Методическая разработка «Ранняя профориентация детей дошкольного возраста»
методическая разработка (старшая группа)
Цель: сформировать у ребенка эмоциональное отношение к миру профессий, предоставить ему возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности.
Задачи:
- Познакомить детей с профессиями, с трудовыми действиями и инструментами необходимыми для их работы.
- Дать обобщенные представления о взаимосвязи труда людей разных профессий.
- Помочь детям осознать важность, необходимость и незаменимость каждой профессии.
- Формировать чувство уважения к труду взрослых и бережное отношение к его результатам.
- Обогащать детско-родительские отношения опытом совместной деятельности, расширять словарный запас, развивать коммуникативные навыки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Метод разработка | 73.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 11 «Радуга»
Методическая разработка
«Ранняя профориентация детей дошкольного возраста»
Воспитатель
МБДОУ «Детский сад №11
Чистякова Татьяна Викторовна
Пояснительная записка
Обновление системы дошкольного образования ставит перед современными педагогами задачу воспитания у дошкольников предпосылок «нового человека», конкурентоспособной личности, успешно реализующей себя в профессиональной среде, обладающей чертами: исследователей, изобретателей, предпринимателей, новаторов.
Вхождение ребенка в социальный мир невозможно вне освоения им первоначальных представлений социального характера, в том числе и ознакомлением с профессиями. У человека все закладывается с детства и профессиональная направленность в том числе. Как правило, профориентация начинается лишь в старших классах общеобразовательных школ. Ребенок не успевает сделать осознанный выбор, поскольку перечень предлагаемых профессий мал, знания о них минимальны и даются эпизодически. А ведь скрытые резервы профориентации таятся не только в начальном звене обучения, но и на этапе дошкольного детства. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей (потому что, к примеру, многие в роду работают в этой сфере), а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем.
Поэтому ознакомлением с трудом взрослых необходимо начинать уже в дошкольном возрасте, когда дети через доступные формы познания узнают о разных профессиях. В зависимости от способностей, психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности.
Для того чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, с профессий родителей и людей хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день. В основном эта деятельность должна носить информационный характер (общее знакомство с миром профессий), а также включать совместное обсуждение мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности. Необходимо развить у воспитанников веру в свои силы, путем поддержки их начинаний будь то в творчестве, спорте, технике и т.д.
Чем больше разных умений и навыков приобретет ребенок в детстве, тем лучше он будет знать, и оценивать свои возможности в более старшем возрасте.
Для того, чтобы расширить кругозор старших дошкольников о мире профессий и систематизировать профориентационную работу уже на этапе дошкольного возраста, был разработан педагогический проект «В мире профессий».
Содержание
- Пояснительная записка…………………………………………….………2
- Введение ……………………………………………………………………4
- Организация работы по проекту «Ранняя профориентация детей дошкольного возраста»……………………………………………………6
- Оценка результатов работы по профориентации дошкольников……...14
- Заключение………………………………………………………………..16
- Список литературы……………………………………………………….19
- Приложение……………………………………………………………….20
Введение
Актуальность работы определяется рядом факторов, среди которых наиболее важными являются:
- Научно обоснованная целесообразность ознакомления дошкольников с профессиональной деятельностью взрослых;
- Потребность педагогической практики в разработке и внедрении научно- обоснованной педагогической системы, обеспечивающей более полное согласование задач и преемственность дошкольного и общего образования в части профессиональных ориентировок детей;
- Необходимость более эффективного использования возможностей образовательного процесса в ДОУ в части формирования профессиональной составляющей дошкольника.
В современной педагогической практике сложилось явное противоречие между потребностью в системе раннего формирования представлений о мире профессий у дошкольников и недостаточной разработанностью научно-методических основ ее проектирования и средств реализации. Указанное противоречие позволяет сформулировать проблему исследования: поиск наиболее эффективных условий и средств ознакомления дошкольников с профессиональным трудом взрослых и разработка педагогической системы формирования представлений о мире профессий у дошкольников, выявления условий, при которых возможно развитие у ребенка профессиональных устремлений, построения профессиональной составляющей.
Работа с детьми дошкольного возраста по ранней профориентации обусловлена следующими факторами:
- Дошкольный возраст наиболее благоприятен для педагогического воздействия, дети любознательны, при правильном подходе проявляют активный интерес к различным видам труда и творчества;
- Дошкольный возраст является важным элементом общей системы технологического образования и должен осуществляться на надлежащей педагогической основе при соответствующем организационном обеспечении.
Актуальными направлениями такой работы являются:
- Формирование элементарных представлений об общественной значимости той или иной профессии;
- Воспитание уважительного отношения к труду взрослых, бережного отношения к продуктам труда.
Данные направления имеют место на протяжении всего периода получения воспитанником дошкольного образования и реализуются: в присущих дошкольному возрасту видах детской деятельности (игровая, изобразительная музыкальная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная, восприятие художественной литературы, элементарный бытовой труд) в процессе организованных педагогом форм работы: занятие, экскурсии, праздники, развлечения и др.
Цель: сформировать у ребенка эмоциональное отношение к миру профессий, предоставить ему возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности.
Задачи:
- Познакомить детей с профессиями, с трудовыми действиями и инструментами необходимыми для их работы.
- Дать обобщенные представления о взаимосвязи труда людей разных профессий.
- Помочь детям осознать важность, необходимость и незаменимость каждой профессии.
- Формировать чувство уважения к труду взрослых и бережное отношение к его результатам.
