Социализация и адаптация детей с расстройствами аутистического спектра в дошкольном учреждении.
статья

Кунденок Наталия Викторовна

Перечень игр, которые можно использовать для успешной адаптации ребенка с РАС, в дошкольном учреждении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Консультация33.94 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ «Детский сад комбинированного сада №77»

Тема. Социализация и адаптация детей с расстройствами аутистического спектра в дошкольном учреждении.

                                         Подготовила:

 учитель – дефектолог

                                                                     Кунденок Н.В.

        

Аннотация: В данном докладе освещаются вопросы социализация и адаптация детей с расстройствами аутистического спектра в дошкольном учреждении. Раскрывается особая категория детей с ОВЗ – детей с расстройствами аутического спектра. Дети с аутизмом нуждаются в специальной образовательной поддержке с раннего возраста и на протяжении всей жизни, при этом правильно организованный дошкольный период образования является решающим условием дальнейшего социального развития ребенка.

Ключевые слова: социализация, адаптация, социальная адаптация, аутизм, сенсорные игры.

Социализация — это многогранный процесс усвоения опыта общественной жизни, превращения ребёнка из природного существа в общественное, из индивида в личность. Социализация включает в себя основные нормы человеческих отношений, социальных норм поведения, видов деятельности, форм общения. Основным источниками социализации являются семья, образовательные учреждения, формальные и неформальные общественные объединения.

Адаптация (от лат.- приспособление)- процесс приспособления к изменяющимся условиям внешней среды.

Социальная адаптация — это приспособление к социальной среде, незнакомой для ребёнка.                

В нашей работе мы уделяем особое внимание социальной адаптации аутичных детей, так как аутизм характеризуется наличием «триады» нарушений: коммуникации, социального взаимодействия и мотивационной сферы. Для детей с РАС характерны нарушения всех видов контакта, эмоциональная холодность, отгороженность от окружающих и уход в свой внутренний мир. Эти проявления сочетаются со стойким негативизмом и особыми нарушениями интеллектуального и речевого развития. Наличие данных нарушений мешает ребёнку с аутизмом активно включаться в жизнь общества. Социализация относится к тем процессам, посредством которых дети учатся жить совместно и эффективно взаимодействовать друг с другом. Но у детей с РАС, наблюдается, невозможность формирования социальных связей с другими людьми. 

Выделяют основные психологические проблемы, наблюдаемые у детей с расстройствами аутистического спектра, отрицательно влияющие на социальные поведения:          

  • Невосприятие окружающих;
  • Отсутствие интереса к людям;
  • Отсутствие восприятия целостности человеческого тела;
  • Отсутствие глазного контакта;
  • Отношение к людям как к неодушевлённым объектам;
  • Отсутствие соответствия правилам поведения и культурным нормам;
  • Равнодушие к переживаниям окружающих;
  • Недостаток или отсутствие социального восприятия людей;
  • Наличие эмоций, неуместных для ситуации;
  • Непонимание мыслей, побуждений и желаний других людей.

Наличие всех этих особенностей детей с РАС ведёт к снижению нормальных социальных интересов и понимания социальных норм и устоев.

Одной из важных задач в нашей работе является, оказание психосоциальной помощи ребёнку в адаптации в дошкольном учреждении. Основная часть работы составляет индивидуальные занятия с ребёнком. На занятиях создаются условия для социальной адаптации и приспособления к жизни в обществе (налаживание эмоционального контакта между ребёнком и педагогом, развитие коммуникативных навыков, подготовка к обучению, всестороннее развитие дошкольника). В моей практике, проведение специально организованных сенсорных игр с аутичным ребенком дает новые возможности для установления контакта с ним. В моменты получения сенсорных ощущений ребенок испытывает удовольствие, которое проявляется во всем его облике, а также в степени целеустремленности (если попытаться переключить его внимание на что-то другое, он будет настаивать на продолжении понравившегося занятия, а если попытаться запретить — ответом станет бурно выраженный протест). Только аутичный ребенок прочно застревает на подобных ощущениях. Кроме того, он весьма избирателен, и чаще всего ему нравится несколько ощущений, которые он путем повторения хочет пережить вновь и вновь.      

