Творческий проект «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»
проект (старшая группа)
«Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования».
Скачать:
Предварительный просмотр:
Творческий проект
«Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования».
Воспитатель: Лосева Олеся Викторовна
МАДОУ №183
КРАСНОЯРСК
2023г.
Практическая значимость: На всех этапах жизни ребенка движение рук играет важнейшую роль. Одной из эффективных форм развития мелкой моторики рук является изобразительная деятельность. Все дети любят рисовать. Испытав интерес к творчеству, они сами находят нужные способы. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяют детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша раскрывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.
Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально-положительное отношение к деятельности.
Занятия данным видом рисования способствуют развитию зрительно-моторной координации, фантазии, логики, мышления, что очень важно для подготовки дошкольника к обучению в школе. Нетрадиционное рисование – это способ самовыражения, общения с самим собой, отличное средство не только для поднятия настроения, но и для взгляда на мир другими глазами, открытия в себе новых возможностей!
Актуальность: Известно, что рисование – одно из самых любимых детских занятий. Еще Аристотель отмечал: занятие рисованием способствуют разнообразному развитию ребенка. Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Значение и ценность нетрадиционного изображения, безусловно, положительно влияет на эмоциональное состояние детей.
Актуальность состоит в том, что знания не ограничиваются рамками программы. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.
Цель: Создание условий для развития у детей мелкой моторики через нетрадиционные методы рисования.
Задачи:
- развивать и укреплять мелкую моторику у детей дошкольного возраста;
- знакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования;
- обучать детей использовать в рисовании разнообразные материалы и технику, разнообразные способы.
Предполагаемый результат:
- повышение у детей уровня развития мелкой моторики (выполнение заданий, требующих достаточной точности и согласованности движения кистей рук);
- изучение и освоение техники работы с нетрадиционными материалами (применение изученных техник в непосредственно образовательной и самостоятельной деятельностях);
- проявление детского творчества в продуктивных видах деятельности.
Срок реализации: сентябрь 2022 г.– май 2023 г.
Вид Проекта: творческий.
Участники проекта:
- воспитанники гр. «Капельки»;
- родители (законные представители) воспитанников МАДОУ №183
Итоговое мероприятие по окончанию проекта: Выставка работ воспитанников гр. «Капельки»
Перспективы развития проекта: Разработка программы.
Календарно тематический план по теме самообразования
№ п\п | Мероприятие | Сроки | Ответственные | Примечание |
I этап - подготовительный | ||||
1 | Изучение методической литературы. Создание развивающей среды, материальной базы. Подобрать систему игр, упражнений. Разработка плана занятий. Создание выставочной зоны для готовых работ детских рисунков. | Сентябрь 2022 | Лосева О.В. | |
II этап - основной | ||||
2 | Развитие творческих способностей с помощью нетрадиционных техник изобразительной деятельности и различных нетрадиционных материалов. Использование разнообразных методов и приемов: беседы, показ, объяснения, указания, напоминания, игровые приемы. | Октябрь 2022 – Май 2023 | Лосева О.В. | |
III этап - Аналитический | ||||
3 | Выявить уровень творческих способностей детей, выработанный в ходе занятий нетрадиционными техниками. | Май 2023 | Лосева О.В. | |
4 | Оформление выставки детских работ «Очумелые ручки» | Май 2023 | Лосева О.В. |
Перспективное планирование 2022г.- 2023г.
