проект "Сохрани дерево"
проект (старшая группа)
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НОВОСИБИРСКА «ДЕТСКИЙ САД №421 ИМЕНИ СЕРГЕЯ НИКОЛАЕВИЧА РОВБЕЛЯ»
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
«Развитие добровольчества среди участников образовательного процесса в сфере экологического волонтерства».
«Сохрани дерево».
Воспитатель
Сайченко Татьяна Дмитриевна.
Высшая квалификационная категория.
Новосибирск 2023г.
Актуальность проекта.
«Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра».
Л.Н. Толстой
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования: «ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и в другом; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности». (п. 4.6)
Сегодня проблема окружающей среды в России и во всём мире стоит особенно остро. И для того, чтобы сохранить планету для будущих потомков, необходимо каждому человеку с раннего возраста научиться охранять природу.
Дошкольный возраст традиционно считается периодом интенсивной социализации. Современные дети живут и развиваются в совершенно новых социокультурных условиях. Чрезвычайная занятость родителей, разрыв поколений, изолированность ребёнка в семье и другие тенденции негативно отражаются на социализации современных детей. Эффективная социализация является одним из главных условий жизни ребенка в обществе в целом и личностной готовности ребёнка к школе.
Стремительные политические, социально-экономические изменения, происходящие сегодня в обществе, создали условия для частичной подмены духовно-нравственных ценностей материальным благополучием. Исходя из этого, актуальным является вопрос о развитии волонтерского движения в детском саду как социальном институте, который должен готовить к жизни. Для волонтера ценны такие качества как трудолюбие, доброжелательность к окружающим людям, забота и бережное отношение к природе, отзывчивость и милосердие. Основным мотивом, побуждающим детей к трудовой деятельности, является их желание помочь взрослым и окружающему миру. Волонтерство в дошкольном учреждении способствует развитию у детей милосердия, как умения пожалеть слабого, маленького, больного; бескорыстно помочь нуждающимся без напоминания и подсказки; отказаться от чего-то значимого, интересного для себя. Формировать коммуникативные способности дошкольников, навыки сотрудничества.
Существует много форм работы по социально-коммуникативному развитию дошкольников. Наш детский сад выбрал – волонтерское движение. Одна из современных форм построения тесного взаимодействия с социумом – «Акция» с успехом применяется нашими волонтёрами. Тематика их самая разнообразна, но необходимо соблюдать правило – она должна быть актуальна в данный момент как для самих детей, их родителей, социума. Наш детский сад не первый год активно принимает участие в таких акциях как: «Добрый урожай», «Добрые крышечки», «Миска добра», «Разрядка», «Сохрани дерево». Мы взяли попечительство над одним из частных приютов «передовая им отходы». Участие в этих акциях способствовало формированию у детей и взрослых позитивных установок на добровольческую деятельность.
Цель проекта: Формирование и развитие экологической культуры у дошкольников. Расширение представления детей о важной функции деревьев и необходимости их сохранять.
Задачи проекта:
Расширить представления о волонтерском движении у детей 5-7 лет, педагогов детского сада, родителей воспитанников детского сада и его сотрудников.
Дать практические навыки участия в волонтерском движении всем участникам образовательного процесса;
Сформировать у детей знание о значении деревьев в жизни человека и всех живых.
Сформировать инициативную группу педагогов и родителей, участвующую в акции «Сохрани дерево»;
Составить план мероприятий проекта и реализовывать его ежегодно.
Этапы, содержание и методы проекта.
Длительность проекта: 1 месяц.
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, педагоги ДОУ, родители воспитанников ДОУ.
Мероприятия | Ожидаемый результат | Сроки |
Подготовительный этап | ||
Изучение литературы по теме проекта, ознакомление с передовым опытом. | Разработка плана реализации проекта. | 1 неделя октябрь |
Подготовка методических материалов по теме. | Подготовка материалов для бесед с детьми, презентаций, информации для родителей и педагогов. (приложение 2) | 2 неделя октябрь |
Объявление об акции «Сохрани дерево». | Привлечение волонтеров для участия в акции. | 3 неделя октябрь |
Составление перспективных планов работы с детьми, родителями и педагогами ДОУ. | Перспективные планы работы с детьми, с родителями и педагогами ДОУ. (приложение 1) | 4 неделя октябрь |
Основной этап | ||
Реализация плана проекта | Системность взаимодействия участников проекта | Октябрь-ноябрь |
Информирование о ходе акции. | Вовлечение в акцию детей, родителей, педагогов, сотрудников ДОУ. | Октябрь-ноябрь |
Заключительный этап | ||
Подведение результатов проекта. Награждение участников акции. | Макулатура была передана, в благотворительны сбор для помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Объявление благодарности всем участникам акции. | Конец ноября |
На протяжении всех этапов реализации проекта применяются следующие методы и приемы
- образовательная деятельность в режимных моментах,
-экспериментирование;
-беседа;
- просмотр презентации, подготовленных педагогом;
- обсуждение;
- информация в родительском уголке;
- конкурсы рисунков;
- чтение художественной литературы;
- дидактические игры
Прогнозируемые конечные результаты деятельности.
