Консультация "Психология цвета"
консультация
Предварительный просмотр:
Ребёнок рисует яркие и разноцветные картины – значит, с его эмоциональным и психическим состоянием всё в порядке. Использование более разнообразной палитры красок (более 6 цветов) свидетельствует об эмоциональности и ранимости малыша, о его чувствительности.
Бывает и так, что ребёнок не обращает внимания на имеющуюся цветовую гамму и выбирает 1-2 оттенка. Возможно, в этот момент он чем-то обеспокоен, о чём-то тревожиться. О подавленности свидетельствует выбор серого или чёрного цвета, особенно если других красок в рисунке нет.
А может, ребёнку просто не хочется рисовать, и он взял в руки первый попавшийся карандаш? Не спешите с выводами, понаблюдайте за цветовыми предпочтениями в течение некоторого времени. С учётом того, каким цветом рисует ребёнок, можно сделать вывод о психологических особенностях его личности.
Краснее красного
Сильнейшая энергетика красного цвета оказывает влияние на малышей, которые выбирают этот цвет для своих рисунков.
Они активны, дружелюбны, открыты миру. В общении часто проявляют лидерские качества, любят командовать и устанавливать правила.
С ранних лет любители красного выделяются среди сверстников: они отнимают игрушки, стоят первыми в строю, стараются быстрее всех выполнить задание или откликнуться на просьбу взрослых. Красный – цвет энергии, силы и власти. Беспрепятственно вторгаясь в чужое пространство, эти маленькие лидеры стремятся подчинить себе окружающих. При этом в ход идут все средства: плач, упрямство, манипулирование и даже агрессия.
Цвет солнца
В психологии желтый цвет принято называть детским. Он символизирует позитивное отношение к жизни, преобладание положительных эмоций, любознательность и открытость.
Малыши, выбирающие цвет солнца, любят творчество во всех его проявлениях, обладают хорошим воображением. Они отличаются целеустремлённостью, тягой к знаниям и приключениям. Любят мечтать, сохраняя эту способность во взрослой жизни. Любителей жёлтого много среди представителей творческих профессий: дизайнеров, художников, писателей, режиссёров, парикмахеров, модельеров.
Выбор ребёнка в пользу жёлтого цвета говорит о его лёгком и неконфликтном характере. Он всегда находит общий язык как с детьми, так со взрослыми. Часто становится лидером и завоёвывает авторитет среди сверстников. Но за явными лидерскими качествами иногда скрываются легкомыслие, безответственность и ветреность.
Если в рисунке преобладают оттенки жёлтого, это свидетельствует о том, что ребёнку комфортно находиться в его привычном окружении. Но если это единственный цвет, к которому систематически обращается ребёнок, имея в распоряжении целую палитру оттенков и цветов, родителям стоит внимательнее присмотреться к малышу: возможно, ему не хватает тепла в реальной жизни.
«Оранжевое небо, оранжевое море…»
Оранжевый – любимый цвет практически всех малышей в возрасте до 5 лет. Именно этот цвет выбирают совсем юные художники для своих творений. При этом другие цветовые оттенки долгое время могут оставаться без внимания.
Если со временем приоритеты не меняются, то это говорит об открытости и невероятном жизнелюбии ребёнка. Такие дети активны, полны энергии и сил.
Излишняя эмоциональность, лёгкая возбудимость и чрезмерная активность любителей оранжевого могут сопровождаться такими чертами характера, как плаксивость, неуступчивость, упрямство и агрессивность. Оранжевым рисуют дети гиперактивные и те, у кого наблюдается синдром дефицита внимания. Они балуются, кричат, шалят, не реагируют на замечания. Избыток оранжевого в рисунке обычно наблюдается у весёлых и непосредственных малышей, склонных к частой смене настроения и увлечений.
В розовом цвете
Розовый – уникальный цвет по своей энергетике. Им рисуют дети, которые нуждаются в поддержке и особом участии родителей. Робкий, застенчивый ребёнок нуждается в чувстве безопасности. Это дети-мечтатели, романтики, действия которых зависят от мнения окружающих. При общении со сверстниками чаще занимают позицию «ведомого». В играх подчиняются правилам, не отстаивают авторитет.
Любители розового цвета ещё в детстве стараются избежать любой ответственности, не выполняют обещания. Рисунок, наполненный розовыми красками, – это как элемент терапии, помогающий справиться с нервозностью и оказаться в безопасном пространстве, которое часто ищут дети, любящие этот цвет.
Раскрашивая рисунок в розовый, ребёнок стремится привнести красоту в этот мир, сделать его гармоничным и бесконфликтным. Цвет почти не встречается в быту, и если ребёнок увлекается розовым, то этот цвет будет не только в рисунке, но и везде вокруг: в одежде, в интерьере, в цветовой гамме игрушек. А не скрывается ли за этим стремление ребёнка обратить на себя внимание?
Зелёный – цвет жизни
Увлечение зелёным указывает на интеллектуальные способности и творческое начало. Ребёнок стремится к равновесию и гармонии, черпая энергию из окружающего мира.
Общительные и спокойные дети, любящие порядок во всём, часто обладают заслуженным авторитетом среди сверстников и имеют много друзей.
Любознательность юных художников не знает границ: они замечают каждую деталь и хотят знать обо всём на свете. Доброта, искренность и сострадание присущи ребёнку с ранних лет, что делает их легкоранимыми и восприимчивыми. Принимая близко к сердцу чужие переживания, ребёнок может испытывать душевный дискомфорт.
Синий туман похож на обман
Синий – один из самых противоречивых цветов в психологии. С одной стороны его выбирают спокойные, уравновешенные художники, которые не любят шумные компании и предпочитают тихо и спокойно играть с такими же детками или в одиночестве. Этот цвет символизирует погруженность в свой внутренний мир, задумчивость и неторопливость.
С другой стороны, не только дети-флегматики выбирают синий. Если ваш ребёнок, не отличающийся спокойствием и покладистым характером, вдруг начал рисовать синими красками, это значит, что ему нужен покой. Может быть, он устал и хочет отдохнуть.
Часто дети рисуют синим, если о ком-то скучают. Этот цвет появляется в рисунках детей в моменты разлуки со значимыми взрослыми или детьми. Если из шумного непоседы ваш малыш периодически превращается в задумчивого тихоню, рисующего синими красками, поинтересуйтесь, что же его так беспокоит, какие мысли рождаются в его светлой голове? Вместе решать проблемы гораздо эффективнее.
Тёмно-синий оттенок лишь усиливает значимость психологических характеристик: сосредоточенность на своём внутреннем мире, потребность в отдыхе, стремление к одиночеству.
Голубой – это не синий
Рисунки, раскрашенные голубым цветом, расскажут об авторе много хорошего. Доброжелательность и дружелюбность ребёнка, выбирающего голубой цвет, привлекают к нему других детей. С лёгкостью заводя знакомства, малыш в то же время серьёзно относится к тому, что происходит вокруг, в том числе и к выбору друзей. Ребёнок остро чувствует обман. Если что-то пообещали, обязательно выполните: потеряв доверие один раз, вернуть его потом будет сложно.
Юный художник часто пребывает в задумчивости, анализируя обстановку и делая выводы. Возможно, рядом с вами растёт настоящий исследователь, который имеет все шансы стать в будущем учёным.
Считается, что голубой цвет – цвет беззаботности и лёгкости. Этот цвет присутствует в детских рисунках, когда ребёнок расслаблен и спокоен. Но избыток небесного оттенка может свидетельствовать и о таких качествах личности, как нерешительность и сомнение в своих способностях.
О мистическом фиолетовом
Смешивая синий и красный цвета, получаем самый загадочный цвет солнечного спектра – фиолетовый. Этот оттенок – один из самых любимых у детей младшего школьного возраста. Поэтому в рисунках они часто закрашивают большие площади листа этим цветом.
Для детей, влюблённых в фиолетовый, характерны богатое воображение и мечтательность наряду с особой впечатлительностью. Это творческие натуры, которые ценят красоту и уют. Любят петь, танцевать, участвовать в театральных постановках. Есть способности к сочинительству, игре на музыкальных инструментах, декоративно-прикладному творчеству.
Заложенное самой природой стремление к эстетике проявляется во всём, в том числе и в быту: маленькие художники любят окружать себя красивыми вещами, аксессуарами, сувенирной атрибутикой. Эмоциональная незрелость и эгоцентричность ребёнка часто мешают ему общаться. Ранимость и резкая смена настроения служат препятствием на пути к достижению цели.
Просто коричневый
Если вы посмотрите, каким цветом рисует ребёнок, и увидите преобладание коричневых тонов, следует внимательнее присмотреться к внутреннему миру юного художника. Возможно, он испытывает дискомфорт, хотя внешне может быть всё спокойно.
Причинами «коричневого» настроения могут быть разные обстоятельства и явления:
- проблемы в общении со сверстниками;
- семейные ссоры и неурядицы;
- плохое самочувствие;
- или любая не понятная для ребёнка ситуация, которая требует разъяснения.
Коричневый – цвет приземлённости, устойчивости. С другой стороны, он свидетельствует о тупике, торможении, потере опоры. Окружите ребёнка заботой и вниманием, чтобы в его картине мира появились и другие цвета.
Всё серо и уныло…
Рисование простым карандашом при имеющейся палитре цветов не свойственно ребёнку. Выбирая серый цвет для рисунка, ребёнок подсознательно демонстрирует своё безразличное отношение к тому, что происходит вокруг. Усталость, желание отстраниться от реальности, не думать о том, что тревожит, – именно эти послания передаются с использованием серого цвета.
Но бывает и так, что ребёнок обожает этот цвет просто потому, что ему нравится графика как вид изобразительного искусства. Ведь с помощью серого можно передать различные оттенки и тона. Поэтому стоит сначала разобраться, почему этот цвет так привлекает ребёнка и что на самом деле он хочет донести до взрослых.
Чёрная кошка в тёмной комнате
Чёрный – самый волнительный для родителей цвет в детском художественном творчестве. Именно этот цвет вызывает опасения и массу вопросов по поводу состояния ребёнка.
Психологи утверждают, что это символ враждебности, депрессивного состояния. Ребёнок выражает протест, демонстрирует чувство безнадёжности в цвете. Поводом для беспокойства может стать тот факт, что кроме чёрного, других цветов в рисунке нет. И так происходит на протяжении долгого времени.
Чтобы изменить ситуацию, проводите больше времени с ребёнком, интересуйтесь его жизнью, желаниями, мыслями. Возможно, вы в состоянии самостоятельно справиться с возникшими проблемами и ребёнку не понадобиться квалифицированная помощь психолога.
Каким цветом рисует ребёнок: что необходимо учесть родителям
Анализируя цветовую палитру детского рисунка, необходимо учитывать условия и обстоятельства, при которых создавался маленький шедевр. Не всегда преобладание одного цвета в рисунке является поводом для анализа психологических особенностей личности.
Какого цвета не хватает?
Убедитесь, что ребёнок располагает всей палитрой цветов: у него достаточно карандашей, фломастеров, мелков или красок. Только в этом случае можно расшифровывать цветовое значение нарисованного. Оранжевое небо, оранжевое море, оранжевая зелень могут получиться не потому, что это любимый цвет малыша, а потому, что подходящих цветов для раскрашивания данных объектов просто нет в наличии.
Желтое солнце – не повод для диагноза
Помните, что выбор ребёнком цвета часто зависит от того, он рисует: море будет голубого цвета, трава – зелёного, а солнце – жёлтого. Многие объекты определяют цветовое решение. Пристального внимания требуют случаи, когда и море, и трава, и солнце не естественных для этих явлений цветов.
Свобода творчества – это важно!
Не рекомендуется анализировать рисунки, которые ребёнок принёс из детского сада, школы или других занятий. Часто детям дают определённую тему для рисунков, показывают правильные цвета, расположение, форму и другие особенности художественного творчества. Составить объективную картину сложно, так как ребёнок творит по заданной схеме.
Не всё то золото, что блестит…
Ребёнок рисует всё, что видит вокруг. То, что его интересует в данный момент больше всего, то он и воплотит в своём творчестве. И раскрасит так, как видит «здесь и сейчас». В таком случае то, каким цветом рисует ребёнок, будет важно, если этот цвет систематически появляется в изображении себя, членов семьи, придуманного животного. Именно эти объекты в рисунках ребёнка представляют интерес для психологов-практиков.
Настроение – в рисунке
Вследствие незрелости эмоциональной сферы в силу возраста настроение ребёнка часто связано с тем, что и как он изображает на бумаге. На то, каким цветом рисует ребёнок, оказывает влияние настроение в момент создания рисунка. Если ребёнок с кем-то поссорился, это отразится на цветовой гамме его работы и вряд ли краски будут яркими и жизнерадостными. И наоборот, счастливый, жизнерадостный малыш свой замысел на бумаге изобразит в ярких цветах.
На этом принципе базируется такое направление в психологических науках, как арт-терапия, когда предлагается избавиться от негативных эмоций с помощью рисования.
Каждый охотник желает знать…
Обращайте внимание юного художника на всё многообразие красок, которые можно использовать в рисунке. Если он любит желтый или оранжевый, предложите ему зелёный или синий. А любителей тёмных тонов, наоборот, постарайтесь заинтересовать яркими цветами. Вместе раскрасьте рисунок, обращая внимание на настроение, которое передаёт цвет.
«А что это ты нарисовал?»
Старайтесь не задавать ребёнку этот вопрос. Рискуете нарваться на агрессию и негодование малыша. Ему и так понятно, что это, а вы лезете со своими вопросами. Если нарисованная картина не подлежит расшифровке в плане содержания и цвета, вы не понимаете, что ребёнок изобразил, попросите его рассказать. Это позволит избежать неправильной интерпретации и проанализировать увиденное.
«Какая красота!»
Следует воздержаться от прямой похвалы: «Какую красивую собаку ты нарисовал! Как красиво раскрасил!» А вдруг это вовсе не собака? Значит, рисунок не удался, цвет выбран не тот. Критика тоже не подойдёт. Лучше выбрать «золотую середину», без конкретики: «Какой необычный цвет ты выбрал для рисунка!». И пусть расскажет, почему.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование модели гармонизатора цвета при знакомстве детей старшего дошкольного возраста с выразительной функцией цвета
В статье рассматриваются возможности использование модели гармонизатора цвета в освоении детьми старшего дошкольного возраста выразительной функции цвета. Интересной и н...
Электронная методическая копилка к программе "Цвета радуги" 1. Стихи о цветах 2. Цветные загадки 3. Физминутки 4. Пальчиковые игры 5.Слайдовые презентации "Учим цвета"
В Электронную методическую копилку к программе "Цвета радуги" вошли следующие материалы: 1. Стихи о цветах 2. Цветные загадки 3. Физминутки 4. Пальчиковые игры 5.Слайдовые презентации "Учим ...
Презентация по теме: "Садовые цветы". "Цветы в легендах" к методическим идеям "Нравственно-патриотическое воспитание детей через легенды о цветах Подмосковья"
Иллюстрация садовых цветов и их описание.Презентация по теме: "Садовые цветы". "Цветы в легендах" к методическим идеям "Нравственно-патриотическое воспитание детей через легенды о цветах Подмосковья"В...
Презентация по теме: "Полевые цветы". "Цветы в легендах" к методическим идеям "Нравственно-патриотическое воспитание детей через легенды о цветах Подмосковья".
Презентация по теме: "Полевые цветы". "Цветы в легендах" к методическим идеям "Нравственно-патриотическое воспитание детей через легенды о цветах Подмосковья".В ЦД "Жемчужинка" работаем над проектом "...
Дидактическая игра "Подбери чашки к блюдцам".Задачи:учить подбирать чашки и блюдца по размеру,цвету,использовать название цветов в речи.Развивать цветовое восприятие.Материал:чашки и блюдца разных цветов и размеров.
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"5827963","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]]...
"Какие разные они - цветы, цветы, цветы!"
Организация образовательного процесса...
Презентации: "Жёлтый цвет"; "Зелёный цвет"; "Красный цвет"
Знакомство детей с жёлтым, зелёным, красным цветами.Что бывает жёлтого, зелёного, красного цвета....