"Современные формы работы с родителями"
методическая разработка (младшая группа)

Исаева Анна Ивановна

В настоящее время сложились устойчивые формы работы  с семьей, которые в дошкольной педагогике принято считать традиционными. Это формы работы проверенные временем: родительское собрание, беседа, консультация. Но такие формы работы оставляют родителей в роли пассивных слушателей и исполнителей. Наглядная пропаганда (стенды, выставки, позволяет знакомить с информацией, но чаще всего это происходит механически, когда забирают или приводят детей в группу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremennye_formy_raboty.docx23.36 КБ

Предварительный просмотр:

В последние годы, как в науке, так и в образовательной практике уделяется большое внимание проблемам семьи, родительства, сотрудничества семьи и образовательных учреждений.

Замечательно об этом сказал Роберт Рождественский:

Хотите ли вы, не хотите ли,

Но дело, товарищи, в том,

Что прежде всего – мы родители,

А всё остальное потом!

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет одним из основных принципов:  сотрудничество организации с семьёй, а задача - обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования детейявляется приоритетной.

И я, как молодой педагог, имеющий стаж всего 4 года, должна признаться в том, что это самая сложная и трудная область в моей педагогической деятельности, которая требует систематического самообразования и новых подходов во взаимодействии с воспитывающими взрослыми

Бытует такое житейское представление о воспитании ребёнка в семье,  как деле, не требующим особой подготовки.  Но  ещё 100 лет назад подобные взгляды на домашнее воспитание детей К.Д. Ушинский отнёс к области невежества.

Особую актуальность  взаимодействие с родителями приобретает в воспитании детей раннего возраста, который признаётся психологами и педагогами наиболее чувствительным в формировании личности ребёнка, что  подтверждают исследования Л.Н. Галигузовой, Е.К. Лютовой, Г.Б. Мониной, К.Л. Печора и других.

А так как я работаю с детьми раннего возраста, то большая часть родителей – это молодые люди, которые впервые примерили на себя такую социальную роль, как мама и папа и стаж родительства которых,  чуть больше года.

Поэтому вопрос, как найти те продуктивные формы взаимодействия,  которые помогут мне выстроить общение с ними на основе диалога, открытости для меня особенно значим.

В настоящее время сложились устойчивые формы работы  с семьей, которые в дошкольной педагогике принято считать традиционными. Это формы работы проверенные временем: родительское собрание, беседа, консультация. Но такие формы работы оставляют родителей в роли пассивных слушателей и исполнителей. Наглядная пропаганда (стенды, выставки, позволяет знакомитьс информацией, но чаще всего это происходит механически, когда забирают или приводят детей в группу.

Но особой популярностью у родителей пользуются нетрадиционные формы взаимодействия. Т.В. Кротовой предложена классификация нетрадиционных форм взаимодействия с родителями, которые делятся на информационно-аналитические, познавательные,  досуговые, наглядно-информационные.

Лично для меня стоит задача выбрать такие формы, которые отвечали бы  запросам  родителей детей раннего возраста.

Нами стала использоваться такая форма взаимодействия с родителями, которая получила название «игровая мастерская», которая позволила создать эффективные условия для повышения педагогической компетентности родителей на основе игрового взаимодействия родителей и детей.    

Название «игровая мастерская» мы позаимствовали из книги английского психолога Г. Лэндретта «Прислушаться к игре своего ребёнка»

Родитель имеет возможность стать участником разных видов детской деятельности, приняв роль «ребенка»,  а затем при обсуждении с педагогом оценивает, то, чему научился, какой опыт приобрел, какие чувства испытывал, тем самым формируя свою родительскую компетентность. Организация игровых мастерских для родителей и детей в условиях группы предполагает, что родитель сможет стать партнёром своего ребёнка, и в этой ситуации он сможет осваивать тактики эффективного взаимодействия с ребёнком.

Игровые технологии позволяют использовать ситуационно - ролевые, коммуникативные, деловые игры и упражнения, которые эмоционально воздействуют на родителей и включают их в совместную творческо–поисковую деятельность. Групповые эффекты позволяют родителям получить обратную связь, посмотреть на себя «глазами других», лучше понять собственные стереотипы воспитания.

Взрослый получает возможность, с одной стороны, участвовать и направлять данный процесс, а с другой – обеспечивать не только саморазвитие подрастающей личности (своего ребенка), но и  повышать  свою педагогическую компетентность.

Структура игровой мастерской не может быть жёсткой и неизменной. Возможно изменение занятия вследствие запроса родителей или ребёнка. При проведении занятий возможны различные творческие варианты. В игровые мастерские должны быть включены игровые ситуации, в которых происходит реальный процесс развития и обучения ребёнка.

