Методический материал к памятной дате "80 летие полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады"
методическая разработка (старшая группа)

Ирина Викторовна Разливаева

В холода, когда бушуют снегопады,

В Петербурге этот день особо чтут, –

Город празднует День снятия блокады,

И гремит в морозном воздухе салют.

27 января 2024 года вся наша страна будет отмечать одну из самых важных дат в истории Великой Отечественной войны - 80-летие полного снятия блокады Ленинграда

Его называют Ленинградским днем победы. 27 января 1944 года, спустя 872 дня, город был полностью освобожден от вражеской осады.

 

1. «Мы помним тебя, Ленинград!» Беседа с детьми старшего дошкольного возраста;

2. «Полное освобождение Ленинграда от фашистской блокады» презентация;

3. «Дети блокадного Ленинграда» Беседа ко Дню снятия блокады Ленинграда с детьми старшего дошкольного возраста;

4. «Блокадный хлеб» Конспект занятие для детей старшего дошкольного возраста;

5. «Дорога жизни» Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста;

6. «Таня Савичева. Блокадный Ленинград» Беседа для детей старшего дошкольного возраста;

7. «День Ленинградской победы» Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста ;

8. «Снятие блокады Ленинграда» Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста;

9. «День памяти — Блокады Ленинграда» Конспект занятия по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста;

10. «Мы всегда будем помнить, Ленинград!» Литературный вечер ко дню снятия блокады для старших дошкольников.

11.Буклет для родителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«ДЕТИ БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА»

Беседа ко Дню снятия блокады Ленинграда

с детьми старшего дошкольного возраста

ЦЕЛЬ: воспитание уважения к ветеранам ВОВ и труженикам тыла, к женщинам и детям, пережившим все ужасы и тяготы военного времени.

Ход беседы:

Воспитатель:

 - В одном прекрасном городе жила-была девочка. Звали её Таня. Таня Савичева. Жила девочка на Васильевском острове, в доме, который и сейчас ещё стоит. Была у неё большая и дружная семья: мама, бабушка, братья, сёстры и два дяди. Жила Танечка очень счастливо. Все её любили и баловали, ведь она была самая младшая. В праздники семья собиралась за большим столом, всем было весело и радостно, они любили гулять по Невскому проспекту.

- Вы догадались, в каком городе жила Танечка? (Санкт-Петербурге)

- Как ещё город назывался раньше? (Петербург, Петроград, Ленинград)

В то время, когда жила Таня наш город назывался Ленинград. И вдруг в один день всё это счастье оборвалось.

Стихи:

- 22 июня ровно в 4 часа,

Киев бомбили, нам объявили,

Что началась война.

- Однажды летом на рассвете

Гитлер дал войскам приказ

И послал солдат немецких

Против русских, против нас.

И грозные тучи фашисткой блокады

Изверглись над городом Ленинградом.

Запись песни ’’Вставай, страна огромная’’.

На нашу страну напала фашистская Германия. Началась война…. Страшная, беспощадная… Рушились города, горели деревни, взрывались мосты и заводы. Все мужчины, старики и дети с 15 лет которые могли держать в руках оружие уходили на фронт.

Фашистская армия так близко подошла к Ленинграду, что могла спокойно просматривать улицы и проспекты. Но не только рассматривать, а и стрелять по ним. Сверкающая на солнце Адмиралтейская игла помогала немцам прицеливаться. Они с радостью говорили: ’’Великолепный ориентир! Смотри и стреляй! ’’  И тогда решили позвать на помощь альпинистов, которые смогли забраться так высоко и закрыть Адмиралтейскую иглу маскировочными чехлами. Золотой купол Исаакиевского собора покрасили зелёной краской. Скульптуры укротителей коней с Аничкова моста сняли и закопали в землю. Закопали в землю и скульптуры в Летнем саду. Всё вокруг приняло военный вид. Фашисты хотели не только захватить Ленинград, а полностью его уничтожить. Осенью 1941 года они окружили город со всех сторон, захватили железную дорогу, которая связывала Ленинград со страной.

Так и говорили: ’’Кольцо вокруг города сомкнулось’’. Ещё это кольцо называют блокадой. Все дороги, ведущие к нашему городу, были перерезаны. Осталась одна - по Ладожскому озеру.

Потянулись страшные 900 дней. Каждую ночь гул самолётов, разрывы бомб. Очень рано грянули морозы. Наверное, никогда ещё не было так холодно. Всю зиму в домах не было отопления, воды и света.

Стихи:

- Фанерой забито наше окно

В городе тихо, очень темно

Звук самолетов слышен

Низко летят над крышей.

- Тихо одними губами,

Шепчу понятное маме.

Мама мне страшно

Мама 125 и больше не грамма

Свой хлеб разрезает мама

И делит его пополам. 

Главным врагом Ленинграда был голод. В блокадном городе катастрофически не хватало хлеба. Каждому жителю Ленинграда выдавались специальные карточки. По ним можно было получить свою норму хлеба — небольшой (125 граммов) кусочек в день. И всё, больше ничего - только вода, за которой ходили на Неву. Из последних сил везли воду домой, ведь там ждали те, кто уже совсем не мог ходить.

Конечно, этого не хватало. Люди ослабевали. Одни умирали от голода, другие замерзали на улицах, потому что были не способны дойти до дому. Некоторые падали от изнеможения прямо у рабочих станков. Более 800 тысяч человек скончались от голода в блокадном Ленинграде.

Город погрузился в тишину, темноту, холод и голод.  

Вышла Танечка на улицу и не узнала свой город.

- Что изменилось?  (дети сравнивают цветные фотографии с видами города и чёрно-белые времён блокады).

Показ презентации «Дети блокадного Ленинграда»

И даже тогда работали заводы, с Кировского завода на фронт уходили танки. Работало радио: передавали новости с фронта, музыку, стихи. Часто артист или диктор терял сознание от голода, но передачи не прекращали, ведь это была единственная связь со страной.

Оставшиеся в городе люди, а это женщины, старики, подростки, строили оборонительные сооружения - рыли окопы, противотанковые рвы, тушили бомбы-зажигалки, помогали раненным. Были случаи, когда юные ленинградцы в двух-трёх километрах от фашистов рубили лес, таскали тяжеленные брёвна к лесным дорогам. Гибли от вражеских снарядов, работали от темна до темна, по пояс в снегу, под ледяным дождём. Городу нужно было топливо.

Стихи:

- Маленькую ласточку из жести

Все носили на своей груди,

Это было знаком доброй вести,

Это означало, писем жди.

Этот знак придумала блокада,

Знаем мы, что только самолет,

Только птицы к нам из Ленинграда

С весточкою с родины дойдет!

Страна не забыла Ленинград. По Ладожскому озеру была проложена дорога, названная Ленинградцами дорогой жизни. По ней под огнём противника перевозили хлеб в город, а обратно- эвакуировали стариков, детей, раненых.  Эвакуировали и Танечку, потому что от голода и холода умерли все её родственники, и осталась она одна. Дорогу заметало, во льду образовывались трещины, вражеская авиация обстреливала машины- но дорога существовала.

На Ленинград! На Ленинград!
Там на два дня осталось хлеба,
Там матери под темным небом
Толпой у булочных стоят.
И было так: на всем ходу
Машина задняя осела.
Шофер вскочил, шофер на льду,
Так и есть, мотор заело.
Ремонт на пять минут - пустяк,
Поломка эта - не угроза,
Да рук не разомкнуть никак:
Их на руле свело морозом.
Чуть разогнешь - опять сведет.
Стоять? А хлеб? Других дождаться?
А хлеб - две тонны? Он спасет
Шестнадцать тысяч ленинградцев.
И вот в бензине руки он
Смочил, поджег их от мотора,
И быстро двинулся ремонт
В пылающих руках шофера.
Вперед! Как ноют волдыри,
Примерзли к варежкам ладони.
Но он доставит хлеб, пригонит
К хлебопекарне до зари.
Шестнадцать тысяч матерей
Пайки получат на заре -
125 блокадных грамм
С огнем и кровью пополам.

Когда сошёл лёд, хлеб стали перевозить на баржах.

В январе 1944 года наши войска перешли в наступление. 4, 5 тысячи орудий обрушили сильнейший удар на врага. 18 января 1944 года блокада была прорвана, а 27 января 1944 года Ленинград был полностью освобождён от блокады.

Чтение стихотворения ’’Блокадные дни’’.

В блокадные дни.

Под обстрелом, в снегу

Не сдался, не сдался,

Наш город врагу.

Здесь гордые, смелые люди живут.

И славиться всюду их доблестный труд!

На том месте, где было прорвано кольцо блокады, сейчас установлен памятник, который называется ’’ Разорванное кольцо’’

За мужество и героизм город Ленинград получил звание ’’Города- героя’’.

На Пискарёвском кладбище, где захоронены тысячи ленинградцев, погибших в годы блокады возвышается скорбная фигура Матери-родины.

Стихи:

-И в землях ближних, землях дальних

Сильнее строк любых гремит

Молчание мемориальных, гранитных, Пискарёвских плит.

Звук метронома, зажженная свеча, минута молчания.

