Методическая разработка Мастерская профориентации
методическая разработка (младшая группа)
Методическая разработка преследует цель: формировать знания и представления о труде, доступном пониманию дошкольников 2-3 лет, воспитание положительного отношения к труду взрослых.
В ходе ее реализации решаются следующие задачи:
- знакомство детей с профессиями ближайшего окружения;
- создание и поддерживание интереса малышей к деятельности взрослых;
- обеспечить восприятие ребёнком простейших трудовых действий, их называния и соотношения к профессии;
- помочь увидеть значимость труда взрослых в конкретных трудовых процессах;
- воспитание положительного отношения к результатам труда взрослых;
- побуждать к отражению полученных впечатлений в игре;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
методическая разработка Мастерская профориентации | 150 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Кадуйского муниципального района МБДОУ «Детский сад № 12 «Родничок»
Методическая разработка
Мастерская профориентации
Проект сюжетно- ролевой игры :
«Путешествие по городу профессий».
1 младшая группа
Воспитатели 1младшей группы:
Новожилова Надежда Герасимовна
Утешева Марина Мусаевна
П. Хохлово
2019 г
Проблема: недостаточное представление детей о мире профессий взрослых, малая активность детей в сюжетно-ролевых играх, отражающих труд взрослых, однообразие сюжета, не развит интерес к труду. При проведении бесед возникают затруднения в ответах на вопросы: кем работает мама, папа. Дети не всегда узнают и называют.
Актуальность: ознакомление детей младшего дошкольного возраста с трудом взрослых является сложным видом их социально-личностного развития, требующего специально организованной деятельности и создание условий для самостоятельных игр. Пути и формы приближения к ним труда взрослых, его пример, систематическая работа по ознакомлению воспитанников с трудом оказывает огромное влияние на развитие их социального опыта, воспитание положительного отношения и уважения к труду и профессиям.
Методическая разработка преследует цель: формировать знания и представления о труде, доступном пониманию дошкольников 2-3 лет, воспитание положительного отношения к труду взрослых.
В ходе ее реализации решаются следующие задачи:
- знакомство детей с профессиями ближайшего окружения;
- создание и поддерживание интереса малышей к деятельности взрослых;
- обеспечить восприятие ребёнком простейших трудовых действий, их называния и соотношения к профессии;
- помочь увидеть значимость труда взрослых в конкретных трудовых процессах;
- воспитание положительного отношения к результатам труда взрослых;
- побуждать к отражению полученных впечатлений в игре;
Взаимодействие с семьей:
- рассказ родителей о своей работе детям;
- подборка иллюстраций для информации родителей, консультации;
- создание книжек – малышек «В мире профессий»;
- оформление стенгазет «Профессии»;
- оформление альбома «Стихи о профессиях».
Участники проекта: воспитатели первой младшей группы, воспитанники группы, родители.
Ожидаемый результат: создание положительного отношения дошкольников к труду взрослых, повышение их интереса к трудовым действиям, к профессиям взрослых, обогащение социального опыта детей, отражение полученных знаний и впечатлений в сюжетно-ролевых играх.
День недели | Форма работы | Цели |
понедельник | Автопарк | Познакомить детей с основными видами транспорта; различать основные части транспорта; уметь дифференцировать транспорт по назначению. |
вторник | Больница | Создание социальной ситуации для формирования у детей умения играть в сюжетно-ролевую игру «Больница», выбирать роль (врача, медсестры, пациента). |
среда | Магазин | Познакомить детей с обобщающим понятием магазин. |
четверг | Салон красоты | Расширять у детей представления о труде работников парикмахерской; формирование умения применять в игре полученные ранее знания об окружающей жизни. |
пятница | Все профессии нужны, все профессии важны | Расширять и обогащать представление детей о профессиях, специальных орудиях труда и трудовых действиях. |
Мы в профессии играем,
По душе их выбираем.
