1. Гендерное воспитание детей дошкольного возраста в условиях детского сада. (средняя группа)
консультация (средняя группа)
Гендерное воспитание – это формирование у детей представлений о настоящих мужчинах и женщинах, а это необходимо для нормальной и эффективной социализации личности. Под влиянием воспитателей и родителей дошкольник должен усвоить половую роль, или гендерную модель поведения, которой придерживается человек, чтобы его определяли как женщину или мужчину.
Что же такое гендерное воспитание? В современной науке используются два термина : Пол – разделять, делить – первоначально относится ни ик чему иному, как разделению человеческой расы на две гр либо мужского пола.
Ге́ндер - «род» — социальный пол, определяющий поведение человека в обществе и то, как это поведение воспринимается. Под «гендером» понимается социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и включающий в себя психологические, социальные и культурные отличия между мужчинами (мальчиками) и женщинами (девочками), а существующие свойства и отношения называются гендерными. Поэтому гендерный подход в воспитании мальчиков и девочек сейчас очень актуален.
В возрасте с 4 до 7 лет формируется гендерная устойчивость: детям становится понятно, что гендер не изменяется: мальчики становятся мужчинами, а девочки – женщинами и эта принадлежность к полу не изменится в зависимости от ситуации или личных желаний ребенка.
Девочки дошкольного возраста «социальнее» и более внушаемы, чем мальчики. Девочки лучше справляют с простыми, рутинными задачами, тогда как мальчики — с более сложными познавательными процессами. На девочек больше влияет наследственность, а на мальчиков – среда. У девочек больше развито слуховое, а у мальчиков – зрительное восприятие .
Единодушны ученые лишь в одном — формирование гендерной устойчивости обусловлено социокультурными нормами и зависит в первую очередь от отношения родителей к ребёнку, характера родительских установок и привязанности как матери к ребёнку, так и ребёнка к матери, а также от воспитания его в дошкольном образовательном учреждении.
Стратегия обучения, формы и методы работы с детьми, применяемые в детском саду, чаще всего рассчитаны на девочек. При этом воспитывают и девочек и мальчиков чаще всего женщины: дома – мама или бабушка, а в детском саду – женщины-воспитатели. В результате для многих мальчиков гендерная устойчивость формируется без участия мужчин.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shmv_fevral.docx | 26.24 КБ |
Предварительный просмотр:
- Гендерное воспитание детей дошкольного возраста в условиях детского сада. (средняя группа)
Подготовила воспитатель средней группы общеразвивающей направленности «Березка» Груненко Наталия Евгениевна
2. Гендерное воспитание – это формирование у детей представлений о настоящих мужчинах и женщинах, а это необходимо для нормальной и эффективной социализации личности. Под влиянием воспитателей и родителей дошкольник должен усвоить половую роль, или гендерную модель поведения, которой придерживается человек, чтобы его определяли как женщину или мужчину.
Что же такое гендерное воспитание? В современной науке используются два термина : Пол – разделять, делить – первоначально относится ни ик чему иному, как разделению человеческой расы на две гр либо мужского пола.
Ге́ндер - «род» — социальный пол, определяющий поведение человека в обществе и то, как это поведение воспринимается. Под «гендером» понимается социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и включающий в себя психологические, социальные и культурные отличия между мужчинами (мальчиками) и женщинами (девочками), а существующие свойства и отношения называются гендерными. Поэтому гендерный подход в воспитании мальчиков и девочек сейчас очень актуален.
В возрасте с 4 до 7 лет формируется гендерная устойчивость: детям становится понятно, что гендер не изменяется: мальчики становятся мужчинами, а девочки – женщинами и эта принадлежность к полу не изменится в зависимости от ситуации или личных желаний ребенка.
Девочки дошкольного возраста «социальнее» и более внушаемы, чем мальчики. Девочки лучше справляют с простыми, рутинными задачами, тогда как мальчики — с более сложными познавательными процессами. На девочек больше влияет наследственность, а на мальчиков – среда. У девочек больше развито слуховое, а у мальчиков – зрительное восприятие .