- Но слышите родные Ленинградцы

Уже разорвано проклятое кольцо,

В слезах от радости и счастья

Сегодня каждое лицо.

Да, ребята, кольцо блокады было разорвано, немецкие войска отступили, но война продолжалась еще целый год, и только 9 мая 1945 года мы победили фашистов и отстояли свою родину.

После войны весь мир узнал о дневнике маленькой девочки Тани Савичевой. Вся ее семья, шесть человек, погибла от голода. Таня писала: «Бабушка умерла 25 января», «Дядя Алеша 10 мая...», «Мама 13 мая...», «Умерли все. Осталась одна Таня». Таню спасли от голодной смерти. Ее вывезли из Ленинграда. Недолго прожила Таня. Голод, стужа, потеря близких подорвали ее здоровье. Таня умерла.

Скажите, что вам запомнилось и осталось в вашем сердце из сегодняшней беседы?



Предварительный просмотр:

«ТАНЯ САВИЧЕВА. БЛОКАДНЫЙ ЛЕНИНГРАД»

Беседа для детей старшего дошкольного возраста

     Цель: воспитание уважения к ветеранам ВОВ и труженикам тыла, к женщинам и детям, пережившим все ужасы и тяготы военного времени.

Ход беседы:

     Воспитатель: В одном прекрасном городе жила-была девочка. Звали её Таня. Таня Савичева. Жила девочка на Васильевском острове, в доме, который и сейчас ещё стоит. Была у неё большая и дружная семья: мама, бабушка, братья, сёстры и два дяди. Жила Танечка очень счастливо. Все её любили и баловали, ведь она была самая младшая. В праздники семья собиралась за большим столом, всем было весело и радостно, они любили гулять по Невскому проспекту.

     В то время, когда жила Таня город назывался Ленинград. И вдруг в один день всё это счастье оборвалось.

Стихи:

- 22 июня ровно в 4 часа,

Киев бомбили, нам объявили,

Что началась война.

                   - Однажды летом на рассвете

                      Гитлер дал войскам приказ

                      И послал солдат немецких

                      Против русских, против нас.

                      И грозные тучи фашисткой блокады

                      Изверглись над городом Ленинградом.

Запись песни ’’Вставай, страна огромная’’.

     На нашу страну напала фашистская Германия. Началась война…. Страшная, беспощадная… Рушились города, горели деревни, взрывались мосты и заводы.    

     Все мужчины, старики и дети с 15 лет которые могли держать в руках оружие уходили на фронт.

     Фашистская армия так близко подошла к Ленинграду, что могла спокойно просматривать улицы и проспекты. Но не только рассматривать, а и стрелять по ним. Сверкающая на солнце Адмиралтейская игла помогала немцам прицеливаться. Они с радостью говорили: ’’Великолепный ориентир! Смотри и стреляй! ’’  И тогда решили позвать на помощь альпинистов, которые смогли забраться так высоко и закрыть Адмиралтейскую иглу маскировочными чехлами. Золотой купол Исаакиевского собора покрасили зелёной краской. Скульптуры укротителей коней с Аничкова моста сняли и закопали в землю. Закопали в землю и скульптуры в Летнем саду. Всё вокруг приняло военный вид. Фашисты хотели не только захватить Ленинград, а полностью его уничтожить.

      Осенью 1941 года они окружили город со всех сторон, захватили железную дорогу, которая связывала Ленинград со страной.

     Так и говорили: ’’Кольцо вокруг города сомкнулось’’. Ещё это кольцо называют блокадой. Все дороги, ведущие к нашему городу, были перерезаны. Осталась одна - по Ладожскому озеру.

     Потянулись страшные 900 дней. Каждую ночь гул самолётов, разрывы бомб. Очень рано грянули морозы. Наверное, никогда ещё не было так холодно. Всю зиму в домах не было отопления, воды и света.

Стихи:

- Фанерой забито наше окно

В городе тихо, очень темно

Звук самолетов слышен

Низко летят над крышей.

                      - Тихо одними губами,

                        Шепчу понятное маме.

                        Мама мне страшно

                        Мама 125 и больше не грамма

                        Свой хлеб разрезает мама

                        И делит его пополам. 

    Главным врагом Ленинграда был голод. В блокадном городе катастрофически не хватало хлеба. Каждому жителю Ленинграда выдавались специальные карточки. По ним можно было получить свою норму хлеба — небольшой (125 граммов) кусочек в день. И всё, больше ничего - только вода, за которой ходили на Неву. Из последних сил везли воду домой, ведь там ждали те, кто уже совсем не мог ходить.

     Конечно, этого не хватало. Люди ослабевали. Одни умирали от голода, другие замерзали на улицах, потому что были не способны дойти до дому.    

     Некоторые падали от изнеможения прямо у рабочих станков. Более 800 тысяч человек скончались от голода в блокадном Ленинграде.

     Город погрузился в тишину, темноту, холод и голод.  

Вышла Танечка на улицу и не узнала свой город.

     Что изменилось?  (дети сравнивают цветные фотографии с видами города и чёрно-белые времён блокады).

Показ презентации «Дети блокадного Ленинграда»

     И даже тогда работали заводы, с Кировского завода на фронт уходили танки. Работало радио: передавали новости с фронта, музыку, стихи. Часто артист или диктор терял сознание от голода, но передачи не прекращали, ведь это была единственная связь со страной.

     Оставшиеся в городе люди, а это женщины, старики, подростки, строили оборонительные сооружения - рыли окопы, противотанковые рвы, тушили бомбы-зажигалки, помогали раненным. Были случаи, когда юные ленинградцы в двух-трёх километрах от фашистов рубили лес, таскали тяжеленные брёвна к лесным дорогам. Гибли от вражеских снарядов, работали от темна до темна, по пояс в снегу, под ледяным дождём. Городу нужно было топливо.

Маленькую ласточку из жести

Все носили на своей груди,

Это было знаком доброй вести,

Это означало, писем жди.

Этот знак придумала блокада,

Знаем мы, что только самолет,

Только птицы к нам из Ленинграда

С весточкою с родины дойдет!

     Страна не забыла Ленинград. По Ладожскому озеру была проложена дорога, названная Ленинградцами дорогой жизни. По ней под огнём противника перевозили хлеб в город, а обратно - эвакуировали стариков, детей, раненых.  Эвакуировали и Танечку, потому что от голода и холода умерли все её родственники, и осталась она одна. Дорогу заметало, во льду образовывались трещины, вражеская авиация обстреливала машины - но дорога существовала.

На Ленинград! На Ленинград!
Там на два дня осталось хлеба,
Там матери под темным небом
Толпой у булочных стоят.
И было так: на всем ходу
Машина задняя осела.
Шофер вскочил, шофер на льду,
Так и есть, мотор заело.
Ремонт на пять минут - пустяк,
Поломка эта - не угроза,
Да рук не разомкнуть никак:
Их на руле свело морозом.
Чуть разогнешь - опять сведет.
Стоять? А хлеб? Других дождаться?
А хлеб - две тонны? Он спасет.
Шестнадцать тысяч Ленинградцев.
И вот в бензине руки он,
Смочил, поджег их от мотора,
И быстро двинулся ремонт,
В пылающих руках шофера.
Вперед! Как ноют волдыри,
Примерзли к варежкам ладони.
Но он доставит хлеб, пригонит.
К хлебопекарне до зари.
Шестнадцать тысяч матерей
Пайки получат на заре -
125 блокадных грамм.
С огнем и кровью пополам.

     Когда сошёл лёд, хлеб стали перевозить на баржах.

     В январе 1944 года наши войска перешли в наступление. 4, 5 тысячи орудий обрушили сильнейший удар на врага. 18 января 1944 года блокада была прорвана, а 27 января 1944 года Ленинград был полностью освобождён от блокады.

Чтение стихотворения ’’Блокадные дни’’.

В блокадные дни.

Под обстрелом, в снегу

Не сдался, не сдался,

Наш город врагу.

Здесь гордые, смелые люди живут.

И славиться всюду их доблестный труд!

     На том месте, где было прорвано кольцо блокады, сейчас установлен памятник, который называется ’’ Разорванное кольцо’’

     За мужество и героизм город Ленинград получил звание ’’Города - героя’’.

     На Пискарёвском кладбище, где захоронены тысячи ленинградцев, погибших в годы блокады возвышается скорбная фигура Матери-родины.

И в землях ближних, землях дальних

Сильнее строк любых гремит

Молчание мемориальных, гранитных, Пискарёвских плит.

(Звук метронома, зажженная свеча, минута молчания)

- Но слышите родные Ленинградцы

Уже разорвано проклятое кольцо,

В слезах от радости и счастья

Сегодня каждое лицо.

     Да, ребята, кольцо блокады было разорвано, немецкие войска отступили, но война продолжалась еще целый год, и только 9 мая 1945 года мы победили фашистов и отстояли свою родину.

     После войны весь мир узнал о дневнике маленькой девочки Тани Савичевой. Вся ее семья, шесть человек, погибла от голода.

