Эссе: «Я – педагог»
материал (старшая группа)
Сказка – это игра. Игра воображения, образов и абстракций. Ведь любая игра – это набор условностей, мир «понарошку». Игра – это мир детства.
Вот и получается у меня, что воспитатель – это человек, который умеет здорово играть в умную сказку, который и сценарист, и режиссер, и постановщик, и декоратор. А уж актеры дети – изумительные.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Эссе: «Я – педагог»
«Крошка сын к отцу пришел, и спросила кроха:
– Что такое хорошо и что такое плохо?»
На эти строки В. Маяковского, наверняка, любой современный
воспитатель сказал бы: «Ох, Ваши бы слова, да Богу в уши!». Какой
счастливый был этот папа. Вот бы и нам так: подошли ребятишки, сели,
спросили. Мы бы им все подробно про хорошо и плохо объяснили, и пошли
бы, побежали они, золотенькие, срочно делать добрые дела.
Только не получается, как в стихотворении. И программа у нас, и объем
необходимой информации, которую необходимо впихнуть, во что бы то ни
стало, в их маленькие головки, и дисциплина, и узаконенный образец
воспитанника, который надо непременно создать, иначе зря работали!
Мы, взрослые, много говорим, рассуждаем, решаем, как быть, какими
быть им, нашим детям. А они смотрят на нас своими чистыми, доверчивыми
глазами, распахнутыми дверями своей души. А мы по ним – бабах:
проблемами, кризисами... Да еще приговариваем: «Ничего! Мы выжили, не
такое еще пережили, и они выживут!!!». Выживут, конечно, побьются,
помнутся, покорежатся, нарастят панцирь.
И нас потом «тем же концом, да потому же месту»!
И почему-то забываем мы, что в нашем детстве, не у всех, конечно, но у
большинства, был определенный спасительный буфер, своего рода адаптер к
жизненным невзгодам. Были хорошие книжки и детские фильмы, разные
организации и кружки. Были бабушки, в конце концов, с их спасительной
жалостью, воркованием и сказками! Именно сказками, через которые мы
познавали способы борьбы добра со злом, методы выживания, пути
жизненного следования и учились выбирать добрых помощников и различать
злых врагов.
Вы можете возразить: «Хотя бабушки-сказочницы вымерли как вид, а
нам читать сказки детям некогда, средства к выживанию надо зарабатывать,
но уж мультиков сказочных у наших детей вдоволь, и все они замечательные,
нравственные. Вот один всеми любимый «Шрек» чего стоит. С виду чучело -
чучелом, а сколько хорошего сделал!»
А забываем при этом старую истину, что сказка сказке рознь. В старые
времена никому из взрослых даже в голову не пришло, рассказывать
ребенку бытовые сатирические сказки о государственном устое и
духовенстве, солдатские или, так называемые, «докучные» сказки, о
перипетиях половой жизни. Хотя таковых было великое множество, но они
существовали только для взрослых.
Сейчас же происходят невероятные вещи. Взрослый «черный» юмор
незаметно переселился в детские сказки. Тот же Шрек, так, походя, ради
прикола, надувает ничего ему не сделавшую лягушку в воздушный шарик, а
его замечательно положительная подруга, убив высокой нотой прекрасную
птичку, готовит на завтрак яичницу из содержимого ее гнезда. И т. д. и т. п.
А как насыщены эти мультяшки сексуальным подтекстом! Героини
наперебой блещут своими соблазнительными формами и вызывающим (если
не сказать грубее!) позами и поведением.
Не поймите меня превратно, я не ханжа и не берусь здесь открывать
полемику по поводу неадекватности современных детских мультиков.
Просто чуть- чуть рассуждаю о возможностях нашего взрослого воздействия
на ребенка. Мы их учим! А чему? Как ни крути, получается лицемерию и
вероломству.
Наверное, нет воспитателя или родителя, который хотел бы вреда
ребенку. Ну а на самом деле? Мы говорим хорошие слова о дружбе,
верности, взаимовыручке. А показываем?! Мультфильм, где герой, улыбаясь,
вздыхает о друге, попавшем вместо него в смертельную ловушку: «Извини,
дорогой, так получилось!». Ну и чему же мы хотим их после этого научить?!
Так, что-то в своем обличении я ухожу от темы…
Вернемся к началу. Профессия и жизненное предназначение педагога – воспитывать и обучать.
Много надо потрудиться воспитателю, чтобы дать на финише
достойный продукт – выпускника ДОУ, соответствующего всем насущным
требованиям. Соответственно и используется им множество методов,
приемов, технологий, а, по-моему, давным-давно придумана самая лучшая технология
воспитания ребенка – это воспитание сказкой. Сказка – бесценный и
незаменимый помощник воспитателя. Сказка созвучна детской душе,
понятна, действенна. В сказку он вживается, становится главным героем,
учится и воспитывается на перипетиях сказочного сюжета.
И очень жаль, что сказка, как правило, используется как обязательный
программный элемент образовательной области «Чтение художественной
литературы», ведь потенциал у нее огромный.
А ведь от воспитателя зависит, чтобы сказка стала инструментом
мощным, универсальным.
Ведь воспитатель – самый настоящий чудодей. Только ему подвластно
сделать «предметно-развивающую среду» миром занимательных и
поучительных приключений.
Раскрывая сказку, он дает образец поведения, прививает морально-
нравственные идеалы, учит дружить и находить в себе силы для преодоления
трудностей. Сказка многогранна, жива, действенна.