- Обогащать детско-родительские отношения опытом совместной деятельности, расширять словарный запас, развивать коммуникативные навыки.
Ожидаемые результаты работы с детьми по вопросу ранней (детской) профориентации:
- у детей сформируется обобщенное представление о структуре трудового процесса и понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности,
- активизируется познавательная деятельность дошкольников, интерес к профессиям взрослых,
- разовьется чувство уважения к людям разных профессий.
В ходе реализации проекта обучающиеся получат достаточный объем информации, необходимый для качественного усвоения знаний об окружающем, о профессиях взрослых, разовьются предпрофессиональные интересы.
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели и родители.
Продолжительность: проект рассчитан на 1 год.
Обеспечение проекта:
Методическое:
- Художественная литература;
- Подборка стихов;
- Видеоматериалы;
- Иллюстрации.
Развивающая среда включает:
- Создания тематических альбомов;
- Создание картотеки дидактических игр;
- Создание презентаций по теме.
3. Организация работы по проекту «Ранняя профориентация детей дошкольного возраста»
Работа по проекту предполагает разделение деятельности на три этапа:
I этап (организационный): проведение мониторинга, разработка и утверждение плана мероприятий, подбор методического сопровождения, подготовка наглядного материала, встречи с родителями воспитанников по организации экскурсий на их место работы, налаживание контактов с ближайшими социальными организациями.
II этап (практический): реализация тематического плана через посещение социальных структур, организацию совместной и самостоятельной деятельности детей, «погружение» воспитанников в реальные практические ситуации, привлечение родителей, не имеющих возможность осуществить посещение их предприятий по изготовлению презентаций «Профессии моих родителей».
III этап (итоговый): проведение повторного мониторинга, анализ и обобщение опыта.
План мероприятий в рамках проекта
«Ранняя профориентация детей дошкольного возраста»
№ п/п | Форма проведения | Цель | Участники | Сроки |
1. | Беседа «Кем быть?» | Закрепить знания детей о современных профессиях, развивать логическое мышление, речь | обучающиеся | сентябрь |
2. | Знакомство с профессией «Ветеринар» | Уточнить представления детей о содержании работы ветеринара, о личностных качествах человека этой профессии | обучающиеся | |
3. | Просмотр мультфильма «Бегемот, который боялся прививок» | Вызвать эмоциональный отклик, прививать бережное отношение к животным | обучающиеся, родители | |
4. | Инсценировка сказки К. Чуковского «Айболит» | Привлекать детей к совместному творчеству, активизировать диалогическую речь детей, воображение, мышление | обучающиеся | |
5. | Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевой игры «Ветеринарная клиника» (из пластилина и бросового материала) | Побуждать правильно, использовать в игре необходимые атрибуты и предметы-заместители | обучающиеся, родители | |
6. | Сюжетно-ролевая игра «Ветеринарная клиника» | Расширять представления о профессии ветеринар, формировать умение детей развивать сюжет игры на основе ранее полученных знаний, формировать умения детей согласовывать свои действия с действиями партнеров, соблюдать в игре ролевые взаимодействия и взаимоотношения: договариваться, уступать, самостоятельно разрешать конфликты | обучающиеся | |
7. | Акция «Поможем бездомных животным» | Воспитание у детей гуманного отношения ко всему живому, чувства доброты, сострадания, ответственности за домашних питомцев. | обучающиеся, родители | |
8. | Магазин «Детский мир» отдел игрушки | Содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности. | обучающиеся | октябрь |
9. | Беседа «Профессия – продавец» | Дать детям представление о профессиях людей, работающих в магазине (продавец, кассир, товаровед, грузчик, водитель, уборщица, директор магазина); уточнять представления о профессии продавца; совершенствовать представления о способах классификации предметов по типовым признакам; воспитывать культуру общения; развивать познавательную активность детей | обучающиеся | |
10. | Игра-тренинг «Мы с мамой идем в магазин» | Систематизировать знания детей о товарах, цене, ценниках, закрепить правила культурного поведения в магазине, учить детей правильно распоряжаться деньгами и планировать семейный бюджет | обучающиеся | |
11. | Рассказ воспитателя о профессии «Фермер» | Уточнить представления детей о содержании работы фермера, о личностных качествах человека этой профессии, познакомить с сопутствующими профессиями (доярка, животновод, агроном, комбайнер, пастух) | обучающиеся | ноябрь |
12. | Беседа «Жизнь в деревне» | Рассказать детям, чем отличается жизнь в деревне от городской жизни, прививать уважение к сельскохозяйственному труду | обучающиеся | |
13. | Просмотр презентации: «Домашние животные» | Вызвать интерес детей к труду фермера | обучающиеся | |
14. | Дидактическая игра «Зоологическое лото» | Закрепить знания о животных. побуждать детей выполнить задание, помочь детям распределить роли (доярка, фермер, водитель) | обучающиеся | |
15. | Дидактическая игра «Кто это знает и умеет?» | Расширять представления детей о том, какими знаниями и умениями должны обладать люди разных профессий | обучающиеся | |
16. | Знакомство с профессией «Библиотекарь» | Уточнить представления детей о содержании работы библиотекаря, о личностных качествах человека этой профессии | обучающиеся | декабрь |
17. | Экскурсия в детскую библиотеку | Дать представление детям, что такое библиотека, познакомить с правилами поведения в библиотеке, познакомить детей с профессией библиотекарь | обучающиеся, родители | |
