Доклад «Использование различных форм работы в нравственно-патриотическом воспитании»
консультация

Бредихина Елена Сергеевна

Доклад «Использование различных форм работы в нравственно-патриотическом воспитании»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад «Использование различных форм работы в нравственно-патриотическом воспитании» 

                                       Составила воспитатель

                                       старшей группы

                                      Бредихина Елена Сергеевна

г.Челябинск 2022

Доклад «Использование различных форм работы в нравственно-патриотическом воспитании»

 «Воспитание, если оно не хочет быть бессильным,

должно быть народным».

 К. Д. Ушинский

 Нравственно-патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В него входит две составляющие: нравственное воспитание и патриотическое воспитание. Нравственное воспитание – целенаправленное систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение детей, формирующее у них моральные качества, убежденность в значимости нравственных норм.

Патриотическое воспитание – целенаправленный процесс приобщения детей к истокам культуры нашего общества, пробуждения любви к родному краю, воспитания уважения и любви к своей семье, преданности Отечеству. Чувство Родины. Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Задачами нравственно- патриотического воспитания дошкольников являются:  

воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

 формирование бережного отношения к природе и всему живому;  развитие интереса к русским традициям и промыслам;

  формирование элементарных знаний о правах человека;

  расширение представлений о городах России;

 знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

 развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

 формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: во время непосредственной образовательной деятельности, в играх, в труде, в быту не только для воспитания нравственности и патриотизма, но и для формирования положительной модели взаимоотношений с взрослыми и сверстниками.

В своем арсенале воспитатель может использовать самые разнообразные формы работы для формирования у дошкольников нравственно-патриотических представлений, суждений, оценок с учетом психологических особенностей дошкольника (эмоциональное восприятие окружающего, образность и конкретность мышления, глубина и обостренность первых чувств, незнание истории, непонимание социальных явлений и др.): 1. Беседы – непосредственно образовательная деятельность

2. Непосредственная образовательная деятельность по знакомству с бытом и жизнью на Руси

3. Беседы по произошедшей ситуации

4. Чтение художественных произведений с обсуждением поступков героев, произведений устного народного творчества

5. Рассказывание по сюжетным картинкам на нравственно – патриотические темы

6. Рассмотрение произведений искусств известных художников по данной тематике

7. Просмотр мультфильмов, телепередач с дальнейшим обсуждением

8. Экскурсии: в музей, по улицам города, просмотр достопримечательностей города, памятникам, посещение общественных учреждений (почта, пожарная станция, библиотека, дома культуры, дома детского творчества)

 9. Проведение праздников и развлечений с использованием русских народных плясок, инструментов, костюмов, песен и стихов с нравственным и патриотическим содержанием. Посвящать их народным русским праздникам и значимым события страны (9 мая, Пасха, Масленица, День матери, Рождество, День города и др.)

10. КВН

 11. Викторины

12. Путешествия («В сказку золотой ключик», «В детство бабушки», «Путешествие во времени (история возникновения города)» и т. д.

13. Организация педагогических ситуаций, способствующих преобразованию положительного опыта поведения

 14. Проблемные ситуации с предложением придти на помощь

15. Создание альбомов из рисунков детей («Мой город», «Мой дом», «Любимая русская народная сказка и т. д.)

16. Работа с картой города, страны с выделением детского сада, своей улицы, маршрутов, места работы родителей, местоположения города и столицы, областного центра. Можно с детьми самим нарисовать карту города и отметить на ней места, где вы были с детьми

17. Организация непосредственной образовательной деятельности по художественному творчеству для знакомства с народными промыслами, изготовление изделий по мотивам народных промыслов, по изготовлению подарков и презентов, посильных ремонтных работ.

18. Оформление газет, фоторепортажей по экскурсиям, по знаменательным датам, с материалами по истории города, лесопарковых и водных зон, особенностям флоры и фауны

19. Сюжетно – ролевые игры с заданными сюжетами на нравственную тему («Заболел мишка…», «Друг оказался в беде…», «Пожар в теремке», «Новая игрушка…» и т. д.)

