интегрированное занятие по окружающему миру
план-конспект занятия (старшая группа)

занятие для воспитанников старшей группы "Природа - наш дом"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologiya.docx26.48 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Ясногорская СОШ»

Конспект интегрированного занятия по экологии

В старшей группе

на тему «Природа – наш дом»».

Разработала: Безденежных И. А..

воспитатель первой кв. категории

п. Ясногорский 2023

Занятие имеет интегрированный характер (согласно ФГОС, работа с детьми строиться на основе интеграции образовательных областей "Познавательное развитие детей», «Речевое развитие детей»,«Художественно-эстетическое развитие детей»,«Физическое развитие детей»,«Социально-коммуникативное развитие детей» в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.

Возрастная группа: старшая группа

Длительность НОД:25мин.

Цель: Расширять представления детей о предметах и явлениях природы, растительном и животном мире, взаимосвязи природы и человека.

Образовательные задачи: создавать условия для:

- развития познавательного интереса к миру природы;

- формирования первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;

(Познавательное развитие);

- развития умений проводить несложные опыты с водой.

- обобщения представлений детей об элементарных предметных понятиях:«природа»,«живое»,«неживое»;

- предупреждения утомляемости детей.«Физическое развитие»

- активации словарного запаса детей: природа, насекомые, рыбы, помощь.

- развития умения понятно для окружающих выражать свои мысли. (Речевое развитие);

-развития умения изображать природные объекты в цвете.(Художественно- эстетическое развитие)

- формирования навыков коллективного общения

- формирования партнерских отношений у детей в процессе исследовательской деятельности (Социально-коммуникативное развитие)

Воспитательные задачи: создавать условия для воспитания гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом.

Развивающие задачи: создавать условия для развития воображения, внимания, мышления, целостного восприятия предметов.

Планируемые результаты:

-Дети видят многообразное значение природы, познают ценности жизни;

-Имеют полное представление о правилах поведения в природе;

-Проявляют любознательность.

Основные термины, понятия. Содержание деятельности воспитателя и детей сосредоточены вокруг таких ключевых тем:

  • человек и природа;
  • хорошие и плохие поступки человека по отношению к природе;
  • как мы можем беречь природу?

Предварительная работа: Чтение энциклопедии «Отчего и почему?», чтение художественной литературы В.Бианки «Приключение муравьишки», проведение беседы «Лес и человек», изготовление солнышек.

Материалы и оборудование:

- Аудио запись голоса птиц, звуки леса, шум воды.

- Магнитофон с флеш - картой;

- компьютер для просмотра презентации;

- камни с цифрами, мусорные пакеты, бумага для рисования, карандаши, мелки, фломастеры.

План НОД:

Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап) – 4минПоложительный настрой на занятие,водная беседа

Основная часть (содержательный, деятельностный этап)- 18 мин.

путешествие в лес, опытно-экспериментальная деятельность, физкультминутка.

Заключительная часть (рефлексивный этап)-3мин.

подведение итогов, рефлексия.

Ход ЗАНЯТИЯ:

Звучит музыка лѐгкая тихая

В: Я люблю, когда при встрече

Мы знакомым и друзьям

С добрым утром! Добрый вечер!

Добрый день! Всем говорим.

Ребята посмотрите, сколько гостей у нас сегодня. Давайте с ними поздороваемся. Как вы думаете какое у них настроение. А давайте им подарим на весь день свои улыбки и хорошее настроение. (ДЕТИ ДАРЯТ ГОСТЯМ СОЛНЫШКИ)

В: Молодцы, а теперь присаживайтесь на стульчики.

Ребята сегодня мы с вами поговорим о природе. Как вы думаете, что такое природа?

ДЕТИ: Природа-это всѐ то, что нас окружает и не создано руками человека.

В: верно. Кроме того, мы  с вами тоже часть природы, как и животные и насекомые и рыбы и растения. Мы дышим с ними одним воздухом, пьѐм воду и получаем пищу, значит мы можем назвать их нашими братьями.

