Проект: "Нравственное воспитание дошкольников посредством художественного слова"
проект
Художественное слово помогает ребёнку создавать зрительные образы. Развивать способность детей отличать добро и зло, хорошее от плохого.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_milany_z.docx | 23.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Нравственное воспитание дошкольников посредством художественного слова»
Паспорт проекта
Название проекта: «Художественная литература как средство воспитания нравственных качеств у детей подготовительной к школе группы».
Участники проекта: воспитатели, дети и родители подготовительной группы.
Тип проекта: по методу: информационно – практико – ориентированный;
по содержанию: групповой;
по времени проведения: краткосрочный
Сроки действия проекта: с октября по январь.
Актуальность:
Социально – нравственное воспитание – очень актуальная и сложная проблема настоящего времени. Когда материальные ценности преобладают над духовными, мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости.
Дошкольный возраст — сензитивный, т. е. наиболее чувствительный для воспитания нравственных норм и правил, способности сопереживать и эмоционально откликаться на чужую боль. Не использовать эти возможности — значит больше никогда не успеть наполнить душу ребенка нравственными ценностями.
В дошкольном возрасте закладываются основы личности ребенка, его мировоззрение, свое понимание добра и зла, своя реакция на поступки других и собственное поведение. Именно в дошкольные годы под руководством взрослых ребёнок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким людям, сверстникам, вещам, природе, усваивает моральные нормы.
К сожалению, все реже встречаются в жизни проявления любви и добра, сочувствия и сострадания. Дети все чаще не могут построить дружеских отношений, договориться о совместных действиях в игре и быту.
Художественная литература позволяет восполнить недостаточность общения детей, расширить кругозор, обогатить их жизненный и нравственный опыт.
Литературные произведения вовлекают детей в раздумья над поступками и поведением героев, происходящими событиями, побуждают к их оценке и обогащает эмоциональную сферу.
Проблема:
Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Поэтому проблема нравственного воспитания детей постоянно находится в центре внимания общества.
Нравственность нельзя воспитать путем прямых указаний и советов, в работе с детьми нужен особый иносказательный стиль, доступный и понятный.
Действенным средством воспитания моральных качеств личности дошкольника является художественное слово. В этом плане велика роль занятий по художественной литературе. Часто мы говорим: «Книга — это открытие мира». Действительно, читая, ребенок знакомится с окружающей жизнью, природой, трудом людей, со сверстниками, их радостями, а порой и неудачами. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Слово может окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомиться с нормами поведения.
Цель проекта: формирование социально – нравственных качеств через художественное слово и сказки.
Задачи проекта:
1. Заложить основы социально – нравственной личности с активной жизненной позицией.
2. Формировать навыки восприятия художественного произведения.
3. Возрождать интерес детей и родителей к художественной литературе, к сказкам, к художественному слову.
4. Помочь детям усвоить нравственные категории: добро и зло, согласие, трудолюбие, бескорыстие.
5. Воспитывать у детей милосердие, сострадание, терпимое отношение к окружающим.
Методы изучения:
Теоретические
1. Анализ психолого-педагогической литературы, нормативных документов по проблеме.
2. Изучение и анализ педагогического опыта по направлению работы.
3. Обобщение справочного материала по данной проблеме.
4. Наблюдения за поведением детей в свободной игровой деятельности.
Практические
1. Подборка детской художественной литературы.
2. Моделирование непосредственной образовательной деятельности.
Формы работы:
• Информационно - аналитические (теоретический анализ психолого-педагогической литературы, нормативных документов по проблеме, педагогического опыта по направлению работы).
• Коллективные (чтение художественной литературы, непосредственная образовательная деятельность).
• Индивидуальные (тематические консультации, беседы с родителями с целью обмена мнениями).
• Наглядно-информационные (фотографии, выставки детских работ).
Методы, применяемые в ходе реализации проекта:
1. Объяснительно – иллюстративный (предлагается иллюстрация, которую дети рассматривают, анализируют);
2. Исследовательско – поисковый (обучение поиску самостоятельного решения творческих замыслов, решения ситуаций);
3. Игровой (набор игр, развивающих социально – нравственную и коммуникативную деятельность;
4. Групповая дискуссия повышает уровень доверия и сплачивает воспитанников, помогает увидеть свое сходство с другими, понять себя и получить позитивную обратную связь;
5. Сказкотерапия, на сказках апробируются приемы, позволяющие смягчить поведенческий негативизм у ребенка. Через сказку ребенок может понять законы мира, в котором он родился и живет.
