Современные формы работы с родителями (из опыта работы)
презентация на тему
В своей работе рассказываю о методах работы с родителями, применяемыех мной на практике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennye_formy_raboty_s_roditelyami_iz_opyta_raboty.docx | 48.05 КБ |
Предварительный просмотр:
МКДОУ детский сад №54 п. Михайловка
Современные формы работы с родителями в МКДОУ,
с учётом ФГОС
(из опыта работы).
Средняя группа «Сказка»
Воспитатель Голубева Г. В.
От того, как прошло детство, кто вёл
ребенка за руку в детские годы,
что вошло в его разум и сердце
из окружающего мира – от этого
в решающей степени зависит, каким
человеком станет сегодняшний малыш.
В.А.Сухомлинский
Семья и детский сад – два важных института социализации детей. Приоритет в воспитании ребенка принадлежит семье. В условиях семьи складывается присущий только ей эмоционально-нравственный опыт: убеждения и идеалы, оценки и ценностные ориентации, отношение к окружающим людям и деятельности.
В детском саду малыш получает свои первые знания, приобретает навыки общения с другими детьми и взрослыми, учится организовывать собственную деятельность. Взаимодействие ДОУ с семьей – это объединение общих целей, интересов и деятельности в плане развития гармоничного и здорового ребенка.
Актуальность проблемы состоит в том, что детский сад – это первый несемейный социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение.
Многие родители считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, часто испытываем трудности в общении с родителями по этим причинам. Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять.
Вступивший в силу с 01.01.2014г. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт, ставит перед ДОУ задачу «повернуться» лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребёнка.
Таким образом, современные условия деятельности ДОУ выдвигают взаимодействие с семьёй на одно из ведущих мест.
В условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) перед ДОО поставлены цели, предполагающие открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с родителями. Родители являются активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями.
В ФГОС говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи.
Родителям необходимо помнить, что детский сад – только помощник в воспитании ребёнка, и поэтому они не должны перекладывать всю ответственность на педагогов и устраняться от воспитательно-образовательного процесса.
Перед нами поставлена цель: создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей активными участниками педагогического процесса, при этом оказать помощь в осуществлении воспитания и обучения детей.
Для достижения данной цели, я работаю над решением следующих задач:
- Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника.
- Объединить усилия семьи и детского сада для развития и воспитания детей.
- Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, позитивный настрой на общение и доброжелательную взаимоподдержку родителей, воспитанников и педагогов детского сада.
- Активизировать и обогащать умения родителей по воспитанию детей.
- Поддерживать уверенность родителей в собственных педагогических возможностях.
Общение педагогов и родителей базируется на принципах открытости, взаимопонимания и доверия. Родители являются основными социальными заказчиками ДОУ, поэтому взаимодействие педагогов с ними просто невозможно без учёта интересов и запросов семьи. Термин «взаимодействие» предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями в процессе обучения. Современные родители достаточно образованны, у них есть доступ к педагогической информации, которая «обрушивается» на них из разных источников: радио и телепрограмм, педагогической литературы, сайтов, интернет. Но она не предполагает наличия «обратной связи», так как к родителям обращаются как к «усредненному слушателю», не зная специфики семейного воспитания конкретного ребенка, особенностей семьи. Такая коммуникация носит опосредованный характер. В последнее время наметились новые, перспективные формы сотрудничества, которые предполагают подключение родителей к активному участию, как в педагогическом процессе, так и в жизни детского сада. Новые формы предполагают диалог, установление обратной связи, превращающие детский сад на современном этапе в открытую образовательную систему с более гибким и свободным процессом обучения.
В нашей группе я использую разнообразные современные формы работы с родителями.
- Информационно-аналитические формы
Основной задачей информационно-аналитических форм организации общения с родителями являются сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, отношении в семье к ребенку, выявление запросов, интересов, потребностей родителей, уровня их педагогической грамотности, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. Только на аналитической основе возможно осуществление индивидуального подхода к ребенку в условиях дошкольного учреждения, повышение эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми и построение грамотного общения с их родителями.
- Анкетирование, опросы, тесты
На основе анкетных данных определяется и вырабатывается тактика общения с каждым родителем и ребёнком.
- Почта доверия
Это коробка, в которую родители кладут записки со своими идеями и предложениями, что позволяет им делиться своими мыслями с воспитателем. Также могут обращаться с вопросами к специалистам, заведующему или методисту. Заданные вопросы освещаются на родительских собраниях или индивидуально. Такой вид общения может устранить многие разногласия в общении между родителями и воспитателями.
