Расстройства аутистического спектра - теория и практика в дошкольном учреждении
статья (подготовительная группа)
О РАС в дошкольном учреждении
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rasstroystva_autisticheskogo_spektra_-_teoriya_i_praktika_v_doshkolnom_uchrezhdenii.docx | 18.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Степанова Алина Андреевна
Воспитатель
ГБОУ СОШ «ОЦ «Южный город» пос. Придорожный
СП «Детский сад «Семицветик»
Самарская обл. Волжский р-н мкр. Южный город
Расстройства аутистического спектра - теория и практика в дошкольном учреждении
В настоящее время расстройства аутистического спектра (РАС) являются одними из наиболее часто встречающихся нарушений развития во всем мире. С конца XX века до 2013 г. в науке широко использовался термин «аутизм». В связи с выявлением и описанием различного рода аутистических проявлений после выхода DSM-5 данное название было заменено понятием расстройства аутистического спектра. Таким образом, РАС в настоящее время включает в себя аутизм (синдром Каннера и синдром Аспергера), детское дезинтегративное расстройство, неспецифическое первазивное нарушение развития [5].
В данной статье в первую очередь нас будет интересовать первое. До сих пор ученые не могут определить точную этиологию этого загадочного явления, однако в соответствии со статистическими данными выявлено, что у мальчиков аутизм встречается в 4-5 раз чаще, чем у девочек. На данном этапе существуют несколько возможных причин возникновения аутизма: генетическая (наследственная) предрасположенность; хромосомные мутации; обменные нарушения; неблагоприятное течение беременности, родов.
Таким образом, можно предположить, что РАС является полиэтилогичным нарушением развития. В разных источниках указывается до 36 факторов, влияющих на развитие аутизма. На сегодняшний день описано более 100 форм расстройств аутистического спектра. Основные клинические формы представлены в МКБ-10, шифр В нашей стране специалисты используют клинико-психологическую классификацию (например, при постановке диагноза на ПМПК), разработанную О.С. Никольской, включающую в себя четыре формы аутизма: I группа – дети с аутистической отрешенностью; II группа – дети с аутистическим отвержением; III группа – дети с аутистическим замещением; IV группа – дети с сверхранимостью, сверхтормозимостью. В соответствии с этой классификацией, наиболее благоприятный социальный прогноз у детей I и II групп [3]. Важное значение для детей с РАС имеет успешная социальная адаптация. Изучением этого явления в настоящее время в нашей стране занимаются Д.Ю. Соловьева, Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько, Э.М. Александровская. Приобретение бытовых навыков, адаптация к жизни в обществе, принятие норм и ценностей среды, которая окружает ребенка – все это является составляющими сложного структурного явления.
Дети с РАС, как известно, имеют трудности в овладении социально-бытовыми навыками, что связано с своеобразием их эмоционально-волевой сферы. Приспособленность к жизни в обществе является фундаментом для их дальнейшего гармоничного психофизического, личностного и социального развития. Поэтому для успешной социальной адаптации ребенка с подобным расстройством необходимы ранняя диагностика и коррекция вторичных нарушений развития. Выявляя особенности поведения и деятельности, ребенку ставится диагноз «аутизм» в том случае, если наблюдаются следующие симптомы: #1053;арушения социального взаимодействия: отсутствие зрительного, тактильного, эмоционального и речевого контакта или трудности их установления. #1053;аличие жесткого стереотипного поведения: «феномен тождества» (стремление сохранять постоянство), стереотипии в поведении. #1057;воеобразное развитие речи, в частности, эхолалии. Все симптомы, как правило, проявляются к 3 годам. Официальный диагноз может поставить только детский психиатр. Диагностические критерии, указанные выше, позволяют определить форму аутизма, его степень и глубину. По результатам диагностики выстраивается коррекционная программа.