     Таня писала: « Женя умерла 28 декабря в 12:30 утра 1941г.», «Бабушка умерла 25 января в 3 ч. дня 1942г.», « Лека умер 17 марта в 5ч. утра  1942г.»,

«Дядя Вася умер 13 апреля в 2ч. ночи  1942г.», «Дядя Леша 10 мая в 4ч. дня 1942г.», «Мама 13 мая в 7:30 утра 1942г.», «Савичевы умерли», «Умерли все», «Осталась одна Таня».

     Таню спасли от голодной смерти. Ее вывезли из Ленинграда.    

     Недолго прожила Таня. Голод, стужа, потеря близких, подорвали ее здоровье. Таня умерла.

     Ребята, скажите, что вам запомнилось и осталось в вашем сердце из сегодняшней беседы?

        



Предварительный просмотр:

«МЫ ПОМНИМ ТЕБЯ, ЛЕНИНГРАД!»

Беседа с детьми старшего дошкольного возраста

Цель:

воспитание чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста через знакомство с героическим прошлым города-героя Ленинграда.

Задачи:

 - Познакомить детей с историческими фактами блокады Ленинграда и военным прошлым этого города.

- Создать условия для представления полной картины обороны города.

- Формировать представление о героизме и мужестве советских солдат,                  защищавших город.

- Формировать гражданскую позицию, чувства любви к Родине.

- Воспитывать будущих защитников Отечества.

8 сентября 1941 года Ленинград (сейчас он носит название Санкт-Петербург) оказался со всех сторон окруженным врагами. В это время в городе находилось более трех миллионов человек, и среди них четыреста тысяч детей. Северная столица оказалась в очень тяжелом положении. К началу блокады продовольствия в городе осталось немного. К тому же немцам удалось разбомбить склады с продуктами. Поэтому в конце ноября 1941 года хлеб в Ленинграде выдавали только по карточкам. Блокадная пайка хлеба составляла всего 125 граммов в день на одного человека. Да и в этом крошечном кусочке хлеба, кроме ржаной муки, были примеси соломы, травы-лебеды, древесных опилок. И все же блокадная пайка хлеба - та единственная ниточка, которая соединяла ленинградцев с жизнью

Пайка блокадного хлеба-

Мама! Хлебушка дай-ка!20.jpeg

В глазах страданье и страх,

Хлеба блокадного пайка

В худеньких детских руках

Пайка блокадного хлеба —

С жизнью тончайшая нить.

Пайку блокадного хлеба

Мы не должны забыть!

Первая блокадная зима 1941 года выдалась необычайно суровой: с трескучими морозами, жестокими метелями, сильными ветрами. В Ленинграде не было ни топлива, ни электричества, не ходил транспорт. В квартирах было очень холодно, не горел свет. Чтобы обогреться ленинградцы жгли мебель, книги.Сотни тысяч ленинградцев погибло в ту зиму от холода и голода! Фашисты бомбили Ленинград с воздуха, обстреливали из пушек.В январе 1942 г. от голода и холода в Ленинграде умирало ежедневно от 3 до 4 тысяч человек. По занесенным снегом улицам ленинградцы везли на санках тела умерших родных и друзей, чтобы похоронить их в братских могилах. Блокада оставила страшную память о себе множеством таких братских могил, главной из которых в Ленинграде стало Пискаревское кладбище. Всего в первую блокадную зиму в Ленинграде погибло 550 тысяч жителей города. До наших дней чудом сохранился дневник маленькой девочки Тани Савичевой. В обычной тоненькой школьной тетрадке она писала: «Сегодня умер дедушка». На следующей странице: «Сегодня умерла мама»... День за днем умирали Танины родные. На последней странице дневника детской рукой выведено: «Умерли все. Осталась одна Таня».Этот дневник красноречивее любых цифр и документов рассказывает об ужасах жестокой войны и блокады.

Но город все же не сдавался! Работали заводы, школы и даже театры.- Слышали ли вы о Дороге жизни, которая соединяла ленинградцев с большой землей?- Что это была за дорога? Зимой Ладожское озеро замерзло, и вот по льду шли грузовики. В Ленинград они везли продовольствие, медикаменты, боеприпасы для войск. А из Ленинграда вывозили обессиленных от голода и холода людей- женщин, детей, стариков. Перед вами воспоминания ветерана воины И.И. Зориной, которая рассказывает о Дороге жизни.«Мне доверили тяжелую грузовую машину. Привыкать к ледовой трассе было нелегко. Мне до сих пор не верится, какую страшную работу нам, шоферам легендарной «Дороги жизни» довелось выполнять. Мы трудились днями и ночами, в морозы и пургу, не жалея своих сил. Мы вывозили из осажденного Ленинграда обессилевших людей - взрослых, стариков, детей. На обратном пути доставляли бесценный груз - продовольствие осажденному городу, боеприпасы войскам и многое другое. В декабре морозы стали злее и крепче. Ветер обжигал лица, пронизывал одежду. Руки шоферов коченели. Смертельная опасность подстерегала нас на каждом шагу. Довольно часто мы видели, как над трассой в воздухе разгорались жаркие бои. Не на жизнь, а на смерть сражались с фашистскими стервятниками наши истребители и зенитчики. Однажды в сильную пургу был большой налет немецких самолетов. Возле моей машины разорвалась бомба, меня оглушило, а множество мелких осколков от лобового стекла поранило мне руки и лицо. Машина медленно опускалась под лед, а я, истекая кровью, выползла на льдину. Вскоре меня, обмороженную и окровавленную, подобрала и спасла женщина-врач».

Дорога жизни

Рвутся на Ладоге мины,

С треском рушится лед.

Всe же идет машина.

Хлеб в Ленинград везет.

Хлеба кусочек малый

Ребенка от смерти спас.

Дорогою жизни стала-

Эта дорога для нас!

900 дней блокадное кольцо сжимало Ленинград. 12 января 1943 г. Красная Армия прорвала блокаду Ленинграда. Южнее Ладожского озера была построена железная дорога, и город стал снабжаться продуктами. Зимой 1943 г. Ленинград был полностью освобожден бойцами Красной Армии!

"Слава и тебе, великий город,

Сливший воедино фронт и тыл.

В небывалых трудностях который

Выстоял. Сражался. Победил!"

ЗАДАЙТЕ ВОПРОСЫ ДЕТЯМ:

1. Когда началась блокада Ленинграда?

2. Почему в городе сложилось тяжелое положение?

3. Что такое «Дорога жизни»?

4. Где она проходила? Что везли по «Дороге жизни»?

5. Сколько дней продолжалась блокада Ленинграда?

6. Кто освободил ленинградцев?


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

«МЫ ВСЕГДА БУДЕМ ПОМНИТЬ, ЛЕНИНГРАД!»

Литературный вечер ко дню снятия блокады для старших дошкольников

Цель: расширить представление детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы Великой отечественной войны.
Задачи:
-обогащать знания детей о героическом прошлом нашего города;
-формировать любовь к родному городу, чувство гордости за защитников Отечества;
-знакомить детей с музыкальными произведениями военной тематики;
-активизировать словарь;
- формировать чувство патриотизма;
-развивать интонационную выразительность речи при чтении стихов.
Оборудование и материалы (оформление зала): музыкальная аппаратура с аудиозаписями, презентация «Блокада Ленинграда», детские рисунки по теме, стенд с наглядным материалом о Блокаде, ваза с цветами, макет вечного огня.
Ведущий 1: Опять война, опять блокада…
А может, нам о них забыть?
Я слышу иногда:
«Не надо, не надо раны бередить.
Ведь это верно, что устали
Мы от рассказов о войне.
И о блокаде пролистали
Стихов достаточно вполне».
И может показаться:
Правы
И убедительны слова.
Но даже, если это правда,
Такая правда –
Не права.
Чтоб снова
На земной планете
Не повторилось той зимы,
Нам нужно,
Чтобы наши дети
Об этом помнили. Как мы!
Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война.
Ведь эта память – наша совесть.
Она, Как сила, нам нужна!
Дети под музыку заходят в зал
Ребенок: Кто-то помнит об этом со школьной скамьи,
Кто-то – с первых ступеней детсада...
В необъятной стране нет, пожалуй, семьи,
Где не знают, что значит – БЛОКАДА...
Про разруху и голод, про жизнь без прикрас,
Про спасение Летнего сада...
Мы вдыхаем, как воздух, правдивый рассказ
О суровой судьбе Ленинграда.
Ведущий 2: Ленинград! Как много в этом слове. Сразу столько воспоминаний. В этом году исполнится 75 лет, как сомкнулось кольцо блокады вокруг города. Но город не сдавался.
Наступили 900 тяжелых и голодных дней.
Ведущий 1: Город бомбили и днем, и ночью. Защищать город вышли все от мала и до велика, и старики, и дети.
Ребенок: От взрывов продыху не знали,
Те, кто уехать не смогли.
И днем, и ночью шла бомбёжка,
И днём, и ночью шёл обстрел.
На клумбах не цветы, картошка росла:
Защитник есть хотел.
Воспитатель 2: Были разрушены дома, сорваны крыши, во многих окнах были выбиты стекла. Окна заклеивали бумагой.
Ребенок: Черные окна,
И взрывов гул.
В грохоте, гари
Питер тонул.
Хмурые лица
И взгляд потухший.
Город унылый,
Серый и скучный.
Ведущий 1: Для жителей наступило очень тяжелое время, была зима, есть было нечего.
Склады с продовольствием разгромили. Варили и ели все что находили.
Ребенок: Вместо супа - бурда из столярного клея,
Вместо чая - заварка сосновой хвои.
Это б всё ничего, только руки немеют,
Только ноги становятся вдруг не твои.
Только сердце внезапно сожмётся, как ёжик,
И глухие удары пойдут невпопад...
Сердце! Надо стучать, если даже не можешь.
Не смолкай! Ведь на наших сердцах - Ленинград.
Бейся, сердце! Стучи, несмотря на усталость,
Слышишь: город клянётся, что враг не пройдёт!
...Сотый день догорал. Как потом оказалось,
Впереди оставалось ещё восемьсот.
Воспоминания жителей блокадного Ленинграда (читают родители)
Владимир Сорокин
Немцы Бадаевские продовольственные склады сразу разбомбили, горели они, а мы, мальчишки, смеялись. Не понимали, что нас ждет. Сгорело все: мука, масло, сахар. Потом, зимой, туда женщины ходили, землю отковыривали, варили, процеживали. Получался сладкий отвар. От сахара.
Ведущий 2: Хлеб выдавали по карточкам, норма хлеба была очень мала – всего 125гр. Хлеб был невкусный, липкий, как клейстер. Если вдруг карточку потеряешь, то и вовсе останешься голодным. Кроме хлеба больше ничего не было.
Я - хлеб. У меня есть душа.
Я - хлеб. И мне больно бывает.
С березы листва опадает, шурша,
А хлеб каждый день оживает.
Я слышу осколков удушливый свист.
Я - ломтик, прозрачен и тонок.
И держит меня на ладони как лист,
Голодный блокадный ребенок.
Я - хлеб. У меня есть душа.
Хотя я тонюсенький ломтик,
Ко мне приближается, еле дыша,
Голодный ребяческий ротик.
Большие глаза. Цвет лица восковой
С трудом поднимает ручонку.
Я - хлеб. И пока я живой

