Методическая разработка «Тематический план по развитию диалогической речи дошкольников с помощью сюжетно-ролевых игр»
методическая разработка по развитию речи (средняя, старшая группа) на тему

Трофимова Е.А.

Возраст: 5-7 лет

Количество занятий: 14

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 7.docx17.9 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка «Тематический план по развитию диалогической речи дошкольников с помощью сюжетно-ролевых игр»

Возраст: 5-7 лет

Количество занятий: 14

План

№ занятия

Сюжетно-ролевая игра

Цели игры

«Детский сад»

расширить и закрепить представления детей о содержании трудовых действий сотрудников детского сада

«Детский сад»

закрепить представления детей о содержании трудовых действий сотрудников детского сада

«Дом. Семья»

Побуждать детей творчески воспроизводить в играх быт семьи. Раскрывать нравственную сущность деятельности взрослых людей

«Дом. Семья»

Совершенствовать умение самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку.

«Магазин»

воспитывать дружеские взаимоотношения

«Магазин»

воспитывать дружеские взаимоотношения

«Магазин»

воспитывать дружеские взаимоотношения

«Ветеринарная лечебница»

вызвать у детей интерес к профессии ветеринарного врача; воспитывать чуткое, внимательное отношение к животным, доброту, отзывчивость, культуру общения

«Цирк», «Зоопарк»

закреплять представления детей об учреждениях культуры расширять знания детей о диких животных: воспитывать доброту, отзывчивость, чуткое, внимательное отношение к животным

«Цирк», «Зоопарк»

Самостоятельно создавать для задуманного игровую обстановку, воспитывать доброту, отзывчивость, чуткое, внимательное отношение к животным

«Парикмахерская», «швейное ателье», «Фотоателье», «Больница»

вызвать у детей интерес к профессиям, воспитывать чуткое, внимательное отношение, отзывчивость, культуру общения учить благодарить за оказанную помощь и услугу.

«Строительство», «Поликлиника»

формировать умение творчески развивать сюжет игры

«Библиотека»

знакомить с правилами пользования книгой; пробуждать интерес и любовь к книгам, воспитывать бережное к ним отношение

«Школа»

Расширять знания детей о школе. Помогать детям в овладении выразительными средствами реализации роли (интонация, мимика, жесты). Самостоятельно создавать для задуманного игровую обстановку

Целенаправленное обучение диалогической речи проходило в специально организованных речевых ситуациях. Они были направлены на развитие умений договариваться во время общения, расспрашивать собеседника, вступать в чей-то разговор, соблюдать правила речевого этикета, высказывать, сочувствие, убеждать, доказывать свою точку зрения.

Методика использования речевых ситуаций включала решение коммуникативных задач: 1) на вербальной основе и 2) на основе изображения детьми определенных ситуаций по заданию воспитателя. В первом случае предлагается ситуация типа речевой логической задачи, завершающейся вопросом к детям, на который они должны ответить. Во втором случае дети выполняют задачу в практическом плане.

Занятия строились таким образом, чтобы они содержали образцы речевого поведения, способствовали формированию внимания к речи, а также актуализировали имеющиеся у детей речевые средства. Важно на первых занятиях создавать такие условия, чтобы дети высказывались по собственному желанию, по своей инициативе, увлекаемые интересной игрушкой. Вначале это будут различные эмоциональные возгласы детей, звукоподражания, затем отдельные слова, словосочетания и т. д.

Структура проведения игр:

Организационный момент

Основная часть (ход игры)

Итог

Методика проведения игр заключалась в следующем:

Первоначально было приветственное слово педагога и детей, затем педагог подводил к теме игры.  Затем педагог распределяет роли для детей. Важно, чтобы на первых играх более коммуникабельным детям доставались роли посложнее, а детям менее коммуникабельным роли «массовки». Затем роли меняются.

На первых порах детям сложно самостоятельно организовать игру, поэтому педагог направлял их. Начала обсуждались действия всех героев игры, их функции, затем эти действия проигрывались.

