Отчет по самообразованию на тему «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в различных видах деятельности»
материал
В течение 2021-2022 учебного года я изучала тему по самообразованию: «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в различных видах деятельности».
Цель: изучение эффективности применения современных форм работы в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников.
Задачи:
- Проанализировать методическую литературу по данной теме.
- Изучить и подобрать различные эффективные современные формы работы для развития нравственно-патриотических чувств дошкольников.
- Апробировать возможности использования данных форм.
- Ориентировать семью на духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Саратовская область, город Балашов
Администрация Балашовского муниципального района Саратовской области
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида «Юбилейный» города Балашова Саратовской области» | |
412309, Саратовская область, г. Балашов, ул. М. Луначарского, д. 2 Телефон: (884545) 4-26-54 эл. почта: Detskijsad.yubileiniy@yandex.ru |
Отчет по самообразованию на тему
«Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста
в различных видах деятельности»
воспитателя Полькиной Татьяны Николаевны
2021-2022 учебный год
В течение 2021-2022 учебного года я изучала тему по самообразованию: «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в различных видах деятельности».
Цель: изучение эффективности применения современных форм работы в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников.
Задачи:
- Проанализировать методическую литературу по данной теме.
- Изучить и подобрать различные эффективные современные формы работы для развития нравственно-патриотических чувств дошкольников.
- Апробировать возможности использования данных форм.
- Ориентировать семью на духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей.
Приступая к работе по данной теме, я использовала литературу:
1. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду М. Просвещение, 1991
2. Ветохина А. Я., Дмитренко «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста».- Детство-Пресс,2013
3. Тимошкина Н.А. Методика использования народных игр в ДОУ. Педагогическое образование 2008г. 64 с.
4. Жучкова Г.Н. «Нравственные беседы с детьми 4-6 лет» Гном и Д 2008г. 64с.
5. Д. Жариков «Растите детей патриотами» М., Просвещение, 2001.
6.Пантелеева Н. Г. Знакомим детей с малой Родиной. Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2015.
7. Шорыгина Т. А. Наша Родина - Россия. Методическое пособие. Москва.: Творческий центр «Сфера», 2015.
8. Шорыгина Т. А. Моя семья. Методическое пособие. - Москва.: Творческий центр «Сфера», 2015.
9.Шорыгина Т. А. Общительные сказки. Беседы с детьми о вежливости и культуре общения. - Москва.: Творческий центр «Сфера», 2015.
10.Шорыгина Т. А. Мудрые сказки. Беседы с детьми о пословицах и крылатых выражениях - Москва.: Творческий центр «Сфера», 2015.
Всю работу по изучению темы «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в различных видах деятельности» разделила на тематические блоки.
Блок «Мой дом, моя семья». Для родителей была подготовлена папка-передвижка «Семейные традиции», в которой говорилось, что семья – это первый коллектив, в котором у маленького ребенка начинают складываться зачатки нравственности. О нравственном здоровье семьи, ее духовных ценностях и, следовательно, ее потенциальных воспитательных возможностях можно судить по установившимся в ней традициям. Традиция – это то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений (взгляды, вкусы, идеи, обычаи).
У детей было знакомство с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта. Проведен с детьми фольклорный праздник «Посиделки» (знакомство с различными формами русского фольклора (поговорки, загадки, пословицы, потешки)). Была оформлена картотека дидактических игр по нравственному воспитанию.
Блоки «Мой город – моя малая Родина», «Символы России и города Балашова». Подготовила для родителей консультацию «Воспитание маленького гражданина», в которой говорится, что нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды.
Помимо воспитания у малышей патриотических чувств, важным элементом становления маленького гражданина является осознание своей этнической принадлежности. А любое осознание мира начинается с осознания - кто «Я», что такое народ, какой мой народ, какова его история, культура, традиции.
Дети знакомились с историей города, с улицами и объектами культуры города. Воспитывая у детей любовь к своему городу, подводила их к пониманию, что их город – частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего. Дети рисовали рисунки на тему «Улицы нашего города». Принимали участие в конкурсе по изобразительному искусству и декоративно-прикладному творчеству «Моя малая Родина», в конкурсе творческих работ «Здоровая нация – процветание России». Участвовали в проекте «Течет река Волга». Дети познакомились с историей возникновения названия реки «Волга», с историей Жигулевских гор. Знакомство с достопримечательностями края через участие в проекте позволило детям в процессе деятельности узнать о Волге то, что будет их сопровождать всю жизнь – чувство гордости и особенности. Позволит почувствовать причастность к священным истокам и традициям, гордиться званием волжанин – гражданин и патриот своей страны. Была оформлена картотека дидактических игр по патриотическому воспитанию. Уголок патриотического воспитания был пополнен наглядно-дидактическим материалом «Символы города Балашова», «Символы России». Родителями был изготовлен фотоальбом «Город Балашов». Дети ознакомились с символикой России и родного города Балашова, прослушали «Государственный гимн России».
Созданная эстетическая среда, обогащает детей новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию.
Блок «Обычаи и традиции русского народа». Знакомила детей с традициями и бытом России, с историей возникновения народных игрушек, с видами устного народного творчества. Детям была показана презентация «Русский самовар и чаепитие на Руси». Они познакомились с устройством самовара, узнали о роли и значении чаепития для русского народа. Была оформлена картотека народных подвижных игр: «Золотые ворота», «Горелки», «Жмурки», «Краски», «Ручеек» и др. Для родителей подготовлена консультация «Русские культурные традиции и нравственно-патриотическое воспитание дошкольников».
