Методическая разработка:"Музыкотерапия, как основное направление работы музыкального руководителя с детьми с ОВЗ"
методическая разработка по коррекционной педагогике

Шматова Виктория Васильевна

Музыкотерапия - одно из перспективных направлений в жизни дошкольных учреждений. Она способствует коррекции психофизического здоровья детей в процессе их жизнедеятельности.

Слушание правильно подобранной музыки с выполнением психогимнастических этюдов повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, восстанавливает спокойное дыхание.

Это особая форма работы с детьми с использованием музыки в любом виде (записи на магнитофоне, прослушивание дисков, игра на музыкальных инструментах, пение и др.). Музыкотерапия дает возможность активизировать ребенка, преодолевать неблагоприятные установки и отношения, улучшать эмоциональное состояние. Музыкотерапия помогает наладить отношения между педагогом и ребёнком, между сверстниками, развивает чувство внутреннего контроля, открывает новые способности, повышает самооценку.

Выделяют индивидуальную и групповую музыкотерапию. Индивидуальная музыкотерапия осуществляется в трех вариантах: с коммуникативным, реактивным и регулятивным действием. В первом случае музыкальное произведение прослушивают педагог и ребенок, здесь музыка способствует улучшению данных взаимоотношений. Во втором – достигается катарсис (очищение). В третьем — снимается нервно-психическое напряжение. Все три формы могут применяться как независимо, так и в сочетании. Они представляют в известном смысле пассивную музыкотерапию. Наряду с этим существует и активная индивидуальная музыкотерапия, целью которой является преодоление коммуникативных расстройств. Она осуществляется в виде занятия педагога музыкой совместно с ребенком. Основные направления в музыкотерапии – это слушание музыки и исполнительство. К слушанию музыки относятся: беседы или занятия, когда музыка звучит фоном; специальное прослушивание музыкальных произведений или их фрагментов с анализом услышанного; упражнения на внутреннее слышание. Групповая музыкотерапия строится таким образом, чтобы участники активно общались друг с другом, между ними возникали коммуникативно-эмоциональные взаимоотношения, чтобы данный процесс был достаточно динамичным. Пассивная музыкотерапия, а в частности слушание может быть представлено следующими видами: Прослушивание сдержанной, успокаивающей музыки при организации дневного сна детей.

Влияние музыкальных инструментов и пения на организм.

Современные сведения, наложенные на древнейшие знания, показывают, что звуки различных музыкальных инструментов по-разному влияют на организм человека: звучание ударных инструментов способно дать ощущение устойчивости, уверенности в будущем, физически взбодрить, придать человеку силы. Духовые инструменты влияют на формирование эмоциональной сферы. Причем медные духовые мгновенно пробуждают человека ото сна, делают его бодрым, активным.

Интеллектуальной сфере соответствует музыка, исполняемая клавишными инструментами, особенно фортепианная. Не случайно звучание рояля называют самой математической музыкой, а пианистов относят к музыкальной элите, которая обладает четким мышлением и очень хорошей памятью. Струнные инструменты прямо воздействуют на сердце. Они, в особенности скрипка, виолончели и гитары, развивают в человеке чувство сострадания, лечат душу.

Вокальная музыка влияет на весь организм, но больше всего на горло.

Выражение «чарующий голос» очень актуально в настоящее время, так как умение выразительно произносить слова стало настоящим искусством подчинения людей своей воли, создания определенного имиджа, что чрезвычайно важно для политика, руководителя и любого человека, кому необходима коммуникабельность.

Музыкотерапия: показания.

Для дошкольных учреждений, где занимаются дети с разными формами нарушений  - зрительные патологии, различной степени ЗПР (задержка психического развития, ДЦП, расстройства аутистического спектра (РАС), нарушения психо-эмоциональной сферы, нарушения интеллектуальной деятельности,  психосоматические заболевания -  в  этих случаях применение музыкотерапии неоценимо.

Как воздействует музыкотерапия?

