Использование игровой технологии в проектной деятельности дошкольников
проект (средняя группа)

Демченко Зинаида Яковлевна

Как заинтересовать детей проектной деятельностью? Научить рассуждать, делать выводы? 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra.docx50.38 КБ

Предварительный просмотр:

Использование игровой технологии в проектной деятельности дошкольников

                                СОДЕРЖАНИЕ

Введение........................................................................................................................3

Пункт I. Инновационные технологии…………………………………………….4

  1. Проектная деятельность дошкольников……………………………..……….4
  2. Игровая технология ……………………………………………………………5

Пункт П. Использование игровой технологии в проектной деятельности дошкольников

2.1. Зарождение проекта «Безопасность ребенка на дороге» ………….………….6

2.2.Использование инновационных элементов в игровой технологии. ….….…....7

2.3.Эффективность использования введения игровых технологий в проектную деятельность дошкольников…………………………………………………………8

Заключение...................................................................................................................9

Литература...................................................................................................................10

     

1.Введение.

Дошкольный возраст – это период интенсивного познавательного развития и воспитания личностной культуры детей. Если ребенок получит позитивный социальный опыт реализации собственных замыслов, то проявится уникальность личности: он внесет новое в свое социальное окружение. Это мы можем получить в проектной деятельности детей дошкольного возраста.

 Актуальность.

 Метод проектов расширяет образовательное пространство, придает ему новые формы, дает возможность развития творческого, познавательного мышления ребенка, закладывает позиции самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы, систематизирует информацию, и позволяет использовать полученные знания, умения и навыки в играх и практической деятельности. Метод проектов – особая форма развития детей и организации целостного педагогического процесса. Творческий, исследовательский поиск становится неотъемлемой частью педагогической профессии.  Исследовательское поведение - это стиль жизни современного педагога. А если переплести две технологии: игровую и технологию проектов, то детям будет интереснее: в играх добывать новые знания.

 Игры учат детей философии осмысления сложностей, противоречий, трагедий жизни, учат, не уступая им, видеть светлое и радостное, подниматься над неурядицами, жить с пользой и празднично, «играючи».
Актуальность проблемы определилась целью работы – теоретически обосновать и использовать игровые технологии в проектной деятельности  детей дошкольного возраста.

Цель.

  • Исследовать актуальность использования игровой технологии в проектной деятельности.

 Для решения выявленных проблем были поставлены следующие задачи.

  1. Изучить и проанализировать использование игровых технологий в проектной деятельности детей дошкольного возраста, изложенных в педагогической литературе.
  2. Разработать и внедрить игровые технологии в образовательный процесс.
  3. Оценить эффективность использования введения игровых технологий в проектную деятельность дошкольников.

Практическая значимость

 Секрет успешной работы педагога  и детей заключается в том,  чтобы преподнести  информацию в доступной и интересной форме. У детей будет развиваться самостоятельная познавательная активность и навыки исследовательского поиска, а у педагога коренная переориентация мышления  при выстраивании образовательного процесса. Освоение педагогом  современных технологий ведет к модели совместной деятельности с детьми: «Не рядом, не над ним, а вместе!».

Пункт I. Инновационные технологии

 Проектная деятельность стимулирует личностный рост и самореализацию,      открывает возможность:

  • узнать самостоятельно, максимально используя свои возможности,  
  • проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания,
  • принести пользу и показать публично достигнутый результат.
  • это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, что интересно и значимо для самих открывателей.

 «Проектная деятельность способствует развитию мышления, воображения и речи детей только тогда, когда педагог стремится удержать проблемную ситуацию. Именно этим проектная деятельность отличается от продуктивных видов деятельности, в которых проблемная ситуация снимается максимально быстро»[1].

 Проектная деятельность для воспитателя  – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, планировать и продумывать свои действия. А для этого надо, не просто планировать работу с детьми, но делать это с увлечением, чтобы они заражались азартом и радостью, а значит играли.

В дошкольном возрасте игра является ведущим видом деятельности, в котором закладываются и развиваются основные новообразования ребенка, совершенствуется деятельность, которая служит основным способом познания мира и научения. Интересно то, что непонятно и загадочно, что содержит какую-то тайну или секрет.   Поэтому чем больше игровых  заданий  будет включено, тем интереснее будет малышу заниматься. «Чем раньше мы начинаем воспитывать в детях стремление самим добиваться своих целей, тем скорее создадим сильных и свободных людей», - говорила М. Монтессори. [4]

  1. Проектная деятельность дошкольников

 Все требования, которые предъявляет жизнь педагогам,  можно реализовать лишь при условии  кардинального изменения организации педагогического процесса в ДОУ путем широкого внедрения в педагогический процесс инновационных и альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. Один из авторов программы «От рождения до школы» Н.Е. Веракса отмечает, что эффективным методом работы с детьми дошкольного возраста является технология проектной деятельности [1].