Реклама

Не дам умереть я ребенку.
Я – хлеб. Я живой .Не горю я в огне.
Я ваш, я ржаной, самый близкий.
И тянутся детские губы ко мне,
Как будто к груди материнской.
Я - хлеб.
У меня есть душа.
Я - хлеб…
Воспоминания жителей блокадного Ленинграда (читают родители)
Вспоминает Милютина Заря Александровна: « Страшная зима 1941 года. В уголке булочной стоит маленькая девочка лет семи. Люди, едва держащиеся на ногах от голода, все до единого, проходя мимо девочки, отламывали от своего скудного пайка маленький кусочек хлеба, по пять-десять граммов, - хотя для каждого это был кусочек жизни. Они думали, что девочка начнёт его тут же жадно есть, но этого не случилось. Она рассказала, что вчера умерла мама, а дома осталась маленькая сестрёнка. Она плачет и просит есть, и вот этот хлеб для неё ».
Другая Тюлева Ольга Николаевна, вспоминает другой случай: « Однажды в булочной в очереди за хлебом мне стало плохо от голода. Я потеряла сознание. Меня бережно подняли, посадили, вложили в руку упавшие на пол хлебные карточки».
Ведущий 1: В городе не было воды, от бомбежек и от холода вышла из строя система городского водоснабжения, и воду пришлось брать из Невы и каналов. Воду доставали с великим трудом, и в холод, и в мороз люди шли на Неву. С водой нужно было подниматься в гору, радовало одно, была зима и вода сразу же замерзала. Воду возили на санках, в бидонах.
Ребенок: Я в гору саночки толкаю.
Ещё немного – и конец.
Вода, в дороге замерзая,
Тяжёлой стала, как свинец.
Метёт колючая пороша,
А ветер каменит слезу.
Изнемогая, точно лошадь,
Не хлеб, а воду я везу.
И Смерть сама сидит на козлах,
Упряжкой странною горда..
Как хорошо, что ты замерзла,
Святая невская вода!
Когда я поскользнусь под горкой,
На той тропинке ледяной,
Ты не прольешься из ведерка,
Я привезу тебя домой.
Ведущий 2: Тепла в домах не было, стоял холод. Люди жгли все, что попадало под руку. В те времена, люди дорожили и ценили книги, но им пришлось жечь даже их. Со слезами на глазах они жгли мебель, книги…
Ребенок: От холода и голода умирали люди.
Ладожское озеро народу помогло.
Мы дорогу жизни вечно помнить будем,
Выстояли люди всем врагам назло.
Ведущий 1: Дороги были разбиты и разбомблены. В город и из города можно было выбраться только по Ладожскому озеру. Озеро замерзло и по нему была проложена дорога, по которой доставляли в блокадный город продовольствие и все что требовалось городу. Из города по этой дороге вывозили детей, стариков и раненых. Эта дорога называлась «Дорогой жизни».
Многие машины не доезжали до места назначения, проваливались под лед вместе с продовольствием и вместе с детьми.
Ребенок: И только Ладога спасала,
Когда стояли холода.
Тогда "Дорогой жизни" звала
Её народная молва.
Ведущий 2: Очень сложно было детям, ведь многие остались без родных и близких. А нужно было продолжать жить. Ленинградские мальчишки и девчонки создавали тимуровские команды. Дети помогали взрослым в борьбе против фашистов, работали наравне с ними.
Песня: «Им было всего лишь двенадцать, но были они Ленинградцы» - поют дети подготовительной группы.
Ведущий 1: Ребята в это трудное время не забывали и про учебу. Они с огромным желанием ходили в школу, хотя там тоже было холодно, даже замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках, рукавицах…
У многих случались голодные обмороки, многие валились с ног от холода и бессилия. Смертность была огромная, дети умирали даже на уроках…
Ребенок: 

Девчонка руки протянула,
И головой - на край стола...
Сначала думали - уснула,
А оказалось - умерла.
Её из школы на носилках,
Домой ребята понесли.
В ресницах у подруг слезинки,
То исчезали, то росли.
Никто не обронил ни слова.
Лишь хрипло, сквозь метельный сон,
Учитель выдавил, что снова
Занятья - после похорон.
Ведущий 2: В годы Блокады очень трудно приходилось женщинам. Ведь им нужно было растить и беречь детей, оберегать свою семью. Женщины тоже вставали на защиту рядом с мужьями и детьми. А по – другому они не могли поступить…
Стих читают воспитатели
Ленинградке
Еще тебе такие песни сложат,
Так воспоют твой облик и дела,
Что ты, наверно, скажешь: - Не похоже.
Я проще, я угрюмее была.
Мне часто было страшно и тоскливо,
Меня томил войны кровавый путь,
Я не мечтала даже стать счастливой,
Мне одного хотелось: отдохнуть…
Да, отдохнуть ото всего на свете -
От поисков тепла, жилья, еды.
От жалости к своим исчахшим детям,
От вечного предчувствия беды,
От страха за того, кто мне не пишет
(Увижу ли его когда-нибудь),
От свиста бомб над беззащитной крышей,
От мужества и гнева отдохнуть.
Но я в печальном городе осталась
Хозяйкой и служанкой для того,
Чтобы сберечь огонь и жизнь его.
И я жила, преодолев усталость.
Я даже пела иногда. Трудилась.
С людьми делилась солью и водой.
Я плакала, когда могла. Бранилась.
С моей соседкой. Бредила едой.
И день за днем лицо мое темнело,
Седины появились на висках.
Зато, привычная к любому делу,
Почти железной сделалась рука.
Смотри, как цепки пальцы и грубы!
Я рвы на ближних подступах копала,
Сколачивала жесткие гробы,
И малым детям раны бинтовала...
И не проходят даром эти дни,
Неистребим свинцовый их осадок:
Сама печаль, сама война глядит
Познавшими глазами ленинградок.
Зачем же ты меня изобразил
Такой отважной и такой прекрасной,
Как женщину в расцвете лучших сил,
С улыбкой горделивою и ясной?
Но, не приняв суровых укоризн,
Художник скажет с гордостью, с отрадой:
- Затем, что ты - сама любовь и жизнь,
Бесстрашие и слава Ленинграда!
8 марта 1942.
Ольга Бергольц.
Ведущий 1: Предлагаю всем встать и почтить минутой молчания память о всех, кто погиб в те тяжелые времена.
Минута молчания под звук Ленинградского метронома.