№ п\п | Месяц | Тема | Содержание | Примечание |
1 | Сентябрь | «Узор на круге» | Пальчиковое рисование, рисование отпечатками картошки, яблока, морковки. Знакомство особенностями акварели: можно получить более яркий, светлый тон любого цвета. Создание узора на круге, расположение элементов по краям и в середине. | |
2 | «Осенний лес» | Отпечатки «Листики». Рисование отпечатками сухих листьев. Передавать краской характерные особенности листьев: форму лепестков, листьев, цвет. Гуашь. | ||
3 | Октябрь | «Платочек для мамы» | Украсить платочек ромашками. Составить узор на квадрате. Рисование поролоном. Гуашь. Использование приемов: Примакивания. Знакомство с народными изделиями, их росписью. | |
4 | «Золотое яблоко» | Рисование развесистых деревьев, разветвленность кроны, изображать много «золотых яблок». Рисунок мятой бумагой, ватными палочками, гуашью. | ||
5 | Ноябрь | «Что ты больше всего любишь рисовать?» | «штампики из пластилина», «набрызг», ватные палочки, трубочки. Задумка содержания своего рисунка. | |
6 | «Грузовая машина» | «Штампики из ниток» Изображение предметов, состоящих из нескольких частей прямоугольной и круглой формы. | ||
7 | Декабрь | «Первый снег» | Рисунок на мятой бумаге акварельными красками. | |
8 | «Зима» | Рисование время года – зимы в поле, в лесу, в поселке. Использование в рисовании цв.восковые мелки и белила (гуашь), ватных пальчек, рисование «мятой бумагой». | ||
9 | Январь | «Наша нарядная елочка» | Рисование гуашью с использованием пласт.вилок, ватных палочек, «штампиков» из поролона. | |
10 | «Морозные узоры» | Рисование мыльными пузырями с использованием «Кляксографии» | ||
11 | Февраль | «Сказочные домики» | Создание образа сказочного дома. Закреплять умение рисовать разными материалами, выбирая их по своему желанию. («штампики» из ниток, картинки-отпечатки, «точкография», «пластилинография») | |
12 | «Волшебные облака» | Рисование на мокрой бумаге гуашью. | ||
13 | Март | «Пришла весна, прилетели птицы» | Рисование ладошками и пальчиками гуашью. На мокрой бумаге. | |
14 | «Цветы в вазе» | Использование техники «Ниткография». | ||
15 | Апрель | Первые весенние цветы» | Коллективный рисунок в технике «рисование пальчиками», «штампиками», ватными палочками, «мыльными пузырями», «набрызг». | |
16 | «Усатый-полосатый» | Образ котенка. Закреплять умение рисовать животных разными материалами, выбирая их по своему желанию (ладошки, пальчики, используя ватные палочки, рисование мыльными пузырями и др.) | ||
17 | Май | «Салют победы» | Отражение в рисунке впечатлений от праздника Победы. Рисование мятой бумагой с использованием «Кляксографии» | |
18 | «Наш аквариум» | Рисование рыбок мыльными пузырями. |
Использованные в перспективном планировании методики:
Очень интересно и увлекательно рисовать цветными ладошками. Очень приятно и необычно раскрашивать свои ручки яркими цветами и оставлять свои отпечатки на листике бумаги. Рисование ладошками – это веселая игра для маленьких художников. Можно рисовать и пальчиками, оставляя разноцветные отпечатки на бумаге.
Очень просто и удобно сделать штампики из пластилина. Достаточно кусочку пластилина придать нужную форму, украсить узорами (линии, пятна) и окрасить в необходимый цвет. Для окрашивания можно использовать губку, увлажненную краской, или кисть, которой можно наносить краску на поверхность штампика. Лучше использовать густую краску.
Для создания «штампиков из ниток» можно использовать нити, прочно намотанные на какой-либо предмет. Густым слоем краски нити окрашиваются в необходимый цвет. Затем, используя воображение, «полосатый узор» наносится на декорируемую поверхность.
Можно делать картинки-отпечатки, используя пенопластовые формы, на которых удобно создавать рисунок заостренным предметом, оставляя углубления в этой форме. Затем на форму необходимо нанести краску. Сразу же поверх формы прикладывается лист бумаги, проглаживается. Через некоторое время необходимо аккуратно снять лист бумаги. На его обратной стороне появится красивый рисунок.
Отпечатки «листики». Данная техника знакома многим. Чтобы отпечатать лист, можно использовать любую краску. Наносить краску надо на сторону с прожилками. Затем окрашенной стороной лист прикладывается к бумаге, проглаживается. Через несколько секунд необходимо аккуратно поднять лист. На листе бумаги останется отпечаток листика.
Отпечатки картошкой, морковкой, яблоком. Вкусные овощи и фрукты тоже умеют рисовать. Необходимо только придать им нужную форму, подобрать подходящий цвет краски, кистью окрасить и сделать красивый отпечаток на декорируемой поверхности.
Нетрадиционная техника рисования "кляксография" (выдувание трубочкой) -это очередное волшебство творческих занятий. Такое занятие для детей очень увлекательно, интересно и очень полезное. Так, как выдувание через соломинку укрепляет здоровье: силу лёгких и дыхательную систему ребёнка в целом.
Для создания волшебной картинки потребуется большая клякса, на которую нужно дуть до тех пор, пока на листе бумаги не появится замысловатый рисунок. Когда странный рисунок готов, ему можно подрисовать детали: листики, если получилось дерево; глазки, если получилось волшебное существо.
Техники рисования при помощи «волшебной ниточки». Необходимо опустить ниточки в краску так, чтобы они хорошо пропитались краской. Затем их нужно положить на бумагу так, чтобы с двух сторон листа бумаги выступали кончики нитки по 5-10см. Ниточки накрываются другим листом бумаги. Верхний лист придерживается руками. Нитки разводятся в разном направления. Верхний лист поднимается. Необычная картинка готова.