- Познавательные формы
Они призваны ознакомить родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формируют у родителей практические навыки воспитания детей. Родители видят ребенка в обстановке, отличной от домашней, а также наблюдают процесс его общения с другими детьми и взрослыми.
- Круглый стол
Одной из самых эффективных познавательных форм работы с семьей остается родительское собрание. Собрания провожу в форме дискуссий, круглых столов по обмену опытом, выстраиваю общение на диалоге, использую видеозаписи деятельности детей, фрагменты занятий, конкурсных выступлений. Данный метод требует более тщательной и длительной подготовки.
- Открытые занятия с детьми
Родителей знакомят со структурой и спецификой проведения занятий в ДОУ. Родители получают возможность видеть своего ребёнка в ситуации, отличной от семейной, сравнивать его поведение и умения с поведением и умениями других детей; перенимать у педагога приёмы обучения и воспитательного воздействия.
- «День открытых дверей»
В этот день родители имеют возможность свободно посетить дошкольное учреждение; пройти по всем его помещениям, ознакомиться с жизнью ребенка в детском саду, увидеть стиль общения педагогов с детьми, как ребенок занимается и отдыхает, пообщаться с его друзьями и воспитателями, а также самим «включиться» в общение, поучаствовать в играх, занятиях.
- День добрых дел
Дни добровольной посильной помощи родителей группе, ДОУ – ремонт игрушек, мебели, группы. Родители помогают в изготовлении своими руками игровых тренажеров, атрибутов для игры для детей.
- Проект «Покормите птиц зимой»
Птичкам холодно зимою, мы кормушки им устроим.
Соберем от хлеба крошки и пшена дадим немножко.
Будем птицам помогать злую зиму коротать.
- Снежных дел мастер
- Помощь в создании предметно-развивающей среды в группе «Осень к нам пришла», «Зимняя сказка», «Весна-красна»
Родители помогают в изготовлении своими руками игровых тренажеров, атрибутов для игры для детей. Участвуя в изготовлении атрибутов, родители раскрывали интересы и способности, о которых и сами не подозревали. Такая форма позволяет налаживать атмосферу теплых, доброжелательных взаимоотношений между воспитателем и родителями.
- Облагораживание детского участка, уборка территории
Родителям как участникам предоставляется возможность показать личный пример ребёнку положительного отношения к природе.
- Проект «Минутка здоровья»
Цель данного мероприятия – создание условий для разнообразной познавательной и двигательной деятельности детей, укрепление их здоровья и формирование положительного эмоционального настроя.
Роль родителей – подготовка нетрадиционного спортивного оборудования.
- Экскурсия по посёлку
Основная цель мероприятия – укрепление детско-родительских отношений. В результате у детей воспитывается трудолюбие, аккуратность, внимание к близким, уважение к труду. Это начало патриотического воспитания. Из этих походов дети возвращаются обогащенные новыми впечатлениями о природе, о своем крае.
- Досуговые формы
Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. Такие формы помогают создать эмоциональный комфорт в группе, сблизить участников педагогического процесса.
Это направление самое привлекательное, востребованное, полезное, но и самое трудное. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям увидеть изнутри проблемы своего ребёнка, сравнить его с другими детьми, увидеть трудности во взаимоотношениях, посмотреть, как делают это другие, т. е. приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребёнком, но и с родительской общественностью в целом.
- «Мой папа самый, самый» – мероприятие к Дню Защитника Отечества и утренник, посвященный 8 марта «Какая моя мама»
Родители выступают в роли непосредственных участников, проявляют смекалку и фантазию в различных конкурсах.
- Конкурс чтецов
- Спортивное развлечение «День здоровья»
Подобные мероприятия сплачивают семьи, дают возможность взглянуть друг на друга в новой обстановке, укрепляют сотрудничество между семьей и детским садом. Родители приобщаются к активному образу жизни и оздоровлению детей.
- Экскурсия в музей
Цель – укрепление детско-родительских отношений. Дети получают новые знания, затем увлеченно рисуют, делают поделки из природного материала, оформляют выставки совместного творчества.
- Родительские уроки «Бодрящая гимнастика»
Родители становятся непосредственными участниками образовательного процесса, предоставляют и делятся информацией, оказывают реальную помощь и поддержку, как ребёнку, так и педагогу. Участвуя в родительских уроках, дети получают новый положительный опыт.