Ведущий 2: Очень страшное было время. Погибло очень много народа. В настоящее время нам напоминает о том страшном времени - памятник погибшим под Ленинградом.
Ребенок: 

Под шелестом опущенных знамён
Лежат бок о бок дети и солдаты.
На пискарёвских плитах нет имён,
На пискарёвских плитах только даты.
Год сорок первый…
Год сорок второй…
Полгорода лежит в земле сырой. (Вольт Суслов)
Ребенок: 

Пискарёвские плиты – священный гранит
С миллионом непрожитых жизней...
Имена, словно знамя на теле, хранит,
Как присягу на верность Отчизне.
Семьдесят лет с той жестокой поры,
Но не скоро затянутся раны...
Каждый год, в небеса отпуская шары,
В землю кланяюсь Вам, ВЕТЕРАНЫ!
Ведущий 1: Нельзя не отметить подвиг девочки Тани Савичевой. Таня была такой же девочкой, как и вы, училась, помогала родителям. А во время войны она вела дневник, в нем она записывала даты смерти своих родственников.
Таня Савичева умерла 1 июля 1944 года в возрасте 14-ти с половиной лет от туберкулеза кишечника.
Ребенок: 

На берегу Невы,
В музейном зданье,
Хранится очень скромный дневничок.
Его писала
Савичева Таня.
Он каждого пришедшего влечет.
Пред ним стоят сельчане, горожане,
От старца -
До наивного мальца.
И письменная сущность содержанья,
Ошеломляет
Души и сердца.
Ребенок:

Это - всем живущим
в назиданье,
Чтобы каждый в суть явлений вник, -
Время,
Возвышает
Образ Тани,
И ее доподлинный дневник.
Над любыми в мире дневниками
Он восходит, как звезда, с руки.
И гласят о жизненном накале
Сорок две святых его строки.
Ребенок:

В каждом слове - емкость телеграммы,
Глубь подтекста,
Ключ к людской судьбе,
Свет души, простой и многогранной,
И почти молчанье о себе...
Это смертный приговор убийцам
В тишине Нюрнбергского суда.
Это - боль, которая клубится.
Это - сердце, что летит сюда...
Время удлиняет расстоянья
Между всеми нами и тобой.
Ребенок: 

Встань пред миром,
Савичева Таня,
Со своей
Немыслимой судьбой!
Пусть из поколенья в поколенье
Эстафетно
Шествует она,
Пусть живет, не ведая старенья,
И гласит
Про наши времена!
Воспитатель 2: Во Всеволожском районе Ленинградской области создан мемориальный комплекс “Цветок жизни”, в состав которого входит траурный курган “Дневник Тани Савичевой”.
Ведущий 1: 27 января 1944 года блокада Ленинграда была окончательно снята. Все праздновали победу, на улицах все обнимали друг друга. Давайте и мы с вами отпразднуем победу.
Игровое упражнение: «Салют».
Ребенок: 

В холода, когда бушуют снегопады,
В Петербурге этот день особо чтут,-
Город празднует День снятия блокады,
И гремит в морозном воздухе салют.
Это залпы в честь свободы Ленинграда!
В честь бессмертия не выживших детей…
Беспощадная фашистская осада,
Продолжалась девятьсот голодных дней.
Замерзая, люди близких хоронили,
Пили воду из растопленного льда,
Из любимых книжек печь зимой топили,
И была дороже золота еда.
Ребенок: 

Ели маленький кусок ржаного хлеба,
По чуть-чуть… Никто ни крошки не ронял.
И бомбёжка вместо звёзд ночного неба,
И руины там, где дом вчера стоял…
Но блокаду чёрных месяцев прорвали!
И когда врага отбросили назад,
Был салют! Его снаряды возвещали:
-Выжил! Выстоял! Не сдался Ленинград!
Ребенок: 

От усталости шатаясь, ленинградцы
Шли на улицы, и слышалось: «Ура!»
И сквозь слёзы начинали обниматься,-
Всё! Закончилась блокадная пора!
Есть салют у нас весной,- на День Победы,
Он цветами красит небо всей стране,
Но особо почитают наши деды,
Тот салют в голодно-белом январе…
Затем под музыку дети уходят в группу.



Предварительный просмотр:

«ДЕНЬ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ПОБЕДЫ»

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста

Цель: обогатить знания детей о героическом прошлом города – блокаде; сформировать интеллектуальную компетентность дошкольников на примерах жизни детей и взрослых в тылу врага во время Великой Отечественной Войны.

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Задачи:

Образовательные: Закрепить знания детей о героической обороне Ленинграда. Расширять знания детей об истории города, о героизме людей, переживших блокаду. 

Развивающие: Закрепить навыки речевой деятельности на патриотическом материале; активно участвовать в диалоге с воспитателем. Развивать устную речь; активизировать в словаре детей: город – герой, блокада, фашисты, бомбоубежище. 

Воспитательные: Воспитывать любовь и гордость к родной стране, чувство благодарности и уважения к его защитникам. Воспитывать умение сочувствовать, сопереживать. 

Ход занятия

1.Мотивационно-побудительный этап.

   Воспитатель: Ребята, давайте поприветствуем друг друга и пожелаем всем хорошего настроения.

Игра-приветствие «Собрались все дети в круг».

-Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг!

Вместе за руки возьмёмся 

И друг другу улыбнёмся!

   Воспитатель: Прошу вас присесть на стульчики.

Дидактическое упражнение «Какими бывают слова»

   Воспитатель:  Ребята, как вы думаете, вокруг нас слов много или мало? Нас окружает огромное множество слов.

  Я предлагаю вам поискать среди множества слов «сладкие слова». 

   (Конфеты, сахар, клубника, шоколад).

  А теперь вспомните и назовите «веселые слова». 

   (Праздник, цирк, подарки, смех, щекотка).

  Бывают слова грустные. Какие «грустные слова» вы можете назвать?

   (Слезы, болезнь, укол, расставание).

   А есть слово страшное — это слово «война».

   Почему же слово «война» такое страшное?

  1. Организационный этап.

   Воспитатель: Когда-то, давным-давно, когда ваши прабабушки и прадедушки были еще маленькими, на нашу страну рано утром 22 июня 1941 года напали злые враги – немецко-фашистские захватчики.

   Их главный руководитель – Гитлер собрал свою армию, вооружил её танками, самолётами, пулемётами и напал на нашу страну.

   Фашисты хотели сделать наших людей рабами. Они хотели захватить и Москву – столицу нашей Родины.

   Весь народ встал на защиту страны. Так началась Великая Отечественная война. 

   Почему её так называют? Потому что весь народ от мала до велика встал на защиту своего Отечества, своей Родины.

   27 января – памятная дата для нашего народа. В этот день 75 лет назад был полностью освобождён город Ленинград от немецко – фашисткой блокады. Сейчас этот город называется Санкт-Петербург.

   Фашисты очень хотели захватить этот город и пройти по его улицам. И враг окружил его со всех сторон.

   В сентябре 1941 года гитлеровцы окружили город, отрезали Ленинград от всей земли. Вокруг Ленинграда образовалось кольцо блокады, длинной в 900 дней и ночей. Казалось, ещё чуть-чуть  и враг войдет в город.

Блокада…. Как далеко это слово от наших мирных светлых дней.

   Ребята, а вы знаете, что означает слово блокада?

   Для жителей Ленинграда блокада означала – смерть. Город погрузился в тишину, темноту, холод и голод. Тишину неожиданно разрывал вой серены, летящие с неба бомбы. Опустели целые кварталы и трамваи стояли на путях.

   В кольце блокады оказалось много жителей этого города. Враг подступал к городу. Все, кто мог держать оружие, ушли на фронт. В городе оставались в основном женщины и дети.

   Женщины так же шли на фронт. Что делали женщины на войне? 

Давайте представим, что мы с вами в том далеком 1941 году. Девочки-медсестры, мальчики-солдаты раненые. Задача девочек-медсестёр как можно быстрее наложить повязку мальчикам-солдатам.

Игра «Перевяжи раненого»

   Участвуют восемь детей: четыре девочки – “санитарки” и четыре  мальчика – “раненые бойцы”. Девочки перевязывают мальчикам руки. Побеждает девочка, первой наложившая повязку.

   Воспитатель: Город жил напряжённой жизнью. Изменилось лицо города. Окна в домах заклеили узкими полосками бумаги – чтобы осколки стёкол не ранили при взрывах. На всех окнах висели тёмные шторы – чтобы ни один лучик света не сверкнул ночью. Ведь фашистские самолёты летали ночью над городом и бомбили его. А когда совсем темно, то лётчику не видно – где же дома, города? Каждую ночь гул самолётов, разрывы бомб.

Многие люди прятались в бомбоубежищах. Это специальные помещения под землёй, где можно было укрыться от бомбёжки.

  Норма хлеба снизилась в 5раз, вот такой кусочек хлеба – 125 грамм (показать детям кусок хлеба) выдавали жителю блокадного Ленинграда по карточке, которая была дороже денег, картин, шедевров искусства. При утере карточки люди не имели возможности получить даже такой кусочек хлеба.

И это была вся еда на целый день. Возьмите себе по такому кусочку и съешьте. (пройти и предложить каждому ребёнку кусочек хлеба). Как вы думаете, можно насытиться таким маленьким кусочком? 

Людям не хватало еды. И тогда по тонкому льду Ладожского озера начала действовать дорога, которую ленинградцы назвали «Дорогой Жизни».

  «Дорога Жизни» спасла от голодной смерти многих ленинградцев. Шофёры вели свои машины по льду с открытыми дверями. Фашисты бомбили « Дорогу Жизни», и машины проваливались под лёд вместе с водителями. Многие водители погибали, но никто не отказывался от опасных рейсов.

  По Ладожскому озеру непрерывно двигались колонны машин с продуктами, а обратно на Большую землю вывозили детей, раненых, истощенных людей. Сколько людей спасла эта дорога. Народ очень точно назвал её «Дорогой жизни».

