Опыт работы по сенсорному развитию детей 2- 3 лет посредством дидактических игр
методическая разработка (младшая группа) по теме
Познание человеком окружающего мира начинается с "живого созерцания", с ощущения и восприятия. Справедливо отмечает Ананьев Борис Герасимович, "самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и на ощущающего человека". С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание - сенсорные способности составляют фундамент умственного развития.
Сенсорное развитие ребенка - это развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.д.
Именно поэтому я решила заняться изучением проблемы по сенсорному воспитанию детей раннего возраста, так как именно этот возраст является сензитивным для усвоения сенсорных эталонов посредством дидактических игр.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty_sensornoe_razvitie_detey_2-3_let.docx | 16.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Познание человеком окружающего мира начинается с "живого созерцания", с ощущения и восприятия. Справедливо отмечает Ананьев Борис Герасимович, "самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и на ощущающего человека". С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание - сенсорные способности составляют фундамент умственного развития.
Сенсорное развитие ребенка - это развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.д.
Именно поэтому я решила заняться изучением проблемы по сенсорному воспитанию детей раннего возраста, так как именно этот возраст является сензитивным для усвоения сенсорных эталонов посредством дидактических игр.
Дидактические игры по сенсорному воспитанию помогают рационализировать работу воспитателя, дают возможность проследить процесс сенсорного развития, оценить эффективность применяемых средств. Поэтому целью работы является формирование у детей восприятия отдельных свойств предметов и явлений: формы, цвета, величины.
Исходя, из цели мною были поставлены следующие задачи: (слайд №3)
- изучить содержание сенсорного воспитания в условиях ДОУ;
- развивать у детей внимание, мыслительные операции (сравнение, анализ, синтез);
- реализовать экспериментальную работу по сенсорному воспитанию младших дошкольников посредством дидактических игр
У детей раннего возраста начинают накапливаться представления о цвете, форме, величине и других свойствах предмета. Ознакомление с каждым видом эталонов имеет свои особенности. При восприятии цвета можно пользоваться только зрительной ориентировкой. В ознакомлении с геометрическими формами существенную роль играет обучение детей приему обведения контура, а также сопоставление фигур. Ознакомление с величиной включает выстраивание предметов в ряды убывающей или нарастающей величины.
В процессе решения поставленных задач должны быть получены следующие результаты:
-определять цвет, величину, форму предметов, геометрических фигур путем зрительного, осязательного и двигательного обследования, сравнения
-выделять и выбирать предмет с заданными свойствами из двух-четрыех разных предметов;
-понимать и использовать в собственной речи слова - название величины, формы, использовать речевые выражения со словами: «такая же», «не такой..».
Для достижения этих результатов была создана предметно-развивающая среда с использованием дидактических игр.
На первом этапе решалась задача по выявлению уровня сформированности представлений о сенсорных эталонах цвета, формы, величины у детей раннего возраста в количестве 20 человек - в контексте их ведущей деятельности, то есть игровой. Для этого были использованы следующие игры – методики:
1.Для восприятия геометрических форм использовалась игра «Копилка»
2.Для восприятия величины – игра «Волшебный коврик для мячей»
3.Для различения цвета – игра «Погремушка»
В процессе игр фиксировались результаты дошкольников, которые представлены в диаграммах. Из них видно, что дети по – разному справлялись с заданиями: 10% - 20% (2 – 4 человека) детей справились с заданием. 40 - 50% (8 - 10 человек) - частично выполнили задание. Остальные 40% - допускали ошибки, нуждались в помощи воспитателя, не могли выполнять задания сами (8 человек).
Исходя из этого, был составлен комплекс дидактических игр, направленный на формирование представлений о сенсорных эталонах цвета, формы, величины у детей раннего возраста.
Таких как «Воздушный шарик» - цель подобрать ленточку в соответствии с цветом шарика, «Бабочки» - посадить бабочку на цветок в соответствии с цветом и размером цветка.
«Погремушка» - цель собрать бусы в соответствии с цветом и формой указанной на баночке, затем проводится музыкальная игра для развития музыкально-ритмических действий (муз. Железнова)
Также использовались игры с прищепками для развития мелкой моторики рук и активизации речи.
Игра «Ёлочка» использовалась для формирования представлений о цвете, форме и величине предмета.
Предметно-манипулятивная игра «Весенний коврик» использовалась для формирования представлений о величине предмета и использования речевых выражений «большой.., маленький…»
Игра «Копилка» предназначена для восприятия геометрических форм с помощью приема обведения контура и развития мелкой моторики рук.
Успех нашей работы с детьми по формированию представлений о сенсорных эталонах во многом зависел от того, насколько в семье способствовали закреплению полученных навыков в совместной деятельности воспитателя и дошкольника в ДОУ.
Работа с семьей была направлена на повышение их грамотности в данном вопросе, для этого была проведена консультация на тему «Путешествие в мир Сенсорики». Цель консультации - обогащение родительских представлений о сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста, обмен опытом семейного воспитания, участие в жизни группы.
Так же был проведен семинар-практикум, где родителям предлагалось быть в роли детей. Цель данного практикума - познакомить, дать рекомендации родителям в какие игры можно играть дома с ребенком для усвоения сенсорных эталонов.
Проведена «Творческая мастерская», цель которой заключается в том, что родителям предлагалось сделать своими руками дидактическую игру, которой можно воспользоваться в домашних условиях. Игра называется «Помоги кошечки починить коврик» — воспитывает доброжелательные отношения к игровым персонажам, пробуждает эмоциональную отзывчивость, желание помочь, учит выбирать нужные геометрические фигуры среди других.
Сплоченная работа педагога, родителей и детей дала возможность сформировать представления о сенсорных эталонах. Далее была проведена повторная диагностика с целью выявления качественных изменений в уровне сенсорного развития. Отмечается положительная тенденция в развитии: 90% (50% - высокий уровень, 40% - средний уровень) дошкольников имеют высокие показатели. Эти результаты наглядно подтверждают целесообразность и результативность разработанного и примененного мной комплекса дидактических игр, направленного на сенсорное воспитание и позволяют утверждать о наличии тесной взаимосвязи между игровой деятельностью дошкольников и развитием представлений о сенсорных эталонах цвета, форма и величины
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОПЫТ РАБОТЫ «Сенсорное развитие детей младшего возраста посредством дидактических игр»2 Содержание: Введение………………………………………………………………………
ОПЫТ РАБОТЫ «Сенсорное развитие детей младшего возраста посредством дидактических игр...
Опыт работы по теме "Сенсорное развитие детей дошкольного возраста посредством дидактических игр"
Младший дошкольный возраст очень важный период в развитии ребенка, период ознакомления с окружающей действительностью. В это время необходимо дать ребенку возможность получить как можно...
Опыт работы " Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактической игры"
Опыт работы " Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактической игры"...
Опыт работы по теме: «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр»
Сенсорное развитие ребенка буквально с первых дней его жизни является залогом успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей, готовности ребенка к школьному обу...
Методическая разработка Опытно-экспериментальной работы по сенсорному развитию детей раннего возраста посредством дидактических игр
выявить базовый уровень сенсорного развития детей раннего возраста...
Опыт работы по сенсорному развитию детей раннего возраста посредством дидактических игр
Опыт работы по сенсорному развитию детей раннего возраста посредством дидактических игр...
Опыт работы: «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактической игры»
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положения в пространстве, а также запахе, вкусе и ...