наставничество
рабочая программа (старшая группа)

чернышова оксана сергеевна

индивидуальная программа поработе с ребенком с особенностями в развитии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nastavnichestvo-programma_2023.docx19.52 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по наставничеству

"Успех каждого ребенка"

Форма наставничества: «Педагог-воспитанник».

Наставляемый дошкольник с особенностями в развитии

Ф.И.О. должность наставника Чернышова Оксана Сергеевна

Воспитатель 1 квалификационной категории

ВВЕДЕНИЕ

        Рабочая программа по наставничеству "Успех каждого ребенка" составлена в соответствии с распоряжением Минпросвещения России от 25.12.19 №Р-175 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися».

          Цель программы наставничества «Успех каждого ребенка» - разносторонняя поддержка дошкольников с особыми образовательными / социальными потребностями, а также помощь в адаптации к новым условиям обучения.

          Задачи: 

                            помощь в реализации собственного потенциала;

                            развитие гибких навыков и метакомпетенций;

                            оказание помощи в адаптации к новым условиям среды,

                            создание комфортных условий и экологичных коммуникаций внутри образовательной организации;

                            улучшение результатов в обучении, а также творческих и спортивных результатов;

                            снижение числа дошкольников, состоящих в «группе риска»;

                            укрепление связи дошкольника-будущего школьника со школой.

Результатом правильной организации работы наставников будет высокий уровень включенности наставляемых во все социальные, культурные и образовательные процессы организации, что окажет несомненное положительное влияние на эмоциональный фон в коллективе, общий статус организации, лояльность обучающихся и будущих школьников к школе. Наставляемые получат необходимый в этом возрасте стимул к культурному, интеллектуальному, физическому, психологическому совершенствованию, самореализации, а также развитию необходимых компетенций.

Ожидаемые результаты внедрения целевой модели наставничества

                 измеримое улучшение показателей, обучающихся в образовательной, культурной, спортивной сферах;

                 улучшение психологического климата в образовательной организации среди обучающихся;

                 практическая реализация концепции построения индивидуальных образовательных траекторий.

        Портрет участников

        Наставник.

        Ответственный, социально активный педагог с выраженной гражданской и ценностной позицией, мотивированный к самосовершенствованию и преобразованию окружающей среды. Участник образовательных, спортивных, творческих проектов. Увлекающийся и способный передать свою «творческую энергию» и интересы других. Образец для подражания в плане межличностных отношений, личной самоорганизации и профессиональной компетентности.

         Наставляемый. 

         Пассивный обучающийся, дошкольник с особенностями в развитии. Низко мотивированный, дезориентированный дошкольник, не имеющий возможности самостоятельно выбирать образовательную траекторию, плохо информированный об образовательных перспективах, безынициативный к процессам внутри группы.

         Область применения в рамках образовательной программы.

         Взаимодействие наставника и наставляемого ведется в режиме внеурочной деятельности. Возможна интеграция в свободные часы, организация совместных конкурсов, бесед, чтение, конструирование, сотрудничество с педагогом-психологом и педагогом-логопедом, совместные походы на культурные мероприятия, способствующие развитию чувства сопричастности, интеграции в дошкольное сообщество.

Этапы реализации программы.

Этапы                                           Мероприятия                          Результат

Подготовка условий для запуска программы наставничества

Создание благоприятных условий для запуска программы. Сбор предварительных данных от потенциальных наставляемых. Назначение наставника.

Дорожная карта реализации наставничества.

Формирование базы наставников и наставляемых

Работа с внутренним контуром включает действия по формированию базы из числа пассивных учеников, их родителей, специалистов

Формирование базы наставников, которые потенциально могут

участвовать как в текущей программе наставничества, так и в будущем.

Организация хода наставнической программы

Закрепление гармоничных и продуктивных отношений в наставнической группе так, чтобы они были максимально комфортными, стабильными и результативными для обеих сторон. Работа в каждой группе включает: встречу-знакомство, пробную рабочую встречу, встречу-планирование, комплекс последовательных встреч, итоговую встречу.

Мониторинг: сбор обратной связи от наставляемых – ля мониторинга динамики влияния программы на наставляемых; сбор обратной связи от наставника, наставляемых и доп. специалистов – для мониторинга эффективности реализации

Формирование наставнической группы

Провести общую встречу с участием наставника, доп.специалистов. Зафиксировать сложившуюся группу

Сформированная наставническая группа, готовая продолжить работу в рамках программы

Завершение программы наставничества

1. Подведение итогов работы группы;

2. Подведение итогов программы детского сада;

 3.Публичное подведение итогов и популяризация практик.

Собраны лучшие наставнические практики. Поощрение наставников.

Мониторинг и оценка качества процесса реализации программы наставничества 

       Мониторинг направлен на изучение (оценку) качества реализуемой программы наставничества, ее сильных и слабых сторон, качества совместной работы пар или групп "наставник-наставляемый". Мониторинг помогает, как выявить соответствие условий организации программы наставничества требованиям и принципам модели, так и отследить важные показатели качественного изменения образовательной организации, реализующей программу наставничества, динамику показателей социального благополучия внутри образовательной организации, профессиональное развитие педагогического коллектива в практической и научной сферах.

         Цели мониторинга: 

         - оценка качества реализуемой программы наставничества;

         - оценка эффективности и полезности программы как инструмента повышения социального и профессионального благополучия внутри образовательной организации и

         - сотрудничающих с ней организаций или индивидов.

Задачи мониторинга: 

                 сбор и анализ обратной связи от участников (метод анкетирования);

                обоснование требований к процессу реализации программы наставничества, к личности наставника;

                контроль хода программы наставничества;

                описание особенностей взаимодействия наставника и наставляемого (группы наставляемых);

                определение условий эффективной программы наставничества;

              контроль показателей социального и профессионального благополучия.

        Для оценки соответствия условий организации программы наставничества требованиям модели и программ, по которым она осуществляется, принципам, заложенным в модели и программах, а также современным подходам и технологиям, используется анкета куратора. Результатом успешного мониторинга будет аналитика реализуемой программы наставничества, которая позволит выделить ее сильные и слабые стороны, изменения качественных и количественных показателей социального и профессионального благополучия, расхождения между ожиданиями и реальными результатами участников программы наставничества «Успех каждого ребенка»

Механизмы мотивации и поощрения наставников

       К числу лучших мотивирующих наставника факторов можно отнести поддержку наставничества на дошкольном, школьном, общественном, муниципальном и государственном уровнях; создание среды, в которой наставничество воспринимается как почетная миссия, где формируется ощущение причастности к большому и важному делу, в котором наставнику отводится ведущая роль.

       Мероприятия по популяризации роли наставника.

       Организация и проведение фестивалей, форумов, конференций наставников на всех уровнях. Выдвижение лучших наставляемых на конкурсы и мероприятия на муниципальном, региональном и федеральном уровнях.

Основные мероприятия по реализации программы

Содержание

Планируемый результат

Сроки

Ответственный

Работа с наставляемыми

Протестировать обучающихся с целью выявления причин непослушания, отставания.

Получить оперативную информацию

Октябрь, январь

Педагог - психолог

Провести индивидуальные консультации с детьми по результатам занятий.

Выявить темы, которые не освоены, и причины неусвоения

В течение года

Наставник

Разработать индивидуальные образовательные траектории

Спланировать работу.

В течение года

Наставник

Организовать контроль усвоения знаний по отдельным темам, разделам

Выявить темы, которые учащийся не освоил, и причины их неусвоения

По плану

Наставник

Провести психологические тренинги по диагностике тревожности и снижению уровня тревожности детей

Выявить причины  тревожности

По плану

Педагог - психолог

Организовать воспитательную работу

Выявить интересы детей и привлечь их к занятиям по интересам

В течение года

Наставник Педагог - логопед

Привлечь детей к подготовке коллективных мероприятий

Спланировать досуговую деятельность учащихся

В течение года

Наставник

Вовлечь в социально-значимую деятельность детей всей группы

Спланировать досуговую деятельность

В течение года

Наставник

                Работа с родителями обучающихся

Провести консультации с родителями наставляемых        

Выявить затруднения, препятствующие усвоению материала

В течение года

Наставник

Ознакомить родителей с результатами учебной деятельности ребенка        

Повысить ответственность родителей за воспитание и обучение детей

В течение года

Наставник

Организовать систему открытых уроков для родителей        

Повысить ответственность родителей за воспитание и обучение детей

В течение года

Наставник


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Положение о наставничестве

Положение о наставничестве в детском саду....

Наставничество, как фактор становления профессиональной деятельности молодых специалистов ДОУ

Функции наставничестваЭтапы формирования профессиональной педагогической деятельностиРоль психолога в формировании культуры наставничества в ДОУ...

«Сущность и содержание понятия «наставничество». Наставничество в современной образовательной практике».

Наставничество – одна из наиболее эффективных форм профессиональной адаптации, способствующая повышению профессиональной компетентности и закреплению педагогических кадров.Задача наставника &nda...

Заседание по наставничеству:"Обобщение опыта работы наставничества воспитателей по проблеме создания комфортной развивающей предметно-пространственной среды в группах ДОО."

Цель: Провести системный анализ педагогической деятельности по проектированию комфортной предметно-развивающей среды в возрастных группах ДОУ и определить пути совершенствования работы в данном направ...

Программа наставничества "Реверсивное наставничество педагогов ДОУ как средство внедрения инновационных технологий"

В данной Программе наставничества описана система работы по  реверсивному наставничеству. Реверсивное наставничество – нетрадиционная форма развития профессиональных отношений между субъект...

Проект по наставничеству «Компетентный педагог» Номинация: «Эффективная система работы наставничества в образовательной организации в образовательном пространстве города Нижневартовска»

Проект по наставничеству «Компетентный педагог»Номинация: «Эффективная система работы   наставничества в образовательной организации в образовательном пространстве го...

Наставничество в образовании: современная теория и инновационная практика. Наставничество как повышение качества образования.

Выступление на педагогическом совете«Педагогическое наставничество – перспективное направление образовательного процесса»...