Самообразование педагога
материал (средняя группа)

Королева Алена Игоревна

Самообразование педагога ДОУ преследует две главные цели

  1. совершенствование собственных методик воспитания и обучения;
  2. создание условий для гармоничного и всестороннего развития детей в группе. 

Воспитатель, который стремится развиваться, не просто заботится о детях. Он анализирует возрастные особенности группы, выявляет проблемы, внедряет на практике новейшие педагогические разработки, организуя учебно-воспитательный процесс с учетом развития технологий и требований общества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie.docx22.69 КБ

Предварительный просмотр:

Программа самообразования педагога на 2021год.

Тема: «Изучение развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО»

Лебедевой Ольги Николаевны, воспитателя второй младшей группы, МБДОУ «Детский сад №4».

Актуальность проблемы

     Сегодня система дошкольного образования проживает период серьезного обновления: новые формы финансирования, новая система оплаты труда, новый ФГОС ДО, профессиональный стандарт педагога — всё это волнует сообщество дошкольных педагогов. Изменились программы, формы организации образовательной деятельности, существенно изменилась социокультурная среда, в которой растут современные дети. Мы живем в век стремительного развития информационных технологий, которые вносят свои коррективы даже в такие традиционные сферы, как детская игра и игрушка, а значит и соответственно в развивающую предметно-пространственную среду.

     Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды ДОУ на сегодняшний день наиболее актуален, так как важным критерием оценки деятельности дошкольной организации по ФГОС ДО является созданная развивающая предметно-пространственная среда.

      Целевые ориентиры к завершению дошкольного образования четко обозначены образовательным стандартом. Ребенок должен обладать инициативностью и самостоятельностью в разных видах детской деятельности, способностью выбирать род занятий, партнеров, к порождению и воплощению разнообразных замыслов, быть уверенным в своих силах и открытым внешнему миру. Поэтому развивающая предметно-пространственная среда, стимулирующая коммуникативную, игровую, познавательную, физическую и другие виды активности ребенка, должна быть организована в зависимости от возрастной специфики его развития.

        Поэтому основная задача: совместить в едином развивающем пространстве традиционные игры, игрушки с ярким и наглядным материалом и современные технологии. Это должно стать отправной точкой для работы над целым направлением — создание развивающей предметно-пространственной среды.

Цель:

  • повышение теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по вопросу организации развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО.

Задачи:

• изучить методики, технологии по организации развивающей предметно - пространственной среды;

• проанализировать развивающую предметно-пространственную среду;

• сформировать развивающую предметно-пространственную среду в группе в соответствии с современным государственным стандартом.

Месяц

Цель

Содержание  работы

Форма представления результатов

самообразования

Сентябрь

Изучение нормативной документации, программ, технологий, психолого-педагогической литературы. Изучение нормативной документации, сопровождающей ФГОС ДО.

1.Изучение материалов Министерства образования РФ по введению ФГОС дошкольного образования

2.Изучение базовых документов ФГОС ДО

3.Изучение «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» (ФГОС, приказ № 1155 от 17 ноября 2013 г.)

4.Изучение требований ФГОС ДО к структуре основной образовательной программы, к условиям реализации и результатам освоения программы 1. «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» (Приказ №1155 от 17 октября 2013 года)

5. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста / О.А. Карабанова, Э.Ф. Алиева, О.Р. Радионова, П.Д. Рабинович, Е.М. Марич. – М.: Федеральный институт развития образования, 2015.

6.Профессиональный стандарт педагога. Приказ   Минтруда ФР от 18.10.2013г №544. 

Собраны и подготовлены  материалы по

 ФГОС ДО, по организации

 развивающей предметно-

пространственной среды для

 дальнейшей работы по данному

направлению.

Октябрь

Составить словарь терминов слов и их толкования.

Участие в анкетирование педагогов ДОУ по вопросу организации развивающей предметно-пространственной  среды в ДОУ.

Выписать из всех нормативных документов  и сборников методических рекомендаций  мало знакомые и непонятные слова, найти в толковых словарях их толкования.

Принять участие в анкетировании, проводимом старшим воспитателем для анализа соответствия развивающей предметно-пространственной среды  всех возрастных групп детского сада ФГОС ДО.

Собственный словарь терминов с

толкованиями.

Участие в творческой группе по

 внедрению ФГОС в детском саду.

Ноябрь

Проанализировать готовность развивающей предметно-пространственной среды второй младшей группы к введению ФГОС ДО.

1.Детальное изучение развивающей предметно-пространственной среды по всем образовательным областям.

2.Проведение оценки и анализа предметно-пространственной среды группового помещения.

Справка по анализу развивающей

 предметно-пространственной среды во

второй младшей группе.

Выступление на педагогическом совете

« Работа ДОУ по реализации РППС в

 соответствии с ФГОС ДО»

Декабрь

Разработать проект по теме  «Развивающая предметно-пространственная среда в младших группах ДОУ в соответствии с ФГОС ДО»

Составление перечня необходимых материалов и оборудования, исходя из принципа необходимости и материальных возможностей (по образовательным областям), опираясь на методические рекомендации для педагогических работников «Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования»

Составленный перечень недостающих

материалов и оборудований.

Взаимопосещение педагогов

«Организация РППС в группах

младшего дошкольного возраста»

Озвучить план разработанного  

проекта на семинаре педагогов ДОУ.

Январь

1.Ознакомить  с проектом родителей.

2. Осознанное включение родителей в совместный с педагогами процесс, обеспечение преемственности в работе (Привлечение родителей к организации развивающего пространства в групповой комнате, к изготовлению пособий)

Помощь родителей в создании  макетов, многофункциональных ширм, пошив костюмов для ряжения, сюжетно-ролевых игр, связать и пошить куклы для театров, и др…

 Разработать консультация для родителей «Развивающая предметная среда для детей дома»

Подготовленность к тематическому

 контролю «Организация РППС в

 соответствии с ФГОС ДО и примерной

 программой «От рождения до школы»».

Открытый просмотр группы другими

 педагогами.

В информационном уголке для

 родителей консультация.

Февраль

Создание  психолого-педагогических условий для обеспечения гендерного подхода в развитии личности дошкольников.

1.Изучить методическую литературу и интернет-источники по вопросу гендерного воспитания детей.

2.Разработать  методические рекомендации «Организация предметно-пространственной среды с учетом гендерных особенностей детей в группах»

3. Изготовить дидактические игры и пособия по гендерному воспитанию

Методические рекомендации для

 педагогов «Организация предметно-

пространственной среды с учетом

 гендерных особенностей детей в

группах»

Презентация изготовленных

 дидактических игр.

Март

 Принять участие в конкурсе между группами детского сада.

Подготовиться к  конкурсу на «Лучшую развивающую предметно-пространственную среду в соответствии с ФГОС» (обновить и систематизировать раздаточный материал, пополнить уголки новыми атрибутами, играми.и.т.д)

Грамота за участие.

Апрель

Распространение педагогического опыта по теме самообразования.

Познакомить педагогов с опытом работы по изученному вопросу.Выступление на педагогическом совете с презентацией. Публикация проекта на сайте ДОУ, в социальной сети работников образования

ns-portal.ru

Повышенный уровень

 профессиональной компетентности

 педагогов по организации РППС в

 группах.

Презентация – отчет по теме

 самообразования.

Публикация проекта.

Май

Рефлексия.

Провести самоанализ удовлетворенности выполненной работы.

Составить перспективный план по самообразованию на следующий учебный год.

Письменная рефлексия

(плюсы и минусы)

Список литературы:

Нормативно-правовые документы

1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014) "Об образовании в Российской Федерации" (29 декабря 2012 г.)

2. «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» (Приказ №1155 от 17 октября 2013 года)

3. Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено, утв. Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ от 17.06.2003;

4. Концепция построения развивающей среды в дошкольном учреждении (авторы В. А. Петровский, Л. М. Кларина, Л. А. Смывина, Л. П. Стрелкова, 1993 г.) ; Ананьев Б. Г, Рыбалко Е. Ф. Особенности восприятия пространства у детей. – М., 2004.

Методическая литература

1. Интеграция образовательных областей в педагогическом процессе ДОУ; Мозаика-Синтез, 2010

2. Научно-методическое сопровождение инновационных процессов в системе дошкольного образования. Под ред. Морозовой Е. В. // Барнаул. 2012

3. Предметно-развивающая среда детского сада; Сфера, 2012.

Периодические издания

1. Воспитатель ДОУ, №11, 2012; Сфера, 2012.

2. Воспитатель ДОУ, №12, 2012; Сфера, 2012

3. Артамонова О. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности // Дошкольное воспитание. - 2012. - №4

4. Г. Глушкова. «Центры сгущения» интересов и предпочтений детей дошкольного возраста. // Дошкольное воспитание — 2013 - №2с.

Электронные ресурсы

1. http://www.maam.ru/ - международный образовательный портал

2. http://nsportal.ru/ - социальная сеть работников образования

3. http://ds11.edumsko.ru/ - сеть сайтов образовательных учреждений

4. http://www.prosv.ru/ - издательство «Просвещение»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Самообразование педагогов – одна из важных форм системы непрерывного повышения квалификации педагогов ДОУ».

Консультация:             « Самообразование педагогов – одна из   важных форм системы непрерывного  повышения квалификации педагогов ДОУ»...

Педагогический проект Тема: «Самообразование педагога, как условие повышения профессиональной компетенции педагогов ДОУ»

Процесс длительного реформирования отечественной системы образования обусловлен социальными, экономическими, политическими и культурными изменениями, происходящими в стране.В настоящее время ожи...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ и ПЕДАГОГОВ «Организация работы по самообразованию педагогов ДОУ»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ  ВОСПИТАТЕЛЕЙ и ПЕДАГОГОВ «Организация работы по самообразованию педагогов ДОУ»Работа по самообразованию – одна из форм повышения профессиональной компетенции педагогов, путь дос...

«Самообразование педагогов как один из путей повышения профессионального мастерства педагогов»

—Раскрыть сущность процесса самообразования, необходимость самообразования в современных условиях;—Оказание методической помощи педагогам в умении работать с учебной, справочной, научно-методической л...

План по самообразованию педагога - психолога Тыриной Анастасии Ивановны на 2019 – 2020 учебный год Тема самообразования: «Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста»

План по самообразованию педагога - психолога ДОУ по теме "Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста"...

Творческий план самообразования педагога Черемухиной С.Ю. в группе общеразвивающей направленности детей 4-5 лет на 2019-2020гг Тема самообразования: Математические развлечения как средство формирования элемент

В этом году я взяла новую тему по самообразованию. Разработала план по самообразованию для детей 4-5 лет. Придерживаясь плана, мы работаем в системе. Он очень помогает мне в моей работе....