И не надо внушать: «Делай так, а так не делай ни в коем случае!»,
ребенок сам, без прямого нравоучения, усваивает уроки сказки.
И обучать со сказкой проще, при желании столько разнонаправленной
научной информации в сказку можно заложить, что самой не верится. Сказка
– это шифр, шифр информации поколений. Большие ученые бьются над
смыслом «Курочки Рябы». Оказывается там столько всего! Начиная с
древнерусских «Вед» до современных теорий Вселенной. Недаром наши
бабушки учили деток сказками да былинами! Если воспитатель расшифрует
всю заложенную в сказке информацию, то каждая из них станет для ребенка
настоящим университетом жизни. Так я и придумала нанизывать знания из
всяких наук на сюжет сказки, как на стержень кольца пирамидки.
Получилась собственная очень действенная программа.
Так, например, проигрывая сказку «Репка» дети познают азы
рационального хозяйствования, а вместе с Тремя Поросятами
экспериментируют со строительным материалом и пробуют себя в
архитектуре, Лиса и тетерев учат детей аргументировать просьбы и
противостоять вредному убеждению. А с героями «Теремка» ребятишки
учатся определять жизненное пространство. История Курочки Рябы, дает
понимание ложных и истинных жизненных ценностей. Айболит раскрывает
секреты здоровья и знакомит с географией, а Баба Яга показывает
неожиданные свойства предметов и веществ. А еще сказка учит математике,
развивает речь и общение, ведь в ней активно задействуются все средства
коммуникации: словесные, пространственные, мимические и
пантомимические, делает окружающий мир более понятным и доступным
детям, позволяя безболезненно освоить новую социальную роль – роль
школьника.
А еще воспитатели – философы. Ребятишки с их помощью познают
законы мироздания во всей их постоянности, и противоречия, и
изменчивости. Вот, например: что такое «Закон подлости»? И у воспитателя
сказка тут как тут, под рукой. Задумается малыш, вместе покумекают, и все
понятно. Такие занятия я своим воспитателям давно разработала. Думайте,
рассуждайте, играйте: а пользу получат дети, мудрее станут!
Сказка – это игра. Игра воображения, образов и абстракций. Ведь любая
игра – это набор условностей, мир «понарошку». Игра – это мир детства.
Вот и получается у меня, что воспитатель – это человек, который умеет
здорово играть в умную сказку, который и сценарист, и режиссер, и
постановщик, и декоратор. А уж актеры дети – изумительные. Только
поруководить ими надо тонко, как сейчас модно говорить, креативно. Все
остальное сказка сама сделает, если подобрана она правильно: в нужное
время и в нужной ситуации.
Я считаю, что каждый воспитатель должен руководствоваться словами
Л. Стрелковой: «Воспитывать и развивать только по сказкам невозможно,
поскольку каждый ребенок неповторимо индивидуален; воспитывать и
развивать без сказок неразумно – никто не в силах превзойти мудрость
народов, мудрость тысячелетий; воспитывать и развивать с помощью сказок,
с опорой на сказку, с учетом мирового опыта – значит не повторять
типичных и подчас опасных ошибок, значит экономить время и силы.»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЭССЕ Я ПЕДАГОГ
Я люблю свой детский дом В нем полным-полно ребят. Раз, два, три, четыре, пять… Жаль, что всех не сосчитать. Может сто их, может двести. Хорошо, когда мы вместе! По...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/23/picture-1000915-1548256850.jpg)
Эссе "Я педагог!" Сельдемировой Жанны Александровны для участия в заочном этапе муниципального конкурса "Педагог года Березовского района - 2019"
Эссе «Я педагог!» ( см. Видеоролик "Моё участие в профессиональном конкурсе "Педагог года Берёзовского района - 2019" в разделе ВИДЕО или по ссылке https://nsporta...
Эссе "Я - педагог!" на заочный этап муниципального конкурса "Педагог года Берёзовского района - 2020"
«Воспитатель — это волшебник, который открывает детям дверь в мир взрослых. И от того, что знает и умеет воспитатель, зависит и то, чему и как он научит своих воспитанников». ...
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/19/picture-968848-1613729413.jpg)
Конкурсное задание Эссе "Я -педагог-психолог" для городского этапа конкурса Педагог года - 2021
Конкурсное задание Эссе "Я -педагог-психолог" для городского этапа конкурса Педагог года - 2021...
![](/sites/default/files/pictures/2020/09/02/picture-1265467-1599052429.jpg)
ЭССЕ «Я – ПЕДАГОГ» Педагог без любви к ребенку- всё равно, что певец без голоса, музыкант без слуха, живописец без чувства цвета. Недаром все великие педагоги, мечтая о школе радости, создавая её безмерно любили детей. Т. Гончаров
ЭССЕ «Я – ПЕДАГОГ» Педагог без любви к ребенку- всё равно, что певец без голоса, музыкант без слуха, живописец без чувства цвета. Недаром все великие педагоги, мечта...
![](/sites/default/files/pictures/2021/08/05/picture-1153140-1628154209.jpg)
Конкурсное задание Эссе "Я педагог" конкурсного отбора молодых педагогов на получение премии главы города Югорска "Признание"
laquo;Педагог без любви к ребенку - все равно, что певец без голоса, музыкант без слуха, живописец без чувства цвета. Недаром все великие педагоги, мечтая о школе радости, создавая ее, безмерно любил...