Проект Соль-Вред или Польза
проект (средняя группа)
Развивать у детей творческие познавательные способности в процессе исследовательской деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sol-_vred_ili_polza.docx | 38.05 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОРОДСКОЙ ОКРУГ КРАСНОГОРСК
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Образовательный центр «Созвездие» дошкольное отделение
143404 РОССИЯ МОСКОВСКАЯ ОБЛ, г.о КРАСНОГОРСК, ул. БОЛЬШАЯ КОМСОМОЛЬСКАЯ, д. 13,
Контакты +7(498)568-56-11 krgr_mbou_sozvezd@mosreg.ru
Исследовательский проект: «Соль-вред или польза»
Подготовила:
МБОУ «Образовательный центр
«Созвездие»
Каштанова Е.А
г.о. Красногорск 2023 г
Паспорт проекта:
Вид проекта: «познавательно-исследовательский»
Состав участников: дети 4-5 лет
Срок реализации: краткосрочный 3 недели (9.10.2023- 30.10.2023 гг.)
Цель проекта: Развивать у детей творческие познавательные способности в процессе исследовательской деятельности.
Задачи:
*обучающие – обобщить и систематизировать знания детей о соли и её свойствах. Обогатить общие представления о здоровье человека. Сформировать представления о вреде и пользе соли.
*развивающие – развивать интерес к исследовательской деятельности; развивать мышление и воображение; устанавливать простейшие связи, делать выводы; учить, на основе выявленных свойств, устанавливать закономерности.
*воспитательные – воспитывать социальные навыки: умение работать в группе;
Воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.
1 ЭТАП - Планирование
- Постановка проблемы, определение цели и задач исследовательской работы.
- Узнать про соль, как можно больше.
- Провести опыты с солью.
2 ЭТАП - Реализация
- Беседа с детьми «Что мы знаем о соли?»
- Подбор оборудования и материалов
- Формирование групп детей и родителей.
- Подбор познавательной, научной и методической литературы.
- Проведение опытов в группе ДОУ с детьми.
- Экскурсия в медицинский кабинет.
- Экскурсия на пищеблок.
- Творческая группа «Сольцы» (поделки из соли, окрашивание соли)
- Организация и проведение опытов в домашних условиях.
- Чтение сказок, пословиц, поговорок.
- Создание картотеки занимательных опытов про соль.
3 ЭТАП - Заключение
- Оформление альбома пословицы, загадки, сказки о соли
- Оформление альбома наблюдения опытов и экспериментов
- Презентация результатов исследовательской деятельности.
Результаты работы
Дети обогатили свои представления о некоторых свойствах соли;
Научилась самостоятельно ставить задачу: придумывать и ставить опыты из предметов – заместителей; от замысла идти к конкретному результату;
Получили опыт сотрудничества и общения с группой детей.
Обобщили все накопленные знания в виде, проведенного мероприятия перед детьми своего возраста.
Практическая значимость проекта
Материалы проекта могут быть использованы в работе с детьми других возрастных групп.
Опыт, полученный детьми во время реализации проекта, будет способствовать усвоению новой информации не с помощью запоминания, а через самостоятельную практическую деятельность.
Приложение 1
«Что мы знаем о соли. Польза и вред соли»
Цель:
- Закрепление знаний детей о разном состоянии соли (кристаллы, водно-соляной раствор), ее добычи и полезных свойств.
Задачи:
- Вызвать интерес к исследованию полезного ископаемого – соли, ее свойств и качеств, характер использования человеком.
- Наглядно показать и доказать, что соль не только полезна, но и вредна для человека и растений.
- Воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.
Предварительная работа с детьми:
- Беседа с детьми «Что мы знаем о соли?»
- Подбор познавательной, научной и методической литературы.
- Изучение с детьми познавательной и научной литературы.
- Опытно-экспериментальная деятельность «Изучение свойств и качеств соли», «Как соль влияет на рост растений», «Кристаллизация соли», «Волшебное яйцо»;
- Просмотр иллюстраций по теме.
Оборудование:
- Презентация «Что мы знаем о соли?».
Для рисования:
- Соль мелкая, стаканы-непроливайки с водой, цветной картон (холодных тонов) клей ПВА с дозатором, тонкая кисть, акварельные краски, влажные салфетки, бумажные салфетки.
Ход занятия
На протяжении всего занятия показ слайдов «Что мы знаем о соли?».
Воспитатель: Ребята, сегодня мы будем говорить о веществе, с которым вы хорошо знакомы. Вы догадались, о каком веществе я говорю?
Дети: Это соль!
