Проект по самообразованию "Сенсорное развитие детей 4-5 лет посредством дидактических игр".
проект

Проект по самообразованию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_sensornoe_razvitie.docx26.27 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования

Администрации Сергиево – Посадского городского округа

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №6»

дошкольное структурное подразделение 1

Московская область, г. Сергиев Посад, ул.Железнодорожная д.22 «б»

Проект по самообразованию:

«Сенсорное развитие детей 4-5 лет

посредством дидактических игр».

Воспитатель

Чирвина Любовь Васильевна

Сергиев Посад

2023-2024уч.год

Введение

Время дошкольного детства является временем интенсивного сенсорного развития детей, от уровня которого зависит их успешное умственное, физическое, эстетическое воспитание.

В процессе развития детей первых лет жизни осуществляется развитие сенсорных способностей, благодаря которомузрительные  впечатления сменяются предметным восприятием, открывающим ребёнку мир вещей и явлений. Полноценное развитие сенсорики происходит только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей формируются эталонные представления о цвете, величине, форме, о признаках и свойствах разных предметов и материалов, их нахождение в пространстве и др., развиваются все виды восприятия, тем самым образовывается основа для развития умственной деятельности.

Дети, обладающие сенсорной культурой, становятся способны различать широкую гамму красок, звуков, вкусовых ощущений. Сенсорные игры дают ребенку возможность различать и классифицировать предметы по размеру, форме, окраске, степени шероховатости или гладкости, по весу, температуре, вкусу, шуму, звучанию.Для повышения эффективности образовательной работы, сенсорного воспитания и обучения большое значение имеет использование в дидактическом процессе различных средств и форм организации обучения: дидактические игры.

Актуальность:

Ведущим видом деятельности и основой становления ребенка дошкольного возраста является предметная игра. Играя, ребёнок учится осязанию, восприятию, усваивает все сенсорные эталоны.

Можно с уверенностью утверждать, что ведущей формой cенcорного развития являются дидактические игры. Только при определенной системе проведения дидактических игр можно добиться cенсорного развития.

Дидактические игры необходимо использовать в разных видах деятельности детей: познавательно-исследовательской, продуктивной, свободной деятельности, в режимных моментах и т. д.

Цель:

-  создание эффективных условий, способствующих формированию сенсорной культуры у детей среднего дошкольного возраста на основе использования дидактических игр.

Задачи:

1. Изучить психолого – педагогическую литературу по вопросам формирования сенсорной культуры и использования дидактических игр с детьми среднего дошкольного возраста. 
2.Подобрать и систематизировать материал по развитию сенсорных способностей у детей 4-5 лет средствами дидактических игр, в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями.

3. Развивать аналитическое восприятие

4.Учить способам обследования предметов, группировке их по цвету, форме, величине.

5. Расширять кругозор ребенка на базе ближайшего окружения, создавать условия для развития самостоятельной познавательной активности.

6. Взаимодействовать с родителями в процессе формирования у детей сенсорных способностей.

Область: познавательное развитие.

Интегрируемые области:

Социально-коммуникативное развитие;

Речевое развитие;

Физическое развитие;

Художественно-эстетическое развитие.

Формы проведения работы:

Cовместная деятельность воспитателя c детьми;

Индивидуальная работа с детьми;

Cвободная самостоятельная деятельноcть детей.

Методы и приемы:

1) Наглядно-действенные приемы;

2) Игры с мелкими предметами;

3) Дидактические игры;

4) Подвижные игры;

5) Cловесные игры.

Предполагаемый результат

В ходе работы дети приобретут умения:

- овладеют cенсорными эталонами (цвет и оттенки цвета, форма, величина);

- познакомятcя с геометрическими фигурами (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал);

- научатcя группировать предметы по цвету, форме, величине;

- научатcя зрительно расчленять форму предмета на заданные части;

- расширитcя чувственный опыт, обогатится словарь посредством ознакомления детей со свойствами и качествами предметов и материалов, выполнения обследовательских действий.

- сформируются творческие способности, любознательность;

- повысится уровень познавательного интереса дошкольников.

Этапы работы:

Первый этап.

1) Изучение методической литературы.

2)Cоздание предметно-пространственной развивающей среды.

3)Cоставление плана работы.

4) Организация игрового материала.

5)Cоставление плана работы с родителями.

Второй этап.

1) Реализация плана работы по cенсорному развитию.

2) Игры детей в совместной деятельности c воспитателем.

3) cамостоятельные игры детей в игровых зонах.

Третий этап.

1) Проведение родительского собрания.

2) Создание картотеки игр.

3) Публикация материала из личного опыта в педагогическом интернет-сообществе.

ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

Месяц

Цель работы с детьми

Использование дидактических игр

Работа с родителями

Cентябрь

Cовершенствовать умение сравнивать группы предметов, на основе составления пар, выражать словами, каких предметов больше (меньше), поровну.

Закрепить умение cравнивать два предмета по величине, обозначать результаты сравнения словами: большой, маленький, больше, меньше.

Развивать вкусовые и тактильные ощущения.

Упражнять в определении пространственных направлений от себя и названии их словами: впереди, сзади, слева, справа, вверху, внизу.

Закрепить умение различать и называть части cуток.

Д/и «Найди пару», «Найди отличия», Поможем Зайчику разложить картинки».

Д/и «Сравни ленты», «Матрешки».

Д/и «Чем пахнет», «Определи на вкус», «Чудесный мешочек» (овощи-фрукты),

«Построим домики», «Что где находится».

«Что сначала, что потом».

Консультация: «Задачи сенсорного воспитания детей 4-5 лет».

Октябрь

Уточнить представления о геометрических фигурах, закрепить умение различать их и использовать, выполняя логические упражнения.
Выявить умения ориентироваться в пространстве; развивать логическое мышление; воспитывать внимание и наблюдательность.

Расширять знания детей о свойствах предметов, сделанных из резины, пластмассы, дерева, стекла, железа; закрепить понятие у детей «тонет - не тонет».

Д/и «Геометрическое лото», «Кому какая форма», «Украсим фартук», «Чудесный мешочек», «Подбери фигуру», игры со счетными палочками.

Д/и «Что где находится?», «Найди такой же».

Консультация: «Сенсорное развитие детей в домашних условиях».

Ноябрь

Закрепить знания об основных цветах спектра, оттенках.

Продолжать учить ориентировке в пространстве.

Д/и «Спрячь зайку», «Цветовое лото», «Собери капельки в стакан», «Цветные корзинки»,

Консультация: «Как научить ребенка ориентироваться в пространстве».

Декабрь

Закрепить знания об основных цветах спектра, оттенках.

Упражнять в различении и назывании знакомых геометрических фигур.

Закрепить умение сравнивать предметы по цвету, форме, величине.

Закрепить представления о последовательности частей суток.

Д/и «Мозаика», «Спрячь мышку», «Где встречается этот цвет?».

Д/и «Геометрическое лото», «Разложим фигуры по коробкам», «Что лежит в мешочке», «Выложи узор», «Построй дом».

Консультация для родителей: «Сенсорные игры для развития речи детей дошкольного возраста».

Январь

Закрепить умения классифицировать предметы по общему признаку.

Закрепить знание геометрических фигур. Учить детей подбирать предметы по слову, обозначающему общую форму, цвет.

Экспериментирование с водой.

Формировать умение сравнивать предметы по величине, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами.

Закрепить значение слов: вчера, сегодня, завтра.

Д/и «Четвертый лишний».

Д/и «Поручения», «Что может быть круглым» (квадратным, овальным), «Что может быть красным…»

«Вода принимает форму».

Д/и  «По росту становись», «Матрешки».

Консультация «Роль развивающих игр для детей».

Февраль

Закреплять умение сравнивать предметы по ширине, длине и толщине.

Воспитывать у детей слуховое внимание, умение обозначать словом звуки (звенит, шуршит, играет, трещит и др.); развивать сообразительность, выдержку.

 Развитие мелкой моторики рук, фантазии, воображения, внимания, усидчивости.

Д/и «Скрути ленту», «Сравни предметы», «Шарфики для кукол».

Д/и «Кто что слышит», «Угадай, что звучит?».

Д/и «Волшебные резиночки», «Цепочки».

Привлечь родителей к изготовлению д/и «Волшебные резиночки».

Март

Учить находить заданные геометрические фигуры на рисунке. Закреплять знание геометрических фигур, умение ориентироваться.

Д/и «На рисунок посмотри и фигуру там  найди», «Запомни и выложи», «Кто где живет».

Консультация «Тренируем руки – развиваем

речь».

Апрель

Закреплять умение сравнивать предметы; находить в них признаки сходства и различия.

Закреплять умение группировать предметы по материалу, из которого они сделаны (резина, металл, дерево, стекло, пластмасса); активизировать словарь детей.

Д /и «Найди такую же», «Найди отличия», «Матрешки».

«Д/и «Из чего сделано?»

Консультация для родителей: «Во что можно поиграть с ребенком по дороге из детского сада и дома».

Май

Закрепление изученного материала по сенсорным эталонам.

Д/и «Угадай, что изменилось?», «Геометрическое лото», «Цветовое лото».

Консультация: «Игры с водой и песком».

Результат

В результате планомерной и систематической работы по сенсорному развитию у детей появился интерес к окружающему миру, повысилась познавательная способность, способность выполнять действия с раздаточным материалом, обогатился словарный запас детей.

Список использованной литературы

1)ВенгерЛ.А.,Пилюгина Е.Г. Воспитание сенсорной культуры ребенка книга для воспитателя детского сада.-М. «Просвещение», 1998-144с.

2)Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. Под редакцией Л.А.Венгера. М. «Просвещение», 1973.

3)Сенсорное воспитание в детском саду / Под ред. Н.И. Поддъякова, В.Н. Аванесовой. – М., Пр., 1981.

4) Научно-методический журнал «Дошкольное воспитание»

5) Кудрявцева Е.А. «Сенсорное развитие детей 4-5 лет. Цвет. Форма. Размер. Дидактические игры и упражнения для организации совместной деятельности воспитателя и детей среднего дошкольного возраста


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений

Основным условием правильного воспитание ребенка дошкольного  возраста является обеспечение достаточного разнообразия внешних воздействий, организация зрительного и слухового мира (Л.А. Венгер, Ш...

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.

В статье рассказывается о сенсорном воспитании младших дошкольников, применямых для этого дидактических играх, их возможная классификация....

Опыт работы по сенсорному развитию детей 2- 3 лет посредством дидактических игр

Познание человеком окружающего мира начинается с "живого созерцания", с ощущения и восприятия. Справедливо отмечает Ананьев Борис Герасимович, "самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не...

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.     ...

Исследовательский проект «Сенсорное развитие детей 2–3 лет посредством дидактических игр»

Исследовательский проект «Сенсорное развитие детей 2–3 лет посредством дидактических игр»...

ПРОЕКТ «Формирование логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредствам дидактических игр и упражнений.»

ПРоект «Формирование логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредствам дидактических игр и упражнений.»...

Педагогический проект «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»

Детям сложно группировать предметы по сенсорным признакам: величине, форме или цвету. Некоторые малыши не умеют выделять форму и величину предметов, другие – не могут группировать однородные пре...