Сказка как средство
методическая разработка (подготовительная группа)

Салаева Наталья Владимировна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Начальная школа – детский сад №13» (МБОУ НШДС №13)

665932, Российская Федерация, Иркутская область, Слюдянский район,

город Байкальск, микрорайон Гагарина, дом 199А¸

Телефон 8 (39542) 34239, e-mail: Shkola-131@yandex.ru ,

ИНН/КПП 3837000266/381001001

  

 «Сказки как средство всестороннего развития личности детей дошкольного возраста»

 

 

 

 

 

Подготовила:

Салаева Наталья Владимировна.

 

 

 

 

 

 

«Сказка как средство всестороннего развития личности детей дошкольного возраста»

Форма проведения: мастер класс.

 Цель мастер класса: Создать условия для развития творческих способностей у аудитории. Научить изготавливать брошку куколку из фетра.

Задачи:

 Познакомить с историей изготовления «Северная берегиня», как один из видов русской народной культуры.

Развивать мелкую моторику рук и пальцев.

Воспитывать бережное отношение к традициям своего народа, воспитывать трудолюбие и усидчивость.

Материал: Ножницы, фетр разных цветов, нитки, иголка, бусины, основа для крепления и клей.

Ход мастер класса:

Здравствуйте, уважаемые коллеги! 
Друзья, давайте улыбнёмся!
В мир детства с вами окунёмся.
И здесь апрельским теплым днём,
Свой опыт повышать начнём.

Сначала я предлагаю вам, окунутся в мир сказок и поиграть в игру:

 

 «Дополни имя сказочного героя»

  1. Папа... Карло.
    2. Домовенок... Кузя.
    3. Доктор... Айболит.
    4. Почтальон... Печкин.
    5. Синьор... Помидор.
    6. Карлик... Нос.
    7. Царевна... Лебедь.
    8. Железный... Дровосек.
    9. Оле-... Лукойе.
    10. Старик... Хоттабыч.

11. Василиса… Прекрасная.

 

 «Если вы хотите, чтобы ваши дети были умными — читайте им сказки.
Если вы хотите, чтобы они были еще умнее — читайте им больше сказок»

Альберт Эйнштейн

Одним из мощных средств в нравственном воспитании дошкольников является народная сказка. Сказка рано входит в жизнь ребёнка и не только развлекает его, но и воспитывает эстетически, нравственно, развивает умственно. Сказки можно не только читать, слушать, но и показывать.

Народная сказка обогащает эмоции, воспитывает воображение, перед детьми раскрывается легкость и выразительность языка. Научившись сопереживать героям произведений, дети начинают замечать настроение окружающих их людей. В детях пробуждаются гуманные чувства – способность проявлять участие, доброту, протест против несправедливости[2].

На примерах сказочных героев дети учатся разбираться в людских характерах. Ведь в сказочных ситуациях, при всей их фантастичности, много весьма жизненных, легко распознаваемых ребёнком моментов. Например в сказке про Колобка – я от дедушки ушел, я от бабушки ушел…а дальше и случилась беда, его обхитрила лиса. Или в «Сказке о рыбаке и рыбке» пожадничала старуха - и осталась ни с чем. А вот сказка «Репка» учит быть дружными, трудолюбивыми. Трудолюбие в народных сказках всегда вознаграждается («Хаврошечка», «Мороз Иванович»). Сказка «Теремок» учит дружить. Наказ слушаться родителей, старших звучит в сказках «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Страх и трусость высмеиваются в сказке «У страха глаза велики», хитрость – в сказке «Лиса и журавль». Образ зайца в русских народных сказках сцеплен с такими человеческими качествами, как трусость, нерешительность, он вызывает у детей сочувствие, сопереживание, желание помочь [1, с. 26].

В группе у нас оборудован театрализованный уголок, поскольку предметно-развивающая среда должна обеспечивать право ребёнка на театрализацию любимого произведения, уголок оснащён различными видами театров:
- пальчиковый театр;
- театр игрушек;
- кукольный театр;
- настольный театр;
- театр картинок;
- театр масок;
- театр из картона;

- театр на стаканчиках;
- фартучный театр;

- театр на дисках;

- театр на шпажках;

- театр тряпичная кукла;

 - куколки из полосок фетра на шпажке.