По завершению всех проектных мероприятий, планируется достижение следующих результатов у детей:
-сформированы практические навыки участия в волонтерском движении у всех участников образовательного процесса;
- понимания важности сохранение деревьев.
- изготовление новогодних елочных игрушек, картина для мамы ко дню матери.
- участие в акции сдай макулатуру, сохрани дерево.
Приложение № 1
Перспективный план работы с детьми, родителями и сотрудниками ДОУ по участию в акции «Сохрани дерево».
1 неделя | Анкетирование родителей и сотрудников ДОУ «Что вы знаете о волонтерах?». Цель: выявить уровень знаний о волонтерстве и заинтересованность в участии. Объявление об акции «Миска добра». Цель: познакомить детей, родителей, сотрудников ДОУ с акцией и ее правилами. Информация в родительском уголке «Кто такие волонтеры». Цель: популяризация волонтерского движения. Информирование детей, родителей и сотрудников ДОУ о благотворительном сборе мукулатуры. |
2 неделя | Беседа: «Мы - маленькие волонтеры». Цель: познакомить детей с новым понятием «волонтеры» и объяснить суть работы волонтеров. Конкурс рисунков. Дерево Цель. Закреплять разнообразие деревьев Непосредственно образовательная деятельность. Какую пользу приносят деревья. Цель. расширение представлений у детей дошкольного возраста о направлениях экологического волонтерства, изготовление поделок из использованной бумаги, закрепить знание детей о ценности деревьев для всего живого. Беседа: «Мы способны сохранить деревья». Цель: информировать детей о важности участия в акции «Сохрани дерево». Д/игра «Какой бывает лес?». Цель: уточнить знания детей о разнообразии деревьях Вечер пословиц и поговорок «Даешь другому - приобретаешь себе». Цель: формировать увлеченность детей идеями добра и красоты. Беседа «Прогулочные участки в детском саду». Цель: Вызвать желание участвовать в акции «Сохрани дерево», проявлять ответственность по отношению к природе.. |
3 неделя | Конкурс. Создай книжку малышку « деревья залог здоровья ». Цель: формировать увлеченность акцией «Сохрани дерево». Презентация «Маленькие волонтеры». Цель: познакомить детей с работой волонтеров Выпуск буклета «Узнай о волонтерстве». Цель: воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позиции. Беседа: «Чтобы помогать не надо быть супергероем». Цель: формировать у детей позитивных установок на добровольческую деятельность. Чтение художественной литературы. Разговорчивая берёзка. М. Скребцова Цель. Учувствовать в обсуждении рассказа, воспитывать доброе отношение ко всему живому. Сбор макулатуры.. |
4 неделя | Передача макулатуры в организации города Новосибирска. Поощрение участников акции. |
Приложение №2
Беседа с детьми старшей группы на тему:
«Кто такие волонтеры?»
Цель: сформировать у детей представление о волонтерском движении, о его основных направлениях в разные времена, о его значении в жизни социума.
Задачи:
- познакомить детей с основными понятиями волонтерской деятельности;
- определить типы волонтерской и общественно – полезной деятельности;
- формировать у детей уважение к общечеловеческим нравственным ценностям.
Материалы: иллюстрации с изображением детей, выполняющих разные добрые дела.
Ход беседы:
Воспитатель: - Ребята, сегодня мы с вами отправимся в страну добрых дел. Как вы думаете, почему некоторые дела, которые выполняет тот или иной человек, называются добрыми? (дети отвечают на вопрос). Правильно, когда человек, взрослый или ребенок, делает что-то для других, от чистого сердца, чтобы сделать другим приятно. Назовите мне, пожалуйста, какие добрые дела могут сделать дети по отношению друг к другу, к взрослому, к своим родителям? (дети отвечают на вопрос). Молодцы, ребята. А вы знаете, в нашей стране сейчас идет год добровольца, или по-другому год- волонтера. Волонтер, ребята, это тот человек, который помогает своими добрыми делами, всем кто в этом нуждается.
Давайте рассмотрим картинки, которые висят на доске и поговорим о том, что делают дети, изображенные на этих картинках, добрые ли дела они делают:
На первой картинке, ребята, старший мальчик играет с малышом. Как вы думаете, хорошо ли он поступает.