И мечтаем поскорее,
Мамы с папой стать взрослее,
Чтобы не просто так мечтать,
Кем сегодня ты хочешь стать.
Вхождение в тему недели
- Ребята, утром я нашла на столе для нас с вами вот это письмо от Почемучки. Он нам предлагает попутешествовать по городу профессий.
- Только он не знает, что это такое « профессия». Кто знает? (ответы детей)
Ребята, давайте мы с вами отправимся в путешествие в волшебный городок. Все дети, попадая туда, сразу становятся взрослыми и могут выбрать для себя профессию. Хотите туда поехать? На чем поедем?
Вот и наш волшебный городок. Вы посмотрите друг на друга. Все стали взрослыми. Вот бы поработать? А где можно поработать, давайте посмотрим.
ПОНЕДИЛЬНИК.
Тема дня : Остановка «Автопарк».
Умело он ведёт машину –
Ведь за рулём не первый год!
Слегка шуршат тугие шины,
Он нас по городу везёт.
Игра: « Я - шофер».
Рассказ о профессии шофера.
Стихотворение: «Я - шофёр».
Подвижная игра : «Машина, машина едет, гудит».
Игровые ситуации: «Покатаем кукол»; «Перевозим грузы»;
Шофёры
Шуршат по дорогам
Весёлые шины,
Спешат по дорогам
Машины, машины…
А в кузове - важные,
Срочные грузы:
Цемент и железо,
Изюм и арбузы.
Работа шофёров
Трудна и сложна,
Но как она людям
Повсюду нужна!..
Игра: « Гонки»; «Автосервис».
С /ролевая игра: «Путешествуем на машине».
Едем, едем на машине,
Нажимаем на педаль,
Газ включаем, выключаем,
Пристально мы смотрим вдаль.
«Дворники» очистят стекла,
Влево, вправо. Чистота!
Волосы взъерошит ветер,
Мы – шоферы хоть куда!»
ВТОРНИК.
Остановка: «Больница».
Если заболело ухо,
Если в горле стало сухо,
Не волнуйся и не плачь,
Ведь тебе поможет врач.
Рассматривание картины «На приеме у врача».
Беседа «Кто нас лечит».
Игровая ситуация : «Полечим Мишутку».
Вышел на полянку
Мишка косолапый
Искал малину он в кустах
Поцарапал лапу.
Побежал медведь к врачу.
Ягод доктору принёс
Целую охапку.
Проблемная ситуация: «Как помочь Мишутке?».
-Мишка лапу оцарапал,
Дай, помажем йодом лапу!
-Ой, не надо йодом!
Может лучше мёдом!
Чтение К. Чуковский «Айболит»
Айболит лечил мартышек
А Пилюлькин коротышек
Мы же лечим всех подряд-
Бегемотиков, бельчат, крокодилов и волчат,
И лисят, и поросят,
Кукол, рыбок, зайчиков.
Девочек и мальчиков.
Вечер
Проблемная ситуация: «Наши куклы заболели. Что делать?»
Тише, тише, тишина
Наша Катенька больна.
Срочно доктор нужен ей,
Чтобы вылечить скорей.
Кукла Маша заболела,
Кашу манную не ела,
Надо Машу полечить
Спать в кроватку положить.
Надо кукол полечить
Машеньку и Катю.
Очень добрые врачи
Наши детки.
С/ролевая игра: «В больнице».
Лечим зубки мы и глазки,
И наложим вам повязки,
И таблеток вам дадим,
И микстурой напоим!
Есть у нас бинты и йод.
Приходи, больной народ!
А уж что совсем, приятно-
То, что лечим мы бесплатно.
СРЕДА.
Тема дня : Остановка «Магазин».
Ситуативный разговор: «Продавец-покупатель».
В магазине возле касс
Продавец встречает нас:
То пакетами шуршит,
То бумагой шелестит.
На весах живая стрелка,
И она быстра, как белка, -
Очень точные весы.
Мы купили колбасы,
Сыру твёрдого, конфет,
Кошке рыбу на обед.