В:Утром мне по электронной почте пришло необычное письмо. Посмотрите на экран.(слайд.1)Сейчас я вам его прочитаю.

«Дорогие друзья! Я обращаюсь к вам с просьбой о помощи!

К нам в лес попали люди, которые не знают правил поведения в природе и не понимают их важность.  Они натворили много бед! Пострадали рыбки в речке, муравьишки среди сосен и другие зверята в лесу. Помогите навести порядок, спасите братьев ваших меньших!

Матушка природа» (слайд 2)

Вот такая беда приключилась. Ну что ребята, хотите отправиться в гости к матушке природе и помочь навести там порядок?

Но прежде чем отправляться туда, нужно вспомнить правила поведения в природе. Ребята, что нельзя делать на природе?

Д:

1.Слушать громко музыку.

2.Бросать мусор.

3.Топтать и рвать цветы.

4. Мыть машины.

5. Ловить жуков и бабочек.

6.Разводить огонь.

7.Разорять муравейники.

8.Не рвать паутины.

9.Не разорять птичьи гнѐзда.

10.Не трогать детѐнышей.

11.Не вырезать на деревьях.

В: Молодцы, вы всѐ знаете. Теперь мы готовы отправиться в гости к Матушке природе? Давайте попросим ветерок помочь нам. Возьмѐмся за руки, закроем глаза и дружно скажем:

Ветерок подуй сильней, унеси нас в лес скорей.

(слайд 3) НА ЭКРАНЕ ПОЯВЛЯЕТСЯ КАРТИНКА ЛЕСА.

В: Посмотрите, ребята ,мы с вами в лесу. Давайте пойдѐм по тропинке и поищем пострадавших.

В:А вот и речка, а в ней и рыбки о которых говорилось в письме. (слайд 4) Посмотрите какие они грустные! Ребята как вы думаете почему?

Д: Вода в реке грязная.

В: А как она такой стала? Посмотрите, что это?

Д: Это завод и свалка.

В: Правильно. Одна труба берѐт на завод чистую воду, а другая сливает в неѐ грязную. Талые воды со свалки стекают в реку и загрязняют еѐ. Что мы можем посоветовать людям, чтобы река не загрязнялась.

Д: Перерабатывать отходы.

В: Правильно. Завод должен построить очистные сооружения, а свалку нужно убрать и переработать мусор.

Опытно-экспериментальная деятельность.

В.: Да ребята, а мы можем очистить воду прямо сейчас. Хотите провести эксперимент? Для этого нам нужно пройти в мини-лабораторию. Захватим с собой воду из речки

В.: Скажите, что нужно сделать прежде чем мы пройдем в мини- лабораторию? (ответы детей) Какие правила безопасности нужно соблюдать во время проведения опытов. (необходимо: не шуметь, не вертеться, быть очень внимательными и аккуратными при работе с веществами и предметами).

Эксперимент«Очистка воды»:

Опыт проводится за «круглым столом».

В.: Приглашаю всех поделиться на пары и подойти к столу. Как нам очистить вот эту воду?

В.: Ребята, все готовы. А теперь внимание. Выполнять работу будете вместе со мной. Мы будем фильтровать грязную воду через ватный диск. Возьмите пустой стакан вставьте в него воронку, а в воронку фильтр – диск. А теперь переливаем из одного стакана тонкой струйкой в другой стакан, до половины.

В.: Ребята, что у вас получилось? (ответы детей: фильтр стал грязный, на нем остались большие и маленькие кусочки грязи). А вода стала чище? (ответы детей: да). Значить ватный диск не пропустил мелкий мусор и грязь.

Посмотрите наши рыбки немного повеселели (слайд 5)

Вот мы потрудились, а теперь отдохнѐм. Раздевайтесь, поиграем в игру «В мире животных»

Физкультминутка

В.: Ребята вы устали, не хотели бы немного отдохнуть.

