«Воспитание человека: формы работы по нравственно-патриотическому воспитанию»
материал
Предварительный просмотр:
Тема: «Воспитание человека: формы работы по нравственно-патриотическому воспитанию»
Ответственный: воспитатель Титова Е.М.
«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом».
С. Михалков
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, не в развале экономики, а в разрушении личности. У детей искажены представления о доброте, милосердии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными. Но патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого раннего возраста. Именно нравственно-патриотическое воспитание является одним из важнейших элементов общественного сознания, именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений.
Патриотизм – это преданность и любовь к Родине, к ее природе, культуре, народу. Детский сад – это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально – практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Руководя деятельностью детей, мы, воспитатели, формируем такие важные для русского человека черты, как любовь к родному краю, Родине, Российской Армии, истории, уважение к людям других национальностей.
В настоящее время большое значение приобретает поиск инновационных подходов к патриотическому воспитанию, которые не казались бы ребенку чрезмерно назидательными. Главной целью дошкольного учреждения в патриотическом воспитании дошкольников выступает закладывание основ нравственной личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми.
Работу по нравственно-патриотическому воспитанию следует проводить регулярно и в системе. Большая роль отводится созданию в группе развивающей предметно-развивающей среды патриотической направленности.
Одной из наиболее эффективных, интересных и целесообразных форм нравственно-патриотического воспитания является проектная деятельность, позволяющая создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия детей и взрослых. Проектная деятельность сочетает интересы всех участников проекта:
- педагог имеет возможность самореализации и проявление творчества в работе в соответствии со своим профессиональным уровнем;
- родители становятся активными участниками нравственно-патриотического воспитания детей;
- дети организовываются в соответствии с их интересами, желаниями, потребностями.
Планирование проектной деятельности происходит с учетом возрастных возможностей дошкольников, их психических и индивидуальных особенностей. С детьми средней группы проекты носят краткосрочный характер, к подготовительной группе проекты уже исследовательские и имеют долгосрочный характер, при реализации которых дети совместно с педагогами и родителями собирают исторические факты и события.
В системе работы по нравственно - патриотическому воспитанию придается особое значение музыкально-театрализованной деятельности, как средству эмоционально - нравственного развития дошкольников, где происходит формирование различных сторон личности. Наиболее содержательными и интересными являются народные праздники, как средство выражения национального характера посредством песенной, танцевальной, театральной, игровой деятельности. Оптимальным для нравственного и патриотического воспитания в д/с является проведение сезонных музыкально-театрализованных праздников "Осенины", «Рождество», «Масленица», «Именины березки». Через театрализованную деятельность дети приобщаются к культурному наследию и испытывают чувство сопричастности к народной культуре и быту. Народное искусство входит в жизнь современного ребенка вместе с народной песней, сказкой, хороводом, поэтому оно так близко ему и понятно. Эту работу лучше всего организовать совместно с музыкальными руководителями.
Концепция модернизации российского образования подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания подрастающего поколения. В законе " Об образовании" указано: родители являются первыми педагогами, которые обязаны заложить основы физического, нравственного, интеллектуального развития личности ребенка. Признание приоритета семейного воспитания требует таких форм взаимодействия семьи и детского сада, которые способствуют созданию необходимых условий для развития доверительных, ответственных отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания (акции, тематические дни, праздники).
Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений и др. Всё это создаёт благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств. Детский сад в своей работе с семьёй должен опираться на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности. Взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения необходимо осуществлять на основе принципа единства координации усилий ДОУ, семьи и общественности, принципа совместной деятельности воспитателей и семьи. В нравственно-патриотическом воспитании особенное значение имеет пример взрослых, близких людей. На конкретных примерах, фактах из жизни членов семьи необходимо проводить работу по ознакомлению с родным краем, начиная с того, что принято назвать «малой Родиной» и постепенно переходя к таким категориям как Отечество, «долг перед Родиной» и т. д. Успеха в патриотическом воспитании можно достигнуть только, если сами взрослые будут знать и любить историю своей страны, своего города.
Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание дошкольников - сложный длительный процесс, требующий постоянных усилий педагогов, систематической и планомерной работы, эффективность которой прослеживается в следующих результатах:
-наличие у детей знаний об истории своей страны, ее природных богатствах, социально-экономической значимости;
-возникновение стойкого интереса к русской народной культуре, традициям и обычаям русского народа, осознанное употребление в активной речи русского фольклора (пословиц, поговорок, закличек, потешек) ;
-воспитание патриотических чувств через изучение государственной символики России;
-привлечение семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей и участие в образовательном процессе детского сада (совместные проекты, акции, конкурсы, заседания семейного клуба).
-участие детей и родителей в конкурсах по патриотическому воспитанию разного уровня.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формы работы по нравственно - патриотическому воспитанию с детьми младшей группы».
Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени и начинается с раннего детства, с картинки в букваре, песни мамы, того уголка, где дети живут. В...
«Формы работы по нравственно - патриотическому воспитанию с детьми младшей группы».
Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени и начинается с раннего детства, с картинки в букваре, песни мамы, того уголка, где дети живут. В...
«Инновационные формы работы по нравственно-патриотическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста через организацию дополнительного образования»
Из опыта работы по программе дополнительного образования "Юный гид"...
"Инновационные формы работы по нравственно - патриотическому воспитанию дошкольников"
Консультация для воспитателей...
Доклад «Использование различных форм работы в нравственно-патриотическом воспитании»
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"17598938","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"339","width":"480"}}]]...
Проект Музей «Воинской славы», как инновационная форма работы по нравственно-патриотическому воспитанию в ДОУ
ПроектМузей «Воинской славы», как инновационнаяформа работы по нравственно-патриотическому воспитанию в ДОУ...