Использование "Азбуки темы" и опросников в работе с дошкольниками.
консультация
Консультация для педагогов в рамках семинара "Создание "говорящей" среды в ДОУ".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 37.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
№ 6 «Светлячок»
Использование «Азбуки темы», опросников в работе с дошкольниками .
Выполнила: воспитатель Шевердина Н.А.
п. Малое Луговое
2023г
Применение в детском саду таких технологий, как «Азбука темы» и использование опросников является одним из методов организации «говорящей среды». Используя их, мы получаем обратную связь от наших детей. Стимулируем их активность, инициативность, помогаем ощутить свою значимость.
Азбука темы
Азбука темы (проекта) – это лист бумаги с нанесённым на него вертикально алфавитом. Идея состоит в том, что знакомясь с новой темой или проектом дети фиксируют в азбуку слова, которые так или иначе связаны с ними. Слова могут быть как существительными, так прилагательными, глаголами и пр. конечно эти термины мы не употребляем, мы своим примером показываем, что слова могут быть абсолютно разными.
Правила работы с Азбукой
- Азбука размещается в среде в начале темы и висит до тех пор, пока не потеряет свою актуальность.
- В азбуке нет «неправильных слов». Если вам покажется, что слово не подходит к теме, то спросите у ребёнка дружелюбно и с интересом, что он имел в виду, записывая это слово? Возможно вы натолкнете ребёнка на размышления, которые станут открытием для него самого.
- Решать, где будет висеть азбука лучше вместе с детьми. Возможно азбука появится в центре грамоты и речи, а может быть в месте общего сбора.
- Можно писать несколько слов на одну букву.
- Азбуку можно бесконечно расширять во все стороны, просто приклеивая дополнительно листы бумаги.
- Азбука висит вертикально и заполняется так же.
- Рядом с азбукой размещается предмет-партнёр (карандаш, фломастер, маркер).
- «Писарей» в группе нет, т.е. нет такого человека, чаще всего воспитателя, который будет за всеми записывать их идеи. Дети записывают слова сами. Детям, не знающим буквы, на помощь приходят карточки для копирования.
- Азбуку можно не заполнять до конца. Если захочется, можно устроить своеобразную игру-соревнование по придумыванию слов на определённые буквы и проверить самих себя, удастся ли вам это сделать. Но это не самоцель.
- Нельзя настаивать на участии ребёнка в заполнении Азбуки и, уж тем более, ругать за низкую активность. Всё только добровольно, через позитивное подкрепление активности.
- Азбука обнуляется.
Опросники
Опросники – это листы бумаги с таблицей, в которой есть написанные и/или нарисованные вопросы, а также места для детских индивидуальных ответов. Ребятам предлагается ответить на вопрос при помощи знаков (например +/-), в более сложных вариантах вписать своё имя и ответ буквами.
Опросники могут быть нескольких уровней сложности.
Первый уровень сложности.
Здесь дети отмечают свой ответ при помощи знаков. Он подходит для самых маленьких детей, начиная с групп раннего возраста. Пусть в нём примут участие только несколько говорящих детей – это уже очень хорошее дело. Воспитатель может сам записывать ответы детей при помощи соответствующих знаков, но при этом обязательно комментирует свои действия: «Смотри Маша, я записываю твой ответ напротив твоего имени – так я не забуду, что ты сказала, и все ребята тоже запомнят.
имя | Метка/фото | Вопрос? |
аня | + | |
маша | - | |
миша | + |
Можно предложить малышам опросник без письменной фиксации ответов. Например зафиксировать вариант ответа, поставив фишку (кубик, игрушку) в соответствующую ячейку таблицы – с ответом да-нет. Конечно же ответы детей обсуждаются, подводится итог опроса.
Ты любишь яблоки? | |
да | Нет |
Конечно же опросники первого уровня сложности предлагаются не только малышам. Детям подготовительных групп так же можно предлагать опросы первого, самого простого уровня сложности. Можно и даже нужно совмещать в группе одновременно несколько опросников с разными уровнями сложности. Это создаст интересное, разноплановое «говорящее» пространство.
Второй уровень сложности.
Здесь уже дети могут вписывать свои имена. Но это не принципиально, смогут – хорошо, не смогут – пиши сам. Теперь уже детям надо выбрать нужный столбец, соотнести его с нужной строкой и не промахнуться. Думаю не надо объяснять, что в такой ситуации развивается ориентировка в пространстве и зрительная координация.