18. | Изготовление атрибутов для игры «Библиотека»: читательские билеты, книжки-малышки, закладки | Побуждать детей использовать атрибуты в игре, обогащать игровой опыт с помощью атрибутов | обучающиеся, родители | |
19. | Сюжетно-ролевая игра «Библиотека» | Развивать у детей способность разворачивать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников; побуждать детей выполнять различные роли в соответствии с сюжетом игры, используя атрибуты | обучающиеся | |
20. | Оборудование читального зала библиотеки | Вызвать интерес детей к игре, привлечь малоактивных детей, поощрять творческую активность | обучающиеся | |
21. | Составление рассказов «Кем работают мои родители» | Продолжать воспитывать интерес к различным профессиям, к профессиям и месту работы родителей; расширять представления о людях разных профессий, о значении их труда для общества; воспитывать чувство гордости за трудовые успехи и заслуги родителей; формировать умение составлять рассказ из личного опыта на основе плана, предложенного воспитателем | обучающиеся | |
22. | Сюжетно-ролевая игра «Рыбалка» | Развивать представлений о рыбалке, как об одной из форм семейного досуга; закреплять представлений детей о рыбной ловле, о деятельности человека-рыбака, об экипировке и атрибутах, предназначенных для рыбалки | обучающиеся | январь |
23. | Игра на развитие фантазии и воображения «Море волнуется…» | Развивать актерские способности детей | обучающиеся | |
24. | Беседа на тему «Есть такая профессия – Родину защищать». | Уточнить представления детей о военных профессиях; способствовать формированию основ военно-патриотического сознания; воспитывать у дошкольников интерес и уважение к армии | обучающиеся | февраль |
25. | Просмотр презентации «Военные профессии» | Продолжать знакомить с военными профессиями (капитан самолета, капитан корабля, пилоты, матросы, разведчики, часовые, саперы, радисты, танкисты, военные врачи, медсестры) | обучающиеся | |
26. | Развлечение «Лейся песня» (песни военных лет) | Закрепление знаний детей об образах героев-воинов | обучающиеся, воспитатель, муз. руководитель | |
27. | Конструирование из разных видов конструкторов боевой техники, выставка «Военная техника» | Развивать представления детей о военной технике | обучающие еся, родители | |
28. | Дидактическая игра «Исправь ошибку» | Учить детей находить и исправлять ошибки в действиях людей различных профессий | обучающиеся | |
29. | ОД «Поговорим о профессиях» (профессии работников банка) | Познакомить детей с профессиями работников банка (управляющий, бухгалтер, кассир, охранник, инкассатор, соответствующих орудиях труда и технике, воспитывать уважительное отношение к современным профессиям | обучающиеся | март |
30. | Беседа «Что такое деньги? | Познакомить детей с разнообразием денежных единиц (монеты, бумажные деньги, деньги других стран) | обучающиеся | |
31. | Экскурсия в банк | Заинтересовать детей новыми профессиями, вызвать эмоциональный отклик, закрепить правила поведения в общественных местах, формировать навыки речевого этикета | Родители с детьми | |
32. | Просмотр мультфильмов о космосе: «День рождения Алисы», «Полет на луну» | Вызвать у детей интерес к космонавтике | Обучающиеся, родители | апрель |
33. | Сюжетно-ролевая игра «Космическое путешествие» | Активизировать знания детей об окружающем мире, о Земле, формировать умение развивать сюжет игры на основе полученных ранее знаний, побуждать к содержательному общению друг с другом, воспитывать положительные взаимоотношения в детском коллективе | обучающиеся | |
34. | Подвижная игра «Где мы были мы не скажем, а что делали, покажем…» | Развивать актерские способности, фантазию, воображение | обучающиеся | |
35. | Знакомство с профессией «Полицейский» | Уточнить представления детей о содержании работы полицейского, о личностных качествах человека этой профессии | обучающиеся | май |
36. | Встреча с сотрудником полиции | Показать на реальных примерах социальную значимость профессии полицейский, вызвать желание быть похожим на полицейского | Обучающиеся, сотрудником полиции | |
37. | Чтение «Дядя Стёпа» С. Михалкова | Познакомить с произведением, вызвать положительное отношение к профессии героя произведения | обучающиеся | |
38. | Игровая ситуация: «Ребенок потерялся» | Напомнить детям, что в трудных ситуациях нужно обращаться к полицейскому | обучающиеся | |
39. | Дидактическая игра «Детективы» | Развивать логическое мышление | обучающиеся | |
40. | Оформление альбома «Все работы хороши» | Обобщить знания детей о профессиях защитников Родины (МЧС, милиция, ДПС, охранная безопасность, пожарная безопасность) подвести детей к пониманию значения данных профессий | обучающиеся | июнь |
41. | Игра-викторина «Что мы знаем о профессиях?» | Систематизировать знания детей о разнообразных профессиях и орудиях труда (творческих, героических, сельских и городских, «женских» и «мужских») современные и профессии прошлых лет, актуализировать знания литературных произведений о профессиях (загадки, стихи, пословицы, поговорки, сказки, рассказы) развивать логическое мышление, память, речь, воспитывать выдержку, дружелюбие | обучающиеся | июль |
Итоги проекта (выводы):
Результат в процессе реализации проекта получился достаточно интересным. Ребята не только расширили кругозор и повысили уровень знаний о профессиях, но уже на этом возрастном этапе стали выбирать профессии на будущее, причем, не только ориентируясь на профессии своих родителей, стали больше интересоваться какими умениями и знаниями должен обладать специалист своего дела.
