«Профориентация дошкольников с помощью сюжетно-ролевой игры»
консультация
Профориентация дошкольников – это новое, малоизученное направление работы. Посредством профориентационной работы удовлетворяются важнейшие социальные потребности: ребенок через игру знакомится с атрибутами разных профессий.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Профориентация дошкольников – это новое, малоизученное направление работы.
«С какого возраста можно начинать работать с ребенком в плане профессионального самоопределения?»
Ролевая игра – форма моделирования ребенком, прежде всего, социальных отношений и свободная импровизация, не подчиненная жестким правилам, неизменяемым условиям.
Роль взрослого в игре?
1. Проведение экскурсий 2. Организация встреч с людьми разных профессий. 3. Чтение художественной литературы, отражающей общественную направленность труда взрослых. 4. Беседы, рассказы воспитателя с использованием иллюстративного материала о труде взрослых. 5. Рассказы воспитателя по специально подобранным фотографиям, репродукциям с картин, о профессиях родителей. 6. Составление детьми рассказов на определенные темы, связанные с наблюдениями за трудом взрослых. 7. Индивидуальные беседы с детьми, уточняющие знания, представления о профессиях.
сюжетно-ролевая игра – основной вид деятельности детей, в которой они отражают полученные знания о профессиях, это ведущее средство воспитания необходимых для трудовой деятельности черт характера…
«В игре дитя живёт, и следы этой жизни остаются в нём глубже, чем настоящая жизнь». К. Д. Ушинский
Спасибо за внимание
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №25 компенсирующего вида»
Консультация для педагогов
«Профориентация дошкольников с помощью сюжетно-ролевой игры»
Составила: воспитатель
Суранова А. В.
1 кв. кат.
г. Мончегорск, 2023 г.
Профориентация дошкольников – это новое, малоизученное направление работы. Посредством профориентационной работы удовлетворяются важнейшие социальные потребности: ребенок через игру знакомится с атрибутами разных профессий.
Перед нами серьезно встает вопрос: «С какого возраста можно начинать работать с ребенком в плане профессионального самоопределения?» Считается, что такую работу можно проводить с подготовительной к школе группы. Однако дети начинают мечтать с младшего дошкольного возраста. Сначала о любимой игрушке, о поездке с родителями в зоопарк, а с развитием мечты, оказывается, ребенок получает конкретные наглядные представления о мире, о жизни в этом мире, о труде взрослых. А, следовательно, получать информацию о мире профессий.
Большую роль в формировании представлений дошкольников о профессиональной деятельности взрослых играют сюжетно – ролевые игры профессионально – ориентированной направленности.
Ролевая игра – форма моделирования ребенком, прежде всего, социальных отношений и свободная импровизация, не подчиненная жестким правилам, неизменяемым условиям. Тем не менее, произвольно разыгрывая различные ситуации, дети чувствуют и поступают так, как должны поступать люди, чьи роли они берут на себя.
Сюжетно-ролевые игры – это одни из самых любимых игр у детей. Ведь в игре можно стать кем угодно – врачом, парикмахером, водителем, мультипликационным или сказочным героем. Сюжетно-ролевые игры отлично подходят как для детей 2-3 лет, так и для детей старше.
Ролевая игра подразумевает, что главную роль возьмет на себя ребенок. Малыш совершает поступки, представляя, что он уже взрослый. Конечно, в три года ребенку еще трудно принимать на себя роль. Поэтому здесь необходима помощь взрослого. Намного проще ребенку будет принять роль, если у него будут характерные атрибуты для выбранного героя. Только при их выборе не надо забывать, что это должны быть атрибуты знакомых ребенку профессий: для игры в доктора, парикмахерскую, продавца, дочки-матери. В более старшем возрасте на первый план в игре уже выходит характер персонажей и их взаимоотношения. Например, доктор может быть добрым и веселым, мама строгой, а дочка непослушной. Вы можете предложить ребенку сыграть в «Детский сад».