Имя (или метка) | Ты любишь зиму? | |
ДА | НЕТ | |
АНЯ | + | - |
МАКСИМ | ++ | |
КАТЯ | - | - |
КОСТЯ | ДА | |
ИТОГО | 3 | 1 |
Иногда дети по разному могут оставлять свои ответы. Иногда даже вопреки предъявленной инструкции. Что могут обозначать столь противоречивые ответы? Конечно лучше спросить самого ребёнка.
Третий уровень сложности.
В третьем варианте могут появиться более двух вариантов ответа, может появиться «свой вариант», если ничего из готовых вариантов не подходит. В такой таблице уже довольно сложно ориентироваться, поэтому она подходит для старших дошкольников, которые уже могут вписывать свои имена самостоятельно и не нуждаются в дополнительной метке или фото.
ИМЯ (вписано ребёнком) | ЧТО ТЫ БОЛЬШЕ ЛЮБИШЬ? | |||
ЯБЛОКО | ПЕРСИК | ГРУШУ | ДРУГОЕ | |
АНЯ | + | |||
МАША | + | |||
МАТВЕЙ | + | + | ||
КАТЯ | БАНАН | |||
ИТОГО | 2 | 1 | 1 | 1 |
Результаты опросника тоже обсуждаются вместе с детьми.
Четвёртый уровень сложности.
В четвёртом уровне сложности нет ничего готового – дети заполняют всё сами! Соответственно, мы не подводим никаких количественных итогов, однако общее обсуждение сохраняем.
Опросники могут быть также и в свободной, не табличной форме – это немного снижает развивающий потенциал данного приёма, но при этом не отменяют его сути.
Правила работы с опросниками.
- Вопросы должны быть не про знания, а про опыт, про вкусы.
- Нет «неправильных» ответов. Каждый из ответов это точка зрения; все правильные.
- Начинать вводить опросники нужно первого уровня сложности.
- Можно одновременно использовать все уровни сложности, если дети «тянут».
- При заполнении опросников можно менять мнение (зачёркивать и писать заново).
- Решать, где будет висеть опросник лучше вместе с детьми.
- Опросник висит вертикально и заполняется так же.
- Рядом с ним размещается предмет-партнёр (карандаш, маркер).
- В заполнении опросника можно не участвовать.
- Опросники могут быть как запланированными, так и спонтанными, рождающимися здесь и сейчас, поэтому стоит заготовить несколько пустых бланков, чтобы быстро вписать интересующий вопрос и запустить в работу.
- Опросники в среде обнуляются
В чём суть опросников, зачем мы будем заполнять их? Надеюсь, всем понятно, что информация, попадающая к нам из них, как раз, и является тем самым «голосом» ребёнка. Через неё мы видим, какие разные бывают наши ребята, ка по разному они думают и чувствуют, какой разный у них жизненный опыт. Почувствуйте важность этих голосов, ощутите красоту корявых букв и неровных знаков – это индивидуальность наших детей!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Собственная методическая разработка по теме "Коррекционно-развивающие приемы в работе с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи при воспитании юного петербуржца" планирование работы по возрастным группам
За многие годы работы в детском саду, я часто задумывалась о том, что дети-дошкольники, живущие в таком прекрасном городе, по праву носящем звание культурной столицы России, очень мало знают о его кул...
Опыт работы по теме: «Использование квест – технологии в работе с дошкольниками как средство развития познавательной инициативы у дошкольников»
Квест – технология актуальна и эффективна в условиях реализации ФГОС ДО....
« Использование современных технологий в работе с дошкольниками по формированию у детей представлений о здоровом образе жизни и основах безопасности жизнедеятельности в Использование современных технологий в работе с дошкольниками по формированию у детей
laquo; Использование современных технологий в работе с дошкольниками по формированию у детей представлений о здоровом образе жизни и основах безопасности жизнедеятельности в Использование современных...
Сказкотерапия в работе с дошкольниками. Особенности использования метода сказкотерапии в работе с дошкольниками
laquo;Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того,чтобы войти в действительность новыми путями, можетпомочь ребёнку узнать мир и одарить его воображение».Д. Ро...
«Использование квест– технологии в работе с дошкольниками как средство развития познавательной инициативы у дошкольников» (представление опыта работы)
Педагоги считают, что при применении квест - технологии дети проходят полный цикл мотивации: от внимания до удовлетворения, знакомятся с аутентичным материалом, который позволяет им исследовать, обсуж...