Психосоматическое, в процессе которого с помощью музыки осуществляется лечебное воздействие на различные функции организма.

Психотерапевтическое, в процессе которого с помощью музыки осуществляется коррекция психоэмоционального состояния, отклонений в личностном развитии психоэмоционального состояния

Воздействие музыки позволяет использовать её в коррекционной работе с детьми, которые имеют проблемы в развитии.

У дошкольников с задержкой психического развития и нарушениями интеллектуальной деятельности часто наблюдаются нарушения в развитии музыкального слуха, его ритмической и динамической основы. У таких детей отмечаются слабость и неустойчивость, прерывистость дыхания, хрипловатый, монотонный голос, часто с носовым оттенком, вялая размытая дикция.

Трудности певческой деятельности детей с ЗПР и нарушениями интеллектуальной деятельности связаны прежде всего с несовершенством вокально-слуховой координации, звукопроизносительной стороны речи или полным отсутствием её, слабостью праксиса.

Однако специально подобранный репертуар с учетом возможностей диапазона детей данной категории, применяемые в игровой форме приемы вокально-хоровой работы, обеспечивают коррекционную направленность пения и дают положительные результаты.

Показ игрушки или иллюстрации по содержанию музыкального произведения, мини-беседы перед слушанием музыки создают не только интерес и положительную мотивацию, но и помогают понять содержание музыкального произведения. Включение в процесс слушания музыки действий взрослого с игрушкой (гладим кошечку, показываем танцующую куклу) соответственно характеру музыки, а также действия самих детей создают наглядно-образную основу восприятия музыки, делают его более устойчивым, помогают в образовании слухо-зрительных связей.

Две основные формы музыкотерапии: активная и пассивная (рецептивная). Активная музыкотерапия представляет собой терапевтически – психотерапевтически направленную, активную музыкальную деятельность, заключающуюся в воспроизведении музыкального материала с помощью собственного голоса или каких-либо музыкальных инструментов, двигательные импровизации под соответствующий характеру музыки словесный комментарий. Пассивная – предполагает процесс восприятия (слушания) музыки с психотерапевтической целью, прослушивание стимулирующей, успокаивающей или стабилизирующей музыки специально как фон.

Музыкотерапия как условие развития коммуникативных, творческих способностей детей в процессе музыкальных занятий. Целью занятий по предлагаемой методике является психопрофилактика нарушений в сфере общения детей с помощью музыки. Основные принципы методики: - принцип ориентации на целостность восприятия образа человека. Он предполагает признание равной значимости речевых и невербальных манифестаций личности ребенка; - принцип «фольклорной игры», опираясь на народные методы развития способностей, предполагает участие в занятиях детей различной музыкальной одаренности. Многообразие предлагаемых форм творческого самовыражения, игровые построения занятий, коллективное участие в игре, поощрение инициативы обуславливают высокий уровень эмоциональной отдачи. Принцип способствует стимуляции и развитию детской фантазии. Он служит средством активизации социального поведения ребенка. Работа по этому принципу ведет к развитию индивидуального творческого самовыражения, так как наряду с коллективным исполнительством, предоставляет каждому воспитаннику определенную роль. Принцип является средством поддержания интереса к музыкальным занятиям, так как отвечает физическим (разрядка энергии), социальным (осмысленное коллективное обучение), интеллектуальным (индивидуальная творческая самореализация) запросам дошкольников. - принцип множественного и концентрированного воздействия. Данный принцип предполагает осознание многомерности воздействия всей системы занятий на коммуникативную сферу личности, то есть каждое упражнение наряду с решением определенной цели одновременно косвенно решает и иные задачи по развитию коммуникативных способностей. - принцип «педагогического доверия» основан на вере педагога в возможности каждого ученика. Результатами работы по принципу является всесторонне раскрытие личности ребенка, поверившего в свои собственные возможности. Творческий процесс на музыкальных занятиях один из наиболее интересных и любимых детьми. Элементарное музицирование дает возможность и шанс каждому ребенку выразить себя: придумать интонацию, изменить придуманное, сыграть, «изобрести» способ игры, показать его в различных движениях, украсить жестом, соединить все вместе, по частям и т.д. Процессу варьирования нет конца, он всегда открыт и ограничен лишь фантазией и желанием музицирующих продолжать игру с данным материалом до тех пор, пока он представляет интерес, а также учит детей взаимодействовать друг с другом. Таким образом мы видим, что музыка, а музыкотерапия в частности, оказывает положительное воздействие на развитие коммуникативных способностей детей, развитие музыкального слуха, творческих способностей,  музыкальной восприимчивости, внимания и памяти, как условия общего коррекционного воздействия на детей с ОВЗ.

