Тематическая беседа для детей подготовительной группы «Дети блокадного Ленинграда
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Толмачева Елена Вячеславна

данный материал поможет педагогам в доступной форме рассказать детям о блокаде Ленинграда

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tematicheskaya_beseda_dlya_detey_podgotovitelnoy_gruppy.docx19.46 КБ

Предварительный просмотр:

Тематическая беседа для детей  подготовительной группы

«Дети блокадного Ленинграда

Цель:

•Формировать патриотические чувства подрастающего поколения, интерес к истории своего города, страны.

•Установить связь между поколениями.

•Вызвать гордость за героическое прошлое близких родственников и всего советского народа.

Задачи:

•Пополнить исторические знания дошкольников о бессмертном подвиге советского народа во время блокады Ленинграда фашистскими захватчиками.

•Сформировать представление, о том за какие заслуги город Ленинград получил звание города-героя.

•Дать знания детям о том, что мы, потомки героев-освободителей, помним о них и чтим память о великом подвиге.

•Побудить у воспитанников чувства сострадания и гордости за стойкость и мужество детей, оказавшихся в осажденном городе.

•Воспитать у детей уважительное отношение к истории своей Родины, к людям старшего поколения.

Научить бережно относиться к продуктам питания, к хлебу.

Предварительная работа:

Чтение книг в группе:

-«Лист фикуса». Автор блокадница В.Н.Семенцова.

-«Вот как это было». Автор Юрий Герман.

-«Кукла». Автор Г.Черкашин.

- «900 дней мужества». В.Воскобойников.

Рассказы воспитателя о Дне снятии Блокады Ленинграда, о мужестве и стойковсти юных ленинградцев.

Рисунки, посвященные Блокаде Ленинграда.

Оформление временной экспозиции в мини-музее учреждения «900 дней и ночей»

Оборудование:интерактивная доска, компьютер, музыкальные колонки.

Лента отделочная «Блокадная», предметы экспозиции мини-музея: каска, котелок,кружка эмалерованная, тарелка эмаллерованная, кусочек хлеба, лампа керасиновая.

Ход занятия:

Педагог :Дети, вы любите праздники?(ответы детей)

Праздники обычно бывают шумные и радостные, с веселой музыкой, смехом, шутками. Но есть и такие, о которых говорят, что они «со слезами на глазах» - это памятные даты, о которых нельзя забывать.

     27 января – это памятная дата для всех жителей нашей страны.

В истории нашего города, Санкт-Петербурга, есть особая страница. Давным-давно (семьдесят  восемь лет тому назад) шла Великая Отечественная война. В опасности была вся наша страна (Родина, Отечество). Над нашим городом, тогда его называли Ленинградом, нависла смертельная угроза. Фашисты окружили город. Они решили уничтожить Ленинград и его жителей.

     Город, как живой организм, рождается, растет, развивается, иногда и умирает. Он может болеть, а может и хорошеть. Это зависит от людей, которые любят, берегут, защищают город. Послушайте, как бьется ваше сердце. Как вы думаете, есть ли сердце у города? ( Ответы детей).

    Пока в городе живы  люди, которые его берегут и защищают, пока бьются их сердца, до тех пор стучит и сердце города,  город жив. Сердце нашего Санкт-Петербурга бьется уже более 300 лет.

А в те горестные военные дни фашисты окружили наш любимый Ленинград кольцом блокады.

Ребята, как вы думаете, что такое блокада? (ответы детей)

Педагог: Это кольцо вокруг города.  Немцы окружили наш город и не давали уехать никому из него.. В город перестало поступать продовольствие. Наступила зима. Настали тяжелые блокадные дни. Их было 900…Это почти 2,5 года.

    В блокадном Ленинграде остановились трамваи, автобусы и троллейбусы. Не работало отопление, во многих домах не было света и воды.

    В городе оставалось много детей и только одна дорога, по которой можно было вывести больных, детей, раненых и привести муку и крупу. Где проходила эта дорога? Эта дорога проходила по льду Ладожского озера.  Ладога стала спасением, стала «Дорогой жизни» А почему она так называлась? (ответы детей)

      По этой дороге грузовики по льду перевозили муку, оружие.

К весне поездки по льду стали опасными: часто машины шли прямо по воде и это было очень опасно. Как вы думаете почему? (ответы детей)

Продуктов почти не осталось. Кусочек блокадного хлеба был очень маленьким. Многие мамы отдавали свой последний кусочек ребенку. Благородные и добрые мальчики прятали недоеденный сухарь в кармане и подкармливали своих младших сестер и братьев. Те, в свою очередь, делали тоже самое, только по отношению к совсем малышам .Норма хлеба снизилась в 5 раз, вот такой кусочек хлеба давали жителю блокадного Ленинграда- 125 грамм(показ предмета временной экспозиции – кусочек хлеба)И всё, больше ничего - только вода.

    До сих пор в этом городе сохранилось особое отношение к хлебу. Вам понятно почему?(ответы детей: Потому, что город пережил голод. Потому что ничего, кроме кусочка хлеба в день не было)

Педагог: Правильно, потому, что только маленький кусочек хлеба спас много жизней. И, давайте, и мы будем всегда уважительно относиться к хлебу. Да, сейчас у нас всегда много хлеба на столе, он разный, белый и черный, но он всегда вкусный. И все вы должны помнить, что хлеб нельзя крошить, нельзя оставлять недоеденным.

Дома не отапливались, не было угля. Люди в комнате ставили буржуйки, маленькие железные печурки, а в них жгли мебель, книги, письма, чтобы как- то согреться.( показ предмета временной экспозиции- керосиновая лампа) Но даже в самые лютые морозы люди не тронули в городе ни одного дерева. Они сохранили сады и парки для нас с вами.

Когда замкнулось блокадное кольцо, в Ленинграде оставалось кроме взрослых

400 тысяч детей – от младенцев до школьников и подростков.

    У детей блокадного Ленинграда было свое особенное детство, непохожее на других. Невзирая на бомбежки и постоянные обстрелы, школы продолжали работать. Ребята такого же возраста, как и вы, сели за парты и продолжали учебу в бомбоубежищах. Детей учили не только грамоте, но и тому, как пережить голод, страх.

     Дети были обучены всему необходимому и подготовлены к любому повороту сценария. Если во время урока начинался артобстрел, класс организованно устремлялся в отведенное место в бомбоубежище и продолжался урок.

    Учителя преподавали только самые важные предметы. Взрослые стремились сделать занятие интересным, чтобы хоть ненадолго ребенок забыл о том, что происходит на улице.

    Учиться в блокадном Ленинграде было подвигом, особенно в морозы. Детям и учителям приходилось самостоятельно колоть дрова, чтобы в классе стало хоть чуть-чуть теплее. Записи не велись, не только потому, что замерзали детские худые ручки, но и потому что, при минусовой температуре чернила не писали. Занятия длились не больше 25 минут.

    Новый Год – праздник, который ждал каждый ребенок, даже в те суровые дни. Учителя совершили настоящий подвиг – были организованы праздничные елки с подарками и сытным обедом. Для изнеможенных ленинградских мальчишек и девчонок это был незабываемый праздник. 

    Ленинград продолжал жить и работать. Кто же работал в блокадном городе? (ответы детей)

    На заводах для фронта делали снаряды, танки, реактивные установки. Работали на станках женщины и даже школьники. Люди работали до тех пор, пока могли стоять на ногах. А когда не было сил дойти до дома, они оставались до утра здесь же на заводе, чтобы утром опять продолжить работу. А как ещё помогали взрослым дети? (ответы детей)

Педагог: Они тушили зажигалки сброшенные с фашистских самолётов. Тушили пожары, носили воду из проруби на Неве, потому что водопровод не работал. Стояли в очередях за хлебом, который давали по спец. карточкам. Помогали раненным в госпиталях, устраивали концерты, пели песни, читали стихи, танцевали. 