Это часто беспокоит родителей, вызывает раздражение. Однако лучше не ругать ребенка, не запрещать, а использовать положительные стороны его действий с предметами и материалами. В данном случае, бесспорно, хорошо то, что ребенок переживает удовольствие.

Отсюда вытекает цель проведения с аутичным ребенком специально организованных сенсорных игр — создание эмоционально положительного настроя. Она подразумевает обязательное участие взрослого: во-первых, педагог (или мама) предлагают ребенку пережить новое приятное ощущение; во-вторых, взрослый проживает это ощущение вместе с ребенком. Механизм проведения игры, следующий: привлеченный новым ощущением, ребенок соглашается на участие в игре, а полученное удовольствие связывается у него с образом взрослого. Если мы сумеем разделить с ребенком положительные эмоции, разнообразить их и сделать переживание удовольствия более насыщенным, то со временем ребенок станет нам доверять и, зная, что с нами интересно, с готовностью пойдет на сотрудничество. Кроме того, заручившись доверием ребенка, педагог получает возможность посредством эмоционального комментария вносить в происходящее новый социально значимый смысл. А это уже следующий важный шаг в развитии ребенка.

Игры с мыльными пузырями

Детям нравится наблюдать за кружением мыльных пузырей, с криками восторга они носятся по комнате, пока не «поймают» все до одного, и тут же просят повторения. Но сами выдуть пузыри часто отказываются – это требует сноровки и определенного уровня развития дыхания. Мы предлагаем предварительно подготовить ребенка к игре с мыльными пузырями. Для этого нужно научить его сильно дуть, направлять струю воздуха в нужном направлении. Предлагаем такие игры:

– «Снег пошел» – дуть на кусочек ватки в воздухе, чтобы она не упала.

– «Плыви, кораблик!» – дуть на маленький легкий кораблик на воде (например, во время купания).

– «Вертушка» – дуть на игрушку-вертушку.

– «Катись, шарик!» – дуть на маленький шарик (например, для пинг-понга), можно дуть через трубочку.

– «Бульки» – дуть через трубочку в стакан, наполовину наполненный водой. Игра покажет, сформирован ли у ребенка целенаправленный выдох и сильно ли он дует.

Мыльные пузыри

Чтобы вызвать у ребенка интерес к самостоятельному выдуванию пузырей, предложите ему помимо рамки из купленного пузырька разнообразные трубочки – для этого возьмите (предварительно обговорив с ребенком цель) из «Макдоналдса» коктельную трубочку или сверните и склейте из плотной бумаги толстую трубу. Для получения большого пузыря подойдет и небольшая пластиковая бутылочка с отрезанным дном. Можно разобрать гелевую ручку и использовать ее корпус – прозрачную трубочку из твердой пластмассы (в этом случае ребенок не будет прикусывать или перегибать трубочку).

Пенный замок

В небольшую мисочку налейте немного воды, добавьте средство для мытья посуды и размешайте. Возьмите широкую коктельную трубочку, опустите в миску и начинайте дуть – с громким бульканьем на глазах у ребенка вырастет облако переливающихся пузырей. Предложите ребенку подуть вместе с вами, затем самостоятельно. Поставьте внутрь пены пластмассовую или резиновую игрушку – это «принц, который живет в пенном замке».

Игры со свечами

Приготовьте набор свечей – обычную длинную, плавающие свечи, маленькие свечки для именинного торта.

Подуем на огонек

Установите длинную свечу устойчиво и зажгите: «Смотри, свечка горит – как красиво!» Помните, что ребенок может испугаться – тогда отложите игру. Если реакция положительная, предложите подуть на пламя: «А теперь подуем... Сильнее, вот так – ой, погас огонек. Смотри, какой поднимается дымок». Скорее всего, ребенок попросит зажечь свечу снова. Кроме получения удовольствия задувание огонька свечи полезно для развития дыхания.

Гуляем в темноте

Оставьте маме «задание на дом»: когда стемнеет, не включать в квартире электрический свет, а зажечь свечу и походить с ней по дому, освещая путь.

Рисуем дымом

Держа в руке потушенную свечу, порисуйте в воздухе дымом: «Смотри, какой дымок в воздухе! Чувствуешь запах?» Затем подуйте или сделайте несколько взмахов рукой, чтобы дым рассеялся.

Праздник на воде

Наполнив таз водой, опустите на ее поверхность одну или несколько плавающих свечей – в темной комнате (например, в ванной с прикрытой дверью) получится эффектное, с переливающимися в воде световыми бликами, зрелище. Для устойчивости можно поставить свечи на пластмассовые тарелочки из кукольной посуды.

Холодно – Горячо

Наполните столовую ложку водой и подержите над пламенем свечи, обратив внимание ребенка на то, что холодная вода стала теплой. Так же можно растопить кусочек льда, мороженого или сливочного масла. «Дотрагиваться до огонька нельзя – горячо! Можно обжечься. Давай подержим над огоньком кусочек льда. Смотри, лед тает».

День Рождения

Приготовьте зефир в шоколаде либо пастилу и воткните одну или несколько праздничных свечек – сегодня «День рождения Мишки». Вместе с ребенком накройте на стол, пригласите гостей, спойте песенку. Затем торжественно внесите «праздничный торт» и задуйте свечи.

Игры с крупами

Приготовьте крупы: гречку, горох, манную крупу, фасоль, рис. Занятие проводится на кухне.

Прячем ручки

Насыпьте гречневую крупу в глубокую миску, опустите в нее руки и пошевелите пальцами, ощутите ее структуру. Выражая удовольствие улыбкой и словами, предложите ребенку присоединиться: «Где мои ручки? Спрятались. Давай и твои ручки спрячем. Пошевели пальчиками – так приятно! А теперь потри ладошки друг о друга – немножко колется, да?». Прячьте мелкие игрушки, зарывая их в крупу, а затем ищите. На следующих занятиях можно использовать другие крупы.

Пересыпаем крупу

Пересыпайте крупу совочком, ложкой, стаканчиком из одной емкости в другую. Пересыпайте крупу в руках, обращая внимание ребенка на извлекаемый при этом звук.

Дождь, град

Ребенок может захотеть рассыпать крупу. этом случае остановить его будет очень трудно. Будьте готовы к такому развитию событий – позвольте ребенку сделать это, контролируя его действия. Пусть рассыпающаяся крупа станет «дождем» или «градом», и с этого момента сенсорная игра переходит в терапевтическую. По рассыпанной по полу крупе можно походить в носочках или босиком. Можно посыпать крупу на шейку или голую спинку ребенка, если он позволит. В завершение такой игры организуйте уборку.

Покормим птичек

В этой игре понадобятся гречневая или рисовая крупа и игрушечные фигурки птичек – это могут быть воробушки, или курочки, уточки. «Вот прилетели к нам птички: пи-пи-пи! Птички просят покушать. Что птички кушают? Да, зернышки. Давай насыплем птичкам зернышек. Кушайте, птички, зернышки!»

Вкусная кашка

Добавив в манную крупу воды, сварите «кашку» для куклы, а затем покормите ее. Вместе с ребенком приготовьте настоящую кашу, пусть он достанет кастрюлю, засыплет крупу, помешивает кашу ложкой. Можно из круп «приготовить» другую еду для кукол – например, если вдавить горошины в кусочек коричневого пластилина, получится «шоколад с орехами».

Разложи по тарелочкам

Перемешайте в мисочке немного фасоли и гороха. Затем попросите ребенка разделить горох и фасоль и разложить по отдельным тарелочкам: «Смотри, горошинки и фасолинки перемешались. Давай разложим горошинки на эту тарелочку, а фасолинки на эту».

Игры с пластичными материалами

(пластилином, тестом, глиной)

Заранее оговорим, что использование некоторых материалов невозможно из-за повышенной брезгливости аутичного ребенка. Он может с отвращением отшвырнуть тесто, потому что оно липнет к рукам, не решится притронуться к глине, откажется от работы с пластилином, если тот мажется или неприятно пахнет. Выбирайте экологически чистый не ароматизированный пластилин естественных цветов, достаточно мягкий, но не липнущий к рукам. При этом не всегда ваш выбор совпадет с выбором ребенка. Тем не менее, опыт показывает, что можно найти материал, который ребенку понравится. Для работы с пластичными материалами следует обучить ребенка некоторым навыкам работы с ними:

– Мнем и отщипываем. Приготовьте брусок пластилина и предложите ребенку подержать его в руках, помять пальчиками, отщипнуть несколько маленьких кусочков. Такие действия познакомят ребенка с мягкой и пластичной фактурой материала, дадут разнообразные тактильные ощущения пальцам рук. В следующий раз предложите ребенку кусочек теста, затем – глину. Обратите внимание на то, что разные материалы непохожи на ощупь, обладают различными свойствами.

– Надавливаем и размазываем. Научите ребенка надавливающим движением указательного пальца прижать кусочек пластилина к дощечке или листу картона (в результате должна получиться круглая лепешечка). Если же сначала надавить пальцем на пластилин, а затем сместить палец, то таким способом (размазывание) мы получаем пластилиновую линию.

– Скатываем шарики, раскатываем колбаски. Покажите ребенку два основных приема лепки (скатывание шариков круговыми движениями и раскатывание колбасок движениями вперед-назад): на плоскости стола или между ладонями, если работаем с большим куском, или между пальцами (большим и указательным, или большим и средним), если кусок пластилина маленький. Поначалу действуйте руками ребенка (если он не станет сопротивляться). Затем предложите малышу попробовать делать это самостоятельно. Обычно выполнение этих простых приемов, особенно раскатывание, не вызывает больших сложностей у ребенка.

– Режем на кусочки. Научите ребенка разрезать пластилин или тесто на кусочки различных размеров с помощью пластмассовой стеки.

После того как ребенок усвоит каждый прием отдельно, можно в одной игре комбинировать разные методы. Например, когда «лепим пирожки», мы и мнем, и раскатываем, и разрезаем.

Пластилиновые картинки

При создании пластилиновых картинок используются методы надавливания и размазывания. Таким простым способом можно быстро делать самые разнообразные «картины» из пластилина: размажьте по картону зеленый пластилин – это «травка», отщипните от бруска красного пластилина небольшие кусочки и прилепите их – получилась «полянка с ягодками». Таким же способом в синем пруду поплывут «золотые рыбки», а на голубом картоне появится желтое пластилиновое «солнышко» с лучиками. Размажьте на темном фоне разноцветные кусочки пластилина – получился «салют». А если к картонному кругу придавить разноцветные пластилиновые лепешечки, то получатся «конфетки на тарелочке».

Приготовление еды

Скатаем маленькие шарики из пластилина красного цвета – получились «ягодки», а разноцветные шарики станут «конфетками» или «витаминками». Если в разноцветные пластилиновые шарики воткнуть палочки (можно использовать «ушные палочки», предварительно удалив вату) – получаются фруктовые леденцы «чупа-чупс». Раскатаем кусочек красного пластилина – получаем «колбасу», а если тонко-тонко раскатать белый пластилин – выкладываем на тарелку «спагетти». Разрежем кусок светло-коричневого пластилина на кусочки – это «хлеб».