Существует множество методов, подходов, способствующих снижению проявлений аутизма, а также приемов и средств, позволяющих ребенку с РАС формировать бытовые и социальные навыки и адаптироваться в обществе. Одним из таких эффективных методов в настоящее время является прикладной анализ поведения (ABA-терапия). Это система лечения поведенческих расстройств, впервые примененная доктором Иваром Ловаасом на факультете психологии Калифорнийского университета в 1987 году. В результате применения этого метода, ребенок овладевает определенными бытовыми и социальными навыками, что весьма актуально для детей с аутизмом. Поведение, соответствующее каждому навыку, разбивается на блоки – как правило, отдельные действия. Выполнение каждого действия отрабатывается с помощью системы поощрений и наказаний, а отработанные действия соединяются в цепь, и, таким образом, формируется определенный навык [4]. Отдельное внимание в системе ABA уделяется «нежелательному поведению» аутичного ребенка. Каждый вид такого поведения (стереотипии, агрессия и пр.) последовательно устраняется или, по крайней мере, уменьшается, также с помощью системы поощрений и наказаний. Специалисты по АВА утверждают, что занятия по отработке навыков должны быть интенсивными. Так, например, с ребенком раннего возраста (до 3 лет) предлагается заниматься не менее 30 часов в неделю. Другим методом, применяемым в коррекции аутизма, является холдинг-терапия (от англ. hold — «держать», «удерживать») — психотерапевтический метод, разработанный американским психиатром Мартой Уэлч в 1983 году. Применяется для помощи детям с аутизмом и их родителям в установлении контакта между родителями и ребенком [1]. Метод основывается на инстинктивном желании матери обнять, прижать к себе ребенка, успокоить. Суть метода заключается в том, что в специально отведенное время мать берет ребенка на руки, крепко прижимает к себе, несмотря на сопротивление
ребенка, говорит ему о своих чувствах, о своей любви, объясняет, как он ей нужен, о том, что не хочет причинить ему вреда. Отец также присутствует и оказывает эмоциональную и физическую поддержку обоим. Через некоторое время страх и сопротивление ребенка уходят, появляется возможность для установления тесного эмоционального контакта, что в дальнейшем способствует успешной социальной адаптации. На первых сеансах присутствует психолог, который объясняет родителям происходящее во время сеанса, помогает им справиться с эмоциями. В отличие от ABA-подхода, холдинг-терапия имеет противопоказания: 1) наличие у ребенка судорожной готовности, эпилептических приступов; 2) наличие у родителей или ребенка тяжелых соматических (острых или хронических) заболеваний, которые могут обостриться в процессе терапии; 3) отсутствие отца или его категорический отказ от участия в терапии; 4) неготовность родителей к холдингтерапии, так как недоведённая до стадии разрешения терапия может привести к ухудшению состояния ребенка. Все чаще холдинг-терапия подвергается жесткой критике, так как является небезопасным методом. Описанные выше методы коррекции аутизма были созданы в США в конце XX века. В России также существует система помощи детям с отклонениями в развитии, в частности детям с РАС. На наш взгляд, одним из актуальных и продуктивных подходов является нейропсихологический метод, в создании которой большую роль сыграли концепции Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурии [2]. Нейропсихологический метод применяется с учетом биологических и социальных особенностей индивидуального развития конкретного ребенка, соответственно, наряду с целями обучения учитываются особенности его мозговой организации. При этом нейропсихологическая диагностика направлена на выявление нарушений высших психических функций ребенка, а также сохранных (и, как следствие, ресурсных) звеньев функциональной системы. Коррекционная работа в рамках данного подхода основывается на «встраивании» специалиста в систему мировосприятия ребенка с РАС, а затем ее постепенной перестройке и восстановлении в ней нарушенных функций. Нейропсихологическая коррекция способствует успешной социальной адаптации ребенка через «включение» в его интересы и переформатирование их в систему произвольных действий.
Таким образом, на сегодняшний день расстройства аутистического спектра является одним из самых загадочных и часто встречаемых нарушений развития. Существует множество подходов и средств, способствующих сглаживанию аутистических проявлений, овладению социально-бытовыми навыками, что в конечно итоге позволяет ребенку с РАС успешно адаптироваться в обществе. Проанализировав в данной статье три основных метода коррекции аутизма, мы делаем вывод, что наиболее успешным и эффективным является нейропсихологический подход, так как при работе с таким ребенком учитывается его нейробиологическая составляющая, а также психофизиологические и возрастные особенности развития.
Список использованных источников
#1051;иблинг М.М. Холдинг-терапия как форма психологической помощи семье, имеющей аутичного ребенка //
Дефектология. 1996. № 3.
#1051;урия А.Р. Основы нейропсихологии. М.: Издательский центр «Академия», 2003. С. 220-225
#1053;икольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи; издательство «Теревинф».
Москва, 1997. С. 106-110
#1064;рамм Р. Детский аутизм и ABA. 2014. С. 20-22
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дети с расстройствами аутистического спектра на музыкальных занятиях в дошкольном образовательном учреждении: организация взаимодействия
Дети с аутичными расстройствами на музыкальных занятиях....
«Сопровождение детей, имеющих расстройства аутистического спектра в дошкольном образовательном учреждении»
Одной из приоритетных задач современной образовательной политики нашего государства является развитие инфраструктуры и организационно-экономических механизмов, обеспечивающих равную доступность услуг ...
Консультация для воспитателей "Коррекционно-развивающая работа с детьми с расстройствами аутистического спектра в условиях дошкольного образовательного учреждения"
Особенности поведения аутичного ребенка предполагают особую организацию проведения его психолого-педагогического сопровождения в условиях ДОО. Конечной целью оказания помощи детям с РАС является повыш...
Консультация для воспитателей Тема: «Коррекционно-развивающая работа с детьми с расстройствами аутистического спектра в условиях дошкольного образовательного учреждения»
Консультация для воспитателей Тема: «Коррекционно-развивающая работа с детьми с расстройствами аутистического спектра в условиях дошкольного образовательного учреждения»...
Консультация для воспитателей Тема: «Коррекционно-развивающая работа с детьми с расстройствами аутистического спектра в условиях дошкольного образовательного учреждения»
Консультация для воспитателей Тема: «Коррекционно-развивающая работа с детьми с расстройствами аутистического спектра в условиях дошкольного образовательного учреждения»...
Практика коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра в ДОУ
Приоритетная цель реализуемой учителем-дефектологом коррекционно-развивающей работы c детьми, имеющими расстройства аутистического спектра: формирование навыков самостоятельной целенаправленной деятел...
Социализация и адаптация детей с расстройствами аутистического спектра в дошкольном учреждении.
Перечень игр, которые можно использовать для успешной адаптации ребенка с РАС, в дошкольном учреждении....