Утренняя музыка

Включение записи классических произведений с мажорным, солнечным звучанием в момент приема детей в детский сад и тихой, нежной, легкой музыки в момент пробуждения после дневного сна. Для этого используется тихая, нежная, легкая, радостная музыка. Небольшая композиция должна быть постоянной в течение примерно месяца, чтобы у ребенка выработался рефлекс просыпания. Услышав звучание привычной музыка, малышам будет легче и спокойнее переходить из состояния полного покоя к активной деятельности. Кроме того, под музыку можно провести комплексы упражнений, не поднимая с кроватей детей.

Музыка перед дневным сном.

Прослушивание сдержанной, успокаивающей музыки при организации дневного сна детей. Для расслабления, снятия эмоционального и физического напряжения, для приятного погружения в дневной сон я предлагаю воспитателям воспользоваться благотворным влияние мелодичной классической и современной релаксирующей музыки, наполненной звуками природы (шелест листьев, голоса птиц, стрекотание насекомых,

 шум морских волн и крик дельфинов, журчание ручейка). Дети на подсознательном уровне успокаиваются, расслабляются.

Музыка для прослушивания на музыкальных занятиях. Слушание релаксационных музыкальных произведений, включающих звуки природы, леса, воды, подбор классических произведений для физического и психоэмоционального расслабления.

Музыкальные произведения, воздействующие на эмоциональное состояние ребенка:

1. «Утро» (музыка Грига из сюиты «Пер Гюнт») .

2. Инструментальная музыка Диего Модена

3. Композиции (оркестр Поля Мориа)

4. Обработки для русского народного оркестра («Барыня», «Камаринская», «Калинка»)

5. Сен-Санс «Карнавал животных» (симфонический оркестр)

6. Инструментальная музыка: Frederic Delarue.

7. «Времена года» П. И. Чайковского.

8. Бетховен, соната № 14 «Лунная».

9. Ф. Шуберт «Аве Мария».

10. Колыбельная мелодия «На сон грядущий» (серия «Хорошая музыка для детей») .

11. Samudra Ocean «Голоса океана».

12. Инструментальная музыка: Сергей Сиротин, Д. Ливингстон.

13. Мендельсон «Концерт для скрипки с оркестром».

14. Музыка для здоровья: Edward Simon, Karunesh, Ocarina Blue.

15. Бах  Органные прелюдии и фуги

16. А. Вивальди «Времена года».

17. «Голоса природы».

18.«Аве Мария» Ф. Шуберт.

19. «К радости» Л. Бетховена.

20. «Мелодия» Глюк.

21. «Праздничная увертюра» Д. Б. Шостакович.

22. «Чардаш» В. Монти.

23. «Финал венгерских рапсодий (6, 10, 11, 12)» Ф. Лист.

24. «Баркарола» «Осенняя песня», «Сентиментальный вальс» П. И. Чайковский.

25.  Ноктюрн (фа-мажор, ре-бемоль мажор) Ф. Шопен.

