Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Детям блокадного Ленинграда посвящается…»
план-конспект занятия (старшая группа)

Данный материал поможет педагогам  познакомить детей с героическим подвигом жителей Ленинграда, дать представление о блокаде Ленинграда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл detyam_blokadnogo_leningrada_posvyashchaetsya.docx19.92 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Детям блокадного Ленинграда посвящается…»

Тема: «Детям блокадного Ленинграда посвящается…»

Цель:
- ознакомление  детей с героическим подвигом жителей блокадного Ленинграда.
Задачи:
- дать представление детям о блокаде Ленинграда, о тяжелой жизни жителей в это время;

- рассказать о неотъемлемой помощи детей – подростков взрослым;
- развивать способность чувствовать, сопереживать, умение слушать окружающих;
- обогащать знания детей о героическом прошлом этого города;
- воспитывать уважительное отношение к исторической памяти своего народа, воспитывать уважение к хлебу, воспитывать чувство патриотизма.

Методы и приемы: рассказ, показ слайдов, рассматривание иллюстраций, художественное слово, игра, слушание музыки.

Словарная работа: блокада, Ленинград, бомбежки, «зажигалки», «дорога жизни», эвакуация.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций по теме «ВОВ», заучивание стихотворений о войне, чтение рассказов о войне.

Оборудование:

- презентация, проектор, весы, хлеб, тарелочки, магнитофон.

1. Вводная часть

Ход занятия:

(Педагог читает стихотворение «Городу Ленинграду» Н.Алексеева, звучит военная, спокойная мелодия)

Педагог:

Голод и холод.

Война и разруха.

Сильный был город,

Не падал он духом!

Дыхание смерти было повсюду,

Но выжили, выжили люди!

Блокадный паёк,

Стакан кипятка.

Вот жизни глоток,

Потом темнота.

А город прорвался!

А город воскрес!

А город остался!

Никуда не исчез!

- Ребята, как вы думаете, о чем я прочла вам стихотворение?

Дети: о голоде, о войне, о холоде.

Педагог: правильно ребята, это стихотворение о тяжелом положении людей в военное блокадное время. Все люди нашей стране понят дату 27 января 1944г. – день снятия блокады Ленинграда. Сейчас этот город называется Санкт – Петербургом.

Педагог: Ребята, я бы хотела вам рассказать о блокаде Ленинграда, которая длилась долгих  872 дня.

(Дети усаживаются на стульчики перед экраном, педагог транслирует презентацию)

2. Основная часть

Рассказ педагога

Педагог:

  22 июня 1941 года войска Германии напали на нашу родину. Началась великая Отечественная война. Через два месяца после этого, в августе 1941 года, немцы начали мощное наступление на Ленинград. Мир затаил дыхание.(слайд)

  Фашисты планировали захватить Ленинград, а потом развернуть свои войска на Москву, тогда все дети и взрослые встали плечом к плечу на защиту своего родного города.(слайд)

  Когда 8 сентября замкнулось блокадное кольцо, т.е. немецкие войска окружили город, в Ленинграде оставалось помимо взрослого населения 400 тысяч детей – от младенцев до школьников и подростков. Конечно, именно их взрослые хотели в первую очередь укрыть от обстрелов и бомбежек.(слайд)

   Нелегко пришлось детям в то время, они потушили десятки тысяч зажигалок, сброшенных с самолетов, они потушили не один пожар в городе, они дежурили морозными ночами на вышках, они носили воду из проруби на реке Неве, стояли в очередях за хлебом….(слайд)

   Несмотря на суровую обстановку города, дети продолжали учиться в школе. Из-за постоянных бомбежек не было ни тепла, ни воды. Учиться в таких условиях было большим подвигом. Учителя и ученики сами добывали топливо, возили на санках воду, следили за чистотой в школе. Очень часто занятия прерывались воем сирены, и все бежали в бомбоубежище. (слайд)

    Дети- подростки помогали взрослым, работая на заводах. А также они выращивали картофель, возили воду, убирали с улиц погибших ленинградцев. (слайд)

   Детские сады работали круглосуточно, стало появляться много детских домов. Никто из детей не был чужим, все были родными. Дети мало играли, все их разговоры были о еде, воспитатели как могли, отвлекали их от таких разговоров. (слайд)

    Из-за того, что город был окружен немецкими войсками, продовольствие трудно было доставлять, люди голодали. Спасала людей  «Дорога жизни», так называли Ладожское озеро, по которому на грузовиках доставляли продукты, боеприпасы в город и эвакуировали жителей города. Каждый день водители грузовиков рисковали своими жизнями, потому что дорога постоянно обстреливалась немцами, и очень часто машины попадали в полынью, это такие места, где был хрупкий лед, и машины с продуктами проваливались.