Таким образом, за период работы по проекту у дошкольников наблюдалась положительная динамика уровня сформированности о профессиях в рамках раннего информирования о профессиях, ознакомлению с профессиями родителей воспитанников, актуализации перед родителями вопроса ранней профориентации дошкольников. У детей улучшились показатели познавательных процессов: внимания, памяти, восприятия, речи (диалогической стороны, рассуждения и выводы), воображения (творческого и воссоздающего).
Знания о труде взрослых должны занимать одно из ведущих мест в образовательной работе детского сада. Кроме того, ознакомление детей с трудом взрослых и отдельными профессиями должно осуществляться не на уровне отдельной задачи, а как целостный органический процесс. Социализация ребенка-дошкольника проводится в большей степени через игру как самый близкий, доступный, интересный для детей вид деятельности. Решение задач по ознакомлению с трудом взрослых строится на игровой основе. Сюжетно-ролевая игра позволяет конкретизировать и расширять представления детей о разнообразной деятельности взрослых, их взаимоотношениях с другими людьми, о профессиях, используемых орудиях труда и пр. Игра - отражение жизни. В играх есть возможность воспитывать уважение к трудовому усилию, показать полезность результата труда для окружающих людей, вовлечь детей в трудовой процесс, так как игра и труд часто естественно объединяются. В правильно организованной игре есть возможность для формирования качеств личности, необходимых для осуществления успешной трудовой деятельности в будущей взрослой жизни: ответственность за порученное дело, планировать и согласовывать свои действия с партнерами, умение справедливо разрешать спорные вопросы. Игра помогает формировать у детей привычку трудиться, дает радость творчества, радость созидания. Создавая своими руками необходимые для игры атрибуты, ребенок открывает и развивает свои способности, на этой основе рождается его увлеченность, иногда призвание, мечта. Подготовка к играм в профессии идет везде, где только ребенок может ознакомиться с теми или иными качествами специальностей, накопить необходимый объем информации, пусть даже минимальный, но исходя из которого, уже можно воссоздать в игре отдаленное подобие данного вида человеческой жизнедеятельности.
Дети старшей группы воспроизводят в игре не только трудовые действия взрослых, но и взаимоотношения людей в работе. В старшем дошкольном возрасте, например, конструкторская игра начинает превращаться в трудовую деятельность, в ходе которой ребенок конструирует, создает, строит что-то полезное, нужное в быту. В таких играх дети усваивают элементарные трудовые умения и навыки, познают физические свойства предметов, у них активно развивается практическое мышление. В игре ребенок учится пользоваться многими инструментами и предметами домашнего обихода. У него появляется и развивается способность планировать свои действия, совершенствуются ручные движения и умственные операции, воображение и представления. Наряду с играми предыдущих лет, дети этого возраста охотно играют в более сложные игры, отражая характер работы представителей разных профессий, их взаимоотношения.
Формируя активный интерес к трудовой деятельности взрослых, следует обратить внимание на представления детей о нравственной стороне труда: какую пользу приносят родители своим трудом? Для чего все люди работают? Постепенно дети проникаются сознанием того, что люди, выполняющие на одном предприятии разную работу, участвуют в общем деле. В играх педагог изучает каждого ребенка, его интересы, индивидуальные способности, следит за его переживаниями, с тем, чтобы найти правильные пути и средства развития его личности, что и может явиться первой ступенью профориентации ребенка-дошкольника.
Таким образом, через игру закрепляется и углубляется интерес детей к разным профессиям, воспитывается уважение к труду. Сюжетно-ролевую игру с функциональной точки зрения можно рассматривать как подготовку ребенка к участию в общественной жизни в различных социальных ролях.
На основе сказанного выше следует, что сюжетно-ролевая игра – основной вид деятельности детей, в которой они отражают полученные знания о профессиях, это ведущее средство воспитания необходимых для трудовой деятельности черт характера: общительность, стремление с другими детьми осуществлять свои замыслы, умение сообща жить и работать. Содержание игр и выполнение роли в ней, подчинение правилам поведения и развитие игровых и действительных взаимоотношений, согласование действий с другими играющими и оказание друг другу помощь, - все это способствует формированию у детей нравственных качеств, дружеских взаимоотношений, что так необходимо в дальнейшей профессиональной деятельности человека.
Польза сюжетно-ролевой игры заключается и в том, что она эмоционально насыщена. А если игровая деятельность доставляет радость и удовлетворение ребенку, то это является положительным стимулом для освоения чего-то нового или закрепления ранее приобретенного знания о профессиях. Таким образом, сюжетно-ролевая игра является проводником детей старшего дошкольного возраста в профессию взрослых.
На основе выводов можно дать следующие рекомендации:
1. Необходимо создавать условия для игровой деятельности в группе с учётом места, времени в режиме дня, создавать материально-игровую базу: игрушки, пособия, атрибуты, предметы-заместители, бросовый материал, который используется детьми во время игр.
2. Обогащать содержание детской игры с использованием таких методов и приёмов как: наблюдения, экскурсии, встречи с людьми разных профессий, чтение художественной литературы, рассказ воспитателя о труде взрослых, использование иллюстраций, инсценировки литературных произведений, этические беседы, непосредственное участие воспитателя в игре, предложения, советы, разъяснения, вопросы направленные на подсказ детям возможной реализации замысла, совместное выполнение с детьми построек, показ приёмов конструирования и др.