Что бы разнообразить уголок театрализации, я взяла идеи из русской народной культуры. Эта необычная куколка очень непохожая на традиционные куклы. Выполнена она по принципу трещётки, из ярких тканей. Очень позитивная и нарядная. Это мощный оберег для дома, привлекающий благополучие и удачу. Ставили такую куколку в северный угол избы.

Кукла «Северная берегиня» изготавливалась из небольших лоскутов ткани, ярких расцветок, от ношеной одежды, впитавшей в себя энергетику хозяина. Считалось, что она приносит благополучие в дом и охраняет его от четырёх стихий (огонь, вода, воздух, земля). Считалось, чем ярче лоскутки ткани, тем сильнее кукла и ее магическая сила.

Куколка Берегиня дарится к любому случаю, оберегает дом, семью. Её можно укрепить в машине, у кровати ребёнка, можно положить в сумочку  или украсить ею елочку. Яркая цветная берегинюшка принесет вам хорошее настроение и счастье! С помощью этой куколки мы можем ОТМЕСТИ все, что нам не нравится в нашей жизни, отгородить себя от чужого влияния; также можно внести в свой дом, в свою жизнь удачу, радость, здоровье и благополучие. Таких куколок можно изготовить из фетра, из ткани и даже из цветного фаомирана. Затем закрепить ее на шпажке и устраивать различные представления.

 

Практическая часть

Выполнить куколку можно несколькими способами:

Сегодня я хочу вас научить делать брошку – куколку. Куколка получается яркая и озорная, имеет семь цветов, как радуга и называется ещё Семицветицей. Можно выполнить из девяти полосок ткани, можно из тринадцати. Главное чтобы, было нечетное число.

 

Рефлексия      

Если вы считаете, что сегодняшний мастер класс был результативным - Похлопайте в ладоши, кто считает, что он сегодня хорошо потрудился – погладьте себя по головке;

 

Заключение

Таким образом, можем сделать вывод, что одним из действенных методов воспитания гуманных чувств у дошкольников является народная сказка. Сейчас наша театральная зона богата набором декораций, костюмов, кукол разных видов, масок и шапочек.
Результаты моей работы по театрализованной деятельности меня радуют: ребята стали чаще проявлять эмпатию друг другу, охотно говорить о своих чувствах, переживаниях, стали доверчивыми и открытыми. Значительно уменьшилось количество конфликтных ситуаций между детьми. Дети освоили невербальные средства общения (жесты, мимику, движения и т. д.); научились понимать и осознавать эмоциональное состояние окружающих его людей и своё собственное; речь стала более выразительной; они стали более уверенными в себе, научились преодолевать робость, сопереживать; стали более самостоятельными и инициативными; у детей появился интерес к театрализованной играм.

 

Список использованной литературы:

1. Шорохова О.А., Играем в сказку. М.: «Творческий центр», 2006г.

2. http://planetadetstva.net(социальная сеть работников образования).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект: "Сказка как средство нравственно-патриотического воспитания"

Разработка проекта "Сказкак как средство нравственно-патриотического воспитания"...

сказка как средство развития речи

Статья открывает возможности развития связной речи по средством использования сказок....

НАРОДНАЯ СКАЗКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЕ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МНЕМОТАБЛИЦ

Одним из наиболее доступных и педагогически эффективных средств формирования у детей творческих речевых умений называется – народная сказка.Я полагаю, что развитие словесного творчества детей на матер...

Сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста

Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливост...

Народные сказки как средство воспитания патриотических чувств у дошкольников

В статье раскрыта роль народных сказок в формировании патриотических чувств у дошкольников...

Презентация "Русская народная сказка как средство патриотического воспитания дошкольников"

В презентации представлен материал, который можно использавать как консультацию для педагогов на педагогическом часу.  Отражена значимость сказки в жизни детей, как одной из главных потребностей ...