Ребята, я предлагаю вам по очереди пройти по Ладожскому озеру по льдинкам.

Физкультминутка

   «Перейди на другой берег» (дети переходят с берега на берег по воображаемым льдинкам – листам бумаги).

Воспитатель:  900 дней и ночей длилась блокада Ленинграда. Это были 900 дней мужества, стойкости, подвига непокорённых ленинградцев.

В январе 1944 года наши войска перешли в наступление. 4,5 тысячи орудий обрушили сильнейший удар на врага. И 27 января 1944 года Ленинград был полностью освобождён от блокады.

На том месте, где было прорвано кольцо блокады, сейчас установлен памятник, который называется «Разорванное кольцо». За мужество и героизм город Ленинград получил звание «Города – героя».

  1. Итоговый этап и рефлексия.

   Воспитатель: Ребята, кто мне скажет, кто напал на нашу страну и захватил город Ленинград?

   Дети: Фашисты.

   Воспитатель: Сколько дней длилась блокада?

   Дети: 900 дней и ночей.

   Воспитатель: Молодцы! В какой день 75 лет назад был полностью освобождён город Ленинград от немецко-фашисткой блокады?

   Дети: 27 января.

  Воспитатель: А кто помнит, как сейчас называется город, который во время Великой Отечественной Войны назывался Ленинград?

  Дети: Санкт-Петербург.

  Молодцы, ребята. Сегодня мы увидели, какою ценой нам далась победа над фашистами по снятию блокады Ленинграда  – ценой миллионов жизней, в том числе и детских.

  И поэтому, сегодня, сравнивая жизнь того времени и нашего, нужно бережно относиться к тому, что мы имеем: нужно ценить и беречь своих родных, знать цену каждой крошечке хлеба, радоваться каждому дню.

 

        



Предварительный просмотр:

«БЛОКАДНЫЙ ХЛЕБ»

Конспект занятие для детей старшего дошкольного возраста

Цель: Сохранение исторической памяти о мужестве и трагедии мирного населения блокадного Ленинграда.

Задачи:

Расширение представлений детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда.

Воспитывать уважение и благодарность защитникам Отечества, гордость за свой народ, любовь к Родине.

Предварительная работа:

  • Рассматривание с детьми фотографий, иллюстраций блокадного Ленинграда.
  • Слушание военных песен. 
  • Чтение «Детская книга войны» (воспоминания маленьких жителей страны о страшных годах войны).
  • Чтение стихов поэтов - ленинградцев военных лет (В. Инбер, О. Берггольц, М. Дудин, Елена Вечтомова, В. Лифшиц и другие).

Оборудование и материалы:

  • Мультимедийное оборудование;
  • Презентация «Блокадный хлеб Ленинграда»;
  • Демонстрационные образцы «блокадного» хлеба;
  • Образцы хлебных карточек;
  • Аудиозапись «Сирена воздушной тревоги», «Звук метронома».

Ход занятия:

Ребята, сегодня 27 января особенный день. День снятия блокады города Ленинграда.

В тот день, прорвав кольцо блокады,

Город из последних сил

Дал бой врагам, отбросив их от Ленинграда,

И в яростных сраженьях победил.

 А как вы думаете, что обозначает слово блокада? (ответы детей)

В 1941 году на нашу Родину напала фашистская Германия. Началась война…. Страшная, беспощадная. Немецкая армия, как саранча, уничтожала все на своем пути. Города были разграблены. Фашисты говорили, что Москва - это сердце России, а Ленинград (сейчас этот город называется Санкт -Петербург) - ее душа. Как человек не может жить без души, так и страна потеряет свой боевой дух, когда лишится Ленинграда. Поэтому фашисты направили на город один из основных ударов. Они хотели не просто захватить Ленинград, они хотели уничтожить его, стереть с лица земли. Днем и ночью фашисты бомбили и обстреливали город, полыхали пожары, гибли люди.  Больше двух месяцев шли кровавые бои под Ленинградом, но жители мужественно обороняли свой город.

Как вы думаете, ребята, почему ленинградцы не сдали свой город немцам? (Ответы детей, предположения)

Гитлер не сумел захватить город силой, тогда он решил задушить город блокадой. Немцы окружили город, перекрыли все выходы и входы. Враг не давал вывозить из города детей, больных, в город не поступали продукты питания. Именно это окружение и называется блокадой. Но жители проявляли стойкость, мужество, всеми силами защищали город. (Слайд 2)

Днем и ночью фашисты бомбили и обстреливали город, полыхали пожары, гибли люди. В город перестало поступать продовольствие, отключили свет, отопление, воду. Наступила холодная зима. Наступили страшные блокадные дни… Их было 900… это почти 2,5года. (Слайд 3)

Наверное, никогда еще не было так холодно. Всю зиму в домах не было отопления, воды и света. Люди в комнатах ставили буржуйки - маленькие печки, а в них жгли мебель, книги, чтобы как-то согреться. (Слайд 4)

Фашистские летчики бомбили город и днем и по ночам. Окна в домах заклеивали узкими полосами бумаги - чтобы осколки при бомбёжке не могли поранить и вешали темные шторы, чтобы ночью не было видно даже маленького огонька свечки. (Слайд 5)

Город регулярно, по несколько раз в сутки обстреливали с воздуха. И тогда люди слышали такой сигнал (звучит запись воздушной сирены).

А после отбоя воздушной сирены люди слышали звук метронома (звучит запись метронома). Он напоминал звук биения сердца, говоривший людям, что жизнь продолжается. В тяжелые блокадные дни звук метронома не затихал ни на минуту. Все 900 дней и ночей он сообщал о том, что город живет, дышит, что Ленинград не сдался. (Слайд 6)

Летом, в начале войны никто не думал, что Ленинград окажется в блокаде, поэтому больших запасов продовольствия в городе не было. В Ленинграде начался страшный, мучительный голод. Самым вкусным и сладким продуктом была не конфета, а крошечный ломтик чёрного хлеба, который выдавали по специальным карточкам. Карточки - бумажные талоны, на которых указывалось положенное количество продуктов каждому человеку. По ним можно было получить свою норму хлеба - небольшой  кусочек в день. Рабочие получали 250 грамм хлеба, а служащие и дети 125 грамм на весь день. Потеря карточки означала верную смерть.

Ребята, как вы думаете, 125 грамм хлеба - это много или мало? Сколько вот таких кусочков в день вы съедаете? (ответы детей). А для того времени это было много, так как маленький  кусочек хлеба спасал жизнь многим людям. Хлеб был единственным питанием.

Но даже и по одному кусочку хлеба иногда на всех не хватало, ведь в булочных, где выдавали хлеб по карточкам, были огромные очереди… Люди ослабевали. Одни умирали от голода, другие замерзали на улицах, потому что были не способны дойти до дому. (Слайд 7)8

Блокадный хлеб был не такой, как мы едим сейчас. Его стали выпекать с примесями ячменной, овсяной, соевой муки. В хлеб добавляли все, что было в наличии: солод, бобы, отруби, древесные опилки, дикорастущие семена, жмых, добавляли даже бумагу.

Чтобы не умереть с голоду, люди ели овощные очистки, которые обычно выбрасывают. Научились готовить лепешки из горчицы, суп из дрожжей, котлеты из хрена. Выгребали из - под снега коренья кормовой свеклы, кочерыжки от капусты, которые остались после сбора урожая. Но скоро и это стало роскошью. (Слайд 8)

В домах не работал водопровод, за водой ходили на реку Нева, к специально прорубленным полыньям. Люди поскальзывались на льду, падали, но все равно упорно шли дальше. Часто к полынье спускались дети, набирали чайник мутной грязной воды и  спешили к ждущим их матерям. (Слайд 9)

А далеко, за кольцом блокады было продовольствие, масло, мука, мясо. Но достать это было очень трудно. Наша страна всегда помнила о блокадном Ленинграде и помогала ему, как могла. По единственной дороге по Ладожскому озеру в город везли хлеб, боеприпасы, теплую одежду, а обратно из города вывозили (эвакуировали) детей, стариков, раненых. Эту дорогу через Ладогу стали называть «дорогой жизни». Как вы думаете, ребята, почему её так назвали? (ответы детей). Она спасла тысячи ленинградцев.

Дорога жизни  узким коридором

Протянута по Ладожскому льду.

Она спасала наш любимый город,

В том страшном и чудовищном аду. (Слайд 10)

Ленинградцы не сдавались. В окруженном городе, под обстрелом, измученные голодом и холодом, они продолжали работать и учиться. 

Выпускали для фронта танки, пулеметы, мины, гранаты и другое вооружение, строили заградительные сооружения. Трудились все, кто еще мог передвигаться и держать инструмент в обессилевших руках. Старшеклассники бросали школы, чтобы ухаживать за ранеными бойцами и ослабевшими жителями города и помогать оборонять Ленинград.

Гитлеровская армия не смогла сломить сопротивление ленинградцев. 900 длинных дней и ночей длилась блокада.

27 января 1944 наши Ленинград был полностью освобожден от  блокады. Это был великий день! Радость наполняла сердца не только освобождённых ленинградцев, но всех солдат, защищающих страну от врага.