Необходимо понимать, что процесс воспитания - это долгий и целенаправленный процесс, который необходимо начинать с самого рождения человека и не прекращать его ни на минуту. Проблема воспитания детей заключается в том, что ребёнок не может полностью осознать значение некоторых вещей, которые для него важны. И именно применение игр позволяет заинтересовать ребёнка в самом процессе воспитания и делает доступным и понятным для него весь мир, т.к. игра - это естественное состояние любого ребёнка.
Список литературы:
Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация дошкольников: учебно-методическое пособие/ Н.Н. Захаров. – М.: Просвещение, 1988. – 126с.
Кондрашов В.П. Введение дошкольников в мир профессий: учебно-методическое пособие/ В.П. Кондрашов. – М.: Изд-во Николаев, 2004. – 284с.
Нищева Н. В. Все работы хороши: альбом/ Н.В. Нищева. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010. – 32с.
Нищева Н. В. Мамы всякие нужны. Детям о профессиях: наглядно - дидактическое пособие/ Н.В. Нищева. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010.
Нефёдова К.П. Инструменты. Какие они: учеб. пособие / К.П. Нефедова. – М.: Изд-во ГНОМ и Д, 2006. – 68 с.
Потапова Т.В. Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет: учеб. пособие / Т.В. Потапова. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 64 с.
Шорыгина Т.А . Профессии, какие они: учеб. пособие / Т.А. Шорыгина. – М.: Изд-во ГНОМ и Д, 2010. – 73 с.
Буре Р.С. Учите детей трудиться: пособие для воспитателя детского сада/ Р.С. Буре, Г.Н. Година. – М.: Просвещение, 1983. – 143с.
Крулехт М.В. Образовательная область «Труд»: методический комплект программы «Детство»/ М.В. Крулехт М.В, Крулехт А.А. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013. – 176с.
Маханева М.Д., Скворцова О.В. Учим детей трудиться: учеб. пособие/ М.Д. Маханева, О.В. Скворцова. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 124с.
Примерная основная общеобразовательная программа «Детство»: учеб. пособие/ Т.И. Бабаева [и др]. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016. – 352с.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»: учеб. пособие/ Т.И. Бабаева [и др]. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015. – 384с.
Электронные ресурсы:
Социальная сеть работников образования. – Режим доступа: http://nsportal.ru/
Сюжетно - ролевая игра
магазин «Детский мир»
Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.
Задачи:
- формировать умение широко и творчески использовать в игре полученные знания о финансовых понятиях;
- развивать способность совместно развертывать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников;
- воспитывать культуру речевого общения;
- знакомство с профессиями продавца, кассира.
Предварительная работа: экскурсия в магазин, беседа «Мы были в магазине» (вычленение ролей), поделка материалов с детьми (чеки, касса, «деньги», ценники), встреча с продавцом магазина.
Оборудование, дидактический материал: касса, товары, «деньги», чеки, ценники, детские игрушки, флажки для игры «Найди себе пару», презентация «Магазин «Детский мир».
Технические средства обучения: ноутбук/ компьютер, мультимедиа проектор, экран.
Методика и технология проведения мероприятия
Данное занятие для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Роли: продавцы, кассир, покупатели, шофер. По ходу игры воспитатель помогает создавать игровую обстановку, наладить взаимоотношения между теми, кто выбрал определённые роли; помогает реализовать в игре впечатления, полученные детьми ранее. Роли в игре распределены заранее: два продавца отдела «Игрушки», директор магазина, продавец в кафе, покупатели. В процессе занятия уделяется большое внимание отслеживанию уровня усвоения учебного материала. С этой целью проводится контрольное задание в игровой форме – викторина «Отгадай загадку».
Ход мероприятия
Воспитатель:
Дети заходят в группу, встают вокруг воспитателя.
Воспитатель:
У вас, у всех растут года
Будет и семнадцать.
Где работать вам тогда,
чем заниматься?
Дети, давайте поговорим с вами о том, какие вы знаете профессии (дети называют). Но чтобы поработать врачом, парикмахером, продавцом, нужно сначала вырасти, закончить школу, получить специальность. Но как долго ждать. А так хочется прямо сейчас стать взрослым и поработать. Правда?
Давайте мы с вами отправимся в путешествие в волшебный городок. Он называется «Город Мастеров». Все дети, попадая туда, сразу становятся взрослыми и могут выбрать для себя профессию. Хотите туда поехать?
Поедем мы туда вот на этом автобусе. (В группе стоят стульчики в ряд по три). Вы будете пассажирами, а я шофёром.
Качу, лечу во весь опор.
Я сам шофёр и сам мотор!
Нажимаю на педаль
и машина мчится в даль.
И, так, поехали! (звучит песенка «Весёлые путешественники»).
Все приехали! Выходите, пожалуйста. Вот наш волшебный город «Город Мастеров». Вы посмотрите друг на друга. Все стали взрослыми. Вот бы поработать, да? И первая остановка «Магазин «Детский мир». (Слайд 1). Вот здесь мы и поработаем.
Воспитатель. У нас магазин «Детский мир». А в нем большой отдел «Игрушки». Магазин большой, красивый, уютный. (Слайд 2). Есть комната отдыха, где можно отдохнуть и попить кофе. Какие роли нужны для игры в магазин? (Слайд 3).
Дети. Продавцы, покупатели, кассиры.
Воспитатель. Кто будет продавцами игрушек, надевайте свою одежду и становитесь за прилавок, готовьте игрушки к продаже. Кассиры, садитесь за кассы.