- Проектная деятельность «В мире театра»
Проектная деятельность способствует сплоченности детского коллектива, сокращению «дистанции» между родителями и детьми.
- Чаепития
- Совместное творчество детей и родителей
Это важный момент в построении взаимоотношений между ребёнком и родителем и значимый для воспитателя (повышение активности родителей в жизни группы, один из показателей комфортности внутрисемейных отношений).
- Конкурс поделок «Осенняя фантазия»
- Выставка "Мастерская Деда Мороза"
- Экологический проект «Берегите планету Земля»
- Мастер-класс «Волшебные комочки»
- Обмен опытом «Семейные традиции»
- Наглядно-информационные формы
Данные формы общения педагогов и родителей решают задачи ознакомления родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей, позволяют правильнее оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя.
- Сайт ДОУ, персональный сайт воспитателя
В результате такой формы работы родители знакомятся с уставом ДОУ, особенностями его работы, программой развития и с педагогами, занимающимися воспитанием детей, получают полезную информацию о содержании работы с детьми, платных и бесплатных услугах.
- Родительский уголок
Родительский уголок в детском саду уже давно используется для того, чтобы родителям было удобней и интересней знакомиться с жизнью детской группы. На стенде помещается практический материал, дающий понять, чем занимается ребёнок в детском саду, конкретные игры, советы, задания. Все статьи написаны на доступном языке для родителей, оформлены фотографиями, яркими картинками, детскими рисунками, привлекающие внимание.
- Папки-передвижки
- Выпуск поздравительных газет
- Фотовыставка
- Наши успехи (сертификаты, грамоты, благодарственное письмо)
Благодарственное письмо – обращение с благодарностью за помощь в организации и проведении каких-либо мероприятий в детском саду.
Эти формы работы направлены на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей, но их специфика заключается в том, что общение педагогов с родителями здесь не прямое, а опосредованное – через газеты, организацию фотовыставок, поэтому они были выделены в самостоятельную подгруппу, а не объединены с познавательными формами.
Вывод:
В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть, что семья и дошкольное учреждение – два важных социальных института социализации ребенка. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен.
Опыт работы с родителями показал, что в результате применения современных форм взаимодействия позиция родителей стала более гибкой. Родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка. Родители активно участвуют в праздниках и развлечениях, проектной деятельности. Дети начинают с гордостью и уважением относиться к своим родным, а мы, воспитатели, получаем бесценную информацию о детско-родительских отношениях в семье.
Такие изменения позволяют нам говорить об эффективности использования современных форм в работе с родителями и работа по внедрению инновационных форм на данный момент продолжается.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные направления работы с родителями (из опыта работы)
Современные направления работы с родителями (из опыта работы)...
Опыт работы "Современные формы работы с родителями"
Результат совместного творчества детей и родителей способствовал развитию эмоций ребенка, вызвал чувство гордости за своих родителей. Доверительные отношения между родителями и воспитателями можно уст...
«Современные формы работы в ДОУ. Из опыта работы семейного клуба «Малышкина школа»
В данном материале представлен опыт создания семейного клуба "Малышкина школа" в ДОУ. Материал может быть полезен педагогам ДОУ, начальной школы....
Опыт работы «Современные формы работы с родителями по физическому развитию детей. Семейный клуб «Здоровая семья» как эффективная форма работы по вовлечению родителей в образовательный процесс ДОУ»
Одним из принципов стандарта является – «сотрудничество организации с семьей». Задача Стандарта в области работы с семьей – обеспечение психолого-педагог...
Статья «Киношкола» как одна из современных форм работы с родителями в ДОУ (из опыта работы)
Проанализировав различные формы и методы взаимодействия с семьями детей в ДОУ, было решено остановиться на одной интересной и эффективной, на мой взгляд, форме работы с родителями – «Кинош...
«Современные формы работы с родителями в дошкольном учреждении. Эффективные формы сотрудничества с родителями» (обобщение опытом)
Цель работы с родителями – профессионально помочь семье в воспитании и развитии детей, обеспечивая более полную реализацию ее воспитательных функций....
«Нетрадиционные формы работы с родителями» (из опыта работы)
Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как сделать родителей участниками воспитательного процесса? Для этого в своей работе стараемся использовать, кроме традиционной формы общения с родите...