В изобразительном искусстве существует стилистическое направление в живописи, которое называется «Пуантилизм» (от фр. point - точка). В его основе лежит манера письма раздельными мазками точечной или прямоугольной формы. Принцип данной техники прост: ребенок закрашивает картинку точками. Для этого необходимо обмакнуть ватную палочку в краску и нанести точки на рисунок, контур которого уже нарисован.
Рисовать можно и мыльными пузырями. Для этого в стакан с водой надо добавить любой мыльный раствор и краску. С помощью трубочки набулькать много пены. На пузыри прислонить бумагу. Когда станут проявляться первые узоры, можно поднимать бумагу. Пузырчатые узоры готовы.
Ниткография – это создание картин с помощью ниток. Загадочные рисунки могут получаться следующим образом: ребенок опускает нитки в краску, что бы они пропитались, концы нитки при этом должны оставаться сухими. Укладывает нитку на листе бумаги в произвольном порядке, сверху накрывает чистым листом бумаги, концы нитки должны быть видны. Потянуть за концы нитку, одновременно прижимая верхний лист бумаги. Получается хаотичное изображение, которое рассматривают, обводят и дорисовывают. После освоения этой техники с использованием одной нитки можно усложнять работу и использовать две и более нити.
Набрызг: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу.
Рисование на мокрой бумаге: ребенок при помощи влажной губки промакивает лист бумаги. Затем рисует изображение гуашью, акварельными красками, мелками, пастелью. Получается эффект размытого, прозрачного рисунка.
Рисование мятой бумагой – это весьма занятная техника рисования, которая дает простор для фантазии и свободу маленьким ручкам. Увлекательным является даже процесс подготовки к занятию. Бумажные комочки, которыми собственно и будет выполняться работа, дети с удовольствием могут намять сами.
Работа с детьми: Знакомство с нетрадиционными техниками рисования, привитие интереса и желания творить, экспериментировать с художественными материалами и подручными материалами.
Работа с родителями: Ориентировать родителей на развитие у детей изобразительного творчества путём совместного участия. Консультация для родителей «Нетрадиционные техники рисования».
Итог: Посредством данной программы мы получим возможность более эффективно решать задачи воспитания и обучения детей нашей группы. Так как представленный материал способствует:
- развитию мелкой моторики рук;
- обострению тактильного восприятия;
- улучшению цветовосприятия;
- концентрации внимания;
- повышению уровня воображения и самооценки;
- расширение и обогащение художественного опыта;
- формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом;
- сформируются навыки трудовой деятельности;
- активность и самостоятельность детей изо деятельности;
- умение находить новые способы для художественного изображения;
- умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности;
Реализация программы поможет детям дошкольного возраста творчески подходить к видению мира, который изображают, и использовать для самовыражения любые доступные средства.
Литература:
- Давыдова Г.Н. Нетрадиционная техника рисования в детском саду. Часть1,2 – М.:Скрипторий, 2010
- Рузанова Ю.В. Развитие мелкой моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности: техники выполнения работ, планирование, упражнения для физкультминуток.- СПб.: КАРО, 2009
https://урок.рф/library/proekt_«razvitie_tvorcheskih_sposobnostej_doshkolni_133801.html
https://infourok.ru/proekt-v-starshey-gruppe-netradicionnie-tehniki-risovaniya-1738564.html
http://ped-kopilka.ru/blogs/anastasija-igorevna-alekseva/uchimsja-risovat.html
https://luchik.ru/articles/grow-up/netradicionnye_tehniki_risovaniya/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Отчет по самообразованию: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования».
План работы по теме самообразования«Развитие мелкой моторики у детей дошкольноговозраста через нетрадиционные техники рисования»....
Проект "Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования"
Развие мелкой моторики необходимо для развития речи ребенка. Через нетрадиционную технику рисования у ребенка развивается речь- и занятие и увлечение....
Проект: Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования.
Пример краткосрочного проекта в старшей группе....
Конспект открытого занятия для детей младшего дошкольного возраста на тему: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования».
Конспект открытого занятия для детеймладшего дошкольного возрастана тему:«Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования»....
ПАПКА ВОСПИТАТЕЛЯ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ Султангалиева Лейсан Мавзировна Тема: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования» на 2020 -2021 учебный год средний дошкольный возраст
Повысить свой теоретический уровень знаний посредством изучения методической литературы; повысить профессиональное мастерство и компетентность; овладение инновационными педагогическими технологиями по...
Мастер-класс для родителей детей средних групп Тема: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»
(рисование пальчиками, жесткой кистью, ватной палочкой, смятой бумагой, зубной щеткой, поролоном )...
Проект на тему "Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования"
laquo;Нетрадиционные техники рисования помогают детям почувствовать себя свободными, помогают раскрепоститься, увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами сделать намного труднее. А главн...