Блок «Главные праздники России». Особое место в рамках нравственно-патриотического воспитания имеет тема «Защитники Отечества». Эта тема любима детям. Героизм, мужество, готовность совершить подвиги во имя Родины – вызывает у детей уважение и желание быть такими же мужественными и смелыми. Смелыми, ловкими, смекалистыми дети себя показали на музыкально-спортивном празднике «День защитника Отечества». Для пап были приготовлены подарки детьми, оформлена выставка «Папин портрет».
Через презентацию «Русский платок» познакомила детей с историей создания русского платка – как символа национального наряда. Праздник «Веселая масленица» воспитывает в детях уважение к платку, как историческому достоянию России. Для родителей подготовлена консультация «Формирование ребенка, как личности, в процессе ознакомления с народными играми».
Блок «Путешествие по маршруту добрых чувств, поступков, дел и отношений». Был проведен ряд бесед, направленных на раскрытие смысла различных нравственных качеств личности, таких как «доброжелательность», «вежливость» и т.д. Обобщила имеющиеся у детей знания о дружбе, взаимопомощи, бережному отношению к вещам. Раскрыла детям смысл понятий: правда – неправда, честность – ложь. Беседуя с детьми побуждала их думать и рассуждать. Задавая им вопросы, давала высказаться. Это позволило мне понять, о чем дети думают, что знают из личного опыта. С моей помощью ребята учились справедливо оценивать поступки своих сверстников, учились понимать, что можно, а что нельзя, что хорошо, а что плохо.
Для мам были приготовлены подарки детьми группы, а также выставка рисунков «Мамин портрет». Был проведен праздник, посвященный Международному женскому Дню 8 марта. Вся эта работа способствовала проявлению уважения и понимания к своим близким. Для родителей подготовлена консультация «Круг чтения и формирование системы ценностей».
Блок «Космос». Детям была показана презентация, проведены беседы «Первооткрыватели космоса», «Путешествие к звездам». Дети закрепили знания о Солнечной системе, о знаменитых людях, покоривших космическое пространство.
Блок «Войны я не видел, но знаю, как трудно народу пришлось». Старалась подобрать такой дидактический материал о войне, чтобы детям были доступны такие понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу». В беседах, читая художественную литературу, старалась подвести детей к пониманию, что российский народ победил, потому что люди очень любили свою Отчизну. Родина чтит своих героев, отдавших свою жизнь за счастье людей, их имена увековечены в названиях городов, улиц площадей, в их честь воздвигнуты памятники. Рассказывая о войне, подвожу детей к пониманию того, что дети должны знать о ней сегодня, чтобы завтра эта страшная война не повторилась.
В течение года было организовано чтение литературных произведений с рассматриванием иллюстраций и обсуждением поступков героев. Это воспитывает интерес к произведениям, учит сопоставлять иллюстрации с фрагментами. Самый распространенный метод – это чтение воспитателем. Старалась читать выразительно, меняя интонацию голоса. Дети слушали с интересом, внимательно, переживали за героев. Во время чтения книг учила детей аккуратности и бережному обращению с книгой.
Результатом процесса самообразования явилось пополнение и конкретизация своих знаний, осуществление глубокого и детального анализа работы с детьми.
В беседах с родителями заметила, что их волнуют проблемы подготовки ребенка к школе, а воспитанию таких качеств, как справедливость, честность, вежливость, доброжелательность, ответственность, организованность родители не придают большого значения. Поэтому я поставила перед собой задачу: повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах нравственно-патриотического воспитания, используя консультации, рекомендации, индивидуальные беседы.
Выводы:
Значительно возрос уровень сформированных патриотических знаний и правильного отношения к миру, стране, природе у дошкольников.
У детей появился интерес к истории, местной художественной литературе, природным богатствам родного края.
Особенности представлений о родном городе, родном крае стали более существенными. Детский интерес отразился в творчестве: рисунках, поделках, рассказах.
Перспективы на 2022-2023 учебный год:
- Продолжить работу по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»;
- Продолжить работу по разработке новых игр и игровых упражнений по данной теме;
- Изучить новинки методической литературы;
- В работе с родителями планирую включать анкеты, беседы, консультации, посиделки и организации совместных праздников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность в условиях реализации ФГОС"
Статья по теме "Формирование нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников через проектную деятельность в условиях реализации ФГОС ДОУ"...
Практико-значимый проект «Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность о Великой Отечественной войне»
Приобщение детей к культуре и традициям своего народа является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Очень важно донести до дошкольников и сохранить историческое ге...
Отчет по самообразованию на тему "Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста"
Материал предназначен для воспитателей...
Отчет по самообразованию на тему "Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста через обучение игре в шахматы»
Опыт работы пообучению детей игре в шахматы...
Отчет по самообразованию на тему: «Социально – коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность» за 2020-2021 уч.год.
Отчет по самообразованию на тему:«Социально – коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность» за 2020-2021 уч.год...
Отчет по самообразованию на тему: «Развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности»
Дети испытывали необходимость в помощи взрослого. Таким образом, выявилась проблема: развитие связной речи не соответствует возрасту. Кроме этого, наблюдения за детьми в совместной деятельности выявил...
План по самообразованию По теме: «Духовно – нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста» На 2022 -2023 учебный год
План по самообразованиюПо теме: «Духовно – нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста»На 2022 -2023 учебный год...