Игровые мастерские позволяютмне хорошо познакомиться с родителями,  изучить особенности  детско - родительских отношений. Организация совместной игровой деятельности мамы и ребенка помогает нам обратить внимание, скорректировать ранние нарушения эмоциональных отношений между взрослыми ребенком, которые, безусловно, влияют на общее психическое благополучие малыша.

Также мною апробирована такая форма работы как музыкальная гостиная на тему «Волшебная сила маминой колыбельной». Чем интересна эта форма? Не секрет, что молодые родители не знают колыбельных песен, а дети  засыпают чаще под звук телевизора, чем под мамину песню. И моя цель – возродить такую семейную традицию, как пение колыбельных песен.

Традиционно  использую такую форму, как  конкурс «Это нам подарило лето», «На лучшую новогоднюю игрушку».

Также любимая мною форма, как мастер-класс, который мы проводим под девизом «Только птица-мать может научить своего ребёнка летать», где в практической деятельности можно сформировать навыки педагогического общения с ребёнком на различные темы: «Как развивать речь ребёнка», «Ребёнок с характером», «Как нехочуху превратить в хочуху».

Также мною внедрена такая инновационная форма работы, как тематические акции, когда возникают у родителей вопросы или проблемы на определённую тему, например, «Проблемы детской кусачести», «Почему ребёнка надо утешать?», «Ребёнок с характером».«Правила безопасности дома». А также проведение тематических дней.

К дню плюшевого мишки (27 октября) родители и дети готовятся заранее. А  группа  в этот день превращается  в плюшевый  медведарий. С детьми проводятся развлечения, игры с мишкой, рассказываются сказки и стихи, отмечают день рождения мишки.

12 ноября отмечается «Синичкин день». Этот праздник отмечается на Руси  это день встречи зимующих птиц. К празднику родители с детьми мастерят и развешивают кормушки - домики для синичек.  Дети в течение дня рисуют, лепят синичек, выполняют аппликации. Играют в  подвижные, дидактические игры, отгадывают загадки.  В результате работы происходит формирование у детей представлений о природе, воспитание бережного отношения к ней.

В последнее воскресенье ноября отмечается День матери.  Мама главное слово на свете. Для родителей готовятся буклеты со стихами о маме. Детей радует в этот день кукольный спектакль «Как котенок маму искал».

В результате проведения тематических дней создается благоприятная среда для повышения контактов родителей и педагогов, формируются положительные отношения родителей к образовательному учреждению, выросла потребность в организации совместного досуга в семье.

В проекте -  создание клуба родительского мастерства, где родители в неформальной обстановке могли бы делиться своим опытом работы по воспитанию детей, семейными традициями, а также встречаться со специалистами в области раннего детства.

Чем разнообразнее формы взаимодействия с родителями, тем более эффективен процесс образования детей.

И закончить своё выступление я хочу словами одного из героев  сказки «Золушка»:«Я ещё не волшебник, я только учусь. Но ради тех, кого люблю, я способен на любые чудеса…»



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Современные формы работы с родителями"

Результат совместного творчества детей и родителей способствовал развитию эмоций ребенка, вызвал чувство гордости за своих родителей. Доверительные отношения между родителями и воспитателями можно уст...

Современные формы работы с родителями (из опыта работы)

В своей работе рассказываю о методах работы с родителями, применяемыех мной на практике....

Опыт работы «Современные формы работы с родителями по физическому развитию детей. Семейный клуб «Здоровая семья» как эффективная форма работы по вовлечению родителей в образовательный процесс ДОУ»

Одним из принципов стандарта является – «сотрудничество организации с семьей».  Задача Стандарта в области работы  с семьей –  обеспечение психолого-педагог...

Статья «Киношкола» как одна из современных форм работы с родителями в ДОУ (из опыта работы)

Проанализировав различные формы и методы взаимодействия с семьями детей в ДОУ, было решено остановиться на одной интересной и эффективной, на мой взгляд, форме работы с родителями – «Кинош...

Опыт работы «Современные формы работы с родителями в дошкольном учреждении в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта»

Краткое описание моего опыта работы «Современные формы работы с родителями в дошкольном учреждении в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта»...

«Современные формы работы с родителями в дошкольном учреждении. Эффективные формы сотрудничества с родителями» (обобщение опытом)

Цель работы с родителями – профессионально помочь семье в воспитании и развитии детей, обеспечивая более полную реализацию ее воспитательных функций....

Обобщение опыта работы по теме: "Современные формы работы с родителями в дошкольном учреждении"

Главная цель педагогов дошкольных учреждений - профессиональная помощь семье в воспитании детей. В статье раскрываются основные принципы взаимодействия с семьёй. Работа с родителями проводится по опре...