«Использование информационно-коммуникационных технологий для познавательного развития дошкольников»
статья (старшая группа)

Власова Людмила Евгеньевна

ИКТ технологии – это новый способ получения знаний, которые позволяют ребенку с интересом познавать и изучать окружающий мир. Новизна данного опыта заключается в разработке презентаций для детей разного возраста, нацеленных на активизацию и развитию познавательных способностей дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx23.35 КБ

Предварительный просмотр:

 «Использование информационно-коммуникационных технологий для познавательного развития дошкольников»

Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Роль современного воспитателя не сводится к тому, чтобы донести до ребенка информацию в готовом виде. А подвести ребенка к получению знаний, помочь развитию творческой активности ребенка, его воображения. Именно в познавательной деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления об окружающем мире.

Главной задачей познавательного развития дошкольника является формирование у него потребности активно мыслить и способности к нестандартному мышлению, умения преодоления трудностей при решении разнообразных интеллектуальных задач.

ИКТ технологии – это новый способ получения знаний, которые позволяют ребенку с интересом познавать и изучать окружающий мир. Новизна данного опыта заключается в разработке презентаций для детей разного возраста, нацеленных на активизацию и развитию познавательных способностей дошкольников. Создание презентаций для родителей и педагогов. Создание видеороликов для детей, родителей, которые рассказывают о достижениях детей в группе и в детском саду, а также видеоролики для педагогов. В работе с детьми и семьями воспитанников скорректировала требования к использованию мультимедиа в образовательном процессе. Это презентации, слайд–шоу, аудиокниги, фотоальбомы, видеоролики, видеофильмы.

Использование компьютерных технологий помогает: Привлекать пассивных слушателей к активной деятельности; Делать образовательную деятельность более наглядной и интенсивной. Что способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста; с помощью компьютера можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать во время образовательной деятельности либо увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков животных и природы, работу транспорта и т.д.);

Таким образом, что при грамотном использовании технических средств, при правильной организации образовательного процесса компьютерные программы для дошкольников могут широко использоваться на практике без риска для здоровья детей.

Работа с детьми построена по следующим направлениям:

1. Интеллектуальное развитие.

2. Развитие внимания.

3. Развитие восприятия и памяти.

4. Развитие речи.

Работа по совершенствованию данных направлений выстраивается через следующие формы ИКТ это презентации, слайд – шоу, фотоальбомы, аудиокниги,видеоролики, видеофильмы.

Очень осторожно нужно использовать звуковые спецэффекты, которые в сочетании с иллюстративным материалом оказывают настолько сильное впечатление, что могут отвлечь детей от восприятия основной информации.

В непрерывной образовательной деятельности по формированию математических представлений у детей есть возможность на занятиях работать не только с раздаточным материалом, но и за счет ИКТ познакомиться с цифрой. В разделе по ознакомлению с окружающим миром с помощью презентации ребенок учится сопоставлять картинку и звук в одно целое, помогает лучше классифицировать окружающий мир. Повышается мотивация детей к занятиям. Просматривая презентацию несколько раз, ребенок лучше запоминает информацию.

Аудиокниги. Аудиокниги являются наиболее распространенными средствами воспитательно-учебного процесса в дошкольном образовании из-за удобства их воспроизведения. Основная ценность аудиокниги для целей образования дошкольников — восприятие на основе профессионального художественного исполнения. Прослушивание аудиокниг позволяют сформировать у ребенка правильное произношение, дикцию и другое. Требования по отбору сказок в соответствии с возрастом детей. 2-3 года – сказки для самых маленьких: короткие произведения с повторением в сюжете одинаковых эпизодов, с включением песенок («Колобок», «Репка», «Теремок», «Курочка ряба» и др.)

3-5 лет сказки о животных, близкие детям простотой прямолинейностью сюжета, построенные на знакомых бытовых ситуациях: персонажи животные ходят в гости, на работу, варят обед, ссорятся, дружат и т.п. («Лисичка со скалочкой», «Заяц и еж», «Маша и медведь», Кот, петух и лиса» и др.)

5-6 лет - волшебные сказки с более сложным драматическим сюжетом, со своими поэтическими законами (волшебные силы и их помощники, чудесные превращения, фантастические персонажи).

Аудиокниги помогают начать развивать воображение ребёнка до появления устойчивых навыков чтения.

Слайд-шоу– это подборка фотографий и видео, сменяющих друг друга под музыкальное сопровождение. Плюс анимация кадров (приближение или удаление камеры, обрамленная тематическими переходами, видеоэффектами, с добавлением анимации, а так же, стихотворным текстом).

Требования к слайд-шоу такие же, как и при составлении презентации. Используется на занятиях и в работе с родителями. С детьми придумывали коллективные сказки на свободную тему, каждый ребёнок придумывал по одному предложению. К получившейся сказке подбирали картинки, которые вставляла в слайд-шоу. Для детей большим сюрпризом было увидеть своё произведение и снова всем вместе вспомнить придуманную сказку.

Фотоальбомы - это наглядный материал для развития представлений об окружающем мире, систематизации представлений, а так же дополнительное пособие для обучения чтению. Тематика альбомов может быть разная. Например «Моя семья», «Времена года». Необходимо обратить внимание на создание фотоальбомов для детей: На каждом развороте должно быть только одно изображение, чтобы внимание ребенка не рассеивалось. Расположение картинок в альбоме может быть как вертикальным, так и горизонтальным, по желанию. Картинка может быть подписана крупными печатными буквами. Или картинка расположена на одной странице разворота, а подпись - на другой.