В честь этой победы был дан артиллерийский салют.

Такого дня не видел Ленинград,

Нет, радости подобной не бывало.

Казалось, что всё небо грохотало,

Приветствуя великое начало

Весны, уже не знающей преград.

Гремел неумолкаемо салют

Из боевых прославленных орудий,

Смеялись, пели, обнимались люди. (Слайд 11-12)

В честь этой знаменательной даты и о памяти этой войны, в городе Ленинграде был установлен Государственный мемориальный музей обороны и блокады Ленинграда. (Слайд 13)

«Памятник, установленный полуторке» во Всеволожске. (Слайд 14)

«Цветок жизни» Мемориал создан в память о погибших детях блокадного Ленинграда. (Слайд 15)

На Пискаревском кладбище, где захоронены тысячи ленинградцев, погибших в годы блокады, возвышается скорбная фигура Матери - родины. (Слайд 16)

На том месте, где было прорвано кольцо блокады сейчас установлен памятник, который называется «Разорванное кольцо». За мужество и героизм город Ленинград получил звание города - героя.

Сегодня, 27 января, мы празднуем освобождение Ленинграда от фашистских захватчиков. Подвиг ленинградцев мы никогда не забудем. (Слайд 17)

Каждый день, беря в руки ломоть хлеба, вспомните добрым словом всех тех, кто его создавал и создаёт, подумайте о том, каким великим богатством вы владеете и как его надо беречь.

Хлеб, не объёмное слово

Но по смыслу важнее нет.

Во главе он стоит живого

Без него не проходит обед.

Хлеб миллионы жизней

От смерти спасал ни раз.

Кровью крестьянской, потом

Он доставался для нас.

Чёрствая корочка хлеба

Символ блокады, войны.

Голод для человека

Видимый край беды.

Тянет ручонки ребёнок

Голод стоит в глазах.

Корочку хлеба дайте

Жалостно просит в слезах.

Сердце от боли сжалось

Детские слыша слова.

Возьми малыш, что осталось

Крошки со стола.

Жадным движением ручек

Крошки отправлены в рот.

Словно лесную малину

Он с наслаждением жуёт.

Валерий Куроленко

(Слайд 18)



Предварительный просмотр:

«ДЕНЬ ПАМЯТИ — БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА»

Конспект занятия по патриотическому воспитанию

 детей старшего дошкольного возраста

Задачи:

-расширить и обогатить знания детей о героическом прошлом нашего народа в дни войны,

-формировать у детей нравственные понятия и этику истинного героя,
-воспитывать любовь к родному народу, чувство гордости за защитников Отечества,
-расширить знания детей об истории нашей Родины, о героизме людей, переживших блокаду,

-активизировать словарь детей: блокада, бомбоубежище, эвакуация, маскировка, метроном.

-учить видеть состояние людей, воспитывать умение сочувствовать, сопереживать.

Ход занятия:

Воспитатель: -Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас будет необычное веселое занятие с играми, а немного грустное. 27 января день памяти снятия блокады Ленинграда. Как вы уже знаете, у каждой страны своя история. Любое государство как большая книга. А в каждой книге много глав. Мы сегодня с вами и попытаемся что-то новое узнать о истории нашей Родины, о героизме нашего народа из этой книги. Глава называется Блокада Ленинграда.

Воспитатель: Вы готовы слушать правдивый рассказ о городе герое Ленинграде и героических людях жившие в те далекие военные годы?

(ответы детей)

Воспитатель: В далеком 1941 году на нашу страну напала фашистская Германия. Началась война..Страшная, беспощадная..Рушились города, горели деревни, взрывались мосты и заводы. Фашистская армия так близко подошла к Ленинграду, что могла спокойно в бинокль рассмотреть улицы и проспекты. Но не только рассматривать, а и стрелять по ним, что они и делали. Фашисты хотели не только захватить Ленинград, а полностью его уничтожить. В сентябре 1941 года они окружили город со всех сторон, захватили железную дорогу, которая связывала Ленинград с другими городами. Но жители города не сдавались. Они продолжали работать, дети ходили в школу, детские сады. Фашисты были уверенны что оставшись без связи с большой землей город поднимет белый флаг. Но город не сдавался. Все дороги, ведущие к Ленинграду были перерезаны. Осталась одна — по Ладожскому озеру. Каждую ночь фашисты бомбили город. Каждый день и ночь фашисты бомбили город. Они разбомбили почти все склады с продовольствием.

Всю зиму в домах не было отопления, воды и света. В самый тяжёлый период блокады нормы выдачи хлеба были очень маленькими. Рабочим давали по 250 гр. ,а детям и того меньше по 125гр.хлеба.

Вот такой кусочек хлеба выдавали жителю блокадного Ленинграда на целый день (показ). И всё, больше ничего — только вода, за которой ходили на Неву. Город погрузился в тишину, темноту, холод и голод. Потянулись страшные 900 дней блокады.

Воспитатель: Ребята не очень веселую историю я вам рассказала. Но мы кто?

(Ответы детей: Россияне, патриоты своей страны)

Воспитатель: Правильно. И мы должны знать, помнить и чтить память тех далеких военных лет. А теперь давайте сделаем круг. Вот такое кольцо сделали враги вокруг славного, героического города Ленинграда. Если мы крепко будем держаться за руки, то в наш круг никто не сможет войти.

(Ответы детей: Да)

Воспитатель: И фашисты так думали, но и взрослые и дети продолжали жить и работать в своем родном городе, и никто даже в мыслях не допускал что можно сдаться врагу в плен.

Петровой волей сотворен
И светом ленинским означен —
В труды по горло погружен,
Он жил — и жить не мог иначе.

Он сердцем помнил: береги
Вот эти мирные границы,-
Не раз, как волны, шли враги,
Чтоб о гранит его разбиться.

Исчезнуть пенным вихрем брызг,
Бесследно кануть в бездне черной
А он стоял, большой, как жизнь,
Ни с кем не схожий, неповторный!

И под фашистских пушек вой
Таким, каким его мы знаем,
Он принял бой, как часовой,
Чей пост вовеки несменяем!

Воспитатель: Ребята а вы знаете что во время блокады дети помогали на заводах взрослым делать снаряды, на улицах собирали огневые шашки чтобы с воздуха не было видно немецким самолетам куда сбрасывать бомбы, метрономами оповещали о воздушной тревоге. Но этот прибор оповещал жителей не только о воздушной тревоге, но и о том что город еще жив. Многие жители были без сил и не каждый раз могли спускаться в бомбоубежище.

Весь Ленинград, как на ладони,

С Горы Вороньей виден был.

И немец бил, С Горы Вороньей.

Из дальнобойной «берты» бил.

Прислуга в землю «берту» врыла,

Между корней, между камней.

И, поворачивая рыло,

Отсюда «берта» била.

Била, все девятьсот блокадных дней

Воспитатель: Эти страшные 900 дней, как и жители Ленинграда запомнил весь мир. Много детей осталось в городе, которых не эвакуировали. Но одну девочку, позже узнал весь мир. А узнали о ней потому что, всю блокаду она вела свой дневник. И писала она в своем дневнике не свои секреты ,а о смерти своих близких. Звали её Таня Савичева. Она выжила. Вскоре Таня была эвакуирована вместе с другими детьми блокадного Ленинграда. В августе 1942 года эшелон с детьми прибыл в поселок Шатки. Девочка попала в детский дом № 48. Она единственная из прибывших детей оказалась больна туберкулезом. Скончалась девочка в 1944 году 1 июля, ей было 14 лет. Но ее дневник остался в память будущим поколениям, как напоминание об ужасах жизни в блокадном Ленинграде и зверствах нацистского режима.

9 страничек. Страшные строчки.

Нет запятых, только черные точки.

Пусто и тихо в промерзшей квартире.

Кажется, радости нет больше в мире.

Если бы хлебушка всем по кусочку,

Может, короче дневник был на строчку.

"Маму и бабушку голод унес.

++++++

Нет больше сил и нет больше слез.

Умерли дядя, сестренка и брат

Смертью голодной… " Пустел Ленинград.

Умерли все. Что поделать. Блокада.

Голод уносит людей Ленинграда.

Тихо в квартире. В живых только Таня.

В маленьком сердце столько страданья!

Умерли все! Никого больше нет.

Девочке Тане 11 лет.

++++++

Я расскажу вам, что было потом:

Эвакуация, хлеб и детдом.

Где после голода, всех испытаний

Выжили все, умерла только Таня.

Девочки нет, но остался дневник,

Детского сердца слезы и крик.

Дети мечтали о корочке хлеба…

Дети боялись военного неба.

++++++

Этот дневник на процессе Нюрнбергском

Был документом страшным и веским

Плакали люди, строчки читая.

Плакали люди, фашизм проклиная.

Танин дневник - это боль Ленинграда,

Но прочитать его каждому надо.

Словно кричит за страницей страница:

"Вновь не должно это все повториться! "

Воспитатель: В этих строчках сказано все, о боли и страданиях не только маленькой девочки но и всех людей, которые пережили блокаду.