   Город продолжал жить. Блокада не могла остановить творческую жизнь города. Работало радио, и люди узнавали новости с фронта. В труднейших условиях проходили концерты, художники рисовали плакаты, операторы снимали кинохроники.

Музыка звучала для воинов – ленинградцев. Она помогала людям бороться и оставалась с ними до самой победы.

    Ленинградский композитор Д. Д. Шостакович в эту жестокую зиму написал Седьмую симфонию, которую назвал «Ленинградской». Музыка рассказывала о мирной жизни, о нашествии врага, о борьбе и победе.

Звучит музыка «Седьмая симфония» Д.Д.Шостаковича

    В январе 1944 года наши войска перешли в наступление. И вот пришел этот час. 27 января 1944 года советские войска прогнали фашистов с Ленинградской земли. Ленинград был освобождён от блокады.

     В честь победы в городе был праздничный салют. Все люди вышли из своих домов и со слезами на глазах смотрели на салют.

900 дней и ночей боролся наш город и выстоял и победил.

      Но каждый должен знать и помнить подвиг защитников В память о павших в те дни, на Пискарёвском кладбище, у братских могил горит вечный огонь. А детям воздвигнут памятник «Цветок жизни».Люди приносят цветы и молчат, думая о тех, кто совершил беспримерный подвиг в борьбе с фашистами, о тех, кому мы обязаны мирной жизнью.

    Прошло уже очень много лет с тех пор, но нельзя забывать о той войне, чтобы она никогда не повторилась.

    Все жители блокадного Ленинграда стали защитниками города, чтобы не отдать его врагу, ведь фашисты хотели  стереть Ленинград с лица земли – взорвать и сжечь всю его красоту, уничтожить всех жителей. Но жители нашего города победили врага и оставили нам, своим предкам, прекрасное наследие и наш прекрасный город!

Поэтому и собрались мы с вами, чтобы вы услышали об этом подвиге.

     Наше занятие я хочу закончить отрывком из стихотворения Ольги Бергольц:

        Сестра моя, товарищ, друг и брат!

        Ведь это мы, рожденные блокадой.

        Нас вместе называют «Ленинград»,

        И шар земной гордится Ленинградом!

Ребята, в память о ленинградцах, которые защитили наш город, прошу надеть эти ленточки, символизирующие подвиг, мужество и патриотизм! Оливковый цвет символизирует победу, а зеленый - цвет жизни.. 

(Вручение воспитанникам лент, символизирующих Снятие Блокады Ленинграда)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект беседы для детей подготовительной группы. Тема: « Блокадный Ленинград»

Расширение представлений детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы Великой отечественной войны у детей подготовительной группы....

Беседа ко Дню снятия блокады Ленинграда «Дети блокадного Ленинграда» с детьми старшей группы

Беседа ко Дню снятия блокады Ленинграда«Дети блокадного Ленинграда»с детьми старшей группы...

Конспект занятия НОД для подготовительной группы «Дети блокадного Ленинграда»

Конспект занятия НОД для подготовительной группы«Дети блокадного Ленинграда» Занятие было разработано ко дню освобождения блокады Ленинграда Цель: Познакомить детей с трудной жиз...

Конспект НОД для детей подготовительной группы "Дети блокадного Ленинграда"

Блокада Ленинграда – одна из самых тяжелых и трагических страниц в истории Великой Отечественной войны.Не знать о войне нельзя, но  рассказать о ней нужно осторожно.Рассказывайте детям...

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Детям блокадного Ленинграда посвящается…»

Данный материал поможет педагогам  познакомить детей с героическим подвигом жителей Ленинграда, дать представление о блокаде Ленинграда....

Тематическое занятие "Дети блокадного Ленинграда. Помним!"

Данная методическая разработка представляет собой, сценарий тематического занятия «Дети блокадного Ленинграда. Помним!», из цикла занятий, посвященных ознакомлению дошкольников с историей ...