Самообразование педагога
материал (средняя группа)
Самообразование педагога ДОУ преследует две главные цели:
- совершенствование собственных методик воспитания и обучения;
- создание условий для гармоничного и всестороннего развития детей в группе.
Воспитатель, который стремится развиваться, не просто заботится о детях. Он анализирует возрастные особенности группы, выявляет проблемы, внедряет на практике новейшие педагогические разработки, организуя учебно-воспитательный процесс с учетом развития технологий и требований общества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie.docx | 22.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа самообразования педагога на 2021год.
Тема: «Изучение развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО»
Лебедевой Ольги Николаевны, воспитателя второй младшей группы, МБДОУ «Детский сад №4».
Актуальность проблемы
Сегодня система дошкольного образования проживает период серьезного обновления: новые формы финансирования, новая система оплаты труда, новый ФГОС ДО, профессиональный стандарт педагога — всё это волнует сообщество дошкольных педагогов. Изменились программы, формы организации образовательной деятельности, существенно изменилась социокультурная среда, в которой растут современные дети. Мы живем в век стремительного развития информационных технологий, которые вносят свои коррективы даже в такие традиционные сферы, как детская игра и игрушка, а значит и соответственно в развивающую предметно-пространственную среду.
Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды ДОУ на сегодняшний день наиболее актуален, так как важным критерием оценки деятельности дошкольной организации по ФГОС ДО является созданная развивающая предметно-пространственная среда.
Целевые ориентиры к завершению дошкольного образования четко обозначены образовательным стандартом. Ребенок должен обладать инициативностью и самостоятельностью в разных видах детской деятельности, способностью выбирать род занятий, партнеров, к порождению и воплощению разнообразных замыслов, быть уверенным в своих силах и открытым внешнему миру. Поэтому развивающая предметно-пространственная среда, стимулирующая коммуникативную, игровую, познавательную, физическую и другие виды активности ребенка, должна быть организована в зависимости от возрастной специфики его развития.
Поэтому основная задача: совместить в едином развивающем пространстве традиционные игры, игрушки с ярким и наглядным материалом и современные технологии. Это должно стать отправной точкой для работы над целым направлением — создание развивающей предметно-пространственной среды.
Цель:
- повышение теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по вопросу организации развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО.
Задачи:
• изучить методики, технологии по организации развивающей предметно - пространственной среды;
• проанализировать развивающую предметно-пространственную среду;
• сформировать развивающую предметно-пространственную среду в группе в соответствии с современным государственным стандартом.
Месяц | Цель | Содержание работы | Форма представления результатов самообразования |
Сентябрь | Изучение нормативной документации, программ, технологий, психолого-педагогической литературы. Изучение нормативной документации, сопровождающей ФГОС ДО. | 1.Изучение материалов Министерства образования РФ по введению ФГОС дошкольного образования 2.Изучение базовых документов ФГОС ДО 3.Изучение «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» (ФГОС, приказ № 1155 от 17 ноября 2013 г.) 4.Изучение требований ФГОС ДО к структуре основной образовательной программы, к условиям реализации и результатам освоения программы 1. «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» (Приказ №1155 от 17 октября 2013 года) 5. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста / О.А. Карабанова, Э.Ф. Алиева, О.Р. Радионова, П.Д. Рабинович, Е.М. Марич. – М.: Федеральный институт развития образования, 2015. 6.Профессиональный стандарт педагога. Приказ Минтруда ФР от 18.10.2013г №544. | Собраны и подготовлены материалы по ФГОС ДО, по организации развивающей предметно- пространственной среды для дальнейшей работы по данному направлению. |
Октябрь | Составить словарь терминов слов и их толкования. Участие в анкетирование педагогов ДОУ по вопросу организации развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ. | Выписать из всех нормативных документов и сборников методических рекомендаций мало знакомые и непонятные слова, найти в толковых словарях их толкования. Принять участие в анкетировании, проводимом старшим воспитателем для анализа соответствия развивающей предметно-пространственной среды всех возрастных групп детского сада ФГОС ДО. | Собственный словарь терминов с толкованиями. Участие в творческой группе по внедрению ФГОС в детском саду. |
Ноябрь | Проанализировать готовность развивающей предметно-пространственной среды второй младшей группы к введению ФГОС ДО. | 1.Детальное изучение развивающей предметно-пространственной среды по всем образовательным областям. 2.Проведение оценки и анализа предметно-пространственной среды группового помещения. | Справка по анализу развивающей предметно-пространственной среды во второй младшей группе. Выступление на педагогическом совете « Работа ДОУ по реализации РППС в соответствии с ФГОС ДО» |
Декабрь | Разработать проект по теме «Развивающая предметно-пространственная среда в младших группах ДОУ в соответствии с ФГОС ДО» | Составление перечня необходимых материалов и оборудования, исходя из принципа необходимости и материальных возможностей (по образовательным областям), опираясь на методические рекомендации для педагогических работников «Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования» | Составленный перечень недостающих материалов и оборудований. Взаимопосещение педагогов «Организация РППС в группах младшего дошкольного возраста» Озвучить план разработанного проекта на семинаре педагогов ДОУ. |
Январь | 1.Ознакомить с проектом родителей. 2. Осознанное включение родителей в совместный с педагогами процесс, обеспечение преемственности в работе (Привлечение родителей к организации развивающего пространства в групповой комнате, к изготовлению пособий) | Помощь родителей в создании макетов, многофункциональных ширм, пошив костюмов для ряжения, сюжетно-ролевых игр, связать и пошить куклы для театров, и др… Разработать консультация для родителей «Развивающая предметная среда для детей дома» | Подготовленность к тематическому контролю «Организация РППС в соответствии с ФГОС ДО и примерной программой «От рождения до школы»». Открытый просмотр группы другими педагогами. В информационном уголке для родителей консультация. |
Февраль | Создание психолого-педагогических условий для обеспечения гендерного подхода в развитии личности дошкольников. | 1.Изучить методическую литературу и интернет-источники по вопросу гендерного воспитания детей. 2.Разработать методические рекомендации «Организация предметно-пространственной среды с учетом гендерных особенностей детей в группах» 3. Изготовить дидактические игры и пособия по гендерному воспитанию | Методические рекомендации для педагогов «Организация предметно- пространственной среды с учетом гендерных особенностей детей в группах» Презентация изготовленных дидактических игр. |
Март | Принять участие в конкурсе между группами детского сада. | Подготовиться к конкурсу на «Лучшую развивающую предметно-пространственную среду в соответствии с ФГОС» (обновить и систематизировать раздаточный материал, пополнить уголки новыми атрибутами, играми.и.т.д) | Грамота за участие. |
Апрель | Распространение педагогического опыта по теме самообразования. | Познакомить педагогов с опытом работы по изученному вопросу.Выступление на педагогическом совете с презентацией. Публикация проекта на сайте ДОУ, в социальной сети работников образования ns-portal.ru | Повышенный уровень профессиональной компетентности педагогов по организации РППС в группах. Презентация – отчет по теме самообразования. Публикация проекта. |
Май | Рефлексия. | Провести самоанализ удовлетворенности выполненной работы. Составить перспективный план по самообразованию на следующий учебный год. | Письменная рефлексия (плюсы и минусы) |
Список литературы:
Нормативно-правовые документы
1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014) "Об образовании в Российской Федерации" (29 декабря 2012 г.)
2. «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» (Приказ №1155 от 17 октября 2013 года)
3. Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено, утв. Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ от 17.06.2003;
4. Концепция построения развивающей среды в дошкольном учреждении (авторы В. А. Петровский, Л. М. Кларина, Л. А. Смывина, Л. П. Стрелкова, 1993 г.) ; Ананьев Б. Г, Рыбалко Е. Ф. Особенности восприятия пространства у детей. – М., 2004.
Методическая литература
1. Интеграция образовательных областей в педагогическом процессе ДОУ; Мозаика-Синтез, 2010
2. Научно-методическое сопровождение инновационных процессов в системе дошкольного образования. Под ред. Морозовой Е. В. // Барнаул. 2012
3. Предметно-развивающая среда детского сада; Сфера, 2012.
Периодические издания
1. Воспитатель ДОУ, №11, 2012; Сфера, 2012.
2. Воспитатель ДОУ, №12, 2012; Сфера, 2012
3. Артамонова О. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности // Дошкольное воспитание. - 2012. - №4
4. Г. Глушкова. «Центры сгущения» интересов и предпочтений детей дошкольного возраста. // Дошкольное воспитание — 2013 - №2с.
Электронные ресурсы
1. http://www.maam.ru/ - международный образовательный портал
2. http://nsportal.ru/ - социальная сеть работников образования
3. http://ds11.edumsko.ru/ - сеть сайтов образовательных учреждений
4. http://www.prosv.ru/ - издательство «Просвещение»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Самообразование педагогов – одна из важных форм системы непрерывного повышения квалификации педагогов ДОУ».
Консультация: « Самообразование педагогов – одна из важных форм системы непрерывного повышения квалификации педагогов ДОУ»...
Педагогический проект Тема: «Самообразование педагога, как условие повышения профессиональной компетенции педагогов ДОУ»
Процесс длительного реформирования отечественной системы образования обусловлен социальными, экономическими, политическими и культурными изменениями, происходящими в стране.В настоящее время ожи...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ и ПЕДАГОГОВ «Организация работы по самообразованию педагогов ДОУ»
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ и ПЕДАГОГОВ «Организация работы по самообразованию педагогов ДОУ»Работа по самообразованию – одна из форм повышения профессиональной компетенции педагогов, путь дос...
«Самообразование педагогов как один из путей повышения профессионального мастерства педагогов»
Раскрыть сущность процесса самообразования, необходимость самообразования в современных условиях;Оказание методической помощи педагогам в умении работать с учебной, справочной, научно-методической л...
План по самообразованию педагога - психолога Тыриной Анастасии Ивановны на 2019 – 2020 учебный год Тема самообразования: «Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста»
План по самообразованию педагога - психолога ДОУ по теме "Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста"...
Творческий план самообразования педагога Черемухиной С.Ю. в группе общеразвивающей направленности детей 4-5 лет на 2019-2020гг Тема самообразования: Математические развлечения как средство формирования элемент
В этом году я взяла новую тему по самообразованию. Разработала план по самообразованию для детей 4-5 лет. Придерживаясь плана, мы работаем в системе. Он очень помогает мне в моей работе....