На второй, девочка помогает старенькой бабушке.
На следующей картинке, дети помогают птичкам зимой, они заботятся о них.
На другой картинке, дети помогают в приюте для животных.
Дети сажают дерево, они хотят, чтобы наша земля была красивой и зеленой. Это добрый поступок ребята
Дети собирают листья и мусор на участке, они хотят, чтобы город был чистым и красивым.
Скажите мне ребята, про какие поступки можно сказать, что они добрые (дети отвечают на вопрос).
А вы помните, кто такие волонтеры? Это люди: взрослые и дети, которые добровольно помогают другим людям (детям, больным, старикам, помогают животным, оказавшимся в трудной ситуации, хотят сделать край, где они живут, чистым и красивым).
Быть волонтером, добровольцем ребята, очень хорошо и почетно. Про таких людей написано вот такое стихотворение:
Спасибо, скажем волонтёрам
Им стоит просто поклониться,
Не прибегая к разговорам
Они идут добром делиться
Они свой труд отдать и время,
Готовы там, где всех нужнее,
Ведь помощь людям им не бремя,
А мир становится добрее.
Так давайте ребята, будем делать больше добрых дел. Для начала по отношению к своим близким и друзьям. Будем сами, без подсказки помогать маме, играть с младшими братьями и сестрами, делиться с друзьями своими игрушками, сохранять в чистоте свой дом и окружающий мир.
Информация для родителей и педагогов.
Кто такие волонтеры?
Волонтеры — это люди, которые делают добрые дела регулярно, бескорыстно и добровольно. Как правило, они помогают кому-то исходя из того, что им лично не безразлично и за что они переживают. Они берут под свою опеку людей или животных — заботятся, навещают, замечают, чем могут помочь, и помогают. Например, ходят каждые выходные и выгуливают взятую под опеку собаку в приют для животных.
Когда лучше говорить с ребенком.
«Чем раньше рассказать ребенку о волонтерстве, тем лучше. Тем больше вы сможете заложить в него доброго, вечного. Главное – рассказывать ему об этом простыми словами: кто такой волонтер, почему он помогает, почему вообще важно помогать.
Проще всего для начала объяснить темы экологии и помощи животным — Чем раньше мы объясним ребенку необходимость бережного отношения к окружающему миру, тем больше шансов, что это войдет у него в привычку на всю жизнь. Это же так просто: не мусорить, сдавать пластик и бумагу в переработку, выключать за собой свет и воду, заботиться о животных».
Родители должны показывать все, о чем говорят, на своем примере ( «вот так я намочил щетку и, пока чищу зубы, выключил воду», «а вот мы вместе покупаем корм для собак из приюта»). Потому что без примера это просто не работает.
Еще один значимый момент — не допускайте ревности со стороны ребенка, мыслей, что вы уделяете кому-то больше внимания, чем ему. При правильной подаче маленький волонтер быстро поймет, каким важным делом он занимаетсся
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Наглядное моделирование: «Как ты, дерево, живёшь?Как ты, дерево растёшь?»
Комплексное занятие, по экологии и рисованию, для детей подготовительной группы. Тема занятия: «Как ты, дерево, живёшь? Как ты, дерево Растёшь?» Оно соответству...
Открытое комилексное занятие в средней группе "Деревья. Изменения, происходящие в деревьях в осенний период"
1 ноября в средней группе было проведено открытое комплексное занятие, на которое были приглашены родители, воспитатели других групп. Воспитатель Мальцева Елена Николаевна с детьми р...
Консультации для родителей "Какие разные деревья" в рамках долгосрочного проекта "Чудо - деревья"- прогулки с детьми осенью
В рамках долгосрочного проекта "Чудо-деревья" в младшей группе необходимо добиться того. чтобы у детей осталось как можно больше разнообразных впечатлений и знаний о деревьях в разное время года...
Консультации для родителей "Какие разные деревья" в рамках долгосрочного проекта "Чудо - деревья"- прогулки с детьми зимой
В рамках долгосрочного проекта "Чудо-деревья" в младшей группе необходимо добиться того. чтобы у детей осталось как можно больше разнообразных впечатлений и знаний о деревьях в разное время года...
Занятие "Дерево-дерево не тонет".
Занятие в старшой группе, ознакомление со свойствами дерева....
«Дерево, дерево – мой дружок хороший»
Конспект занятия по экологическому воспитанию(ознакомление детей с окружающим с применением элемента аппликации) Абушахманова Гу...
конспект по развитию речи по теме «Деревья, деревья, деревья»
Программное содержание:Закрепить знаний о деревьях, познакомить с отличительными признаками (хвойные, лиственные). Развивать умение узнавать их по характерным признакам и назыв...