 Метод проектной деятельности отражается в идеях отечественных учёных 20 – х годов: Б. В. Игнатьева, В.Н. Шульгина, М.В. Крупениной, Н. К. Крупской, Е. Г. Кагарова. Советские педагоги считали, что критически переработанный метод проектной деятельности  сможет обеспечить развитие творческой инициативы и самостоятельности в обучении, связь теории с практикой.

 Е. Г. Кагаров считал, что исходным пунктом обучения должны служить интересы сегодняшнего дня; проект должен осуществляться поэтапно; проекты могут быть как бы копиями различных сторон хозяйственной жизни страны; ведущим становится принцип самодеятельности; проект – есть слияние теории и практики.

Проектная деятельность включает в себя:

  •  задание для детей, сформулированное в виде проблемы;
  •  целенаправленную детскую деятельность;
  •  формы организации взаимодействия детей с воспитателем и друг с другом;
  •  результат деятельности как найденный детьми способ решения проблемы проекта.

 Проектная деятельность дошкольников может быть познавательно-исследовательского, игрового и творческого характера. По продолжительности проекты бывают краткосрочными (от 1 недели до нескольких месяцев) и долгосрочными (от полугода до нескольких лет).

Для детей младшего дошкольного возраста характерны небольшие по продолжительности и простые по результату продуктивной деятельности тематические мини-проекты, организуемые чаще при участии родителей или совместно с родителями.

 К.Д. Ушинский писал: «В игре ребенок живет, и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни, в которую он не мог еще войти по сложности ее явлений и интересов... В игре дитя, уже зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями» [5].

 А если создадим условия для детей и будем использовать игровую технологию в проектной деятельности, станет ли жизнь детей интересней, увлекательней?

1.2.        Игровая технология

 Изучением возникновения и особенностей игровой деятельности занимались как зарубежные (Г. Спенсер, К. Гросс, В. Штерн, С. Холл, З. Фрейд, А. Адлер, К. Коффка, К. Левин, Ж. Пиаже), так и отечественные психологи (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев).

 Исследования отечественных психологов (Выготский Л.С., Запорожец А.В., Эльконин Д.Б.,  Леонтьев А.Н. и др.) показали, что в дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра.   Благодаря игре в психике ребенка происходят значительные изменения, формируются качества, подготавливающие переход к новой, высшей стадии развития.  Выготский Л.С., указывая на ведущее значение сюжетно - ролевой игры в психическом развитии ребенка - дошкольника, называл игру ребенка «девятым валом» [2].  

Выготский Л.С. отмечал в своих трудах, что игра создает зону ближайшего развития и сама игра является этим источником. В игре возникает действие в воображаемой ситуации, создается произвольность намерений, образуется жизненный план и волевые мотивы. 

Игра - это жизненно важный и необходимый элемент в развитии, как индивидуума, так и общества в целом. По сложности характера игр можно судить о быте, правах и навыках общества.

Пункт П. Использование игровой технологии в проектной деятельности дошкольников

2.1. Зарождение проекта «Безопасность ребенка на дороге»

 Дети после просмотра мультфильма «Азбука безопасности на дороге»| Уроки тетушки Совы, стали рассказывать об авариях и опасностях на дороге.

 Детям предложили быть взрослыми, которые помогают избежать опасности на дороге.  Это вдохновило малышей, они придумывали ситуации, анализировали, делали выводы. Детям вводили новые атрибуты, которые помогали делать родители: бизиборды с правилами безопасности на дороге. Бизиборды помогли развить логическое мышление, внимательность, познавательные способности, а также занять детей увлекательным делом. Бизиборд - волшебная доска, которая помогает познавать, общаться, придумывать новые действия помощи пешеходам и водителям не только в днем, но в темное время суток.

 Каждый ребенок включился в активную деятельность. Дети с удовольствием шли в детский сад, рассказывали о своих интересах, о том, что они придумали дома с родителями для безопасности на дороге.   «Жизнь детей в группе стала содержательной, полной, у детей появилась уверенность в своих силах» - отмечали родители. И взрослые не были в стороне:  тесное взаимодействие детей и родителей помогло создать дружную команду, работающую в одном направлении.