Единодушны ученые лишь в одном — формирование гендерной устойчивости обусловлено социокультурными нормами и зависит в первую очередь от отношения родителей к ребёнку, характера родительских установок и привязанности как матери к ребёнку, так и ребёнка к матери, а также от воспитания его в дошкольном образовательном учреждении.
Стратегия обучения, формы и методы работы с детьми, применяемые в детском саду, чаще всего рассчитаны на девочек. При этом воспитывают и девочек и мальчиков чаще всего женщины: дома – мама или бабушка, а в детском саду – женщины-воспитатели. В результате для многих мальчиков гендерная устойчивость формируется без участия мужчин.
При обучении детей воспитателю важно учитывать, что девочки нуждаются в стимулах, в большей степени построенных на основе слухового восприятия. Мальчики плохо воспринимают объяснение воспитателя на слух и для них предпочтительнее использовать визуальные средства, построенные на зрительном восприятии.
3.Образовательные задачи гендерного воспитания и разнополого воспитания в детском саду:
-воспитывать у дошкольников необратимый интерес и положительное отношение к своему гендеру. Закладывать основы осознавания своих особенностей, и то, как они воспринимаются окружающими, советовать строить личное поведение с учетом возможных реакций других людей;
- воспитывать у дошкольников интерес и хорошее отношение к окружающим людям;
- развивать у дошкольника представление о себе и других людях как лиц физических и социальных со своими достоинствами и недостатками, типичными и индивидуальными особенностями;
- развивать чуткость и эмпатию, умение чувствовать и распознавать состояние и настроение окружающих людей, вести себя в соответствии с ними, уметь управлять своими эмоциями и поведением;
- обогащать знания о своей семье, роде, семейных реликвиях, традициях, знакомить с основными функциями семьи как психологической группы и социального института;
- закладывать основы будущих социальных и гендерных ролей, объяснять особенности их исполнения, воспитывать положительное отношение к разным социальным гендерным ролям, к необходимости их существования;
- углублять знания детей о содержании понятий «мальчик», «девочка», о делении всех людей на мужчин и женщин.
4.Форма организации гендерного воспитания - деятельность игровая, интеллектуально-познавательная, рефлексивная, экспериментальная, проблемно-поисковая и др. Целостный процесс полоролевого воспитания представляет собой систему, которая выстроена согласно определенной логике.
Работу по гендерному воспитанию я начала с создания в группе предметно-развивающей среды. Предметно-развивающая среда не только обеспечивает разные виды активности дошкольников (физической, игровой, умственной и т.п), но и является основой для самостоятельной деятельности с учётом гендерных особенностей. Роль взрослого в данном случае состоит в том, чтобы открыть перед мальчиками и девочками весь спектр возможностей среды и направить их усилия на использование отдельных элементов её с учётом гендерных и индивидуальных особенностей и потребностей каждого ребёнка.
Я старалась обогатить детей знаниями, провожу беседы с использованием иллюстраций, художественной литературы, продумываю проблемные ситуации с этическим содержанием. Очень интересно проходят дидактические игры «Кто чем любит заниматься?, «Что кому?», «Я расту», «Что общего, чем отличаемся?» , «Я такой , потому , что…», «Кем быть?» , «Одень мальчика, одень девочку», пазлы , различная мозаика.
5,6 В дошкольном возрасте основной вид деятельности – игра. В сюжетно-ролевой игре происходит усвоение детьми гендерного поведения, ребёнок принимает на себя роль и действует в соответствии с принятой ролью. В игре можно увидеть, как заметно различаются мальчики и девочки. Девочки предпочитают игры на семейно-бытовые темы, а мальчики шумные, наполненные движениями. В средней группе были созданы условия для игр «Военные», «Моряки», «Шоферы», «Строители» и т.д. Для девочек оборудован «Салон красоты», «Кукольный уголок» со всеми необходимыми аксессуарами.
7. При совместном воспитании мальчиков и девочек очень важной педагогической задачей считаем преодоление разобщённости между ними и организация совместных игр, в процессе которых дети могли бы действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями. Мальчики принимают на себя мужские роли, а девочки - женские. Мальчики совместно с девочками с удовольствием играют в сюжетно-ролевые игры «Семья», «Дочки-матери», «Школа», «Больница», «Магазин», «Ожидаем гостей».
