строения. «Как пахнет кора рябины, как пахнет кора березы?». №5: «Кора разного цвет» - . Окраска коры у разных деревьев различна и является одним из отличительных признаков каждой древесной породы, по которым ее можно распознавать). |
Февраль, март, апрель. | Экскурсия по территории детского сада - вспомнить названия деревьев на участке детского сада, с которыми знакомились осенью,учить замечать изменения в природе с приходом весны. Беседа:«Первые листочки»- деревья просыпаются от зимней спячки, появляются листочки. Наблюдение: «Оттепель»- понаблюдать за деревьями в оттепель .Объяснить детям, что на ветках образуется тонкий слой льда. Наблюдение за почками деревьев - посмотреть, как набухают почки на деревьях – «домики листьев». Аккуратно наклонить ветку и показать каждому ребёнку набухшие почки: всю зиму листья спали в этих домиках, теперь солнце пригревает, посылает свои лучи – когда они станут совсем теплыми, листочки проснутся. Рассмотреть почки на берёзе, клёне и рябине. Наблюдение: обратить внимание детей на красоту весенних деревьев. Обратить внимание на блестящие листики их яркий и сочный цвет, а также рассмотреть их, они разные: маленькие, большие и резные. Д/И «Деревья и их плоды» - учить детей подбирать плоды деревьев, развивать зрительную память,внимание. Д/И «Какого цвета и формы листья?» (круглые, симметрично расположены листики овальной формы, резные, вытянутые). Д/И« С какого дерева лист?- развивать внимание,наблюдательность,память. Д/И «Узнай по описанию.» -учить детей узнавать деревья по описанию; развиватьвнимательность, память. Экспериментирование: №1: «Ветка березы и клена в воде» - развитие почек веток клена и березы, дать представления о том, что растения живые и могут расти и развиваться, если только для них созданы необходимые условия- свет, вода, тепло, уход. №2: «Ветер и семена» -рассмотреть с ребенком крылатки клена. №3: «Рассматривание»и сравнение почек на ветках деревьев клена и березы на улице. №4:«Наблюдение за изменениями, происходящих с почками на ветках клена и березы в вазе в групповой комнате. - развивать интерес к познавательной деятельности. №5: «Тонет- не тонет»-развивать наблюдательность, мыслительную деятельность. |
Май | Видеофильм « Чудо-дерево» |
Работа с родителями:
Консультации:
- «Чем занять ребенка на прогулке?»
- «Научите ребенка любить живую природу»
Папки – передвижки:
- «Прогулки в природу – основа здоровья ребёнка»,
- «Будем любить, и беречь природу»
3 этап. Заключительный этап.
Видеофильм проекта « Чудо-дерево»
Список использованной литературы
- О.В.Дыбина. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М., 2005.
- О. Соломенникова. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2-7 лет. 2009г.
- Интернет- ресурсы.
- О.М Масленникова «Экологические проекты в детском саду».-Изд.2-е.- Волгоград.,2014.-232с.
Приложение:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Наглядное моделирование: «Как ты, дерево, живёшь?Как ты, дерево растёшь?»
Комплексное занятие, по экологии и рисованию, для детей подготовительной группы. Тема занятия: «Как ты, дерево, живёшь? Как ты, дерево Растёшь?» Оно соответству...
Открытое комилексное занятие в средней группе "Деревья. Изменения, происходящие в деревьях в осенний период"
1 ноября в средней группе было проведено открытое комплексное занятие, на которое были приглашены родители, воспитатели других групп. Воспитатель Мальцева Елена Николаевна с детьми р...
Консультации для родителей "Какие разные деревья" в рамках долгосрочного проекта "Чудо - деревья"- прогулки с детьми осенью
В рамках долгосрочного проекта "Чудо-деревья" в младшей группе необходимо добиться того. чтобы у детей осталось как можно больше разнообразных впечатлений и знаний о деревьях в разное время года...
Консультации для родителей "Какие разные деревья" в рамках долгосрочного проекта "Чудо - деревья"- прогулки с детьми зимой
В рамках долгосрочного проекта "Чудо-деревья" в младшей группе необходимо добиться того. чтобы у детей осталось как можно больше разнообразных впечатлений и знаний о деревьях в разное время года...
Занятие "Дерево-дерево не тонет".
Занятие в старшой группе, ознакомление со свойствами дерева....
«Дерево, дерево – мой дружок хороший»
Конспект занятия по экологическому воспитанию(ознакомление детей с окружающим с применением элемента аппликации) Абушахманова Гу...
конспект по развитию речи по теме «Деревья, деревья, деревья»
Программное содержание:Закрепить знаний о деревьях, познакомить с отличительными признаками (хвойные, лиственные). Развивать умение узнавать их по характерным признакам и назыв...