20. Игры - драматизации по сюжетам литературных произведений, где дети примеряют роли положительных и отрицательных героев

21. Проведение народных подвижных игр

22. Дидактические игры Рассматривание семейных альбомов и беседы о своей семье и родственниках

23. Наблюдения за окружающим миром с выделением положительных примеров для подражания, с целью выявления красоты, интересности в социальной жизни жителей города, природы родного края, воспитания гордости за Отчизну Одними из эффективных мер по воспитанию положительных нравственно – патриотических качеств являются методы создания у детей практического общественного поведения.

К ним относятся:

• Метод приучения

• Упражнений

• Пример взрослых

 • Показ действия

• Метод убеждения

• Метод объяснения

• Оценка взрослого, и их похвала Мировоззрение педагога, его личный пример, взгляды, суждения, активная жизненная позиция – самые эффективные методы воспитания. Если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, свой город, нам нужно показывать их с привлекательной стороны. К. Д. Ушинский писал: «Ребенку нечего отрицать, ему нужна положительная пища, кормить его ненавистью, отчаянием и презрением может только человек, не понимающий потребности детства». Ни знания, ни разнообразие форм образовательной деятельности воспитателя не дадут эффекта, если сам он не будет любить свою страну, свой город, свой народ. В воспитании все должно основываться на личности воспитателя. Неотъемлемой частью нравственно – патриотического воспитания является воспитание любви и уважения к своей семье, так как она основа, платформа, на которой строится все мировоззрение ребенка. Я. А. Коменский назвал материнской школой ту последовательность и сумму знаний, которые получает ребенок из рук и уст матери, уроки матери - без перемен в расписании, без выходных и каникул. Чем много образнее и осмысленнее становится жизнь ребенка, тем шире круг материнских забот. Я. А. Коменскому вторит другой педагог-гуманист И. Г. Песталоцци: семья - подлинный орган воспитания, она учит делом, а живое слово только дополняет и, падая на распаханную жизнью почву, оно производит совершенно иное впечатление. В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие». Главный момент в контексте «семья - дошкольное учреждение» личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье. Неоценима помощь друг другу в понимании ребенка, в решении его индивидуальных проблем, в оптимизации его развития.

Взаимодействие педагогов и родителей детей дошкольного возраста осуществляется в основном через:

• приобщение родителей к педагогическому процессу;

 • расширение сферы участия родителей в организации жизни образовательного учреждения;

• пребывание родителей на занятиях в удобное для них время;

• создание условий для творческой самореализации педагогов, родителей, детей;

• информационно-педагогические материалы, выставки детских работ, которые позволяют родителям ближе познакомиться родителям со спецификой учреждения, знакомят его с воспитывающей и развивающей средой;

• разнообразные программы совместной деятельности детей и родителей;

• объединение усилий педагога и родителя в совместной деятельности по воспитанию и развитию ребенка: эти взаимоотношения следует рассматривать как искусство диалога взрослых с конкретным ребенком на основе знания психических особенностей его возраста, учитывая интересы, способности и предшествующий опыт ребенка;

 • проявление понимания, терпимости и такта в воспитании и обучении ребенка, стремление учитывать его интересы, не игнорируя чувства и эмоции;

 • уважительные взаимоотношения семьи и образовательного учреждения.