 Результатом небольшого проекта «Безопасность на дороге» стал мастер – класс  «Изготовление  светоотражателей (фликеров) для детей». Родители предложили светоотражатели располагать на головных уборах, на одежде и даже на обуви.

Взрослые лучше узнали детей, смогли проникнуть во внутренний мир своего ребенка.  Создались уникальные отношения ребенок-взрослый, которые построились на соучастии в деятельности, на равноправном общении, ориентированы не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых, порой путем самообразования.  Самообразования не только педагога, но и родителей. Родители находили информацию в интернете, но это их не удовлетворяло. Спрашивали, что пишут об этом ученые педагоги.

 Перспективность метода проектов в системе ДОУ заключается в том, что он дает возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведения сравнения, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления, логики познания, пытливости ума, совместной познавательно-поисковой и исследовательской деятельности, коммуникативных и рефлексивных навыков и многое другое, что является составляющими успешной личности.

 Все изменения мы увидели, когда стали работать над проектами: «Формирование творческого развития детей», «Формирование положительных взаимоотношений  у детей в игре».                              

 Во время экспериментирования или разрешения каких – либо проблем, мы  видели становление юного человека, сам ребенок, преодолевая застенчивость, включался  в работу, находил лучшее решение, отстаивал свою точку зрения.  

Игра - это регулятор всех жизненных позиций ребенка. Школа игры такова, что в ней ребенок - и ученик, и учитель одновременно».

2.2.Использование инновационных элементов в игровой технологии

 Игра представляет собой деятельность, в которой дети берут на себя роли (функции) взрослых людей и в обобщенной форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослого и отношения между ними.

 По Д.Б. Эльконину и Л.С. Выготскому, сюжетно-ролевая игра - ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. Л.С. Выготский считает, что в дошкольном возрасте возникают своеобразные потребности, своеобразные побуждения, очень важные для всего развития ребенка и непосредственно приводящие к игре. Сущность игры в том, что она есть исполнение желаний, но не единичных желаний, а обобщенных аффектов.

 Игра мотивирует, стимулирует и активизирует познавательные процессы детей - внимание, восприятие, мышление, воображение. Например, чтобы участвовать в математической игре «Созвездие геометрических фигур», ребенок должен разбираться в геометрических понятиях:

  • круг, шар, квадрат, куб, треугольник.

 Дети в короткий срок хорошо усвоили различия понятий, и дружно могли все играть, сортируя или классифицируя плоские фигуры и объемные

 Игра, востребовав полученные знания, повышает их прочность.  У детей были примитивные знания об овощах и фруктах. Сделали и внесли лэпбук «Овощи – фрукты». Малыши стали задавать вопросы, на которые старались сами найти ответы.  

 Основная цель педагогического руководства - будить воображение ребенка, создавать условия для того, чтобы как можно больше изобретательности, творчества проявили сами дети. Каждый вид игры отвечает своим целям и задачам и определяет организацию игрового пространства в группе.

 Так для детей младшего возраста мы создали игровое оснащение:

  • ширмы, атрибуты для ролевых игр, предметы  - заместители, дидактические игры.

На собственном примере показываю детям, как пользоваться ролевой речью, звукоподражанием, подсказываю реплики, объясняю действия.

Применение игры в проектной деятельности детей позволяло:

  •  гармонично сочетать эмоциональное и логическое усвоение знаний, за счет чего дети получили прочные, осознанные и прочувствованные знания.
  • Игра - первая ступень в проектной  деятельности ребенка дошкольника, где ребенок учится общаться, принимая во внимание роль своего партнера по игре, координируя с ним свои действия,
  • Ребенок не боится ошибиться, он идет по - своему пути развития, сам оценивает свои действия и размышления. Он трудится, размышляет, ставит цели, раскрывает их или отвергает.

   Игра - это не только имитация жизни, это очень серьезная деятельность, которая позволяет ребенку самоутвердиться, самореализоваться. Участвуя в различных играх, ребенок выбирает для себя персонажи, которые наиболее близки ему, соответствуют его нравственным ценностям и социальным установкам. Игра становится фактором социального развития личности.

2.3.Эффективность использования введения игровых технологий в проектную деятельность дошкольников

Во время работы над проектом «Формирование положительных взаимоотношений  у детей в игре» малышам предложили игру «Мы – кондитеры!» Дети не только заворачивали конфеты в фантики, но и раскладывали сласти разной формы в соответствующие ячейки. Дети экспериментировали: из чего сделать конфеты, придумывали названия им. Малыши договаривались, кто будем кондитером, кто  водителем, продавцом конфет и даже свит-дизайнером. Дети учились сочетать художественную композицию или букет, который собирали из конфет и сладостей. Сладкий букет создавали из ткани, бумаги, украшали ленточками.

 С целью выявления  места игровой деятельности была проведена диагностика.  

  1. Какие игровые действия выполняли дети в соответствии с ролями?
  2. Чему отдавали предпочтение дети во время игры; действиям с предметами или взаимоотношениям с людьми?
  3.  Какие новые игровые ситуации были придуманы в ходе игры?

 В результате наблюдений, бесед, игр мы пришли к выводу, что в начале у многих детей игры были примитивными, познавательная  активность у большинства детей выражена недостаточно. Дети не проявляли заинтересованности и активности; не выражали особого желания, предпочтения игровой деятельности; вопросы разного характера практически не задавали. Игровая деятельность сводилась  к манипулированию предметами: заворачивали и разворачивали конфеты.

 Анализ результатов наблюдений показал, что в конце проектной деятельности дети проявили любознательность и познавательную активность, увлечены были во время игровой  деятельности изготовлением конфет разной формы, с интересом выполняли предложенные задания, задавали вопросы разного характера; проявляли ярко выраженную познавательную активность вне занятий, предвидели некоторые последствия своих действий.

 Таким образом, благодаря внедрению инновационного подхода игровой технологии в проектную деятельность, к концу проекта большинство детей в самостоятельной деятельности стали выбирать роли, количество ролей увеличилось.

Заключение

 Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать стимулированию познавательной активности детей, формированию навыков саморазвития и самообразования. Этим требованиям в полной мере отвечает игровая технология в проектной деятельности, основанная на  возросших требованиях  к универсальности знаний.

В ходе нашего исследования подтвердилась гипотеза о том, что использование игровой технологии в проектной деятельности дошкольников повышает познавательную активностей детей,  и интерес детей к деятельность возрастает в разы.

Суть инновационного подхода заключается во внедрении инновационных методов и технологий (проектного метода, ИКТ, квест и кейс технологий, лепбука, использование технологических карт) в игровую деятельность.

Обучение в форме игры интересно, занимательно, но не должно быть  развлекательным. Для реализации такого подхода я разрабатываю для обучения дошкольников  систему игровых заданий и различных игр. Используя эту систему, я уверенна в том, что в результате  получу гарантированный уровень усвоения ребенком того или иного содержания.

 «… ребёнок должен играть, даже когда делает серьёзное дело. Вся его жизнь – это игра»                     А.С. Макаренко

Список литературы.                       

  1. Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса  Проектная деятельность дошкольников  Пособие для педагогов дошкольных учреждений Издательство МОЗАИКА – СИНТЕЗ Москва, 2014г
  2. Выготский Л. С. В  Психология развития ребенка. — М: Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2004. — 512с.
  3. Дыбина О. Игра - путь к познанию предметного мира // Дошкольное воспитание. - 2004. - №5. - М. - С. 14 - 24.
  4.  . М. Монтессори  Дети - другие /Пер. с нем./ Вступ. и закл. статьи, коммент. К.Е. Сумнительный. - М.: Карапуз, 2004. - 336 с.
  5. Ушинский К. Д. «Педагогическая антропология: Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии». Ч.2. УРАО, г.Москва, 2002г.

  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых технологий в работе с дошкольниками

Использование игровых технологий в работе с дошкольниками...

Использование ТРИЗ технологий в проектной деятельности

Экологическое воспитание немыслимо без чувства восхищения природой. Успех воспитателя зависит от умения направить взгляд ребёнка на красоту - помочь увидеть её, услышать, что нас привлекает в природе ...

Использование компьютерных технологий в проектной деятельности.

Использование новых непривычных приёмов объяснения и закрепления, тем более в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное внимание. Информационные технологии о...

«Использование современных технологий в проектной деятельности (экология) детей в соответствии с ФГОС ДО»

В экологическом образовании дошкольников метод проектов получил признание раньше, чем в других областях дошкольного образования. Это связано, в частности, с тем, что большую роль в экологическом образ...

Занятие с использованием социально-игровых технологий в музыкальной деятельности дошкольников «Мы - дружные ребята» (средний возраст)

Создать положительный эмоциональный настрой.Вовлечь дошкольников в игровое общение со сверстниками.Способствовать сплочению детского коллектива....

Использование современных технологий в проектной деятельности (экология) детей в соответствии с ФГОС ДО

    Особенностью экологической проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулиро...