Эссе: «Я – педагог»
материал (старшая группа)

Ольга Владимировна Васькина

Сказка – это игра. Игра воображения, образов и абстракций. Ведь любая игра – это набор условностей, мир «понарошку». Игра – это мир детства.
Вот и получается у меня, что воспитатель – это человек, который умеет здорово играть в умную сказку, который и сценарист, и режиссер, и постановщик, и декоратор. А уж актеры дети – изумительные. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse.docx19.54 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе: «Я – педагог»


«Крошка сын к отцу пришел, и спросила кроха:
– Что такое хорошо и что такое плохо?»


На эти строки В. Маяковского, наверняка, любой современный
воспитатель сказал бы: «Ох, Ваши бы слова, да Богу в уши!». Какой
счастливый был этот папа. Вот бы и нам так: подошли ребятишки, сели,
спросили. Мы бы им все подробно про хорошо и плохо объяснили, и пошли
бы, побежали они, золотенькие, срочно делать добрые дела.
Только не получается, как в стихотворении. И программа у нас, и объем
необходимой информации, которую необходимо впихнуть, во что бы то ни
стало, в их маленькие головки, и дисциплина, и узаконенный образец
воспитанника, который надо непременно создать, иначе зря работали!
Мы, взрослые, много говорим, рассуждаем, решаем, как быть, какими
быть им, нашим детям. А они смотрят на нас своими чистыми, доверчивыми
глазами, распахнутыми дверями своей души. А мы по ним – бабах:
проблемами, кризисами... Да еще приговариваем: «Ничего! Мы выжили, не
такое еще пережили, и они выживут!!!». Выживут, конечно, побьются,
помнутся, покорежатся, нарастят панцирь.

И нас потом «тем же концом, да потому же месту»!
И почему-то забываем мы, что в нашем детстве, не у всех, конечно, но у
большинства, был определенный спасительный буфер, своего рода адаптер к
жизненным невзгодам. Были хорошие книжки и детские фильмы, разные
организации и кружки. Были бабушки, в конце концов, с их спасительной
жалостью, воркованием и сказками! Именно сказками, через которые мы
познавали способы борьбы добра со злом, методы выживания, пути
жизненного следования и учились выбирать добрых помощников и различать
злых врагов.
Вы можете возразить: «Хотя бабушки-сказочницы вымерли как вид, а
нам читать сказки детям некогда, средства к выживанию надо зарабатывать,
но уж мультиков сказочных у наших детей вдоволь, и все они замечательные,
нравственные. Вот один всеми любимый «Шрек» чего стоит. С виду чучело -
чучелом, а сколько хорошего сделал!»
А забываем при этом старую истину, что сказка сказке рознь. В старые
времена никому из взрослых даже в голову не пришло,  рассказывать
ребенку бытовые сатирические сказки о государственном устое и
духовенстве, солдатские или, так называемые, «докучные» сказки, о
перипетиях половой жизни. Хотя таковых было великое множество, но они
существовали только для взрослых.

Сейчас же происходят невероятные вещи. Взрослый «черный» юмор
незаметно переселился в детские сказки. Тот же Шрек, так, походя, ради
прикола, надувает ничего ему не сделавшую лягушку в воздушный шарик, а
его замечательно положительная подруга, убив высокой нотой прекрасную
птичку, готовит на завтрак яичницу из содержимого ее гнезда. И т. д. и т. п.
А как насыщены эти мультяшки сексуальным подтекстом! Героини
наперебой блещут своими соблазнительными формами и вызывающим (если
не сказать грубее!) позами и поведением.
Не поймите меня превратно, я не ханжа и не берусь здесь открывать
полемику по поводу неадекватности современных детских мультиков.
Просто чуть- чуть рассуждаю о возможностях нашего взрослого воздействия
на ребенка. Мы их учим! А чему? Как ни крути, получается лицемерию и
вероломству.
Наверное, нет воспитателя или родителя, который хотел бы вреда
ребенку. Ну а на самом деле? Мы говорим хорошие слова о дружбе,
верности, взаимовыручке. А показываем?! Мультфильм, где герой, улыбаясь,
вздыхает о друге, попавшем вместо него в смертельную ловушку: «Извини,
дорогой, так получилось!». Ну и чему же мы хотим их после этого научить?!
Так, что-то в своем обличении я ухожу от темы…  

Вернемся к началу. Профессия и жизненное предназначение педагога – воспитывать и обучать.
Много надо потрудиться воспитателю, чтобы дать на финише
достойный продукт – выпускника ДОУ, соответствующего всем насущным
требованиям. Соответственно и используется им множество методов,
приемов, технологий, а, по-моему, давным-давно придумана самая лучшая технология
воспитания ребенка – это воспитание сказкой. Сказка – бесценный и
незаменимый помощник воспитателя. Сказка созвучна детской душе,
понятна, действенна. В сказку он вживается, становится главным героем,
учится и воспитывается на перипетиях сказочного сюжета.
И очень жаль, что сказка, как правило, используется как обязательный
программный элемент образовательной области «Чтение художественной
литературы», ведь потенциал у нее огромный.
А ведь от воспитателя зависит, чтобы сказка стала инструментом
мощным, универсальным.
Ведь воспитатель – самый настоящий чудодей. Только ему подвластно
сделать «предметно-развивающую среду» миром занимательных и
поучительных приключений.

Раскрывая сказку, он дает образец поведения, прививает морально-
нравственные идеалы, учит дружить и находить в себе силы для преодоления
трудностей. Сказка многогранна, жива, действенна.
И не надо внушать: «Делай так, а так не делай ни в коем случае!»,
ребенок сам, без прямого нравоучения, усваивает уроки сказки.
И обучать со сказкой проще, при желании столько разнонаправленной
научной информации в сказку можно заложить, что самой не верится. Сказка
– это шифр, шифр информации поколений. Большие ученые бьются над
смыслом «Курочки Рябы». Оказывается там столько всего! Начиная с
древнерусских «Вед» до современных теорий Вселенной. Недаром наши
бабушки учили деток сказками да былинами! Если воспитатель расшифрует
всю заложенную в сказке информацию, то каждая из них станет для ребенка
настоящим университетом жизни. Так я и придумала нанизывать знания из
всяких наук на сюжет сказки, как на стержень кольца пирамидки.
Получилась собственная очень действенная программа.
Так, например, проигрывая сказку «Репка» дети познают азы
рационального хозяйствования, а вместе с Тремя Поросятами
экспериментируют со строительным материалом и пробуют себя в
архитектуре, Лиса и тетерев учат детей аргументировать просьбы и
противостоять вредному убеждению. А с героями «Теремка» ребятишки
учатся определять жизненное пространство. История Курочки Рябы, дает
понимание ложных и истинных жизненных ценностей. Айболит раскрывает
секреты здоровья и знакомит с географией, а Баба Яга показывает
неожиданные свойства предметов и веществ. А еще сказка учит математике,
развивает речь и общение, ведь в ней активно задействуются все средства
коммуникации: словесные, пространственные, мимические и
пантомимические, делает окружающий мир более понятным и доступным
детям, позволяя безболезненно освоить новую социальную роль – роль
школьника.
А еще воспитатели – философы. Ребятишки с их помощью познают
законы мироздания во всей их постоянности, и противоречия, и
изменчивости. Вот, например: что такое «Закон подлости»? И у воспитателя
сказка тут как тут, под рукой. Задумается малыш, вместе покумекают, и все
понятно. Такие занятия я своим воспитателям давно разработала. Думайте,
рассуждайте, играйте: а пользу получат дети, мудрее станут!
Сказка – это игра. Игра воображения, образов и абстракций. Ведь любая
игра – это набор условностей, мир «понарошку». Игра – это мир детства.
Вот и получается у меня, что воспитатель – это человек, который умеет
здорово играть в умную сказку, который и сценарист, и режиссер, и

постановщик, и декоратор. А уж актеры дети – изумительные. Только
поруководить ими надо тонко, как сейчас модно говорить, креативно. Все
остальное сказка сама сделает, если подобрана она правильно: в нужное
время и в нужной ситуации.
Я считаю, что каждый воспитатель должен руководствоваться словами
Л. Стрелковой: «Воспитывать и развивать только по сказкам невозможно,
поскольку каждый ребенок неповторимо индивидуален; воспитывать и
развивать без сказок неразумно – никто не в силах превзойти мудрость
народов, мудрость тысячелетий; воспитывать и развивать с помощью сказок,
с опорой на сказку, с учетом мирового опыта – значит не повторять
типичных и подчас опасных ошибок, значит экономить время и силы.»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЭССЕ Я ПЕДАГОГ

Я люблю свой детский дом В нем полным-полно ребят. Раз, два, три, четыре, пять… Жаль, что всех не сосчитать. Может сто их, может двести. Хорошо, когда мы вместе!      По...

Эссе "Миссия педагога"

Эссе участника конкурса "Педагогический дебют"...

Эссе "Я педагог!" Сельдемировой Жанны Александровны для участия в заочном этапе муниципального конкурса "Педагог года Березовского района - 2019"

Эссе «Я педагог!» ( см. Видеоролик "Моё участие в профессиональном конкурсе "Педагог года Берёзовского района - 2019" в разделе ВИДЕО или по ссылке https://nsporta...

Эссе "Я - педагог!" на заочный этап муниципального конкурса "Педагог года Берёзовского района - 2020"

«Воспитатель — это волшебник, который открывает детям дверь в мир взрослых. И от того, что знает и умеет воспитатель, зависит и то, чему и как он научит своих воспитанников». ...

Конкурсное задание Эссе "Я -педагог-психолог" для городского этапа конкурса Педагог года - 2021

Конкурсное задание Эссе "Я -педагог-психолог" для городского этапа конкурса Педагог года - 2021...

ЭССЕ «Я – ПЕДАГОГ» Педагог без любви к ребенку- всё равно, что певец без голоса, музыкант без слуха, живописец без чувства цвета. Недаром все великие педагоги, мечтая о школе радости, создавая её безмерно любили детей. Т. Гончаров

ЭССЕ «Я – ПЕДАГОГ»   Педагог без любви к ребенку- всё равно, что певец без голоса, музыкант без слуха, живописец без чувства цвета. Недаром все великие педагоги, мечта...

Конкурсное задание Эссе "Я педагог" конкурсного отбора молодых педагогов на получение премии главы города Югорска "Признание"

laquo;Педагог без любви к ребенку - все равно, что певец без голоса, музыкант без слуха, живописец без чувства цвета. Недаром все великие педагоги, мечтая о школе радости, создавая ее, безмерно любил...