Краткосрочный проект "Мы знакомимся!"
проект (младшая группа)

Сухинина Ольга Петровна

Сценарий первой встречи родителей, детей 3- лет и педагогов в новой группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл my_znakomimsya.docx50.8 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический проект

«Мы знакомимся»

Тип проекта: Информационно - творческий

Масштаб: Краткосрочный (2 недели)

Участники проекта:

  •  Воспитатель  Сухинина Ольга Петровна
  • Дети 2младшей группы
  • Родители

Основание для разработки:

Проблема:

 Освоение речи детьми раннего возраста вносит важные изменения во взаимоотношения ребенка с окружающим миром, меняет его позицию среди людей и отношение к самому себе.

Значение речи в процессе адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ велико. Согласно результатам наблюдений главная трудность, которая подстерегает ребенка при поступлении в ДОУ, связана с включением его в группу неизвестных сверстников. Доказано, что в первую неделю посещения ДОУ проявление речевой активности у детей резко снижается примерно на 73%.

Освоение речи помогает ребенку установить контакт и наладить совместные действия с другими детьми, овладеть разными видами занятий: заучиванием стихов, слушанием, пением, дидактическими играми.

По нашему мнению проблемы межличностного (диалогического) общения для ребенка начинаются в основном в семье. Нежелание общаться (из – за нехватки времени, усталости родителей), неумение общаться (родители не знают, о чем разговаривать с ребенком, как строить диалогическое общение с ним) отрицательно влияет на деятельность и душевное самочувствие малыша. Именно тесное взаимодействие между педагогами и родителями позволяет комплексно решать данную проблему.

Актуальность:

Сотрудничество дошкольного учреждения и семьи социальному и речевому развитию ребенка. Оно не только ориентирует на выявление проблемы, но и показывает возможности ее решения. Основой такого сотрудничества является идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, и все другие социальные институты призванные помочь, направить и дополнить их воспитательную ценность.

 И так, важнейшим условием для того, чтобы ребёнок овладел правильной речью, является та речевая атмосфера, в которую он погружён   с первых дней своего существования. Поэтому для овладения грамотной речью неоценимо важна роль семьи.

Данный проект направлен на сплочение детского коллектива и ребенка с семьей, а также дошкольного учреждения с семьей.

Цель: Создание положительной эмоциональной среды общения между детьми, родителями и воспитателями.

Задачи: 

Образовательные:

 – учить детей составлять с помощью взрослого описательный рассказ об игрушке; отвечать на вопросы; развивать умение правильно употреблять в речи глаголы и прилагательные,

Развивающие:

 – развивать социально-личностную сферу дошкольников, посредством совместной творческой деятельности детей и родителей;

    Воспитательные:

- воспитывать доброжелательные отношения в детском коллективе и между  родителей.

Этапы реализации проекта:

Подготовительный:

- Определение цели и задач проекта;

 - Изучение методической литературы;

-  Составление плана мероприятий по организации  детской деятельности; 

 - Обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта.

- Подготовить художественную литературу по данной теме для совместного чтения с детьми в группе, наглядного материала.

    2.  Основной  (реализация проекта)

Формы работы

       задачи

Срок реализации

Ответственный

    участники    

Беседа «Моя любимая игрушка»

Развивать речевую активность, умение отвечать на вопросы

Воспитатель

дети

Игра с мячом «Называем игрушки»

Закрепить обобщающее понятие -  «игрушки»

Воспитатель

дети

Рассматривание иллюстраций к стихам А. Барто «Игрушки»

Поддерживать интерес к художественной литературе

Воспитатель

дети

Рассматривание предметных картинок: «Машинка», «Кукла», «Петушок»

Учить с помощью взрослого составлять описательный рассказ по картинке

Воспитатель

дети

Заучивание стихотворения А. Барто «Лошадка»

Побуждать производить действия с игрушками в соответствии с текстом;

Побуждать договаривать отдельные слова.

Воспитатель

дети

Пальчиковая гимнастика: «Сидит белка на тележке…», «В детский сад идти пора»

Развивать мелкую моторику рук, речевую активность.

Воспитатель

дети

НОД Познание «Что могут делать игрушки»

(приложение № 2)

Побуждать совершать действия с игрушками по словесному указанию;

Учить называть игрушку и её основные части;

Воспитатели

дети

НОД Развитие речи Составление описательного рассказа «Моя любимая игрушка»

(приложение № 1)

Учить умению описывать предмет, выделяя его наиболее характерные признаки

Настольная игра «Лото – Игрушки»

Учить играть в новую игру, закрепить название игрушек, умение играть в небольшой подгруппе

Воспитатели

дети

Игры на сплочение детского коллектива: «Ласковые имена», «А я сегодня вот такая!», «Угадай меня», «Мишка – Топтыжка»

Формировать умение называть сверстников по именам, воспитывать доброжелательные отношения друг к другу

Воспитатель

дети

Взаимодействие с родителями

Круглый стол «Будем знакомы»

(приложение № 3)

 Расширение контакта между педагогами и родителями; повышение педагогической культуры родителей; моделирование перспектив взаимодействия на новый учебный год.

Воспитатели

родители

Фотовыставка «Приятно познакомиться»

Воспитатели

родители

Пособие «Здравствуйте, я пришел»

Воспитатели

Родители

дети

Настольная игра «Лото – игрушки»

Привлекать родителей к созданию ППРС

Родители

Наглядная консультация для родителей «Основные правила семейного воспитания» (приложение 4)

Повышение уровня педагогической компетентности родителей.

Воспитатели

Наглядная консультация для родителей «Роль семьи в воспитании речи детей. Игры и игровые задания для развития речи детей дома»

 (приложение 5).

Повышение уровня педагогической компетентности родителей.

Воспитатели

3. Заключительный:

Коллективное создание альбома « Игрушки»

Цель: Учить детей умению описывать игрушку, выделяя её наиболее характерные признаки; развивать связную речь, умение внимательно слушать товарища, дополнять его рассказ;

 Появление в семье общих интересов, увлечений, как для взрослых, так и для детей;

Ожидаемые результаты:

Методические результаты:

     Разработка проекта;

     Разработка конспектов НОД;

     Наглядно – стендовая информации

Образовательные результаты:

Вовлечение родителей в педагогический процесс ДОУ, укрепление заинтересованности родителей в сотрудничестве с ДОУ;

 Повышение уровня педагогической компетентности родителей;

Развитие познавательно-речевой активность детей младшего дошкольного возраста

Продуктивные результаты

Создание благоприятных условий для развития каждого ребёнка.

Практическое освоение знаний психолого-педагогических особенностей воспитания ребёнка через групповые тематические выставки детских работ, конкурсные программы, проекты.

 Анализируя проделанную работу можно сделать выводы:

1. Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей младшего возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды их деятельности (игровую, познавательную, речевую);

2. Отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей на знакомство с игрушками, песенками и потешками, а так же со словесными играми.

3. Возросла речевая активность детей, что положительно повлияло на самостоятельную игровую деятельность детей.

4. Считаем, что удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия педагог - родители. Родители принимали активное участие в реализации проекта.

Перспектива на будущее: Разработать перспективу проекта “Моя семья”. Данный проект будет актуальным, так как, поможет развить познавательно-речевую сферу ребенка младшего дошкольного возраста, расширить кругозор  на базе ближайшего окружения, создать условия для развития самостоятельной познавательной активности.

 Использованная литература:

Методическое руководство для воспитателей, работающих по программе «Радуга»

Н.А.Карпухина «Реализация содержания образовательной деятельности»

Н.С.Голицына «Конспекты комплексно – тематических занятий»

М.Д.Маханева, С.В.Рещикова «Игровые занятия с детьми 1 – 3 лет»

Г.И.Винникова «Занятия с детьми 2 – 3 лет»

Обогащена развивающая среда:

  • Альбом для рассматривания«Игрушки»
  • Настольная игра «Лото – Игрушки»
  • Пособие «Здравствуйте, я пришел»
  • Фотовыставка «Приятно познакомиться»
  • Картотека стихов А. Барто «Игрушки»
  • Картотека потешек в режимных моментах

Разработаны методические пособия:

  • Конспекты НОД  Познание «Что могут делать игрушки», Развитие речи «Моя любимая игрушка», Взаимодействие с родителями Круглый стол «Будем знакомы»
  • Разработан стендовый материал для родителей «Основные правила семейного воспитания», «Роль семьи в воспитании речи детей. Игры и игровые задания для развития речи детей дома»

Приложение:

(Приложение №1)

Конспект НОД по развитию речи в 1  младшей группе «Моя любимая игрушка»

Программные задачи: Учить умению описывать предмет, выделяя его наиболее характерные признаки; развивать связную речь, умение внимательно слушать товарища, дополнять его рассказ.

Материал: коробка с игрушками. / игрушек 2 комплекта/.

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, у вас дома много игрушек. Вот сейчас каждый из вас про себя подумает, представит себе самую любимую свою игрушку. А теперь по очереди расскажите о своей любимой игрушке.

- Как она называется? / машина. кукла, мяч, медвежонок, зайка и. т. д. /

-Какая она, из какого материала сделана, какого цвета? и. т. д.

Каждый ребенок вкратце рассказывает о своей любимой игрушке.

Воспитатель по необходимости помогает, подсказывает, учит правильно составлять предложения.

Физкультминутка. «Повторяем движения вместе с зайкой».

Дидактическая игра: «Что игрушка расскажет о себе».

Игровые правила. Вынимать игрушки по одной из коробки; рассказывать все об игрушке, что знаешь и видишь (другие дети дополняют) .

Игровые действия. Поиск предмета, одинакового с описанным. Кто первым нашел, тот берет следующую игрушку для описания.

Ход игры. Для этой игры воспитатель подготавливает два комплекта игрушек (по паре каждой из игрушек). Один комплект он кладет в коробку, игрушки из другого комплекта раскладывает в комнате так, чтобы их надо было искать. (Это он делает еще до того, как дети сели играть.)

В начале игры воспитатель ставит на стол коробку. Дети еще не знают, что в ней, но появление коробки, загадочный тон педагога вызывает у них интерес к игре. Интерес еще больше усиливается, когда воспитатель предлагает угадать, что в коробке. Воспитатель предлагает двум-трем детям вынуть из коробки все игрушки. Ребята рассматривают игрушки, расставленные на столе, по желанию берут их в руки. После того как непосредственный интерес к игрушкам удовлетворен, воспитатель объясняет правила игры:

- Дети, мы сейчас поиграем в игру, которая называется «Что игрушка расскажет о себе? » Вот, смотрите: что это? (Показывает знакомый детям красный шар, потом толкает его, и шар катится по столу.)

Дети отвечают:

- Шар, красный шар. Он катится.

- А как вы узнали? - спрашивает воспитатель.

- Да ведь видно сразу! - весело отвечают дети.

- Правильно, шар рассказывает о себе, что он круглый красный, катится, - подтверждает воспитатель. - Вот мы и будем смотреть на игрушки, можно даже постучать ими, сравнить их, взвесить на ладошке и сказать, что игрушка рассказывает о себе. Один будет рассказывать, а все слушать и замечать, все ли сказано. А потом мы пойдем по группе и будем искать такую же игрушку, совсем, совсем одинаковую. Кто первым найдет и принесет ее на стол, тот возьмет игрушку из коробки и расскажет о ней.

Воспитатель уточняет, что приносить игрушку надо только одинаковую и искать ее по всей групповой комнате. Кто первым увидел игрушку, бежит к столу, ставит ее, остальные возвращаются на свои места.

- Молодец, Дима, ты был очень внимательным. Выбирай теперь игрушку и расскажи ребятам о ней, - говорит воспитатель.

В начале игры воспитатель дает образец описания, преднамеренно опуская один из признаков, чтобы дать возможность кому-нибудь из детей дополнить. Во время описания игрушек детьми в случае затруднения воспитатель помогает. Игра продолжается до тех пор, пока все игрушки «расскажут» о себе и всем будет найдена пара.

Двигательная активность в игре предупреждает утомление детей, повышает их эмоциональный тонус, активизирует мышление, внимание, речь.

В конце занятия воспитатель делает итог занятия. Хвалит кто был очень активен во время игры, хорошо описывал любимую игрушку.

(Приложение №2)

Конспект НОД по познанию в 1 младшей группе «Что могут делать игрушки»

Программные задачи: Учить называть игрушку и её части;

Закрепить понятие «игрушки»

Побуждать совершать действия с игрушками по словесному указанию воспитателя;

Помочь понять значение слов «вверх – низ», отчетливо произносить их;

Воспитывать интерес к совместной деятельности.

Материал: набор игрушек в коробке – кукла, мишка, зайчик, птичка, кубики, кукольная посуда, фонограмма песни «Мишка с куклой…»

Ход:

(Дети сидят на стульчиках полукругом)

Воспитатель вносит красивую коробку, достает из неё игрушки и читает стихотворение З.Петровой «Мои игрушки»

Хорощи у нас игрушки:

Куклы мишки и хлопушки,

С ними весело играть,

Но не надо забывать:

Игрушки – не люди,

Но все понимают

И очень не любят,

Когда их ломают.

- Что я достала из коробки? (игрушки)

- Что можно с ними делать? (играть)

Воспитатель предлагает детям поиграть с игрушками, дает задания с одним, затем с двумя действиями.

Задания:

- (Имя ребенка), возьми куклу и покорми её с ложечки.

- С кем играла (имя ребенка). Как играла?

- Найди среди игрушек мишку и покружись с ним. (Аналогичные вопросы)

- Возьми зайчика, посади за стол, поставь ему тарелочку. И т.д.

- (Имя ребенка), возьми мишку, а (имя ребенка), возьмет куклу, и потанцуйте вместе.

- А теперь детки тоже потанцуют, как мишка с куклой

Физкультминутка «Мишка с куклой…»  (Звучит фонограмма песни)

- Как называются эти игрушки? (показ кубиков)

- Как можно с ними поиграть? (построить башню, домик)

- Помогите мне, построить башню. (Дети выполняют просьбу воспитателя)

Воспитатель показывает птичку, демонстрирует ее полет на башне вверх – низ, сопровождая словами, побуждает детей повторять слова.

- Куда полетела птичка? (Вверх)

- А сейчас, куда она перелетела? (Вниз) И т.д.

Подводя итог, воспитатель хвалит всех детей принявших активное участие.

(Приложение №3)

Конспект организационного собрания

«Будем знакомы»

Цели: Расширение контакта между педагогами и родителями; повышение педагогической культуры родителей; моделирование перспектив взаимодействия на новый учебный год.

Задачи: 

  1. Познакомить родителей с задачами и особенностями  воспитательной - образовательной работы в группе раннего возраста, задачами дошкольного учреждения на новый учебный год;
  2. Создать условия для знакомства родителей друг с другом;
  3. Вызвать у родителей потребность к педагогическим знаниям, учить наблюдать за ребенком, изучать его, видеть успехи и неудачи, стараться помочь ему развиваться в его собственном темпе.

Форма проведения: круглый стол

Участники: родители, воспитатели группы, администрация детского сада.

Подготовительный этап:

  1. Подготовка фотовыставки «Приятно познакомиться»
  2. Анкетирование родителей «Будем знакомы»
  3. Подготовка материала к пособию «Здравствуйте, я пришел!» (фотографии детей , шаблоны цветов, цветные ленточки, деревянные шпажки, клей ПФ ,ваза, ножницы и т. д.)
  4. Магнитофон, улыбка из бумаги, шкатулка, ручки, бумага для записей.
  5. Разработка проекта родительского собрания.

Повестка:

  1.  Родительские договоры (Заведующий ДОУ).
  2. Знакомство родителей и педагогов.  (Воспитатели).
  3. Адаптация в группе.  (Психолог  ДОУ).
  4. Особенности образовательного процесса в группе (Воспитатели).
  5. Выборы родительского комитета.
  6. Пожарная безопасность «Спички – не игрушки, а огонь – не забава» (Воспитатели).
  7. Разное.

Ход.

Организационный этап.

Родители заходят, рассаживаются произвольно.

Звучит музыка, помогающая снять усталость, настраивающая на совместную работу. Столы расположены полукругом.

1.Воспитатель:

-  Добрый вечер, уважаемые родители! Мы очень рады видеть Вас на нашем первом собрании. Сегодня мы расскажем Вам о периоде адаптации наших детей, возрастных особенностях, программе по которой мы будем работать и решим некоторые организационные вопросы. Но в начала предоставим слово заведующему нашим детским садом (Выступление заведующего).

2.Воспитатель: -  Предлагаю вам познакомиться  и подарить друг другу комплименты с помощью вот такой улыбки.

Игра «Комплимент»

Родители встают в круг. Начиная с воспитателя, каждому участнику необходимо представиться, передавая улыбку из бумаги и сказать рядом стоящему соседу комплимент или какое- либо пожелание. Замкнуть круг пожеланий- комплиментов на воспитателях, обозначив единение педагогов и родителей.

Воспитатель: Чтобы продолжить наше знакомство, предлагаем еще одну игру.

Игра «Ветер дует на…»

- Встаем в круг и если та информация, о которой я буду говорить -  касается вас, вы просто делайте шаг внутрь круга и обратно.

И так, ветер дует на …

- Кто имеет личный опыт воспитания одного ребенка;

- Кто имеет личный опыт воспитания двух детей;

- Кто имеет личный опыт воспитания трех детей;

- Кто имеет педагогическое образование;

- Кто имеет психологическое образование;

- Кто имеет экономическое образование;

- Кто  имеет техническое образование;

- Кто считает, что ваш ребенок подготовлен к посещению детского сада;

- Кто приучал ребенка к режиму дня приближенному к режиму детского сада;

- У кого хорошее настроение.

3. Воспитатель: О том, как проходит адаптация наших детей нам расскажет наш психолог

(Выступление психолога – 15мин.)

Воспитатель: - Для того, чтобы нам можно было работать в более тесном контакте, мы сейчас с Вами немного поиграем.

Игра «Хвалилка»

Каждый из участников должен похвастаться каким-либо качеством или умением своего ребенка. (Например - «Мой Дима хорошо отбивает мяч и т. д.)

4. Особенности образовательного процесса в группе.

Воспитатель знакомит с целями и задачами на новый учебный год, запланированными мероприятиями с участием родителей, о режиме дня, образовательных программах, по которым осуществляется педагогический процесс, видах детской деятельности.

  Родители задают интересующие их вопросы, высказывают предложения по улучшению качества образовательного процесса.

5.Выборы родительского комитета.

(Коротко рассказать о функциях родительского комитета)

Родителям предлагается  обсудить кандидатуры. Родительские голоса подсчитываются, оглашаются результаты. Прямым голосованием родительский комитет утверждается.

6.Воспитатель: «А ещё мне хотелось бы, поговорить о безопасности наших детей. Мы с вами знаем, что спички – не игрушки, а огонь – не забава. И наша обязанность рассказать об этом, даже таким маленьким деткам. Вся информация подобного рода будет размещена в приёмной группы, в уголке «Безопасность»

Воспитатель: «Чтобы наши дети были такими же дружными и сплоченными, с удовольствием шли в детский сад, предлагаем всем вместе изготовить пособие «Здравствуйте, я пришел», которое будет нас встречать в приёмной детского сада.

Родители наклеивают фотографию своего ребенка на шаблон цветка, укрепляют на шпажку и ставят в вазу.

Воспитатель: Наше собрание заканчивается, а в руках у меня  шкатулка. Предлагаю каждому из вас написать, что - бы вы хотели изменить,  добавить каждому из педагогов .Какие качества и умения вы хотите развить и  воспитать в своем ребенке. Наша шкатулка волшебная! Всё, что запланируете, мы постараемся учесть в работе. А итоги подведем в конце года.

Всего доброго. Спасибо за сотрудничество!

(Приложение №4)

Консультация для родителей

Основные правила семейного воспитания

Уважаемые родители! Ваш ребенок – это ваше будущее, ваше бессмертие. Ведь каждый человек физически продолжается в своих детях, внуках, в своих потомках. И Вы, конечно, хотите, чтобы Ваше продолжение было достойным, чтобы Ваш ребенок стал полноценным человеком, культурной, творчески активной и социально значимой личностью. Для этого Вам просто необходимо придерживаться в воспитании Вашего ребенка следующих основных правил:

1. Главный закон семьи: все заботятся о каждом члене семьи, а каждый член семьи в меру своих возможностей заботится обо всей семье.

2. Ребенок должен быть членом семьи, а не ее центром. Когда ребенок становится центром семьи и родители приносят себя ему в жертву, он вырастает эгоистом с завышенной самооценкой, он считает, что «все должно быть для него». За такую безрассудную любовь к себе он зачастую отплачивает злом – пренебрежением к родителям, к семье, к людям. Не менее вредно, конечно, равнодушное, тем более пренебрежительное, отношение к ребенку. Избегайте крайностей в любви к ребенку!

3. Главные средства воспитания ребенка – это пример родителей, их поведение, их деятельность; это заинтересованное участие ребенка в жизни семьи, в ее заботах и радостях; это труд и добросовестное выполнение им ваших поручений. Слова – вспомогательное средство. Ребенок должен выполнять определенную, все усложняющуюся по мере взросления работу по дому для себя, для всей семьи.

4. Развитие ребенка – это развитие его самостоятельности. Поэтому не опекайте его, не делайте за него то, что он может и должен сделать сам. Не страшно, если он сделает что-то не так: ему полезен опыт ошибок и неудач. Разъясняйте ему его ошибки, обсуждайте их вместе с ним, но не наказывайте за них. Предоставьте ему возможность попробовать себя в разных делах, чтобы определить свои способности, интересы и склонности.

5. Основа поведения ребенка – это его привычки. Следите за тем, чтобы у него образовались добрые, хорошие привычки и не возникали дурные. Научите его различать добро и зло. Разъясняйте вред куренья, алкоголя, наркотиков, распущенности, вещизма, лжи. Учите его любить свой дом, свою семью, добрых людей, свой край.

6. Для воспитания ребенка очень вредны противоречия в требованиях родителей. Согласуйте их между собой. Еще более вредны противоречия между вашими требованиями и требованиями воспитателей, учителей. Если вы не согласны с требованиями педагогов или они вам непонятны, обсудите вместе возникшие проблемы.

7. Очень важно создать в семье спокойный, доброжелательный климат, когда никто ни на кого не кричит, когда даже ошибки и проступки обсуждаются без брани и истерики. Психическое развитие ребенка, формирование его личности в большой степени зависит от стиля семейного воспитания. Нормальный стиль – это демократический, когда детям предоставляется определенная самостоятельность, когда относятся к ним с теплотой и уважают их личность. Конечно, необходим некоторый контроль поведения и обучения ребенка с целью оказания ему помощи в трудных ситуациях. Но важнее всячески способствовать развитию у него самоконтроля, самоанализа и саморегуляции деятельности и поведения. Не оскорбляйте ребенка своими подозрениями, доверяйте ему. Ваше доверие, основанное на знании, будет воспитывать у него личную ответственность. Не наказывайте ребенка за правду, если он признался в своих ошибках сам.