 

Список используемой литературы:

  1. Арсеневская О.Н. «Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду» Волгоград, изд. «Учитель», 2011 г.
  2.  Боромыкова О.С. «Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением» - Детство–Пресс, Санкт – Петербург, 1999 г.
  3. Брусиловский Л. С. Музыкотерапия: руководство по психотерапии. – Ташкент, 1985.
  4. Бочкарев Л. П. Психология музыкальной деятельности. - М.: Ин-т психологии, 1997.
  5. Волкова Г.А., «Логопедическая ритмика» Москва, «Просвещение», 1985 г.
  6. Иванченко Г. В. Психология восприятия музыки: подходы, проблемы, перспективы. - М.: Смысл, 2001.
  7. Картушина  М.Ю. «Логоритмические занятия в детском саду» (методическое пособие), «Творческий центр», Москва, 2005 г.
  8. Лопухина И.С. «Логопедия – речь, ритм, движение»  - изд. «Дельта», Санкт- Петербург, 1997 г.
  9. Мальцев С. М. О психологии музыкальной импровизации. - М.: Музыка, 1991.
  10. Петрушин В. И. Музыкальная психотерапия. – М., 2000 г.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzykoterapiya.docx27.24 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкотерапия - одно из перспективных направлений в жизни дошкольных учреждений. Она способствует коррекции психофизического здоровья детей в процессе их жизнедеятельности.

Слушание правильно подобранной музыки с выполнением психогимнастических этюдов повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, восстанавливает спокойное дыхание.

Это особая форма работы с детьми с использованием музыки в любом виде (записи на магнитофоне, прослушивание дисков, игра на музыкальных инструментах, пение и др.). Музыкотерапия дает возможность активизировать ребенка, преодолевать неблагоприятные установки и отношения, улучшать эмоциональное состояние. Музыкотерапия помогает наладить отношения между педагогом и ребёнком, между сверстниками, развивает чувство внутреннего контроля, открывает новые способности, повышает самооценку.

Выделяют индивидуальную и групповую музыкотерапию. Индивидуальная музыкотерапия осуществляется в трех вариантах: с коммуникативным, реактивным и регулятивным действием. В первом случае музыкальное произведение прослушивают педагог и ребенок, здесь музыка способствует улучшению данных взаимоотношений. Во втором – достигается катарсис (очищение). В третьем — снимается нервно-психическое напряжение. Все три формы могут применяться как независимо, так и в сочетании. Они представляют в известном смысле пассивную музыкотерапию. Наряду с этим существует и активная индивидуальная музыкотерапия, целью которой является преодоление коммуникативных расстройств. Она осуществляется в виде занятия педагога музыкой совместно с ребенком. Основные направления в музыкотерапии – это слушание музыки и исполнительство. К слушанию музыки относятся: беседы или занятия, когда музыка звучит фоном; специальное прослушивание музыкальных произведений или их фрагментов с анализом услышанного; упражнения на внутреннее слышание. Групповая музыкотерапия строится таким образом, чтобы участники активно общались друг с другом, между ними возникали коммуникативно-эмоциональные взаимоотношения, чтобы данный процесс был достаточно динамичным. Пассивная музыкотерапия, а в частности слушание может быть представлено следующими видами: Прослушивание сдержанной, успокаивающей музыки при организации дневного сна детей.

Влияние музыкальных инструментов и пения на организм.

Современные сведения, наложенные на древнейшие знания, показывают, что звуки различных музыкальных инструментов по-разному влияют на организм человека: звучание ударных инструментов способно дать ощущение устойчивости, уверенности в будущем, физически взбодрить, придать человеку силы. Духовые инструменты влияют на формирование эмоциональной сферы. Причем медные духовые мгновенно пробуждают человека ото сна, делают его бодрым, активным.

Интеллектуальной сфере соответствует музыка, исполняемая клавишными инструментами, особенно фортепианная. Не случайно звучание рояля называют самой математической музыкой, а пианистов относят к музыкальной элите, которая обладает четким мышлением и очень хорошей памятью. Струнные инструменты прямо воздействуют на сердце. Они, в особенности скрипка, виолончели и гитары, развивают в человеке чувство сострадания, лечат душу.