Игра : « Едем в магазин за продуктами, за подарками».
Д/игра: «Что купили в магазине».
Продавцы товары знают
Даром время не теряют,
Все, что просим, продадут.
Это их привычный труд.
С/ролевая игра : «В магазине игрушек».
Я сегодня продавец
В магазине для детей.
У меня полно товаров
Заходите поскорей!
ЧЕТВЕРГ.
Тема дня : Остановка «Салон красоты».
Утро.
Игра –ситуация : «В парикмахерской».
(пом. воспитателя делает прическу в игровом уголке «Парикмахерская»).
-Кто сегодня парикмахер?
Разрешите, буду я.
Я вам сделаю причёску,
Например, как у меня.
Перед зеркалом садитесь,
Я накидку повяжу.
И, конечно, первым делом
Аккуратно причешу.
А теперь накрутим челку,
На большие бигуди.
Заплетём косичку сбоку,
Хвост завяжем позади.
Это всё закрепим лаком
Или гелем для волос,
Подведём помадой губки,
И чуть-чуть припудрим нос.
Я всё сделала отлично,
Похвалите вы меня,
Ведь теперь моя подружка,
Стала лучше чем была.
Беседа о профессии «Парикмахер».
Д/игра : «Что нужно для работы».(пазлы)
Проблемная ситуация : «Парикмахер потерял инструменты».
Рисование : «Зубчики для расчески».
(Рисовалочка)
Зубья колки у РАСЧЁСКИ,
С виду – тонкие полоски.
Их рисуем сверху вниз –
Будет мамочке сюрприз,
Их рисуем аккуратно –
Будет мамочке приятно!
ВТОРАЯ ПОЛОВИНА ДНЯ.
С/ролевая игра : « Я –парикмахер».
Дайте ножницы ,расческу
Он вам сделает причёску.
Парикмахер непременно
Подстрижет вас современно.
Мастер сделает прическу,
Феном, щеткой и расческой.
Пышно локоны завьёт,
Чёлку щёткою взобьёт.
Всё в его руках горит-
Он изменит внешний вид.
ПЯТНИЦА.
Тема дня : « Все профессии нужны, все профессии важны».
Беседа : « Кем работают ваши родители».
Д/игра : «Кому, что нужно для работы»
Игра: «Отгадай загадку».
Экскурсия : « Кто работает у нас в детском саду».
Кухня: «Спасибо нашим поварам, что кормят вкусно нас!»
Прачечная: «Оказывается - вот кто стирает и гладит наши простынки.»
Вечер .
Досуг : «Все работы хороши –
Выбирай на вкус!»
Кем хотите стать вы, дети?
Кем хотите стать вы, дети?
Поскорее нам ответьте!
— Я хочу шофёром быть.
Грузы разные возить.
— Я мечтаю о балете.
Лучше нет его на свете.
— Я хочу врачом стать классным.
Буду всех лечить лекарством.
Очень вкусным, как конфета.
Съел его - болезней нету!
— В красках я души не чаю.
Стать художником мечтаю.
Закажите мне портрет.
Справлюсь я, сомнений нет!
— Вы со мной, друзья, не спорьте,
Я хочу стать первым в спорте.
Шайбу мне забить - пустяк,
Я играю за "Спартак"!
— Я хочу стать пианисткой.
Замечательной артисткой.
Музыка со мною с детства,
Я люблю её всем сердцем.
— Я мечтаю стать скорей
Воспитателем детей.
С ними петь, гулять, играть.
Дни рожденья отмечать.
Все профессии прекрасны.
Все профессии важны.
Знаем мы, что наши руки
Будут Родине нужны!
Приложение
Я врачом, наверно, буду,
Стану я лечить людей!
Буду ездить я повсюду
И спасать больных детей!
Скоро буду я военный,
Или просто летчик - ас!
Как герой обыкновенный
Защищать я буду вас!