В играх менялись ситуации, так, например, в игре «Дом, семья», детям предлагалось разыграть сценку «Мама и папа ушли на работу», «Ждем гостей» и др. На первых занятиях игрой руководил педагог, направлял детей, подсказывал им, показывал образец поведения, на последующих занятиях дети  сами начинали играть после разъяснения темы и действий, которые они должны выполнять.

Каждое действие в игре сопровождалось диалогом, например,  в игре «Магазин», покупатель спрашивал продавца, есть ли у него свежий укроп, продавец отходил от прилавка и искал нужный товар.

В заключительной части дошкольники отвечали на вопросы педагога, понравилась ли им игра, кто кем играл, что делали, т.е. закреплялись знания детей, упражнялись в подборе лексико-грамматических категорий, например, в игре «Зоопарк», дошкольникам предлагалось назвать, какие животные и их детеныши были в зоопарке (навыки словообразования), рассказать, где находились животные (употребление предлогов).

Так, для примера, мы раскрыли игру «Дом, семья»:

Орг.момент

- Здравствуйте, ребята.

- Здравствуйте.

- Отгадайте, что я вам принесла?

- Шляпу, очки, молоток, газету, полотенце, игрушки и (др.)

- Для кого нужны эти предметы?

- Мама, папе, бабушке

- Правильно. А значит сегодня мы с вами будем играть в семью.

Основная часть

- Сейчас мы с вами определим, кто кем будет играть. Таня – мама, папа – Саша, дедушка – Женя и т.д.

- Чтобы мы не путались, у каждого будут предметы. У мамы – шляпа, у папы молоток (раздает реквизиты). А теперь представим, будто мама и папа пошли на работу, они прощаются со всеми, и дети остаются с бабушкой и дедушкой. Начинаем. Мама и папа, прощайтесь с детьми.

Далее дети воспроизводят свои роли, при трудностях, педагог помогает им.

- А теперь давайте представим, что завтра праздник и всем нужно приготовится встречать гостей. Мама, что ты будешь делать?

- Готовить салаты.

- А бабушка?

- Мыть посуду.

- А дети?

- Помогать маме и бабушке (и т.д.)

Итог

- Понравилось вам сегодня играть в семью?

- Да.

- А каких членов семьи вы запомнили? Кто что делал?

- Тогда в следующий раз мы  с вами поиграем во что-нибудь еще.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль сюжетно-ролевой игры в развитии диалогической речи дошкольника

Дошкольный возраст – возрастной этап, ведущим видом деятельности которого является сюжетно-ролевая игра. Дошкольник не может реально участвовать в производственной деятельности взрослых: водить машину...

План проведения практического занятия по профориентации дошкольников с помощью сюжетно-ролевой игры. Средняя группа

Дети очень любят играть – в «магазин». Им нравится чувствовать себя продавцом, обслуживать покупателей. Сюжетно-ролевая игра «Супермаркет» подразумевает участие нескольких игроков, имеет обучающий и п...

Статья на тему «Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие диалогической речи дошкольников»

Дошкольное детство – это совершенно особенный период развития ребёнка. Именно в возрасте от 3 до 7 лет возникает внутренняя психическая жизнь и внутренняя регуляция поведении. Эта внутренняя жиз...

Статья: «Развитие связной речи дошкольников по средством сюжетно-ролевой игры».

В настоящее время проблема развития речи приобретает особую актуальность, так как формирование связной речи имеет важнейшее значение в общей системе дошкольного образования.Речь - одна из центральных,...

Методическая разработка «Методы и приемы развития связной речи дошкольников с помощью мнемотехники»

Мнемотехника является программой. Она состоит из нескольких десятков мыслительных операций, благодаря которым удается «наладить контакт» с мозгом и взять под сознательный контроль некоторы...

Методическая разработка: «Мнемотехника как средство развития связной речи дошкольников»

Методическая  разработка:«Мнемотехника  как средство развития связной речи дошкольников» Мнемотехника - это система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающи...