наставничество
рабочая программа (старшая группа)
индивидуальная программа поработе с ребенком с особенностями в развитии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nastavnichestvo-programma_2023.docx | 19.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по наставничеству
"Успех каждого ребенка"
Форма наставничества: «Педагог-воспитанник».
Наставляемый дошкольник с особенностями в развитии
Ф.И.О. должность наставника Чернышова Оксана Сергеевна
Воспитатель 1 квалификационной категории
ВВЕДЕНИЕ
Рабочая программа по наставничеству "Успех каждого ребенка" составлена в соответствии с распоряжением Минпросвещения России от 25.12.19 №Р-175 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися».
Цель программы наставничества «Успех каждого ребенка» - разносторонняя поддержка дошкольников с особыми образовательными / социальными потребностями, а также помощь в адаптации к новым условиям обучения.
Задачи:
∙помощь в реализации собственного потенциала;
∙развитие гибких навыков и метакомпетенций;
∙оказание помощи в адаптации к новым условиям среды,
∙создание комфортных условий и экологичных коммуникаций внутри образовательной организации;
∙улучшение результатов в обучении, а также творческих и спортивных результатов;
∙снижение числа дошкольников, состоящих в «группе риска»;
∙укрепление связи дошкольника-будущего школьника со школой.
Результатом правильной организации работы наставников будет высокий уровень включенности наставляемых во все социальные, культурные и образовательные процессы организации, что окажет несомненное положительное влияние на эмоциональный фон в коллективе, общий статус организации, лояльность обучающихся и будущих школьников к школе. Наставляемые получат необходимый в этом возрасте стимул к культурному, интеллектуальному, физическому, психологическому совершенствованию, самореализации, а также развитию необходимых компетенций.
Ожидаемые результаты внедрения целевой модели наставничества
∙измеримое улучшение показателей, обучающихся в образовательной, культурной, спортивной сферах;
∙улучшение психологического климата в образовательной организации среди обучающихся;
∙практическая реализация концепции построения индивидуальных образовательных траекторий.
Портрет участников
Наставник.
Ответственный, социально активный педагог с выраженной гражданской и ценностной позицией, мотивированный к самосовершенствованию и преобразованию окружающей среды. Участник образовательных, спортивных, творческих проектов. Увлекающийся и способный передать свою «творческую энергию» и интересы других. Образец для подражания в плане межличностных отношений, личной самоорганизации и профессиональной компетентности.
Наставляемый.
Пассивный обучающийся, дошкольник с особенностями в развитии. Низко мотивированный, дезориентированный дошкольник, не имеющий возможности самостоятельно выбирать образовательную траекторию, плохо информированный об образовательных перспективах, безынициативный к процессам внутри группы.
Область применения в рамках образовательной программы.
Взаимодействие наставника и наставляемого ведется в режиме внеурочной деятельности. Возможна интеграция в свободные часы, организация совместных конкурсов, бесед, чтение, конструирование, сотрудничество с педагогом-психологом и педагогом-логопедом, совместные походы на культурные мероприятия, способствующие развитию чувства сопричастности, интеграции в дошкольное сообщество.
Этапы реализации программы.
Этапы Мероприятия Результат
Подготовка условий для запуска программы наставничества | Создание благоприятных условий для запуска программы. Сбор предварительных данных от потенциальных наставляемых. Назначение наставника. | Дорожная карта реализации наставничества. |
Формирование базы наставников и наставляемых | Работа с внутренним контуром включает действия по формированию базы из числа пассивных учеников, их родителей, специалистов | Формирование базы наставников, которые потенциально могут участвовать как в текущей программе наставничества, так и в будущем. |
Организация хода наставнической программы | Закрепление гармоничных и продуктивных отношений в наставнической группе так, чтобы они были максимально комфортными, стабильными и результативными для обеих сторон. Работа в каждой группе включает: встречу-знакомство, пробную рабочую встречу, встречу-планирование, комплекс последовательных встреч, итоговую встречу. | Мониторинг: сбор обратной связи от наставляемых – ля мониторинга динамики влияния программы на наставляемых; сбор обратной связи от наставника, наставляемых и доп. специалистов – для мониторинга эффективности реализации |
Формирование наставнической группы | Провести общую встречу с участием наставника, доп.специалистов. Зафиксировать сложившуюся группу | Сформированная наставническая группа, готовая продолжить работу в рамках программы |
Завершение программы наставничества | 1. Подведение итогов работы группы; 2. Подведение итогов программы детского сада; 3.Публичное подведение итогов и популяризация практик. | Собраны лучшие наставнические практики. Поощрение наставников. |
Мониторинг и оценка качества процесса реализации программы наставничества
Мониторинг направлен на изучение (оценку) качества реализуемой программы наставничества, ее сильных и слабых сторон, качества совместной работы пар или групп "наставник-наставляемый". Мониторинг помогает, как выявить соответствие условий организации программы наставничества требованиям и принципам модели, так и отследить важные показатели качественного изменения образовательной организации, реализующей программу наставничества, динамику показателей социального благополучия внутри образовательной организации, профессиональное развитие педагогического коллектива в практической и научной сферах.
Цели мониторинга:
- оценка качества реализуемой программы наставничества;
- оценка эффективности и полезности программы как инструмента повышения социального и профессионального благополучия внутри образовательной организации и
- сотрудничающих с ней организаций или индивидов.
Задачи мониторинга:
∙сбор и анализ обратной связи от участников (метод анкетирования);
∙обоснование требований к процессу реализации программы наставничества, к личности наставника;
∙контроль хода программы наставничества;
∙описание особенностей взаимодействия наставника и наставляемого (группы наставляемых);
∙определение условий эффективной программы наставничества;
∙контроль показателей социального и профессионального благополучия.
Для оценки соответствия условий организации программы наставничества требованиям модели и программ, по которым она осуществляется, принципам, заложенным в модели и программах, а также современным подходам и технологиям, используется анкета куратора. Результатом успешного мониторинга будет аналитика реализуемой программы наставничества, которая позволит выделить ее сильные и слабые стороны, изменения качественных и количественных показателей социального и профессионального благополучия, расхождения между ожиданиями и реальными результатами участников программы наставничества «Успех каждого ребенка»
Механизмы мотивации и поощрения наставников
К числу лучших мотивирующих наставника факторов можно отнести поддержку наставничества на дошкольном, школьном, общественном, муниципальном и государственном уровнях; создание среды, в которой наставничество воспринимается как почетная миссия, где формируется ощущение причастности к большому и важному делу, в котором наставнику отводится ведущая роль.
Мероприятия по популяризации роли наставника.
Организация и проведение фестивалей, форумов, конференций наставников на всех уровнях. Выдвижение лучших наставляемых на конкурсы и мероприятия на муниципальном, региональном и федеральном уровнях.
Основные мероприятия по реализации программы
Содержание | Планируемый результат | Сроки | Ответственный |
Работа с наставляемыми | |||
Протестировать обучающихся с целью выявления причин непослушания, отставания. | Получить оперативную информацию | Октябрь, январь | Педагог - психолог |
Провести индивидуальные консультации с детьми по результатам занятий. | Выявить темы, которые не освоены, и причины неусвоения | В течение года | Наставник |
Разработать индивидуальные образовательные траектории | Спланировать работу. | В течение года | Наставник |
Организовать контроль усвоения знаний по отдельным темам, разделам | Выявить темы, которые учащийся не освоил, и причины их неусвоения | По плану | Наставник |
Провести психологические тренинги по диагностике тревожности и снижению уровня тревожности детей | Выявить причины тревожности | По плану | Педагог - психолог |
Организовать воспитательную работу | Выявить интересы детей и привлечь их к занятиям по интересам | В течение года | Наставник Педагог - логопед |
Привлечь детей к подготовке коллективных мероприятий | Спланировать досуговую деятельность учащихся | В течение года | Наставник |
Вовлечь в социально-значимую деятельность детей всей группы | Спланировать досуговую деятельность | В течение года | Наставник |
Работа с родителями обучающихся | |||
Провести консультации с родителями наставляемых | Выявить затруднения, препятствующие усвоению материала | В течение года | Наставник |
Ознакомить родителей с результатами учебной деятельности ребенка | Повысить ответственность родителей за воспитание и обучение детей | В течение года | Наставник |
Организовать систему открытых уроков для родителей | Повысить ответственность родителей за воспитание и обучение детей | В течение года | Наставник |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Положение о наставничестве
Положение о наставничестве в детском саду....
Наставничество, как фактор становления профессиональной деятельности молодых специалистов ДОУ
Функции наставничестваЭтапы формирования профессиональной педагогической деятельностиРоль психолога в формировании культуры наставничества в ДОУ...
«Сущность и содержание понятия «наставничество». Наставничество в современной образовательной практике».
Наставничество – одна из наиболее эффективных форм профессиональной адаптации, способствующая повышению профессиональной компетентности и закреплению педагогических кадров.Задача наставника &nda...
Заседание по наставничеству:"Обобщение опыта работы наставничества воспитателей по проблеме создания комфортной развивающей предметно-пространственной среды в группах ДОО."
Цель: Провести системный анализ педагогической деятельности по проектированию комфортной предметно-развивающей среды в возрастных группах ДОУ и определить пути совершенствования работы в данном направ...
Программа наставничества "Реверсивное наставничество педагогов ДОУ как средство внедрения инновационных технологий"
В данной Программе наставничества описана система работы по реверсивному наставничеству. Реверсивное наставничество – нетрадиционная форма развития профессиональных отношений между субъект...
Проект по наставничеству «Компетентный педагог» Номинация: «Эффективная система работы наставничества в образовательной организации в образовательном пространстве города Нижневартовска»
Проект по наставничеству «Компетентный педагог»Номинация: «Эффективная система работы наставничества в образовательной организации в образовательном пространстве го...
Наставничество в образовании: современная теория и инновационная практика. Наставничество как повышение качества образования.
Выступление на педагогическом совете«Педагогическое наставничество – перспективное направление образовательного процесса»...