Применение здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовательном учреждении
статья

В наше время в дошкольных учреждениях приоритетной работой является забота о воспитании здорового ребёнка. Здоровье детей на сегодняшний день считаю самой актуальной проблемой, для достижения гармонии с природой и самим собой необходимо учиться и уметь заботиться о своем здоровье с детства. Режим дня, правильное питание, гигиенические навыки, физкультурно-оздоровительные мероприятия – важные составляющие в воспитании здорового образа жизни детей.   Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья, формируются осанка, основные движения, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются необходимые навыки и привычки, без которых невозможен здоровый образ жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРИМЕНЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧЕРЕЖДЕНИИ

В наше время в дошкольных учреждениях приоритетной работой является забота о воспитании здорового ребёнка. Здоровье детей на сегодняшний день считаю самой актуальной проблемой, для достижения гармонии с природой и самим собой необходимо учиться и уметь заботиться о своем здоровье с детства. Режим дня, правильное питание, гигиенические навыки, физкультурно-оздоровительные мероприятия – важные составляющие в воспитании здорового образа жизни детей.   Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья, формируются осанка, основные движения, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются необходимые навыки и привычки, без которых невозможен здоровый образ жизни.

Большую роль в формировании здорового образа жизни отводится дошкольным образовательным учреждениям, педагогам, воспитателям. Это подтверждается высказыванием Василия Александровича Сухомлинского «Забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

В работе с детьми среднего дошкольного возраста применяю воспитательно-здоровьесберегающие технологии, которые, по моему мнению, необходимы для формирования понятий, убеждений в необходимости сохранения своего здоровья и укрепления его с помощью приобщения к здоровому образу жизни. Цель моей работы: укрепление психического и физического здоровья детей путем создания благоприятных условий пребывания, воспитания и образования в ДОУ.

Для решения задач физического, интеллектуально, эмоционального и личностного развития каждого ребенка, в своей работе с детьми среднего дошкольного возраста активно применяю физкультурно-оздоровительные технологии. Утро начинаю с психологического тренинга «Доброе утро, дети». Дети становятся в круг. К первому от себя ребенку протягиваю ладони, ребенок протягивает свои ладони мне, я говорю: «Доброе утро, Дима! Ребёнок отвечает: «Доброе утро, Людмила Владимировна». Поворачивается, и рядом стоящему ребенку, встретившись ладонями, говорит: «Доброе утро, Катя» - «Доброе утро, Дима» и так далее. У детей заметно улучшается настроение, и они окончательно проснулись.

Для положительного настроя детей перед занятием, провожу динамические паузы-тренинги. Например, «Человек к человеку». Стоящих в кругу детей делю на пары и начинаем играть: ладошка к ладошке, локоть к локтю, плечо к плечу, спина к спине, щека к щеке, лоб ко лбу, нос к носу, колено к колену, носок к носку, пальчик к пальчику, ладошка к ладошке. Или игра «Как встречаются олени», дети стоят парами лицом друг к другу и выполняют движения по тексту.

Как встречаются олени?

Ножками, ножками (выставляют правые ножки вперед на носочек)

Как встречаются олени? Рожками, рожками

Как встречаются олени? Ушками, ушками

Как встречаются олени? Хвостиком, хвостиком.

Утренняя гимнастика – один из важнейших компонентов укрепления детского организма, направленного на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей, а также организации двигательного режима ребёнка. При выполнении утренней гимнастики происходит постепенное вовлечение организма ребенка в деятельное состояние. Воспитывается и укрепляется навык, начинать деть с утренней гимнастики, способствует проявлению определённых волевых усилий, а также содействует обмену веществ, усиливает кровообращение, вызывает потребность в кислороде, помогает развитию правильной осанки. В среднем дошкольном возрасте важно, чтобы комплекс упражнений был объединён темой или действующим персонажем. Для мотивации ребят использую стихотворные формы.

Гимнастика после сна, носит игровой характер, состоит из упражнений подражающим движениям птиц, животных, людей. Далее пробежки по массажным дорожкам, разнофактурной поверхности: ребристые, шипованные, гладкие, жестко-ворсистые, наклонные, которые сочетаются с дыхательными упражнениями и водными процедурами.

Физкультурные упражнения направлены на профилактику плоскостопия, укреплению мышечного корсета, на исправление осанки, координацию и используются как для общих занятий физкультурой, так и в спортивных играх, комплексах лечебной гимнастики, динамических паузах.

Зная о том, что двигательная активность детей дошкольного возраста велика, динамические паузы, физкультминутки провожу в течение всего дня, так как игровой и двигательный компонент повышает двигательную активность и способствует физическому и речевому развитию.

Одним из важных компонентов здоровьесберегающих и воспитательных технологий является подвижная игра, которая несет в себе несколько функций, основные, воспитательные и оздоровительные, воздействие которых, несут положительные эмоции   для ребёнка. С целью повышения двигательной активности и обогащения игрового опыта обучаю детей подвижным играм. Игры подбираю с учетом возрастных и образовательных потребностей.

Для физического и нервно – психического развития применяю гимнастику для развития мелкой пальцевой моторики рук, также она стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроту реакции. Полезна всем детям, но особенно с речевыми проблемами

Игры с колючим мячиком, катать мяч между ладоней.

Мячик - ёжик мы возьмём, все бока ему намнем,

Покатаем, покатаем и иголки посчитаем.

Так же можно покатать мяч по голове, животу, ногам. Например,

У меня колючий мячик, по ладошкам быстро скачет

В правой ручке полежал, руки мне пощекотал

Побежал по голове, снова прыгнул в руки мне

Крепко я его сжимаю и по ножкам покатаю

Сверху вниз, сверху вниз, мячик мой катись, катись

А теперь наоборот снизу-вверх и на живот

По животику кручу быть здоровым я хочу

Головку поднимаю и по шейке покатаю

Дошкольный период – это благоприятный период для развития мозговых структур, интеллекта, межполушарных связей и психических процессов. Отсюда следует, что в дошкольном периоде полезны игры и упражнения для межполушарного взаимодействия, в ходе которых работают оба полушария. Помогут нам в этом кинезиологические упражнения. Для маленьких детей упражнения по кинезиологии очень просты, малыши без особых усилий выполняют их, например, «Фонарики». Дети сжимают и разжимают кулачки одновременно, а затем поочередно.

Мы фонарики зажжем, а потом гулять пойдем

Пусть фонарики сияют, путь дорожку освещают

Упражнение «Солнышко- тучка», где солнышко – это ладошка (лежит), кулак (стоит) это тучка.  Сначала руки выполняют упражнение вместе, затем по-разному. Эти упражнения синхронизируют работу головного мозга, улучшают мыслительную деятельность, повышают устойчивость внимания. Прежде чем разучивать кинезиологические упражнения нужно закрепить знание детей правой и левой руки.

Су-джок, катать мячик, к каждому пальчику приговаривая к большому пошёл, к указательному пошёл и т.д., эти упражнения можно выполнять с помощью пальчиковой гимнастики «Семья». Далее можно одевать колечки на пальчики со словами:

По опушке шла лисичка, раз в корзинке земляничка

Два как небо голубика, три румяная брусника.

Мячик су-джок можно заменить сосновой шишкой. Упражнения можно выполнять и с колючим роликом, со словами:

Раскатаем тесто, есть в печи место.

Напечем ватрушки Алёшки и Кирюшки.

Колючий ролик можно заменить карандашом, так же полезно покатать карандаш между ладоней. Эти простые и в тоже время уникальные упражнения помогают улучшить состояние физического и психоэмоционального здоровья детей. В процессе занятий формируются культурные навыки. При систематической работе в данном направлении можно способствовать развитию интеллекта за счёт улучшения связи между полушариями мозга. Ежедневно стараюсь заинтересовать детей выработать у них желание к ежедневным занятиям. Равномерно распределяю учебные и внеучебные нагрузки.

Таким образом, проводимая работа с применением здоровьесберегающих технологий позволяет повысить результативность воспитательно-образовательного процесса, направленного на сохранение и укрепление здоровья воспитанников и формирует у детей стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

Список литературы

  1. Гаврючина. Л.В Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие. -М.: ТЦ Сфера, 2008. -160 с. (Здоровый малыш)
  2. Т.Г. Карепова, Формирование здорового образа жизни у дошкольников., Издательство «Учитель» 2009год.
  3. М. Н. Кузнецова «Оздоровление детей в детском саду»
  4. Л. В. Кочеткова «Оздоровление детей в условиях детского сада»
  5. Крылова Н.И. Здоровьесберегающее пространство в ДОУ. – Волгоград: Учитель, 2008.
  6. “Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в дошкольных образовательных учреждениях” /А.М. Сивцова //Методист. – 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар – практикум Тема: Здоровьесберегающие технологии в дошкольных образовательных учреждениях и начальной школе, их роль в сохранении и укреплении здоровья ребенка.

Состояние здоровья детей  вызывает серьезную озабоченность в государстве и обществе, что подтверждено  Приказом МИНОБРНАУКИ «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждени...

Педсовет "«Использование здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовательном учреждении»

Здоровье детей – это будущее страны. А здоровье можно предопределить только движением. «Движение – это жизнь, - как говорил великий философ Аристотель, - Ничто так не истощает и не ослабляет человека,...

Здоровьесберегающие технологии в дошкольных образовательных учреждениях на основе эстетического воспитания детей дошкольного возраста

Презентация на тему: «Коррекция психоэмоциональной сферы детей дошкольного возраста посредством музыкотерапии»...

Использование здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовательном учреждении.

Охрана и укрепление здоровья детей, формирование привычек к здоровому образу жизни являются первостепенной задачей детского сада. ...

"Реализация здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовательном учреждении"

Цель работы – рассмотреть особенности реализации здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовательномучреждннии (ДОУ).Задачи работы: - раскрыть сущность здоровья и здоровьесбережения в пед...

РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ПОСРЕДСТВОМ ПРИМЕНЕНИЯ КВЕСТ-ТЕХНОЛОГИИ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

В настоящее время проблема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья стала актуальной в связи со значительным увеличением численности данной группы в обществе....