Физминутка:«Юные пловцы»

К речке быстрой мы спустились, (шагаем на месте)

Наклонились и умылись (наклоны вперед, руки на поясе).

Раз, два, три, четыре, (хлопаем в ладоши)

Вот как славно освежились (встряхиваем руками).

Делать так руками нужно:

Вместе – раз, это брасс (круги двумя руками вперед).

Одной, другой – это кроль (круги руками вперед поочередно).

Все, как один, плывем как дельфин (прыжки на месте).

Вышли на берег крутой (шагаем на месте)

И отправились домой.

В: Ребята давайте вспомним, кому ещѐ была нужна наша помощь?

(слайд 6) НА ЭКРАНЕ ПОЯВЛЯЕТСЯ МУРАВЕЙ

– Что можно сказать про муравьишек? Какие они?

Д.: - Маленькие, трудолюбивые, сильные, они могут поднять палочку, которая больше их в несколько раз.

В.: - Иногда случается так, что муравей далеко уходит от домика и сбивается с пути. Тогда он бросается туда-сюда, останавливается и бежит, он разыскивает дорогу. Что же помогает ему найти дорогу? Муравьи определяют, куда идти по запаху. Но не только по запаху. Оказывается, что муравьи обладают очень хорошей памятью. Они запоминают, что расположено около домика, какие деревья, цветы, кустарники, так находят дорогу домой. По запаху они отличают чужих муравьѐв от своих и не терпят, когда к ним заползает чужой муравей.Как называется дом у муравьѐв? (Д: Муравейник) А из чего он сделан? И где находится?

(Д:Из палочек и хвойных иголочек, среди деревьев)

В.: - Дети, какую пользу приносят муравьи? (ответы детей)

В.: - Муравьи помогают птицам, они опускаются на муравейник, вытягивают крылья итак сидят несколько минут. Муравьи ползают по птице, выделяют кислоту и уничтожают вредных насекомых, которые кусают птицу.

(слайд 7)

Ой, беда, беда, беда

Пропала муравьиная нора,

На муравейник кто-то наступил,

Потом камнями завалил!

Ребята, давайте муравьям поможем,

Камни снова на тропинку сложим.

(дети берут камни, рассматривают их, на них цифры)

Д\и «Тропинка». (от 1 до 10)

Дети, вам надо не только восстановить тропинку, а камешки расположить по порядку от 1 до 10. Чтобы муравьи нашли дорогу домой. Справитесь?

В. – Как я рада за вас, ребята. Вы помогли муравьишкам восстановить их тропинку.

Д/и «Нарисуй дом муравья»

А ещѐмуравьишкам нужен новый дом. Я предлагаю каждому из вас нарисовать, красивый муравейник. Муравьишки потом выберут себе дом по душе.

(ДЕТИ ПРОХОДЯТ К СТОЛУ, ВЫБИРАЮТ БУМАГУ, КАРАНДАШИ ИЛИ ФЛОМАСТЕРЫ ИЛИ МЕЛКИ ЛЮБОГО ЦВЕТА.)

В. Отлично, вы замечательно справились! Посмотрите муравьи довольны. (слайд 7)

В. –А теперь пойдѐм дальше, что же ещѐ случилось в этом лесу. (слайд 8)(Изображение леса в мусоре). Посмотрите внимательно.

Воспитатель:

Лес и правда печальный какой-то стоит. Птички не поют, листочки на деревьях не шелестят, кузнечики не стрекочут. Что же с ним случилось, ребята, как вы думаете?

Выслушиваются ответы детей.

Люди на природе отдыхали,

Веселились, загорали.

И не думая, бросали

И обертки от конфет,

И разорванный пакет,

И коробочки от сока,

От банана кожуру,

От орехов скорлупу.

- Дети, как вы думаете, можно ли бросать и оставлять мусор в лесу? Почему? А куда же нужно выбрасывать мусор? (выслушиваются ответы детей). А как мы можем помочь лесу? (собрать мусор в пакеты).

