Использование игровой технологии в проектной деятельности дошкольников
проект (средняя группа)
Как заинтересовать детей проектной деятельностью? Научить рассуждать, делать выводы?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra.docx | 50.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование игровой технологии в проектной деятельности дошкольников
СОДЕРЖАНИЕ
Введение........................................................................................................................3
Пункт I. Инновационные технологии…………………………………………….4
- Проектная деятельность дошкольников……………………………..……….4
- Игровая технология ……………………………………………………………5
Пункт П. Использование игровой технологии в проектной деятельности дошкольников
2.1. Зарождение проекта «Безопасность ребенка на дороге» ………….………….6
2.2.Использование инновационных элементов в игровой технологии. ….….…....7
2.3.Эффективность использования введения игровых технологий в проектную деятельность дошкольников…………………………………………………………8
Заключение...................................................................................................................9
Литература...................................................................................................................10
1.Введение.
Дошкольный возраст – это период интенсивного познавательного развития и воспитания личностной культуры детей. Если ребенок получит позитивный социальный опыт реализации собственных замыслов, то проявится уникальность личности: он внесет новое в свое социальное окружение. Это мы можем получить в проектной деятельности детей дошкольного возраста.
Актуальность.
Метод проектов расширяет образовательное пространство, придает ему новые формы, дает возможность развития творческого, познавательного мышления ребенка, закладывает позиции самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы, систематизирует информацию, и позволяет использовать полученные знания, умения и навыки в играх и практической деятельности. Метод проектов – особая форма развития детей и организации целостного педагогического процесса. Творческий, исследовательский поиск становится неотъемлемой частью педагогической профессии. Исследовательское поведение - это стиль жизни современного педагога. А если переплести две технологии: игровую и технологию проектов, то детям будет интереснее: в играх добывать новые знания.
Игры учат детей философии осмысления сложностей, противоречий, трагедий жизни, учат, не уступая им, видеть светлое и радостное, подниматься над неурядицами, жить с пользой и празднично, «играючи».
Актуальность проблемы определилась целью работы – теоретически обосновать и использовать игровые технологии в проектной деятельности детей дошкольного возраста.
Цель.
- Исследовать актуальность использования игровой технологии в проектной деятельности.
Для решения выявленных проблем были поставлены следующие задачи.
- Изучить и проанализировать использование игровых технологий в проектной деятельности детей дошкольного возраста, изложенных в педагогической литературе.
- Разработать и внедрить игровые технологии в образовательный процесс.
- Оценить эффективность использования введения игровых технологий в проектную деятельность дошкольников.
Практическая значимость
Секрет успешной работы педагога и детей заключается в том, чтобы преподнести информацию в доступной и интересной форме. У детей будет развиваться самостоятельная познавательная активность и навыки исследовательского поиска, а у педагога коренная переориентация мышления при выстраивании образовательного процесса. Освоение педагогом современных технологий ведет к модели совместной деятельности с детьми: «Не рядом, не над ним, а вместе!».
Пункт I. Инновационные технологии
Проектная деятельность стимулирует личностный рост и самореализацию, открывает возможность:
- узнать самостоятельно, максимально используя свои возможности,
- проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания,
- принести пользу и показать публично достигнутый результат.
- это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, что интересно и значимо для самих открывателей.
«Проектная деятельность способствует развитию мышления, воображения и речи детей только тогда, когда педагог стремится удержать проблемную ситуацию. Именно этим проектная деятельность отличается от продуктивных видов деятельности, в которых проблемная ситуация снимается максимально быстро»[1].
Проектная деятельность для воспитателя – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, планировать и продумывать свои действия. А для этого надо, не просто планировать работу с детьми, но делать это с увлечением, чтобы они заражались азартом и радостью, а значит играли.
В дошкольном возрасте игра является ведущим видом деятельности, в котором закладываются и развиваются основные новообразования ребенка, совершенствуется деятельность, которая служит основным способом познания мира и научения. Интересно то, что непонятно и загадочно, что содержит какую-то тайну или секрет. Поэтому чем больше игровых заданий будет включено, тем интереснее будет малышу заниматься. «Чем раньше мы начинаем воспитывать в детях стремление самим добиваться своих целей, тем скорее создадим сильных и свободных людей», - говорила М. Монтессори. [4]
- Проектная деятельность дошкольников
Все требования, которые предъявляет жизнь педагогам, можно реализовать лишь при условии кардинального изменения организации педагогического процесса в ДОУ путем широкого внедрения в педагогический процесс инновационных и альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. Один из авторов программы «От рождения до школы» Н.Е. Веракса отмечает, что эффективным методом работы с детьми дошкольного возраста является технология проектной деятельности [1].
Метод проектной деятельности отражается в идеях отечественных учёных 20 – х годов: Б. В. Игнатьева, В.Н. Шульгина, М.В. Крупениной, Н. К. Крупской, Е. Г. Кагарова. Советские педагоги считали, что критически переработанный метод проектной деятельности сможет обеспечить развитие творческой инициативы и самостоятельности в обучении, связь теории с практикой.
Е. Г. Кагаров считал, что исходным пунктом обучения должны служить интересы сегодняшнего дня; проект должен осуществляться поэтапно; проекты могут быть как бы копиями различных сторон хозяйственной жизни страны; ведущим становится принцип самодеятельности; проект – есть слияние теории и практики.
Проектная деятельность включает в себя:
- задание для детей, сформулированное в виде проблемы;
- целенаправленную детскую деятельность;
- формы организации взаимодействия детей с воспитателем и друг с другом;
- результат деятельности как найденный детьми способ решения проблемы проекта.
Проектная деятельность дошкольников может быть познавательно-исследовательского, игрового и творческого характера. По продолжительности проекты бывают краткосрочными (от 1 недели до нескольких месяцев) и долгосрочными (от полугода до нескольких лет).
Для детей младшего дошкольного возраста характерны небольшие по продолжительности и простые по результату продуктивной деятельности тематические мини-проекты, организуемые чаще при участии родителей или совместно с родителями.
К.Д. Ушинский писал: «В игре ребенок живет, и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни, в которую он не мог еще войти по сложности ее явлений и интересов... В игре дитя, уже зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями» [5].
А если создадим условия для детей и будем использовать игровую технологию в проектной деятельности, станет ли жизнь детей интересней, увлекательней?
1.2. Игровая технология
Изучением возникновения и особенностей игровой деятельности занимались как зарубежные (Г. Спенсер, К. Гросс, В. Штерн, С. Холл, З. Фрейд, А. Адлер, К. Коффка, К. Левин, Ж. Пиаже), так и отечественные психологи (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев).
Исследования отечественных психологов (Выготский Л.С., Запорожец А.В., Эльконин Д.Б., Леонтьев А.Н. и др.) показали, что в дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра. Благодаря игре в психике ребенка происходят значительные изменения, формируются качества, подготавливающие переход к новой, высшей стадии развития. Выготский Л.С., указывая на ведущее значение сюжетно - ролевой игры в психическом развитии ребенка - дошкольника, называл игру ребенка «девятым валом» [2].
Выготский Л.С. отмечал в своих трудах, что игра создает зону ближайшего развития и сама игра является этим источником. В игре возникает действие в воображаемой ситуации, создается произвольность намерений, образуется жизненный план и волевые мотивы.
Игра - это жизненно важный и необходимый элемент в развитии, как индивидуума, так и общества в целом. По сложности характера игр можно судить о быте, правах и навыках общества.
Пункт П. Использование игровой технологии в проектной деятельности дошкольников
2.1. Зарождение проекта «Безопасность ребенка на дороге»
Детям предложили быть взрослыми, которые помогают избежать опасности на дороге. Это вдохновило малышей, они придумывали ситуации, анализировали, делали выводы. Детям вводили новые атрибуты, которые помогали делать родители: бизиборды с правилами безопасности на дороге. Бизиборды помогли развить логическое мышление, внимательность, познавательные способности, а также занять детей увлекательным делом. Бизиборд - волшебная доска, которая помогает познавать, общаться, придумывать новые действия помощи пешеходам и водителям не только в днем, но в темное время суток.
Каждый ребенок включился в активную деятельность. Дети с удовольствием шли в детский сад, рассказывали о своих интересах, о том, что они придумали дома с родителями для безопасности на дороге. «Жизнь детей в группе стала содержательной, полной, у детей появилась уверенность в своих силах» - отмечали родители. И взрослые не были в стороне: тесное взаимодействие детей и родителей помогло создать дружную команду, работающую в одном направлении.
Результатом небольшого проекта «Безопасность на дороге» стал мастер – класс «Изготовление светоотражателей (фликеров) для детей». Родители предложили светоотражатели располагать на головных уборах, на одежде и даже на обуви.
Взрослые лучше узнали детей, смогли проникнуть во внутренний мир своего ребенка. Создались уникальные отношения ребенок-взрослый, которые построились на соучастии в деятельности, на равноправном общении, ориентированы не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых, порой путем самообразования. Самообразования не только педагога, но и родителей. Родители находили информацию в интернете, но это их не удовлетворяло. Спрашивали, что пишут об этом ученые педагоги.
Перспективность метода проектов в системе ДОУ заключается в том, что он дает возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведения сравнения, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления, логики познания, пытливости ума, совместной познавательно-поисковой и исследовательской деятельности, коммуникативных и рефлексивных навыков и многое другое, что является составляющими успешной личности.
Все изменения мы увидели, когда стали работать над проектами: «Формирование творческого развития детей», «Формирование положительных взаимоотношений у детей в игре».
Во время экспериментирования или разрешения каких – либо проблем, мы видели становление юного человека, сам ребенок, преодолевая застенчивость, включался в работу, находил лучшее решение, отстаивал свою точку зрения.
Игра - это регулятор всех жизненных позиций ребенка. Школа игры такова, что в ней ребенок - и ученик, и учитель одновременно».
2.2.Использование инновационных элементов в игровой технологии
Игра представляет собой деятельность, в которой дети берут на себя роли (функции) взрослых людей и в обобщенной форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослого и отношения между ними.
По Д.Б. Эльконину и Л.С. Выготскому, сюжетно-ролевая игра - ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. Л.С. Выготский считает, что в дошкольном возрасте возникают своеобразные потребности, своеобразные побуждения, очень важные для всего развития ребенка и непосредственно приводящие к игре. Сущность игры в том, что она есть исполнение желаний, но не единичных желаний, а обобщенных аффектов.
Игра мотивирует, стимулирует и активизирует познавательные процессы детей - внимание, восприятие, мышление, воображение. Например, чтобы участвовать в математической игре «Созвездие геометрических фигур», ребенок должен разбираться в геометрических понятиях:
- круг, шар, квадрат, куб, треугольник.
Дети в короткий срок хорошо усвоили различия понятий, и дружно могли все играть, сортируя или классифицируя плоские фигуры и объемные
Игра, востребовав полученные знания, повышает их прочность. У детей были примитивные знания об овощах и фруктах. Сделали и внесли лэпбук «Овощи – фрукты». Малыши стали задавать вопросы, на которые старались сами найти ответы.
Основная цель педагогического руководства - будить воображение ребенка, создавать условия для того, чтобы как можно больше изобретательности, творчества проявили сами дети. Каждый вид игры отвечает своим целям и задачам и определяет организацию игрового пространства в группе.
Так для детей младшего возраста мы создали игровое оснащение:
- ширмы, атрибуты для ролевых игр, предметы - заместители, дидактические игры.
На собственном примере показываю детям, как пользоваться ролевой речью, звукоподражанием, подсказываю реплики, объясняю действия.
Применение игры в проектной деятельности детей позволяло:
- гармонично сочетать эмоциональное и логическое усвоение знаний, за счет чего дети получили прочные, осознанные и прочувствованные знания.
- Игра - первая ступень в проектной деятельности ребенка дошкольника, где ребенок учится общаться, принимая во внимание роль своего партнера по игре, координируя с ним свои действия,
- Ребенок не боится ошибиться, он идет по - своему пути развития, сам оценивает свои действия и размышления. Он трудится, размышляет, ставит цели, раскрывает их или отвергает.
Игра - это не только имитация жизни, это очень серьезная деятельность, которая позволяет ребенку самоутвердиться, самореализоваться. Участвуя в различных играх, ребенок выбирает для себя персонажи, которые наиболее близки ему, соответствуют его нравственным ценностям и социальным установкам. Игра становится фактором социального развития личности.
2.3.Эффективность использования введения игровых технологий в проектную деятельность дошкольников
Во время работы над проектом «Формирование положительных взаимоотношений у детей в игре» малышам предложили игру «Мы – кондитеры!» Дети не только заворачивали конфеты в фантики, но и раскладывали сласти разной формы в соответствующие ячейки. Дети экспериментировали: из чего сделать конфеты, придумывали названия им. Малыши договаривались, кто будем кондитером, кто водителем, продавцом конфет и даже свит-дизайнером. Дети учились сочетать художественную композицию или букет, который собирали из конфет и сладостей. Сладкий букет создавали из ткани, бумаги, украшали ленточками.