Балериной и певицей
Я всегда мечтала стать!
Чтоб красиво нарядиться,
Спеть для Вас и станцевать!
Я художником известным
Стану обязательно.
Рисовать мне интересно,
Очень увлекательно!
Я - учительницей школьной,
Детям знанья подарю!
Дети будут мной довольны,
Я вам точно говорю!
Ну а я вернусь сюда!
Ласковым, внимательным
И отзывчивым всегда
Стану воспитателем!
«Все профессии важны, все профессии нужны!»
(Конспект занятия в первой младшей группе)
Цель: расширять и обогащать представление детей о профессиях, специальных орудиях труда и трудовых действиях.
Задачи: Обучающие: познакомить детей с профессиями – повар, врач, строитель, спецификой их труда; учить детей работать с наглядным материалом; знакомить детей с трудовыми действиями, совершаемыми взрослыми, с их орудиями труда; учить анализировать неточности в высказываниях;
Развивающие: развивать у детей ассоциативное мышление и воображение; ввести в словарь детей существительные, обозначающие профессии, глаголы, характеризующие трудовые действия; развивать двигательную активность.
Воспитательные: воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к результату их труда; воспитывать желание трудиться вместе с взрослыми, воспитывать внимательность, усидчивость.
Интеграция образовательных областей: «Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие».
Материалы и оборудование: картинки с изображением профессий – повара, врача, строителя (приложение №1); набор детской посуды и кухонных принадлежностей (кастрюли, сковорода, тарелки, половник); пластмассовый строительный набор (каска, защитные очки, пила, молоток, топор, отвертка, рулетка, плоскогубцы, пояс для инструментов); набор доктора (фонендоскоп, градусник, шприц, таблетки, молоточек, грелка, лопаточка для горла, пинцет); кукла Маша, деревянные грибочки, 3 корзинки, строительный материал.
Виды детской деятельности: игровая, познавательная, коммуникативная, восприятие художественной литературы, продуктивная.
Методы и приемы: наглядные (рассматривание картинок), словесные (использование художественного слова, рассказ воспитателя, беседа, указания и пояснения в воспитательном процессе, подведение итога), игровые.
Предварительная работа: беседа с детьми о профессиях родителей, экскурсия на кухню, наблюдение за работой доктора, просмотр мультфильма «Какой чудесные день», рассматривание картинок с данной тематикой.
Планируемые результаты: дети должны поддержать беседу о профессиях, активно и доброжелательно взаимодействовать с воспитателем и сверстниками в решении игровых и познавательных задач; должны познакомиться с трудовыми действиями взрослых представленных профессий и их орудиями труда, должны эмоционально откликнуться на предложенные задания и попробовать себя в роли повара, врача, строителя.
Содержание непосредственно образовательной деятельности:
I. Организационный момент.
Дети сидят на стульчиках.
Воспитатель: Все профессии важны, все профессии нужны!
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в гости пришла кукла Маша, давайте поздороваемся с ней. (Здравствуй, Маша!)
Воспитатель: Маша нарисовала картинки и хочет, чтобы вы угадали, кто на них нарисован. Готовы? (Да.)
II. Основная часть.
Воспитатель: Посмотрите на первую картинку. Кто на ней изображен? (Повар.)
Воспитатель: Правильно! Это повар. На голове у него колпак, на него надет фартук, а в руке – половник.
Кто готовит щи и кашу,
Кто же сварит нам компот?
Повар! Он накормит Машу
И ни капли не прольет!
Воспитатель: В нашем детском саду тоже работает повар, который варит нам вкусные каши, супы, компоты, печет блины, готовит все, что вы кушаете каждый день. Помните, мы с вами ходили на кухню? (Да.)
Воспитатель: Мы должны уважать труд поваров. Посмотрите на картинку, какая одежда у повара? (Колпак, фартук.)
Воспитатель: А в чем повар варит суп и компот? (В кастрюле.)
Воспитатель: А чем разливает суп по тарелочкам? (Половником.)