Ребята ответьте мне, а наш народ за всю свою историю нападал на другие государства, мы воинственный народ или миролюбивый? Мы дадим отпор врагу если он вздумает напасть на нашу страну?

(Ответы детей: нет мы не воюем, мы за мир, мы миролюбивая нация, если кто-то нападет на наш народ наша армия нас защитит)

Воспитатель: Давайте вспомним поговорки о мире и о том что мы миролюбивы, но можем дать отпор.

(Ответы детей: Дружно за мир стоять- войне не бывать. Мир да лад- большой клад. Тучам солнце не скрыть- войне мир не победить. Если дружба велика- будет Родина крепка. Кто к нам с мечем придет- от меча и погибнет.)

Воспитатель: Молодцы ребята. А теперь давайте встанем и минутой молчания почтим память всех тех кто погиб но не сдался врагу.

(Минута молчания)

Итог: на этом ознакомление с главой из жизни нашей Родины подошло к завершению, а называлась она? (Ответы детей: блокадный Ленинград, люди, дети блокады)молодцы.

Вы узнали много нового, я вам предлагаю никогда это не забывать, и давайте все вместе повторим эти слова (Никто не забыт- ничто не забыто)



Предварительный просмотр:

«ДОРОГА ЖИЗНИ»

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста

Цель: формирование понятия «Дорога жизни» и её роли в истории блокадного Ленинграда.

Задачи:

1. Познакомить детей с понятием «Дорога жизни» и символом блокадного Ленинграда.

2. Обобщить и систематизировать знания детей о жизни людей в блокадном Ленинграде, характеризуя трагическое течение того времени.

3. Способствовать формированию у детей умения делать выводы и анализировать.

4. Способствовать развитию нравственно - патриотических чувств, сострадания, сопереживания.

Словарная работа: блокада, Ленинград, «Дорога жизни», эвакуация, паёк, фотографии, иллюстрации, вырезки из газет, буклеты, плакаты, эфир, программа, продовольствие, медикаменты. Ладожское озеро, ледяная трасса, фары, бомбардировщики.

Ожидаемый результат: К концу занятия каждый ребёнок будет знать, что такое «Дорога жизни» и как она помогала людям блокадного Ленинграда.

Предварительная работа: Проведён ряд занятий и бесед но темами: «Блокада Ленинграда», «Дети во время ВОВ», «Символ блокадного Ленинграда - 125 гр. хлеба». Познакомились с понятиями телеэфир, телепередача, зрители.

Ход НОД:

Звучит мелодия из Программы «Служу Отчизне»

- Доброе утро, уважаемые телезрители! В эфире программа «Уроки истории». В студии ведущая Татьяна Александровна. В студию я пригласила ребят из детского сада. (дети рассаживаются на стульчики).

- Доброе утро!

- Ребята, я предлагаю вам стать не просто гостями нашей студии, а участниками нашего телеэфира.

- Согласны? Сегодняшнюю тему передачи я называть не буду, попробуйте догадаться сами.

- Посмотрите, в нашей студии организована выставка. Это фотографии, иллюстрации, вырезки из газет, буклеты, плакаты. Что-то вам уже знакомо, а что-то вы видите впервые. Ребята, давайте подойдем к ним. Внимательно рассмотрите экспонаты нашей выставки.

- Как выдумаете, о чем мы с вами будем сегодня говорить?

- Ответы детей.

- Верно, речь в нашей телепередаче пойдет о Великой Отечественной Войне. На прошлой передаче мы с вами говорили об очень трагической странице нашей страны.

- Кто помнит, о чем мы говорили?

- Ответы детей

- Да, мы говорили о блокаде Ленинграда. Что такое блокада? (на экран выводится изображение блокады Ленинграда)

- Ответы детей

-Кто или что являлся символом блокадного Ленинграда? (на экран выводится изображение черного хлеба)

- Вспомните, как жили люди в блокадном Ленинграде?

- Ответы детей

- Молодцы. Вы все запомнили и правильно ответили на вопросы.

- Жизнь в городе с каждым днем становилась труднее. Запасы продовольствия и медикаменты заканчивались. Необходимо было вывозить раненых, эвакуировать женщин и детей, стариков в безопасные места (на экран выводятся изображения жизни людей в блокадном Ленинграде, изображение раненых, эвакуации женщин и детей).

- Но как доставить продовольствие, медикаменты в Ленинград, как вывезти раненых, как эвакуировать женщин и детей?

- Ответы детей

-Верно, по дороге. Но не простой дороге. Ребята, только одна дорога связывала Ленинград с большой землей, и эта дорога шла по воде, а именно по Ладожскому озеру. «Дорогой жизни» назван путь через Ладожское озеро.

- Давайте подойдем к карте Ленинграда и посмотрим, какой путь нужно было проделать, чтобы доставить все необходимое в город и эвакуировать мирных жителей и раненых. (дети подходят к экрану, на котором выведена карта)

- Как вы думаете трудной или легкой была дорога через Ладожское озеро?

- Ответы детей

- Почему?

- Ответы детей

- Дорога по озеру была очень трудной и опасной. Днём и ночью шли машины по ледяной трассе. (изображение машин, передвигающихся по озеру)

- И зимние ночи были очень темным - в двух шагах ничего не было видно. Фары на машинах включать было нельзя. Как вы думаете почему?

- Предположения детей.

- Фары не зажигали из-за обстрела немецкими бомбардировщиками. Забывали водители об опасности, о сне, многие гибли под бомбёжками, ломались, проваливались в воду машины. Но всё же везли продовольствие, медикаменты в блокадный Ленинград. Вывозили раненых, женщин и детей.

- Дорогой жизни шел к нам хлеб

Дорогой дружбы многих к многим

Ещё не знали на Земле Страшней и радостней дороги.

- Как, вы думаете почему страшней и радостней.

- Ответы детей.

- Ребята, как вы думаете, можно ли водителей машин, которые двигались по Ладожскому озеру во время ВОВ назвать героями?

- Ответы детей

- Почему?

- Предположения детей

- Для того чтобы понять почему я предлагаю вам посмотреть видеофильм, который так и называется «Дорога жизни».

Просмотр видеофильма «Дорога жизни»

- Благодаря мужеству и стойкости людей, немцам так и не удалось взять Ленинград, ни боем, ни осадой, ни голодом. И 27 января 1944 года была полностью снята блокада Ленинграда.

- Ребята, подойдите к столу, на котором разложены карточки. Рассмотрите их внимательно. Что является символом блокадного Ленинграда?

- Хлеб

- Выберите картинки, по которым можно определить или рассказать как помогала «Дорога жизни» людям блокадного Ленинграда.

Дети выбирают из выложенных на столах картинки (мука, хлеб, медикаменты, продовольствие, эвакуация людей, боеприпасы, вывоз раненых)

-Сегодня мы с вами говорили об одной из трагических страниц в истории нашей страны - о жизни в блокадном Ленинграде, узнали о «Дороге жизни».

- Ребята, какие чувства вызвала у вас наша сегодняшняя передача? Для чего была проложена «Дорога жизни»?

- Ответы детей

- Что нового вы расскажите своим родителям?

- Ответы детей

- Что вас огорчило больше всего? Что вы запомните навсегда?

- Ответы детей



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект- беседа к дню полного освобождения Ленинграда из фашистской блокады.

Беседа, посвященная героической обороне Ленинграда, составлена с учетом возрастных особенностей детей старшей группы....

Тематическое занятие, посвящённое 70-тилетию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады для детей старшего дошкольного возраста

Задачи: - формировать патриотические чувства у детей; - уточнить, расширить и обобщить знания детей о ВОВ; - развивать речь, мышление детей; - воспитывать уважение к воинам-освобод...

Рассказ о блокаде Ленинграда детям старшего дошкольного возраста (с использованием иллюстраций альбома «27 января 1944 года День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады»)

Цель:-расширить представление детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда.Задачи:- обогащать знания детей о героическом прошлом нашего города;- формировать любовь к родному городу;-...

"Никогда не забудем". Методическая разработка проектной деятельности с детьми, посвященной Дню полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады (27 января)

Все дальше и дальше уходят от нас тяжелые дни страшной войны. И все труднее и труднее рассказать нашим маленьким детям о том, что это была за война. Но нам, ленинградцам, петербуржцам, никогда нельзя ...

Методическая разработка . День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Никто не забыт и ничто не забыто!

Этот материал для праздника детей старшего и подготовительного возраста ко дню полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Много хороших стихов и песен, а также классической музыки П.И. Чай...

Сценарий театральной постановки на основе рассказа о Максиме Емельяновиче Твердохлебе для детей старшей и подготовительной групп- посвященная памяти Великой Отечественной войне и 80-летию со дня полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады.

Сценарий театральной постановки на основе рассказа о Максиме Емельяновиче Твердохлебе для детей старшей и подготовительной групп-   посвященная памяти Великой Отечественной войне и 80-летию ...

Конспект занятия в старшей группе «Блокадная ласточка», посвященное 80 -летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады

По всей России проходит патриотическая акция «Блокадная ласточка», посвященная 80-летию снятия блокады Города-Героя Ленинграда.Распространяйте «Блокадную ласточку» и рассказыва...