Кроме традиционных сценариев (семья, магазин, больница, парикмахер, продавец) в сюжетно-ролевых играх можно также использовать и другие сценарии. Например, многие дети путешествуют с родителями с самого раннего возраста. Поэтому ребенку можно соорудить поезд, к примеру, из подушек и повезти маму, папу, брата и зверушек отдыхать в горы или на море. А можно соорудить самолет из стульев и стать пилотом.
Нужно предлагать как можно больше вариаций игр, поскольку игра поможет детям усвоить правила поведения в общественных местах, больше узнать о разных профессиях.
Роль взрослого в игре может быть различной: мы можем быть прямыми участниками игры, советчиками, помощниками и т. п. Но во всех случаях, внимательно относясь к замыслам и стремлениям детей, не подавляя их инициативу и самостоятельность, мы должны влиять на содержание игр, создавать условия для их развертывания, для развития детской изобретательности, творчества. Мы (взрослые) помогаем детям устанавливать взаимоотношения дружбы и взаимопомощи.
В играх мы изучаем каждого ребенка, его интересы, индивидуальные способности, следим за его переживаниями, с тем, чтобы найти правильные пути и средства развития его личности, что и может явиться первой ступенью профориентации ребенка - дошкольника.
Во второй младшей группе игровые действия пока еще носят имитационный, подражательный характер, но их становится значительно больше. В этой группе дети проявляют творчество и фантазию, используя предметы вместо недостающих атрибутов: обыкновенный шнур - стетоскоп у "врача" для прослушивания больного, но он может быть и телефоном. Развивая у детей интерес к труду взрослых, обращаем внимание детей не только на определенные действия, но и на результаты труда: в комнате стало чисто, дорожки на участке расчищены.
Игры детей средней группы гораздо разнообразнее по своему содержанию и по количеству изображаемых трудовых действий. В этом возрасте важна роль взрослого при распределении ролей и развитии сюжета игр: напоминаем детям, что они видели, подталкиваем детей к введению в игру новых ролей. Стимулируя развитие игр на трудовые темы, подбираем игрушки. Особая роль в игре отводится точному соблюдению правил и отношений. Здесь впервые появляется лидерство, у детей начинают развиваться организаторские умения и навыки.
Дети старшей группы воспроизводят в игре не только трудовые действия взрослых, но и взаимоотношения людей в работе. В старшем дошкольном возрасте, например, конструкторская игра начинает превращаться в трудовую деятельность, в ходе которой ребенок конструирует, создает, строит что-то полезное, нужное в быту. В таких играх дети усваивают элементарные трудовые умения и навыки, познают физические свойства предметов, у них активно развивается практическое мышление. В игре ребенок учится пользоваться многими инструментами и предметами домашнего обихода. У него появляется и развивается способность планировать свои действия, совершенствуются ручные движения и умственные операции, воображение и представления. Наряду с играми предыдущих лет, дети этого возраста охотно играют в более сложные игры, отражая характер работы представителей разных профессий, их взаимоотношения. Поощряются игры, показывающие работу учреждений (магазин, почта, аптека, поликлиника и т. п.), совершенствуются игры, в которых отражены отдельные профессии (продавца, почтальона, актера, врача, повара, милиционера, шофера, моряка, летчика и т. п.). В играх на тему «Транспорт» совершенствуются знания правил движения. Дети учатся выполнять свои замыслы, играть в соответствии с ролью. В играх дети стараются изобразить профессии родителей, моделируют их профессиональное поведение.