Продавцы кофе, проходите в кафе. Ну, а остальные ребята будут покупателями.
Раздаётся звонок.
Воспитатель. Магазин открыт, покупатели, заходите!
1-й продавец отдела «Игрушки»:
Стоят на полке чинно в ряд,
Стоят игрушки, ждут ребят.
Куклы, матрёшки, лошадки, зверюшки,
Будут, будут у ребят игрушки.
Воспитатель:
Дети, посмотрите, как много игрушек. Но хочу вам посоветовать. Не спешите с покупками. Потратив деньги, их уже не вернешь. А у вас денег только на одну покупку. Поэтому сначала определите предмет покупки, а потом только расплачивайтесь.
Ребенок должен понять, что не может купить за одну и ту же денежку несколько заинтересовавших его игрушек, что потраченных денег уже не вернешь.
2-й продавец отдела «Игрушки»:
Есть машины, мишки,
А вот разноцветные книжки!
Посмотрите, мальчики,
Вот на полке мячики.
Воспитатель:
Какие мячи! Все яркие, красивые! Давайте купим эти мячи.
(Слайд 4). Воспитатель просит детей объяснить значение терминов «цена», «деньги», «покупка», «продажа». В случае затруднения помогает детям, обобщает ответы. Покупатели за покупки расплачиваются деньгами, кассиры принимают деньги, выдают чек. Все вместе проверяют, правильно ли дана сдача.
Директор:
Внимание, покупатели, кто устал, пройдите в комнату отдыха. Она расположена в зелёном уголке магазина. Здесь можно кофе попить и с игрушками поиграть. (Слайд 5,6). Я - директор, буду впускать туда в том случае, если вы отгадаете загадки:
- Маленькая, кругленькая
Из кармана в карман скачет. (Монета).
- Как не берегутся, а растрясутся. (Деньги).
- На товаре быть должна
Обязательна ... (цена). - За сметану, хлеб и сыр
В кассе чек пробьёт ... (кассир). - Мебель, хлеб и огурцы
Продают нам ... (продавцы).
Воспитатель:
А теперь в комнате отдыха поиграем в игру.
Проведение игры «Найди себе пару».
Материал. Флажки (по числу участников — по 2 флажка каждого цвета, один флажок должен остаться без пары).
Ход игры. В игре принимает участие нечетное число детей. Каждый ребенок получает один флажок. По сигналу воспитателя (например, удар в бубен) дети разбегаются по площадке (комнате). По другому сигналу (например, два удара в бубен или слова «найди пару») дети, имеющие одинаковые флажки, становятся рядом.
Один ребенок остается без пары.
Обращаясь к нему, все играющие говорят:
«Ваня, Ваня (Маша, Оля и др.), не зевай! Быстро пару выбирай».
Затем по удару в бубен дети опять разбегаются по площадке, и игра повторяется.
Указания к игре. Во время бега дети должны держать свои флажки поднятыми вверх
Директор:
Магазин наш закрывается,
Мы с вами все прощаемся.
Поиграли мы для вас-
Вам понравилось у нас?
Приходите в гости к нам -
Мы споём и спляшем вам.
А сейчас уже пора -
Ждут нас игры и дела.
Воспитатель. Ребята, наведите порядок в магазине. Игрушки возьмем с собой в группу. Хотите ещё с ними поиграть?
Дети: Хотим!
Воспитатель: в нашем городке наступил вечер, рабочий день закончился, магазин закрывается. Все садятся в автобус и возвращаются в детский сад.
А если вам, дети, понравилось в городке, мы с вами туда приедем еще не раз. Когда ещё будем играть в игру «Магазин», ребята поменяются ролями: одни будут покупателями, а уже другие, кто захочет, продавцами.
До скорой встречи в магазине «Детский мир»!
Сюжетно - ролевая игра
"На рыбалку"
Цель. Создание условий для активной, творческой игровой деятельности.
Задачи.
1. Обогащать содержание игры детей на основе знакомства с явлениями социальной действительности.
2. Способствовать построению игры на основе совместного со сверстниками сюжет сложения.
3. Развивать умение вести действие и повествование согласно выбранной роли, согласовывать свой замысел с замыслом партнера.
Предварительная работа: беседа о путешествиях, изготовление атрибутов к игре, дидактическая игра «Кому, что нужно для работы и отдыха», просмотр мультфильмов с элементами рыбалки, рассматривание энциклопедий о рыбах.
Активизация словаря: удочка, рыбалка, рыбачить, названия речной рыбы, частей рыб.
Воспитатель: Ребята, а вы любите путешествовать? А на чем можно путешествовать?
Дети: На самолете, машине и т. д.
Воспитатель: ребята, я сегодня предлагаю вам отправиться в путешествие по реке. Кто мне подскажет, на чем же мы отправимся в наше путешествие.
Дети: на лодке.
Воспитатель: а почему не на корабле?
Дети: потому что река уже, чем море и корабль там не поместится.
Воспитатель: Правильно, но прежде, чем отправиться в путешествие, нам нужно построить лодку и собрать все необходимое для поездки. Кто будет строить лодку? (мальчики, потому что это тяжелая работа для мужчин). Кто будет собирать рюкзаки? (девочки, потому что это женская работа). Хорошо, давайте с вами разделимся на группы: мальчики будут строить лодку, а девочки собирать рюкзаки в дорогу.
(Мальчики строят лодку, используя модели, девочки собирают предметы, необходимые для путешествия; аптечку, посуду, мяч, удочки и т. д.)