Предметно развивающая среда является одним из важных условий в гендерном воспитании. Конструктивная деятельность одно из любимых занятий, как мальчиков, так и девочек. А особенно любят заниматься с конструкторами мальчишки. В группе много разнообразных конструкторов, а в старшей группе были приобретены конструкторы с мелкими деталями. Для девочек приобретено много различных мозаик.
8. В оформлении средней группы я использую простейшие маркеры гендерных различий. Дифференцируем на кроватках метки для девочек и мальчиков; ( для девочек – цветы, для мальчиков – паровозики, машинки и т.п); дети сами раскрашивали метки. В игровой зоне используются метки для мальчиков и девочек.
Подбираем полотенца для вытирания рук двух разных цветов На туалетных кабинках метки для мальчиков и девочек тоже размещены гендерные метки (нарисованы мальчик и девочка).
Так же я провожу «Секретные совещания» с мальчиками и отдельно с девочками, где обсуждаем такие темы: («Нравится ли тебе быть девочкой (мальчиком?»; «Как я помогаю маме (папе?»; «Прежде чем что – то делать, подумай: кто ты – мальчик или девочка?»; «Как поступать по отношению к девочкам, мальчикам?».
В процессе работы мною были изготовлены дидактические игры, универсальные методические пособия «Волшебный цветок», «Цветок Дружбы»; «Кому, что нужно для игры?», символическая игра «Кто живёт в твоём сердце?»; «Расскажи о себе».
- Ведётся подбор музыкальных номеров (совместно с музыкальным руководителем) для праздников, досугов с учетом гендерной дифференциации. - Осуществляется дифференцированный подход в процессе физического воспитания (совместно с инструктором по физической культуре): девочки и мальчики не изолированы друг от друга, а в процессе специально организованной деятельности развиваются физические качества, которые принято считать сугубо женскими или мужскими.
В процессе выполнения задач по представлению о различиях между мальчиками и девочками как внешних, так и в чертах характера и поведения, воспитываю культуру общения с партнерами противоположного пола, в различных ситуациях и игровой деятельности детей.
Хочется отметить, что у детей выработались навыки доброжелательного отношения друг к другу. Умение быть опрятными, видеть и устранять недостатки своего внешнего вида, одежды и др. Навыки оказания друг другу помощи в игре, совместной деятельности. Дети умеют видеть и ценить хорошие поступки и положительные черты характера, понимать и уважать мнение партнеров противоположного пола.
Я считаю, что гендерное воспитание – важная часть воспитания дошкольника. В результате его осуществления ребенок-дошкольник должен овладеть культурой взаимоотношения полов, в основе которых доброта, взаимоуважение и деликатность, правильно понимать роль мужчины и женщины в обществе.
9.Спасибо за внимание.
Многие игры для девочек могут нравиться мальчикам и наоборот. Например, игры «Волшебный цветок». Детям предлагала собрать «цветок Дружбы»: взять листок и назвать хорошее качество девочки или мальчика. Собрав цветок, дети апплодируют друг другу. В игре «Как я дома помогаю» - отрывая лепесток от цветка, дети называют обязанности, которые выполняют в семье (полив цветов, «воспитание» младших сестер, братьев). А также игру «Давайте говорить друг другу комплименты», «Вежливые слова», «Благодарные поступки», «Пожелание» и др.
Одним из эффективных средств социализации как для мальчиков, так и для девочек является изобразительное искусство. В своих рисунках дети отражают свои представления о внешнем виде мальчиков и девочек, дружбе между ними, семейных отношениях. Например: «Моя семья», «Мои любимые игрушки», «Бальное платье», «Рыцари и принцессы». Была проведена психолого-педагогическая диагностика «Рисунок человека», где в рисунках у девочек выражалась фемминность, а у мальчиков маскулинность.
Была подобрана соответствующая художественная литература.