Формы работы с семьей Формы работы с семьей. Особенности, рекомендации. Посещение семьи ребенка. Много дает для ее изучения, установления контакта с ребенком, его родителями, выяснения условий воспитания, если не превращается в формальное мероприятие. Педагогу необходимо заранее согласовать с родителями удобное для них время посещения, а также определить цель своего визита. Прийти к ребенку домой - это прийти в гости. Значит, надо быть в хорошем настроении, приветливым, доброжелательным. Следует забыть о жалобах, замечаниях, не допускать критики в адрес родителей, их семейного хозяйства, уклада жизни, советы (единичные) давать тактично, ненавязчиво. Поведение и настроение ребенка (радостный, раскованный, притихший, смущенный, приветливый) также помогут понять психологический климат семьи. День открытых дверей. Дает возможность познакомить родителей с дошкольным учреждением, его традициями, правилами, особенностями воспитательно-образовательной работы, заинтересовать ею и привлечь к участию. Проводится как экскурсия по дошкольному учреждению с посещением группы, где воспитываются дети пришедших родителей. Можно показать фрагмент работы дошкольного учреждения (коллективный труд детей, сборы на прогулку и др.). После экскурсии и просмотра заведующая иди методист беседуют с родителями, выясняют их впечатления, отвечают на возникшие вопросы. Беседы (индивидуальные, групповые) Необходимо четко определить цель: что необходимо выяснить, чем можем помочь. Содержание беседы лаконичное, значимое для родителей, преподносится таким образом, чтобы побудить собеседников к высказыванию. Педагог должен уметь не только говорить, но и слушать родителей, выражать свою заинтересованность, доброжелательность. Консультации Обычно составляется система консультаций, которые проводятся индивидуально или для подгруппы родителей. На групповые консультации можно приглашать родителей разных групп, имеющих одинаковые проблемы или, наоборот, успехи в воспитании (капризные дети; дети с ярко выраженными способностями к рисованию, музыке). Целями консультации являются усвоение родителями определенных знаний, умений; помощь им в разрешении проблемных вопросов. Формы проведения консультаций различны (квалифицированное сообщение специалиста с последующим обсуждением; обсуждение статьи, заранее прочитанной всеми приглашенными на консультацию; практическое занятие, например, на тему «Как учить с детьми стихотворение»). Семинары-практикумы Родители, особенно молодые, нуждаются в приобретении практических навыков воспитания детей. Их целесообразно приглашать на семинары-практикумы. Эта форма работы дает возможность рассказать о способах и приемах обучения и показать их: как читать книгу, рассматривать иллюстрации, беседовать о прочитанной книге, как готовить руку ребенка к письму, как упражнять артикуляционный аппарат и др. Родительские собрания Родительские собрания проводятся групповые и общие (для родителей всего учреждения). Общие собрания организуются 2-3 раза в год. На них обсуждают задачи на новый учебный год, результаты образовательной работы, вопросы физического воспитания и проблемы летнего оздоровительного периода и др. На общее собрание можно пригласить врача, юриста, детского писателя. Предусматриваются выступления родителей. Групповые собрания проводятся раз в 2-3 месяца. На обсуждение выносят 2-3 вопроса (один вопрос готовит воспитатель, по другим можно предложить выступить родителям или кому-то из специалистов). Ежегодно одно собрание целесообразно посвящать обсуждению семейного опыта воспитания детей. Выбирается тема, злободневная для данной группы, например, «Почему наши дети не любят трудиться?», «Как воспитать у детей интерес к книге», «Телевизор - друг или враг в воспитании детей?». Совместная экскурсия Проведение совместных с родителями экскурсий могут планироваться как на будние дни, так и на выходные. На экскурсиях, организованных детским садом не обязательно присутствие родителей всех детей, достаточно того, чтобы все события экскурсии были отражены в фото и/или видео репортаже, которые потом можно размножить для всех семей. Родительские конференции Основная цель конференции - обмен опытом семейного воспитания. Родители заранее готовят сообщение, педагог при необходимости оказывает помощь в выборе темы, оформлении выступления. На конференции может выступить специалист. Его выступление дается «для затравки», чтобы вызвать обсуждение, а если получится, то и дискуссию. Конференция может проходить в рамках одного дошкольного учреждения, но практикуются и конференции городского, районного масштабов. Важно определить актуальную тему конференции («Забота о здоровье детей», «Приобщение детей к национальной культуре», «Роль семьи в воспитании ребенка»). К конференции готовятся выставка детских работ, педагогической литературы, материалов, отражающих работу дошкольных учреждений, и т. п. Завершить конференцию можно совместным концертом детей, сотрудников дошкольного учреждения, членов семей. Нетрадиционные формы работы с семьей: Семейные клубы, библиотека специальной литературы по проблемам воспитания, обучения и развития детей. В отличие от родительских собраний, в основе которых назидательно-поучительная форма общения, клуб строит отношения с семьей на принципах добровольности, личной заинтересованности. В таком клубе людей объединяет общая проблема и совместные поиски оптимальных форм помощи ребенку. Тематика встреч формулируется и запрашивается родителями. Семейные клубы - динамичные структуры. Они могут сливаться в один большой клуб или дробиться на более мелкие, - все зависит от тематики встречи и замысла устроителей. Значительным подспорьем в работе клубов является библиотека специальной литературы по проблемам воспитания, обучения и развития детей. Педагоги следят за своевременным обменом, подбором необходимых книг, составляют аннотации новинок. «Родительская почта» и «Телефон доверия» Любой член семьи имеет возможность в короткой записке высказать сомнения по поводу методов воспитания своего ребенка, обратиться за помощью к конкретному специалисту и т. п. Телефон доверия помогает родителям анонимно выяснить какие-либо значимые для них проблемы, предупредить педагогов о замеченных необычных проявлениях детей. Информационные листы Обычно составляется консультация в печатном виде от 1 до 3 страниц для родителей, которая выставляется в уголке информационных материалов для родителей. Поисковая деятельность дети могут расспросить своих родителей, дедушек и бабушек об истории названия микрорайона, улицы, на которой они живут. Взрослые делятся с ребятами знаниями об известных людях микрорайона, на специальных занятиях дети могут обменяться полученной информацией, предлагать свои версии об истории некоторых названий. Рассматривание документов и фотографий, представленных в музее детского сада, способствует уточнению и дополнению знаний детей. В результате данной работы вырастает познавательный интерес к истории микрорайона, уважение к знаменитым землякам.