Воспитатель: Ну, вот мы и собрались, какую лодку сделали наши мальчишки, просто загляденье.
Ну, что в путь!
(Воспитатель вместе с детьми рассаживается в лодку)
Воспитатель: Ребята, прислушайтесь, как поют птицы, какая природа вокруг. Что вы видите? (Дети в бинокли рассматривают окрестности и делятся впечатлениями)
Воспитатель: Ребята что-то я замерзла и проголодалась, а вы проголодались? Что же нам делать?
Дети: Надо выйти на берег, развести костер, согреть чай и приготовить бутерброды.
Воспитатель: Тогда мальчики гребите к берегу и сделаем привал.
(Воспитатель с детьми сходят на берег)
Воспитатель: Вот мы с вами на берегу, посмотрите, как здесь красиво и чисто. Что же делать дальше?
Дети: Мы наберем сухих веточек и разведем костер, потом согреем чай, согреемся и отдохнем на берегу.
Воспитатель: Распределите между собой обязанности: кто будет собирать сухие ветки и раскладывать костер, кто – ставить палатку, кто – готовить, а кто со мной пойдет на рыбалку.
Воспитатель напоминает мальчикам, чтобы они не забыли, что для костра нужно собирать сухие ветки с земли и нельзя ломать ветки на деревьях.
Воспитатель с группой детей уходят на рыбалку. (Мальчики берут с собой удочки, а воспитатель – сачок). На имитируемом берегу рассаживаются и ловят рыбу. Воспитатель беседует с детьми.
Воспитатель: Ребята посмотрите, какую рыбу я поймала. (Воспитатель вылавливает рыбу сачком и выпускает ее в ведерко). Давайте покажем ее нашим ребятам.
Воспитатель вместе с детьми подходит к столу, зовет детей и выпускает рыбку в тазик для наблюдения.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какую рыбу я поймала. Вы знаете, что это за рыба?
Дети: Да это карась и он живет в реке и в прудах и называется речной рыбой.
Воспитатель: Каких еще речных рыб вы знаете?
Дети: Ерш, щука, окунь, лещ, карп.
Воспитатель: А что есть еще и другие рыбы?
Дети: Да, акулы, рыба-меч, которые живут в море, и называться морскими рыбами.
Воспитатель: Ребята, чем рыбы отличаются от животных?
Дети: Рыба живет в воде. И все ее органы приспособлены к жизни и передвижению в воде. Она передвигается при помощи плавников и хвоста. У нее большие глаза, которые никогда не закрываются; жабры, с помощью которых она дышит.
Воспитатель: Вы можете сосчитать, сколько плавников у рыбки?
Дети: У рыбы два плавника на груди, один на спине и хвостовой плавник.
Воспитатель: Есть ли у рыбы голова? А шея?
Дети: Нет, голова плавно переходит в туловище. Все в ее теле устроено так, чтобы рыба легко двигалась в воде.
Воспитатель: Правильно, тело рыбки имеет обтекаемую форму. Такую же форму ученые-конструкторы придают подводным лодкам, чтобы они могли передвигаться под водой. Этому они научились, наблюдая за рыбами.
Воспитатель: Ребята, а чем покрыто тело рыбы?
Дети: Тело рыбы покрыто чешуйками, которые плотно прижаты друг к другу, чтобы не тормозить во время движения.
Воспитатель: Правильно, а вы знаете, что по размеру чешуи можно определить возраст и размер рыбы? Если внимательно рассмотреть рыбью чешуйку, то на ней можно заметить колечки. По ним определяют возраст рыбы. На берегу я нашла несколько разных чешуек, наверное, здесь до нас тоже кто-то рыбачил. Давайте с вами определим, какую же рыбу здесь до нас ловили? Возьмите лупы и рассмотрите чешуйки.
Дети рассматривают чешуйки и определяют размер рыб по чешуйкам, сравнивая с чешуей и размером обследуемого карася.
Воспитатель: Ребята, мне кажется, что наша рыбка загрустила, что же нам делать?
Дети: Мы ее отпустим в речку.
Воспитатель: Ребята, вы правильно поступаете. Я предлагаю вам немного отдохнуть, мальчики стелите покрывало, девочки приготовьте еду к обеду. А я пойду, посмотрю, не потух ли наш костер и подложу дров, если надо.
Воспитатель «обожгла руку».
Воспитатель: Ой-ой, я обожгла руку, что же мне делать? Помогите мне.
Обыгрывается игровая ситуация «Медицинская помощь».
Воспитатель: Спасибо вам ребята. Давайте пообедаем и отдохнем.
Игровая ситуация «Обед на берегу», затем мальчики играют с мячом, девочки фотографируют и собирают цветы и листья для гербария.
Воспитатель: Ребята, отдохнули, пора возвращаться домой.
Что нам нужно не забыть?
Ответы детей: Убрать за собой, чтобы не было мусора, природа оставалась такой же красивой, затушить костер, чтобы не загорелся лес, и не погибли животные.
Дети убирают за собой.
Воспитатель: Ну, что в путь. Рассаживайтесь удобнее. Ребята мне так понравилось путешествовать с вами, а вам?
Дети: и нам тоже очень понравилось.
Воспитатель: Как много рыбы поймал Дима, какой клев был у Андрея, какую рыбу мы поймали, помните?
Дети делятся впечатлениями.
Воспитатель: Ребята, а вы фотографировали моменты нашего путешествия?