Воспитатель: На нашей маленькой кухне тоже есть кастрюли, сковородки, тарелки и половник. Давайте для куклы Маши сварим грибной суп.
Вызывается ребенок, на него одевается фартук и колпак. Цель: положить деревянные грибы в кастрюлю, поставить на плиту, помешать и разложить по тарелочкам.
Можно повторить 2 раза с разными детьми.
Воспитатель: Молодцы! Кукле Маше очень понравился ваш суп!
Физкультминутка.
«Поварята»
Мы веселые ребята,
Мы ребята – поварята,
Приготовим мы печенье,
Сверху сыплем сахарком,
А потом орех, варенье,
Ай, да что за угощенье!
Воспитатель: Ребята, посмотрите на следующую картинку. Кто на ней изображен? (Врач, доктор.)
Воспитатель: Правильно, это врач! Он одет в белый халат, на шее у него фонендоскоп, а в руке чемоданчик с инструментами и лекарством.
Кто же вылечит больного?
Кто дает таблетки вам?
Кто же выпишет уколы?
Это врач! Известно нам!
Воспитатель: Профессия врач – очень важная и трудная. Только доктор сможет правильно определить, чем мы заболели, и выпишет нужное лекарство.
Воспитатель: Во что одет врач? (В белый халат, белый колпак.)
Воспитатель: А что лежит в его чемоданчике? (Шприц, лопатка, градусник, пинцет, таблетки, молоточек.)
Воспитатель: Ребята, смотрите, у нашей куклы Маши заболел живот. Давайте вылечим ее.
Выбирается ребенок, на него надевается белый халат, белый колпак. Цель: помочь кукле Маше – послушать ее фонендоскопом, потрогать живот, поставить градусник, сделать укол.
Можно повторить 2 раза с разными детьми.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вот и вылечили нашу Машу! Она вам очень благодарна.
Воспитатель: А теперь посмотрите на последнюю картинку. Кто на ней изображен? (Строитель.)
Воспитатель: Правильно, это строитель!
Кто носит рулетку, топор, молоток,
Пилу, и, конечно же, каску?
Да это строитель! Наш друг без забот
Построит нам дом и террасу!
Воспитатель: Профессия строитель – очень важная и очень трудная. Нужно быть очень внимательным и ответственным, чтобы построить дом, на это уходит много времени. Посмотрите, на строителе надет комбинезон. А что у него на голове? (Каска.)
Воспитатель: А для чего она нужна? (Чтобы защищать голову.)
Воспитатель: А какие инструменты есть у строителя? (Молоток, пила, топор, рулетка, отвертка, плоскогубцы.)
Воспитатель: Смотрите, у нас тоже есть такие инструменты. Давайте побудем строителями и построим дом для куклы Маши.
Вызывается ребенок, на него надевается каска, защитные очки, пояс с инструментами. Цель – из больших строительных материалов построить дом, поработать молотком и пилой.
Можно повторить 2 раза с разными детьми.
Воспитатель: Кукла Маша довольна новым домом, и очень вам благодарна! Молодцы, ребята!
Воспитатель: Мы сегодня с вами узнали о многих важных и нужных профессиях. Давайте напомним кукле Маше, кто изображен на картинках. (Повар, врач, строитель.)
Воспитатель: Ребята, Маша говорит, что повар суп мешает градусником. Это правда? (Нет, неправда. Повар суп мешает половником или ложкой.)
Воспитатель: А еще Маша говорит, что врач носит каску. Это правда? (Нет, неправда. Врач носит белый колпак.)
Воспитатель: Маша сейчас мне сказала, что строитель забивает гвозди половником. Это правда? (Нет, неправда. Строитель забивает гвозди молотком.)
Все вопросы сопровождаются картинками и нужными инструментами.
Воспитатель: Эх, Маша, ты все перепутала, хорошо, что наши ребятки такие умненькие и тебе все правильно объяснили!