Итак, «угощение» готово, приглашаем кукол на «Обед». Можно из кусочков пластилина разных цветов вылепить праздничный пирог, вставить свечку и организовать «День рождения». Когда затеете тесто, дайте ребенку кусочек и попробуйте организовать с ним лепку «пирожков».

Огород

На куске плотного картона выложите пластилиновые грядки. Теперь «сажайте овощи», для этого можно использовать крупы – так, горох станет «репкой», а красная фасоль – «картошкой»; разноцветная мозаика превратится в «красные помидорчики» и «зеленые огурчики»; некоторые овощи (например, «морковку») можно попытаться вылепить из пластилина.

Если ребенку понравится эта игра, можно вспомнить о других овощах. Аналогично в лесу вырастут «ягоды и грибы», а на полянке – «цветочки» из мозаики.

Игры со звуками

Послушаем звуки

Окружающий мир наполняют разнообразные звуки. Обращайте на них внимание ребенка – прислушивайтесь вместе с ним к скрипу двери, стуку ложечки о стенки чашки, когда размешиваете чай, к звону бокалов, скрипу тормозов, стуку колес поезда и т. д.

Постучим, погремим!

Извлекайте разнообразные звуки из предметов: постучите деревянными (или металлическими) ложками друг о друга, проведите палочкой по батарее, постучите костяшками пальцев по стеклу.

Найди такую же коробочку

Насыпьте в небольшие коробочки разные крупы (коробочек с одинаковой крупой должно быть по две). Потрясите коробочкой, привлекая внимание ребенка к звучанию, – пусть он найдет коробочку, звучащую так же. Помимо круп можно использовать бусинки, камушки и другие материалы. Количество пар коробочек увеличивайте постепенно.

Свистульки

Приобретайте для ребенка разнообразные звучащие игрушки – погремушки, свистульки, пищалки и т. п.

Музыканты

Приобретите для ребенка детские музыкальные инструменты – барабан, бубен, металлофон, дудочку, гармошку, пианино. Когда ребенок научится различать на слух их звучание, правильно играть на них, используйте его умения в сюжетных играх – «У мишки день рождения. Давай сыграем для него на пианино», когда поем песенку про Антошку – играем на гармошке и т. д.

Звуки природы

Оказавшись на природе, вместе с ребенком прислушайтесь внимательно к звукам вокруг – шелесту листвы, жужжанию мухи, журчанию ручейка... Звуки природы сами по себе несут успокоение и гармонию.

Развитие эмоционального взаимодействия с внешним миром позволяет уменьшить аутистические и негативные установки, преодолеть агрессивные тенденции ребёнка. Нарушение общения у аутичного ребёнка связано с формированием у него аутистического барьера, защищающего его от болезненных контактов, и вследствие этого повышенной ранимостью такого ребёнка и, естественно, выработкой им форм защитной реакции на окружающих (истерика, крик, агрессия, аутостимуляции, стереотипные движения и т.д.).    

Учёные В.В. Лебединская и О.С. Никольская сформулировали правила единого подхода к восстановлению аффективной связи с такими детьми:

  • Первоначально не должно быть давления и прямого обращения;
  • Первые контакты следует организовывать на адекватном для ребёнка уровне в рамках его активности;
  • Следует разнообразить привычные удовольствия ребёнка, усилить их заражением собственной радостью;
  • Начинать усложнять формы контактов после закрепления у ребёнка потребности в общении, когда взрослый становится положительным аффективным центром ситуации;
  • Важно осуществлять дозирования контактов;
  • При достижении аффективной связи с ребёнком он становится более доверчивым, его нужно беречь от конфликтов;
  • По мере установления контакта его внимание постепенно направляется на процесс обучения, тем самым появляется уверенность в результатах совместного контакта.