Д.: убрать мусор.

Заключительная часть

В: Ну вот мы всем и помогли.

Ребята нам с вами пора возвращаться в детский сад. (Встаѐм в круг) Давайте закроем глаза и скажем:

"Ветерок подуй сильней унеси нас в сад скорей"

Открываем глаза мы с вами в саду.

Воспитатель: Посмотрите ребята, а у нам опять по электронной почте пришлописьмо.

«Дорогие ребята, спасибо вам за помощь! Вы навели порядок в нашем лесу и позаботились о моих детях! Теперь я вижу, что вы мои настоящие друзья. Я назначаю вас юными защитниками природы и высылаю вам эмблемы. До новых встреч!

Матушка Природа»

Воспитатель: Ребята, ну раз мы теперь защитники природы, то и дальше будем спешить на помощь к братьям нашим меньшим, правда?

А теперь скажите, пожалуйста, Вам понравилось наше путешествие? Посмотрите, под вашими стульчиками разложены карточки с эмоциями. Выберите карточку с такой эмоцией какая осталась у вас после нашего занятия.

Работа с карточками (ответы детей): -мне грустно оттого, что люди оставляют в лесу после отдыха мусор. -я удивился, тому что мы смогли очистить воду и помочь рыбкам. -мне радостно оттого что мы помогли муравьям восстановить их тропу и т. д

Я хотела поблагодарить Вас дети за активное участие. Надеюсь, что наше занятиебыло полезно и познавательно для Вас.

Список используемой литературы:

1. «Экологические занятия с детьми 5-6 лет»

Практическое пособие для воспитателей.

ТЦ «Учитель» 2004г. -159с

2. «Воспитание основ экологической культуры в детском саду»

ТЦ «Сфера» 2004г. - 144с

Самоанализ занятия по экологическому воспитанию в старшей группе.

Подготовила Груздова Е.А.

Непосредственно-образовательная деятельность проводилась с детьми старшей группы, возраст от 5 до 6 лет. В количестве 12 детей. Длительность 25минут , что соответствует нормам СанПина.

Организация НОД.

Подготовила помещение в соответствие с санитарно-гигиеническими требованиями (воздушно-тепловой режим был соблюден), продумала расположение демонстрационного и наглядного материала к НОД.

Интеграция: НОД построена с учетом интегративного подхода, предполагающий реализацию задач образовательных областей «Познавательное развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Разрабатывая данный конспект образовательной деятельности, я прежде всего учитывала: возрастные, психические и индивидуальные особенности детей старшей группы. Учитывая все это, я определила: цели,задачи, содержание, форму проведения образовательной деятельности, методы, приемы и средства, необходимые для положительных результатов.

Цель: Расширять представления детей о предметах и явлениях природы, растительном и животном мире, взаимосвязи природы и человека.

Мною были поставлены задачи:
Образовательные задачи: создавать условия для:

- развития познавательного интереса к миру природы;

- формирования первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения; (Познавательное развитие) ;

- развития умений проводить несложные опыты с водой.

- обобщения представлений детей об элементарных предметных понятиях: «природа», «живое», «неживое»;

- предупреждения утомляемости детей. «Физическое развитие»;

- активации словарного запаса детей: природа, насекомые, рыбы, помощь. - развития умения понятно для окружающих выражать свои мысли (Речевое развитие);

-развития умения изображать природные объекты в цвете (Художественно-эстетическое развитие)

- формирования навыков коллективного общения

- формирования партнерских отношений у детей в процессе исследовательской деятельности (Социально-коммуникативное развитие)

Воспитательные задачи: создавать условия для воспитания гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом.

Развивающие задачи: создавать условия для развития воображения, внимания, мышления, целостного восприятия предметов.

Оснащение :

Аудио запись голоса птиц, звуки леса, шум воды. Телевизор, компьютер для просмотра презентации; камни с цифрами, мусорные корзинки, бумага для рисования, карандаши, мелки, фломастеры.