8. Приучайте ребенка заботиться о младших и старших в семье. Мальчик пусть уступает девочке, с этого начинается воспитание будущих отцов и матерей, подготовка счастливого супружества.

9. Следите за здоровьем ребенка. Приучайте его самостоятельно заботиться о своем здоровье, о физическом развитии. Помните, что за годы обучения ребенок переживает в той или иной форме возрастные кризисы: в 6-7лет, когда у ребенка возникает внутренняя позиция, осознание своих чувств и переживаний; кризис полового созревания, проходящий обычно у девочек на 2 года раньше, чем у мальчиков, и юношеский кризис поиска своего места в жизни. Будьте внимательны к ребенку в эти кризисные периоды, меняйте стиль своего отношения к нему по мере перехода от одного возрастного периода к другому.

10. Семья – это дом, и как всякий дом он может со временем ветшать и нуждаться в ремонте и обновлении. Не забывайте время от времени проверять, не нуждается ли ваш семейный очаг в таком обновлении.

Желаем Вам успехов в трудном деле семейного воспитания!

(Приложение №5)

Консультация для родителей

«Роль семьи в воспитании речи детей. Игры и игровые задания для развития речи детей дома»

       Важнейшим условием для того, чтобы ребёнок овладел правильной речью, является та речевая атмосфера, в которую он погружён   с  первых  дней своего существования. Поэтому для овладения грамотной речью неоценимо важна роль семьи.

       Развитию грамотной речи способствуют словесные игры. Джанни Родари утверждал, что именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. В игре нет схем и правильных образов, ничто не  сковывает ребёнка. Не поучать и обучать, а играть

с ним, фантазировать, сочинять, придумывать - вот что необходимо ребёнку.

       Играя с ребёнком,  будьте  дружелюбны и уважительны к нему. Он должен чувствовать, что эти занятия - не скучная неизбежная повинность, а интересная, увлекательная  игра,  в  которой  он обязательно должен выиграть. Поощряйте его малейшие успехи и будьте терпеливы при  неудачах.  Если  задание  кажется ребёнку сложным, приведите несколько примеров его выполнения или попросите выбрать  верный  вариант  из  предложенных  Вами.  Ни  в  коем  случае не предлагайте механически повторить за Вами готовый ответ.

       Предлагаемые ниже словесные игры и упражнения способствуют активизации речевого развития детей. в эти игры которые можно играть с детьми на кухне, по дороге из детского сада, собираясь на прогулку, идя в магазин, на даче,  перед сном  и т.д.

1. «Слово на ладошке». Назвать слова, которые находятся у Вас в кармане, на по-толке, на лице и т.д.

2. «Что бывает?». Подобрать к прилагательному согласованное с ним в роде, числе, падеже существительное.

Зелёный -…дом, помидор. Зимняя -…одежда, рыбалка. Домашнее -…печенье, задание.

3.«Общие слова».

1. Ребёнок должен назвать  фрукты…, мебель…, птиц…, овощи…, одежду…

2. Ребёнку предлагается назвать одним словом: н-р, сосна, берёза, клён – это…

 4.«Четвёртый лишний».

Ребёнок должен назвать, что лишнее, и объяснить почему.

Н-р: ваза- роза- нарцисс- гвоздика.

5.«Скажи наоборот».

Взрослый называет какое - либо слово, а  ребёнок подбирает «слово наоборот».

Существительные: смех- …, лето- …, день- …, холод- …,север- … и т.п.

Глаголы: пришёл- …, нырнул- …

Прилагательные: широкий- …, маленький- …, богатый-… и т.п.

Наречия: далеко-…, высоко- …

6. «Большой - маленький».