Сильнейший был голод. Жителям приходилось варить суп из чего придется: крапивы, корней лопуха, обойного клея. Хлеб выдавали по талонам 125 грамм. Это очень мало. Вот такой кусочек люди делили на три части.

Педагог: а сейчас, ребята, давайте попробуем «испечь хлеб». (дети встают в круг)

Физминутка

«Хлеб»

Муку в тесто замесили, (Сжимают и разжимают кулачки)

А из теста мы слепили: (Прихлопывают ладошками, «лепят»)

Пирожки и плюшки, (Поочерёдно разгибают пальчики обеих рук, начиная с мизинца)

Сдобные ватрушки,

Булочки и калачи –

Всё мы испечём в печи. (Обе ладошки разворачивают вверх)

Очень вкусно! (Гладят живот)

Педагог: какой вкусный хлеб мы испекли. А вот в блокаду Ленинграда хлеб был не такой. Он был далек от вкусных и ароматных булок, без которых сегодня сложно представить полноценный обед или ужин. В его состав зачастую входили солод, опилки, отруби, соя. По большому счету, подобное изделие и хлебом-то назвать трудно: булка получалась очень плотной, мокрой и тяжелой. Поэтому один кусок весил целых 125 граммов!

Игра «Взвесь хлеб»

Педагог: ребята, я вам предлагаю поиграть. Давайте попробуем взвесить кусочки хлеба по 125 грамм, и хоть немного представим то трудное блокадное время. (дети стоят в очередь с тарелочками, воспитатель на весах взвешивает кусочки хлеба и раздает детям)

3. Заключительная часть

Педагог: страшное время блокады Ленинграда переживали не только взрослые, но и дети. Они помогали взрослым выстоять и не сдаться врагу. Они победили эту войну вместе со старшими. Повзрослев, дети стали учеными и строителями, учителями и спортсменами. Они не забыли то, что пережили. Не забудем и мы. Будем помнить подвиг наших предков, чтить и уважать их за то, что ценою собственных жизней они подарили нам будущее.

Дополнительная литература:

  1. https://dzen.ru/a/YeUfBTrlL0KreE1I
  2. https://nsportal.ru/detskiy-sad/regionalnyy-komponent/2017/03/17/stihi-o-blokade

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе. «Ознакомление детей с профессией - швея»

Конспект НОД предлагается, как методическая разработка для ознакомления детей с профессией - швея. Знакомит детей с особенностями профессии....

Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе комбинированной направленности для детей с ОНР.

Программные задачи ООД.  Обобщить и систематизировать знания детей об осенних явлениях в природе: короткие дни и длинные ночи, моросящие затяжные дожди, листопад, слякоть, снижение температуры воз...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе Тема: «Правила дорожные детям знать положено!»

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группеТема: «Правила дорожные детям знать положено!» Воспитатель: Черепанова Л.И.Цель: закреплять и систематизировать знани...

конспект квеста по познавательному развитию в старшей группе "Неразлучные друзья взрослые и дети"

Квест игра "Неразлучные друзья взрослые и дети", состоит из вступительного блока - развлечения и восьми квест станций, где родители вместе с детьми выполняют различные задания. Игра пр...

конспект квеста по познавательному развитию в старшей группе "Неразлучные друзья взрослые и дети"

Развлечение для детей и родителей, дети вместе вс родителями проходят 8 квест станций и выполняют различные задания...

КОНСПЕКТ НОД ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗПР НА ТЕМУ: «НАШИ ПОМОЩНИКИ-ОРГАНЫ ЧУВСТВ».

Занятие разработано с целью закрепления знаний детей с ЗПР об органах чувств,их роли при восприятии человеком окружающего мира....