Также интересны и следующие формы работы с семьей:

 • Совместное родителей и детей составление восходящей родословной

 • Совместное детей с родителями создание макетов своего дома, улицы, русской избы, подворья

• Совместный выход по благоустройству территории детского сада

• Совместные с родителями, походы

• Репортажи с работы родителей

• Открытые просмотры родителями непосредственной образовательной деятельности

• Ярмарки – выставки совместных изделий (родители и дети)

• Выставки – конкурсы семейного творчества

 • Семейные викторины и конкурсы на знание истории города («Памятники нашего города» и др.)

 • Проведение совместных спортивных праздников, эстафет и других спортивных мероприятий в ФОКе

. • Исторические газеты («Как появилось название вашей улицы», «Истории зданий нашего города» и др.)

 • Изготовление самодельных книг со сказками

 • Посиделки В педагогике детально раскрываются функции трудового воспитания в развитии личности и ее нравственном формировании.

 Труд - практическая производственная деятельность оказывает благотворное влияние на физическое развитие человека. Исключительно велико значение труда в нравственном воспитании личности. Многие педагоги связывали трудовую деятельность с развитием гражданского сознания детей, патриотических чувств и понимания своего общественного долга. Каждый воспитанник готовится стать членом трудового коллектива. Его значение и ценность как гражданина будет зависеть исключительно от его умения трудиться и приносить пользу себе и людям. В то же время от трудовой подготовленности и личного вклада человека зависит его материальное благосостояние. Существенная функция труда как составляющей нравственности состоит в формировании у детей товарищеских отношений, коллективизма и взаимной требовательности. Наконец, труд как фактор воспитания способствует жизненному самоопределению и правильному выбору профессии. Существенной задачей трудового воспитания является формирование у учащихся потребности в труде и бережном отношении к материальным ценностям общества и личным вещам. Воспитатель своим примером, давая поручения, привлекая к посильному труду в группе, на участке поможет воспитанию таких нравственных качеств, как трудолюбие, бережливость, уважение к чужому труду, взаимовыручке, умению работать в коллективе. Большим подспорьем воспитателю будут пословицы и поговорки о труде и лености, которые нужно использовать во время всего дня нахождения ребенка в саду и в любом виде деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

доклад "Система и эффективность работы по нравственно-патриотическому воспитанию"

Проблема качества дошкольного образования, поиск эффективных путей социализации современного дошкольника являются актуальными для педагогической теории и практики.Концепция модернизации российского об...

Доклад на тему"Организация работы по нравственно-патриотическому и духовному воспитанию дошкольников"

Доклад для семинара по нравственно-патриотическому и духовному воспитанию....

Доклад - "Использование различных форм работы по организации труда дошкольников"

Описание форм работы по организации труда дошкольников....

Доклад «Использование различных форм работы в нравственно-патриотическом воспитании»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"17598938","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"339","width":"480"}}]]...

Отчёт «Воспитание нравственно-патриотических качеств дошкольников через использование различных форм работы»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"17598968","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]]...