Воспитатель: А теперь давайте немного поиграем.
В корзинке перемешиваются инструменты врача и строителя. Вызываются 2 ребенка. Цель – выбрать отдельно по одному инструменту врача и строителя, добежать до стульчиков, положить в корзинки. Игра продолжается пока корзина с перемешанными инструментами не опустеет. Побеждает тот ребенок, который первый справился с поставленной задачей. Помощь воспитателя в правильном выборе инструментов обязательна.
III. Итог.
Воспитатель: Ребята, вспомните, кем мы сегодня с вами были? (Поварами, врачами, строителями.)
Воспитатель: Вам понравилось помогать кукле Маше? (Да.)
Воспитатель: Это очень важные и нужные профессии. И врач, и повар, и строитель помогают людям. Когда вы вырастите, вы тоже сможете стать кем-то из них. Все профессии важны, все профессии нужны!
Воспитатель: А теперь давайте попрощаемся с нашей куклой Машей и скажем ей «До свидания!» (До свидания!)
Список используемой литературы:
1.А.Барто «Девочка чумазая»
2.«Репка» - трудовой коллективизм.
3.стихи Б. Заходера:
«Шофер» «Сапожник»
Качу, лечу во весь опор. Мастер, мастер,
Я сам - шофер. И сам - мотор. Помоги – прохудились сапоги.
Нажимаю на педаль - Забивай покрепче
И машина мчится вдаль! Гвозди - мы пойдем сегодня
В гости!
4.А. Кардашовой «Наш доктор», К.Чуковский «Айболит» (в отрывках)
5.Потешки
6.Бутылкина Г. Все профессии нужны все профессии важны // Ребенок в детском саду. - 2004. - №1. - С. 64.
7.Кондрашов В.П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие. -- Балашов: Николаев, - 2004. - 495 с.
8.Логинова В., Мишарина Л. Формирование представления о труде взрослых // Дошкольное воспитание.- 2008.- № 10.- С. 56-63.
9.Мишарина Л.А. О формировании знаний о труде взрослых у детей. Л.: ЛГПИ им.Герцена, - 1999. - 274с.
10.Федоренко В. Формирование представлений о профессиях./ В. Федоренко // Дошкольное воспитание.- 1998.-№10.- С. 64-69.
11.Черединова Т. Юный пожарный // Дошкольное воспитание. - 2004- №11. - С. 65 ,
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Мастерская Деда Мороза"
Данная методическая разработка полезна родителям и детям. Она помогает организовать совместную деятельность детей и взрослых по подготовке к Новому году, развивает творческую способность дошкольников....
Методическая разработка "Мастерская Деда Мороза"
Данная методическая разработка полезна родителям и детям. Она помогает организовать совместную деятельность детей и взрослых по подготовке к Новому году, развивает творческую способность дошкольников....
Методическая разработка "Мастерская добрых дел"
Методическая разработка итогового мероприятия в рамках проектной технологии "Инструменты в добрых руках" для детей старшего дошколного возраста....
Методическая разработка "Мастерская для педагогов (лэпбук)"
Материал адресован педагогам дошколььных образовательных учреждений. В презентации рассказано о значении лэпбуков для педагогов и детей; о преимуществах использования лэпбука; как выбрать материал и к...
Методическая разработка «Ранняя профориентация детей дошкольного возраста»
Цель: сформировать у ребенка эмоциональное отношение к миру профессий, предоставить ему возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности.Задачи:Познакомить детей с профессиями, ...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Мастерская сюжетно-ролевых игр «Ателье»
Цель методической разработки: помочь воспитателю в формировании представления у дошкольников, что такое ателье и его значение в жизни человека.Задачи методической разработки: через ...
Методическая разработка по профориентации (Инспектор ДПС)
Материал представлен в виде слайдов, к которым прилагаются стихи описательного характера о деятельности инспектора ДПС. Материал доступен дошкольнику и помогает понять специфику деятельности инс...