В подготовительной группе ознакомление с трудом взрослых значительно усложняется и требует применения более разнообразных методических приемов. Расширяются и углубляются представления о разных специальностях: на самолетах летают пилоты, но могут быть и механики, радисты, штурманы; на пароходах есть капитаны, штурманы, рулевые, матросы и т. д. Развивается способность детей самим намечать тему игры, дети учатся комбинировать свои непосредственные жизненные впечатления со знаниями, приобретенными из рассказов, картин, книг. Они выбирают роли, обмениваются ролями, «вживаются» в роль. Наша задача – вызвать у детей желание узнать как можно больше об интересующей их профессии. Формируя активный интерес к трудовой деятельности взрослых, обращаем внимание на представления детей о нравственной стороне труда: какую пользу приносят родители своим трудом? Для чего все люди работают? Постепенно дети проникаются сознанием того, что люди, выполняющие на одном предприятии разную работу, участвуют в общем деле.
Для развития содержания сюжетно-ролевых игр в нашем детском саду проводится большая работа. Это:
1. Проведение экскурсий
2. Организация встреч с людьми разных профессий.
3. Чтение художественной литературы, отражающей общественную направленность труда взрослых.
4. Беседы, рассказы воспитателя с использованием иллюстративного материала о труде взрослых.
5. Рассказы воспитателя по специально подобранным фотографиям, репродукциям с картин, о профессиях родителей.
6. Составление детьми рассказов на определенные темы, связанные с наблюдениями за трудом взрослых.
7. Индивидуальные беседы с детьми, уточняющие знания, представления о профессиях.
Все это имеет решающее значение для воспитания у дошкольника ценностного отношения к труду взрослых, способствует сближению между детьми и взрослыми, большему пониманию ребенком мира взрослых.
Важно чтобы ребёнок с раннего возраста проникся уважением к любой профессии, и понял, что любая профессия должна приносить радость и самому человеку и окружающим людям.
Итак, на основе сказанного выше следует, что сюжетно-ролевая игра – основной вид деятельности детей, в которой они отражают полученные знания о профессиях, это ведущее средство воспитания необходимых для трудовой деятельности черт характера: общительность, стремление с другими детьми осуществлять свои замыслы, умение сообща жить и работать. Содержание игр и выполнение роли в ней, подчинение правилам поведения и развитие игровых и действительных взаимоотношений, согласование действий с другими играющими и оказание друг другу помощь, - все это способствует формированию у детей нравственных качеств, дружеских взаимоотношений, что так необходимо в дальнейшей профессиональной деятельности человека.
А так как сюжетно-ролевая игра является проводником детей дошкольного возраста в профессию взрослых, то хочется закончить словами К.Д. Ушинского:
«В игре дитя живёт, и следы этой жизни остаются в нём глубже, чем настоящая жизнь».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План проведения практического занятия по профориентации дошкольников с помощью сюжетно-ролевой игры. Средняя группа
Дети очень любят играть – в «магазин». Им нравится чувствовать себя продавцом, обслуживать покупателей. Сюжетно-ролевая игра «Супермаркет» подразумевает участие нескольких игроков, имеет обучающий и п...
Методическая разработка «Тематический план по развитию диалогической речи дошкольников с помощью сюжетно-ролевых игр»
Возраст: 5-7 летКоличество занятий: 14...
Мастер-класс для воспитателей на тему: «Применение проблемных ситуаций как инструмент творческого мышления у дошкольников при помощи сюжетно-ролевых игр»
Цель: актуализация творческого, креативного развития педагога, как одного из составляющих профессиональной компетентности воспитателя.Задачи: Совершенствовать профессиональное мастерство педагого...
профориентация дошкольников с помощью сюжетно-ролевой игры
доклад для родителей ДОУ на родительское собрание...
Ознакомление младших дошкольников с профессиями с помощью сюжетно-ролевой игры
Сообщение из опыта работы об организации игровой деятельности по ознакомлению с профессиями....
Профориентация дошкольников с помощью сюжетно ролевой игры.
Папка передвижка...
«ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПОМОЩЬЮ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ И ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР»
В современном быстроразвивающемся мире, где происходит усложнение финансовой системы, процессов глобализации, появления широкого спектра новых финансовых продуктов и услуг, перед обществом ставятся сл...