Вокальная музыка влияет на весь организм, но больше всего на горло.

Выражение «чарующий голос» очень актуально в настоящее время, так как умение выразительно произносить слова стало настоящим искусством подчинения людей своей воли, создания определенного имиджа, что чрезвычайно важно для политика, руководителя и любого человека, кому необходима коммуникабельность.

Музыкотерапия: показания.

Для дошкольных учреждений, где занимаются дети с разными формами нарушений  - зрительные патологии, различной степени ЗПР (задержка психического развития, ДЦП, расстройства аутистического спектра (РАС), нарушения психо-эмоциональной сферы, нарушения интеллектуальной деятельности,  психосоматические заболевания -  в  этих случаях применение музыкотерапии неоценимо.

Как воздействует музыкотерапия?

Психосоматическое, в процессе которого с помощью музыки осуществляется лечебное воздействие на различные функции организма.

Психотерапевтическое, в процессе которого с помощью музыки осуществляется коррекция психоэмоционального состояния, отклонений в личностном развитии психоэмоционального состояния

Воздействие музыки позволяет использовать её в коррекционной работе с детьми, которые имеют проблемы в развитии.

У дошкольников с задержкой психического развития и нарушениями интеллектуальной деятельности часто наблюдаются нарушения в развитии музыкального слуха, его ритмической и динамической основы. У таких детей отмечаются слабость и неустойчивость, прерывистость дыхания, хрипловатый, монотонный голос, часто с носовым оттенком, вялая размытая дикция.

Трудности певческой деятельности детей с ЗПР и нарушениями интеллектуальной деятельности связаны прежде всего с несовершенством вокально-слуховой координации, звукопроизносительной стороны речи или полным отсутствием её, слабостью праксиса.

Однако специально подобранный репертуар с учетом возможностей диапазона детей данной категории, применяемые в игровой форме приемы вокально-хоровой работы, обеспечивают коррекционную направленность пения и дают положительные результаты.

Показ игрушки или иллюстрации по содержанию музыкального произведения, мини-беседы перед слушанием музыки создают не только интерес и положительную мотивацию, но и помогают понять содержание музыкального произведения. Включение в процесс слушания музыки действий взрослого с игрушкой (гладим кошечку, показываем танцующую куклу) соответственно характеру музыки, а также действия самих детей создают наглядно-образную основу восприятия музыки, делают его более устойчивым, помогают в образовании слухо-зрительных связей.

Две основные формы музыкотерапии: активная и пассивная (рецептивная). Активная музыкотерапия представляет собой терапевтически – психотерапевтически направленную, активную музыкальную деятельность, заключающуюся в воспроизведении музыкального материала с помощью собственного голоса или каких-либо музыкальных инструментов, двигательные импровизации под соответствующий характеру музыки словесный комментарий. Пассивная – предполагает процесс восприятия (слушания) музыки с психотерапевтической целью, прослушивание стимулирующей, успокаивающей или стабилизирующей музыки специально как фон.