Видеоролик (клип) – непродолжительная по времени художественно-составленная последовательность кадров. Видеоролик - это уже связанная история, сюжет с видео и звуковыми эффектами. Но лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать!. Для сохранения у дошкольников высокого уровня внимания и работоспособности надо правильно определять продолжительность просмотра или прослушивания. Всё зависит от возраста детей Средняя продолжительность видеоролика –10 минут.

Видеоролики могут научить малышей разных возрастных групп таким фундаментальным вещам, как наименования представителей флоры и фауны, геометрических форм, цифр, букв.

Мультфильм (анимационный фильм)– это фильм, который создается мультипликаторами, использующими для создания персонажей различные техники и материалы, а «оживление» происходит путем быстрой смены кадров. Мультфильмы предназначены для трансляции по телевидению, демонстрации в кинотеатре, просмотре на экране компьютера и других электронных устройствах.

К 4 – 5 годам ребенок начинает понимать короткие кино - рассказы. Так же как в младшей группе просмотр должен сопровождаться словами воспитателя. Перед просмотром просмотров воспитатель проводит подготовительную работу: организует наблюдения; экскурсии, связанные с содержанием фильма; читает детям книгу. Перед просмотром проводят короткую вступительную беседу, привлекая внимание к основной идее фильма, его содержанию. В ходе беседы задают вопросы, ответы на которые предлагается найти в фильме. После просмотра проводится беседа, цель которой выделить наиболее значимые по содержанию и воспитательному воздействию фрагменты. Далее необходимо продолжать работы по освоению содержания фильма, используя его пересказ, рисование.

В работе с детьми старшего дошкольного возраста используются все виды фильмов, но основное место занимают озвученные фильмы.

Развивающие мультфильмы от обычных отличаются тем, что их герои постоянно обращаются к ребенку, предлагают провести несложные арифметические действия, различить цвета, отыскать предмет на картинке, помогают развивать речь. Однако они далеки от компьютерных игр тем, что ребенку достаточно просто смотреть на экран. Как правило, дети, даже самые маленькие, стараются повторять слова вслед за героями мультфильмов, разговаривать с персонажами (отвечая на их вопросы) и позже удивляют родителей своими знаниями.

Мультипликационный фильм можно использовать с целью воспитания. Родители прежде, чем допускать ребенка к экрану, должны сами просмотреть мультфильм, попытаться выделить плюсы и минусы в увиденном. Другой вариант – совместный просмотр фильма и его обсуждение. Пример выделения из известных мультфильмов дидактического и психологического смысла: «Золушка», «Чебурашка»- обретение семьи, друга, любимого человека. «Каникулы в Простоквашино» - хозяйственность, дружелюбие, самостоятельность, дружба. «Бюро находок» - «Друзей не теряйте, их никто вам не вернет».

ИКТ использую в работе с детьми при проведении непрерывной образовательной деятельности, в совместной деятельности (чтение – слушание, физминутки, при проведении режимных моментов и самостоятельной деятельности, релаксации). Использование ИКТ в индивидуальной работе с детьми, позволяет развить не только интеллектуальные способности, но и воспитывает волевые качества, возможность рассмотреть сложный материал поэтапно, обратиться не только к текущему материалу, но и повторить предыдущую тему.

ИКТ для детей 5-7 лет следует проводить не более одного раза в течение дня и не чаще трех раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности: во вторник, среду и четверг. После работы с компьютером с детьми проводят гимнастику для глаз. Непрерывная продолжительность работы с компьютером в форме развивающих игр для детей 5 лет не должна превышать 10 минут и для детей 6-7 лет - 15 минут.

Использование средств ИКТ, конечно же, не заменяет традиционных методов и технологий работы с родителями, а является дополнительным, рациональным и удобным источником информации, наглядности, создаёт положительный эмоциональный настрой, мотивирует родителей и тем самым ускоряет процесс достижения положительных результатов в работе.

Наличие устойчивого познавательного интереса положительно сказывается на дальнейшем школьном обучении; на общем интеллектуальное развитии, в том числе и на формировании познавательных процессов личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный план повышения профессионального уровня. Тема: «Использование современных образовательных технологий в познавательном развитии дошкольников. Использованием палочек Кюзенера и блоков Дьенеша»

Индивидуальный план повышения профессионального уровня. Тема: «Использование современных образовательных технологий в познавательном развитии дошкольников. Использованием палочек Кюзенера и бло...

Тьториал «Использование современных образовательных технологий в познавательном развитии дошкольников. Блоки Дьенеша, палочки Кюизенера»

Формирование у тьюторантов представлений об использовании в работе с детьми блоков Дьенеша и палочек Кюизенера...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

ИКТ- технологии- это новый способ получения знаний, которые с интересом помогают ребенку с интересом познать и изучить окружающий мир....

Использование интерактивных образовательных технологий в познавательном развитии дошкольников

Познавательное развитие дошкольников основано на познавательной деятельности в результате которой формируется личностный опыт ребёнка, его ценностное отношение к миру, формируются потребности в знании...

«Использование информационно-коммуникационных технологий для познавательного развития дошкольников»

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) — это личностно-ориентированные технологии, способствующие реализации принципов дифференцированного и индивидуального подхода к обучению. Мир, в к...

Индивидуальный план по самообразованию на тему: «Использование современных образовательных технологий в познавательном развитии дошкольников. Блоки Дьенеша»

Тема: «Использование современных образовательных технологий впознавательном развитии дошкольников.БлокиДьенеша» Год разработки программы: 2019 проблема:По результатам мониторинга...

Индивидуальный план работы по самообразованию «Использование игровой педагогической технологии в познавательном развитии дошкольников логические блоки Дьенеша»

Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста - одно из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены ...