Дидактические материалы для "Уголка уединения" в ДОУ
консультация (старшая группа)

Чеблукова Ирина Александровна

Пребывая в стенах детского сада, дошкольники  получают большое количество эмоциональных впечатлений т.к. постоянно находятся в детском коллективе  и каждый ребёнок воспринимает это по-разному. Кто - то плачет, кричит, злится или скромно улыбается, по - этому жизнь детей дошкольного возраста во многом зависит от их эмоционального состояния.Содействовать этому должна развивающая среда, особое место, где дошкольник может побыть наедине с собой, расслабиться, выплеснуть негативные эмоции. Называется такая зона уголком уединения  (ФГОС центр уединения и релаксации). 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                    Дидактические материалы для уголка уединения в ДОУ.

Пребывая в стенах детского сада, дошкольники  получают большое количество эмоциональных впечатлений т.к. постоянно находятся в детском коллективе  и каждый ребёнок воспринимает это по-разному. Кто - то плачет, кричит, злится или скромно улыбается, по - этому жизнь детей дошкольного возраста во многом зависит от их эмоционального состояния. Управлять своими эмоциями и переживаниями они ещё не умеют, вот тут то и приходит на помощь взрослый - внимательный и любящий педагог. Задача воспитателя  — помочь детям привести в порядок свои мысли и чувства. Содействовать этому должна развивающая среда, особое место, где дошкольник может побыть наедине с собой, расслабиться, выплеснуть негативные эмоции. Называется такая зона уголком уединения  (ФГОС центр уединения и релаксации). Уютный Уголок уединения поможет дошкольникам обрести уверенность в себе и даст им ощущение безопасности. Подобрали и оснастили содержание «Уютного домика» необходимыми атрибутами и дидактическими играми (многие из которых сделали своими руками), которые несут психологический комфорт и эмоциональное благополучие. учитывая индивидуальные и возрастные особенности наших детей. Сразу после организации Уголка уединения, ребята были ознакомлены: с его предназначением, оснащённостью, с теми дидактическими материалами, которые помогут расслабиться, выплеснуть негативные эмоции, снять напряжение и поднять настроение. Где можно поиграть в спокойные игры, заняться творческой деятельностью, спокойно пообщаться или просто отдохнуть от шума.

- Дети испытывают негативные эмоции, когда их в чем-то ограничивают. Переживание негативных эмоций очень важная часть в развитии ребенка. Благодаря этому процессу, он получает возможность адекватно воспринимать имеющиеся в жизни трудности и справляться с ними. Выслушивая ребенка, педагоги  показывают ему, что проявлять негативные эмоции – нормально. Ребенку необходимо осознавать, что взрослые  главные, и что он находится под их контролем. Если ребенок считает, что они не в состоянии его контролировать, то он попытается скандалами взять власть в свои руки. Прежде, чем предлагать ребенку решение проблемы, посидите рядом с ним, в течение 5 секунд, прислушайтесь к его чувствам, стараясь встать на его место. Скажите ему, что разделяете его чувства и предложите собственное решение, прежде чем он попросит об этом, т.е. посетить уголок уединения, где собраны предметы, для выражения негативных эмоций.

- Ребята с высокой двигательной подвижностью очень выделяются, среди более спокойных и уравновешенных сверстников. Обычно их называют «живчиками», «шустриками», «моторчиками». Они обладают чрезвычайно высоким уровнем энергии. Однако результативность подобной «брызжущей» активности невысока, а многое начатое просто не доводится до конца. Внешне создаётся впечатление, что ребёнок очень быстро выполняет задание, и, действительно, быстрым и активным является каждый элемент движения, но в целом у него много лишних, ненужных и даже навязчивых движений Умение расслабиться помогает одним детям снять напряжение, другим – сконцентрировать внимание и снять возбуждение. Расслабляясь, возбужденные беспокойные дети постепенно становятся более уравновешенными, внимательными и терпеливыми. Дети стеснительные, скованные, вялые и робкие приобретают уверенность, бодрость, свободу в выражении своих чувств и мыслей. Расслабление вызывается путем специально подобранных игровых приемов и предметов, которые выполняют успокаивающую и релаксационную функцию.

- В дошкольном возрасте эмоциональные реакции сопровождают ребенка в его восприятии окружающего мира, в его общении, служат откликом на поступки и действия людей. Это начальный этап в развитии эмоциональной отзывчивости, выразительности экспрессивных действий детей. Многие нарушения в эмоциональном развитии обусловлены именно неблагополучием эмоциональных откликов дошкольников на окружающее, нарушениями качества эмоционального реагирования. Эмоции играют важную роль в жизни детей: помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. Проявляясь в поведении, они информируют взрослого о том, что ребенку нравиться или огорчает его. По мере того, как ребенок растет, его эмоциональный мир становиться богаче, разнообразнее. От страха и радости он переходит к более сложной гамме чувств: радуется и сердится, восторгается и удивляется, ревнует и грустит. В дошкольном возрасте ребенок усваивает язык чувств — принятые в обществе формы выражения тончайших оттенков переживаний при помощи взглядов, улыбок, жестов, поз, движений, интонаций голоса и т.д. Вот почему так важно поддерживать и расширять у детей опыт адекватного эмоционального реагирования и выразительность эмоциональных реакций.

Ребята уже сами проявляют желание отправиться в зону отдыха. Они уже знают, что там можно делать и как помочь самим себе обрести покой или просто поднять настроение себе или своему другу. 

Вся атрибутика уголка уединения периодически меняется, обновляется и пополняется по мере необходимости и индивидуальных предпочтений детей.

«Предметы для выражения негативных эмоций»

«Предметы, выполняющие успокаивающую и релаксационную функцию»

«Пособия для развития эмоциональной сферы»

«Мешочек злости» (покричать и завязать), (положить плохое настроение , а из Весёлого мешочка достать хорошее),  

«Копилка (коробочка) плохого настроения»,

«Колючий (агрессивный) коврик» (потоптаться),

«Мишень» (попади мячиком в свою злость),

«Маска злючка» (одень, а затем перевоплотись из злого в доброго),

«Моталка – кричалка» (моток цветных шерстяных ниток),

«Подушка – колотушка» (боксёрская груша), (выход отрицательных эмоций).

«Волшебная шляпа (накидка, платок)» (надел и представил, что находишься в своём любимым месте),

«Коробочка добрых дел» (картинки «Что такое хорошо, а что такое плохо»),

«Мешочек хорошего настроения» (поделись с другом),

«Мамины (бабушкины) ладошки» (надел перчатки, взял маму (бабушку) за ручку, обнял себя),

Фотоальбом с фотографиями, коллекции фантиков, открыток на разную тематику,

Материалы для творчества (нарисуй, слепи свой страх, гнев),

массажёры для рук и ног.

Картинки с изображением моря, леса, гор, живой и неживой природы.

Игры с крупами, пуговицами, песком, ракушками и т.д.

Театральная деятельность.

«Зеркало настроения» (посмотреть на себя),

«Подушечка – обнимушечка» (обнялись вместе с другом, а подушка помогла),

«Труба - Мирилка» , (засунули руки с двух сторон и помирились), «Коврик дружбы» (встали вместе на коврик),

Игра «Твистер»,

Смайлики (угадай эмоцию),  Мячик настроения  с картинками (поймай эмоцию),

Альбом с картинками добрых мультяшных героев и хороших поступков,

Любимые игрушки (расскажи мне свои переживания).

Ленточки, шнурочки (накрути на одну палочку и помирись).

Медальки (самый весёлый, грустный).

                                         Список  используемой литературы.

Нищеева Н.В. «Развивающее пространство ДОУ в соответствии с ФГОС ДО с 3 до 8 лет»

Смолякова Е.Н. «Организация психологических уголков в группе детского сада» /Воспитатель дошкольного учреждения №4 - 2013

Детская психология. Елена Бархатова «Негативные эмоции ребёнка» - Текст.
Гончарова, Н. Г. Эмоциональное развитие дошкольника / Н. Г. Гончарова. — Текст: непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — № 4 (14). — С. 18-20.
 Ежкова Н.С «Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Светлана Вохринцева. Дидактические материалы

Светлана Вохринцева. Дидактический материал "Окружающий мир"Очень хорошо иллюстрированное издание.В данную серию всего входит 15 книг. На сайте они пока не все, но коллекция будет постоянно пополнятьс...

« Использование дидактических материалов на занятиях»

Статья о использовании на занятиях,  авторской разработки  - дидактическая юбка...

Использование информационно – коммуникативных технологий для ознакомления родителей с дидактическим материалом «Блоки Дьенеша»

Консультация для родителей: "Технология использования дидактических игр с блоками Дьенеша" с использованием презентации MS Power Point....

РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИГР С НЕСТАНДАРТНЫМ ДИДАКТИЧЕСКИМ МАТЕРИАЛОМ

В статье представлен материал о значении нестандартного дидактического материала (игр - головоломок, логических блоков Дьенеша и счетных палочек) в развитии логического мышления детей дошкольного возр...

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИГР С НЕСТАНДАРТНЫМ ДИДАКТИЧЕСКИМ МАТЕРИАЛОМ

В статье представлен материал о значении нестандартного дидактического материала (палочек Кюизенера, логических блоков Дьенеша и счетных палочек) в познавательном развитии детей дошкольного возраста. ...

Дидактическая игра для детей 4-7 лет "Профессии" с приложенным дидактическим материалом

Цель: знакомить детей с особенностями разных профессийЗадачи:1) Воспитывать уважительное отношение к труду взрослых и сверстников;2) Расширять представления детей об особенностях профессий3) Продолжат...

Варианты дидактических материалов с целью развития у детей старшего дошкольного возраста способности создавать сериационные ряды и понимать относительность величины. Предложить варианты заданий и вопросов для данных дидактических материалов.

    Сериационный ряд - последовательный ряд предметов, который обладает общими признаками и общим назначением (полоски, шарфики, набор матрешек, набор слоников).  Различия м...