Методы:

Словесные: напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей,
поощрение, анализ занятия;

Наглядные:рассматривание карточек, презентация.

Игровые: дидактические игры, м.п. игра, использование сюрпризных моментов(поощрение), Выполнение игровых действий.
Практический: самостоятельная деятельность детей.

Приёмы:
Игровые моменты.
Создание проблемной ситуации.
Показ и рассматривание иллюстраций.
Беседа
Награждение .

Структура НОД.

 НОД проводилась с группой детей старшего  возраста 5 - 6 лет, состояла из трёх взаимосвязанных между собой частей, в ходе которых дети поэтапно выполняли различные действия.

Вводная часть организация детей, мотивация к предстоящей деятельности,

был применен проблемно-ситуационный метод.

Основная часть НОД представляла собой организованную и самостоятельную деятельность детей, направленную на решение поставленных задач.

В ходе всего НОД создавала проблемные ситуации для решения поставленных задач.

В заключительной части НОД мы с детьми обсудили, что им понравилось, с чем они справились, какое у них эмоциональное настроение после выполнения всех заданий, что им запомнилось, и что они расскажут родителям при встрече.

Для реализации каждой задачи я подобрала приемы, которые помогли их решить. Приемы были основаны на игровых обучающих ситуациях, в которых я старалась побуждать детей к активной речевой деятельности.

Обращала внимание на осанку детей во время работы за столами.

В работе с детьми использовала беседу, вопросы к детям на сообразительность и логическое мышление-все это способствовало эффективности НОД, мыслительной деятельности и развитию речи детей.

Материал для НОД был подобран на доступном для детей уровне, соответствовал их психологическим особенностям и был рационален для решения поставленной цели  и задач.

Дети были активны, внимательны, чувствовали себя комфортно.

Все элементы НОД логически между собой объединены общей темой.

Содержание занятия соответствовало поставленным задачам.

Деятельность на НОД характеризуется как совместная, индивидуальная.

На НОД я применяла следующие формы работы: фронтальную, индивидуальную, групповую .

Считаю, что выбранная форма организации НОД детей была достаточно эффективной, интересной, поставленные в НОД задачи были выполнены.

Дети порадовали меня тем, что доброта детской души, их любознательность чувствовалась на протяжении всей образовательной деятельности, они обогатили словарный запас, а самое главное - приобрели новые знания о матушке природе и получили положительные эмоции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по окружающему миру и аппликации в средней группе. Тема: «Птицы нашего города»

Данное занятие расширяет знания детей о птицах, живущих в городе, их питании. Закрепляет умение различать птиц по внешнему виду. Воспитывает заботливое и доброжелательное отношение к птицам....

Конспект интегрированного занятия по окружающему миру и аппликации в средней группе.

Уточнить и расширить представления о весенних цветах на клумбе (тюльпан, гиацинт, нарцисс, фиалка, цикламен, подснежник)Расширять словарь детей через речевые игры.Учить видеть красоту цветущих р...

Конспект интегрированного занятия по окружающему миру и информатике в подготовтельной группе "Необыкновенные соревнования"

обучение детей способам работы на  персональном компьютере при выполнении игровых заданий....

План-конспект интегрированного занятия по окружающему миру на тему: "Одуванчик".

Продолжать знакомить детей с представителями растительного мира родного края. Расширить и уточнить знания об одуванчике. Учить подбирать образные слова. Познакомит...

Конспект интегрированного занятия по окружающему миру во второй младшей группе: "Где ночует солнышко? Большие и маленькие яблочки на тарелке".

Формировать интерес к явлениям неживой природы: солнцу, месяцу, звездам.Побуждать устанавливать простейшие связи явлений неживой природы: на небе солнышко-наступило утро, на небе месяц и звезды-наступ...

Конспект интегрированного занятия по окружающему миру "Детский сад"

Конспект интегрированного занятия по окружащему миру "Детский сад"...