Самое главное в работе с аутичными детьми — это общение с родителями, которое может выявить все особенности развития в раннем детстве, в первую очередь это навыки и умения, привязанности и привычки ребёнка. Главной задачей работы по взаимодействию с родителями специалистов дошкольного учреждения является формирование у родителей активной позиции в воспитании ребёнка. При этом значимым является обучение родителей разнообразным формам взаимодействия с малышом, наблюдению и оценке его реакции и поведения.

Важным является наблюдение, которое в разных ситуациях и при знакомстве с разными пристрастиями дошкольника, его коммуникативными и моторными особенностями, игровыми возможностями, уровнем развития навыков самообслуживания и даёт построение индивидуальных программ обучение и воспитание детей с РАС в дошкольном учреждении. Социальное воспитание аутичных детей строится в зависимости от типа их поведения, от тяжести и глубины психофизических расстройств, максимально ранней диагностики, включением в активную работу родителей.

Одной из особенностей нашей работы в области социальной адаптации детей с РАС является использование поведенческой терапии, направленной на формирование независимости и самостоятельности ребёнка в его повседневной жизни. На индивидуальных занятиях педагог уделят особое внимание формированию способности дошкольника оставаться на своём месте, сосредотачиваться на задании и следовать инструкциям взрослого. Подобное поведение называется рабочим, так как оно является необходимой предпосылкой для обучения, воспитания и социальной адаптации детей с РАС в дошкольном учреждении.

  Литература

  1. Башина В.М. Ранний детский аутизм –М., 1993.
  2. Гилберт К., Питере Т., Аутизм. Медицинские и педагогические аспекты. СПб., 1998.
  3. Запорожец А.В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольников // Эмоциональное развитие дошкольников. - М., 1985.
  4. Лебединский В.В. Нарушение психического развития у детей. - М., 1985.
  5. Лебединский В.В., Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. - М., 1990.
  6. Лебединская К.С. Нарушения психического развития в детском и подростковом возрасте. - М., 1985.
  7. Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии: Сборник игр и игровых упражнений. - М., 2008.
  8. Морозов С.А., Морозова Т.И. Мир за стеклянной стеной. // Материнство. 1997.
  9. Морозов С.А. основы диагностики и коррекции расстройств аутистического спектра. - М., 2014.
  10.  Рудик О.С. Коррекционная работа с аутичным ребенком. М., 2014.
  11. Титова Ю., Фролова О., Винникова Л. Играть с ребенком. Как? М., 2010.
  12.  Янушко Е. Игры с аутичным ребенком. - М., 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Сопровождение детей, имеющих расстройства аутистического спектра в дошкольном образовательном учреждении»

Одной из приоритетных задач современной образовательной политики нашего государства является развитие инфраструктуры и организационно-экономических механизмов, обеспечивающих равную доступность услуг ...

EduQuest (ЭдуКвест) технология как ресурс повышения качества сопровождения детей с расстройством аутистического спектра в дошкольном образовании

В статье описана современная технология EduQuest (ЭдуКвест), используемая при оказании психолого-педагогической поддержки детей дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра (далее &nda...

Статья из опыта работы на тему: «Сопровождение детей с расстройством аутистического спектра в дошкольной образовательной организации»

Расстройства аутистического спектра (РАС) – это особая форма нарушения психического развития с неравномерностью формирования различных психических функций, со своеобразными эмоционально-поведенч...

Инновационный проект «Солнце для всех» по сопровождению детей с расстройством аутистического спектра в дошкольной образовательной организации

Целью проекта является построение системы коррекционно-развивающей работы для детей с аутистическими нарушениями, исправление или ослабление имеющихся проявлений аутизма  и вызванных им нарушений...

Адаптация детей с расстройствами аутистического спектра к условиям детского сада. Несколько советов.

Период адаптации к дошкольному учреждению обычно достаточно сложный этап в жизни любого малыша и его семьи. С одной стороны, ребенок с расстройствами аутистического спектра (РАС) не приспсоблен к жизн...