Ребёнку предлагается назвать ласково,

н-р, ложку - ложечка, стул- стульчик и т.д. В темах «Дикие  и домашние животные» это могут быть названия детёнышей, а могут быть и ласкательные слова: лисонька, заинька, коровушка.

7. «Отгадай загадку».

Загадки учат детей образно мыслить. Предлагайте детям отгадывать их как можно чаще.

Н- р: «Круглый бок, жёлтый бок, сидит на грядке колобок. Что это?» (Репка).

Загадывайте детям описательные загадки, н-р: Это овощ, растёт на грядке, круглый,

красного цвета, сладкий на вкус, его кладут в салат. (Помидор)

8. «Назови, какой…». Образование прилагательных. Н-р, сок сделан из яблок, значит он яблочный, варенье из яблок - яблочное и т. д.

9. «Расскажи стихотворение».

Заучивайте с детьми стихотворения, они развивают память и мышление.

10.  «Расскажи сказку». Читайте детям сказки, беседуйте по содержанию, разыгрывайте сказки по ролям, рисуйте картинки по сказкам.

Азбучные истины

Для того чтобы речь ребёнка развивалась правильно, родителям необходимо соблюдать несколько условий.

Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития! Не перегружайте ребёнка речевыми занятиями. Игры, упражнения, речевой материал должны соответствовать его возрасту.

В общении с ребёнком следите за своей речью. Говорите с ребёнком не торопясь, звуки и слова произносите чётко и ясно, при чтении не забывайте о выразительности. Непонятные слова, обороты, встречающие в тексте, непременно объясните малышу.

Не подделывайте под детскую свою речь, не злоупотребляйте также уменьшительно-ласкательными суффиксами - все это тормозит  развитие ребенка.

Своевременно устраняйте недостатки речи ребёнка. Стремясь указать неточности и ошибки, встречающиеся в его речи, будьте чрезвычайно осторожны и ни в коем случае не смейтесь над малышом. Самое лучшее -тактично поправьте его и покажите, как надо произнести слово.

Если ребёнок торопится высказать свои мысли или говорит тихо, напоминайте ему: говорить надо внятно, чётко и не спеша.

Не оставляйте без ответа вопросы ребёнка. И не забудьте проверить: понятен ли ему ваш ответ? Раз в месяц записывайте речь ребёнка на магнитофон. На первом году жизни можно записать гуление, лепет, первые слова малыша. В дальнейшем - беседы с ребёнком, его речь во время игр, чтение стихов, пересказ прочитанного, а также самостоятельные высказывания. Время записи- от 1 до 5-10 минут, при этом не забывайте указывать возраст ребёнка. Такие записи не только помогут в работе над речью, но со временем будут хорошим подарком для сына или дочери.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности формирование элементарных математических представлений и художественное творчество: ( аппликация) в старшей группе с использованием ИКТ – технологий. Тема: «Знакомая и не знакомая русская матрешка»

- Развивать мыслительные операции, самоконтроль,  классификацию, зрительное восприятие;- Совершенствовать координацию руки и глаза, мелкую моторику рук- Воспитывать доброжелательность, выражать с...

Краткосрочный проект День здоровья «По страницам знакомых сказок» средняя группа

Краткосрочный проектДень здоровья «По страницам знакомых сказок»средняя группа...

Проект «КОСМОС знакомый и не знакомый».

Интерес детей к космосу, определил тему проекта «КОСМОС знакомый и не знакомый». Это одно из познавательных направлений, всегда интересных детям....

Краткосрочный проект Тема: «Знакомим детей с музеями России»

ознакомление дошкольников с историей культуры и искусства через знакомство с музеями города, страны...

Краткосрочный проект Тема: «Знакомим детей с музеями России»

ознакомление дошкольников с историей культуры и искусства через знакомство с музеями города, страны...

Творческий краткосрочный проект "Давайте знакомиться!" в средней группе

Целью проекта "Давайте знакомиться" стало желание сформировать у детей понятие о том, что значит уметь дружить, установить дружеские отношения между сверстниками; помочь осознать характерные...