Культурные практики в работе воспитателя
консультация

Попругина Анастасия Викторовна

В соответствии с Федеральной образовательной программой и соответственно программой нашего детского сада мы с вами работаем с детьми по пяти образовательным областям: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое, развитие речи и художественно-эстетическое развитие.  Вместе с ними, в одном ряду так же  стоят еще 2 важных составляющих программы,  – это культурные практики и поддержка детской инициативы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Культурные практики в работе воспитателя детского сада

Подготовила: воспитатель Попругина А.В.

В соответствии с Федеральной образовательной программой и соответственно программой нашего детского сада мы с вами работаем с детьми по пяти образовательным областям: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое, развитие речи и художественно-эстетическое развитие.  Вместе с ними, в одном ряду так же  стоят еще 2 важных составляющих программы,  – это культурные практики и поддержка детской инициативы.

Я сегодня расскажу о культурных практиках в детском саду, которые проводим мы и что можно еще проводить.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

По определению культурные практики –  это ситуативное, автономное, самостоятельное, инициируемое взрослым или самим ребенком приобретение и повторение различного опыта общения и взаимодействия с людьми в различных группах, командах, сообществах и общественных структурах с взрослыми, сверстниками и младшими детьми.

То есть  – это обычные (привычные) для человека способы и формы самоопределения, нормы поведения и деятельности, тесно связанные с особенностями его совместного бытия с другими людьми.

Они расширяют социальные и практические компоненты содержания образования, способствуют формированию у детей культурных умений при взаимодействии с взрослым и самостоятельной деятельности.

Суть этого определения можно выразить словами Конфуция

 «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне сделать – и я пойму».

Действительно, можно много говорить, много показывать иллюстраций и даже видео, но -только попробовав сделать что-то сам, любой человек, а тем более ребенок поймет, а соответственно и запомнит то, что он сам сделал.

Для того, что бы лучше запоминать и понимать, все то,  что мы даем нашим детям на различных занятиях им необходимо пробовать применять на практике, то есть применять культурные практики.

Важно отметить, что педагог, организовывая их выступает  в роли партнера по отношению к детям.

ВАРИАНТЫ ПРОВЕДЕНИЯ

Культурные практики могут возникать в 2 ситуациях:

1.По инициативе самих детей. 

Ценность таких практик заключается в том, что они ориентированы на проявление детьми самостоятельности и творчества, активности и инициативности в разных видах деятельности, обеспечивают их продуктивность.

2.Организованные  воспитателем

При этом, воспитатель создает атмосферу свободы выбора, творческого обмена и самовыражения, сотрудничества взрослого и детей.

Проводить культурные практики следует во второй половине дня, и включать их в первой половине на прогулке, при дежурстве по группе или в играх детей.

Так как ведущей деятельностью ребенка является игра, то и в качестве ведущей культурной практики выступает игровая практика.

ВИДЫ КП (с примерами)

Существует несколько видов культурных практик:

Игровая (совместная игра детей и педагога: сюжетно-ролевая, режиссерская, игра-драматизация, строительно-конструктивные игры) направлена на обогащение содержания творческих игр, освоение дошкольниками игровых умений, необходимых для организации самостоятельной игры.

Пр: Все  проводят ситуативные беседы и занятия по  безопасности дорожного движения. Все дети вроде бы знают цвета светофора и как переходить дорогу. Я с детьми проводила игру «Пешеходы и водители» по правилам движения на дороге. Мы разделились на пешеходов и водителей. И под разные сигналы светофора начинали и заканчивали движение. Дети потом сами с удовольствием играли в эту игру. На практике дети быстрее поняли и усвоили, почему движение происходит под разные сигналы светофора.

Так же в нашем саду есть светофоры и разметка для пешеходов, и мы ими пользуемся, показывая детям как правильно переходить дорогу.

Коммуникативная (ситуации общения и накопления положительного социально-эмоционального опыта) носят проблемный характер. При этом важно правильно и четко сформулировать проблемную ситуацию, так как в основе заложена проблема. Вызвать у детей желание помогать, сопереживать, дружить, заботится.

 Такие ситуации могут быть реально-практического характера (оказание помощи малышам, старшим), условно-вербального характера (на основе жизненных сюжетов или сюжетов литературных произведений) и имитационно-игровыми.

Пр:  Как пример мы с вами жалеем и успокаиваем самих детей, поддерживаем друг друга

  • Предлагаем  детям специальные задания, при выполнении которых они будут вступать в отношения сотрудничества (согласования и соподчинения действий);
  • Просим детей помогать нам и помогать друг другу в различных режимных моментах (подготовка к прогулке, прогулка, общественно-полезный труд, гигиенические процедуры, подготовка ко сну, чтение художественной литературы, подготовка к приему пищи и др.).

Сюда же можно отнести проведение досуга «Ярмарка» в подготовительной группе. Это проект  объединяет  все  виды культурных практик. Очень яркий  и запоминающийся.

И как основная цель и итог проекта  – это благое дело, помощь девочке. Это все относится к коммуникативным культурным практикам.

Продуктивная (творческая мастерская) предоставляет дошкольникам условия для использования и применения знаний и умений. Мастерские разнообразны по своей тематике, содержанию, например: занятия рукоделием, приобщение к народным промыслам («В гостях у народных мастеров»), просмотр познавательных презентаций, оформление художественной галереи, книжного уголка или библиотеки («Мастерская книгопечатания», «В гостях у сказки»), игры и коллекционирование.

Пр: Примером здесь можно привести создание открыток мамам (это в младших и средних группах вместе с воспитателем), а в старших в конце года и в подготовительных я видела дети уже сами просят ножницы и для мам, пап вырезают, клеят и рисуют открытки.

Музыкально-театральная и литературная гостиная, чтение художественной литературы  - форма организации художественно-творческой деятельности детей, предполагающая организацию восприятия музыкальных и литературных произведений, творческую деятельность и свободное общение педагога с воспитанниками на литературном или музыкальном материале.

Пр: Дети с удовольствием играют на музыкальных инструментах

Это постановка различных театрализованных представлений, где дети проигрывают разные характеры персонажей. Тогда им становятся более понятны литературные образы героев произведений.

Познавательно - исследовательская (сенсорный и интеллектуальный тренинг) - система заданий преимущественно игрового характера, обеспечивающая становление системы сенсорных эталонов (цвета, формы, пространственных отношений и др.), способов интеллектуальной деятельности (умение сравнивать, классифицировать, систематизировать по какому-либо признаку и пр.). Сюда относятся организация развивающих игр, логических упражнений, занимательных задач, исследований, экспериментов и т. д.

Пр: В яслях младших группах – это пирамидки, матрешки. Игры с песком и водой.

В более более старших – это конструирование из кубиков, опыты с водой, эксперименты.

Детский досуг - вид деятельности, целенаправленно организуемый взрослыми для игры, развлечения, отдыха. Как правило, в детском саду организуются досуги «Здоровья и подвижных игр», музыкальные и литературные досуги. Возможна организация досугов в соответствии с интересами и предпочтениями детей (в старшем дошкольном возрасте). В этом случае досуг организуется как кружок. Например, для занятий рукоделием, художественным трудом и пр.

Пр: Спортивные, оздоровительные досуги в д/с.

Очень интересным направлением в этом виде культурных практик выделяется организация игры-квест. В нем так же, как и в проектах можно применить много видов практик (физическое, познавательное, исследовательское, коммуникативное и др.)

Коллективная и индивидуальная трудовая деятельность носит общественно полезный характер и организуется как хозяйственно-бытовой труд и труд в природе.

Пр: Сюда относится организация дежурства по столовой, поливка цветов.

Каждое утро, когда мы с вами оформляя календарь природы, говорим детям, чем занимается человек в то или иное время года. Но только на прогулке ребенок может сам потрудиться: собрать листву, ветки или снег.

Очень важно понимание педагогом методических приемов, направленных на регулирование общения детей в процессе совместной деятельности.                              

Тематику культурных практик педагогу помогают определить детские вопросы, проявленный интерес к явлениям окружающей действительности или предметам, значимые события, неожиданные явления, художественная литература и другое.

В процессе культурных практик педагог создает атмосферу свободы выбора, творческого обмена и самовыражения, сотрудничества взрослого и детей. Организация культурных практик предполагает подгрупповой способ объединения детей.

ЧТО НУЖНО ДЛЯ КП

ля организации культурных практик необходимо две составляющие – это соответствующие оснащение для выбранной деятельности (наша развивающая предметно-пространственная среда, то есть центры или уголки с разным наполнением для самостоятельной деятельности детей). но само по себе даже самое богатое и насыщенное культурное пространство не гарантирует личностного развития ребенку. Развитие ребенка возможно при условии изменения форм организации педагогического процесса. И организовать все это должны мы, педагоги.

РОЛЬ ПЕДАГОГА В КП – ПАРТНЕРСКАЯ

Процесс приобретения общих культурных умений во всей его полноте возможен только в том случае, если взрослый выступает в этом процессе в роли партнера, а не руководителя (как на занятиях), поддерживая и развивая мотивацию ребенка.

Основной функциональной характеристикой партнерских отношений является равноправное относительно ребенка включение взрослого в процесс деятельности. Взрослый участвует в реализации поставленной цели наравне с детьми, как более опытный и компетентный партнер.

Взрослый  не подгоняет ребенка под какой-то определенный «стандарт», а строит общение с ним с ориентацией на достоинства и индивидуальные особенности ребенка, его характер, привычки, интересы, предпочтения. Он сопереживает ребенку в радости и огорчениях, оказывает поддержку при затруднениях, участвует в его играх и занятиях. Взрослый старается избегать запретов и наказаний.

Ограничения и порицания используются в случае крайней необходимости, не унижая достоинство ребенка.

Именно в процессе взаимодействия с равными партнерами ребенок приобретает такие качества, как взаимное доверие, доброта, готовность к сотрудничеству, умение ладить с другими, отстаивать свои права, рационально решать возникающие конфликты.

ВЫВОД

Подводя итог своего выступления можно сделать следующее выводы, что:

  • Культурные практики формируют общую культуру личности дошкольника, развивают их социальные, нравственные, эстетические, интеллектуальные, физические качества. То есть формируют всесторонне развитую личность.
  • Также культурные практики детства являются мощным инструментом для развития инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок к учебной деятельности.
  • В результате реализации культурных практик происходит формирование универсальных умений ребенка: готовность и способность ребенка действовать во всех обстоятельствах жизни и деятельности на основе культурных норм.
  • с помощью культурных практик мы реализуем целевые ориентиры на этапе завершения первой ступени общего образования.
  • культурные практики напрямую решают задачи социализации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-исследовательская деятельность, как культурная практика в работе с детьми младшего дошкольного возраста

Под познавательно-исследовательской деятельностью ребенка-дошкольника понимается активность, направленная на постижение свойств объектов и явлений окружающего мира, выяснение связей между ними и их уп...

Кружковая работа как форма культурной практики в работе с детьми дошкольного возраста (3-7 лет). Тема «Посуда»

Целевые ориентиры:·        Осуществление индивидуально – личностного подхода в обучении детей.·        Развитие мелкой и крупной м...

КРУЖКОВАЯ РАБОТА КАК ФОРМА КУЛЬТУРНОЙ ПРАКТИКИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ.

Яковлева О.А. КРУЖКОВАЯ РАБОТА КАК ФОРМА КУЛЬТУРНОЙ ПРАКТИКИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ....

"Современные подходы к внедрению культурных практик в работе с детьми раннего дошкольного возраста"

В современном дошкольном учреждении образовательная деятельность должна формироваться так, чтобы ребенок становился субъектом собственной, чтобы его деятельность служила основным средством его личност...

Педагогический совет по теме "«Современные подходы к внедрению культурных практик в работу с детьми дошкольного возраста»

 «Современные подходы к внедрению культурных практик в работу с детьми дошкольного возраста»...

Культурные практики " Совместная игра воспитателя и детей".Старшая группа .

Культурные практики " Совмесная игра воспитптеля и детей". Старшая группа....