С целью выявления места игровой деятельности была проведена диагностика.
- Какие игровые действия выполняли дети в соответствии с ролями?
- Чему отдавали предпочтение дети во время игры; действиям с предметами или взаимоотношениям с людьми?
- Какие новые игровые ситуации были придуманы в ходе игры?
В результате наблюдений, бесед, игр мы пришли к выводу, что в начале у многих детей игры были примитивными, познавательная активность у большинства детей выражена недостаточно. Дети не проявляли заинтересованности и активности; не выражали особого желания, предпочтения игровой деятельности; вопросы разного характера практически не задавали. Игровая деятельность сводилась к манипулированию предметами: заворачивали и разворачивали конфеты.
Анализ результатов наблюдений показал, что в конце проектной деятельности дети проявили любознательность и познавательную активность, увлечены были во время игровой деятельности изготовлением конфет разной формы, с интересом выполняли предложенные задания, задавали вопросы разного характера; проявляли ярко выраженную познавательную активность вне занятий, предвидели некоторые последствия своих действий.
Таким образом, благодаря внедрению инновационного подхода игровой технологии в проектную деятельность, к концу проекта большинство детей в самостоятельной деятельности стали выбирать роли, количество ролей увеличилось.
Заключение
Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать стимулированию познавательной активности детей, формированию навыков саморазвития и самообразования. Этим требованиям в полной мере отвечает игровая технология в проектной деятельности, основанная на возросших требованиях к универсальности знаний.
В ходе нашего исследования подтвердилась гипотеза о том, что использование игровой технологии в проектной деятельности дошкольников повышает познавательную активностей детей, и интерес детей к деятельность возрастает в разы.
Суть инновационного подхода заключается во внедрении инновационных методов и технологий (проектного метода, ИКТ, квест и кейс технологий, лепбука, использование технологических карт) в игровую деятельность.
Обучение в форме игры интересно, занимательно, но не должно быть развлекательным. Для реализации такого подхода я разрабатываю для обучения дошкольников систему игровых заданий и различных игр. Используя эту систему, я уверенна в том, что в результате получу гарантированный уровень усвоения ребенком того или иного содержания.
«… ребёнок должен играть, даже когда делает серьёзное дело. Вся его жизнь – это игра» А.С. Макаренко
Список литературы.
- Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса Проектная деятельность дошкольников Пособие для педагогов дошкольных учреждений Издательство МОЗАИКА – СИНТЕЗ Москва, 2014г
- Выготский Л. С. В Психология развития ребенка. — М: Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2004. — 512с.
- Дыбина О. Игра - путь к познанию предметного мира // Дошкольное воспитание. - 2004. - №5. - М. - С. 14 - 24.
- . М. Монтессори Дети - другие /Пер. с нем./ Вступ. и закл. статьи, коммент. К.Е. Сумнительный. - М.: Карапуз, 2004. - 336 с.
- Ушинский К. Д. «Педагогическая антропология: Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии». Ч.2. УРАО, г.Москва, 2002г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование игровых технологий в работе с дошкольниками
Использование игровых технологий в работе с дошкольниками...
Использование ТРИЗ технологий в проектной деятельности
Экологическое воспитание немыслимо без чувства восхищения природой. Успех воспитателя зависит от умения направить взгляд ребёнка на красоту - помочь увидеть её, услышать, что нас привлекает в природе ...
Проектная деятельность "Использование игровых технологий в развитии речи дошкольников"
Проектная деятельность в развитии речи дошкольников...
Использование компьютерных технологий в проектной деятельности.
Использование новых непривычных приёмов объяснения и закрепления, тем более в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное внимание. Информационные технологии о...
«Использование современных технологий в проектной деятельности (экология) детей в соответствии с ФГОС ДО»
В экологическом образовании дошкольников метод проектов получил признание раньше, чем в других областях дошкольного образования. Это связано, в частности, с тем, что большую роль в экологическом образ...
Занятие с использованием социально-игровых технологий в музыкальной деятельности дошкольников «Мы - дружные ребята» (средний возраст)
Создать положительный эмоциональный настрой.Вовлечь дошкольников в игровое общение со сверстниками.Способствовать сплочению детского коллектива....
Использование современных технологий в проектной деятельности (экология) детей в соответствии с ФГОС ДО
Особенностью экологической проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулиро...