Живые уроки добра. (Короткие поучительные истории о нравственном и безнравственном)
учебно-методический материал (подготовительная группа)
Хромой.
По улице шел хромой. Он неуклюже ковылял и прихрамывал, опираясь на палку. Несколько ребятишек шли сзади него. Они передразнивали его, смеялись над ним и кричали ему вслед шутливые замечания. Хромой не отвечал и молча шел вперед; видно было, что ему больно от насмешек детей. Какой-то старичок остановил веселую компанию.
-"Постойте-ка, молодцы, - сказал он им, - не хотите ли, я расскажу вам историю этого хромого. Я ее хорошо знаю: мы - соседи. Раньше был этот хромой красивым и статным парнем, но случился на нашей улице пожар. Спасаясь, в одном доме забыли ребенка. Мать кричала и плакала, умоляла, чтобы спасли ее сына. Мальчик остался в комнате второго этажа, а дом уже был в огне. И вот этот парень схватил лестницу и полез в огонь. Через несколько минут он спустил по веревке корзину с малышом, а потом стал спускаться сам, но обгорелая лестница рухнула. Парень упал с высоты и сломал себе ногу. С тех пор он на всю жизнь остался хромым. Вот и вся история… Ну, теперь догоните его и посмейтесь над ним".
Старик посмотрел на притихших сорванцов, некоторые из них плакали.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dobroe_bratstvo_milee_bogatstva.docx | 103.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Доброе братство милее богатства.
В одном селении жили два брата; они пахали землю и сеяли хлеб. У младшего было семеро детей, а старший был холост. Жили братья дружно, земли меж собой не делили, вместе пахали и сеяли. Когда поспел хлеб, они сжали его и поделили снопы поровну.
Пришла ночь. Лёг старший брат и думает: «Хорошо ли мы хлеб поделили? У брата-то семья большая, ему на детей много хлеба надо. Пойду-ка я, да и подложу своих снопов». И он пошёл и переложил часть своих снопов в копну брата. В ту же ночь младший брат сказал своей жене: «Хорошо ли мы с братом хлеб поделили? Брат стар, он живёт один, некому помочь ему в домашних работах. Прибавим ему немного наших снопов». И сделали они, как задумали.
Днём смотрят братья — снопов не убыло, опять у обоих поровну. Подивились братья, но ничего не сказали друг другу. И так несколько ночей братья хлеб перекладывали один другому. Наконец они стали караулить по ночам поле и застали друг друга на месте.
Братская любовь - крепче каменных стен
Притча о божьей коровке.
Посреди прекрасного, яркого Божьего мира жила
маленькая серенькая букашка. Все другие насекомые очень гордились своими яркими цветами и не обращали на неё никакого внимания, а колорадский жук даже насмехался над ней.
Маленькая букашечка очень горевала. Но однажды утром её погладил по спинке солнечный лучик. Малышка обрадовалась, что её кто-то любит, и подумала с благодарностью: «Я могу сделать доброе дело! Очищу-ка листики от тлей», — и листик за листиком, веточка за веточкой за день очистила целое дерево. И каждый листочек на дереве зашептал ей:
«Спасибо, ты спасла нас!» Серенькая букашечка была так рада и смущена, что покраснела. Это было так красиво!
С тех пор она всегда сияла и излучала такую радость, что все полюбили её и стали называть «божьей коровкой». И теперь, когда люди просят её полететь на небо и исполнить их желание, она с радостью это делает, ведь она — «Божья», и она точно знает, что каждый может стать счастливым, нужно просто делать добро другим!
Лошадь и жаба.
После дождя высыпали ребятишки за околицу. Весело им шлёпать по грязным лужам. Вылезла на дорогу и жаба; сидит тихо на краю лужи – хорошо ей.
Увидели жабу дети и говорят: «У, гадина какая! Устроим ей потеху». Наломали они острых прутьев и давай ими тыкать жабу. Всю её изранили. Прыгает жаба, хочет спрятаться, а мальчики не пускают да ещё хохочут.
Едет к этому месту лошадь с возом, старая, худая. Тяжело ей тащить воз по грязной дороге. Отошли дети в сторону и смотрят, что будет с жабой. А лошадь увидела жабу и остановилась. Мужик сердито на неё крикнул... Колёса глубоко увязли в грязи: трудно лошади свернуть в сторону. А всё-таки собрала она все силы и объехала жабу.
Увидел тут и мужик жабу. «Ишь ты, лошадь гадину пожалела! Тварь, а понимает!» – сказал он.
Воз проехал. Дети опять подошли к жабе. Постояли и отошли прочь; хотели игру затеять, да что-то у них не ладилось: им было чего-то стыдно.
Народная мудрость
Лучше самому терпеть, чем других обижать.
Наш Андрей никому не злодей.
Учись доброму, худое на ум не пойдёт.
Два товарища
Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь. Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать было ему нечего – он упал наземь и притворился мертвым.
Медведь подошел к нему и стал нюхать: он и дышать перестал.
Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мертвый, в отошел.
Когда медведь ушел, тот слез с дерева и смеется: «Ну что, – говорит, – медведь тебе на ухо говорил?»
«А он сказал мне, что – плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают».
Воробьи и человек.
- Почему ты нас кормишь не тогда, когда снег, мороз и нам холодно и голодно,а когда тепло, и цветут цветы, и разной еды на земле много?- спрсили воробышки человека, который щедро разбрасывал с балкона белый хлеб.
- Так ведь когда светит ласковое солнышко и цветут прекрасные цветы, у меня хорошее настроение, вот и хочется сделать что-то доброе,-ответил человек. Но в душе подумал: «Ой. А ведь они правы, еда им гораздо нужнее в зимние холода. Нужно делать добрые и полезное не только, когда у меня хорошее настроение, но когда слабые и голодные нуждаются в моей помощи.
Четыре желания.
Митя накатался на саночках с ледяной горы и на коньках по замёрзшей реке, прибежал домой румяный, весёлый и говорит отцу:
- Уж как весело зимой! Я бы хотел, чтобы всё зима была.
- Запиши твоё желание в мою карманную книжку, - сказал отец.
Митя записал.
Пришла весна. Митя вволю набегался за пёстрыми бабочками по зелёному лугу, нарвал цветов, прибежал к отцу и говорит:
- Что за прелесть эта весна! Я бы желал, чтобы всё весна была.
Отец опять вынул книжку и приказал Мите записать своё желание.
Настало лето. Митя с отцом отправились на сенокос. Весь длинный день веселился мальчик: ловил рыбу, набрал ягод, кувыркался в душистом сене, а вечером сказал отцу:
- Вот уж сегодня я повеселился вволю! Я бы желал, чтобы лету конца не было.
И это желание Мити было записано в ту же книжку.
Наступила осень. В саду собирали плоды - румяные яблоки и жёлтые груши. Митя был в восторге и говорил отцу:
- Осень лучше всех времён года!
Тогда отец вынул свою записную книжку и показал мальчику, что он то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете.
Счастливый жучок.
Был тёплый весенний вечер. Бабушка Дарья вышла из дома и уселась на крылечко. Этого только и ждали ребята. Будто воробьи, слетелись они с разных концов деревни.
- Бабушка, расскажи что-нибудь поинтереснее, - затараторили они.
Старушка поглядела на ребят ласковыми, поблёкшими, как осенние цветы, глазами, подумала и сказала:
- Хорошо, я расскажу вам сказку про счастливого жучка-червячка. А вы сидите и слушайте. Вот как это было.
Прилетела на землю Весна. Принесла с собой много-много разноцветных шелков, чтобы украсить ими леса и луга, чтобы одеть бабочек и жучков, чтобы всё кругом выглядело нарядно и празднично.
Попросила Весна Красное Солнышко:
- Согрей получше землю. Разбуди всех, кто спал крепким сном всю долгую зиму. Пусть выбираются из своих трещинок, щёлок.
Пригрело Солнышко землю. Вылезли разные насекомые, кто из щели, кто из земляной норки, кто из-под древесной коры, и все поползли, побежали, полетели на просторную лесную поляну. Там их ждала Весна со своими разноцветными шелками, золотыми, серебряными нитями и другим убранством.
Явились бабочки и жуки на полянку. Увидела их Весна и говорит:
- Вот я к вам прилетела с тёплого юга. Какие хотите вы получить от меня подарки, чтобы они доставили вам радость и счастье, чтобы вы могли весело летать и бегать по полям и лесам?
Тут все бабочки и жуки сразу заговорили:
- Видишь, Весна, как потёрлись, испачкались за осень и зиму наши крылышки, какие мы все некрасивые. Дай нам яркие, нарядные одежды, тогда мы разлетимся в разные стороны, будем кружить над цветами, радоваться твоему приходу, тогда мы будем по-настоящему веселы и счастливы.
- Хорошо, - ответила им Весна и начала наряжать каждого из пришельцев.
Бабочке белянке дала она ярко-белое платье. Лимоннице нежно-жёлтое, как золотистый осенний листок. Бабочку-траурницу убрала в чёрный бархат с белой каёмкой по концам крыльев. Мотыльков, что кружатся возле весенних луж, одела она в голубую лёгкую кисею. А вот весёлая бабочка-крапивница выбрала себе пёстренькое платье, красновато-рыжее, с тёмными и голубыми крапинками.
Решили принарядиться и важные, степенные жуки. Майский жук оделся в костюм шоколадного цвета, жук-носорог - в коричневый да ещё присадил себе в виде украшения на голову длинный рог. Навозный жук выбрал тёмно-синий костюм. Дольше всех никак не мог подыскать подходящую одежду жучок бронзовка. Наконец надел на себя золотисто-зелёный кафтан, такой нарядный, что, как только выбрался в нём на солнце, так и заблестел в его лучах.
Много ещё красивых одежд раздала Весна разным бабочкам, жукам, проворным стрекозам и весёлым скакунам-кузнечикам. Кузнечики захотели одеться во фраки под цвет травы. А сердитые шмели и осы нарядились в жёлтые курточки с чёрными поясками.
- Ну, кажется, всем я угодила, - сказала Весна, - теперь все довольны, могут летать кто куда хочет и радоваться солнечному теплу.
В это время набежал ветерок, зашелестел в ветках деревьев, приподнял с земли прошлогодний завядший лист.
Заглянула Весна под листок и увидела там маленького невзрачного жучка. Он и на жучка-то был не похож, скорее походил на какого то бурого червячка.
- Кто ты такой? - спросила его Весна. - Как тебя звать?
- Меня зовут Ивановым червячком, - ответил ей незнакомец.
- Почему же ты сидишь под листом, не вылезаешь оттуда? Разве ты не хочешь получить от меня красивый наряд? Разве не хочешь быть довольным и счастливым?
Жучок-червячок взглянул на Весну, подумал и ответил:
- А мне и так хорошо, я и так счастлив, счастлив тем, что наступило тепло и всё кругом ожило, радуется твоему приходу. Мне не надо яркого платья - я ведь ночной жучок, я выползаю из-под листвы, когда уже стемнеет и в небе зажгутся первые звёзды. Зачем мне красивый наряд? Я счастлив тем, что живу в родном лесу. Спасибо тебе, Весна, что ты так красиво его одела. Больше мне от тебя ничего не нужно.
Удивилась Весна, что этот скромный жучок ничего для себя от неё не просит. А потом подумала и поняла: да ведь он-то и есть самый счастливый. Он радуется не за себя одного, а за всех, радуется и живёт одним общим счастьем.
И тут же решила Весна: "Подарю я ему крохотный голубой фонарик. Пусть он зажигает его каждый вечер и светит всю ночь. Пусть этот фонарик горит, как яркая звёздочка в тёмной ночной траве, и напоминает обитателям леса о том, что счастье никогда не меркнет, даже в самую тёмную ночь"...
Вот и сказке конец, - улыбнулась бабушка Дарья. Она замолчала, глядя вдаль за околицу. Там, за рекой над синим простором лугов, уже загорались первые звёзды.