Музыкотерапия как условие развития коммуникативных, творческих способностей детей в процессе музыкальных занятий. Целью занятий по предлагаемой методике является психопрофилактика нарушений в сфере общения детей с помощью музыки. Основные принципы методики: - принцип ориентации на целостность восприятия образа человека. Он предполагает признание равной значимости речевых и невербальных манифестаций личности ребенка; - принцип «фольклорной игры», опираясь на народные методы развития способностей, предполагает участие в занятиях детей различной музыкальной одаренности. Многообразие предлагаемых форм творческого самовыражения, игровые построения занятий, коллективное участие в игре, поощрение инициативы обуславливают высокий уровень эмоциональной отдачи. Принцип способствует стимуляции и развитию детской фантазии. Он служит средством активизации социального поведения ребенка. Работа по этому принципу ведет к развитию индивидуального творческого самовыражения, так как наряду с коллективным исполнительством, предоставляет каждому воспитаннику определенную роль. Принцип является средством поддержания интереса к музыкальным занятиям, так как отвечает физическим (разрядка энергии), социальным (осмысленное коллективное обучение), интеллектуальным (индивидуальная творческая самореализация) запросам дошкольников. - принцип множественного и концентрированного воздействия. Данный принцип предполагает осознание многомерности воздействия всей системы занятий на коммуникативную сферу личности, то есть каждое упражнение наряду с решением определенной цели одновременно косвенно решает и иные задачи по развитию коммуникативных способностей. - принцип «педагогического доверия» основан на вере педагога в возможности каждого ученика. Результатами работы по принципу является всесторонне раскрытие личности ребенка, поверившего в свои собственные возможности. Творческий процесс на музыкальных занятиях один из наиболее интересных и любимых детьми. Элементарное музицирование дает возможность и шанс каждому ребенку выразить себя: придумать интонацию, изменить придуманное, сыграть, «изобрести» способ игры, показать его в различных движениях, украсить жестом, соединить все вместе, по частям и т.д. Процессу варьирования нет конца, он всегда открыт и ограничен лишь фантазией и желанием музицирующих продолжать игру с данным материалом до тех пор, пока он представляет интерес, а также учит детей взаимодействовать друг с другом. Таким образом мы видим, что музыка, а музыкотерапия в частности, оказывает положительное воздействие на развитие коммуникативных способностей детей, развитие музыкального слуха, творческих способностей,  музыкальной восприимчивости, внимания и памяти, как условия общего коррекционного воздействия на детей с ОВЗ.

Утренняя музыка

Включение записи классических произведений с мажорным, солнечным звучанием в момент приема детей в детский сад и тихой, нежной, легкой музыки в момент пробуждения после дневного сна. Для этого используется тихая, нежная, легкая, радостная музыка. Небольшая композиция должна быть постоянной в течение примерно месяца, чтобы у ребенка выработался рефлекс просыпания. Услышав звучание привычной музыка, малышам будет легче и спокойнее переходить из состояния полного покоя к активной деятельности. Кроме того, под музыку можно провести комплексы упражнений, не поднимая с кроватей детей.

Музыка перед дневным сном.

Прослушивание сдержанной, успокаивающей музыки при организации дневного сна детей. Для расслабления, снятия эмоционального и физического напряжения, для приятного погружения в дневной сон я предлагаю воспитателям воспользоваться благотворным влияние мелодичной классической и современной релаксирующей музыки, наполненной звуками природы (шелест листьев, голоса птиц, стрекотание насекомых,

 шум морских волн и крик дельфинов, журчание ручейка). Дети на подсознательном уровне успокаиваются, расслабляются.

Музыка для прослушивания на музыкальных занятиях. Слушание релаксационных музыкальных произведений, включающих звуки природы, леса, воды, подбор классических произведений для физического и психоэмоционального расслабления.

Музыкальные произведения, воздействующие на эмоциональное состояние ребенка:

1. «Утро» (музыка Грига из сюиты «Пер Гюнт») .

2. Инструментальная музыка Диего Модена

3. Композиции (оркестр Поля Мориа)

4. Обработки для русского народного оркестра («Барыня», «Камаринская», «Калинка»)

5. Сен-Санс «Карнавал животных» (симфонический оркестр)

6. Инструментальная музыка: Frederic Delarue.

7. «Времена года» П. И. Чайковского.

8. Бетховен, соната № 14 «Лунная».

9. Ф. Шуберт «Аве Мария».

10. Колыбельная мелодия «На сон грядущий» (серия «Хорошая музыка для детей») .

11. Samudra Ocean «Голоса океана».

12. Инструментальная музыка: Сергей Сиротин, Д. Ливингстон.

13. Мендельсон «Концерт для скрипки с оркестром».

14. Музыка для здоровья: Edward Simon, Karunesh, Ocarina Blue.

15. Бах  Органные прелюдии и фуги

16. А. Вивальди «Времена года».