Предметно – пространственная развивающая среда:
• Подборка детских книг с рассказами по содержанию нравственных ценностей;
• Иллюстрационный материал «Уроки доброты»;
• Книжки – раскраски «Что такое хорошо и что такое плохо?»;
• Принадлежности для рисования;
• Магнитная доска;
• Настольно – печатные и дидактические игры социально – нравственного содержания;
• Магнитофон;
• Кассеты и диски
План реализации проекта
Этапы Содержание работы
Констатирующий (подготовительный)
1. Подборка детской художественной литература по содержанию нравственных ценностей.
2. Подборка разнообразных методов и приемов работы над сказкой.
3. Подборка игр социально – нравственного содержания.
4. Составление вопросов и заданий для формирования нравственных качеств дошкольников.
5. Изучение эмоционального поведения детей при восприятии литературных произведений.
6. Изучение эмоциональных проявлений детей при разыгрывании сюжетных сценок.
Работа с родителями:
1.Выставка работ родителей и детей на тему "Книжки-малышки" на нравственное воспитание.
2. Памятка для родителей на тему: "Нравственное воспитание детей в семье".
3.Консультация для родителей : "Воспитание самостоятельности и ответственности".
4.Квн с участием родителей и детей на тему "Природа и нравственное воспитание детей дошкольного возраста".
5. Родительское собрание в нетрадиционной форме на тему: "Детская дружба".
Формирующий (основной)
1. Чтение и обсуждение детской художественной литературы в детском саду и дома.
2. Инсценировка художественных произведений.
3. Беседы по прочитанным литературным произведениям.
4. Организация для родителей консультаций.
5. Просмотр спектаклей, сказок, кукольных представлений.
6. Ремонт книг в группе и помощь малышам в ремонте книжек.
Заключительный (контрольный)
1. Изучение эмоционального поведения детей при восприятии литературных произведений.
2. Изучение влияния художественной литературы на эмоциональный опыт дошкольников.
4. Изучение роли игры по сюжету сказки в формировании социальных эмоций детей 6-7 лет.
5. Презентация «Нравственное воспитание детей посредством художественного слова»
6. Распространение опыта работы по реализации проекта на районном методическом объединении.
Ожидаемые результаты:
В ходе реализации проекта:
• У детей будет сформирован интерес к книгам, направленный на общее и речевое развитие дошкольников.
• Из сказок дети почерпнут уроки морали, нравственности и идейности.
• Нравственные убеждения, взгляды, привычки будут тесно связаны с чувствами ребенка.
• Внутренний мир ребенка придет в гармонию: разовьется умение управлять своими эмоциями и настроением, преодолевать трудности и страхи.
• Передавать с помощью речи различные эмоциональные состояния.
• Устанавливать дружеские взаимоотношения, проявлять сочувствие, сопереживание и участие в жизни близких и окружающих.
• Войти в мир общения, найти свое место в коллективе сверстников, обрести друзей и самим научится быть добрыми и отзывчивыми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Нравственно-эстетическое воспитание детей посредством художественного слова"
В данной статье говорится о воздействии художественной литературы на личностно-эмоциональную сферу ребенка,её отражении в творческой продуктивной деятельности детей. Приводится тематика художественных...
«Нравственное воспитание детей посредством художественного слова»
Нравственное воспитание является одной из важнейших задач становления и формирования культурной, разносторонней личности. И, именно сегодня оно актуально, как никогда....
Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством художественного слова в соответствии с ФГОС ДО
Представленный материал показывает какими методами и формами решались задачи в поставленной перед нами цели.Тема определилась самой жизненной ситуацией;отчуждение от родной литературы и культуры,паден...
«Развитие связной речи дошкольников посредством художественного слова (на материале произведений М.П. Шевченко)»
Данная работа поможет воспитателям познакомить детей с удивительными рассказами нашего земляка, почётного гражданина города Россоши - Михаила Петровича Шевченко....
«Развитие связной речи дошкольников посредством художественного слова на материале произведений К.Д. Ушинского»
К.Д. Ушинский - русский педагог, основоположник русской классической школы, замечательный детский писатель. Его произведения жизненны, поучительны, интересны. Почитайте детям детские рассказы К.Д. Уши...
Проект «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников посредством театрализованной деятельности»
Дошкольный возраст – это самый благоприятный период для развития высших нравственно - патриотических чувств у ребенка. Он растет и развивается в гармонии с окружающим миром, ему необходимы...
Методические рекомендации к проекту: «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников посредством театрализованной деятельности»
Актуальность проблемы нравственно - патриотического воспитания детей очевидна, так как в настоящее время материальные ценности доминируют над духовными, у детей искажены представления о до...