Ребята тоже притихли. О чём они думали? Может быть, о счастливом Ивановом червячке, который, наверное, уже выбрался из-под увядшей листвы и зажигает в ночном лесу свой неяркий голубой огонёк. А может, о том, как хорошо уметь в жизни радоваться задругих, радоваться и знать, что твоя звёздочка освещает не только твоё, но и чужое счастье.
Братишка.
В. Вересаев
У угла моей дачи стояла кадушка, полная воды. Рядом куст бузины. На бузине сидели бок о бок два молодых воробья, совсем ещё молодых, с пушком, сквозящим из-за перьев, с ярко-жёлтыми пазухами по краям клювов. Один бойко и уверенно перепорхнул на край кадушки и стал пить. Пил - и всё поглядывал на другого, и перекликался с ним на звенящем своём языке.
Другой - чуть поменьше - с серьёзным видом сидел на ветке и опасливо косился на кадушку. А пить-то, видимо, хотелось - клюв был разинут от жары.
И вдруг я ясно увидел: тот, первый, - он уже давно напился и просто примером своим ободряет другого, показывает, что ничего тут нет страшного. Он непрерывно прыгал по краю кадушки, опускал клюв, захватывал воду и тотчас ронял её из клюва, и поглядывал на брата - звал его. Братишка на ветке решился, слетел к кадушке. Но только коснулся лапками сырого, позеленевшего края, - и сейчас же испуганно
Хромой.
По улице шел хромой. Он неуклюже ковылял и прихрамывал, опираясь на палку. Несколько ребятишек шли сзади него. Они передразнивали его, смеялись над ним и кричали ему вслед шутливые замечания. Хромой не отвечал и молча шел вперед; видно было, что ему больно от насмешек детей. Какой-то старичок остановил веселую компанию.
-"Постойте-ка, молодцы, - сказал он им, - не хотите ли, я расскажу вам историю этого хромого. Я ее хорошо знаю: мы - соседи. Раньше был этот хромой красивым и статным парнем, но случился на нашей улице пожар. Спасаясь, в одном доме забыли ребенка. Мать кричала и плакала, умоляла, чтобы спасли ее сына. Мальчик остался в комнате второго этажа, а дом уже был в огне. И вот этот парень схватил лестницу и полез в огонь. Через несколько минут он спустил по веревке корзину с малышом, а потом стал спускаться сам, но обгорелая лестница рухнула. Парень упал с высоты и сломал себе ногу. С тех пор он на всю жизнь остался хромым. Вот и вся история… Ну, теперь догоните его и посмейтесь над ним".
Старик посмотрел на притихших сорванцов, некоторые из них плакали.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение – детский сад №233 Ленинского района города Екатеринбурга
Живые уроки добра.
(Короткие поучительные истории о нравственном и безнравственном)
Исполнитель: воспитатель высшей категории Сисина Е.Б.
Екатеринбург, 2020г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
стихотворение по ПДД "Поучительная история."
стихотворение может быть использовано на занятиях с дошкольниками по ПДД...
Статья "Колыбельная песня - урок добра, нравственности и познания"
Колыбельная песня, как частица фольклора несёт в себе народную мудрость и красоту. В настоящее время колыбельные песни почти забыты. Многие современные дети растут без них. Как вернуть колыбельные пес...
Нравственно - эмоциональное воспитание на тему: «Уроки добра» в средней группе.
Добрый лес, старый лесПолон сказочных чудес!В театр я собралась сейчас и зову с собою вас....
Занятие по нравственно-эмоциональному воспитанию: "Уроки добра"
Занятие проводилось в целях формирования у детей навыков культуры поведения и культуры речи...
«Уроки добра маленьких волонтёров» Организация духовно-нравственного воспитания в образовательной организации
Создание в детском саду волонтерское движение, объединив воедино заинтересованных педагогов и родителей, а так же детей подготовительной к школе группы и их участие в добровольных, социально-важных...
Картотека нравственно - этических бесед по экологии для детей старшего дошкольного возраста «Уроки добра»
Обогатить детей знаниями об окружающем мире, способствовать нравственному развитию ребенка путем формирования у него представления о добре, милосердии, культуре общения, создавать...