17. «Голоса природы».

18.«Аве Мария» Ф. Шуберт.

19. «К радости» Л. Бетховена.

20. «Мелодия» Глюк.

21. «Праздничная увертюра» Д. Б. Шостакович.

22. «Чардаш» В. Монти.

23. «Финал венгерских рапсодий (6, 10, 11, 12)» Ф. Лист.

24. «Баркарола» «Осенняя песня», «Сентиментальный вальс» П. И. Чайковский.

25.  Ноктюрн (фа-мажор, ре-бемоль мажор) Ф. Шопен.

Список используемой литературы:

  1. Арсеневская О.Н. «Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду» Волгоград, изд. «Учитель», 2011 г.
  2.  Боромыкова О.С. «Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением» - Детство–Пресс, Санкт – Петербург, 1999 г.
  3. Брусиловский Л. С. Музыкотерапия: руководство по психотерапии. – Ташкент, 1985.
  4. Бочкарев Л. П. Психология музыкальной деятельности. - М.: Ин-т психологии, 1997.
  5. Волкова Г.А., «Логопедическая ритмика» Москва, «Просвещение», 1985 г.
  6. Иванченко Г. В. Психология восприятия музыки: подходы, проблемы, перспективы. - М.: Смысл, 2001.
  7. Картушина  М.Ю. «Логоритмические занятия в детском саду» (методическое пособие), «Творческий центр», Москва, 2005 г.
  8. Лопухина И.С. «Логопедия – речь, ритм, движение»  - изд. «Дельта», Санкт- Петербург, 1997 г.
  9. Мальцев С. М. О психологии музыкальной импровизации. - М.: Музыка, 1991.
  10. Петрушин В. И. Музыкальная психотерапия. – М., 2000 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Специфика работы музыкального руководителя с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата, в режиме интеграции ребенка в образовательное пространство группы

Методическая рекомендация для педагогов, работающих  с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата.Информация может быть полезна и для родителей....

Выступление на региональном семинаре "Особенности работы музыкального руководителя с детьми с ОВЗ старшего дошкольного возраста в группе комбинированной направленности" 27.02.2018

Занятия музыкой в любой форме вызывают у детей повышенный интерес и оказывают на них очень сильное эмоциональное воздействие.Это очень важно для их успешного развития, т. к. эмоции воздействуют на ощу...

Основные направления работы музыкального руководителя в детском саду с детьми ОВЗ (Особенности возможностей здоровья)

В статье рассматриваются наиболее интересные и значимые формы коррекционной работы с детьми с ОВЗ....

Методическая разработка: Музыкальная терапия как основное направление работы музыкального руководителя с детьми с ОВЗ

Методическая разработка затрагивает важную роль музыки в работе с детьми с ОВЗ. Она основана на теоретических и практических ислледованиях в этой области (из опыта других педагогов и теоретиков), а та...

Выступление на РМО музыкальных руководителей «Роль РППС в работе музыкального руководителя с детьми с ОВЗ» по теме: «Предметно-пространственная развивающая среда по музыкальному воспитанию детей в ДОУ»

Предметно-пространственная развивающая среда в учреждении, реализующем программу дошкольного образования, является одним из важнейших критериев оценки качества образования.  Поэтому музыкаль...

Методические рекомендации для педагогов. Музыкально - оздоровительная работа музыкального руководителя с детьми ОВЗ в ДОУ.

Благодатным материалом для коррекционной  работы является устное народное творчество, представленное в виде потешек, попевок, прибауток, русских народных песенок. Их можно использовать для р...

Особенности этико-эстетического направления воспитания детей с особыми образовательными потребностями (работа музыкального руководителя с детьми с ТНР и ЗПР в МБДОУ «Детский сад №28 «Надежда»)

Особенности этико-эстетического направления воспитания детей с особыми образовательными потребностями (работа музыкального руководителя с детьми с ТНР и ЗПР в МБДОУ «Детский сад №28 «Надеж...