Для мальчиков и девочек – будущих мужчин и женщин предложены сказки «Гуси – лебеди», «Василиса Прекрасная», «Каша из топора» «Маленькие умельцы и умницы», «Крошечка Хаврошечка», «Рукодельница и Ленивица», «Царевна Лягушка». Для воспитания у детей качеств защиты и сострадания рассказываются сказки - «Русалочка», «Добрыня и змей». Сказки «Морозко», «Дюймовочка», «Спящая красавица» обучают мальчиков и девочек мужскому и женскому этикету. Мальчикам и девочкам, будущим мамам и папам: сказки «Кукушка», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Мальчик с пальчик», которые обучают детей мужским и женским обязанностям в семье. Обладанию опытом мужского и женского поведения в хозяйственной и бытовой деятельности способствовали трудовые поручения, которые так же распределялись в зависимости от пола ребенка: мальчики выполняют работу, связанную с применением физической силы, а девочки - с аккуратностью и опрятностью.
Воспитатель ежедневно участвует в играх детей. При этом он руководит как играми, в которых участвуют по желанию все дети, так дифференцированно играет с девочками и мальчиками.
Работа с родителями включает в себя не только участие в совместных с детьми мероприятиях и консультировании (стендовое и очное), но и закрепление полученных знаний на практике. Например: провели консультацию «Игра - средство формирования устойчивого гендерного образа», а затем провели практикум «Играем с сыном», «Играем с дочкой». В результате, родителями не на славах, а на практике в совместной деятельности со своим ребенком освоили способы игровой деятельности. Предложили родителям создать совместно с ребенком альбом на тему: «Игры в которые я (мы) люблю (-им) играть. Так же проводился семинар «Мальчики и девочки. Учить по-разному, любить по-разному», игра «Калейдоскоп», разработаны рекомендации для родителей «Особенности воспитания мальчиков и девочек»
Наше дошкольное учреждение в своём развитии идёт в ногу со временем и в процессе инновационной работы реализует одну из основных задач дошкольного образования – социализация воспитанников, в процессе которой создаются условия эффективного развития личности ребенка. Неотъемлемой частью деятельности ДОУ в режиме инноваций является психолого–педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса.
Я считаю, что гендерное воспитание – важная часть воспитания дошкольника. В результате его осуществления ребенок-дошкольник должен овладеть культурой взаимоотношения полов, в основе которых доброта, взаимоуважение и деликатность, правильно понимать роль мужчины и женщины в обществе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер- класс по теме «Формирование гендерной принадлежности детей дошкольного возраста в условиях детского сада».
Мастер- класс по теме «Формирование гендерной принадлежности детей дошкольного возраста в условиях детского сада». Цель: способствовать благоприятному протеканию процесса поло ролево...
Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях детского сада
laquo;Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях детского сада»Эстетическое воспитание является чрезвычайно важным положением в общем воспитании ребенка. Последнее время повы...
«Технология воспитания с учетом гендерных особенностей детей дошкольного возраста в условиях детского сада и семьи».
Выступление на региональном семинаре....
Семинар-практикум для педагогов Тема: "Реализация гендерного подхода в воспитании детей дошкольного возраста, в условиях, детского сада».
Цель: развитие интереса у педагогов к планированию образовательного процесса с использованием дифференцированного подхода в воспитании детей с учетом пола.Задачи:Обратить особое внимание п...
Проект "Гендерное воспитание детей дошкольного возраста в условиях детского сада"
Создание условий для естестенного равития ребенка дошкольного возраста в детском саду и в семье с учетом гендерной идентичности....
Консультация «Сюжетно – ролевая игра как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста в условиях детского сада»
Важное место в патриотическом воспитании дошкольников занимают игровые формы (имитации, соревнования, ролевые и деловые игры, игровые ситуации), поскольку игра – явля...
Опыт работы по теме: "Гендерное воспитание детей дошкольного возраста в условиях детского сада"
Зоя АтрощенкоОпыт работы по теме: «Гендерное воспитание детей дошкольного возраста в условиях детского сада»Пояснительная записка Наблюдая за детьми иногда можно увидеть, что девочки ...