Дети: Да, мы сделали много кадров.
Воспитатель: Вот мы и дома, в детском саду. Отдыхайте и подумайте, куда мы отправимся путешествовать в следующий раз.
Приложение 3
Сюжетно - ролевая игра «Банк»
Цель: Сформировать у детей умение играть в сюжетно-ролевую игру “ Банк”
Задачи:
• Учить подбирать предметы и атрибуты для игры;
• Учить выполнять игровые действия с общим игровым замыслом;
• Развивать и обогащать сюжет игры;
• Формировать элементарные ролевые диалоги.
• Подводить к самостоятельному созданию игровых замыслов;
• Воспитывать дружеские взаимоотношения;
• Развивать парное ролевое взаимодействие;
Примерный ход игры
Дети заходят в группу, встают в круг.
Воспитатель:
- У Вас у всех растут года,
Будет и семнадцать
Где работать вам тогда,
Чем заниматься?
Дети, давайте поговорим о том, какие профессии вы знаете?
Кем бы вы хотели стать? Но чтобы работать, надо сначала вырасти, закончить школу, учиться.
А как хочется прямо сейчас стать взрослым и поработать, правда?
Давайте отправимся в путешествие туда, где все дети сразу становятся взрослыми и могут выбрать для себя профессию. Хотите?
А поедем на этом автобусе (стульчики в ряд по 3). Я буду водителем, а вы пассажиры.
- Качу, лечу во весь опор
Я сам шофер и сам мотор!
Нажимаю на педаль
И машина мчится вдаль.
Итак, поехали (звучит музыка).
Вот мы и приехали, и вы все сразу стали взрослыми.
Вот бы поработать. А где, я вам скажу?
Вот здесь у нас магазин-
Все продукты на витрине.
Чай, кофе, колбаса, разбегаются глаза.
Подходите. Покупайте.
Деньги в кассу отдавайте.
А здесь Банк.
Вот касса сбербанка.
Здесь вы можете открыть карточку, положить деньги на хранение, снимать деньги, оплачивать за услуги детского сада, школы, и многое другое. Всегда к вашим услугам кассир. Работает банкомат. В зале сбербанка присутствует охрана. Дети встают в очередь (примерный диалог детей и кассира):
Клиент:
- Здравствуйте! Я хочу снять деньги, вот моя карточка.
Кассир:
- Здравствуйте! Сколько будите снимать?
Клиент:
- (Счет до 10). Три рубля.
Кассир:
- Скажите, пожалуйста, ФИО. Вот ваши деньги. Получите!
Клиент:
- Спасибо, до свидания!
2-й клиент:
- Здравствуйте! Мне нужно заплатить за детский сад.
Кассир:
- Назовите, пожалуйста, ФИО ребёнка, детский сад, группу.
Сколько будите платить? (2-й клиент называет сумму).
Кассир:
- Возьмите, пожалуйста, квитанцию, всего вам доброго.
3-й клиент:
- Здравствуйте! Мне нужно отправить деньги моей маме.
Кассир:
Сколько? Назовите ФИО вашей мамы?
(3-й клиент называет сумму).
Кассир:
- Деньги отправлены ваша мама скоро их получит.
3-й клиент:
- Спасибо.
Кассир:
- Деньги можно снимать через банкомат, можно заплатить за телефон.
Воспитатель:
- Теперь вы видите, как много интересного в нашем городке. Вы мечтаете трудиться там, где вам понравится.
По ходу игры воспитатель помогает создавать игровую ситуацию, обстановку, наладить взаимоотношения, следит за культурой общения.
Воспитатель:
- В нашем городе, наступил вечер, закончился рабочий день, закрываются магазины, аптеки, больницы, а также банк. Все садимся в автобус и возвращаемся в детский сад. Наше путешествие закончилось.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приказ о составе творческой группы городской опорной площадки «Методические и содержательные основы ранней профориентации детей дошкольного возраста»
Состав творческой группы...
Приказ о составе творческой группы очного этапа методического квеста в рамках городской опорной площадки "Методические и содержательные основы ранней профориентации детей дошкольного возраста"
Приказ о составе творческой группы городской опорной площадки "Методические и содержательные основы ранней профориентации детей дошкольного возраста"...
Методическая разработка: «Методическое сопровождение работы по ранней профориентации детей дошкольного возраста»
Дошкольный возраст-это тот подготовительный этап, в котором закладываются основы для профессионального самоопределения. Важно чтобы ребёнок с раннего возраста проникся уважением к любой профессии, и п...
Методическая разработка " Планирование работы воспитателей и специалистов по ранней профориентации детей дошкольного возраста в группах общеразвивающей и компенсирующей направленности ГБДОУ"
Методическая разработка "Планирование работы воспитателей и специалистов по ранней профориентации детей дошкольного возраста в группах общеразвивающей и компенсирующей направленности ГБДОУ" ...
МАСТЕР–КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ИСКУССТВО, КУЛЬТУРА» «РАННЯЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ ТЕАТРОВ»
Добрый день, уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию мастер-класс, тема которого «Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста через различные виды театров»....
Методическая разработка по ранней профориентации детей дошкольного возраста
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ - ДЕТСКИЙ САД №19 " СВЕТЛЯЧОК" г. БАЛАКОВО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ...
Методическая разработка для воспитателей по теме "Ранняя профориентация детей дошкольного возраста"
методическая разработка для педагогов и родителей, помогающая детям дошкольного возраста начать осознавать свои интересы и склонности в...