Воспитатель: Правильно, это соль. Ребята, вспомним, что такое соль?
Ответы детей при просмотре слайдов:
- Соль - белое кристаллическое вещество с острым, солёным вкусом. Она хорошо растворяется в воде (слайд)
- Добывают её и в море и на суше (слайд)
- Из воды соль получают методом испарения (слайд)
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, чем она полезна для нашего организма?
- В небольших количествах соль безвредна для нас. Но есть люди, которые очень чувствительны к ней и для них она вредна.
- Она отвечает за работу мышц и необходима для пищеварения (слайд)
- Убивает микробов в воздухе при вдыхании.
- Её используют для оздоровления (убивает микробов в воздухе при вдыхании) (слайд)
- Служит для сохранения продуктов питания (слайд)
Воспитатель: Ребята, говоря о пользе, которую приносит соль человеку, Даша П. вам расскажет старинную словацкую народную сказку. Дарья как называется сказка?
Ребенок рассказывает сказку «Соль и золото»
Было у короля три дочери. Состарившись, король решил сделать королевой ту из дочерей, которая его больше любит. Созвал король дочерей и спрашивает: - Как вы, доченьки, любите меня?
- Как золото, - ответила старшая дочь.
- Как венок свой зеленый, - сказала средняя.
- Как соль, - сказала младшая, Марушка.
Разгневался тут король на младшую дочь и прогнал ее прочь из королевского дворца. А добрая волшебница, узнав о печальной судьбе Марушки, решила проучить короля. И по ее волшебному велению в стране, где правил старик-король, в один прекрасный день исчезла вся соль. Все, что готовили самые искусные повара, было пресным и невкусным.
И пришлось королю у иностранных купцов покупать соль по баснословным ценам. Тогда король понял, какая необходимейшая вещь - щепотка соли.
Воспитатель: Ребята, а где больше всего соленой воды?
Дети: В море и океане.
Воспитатель: Давайте поиграем в игру.
Проводится игра «Море волнуется… ».
Море волнуется раз,
Море волнуется два,
Море волнуется три,
Морская фигура в виде акулы замри (1)
Морская фигура в виде капитана корабля замри (2)
Морская фигура в виде медузы замри (3)
Воспитатель: Отдохнули? Теперь продолжим наш разговор.
Воспитатель: Ребята, соль не только приносит пользу, но и вред для всего живого.
Я вам расскажу, чем соль вредна для нашего организма и растений?
- Соль задерживает жидкость в нашем организме, а стало быть, затрудняет работу сердца и почек. Из-за этого люди могут испытывать головные боли и страдать отёками (слайд)
- Из нашего эксперимента с луковицами мы можем увидеть, что растения плохо растут, а в некоторых случаях даже умирают в почве, где большое содержание соли.
Воспитатель: Ребята, мы с вами решили провести опыт с луковицей. Кто расскажет, как мы делали опыт?
Ребенок рассказывает пошагово ход эксперимента.
Воспитатель: В ходе эксперимента кой вывод мы можем сделать?
Дети: В почве где есть соль растения не растет, а значит и для человека вредна.
Воспитатель: Сделаем выводы.
- Соль вредный продукт, который может нанести вред здоровью человека.
- Соль неблагоприятно влияет на рост и развитие растений.
- Соль – полезное ископаемое, которое используется человеком в быту и на производстве.
Воспитатель: Ребята вы уже знаете, что при помощи соли можно рисовать. Сегодня мы с вами нарисуем елочки солью. Детям раздаются заготовки бумаги с нарисованным контуром в форме елки. Засыпаем, контур солью, считаем до 10 и ссыпаем лишнюю соль на поднос (Можно кончиком кисти добавить красок)
Воспитатель: Ребята вы молодцы!
Приложение 2
Пословицы и поговорки
- Без соли не вкусно, без хлеба не сытно.
- Без соли и хлеба не естся, без соли и стол кривой.
- Без соли, без хлеба худо беседа.
- Соли не жалей, тай и есть веселей.
- Спасибо тому, кто поит и кормит, и в двое тому, кто хлеб-соль помнит.
- Пуд соли вместе съесть.
- Без хлеба не сытно, без соли не сладко.
- Соли нету, так и слова нету.
- Речь без пословицы, все равно, что еда без соли.
- От хлеба-соли и царь не отказывается.
- Недосол на столе, пересол на спине.
- За хлебом-солью каждая шутка хороша.
- Щепотка соли делает сахар слаще.
- Без хлеба, без соли ни кто не обедает.
- Без хлеба, без соли худая беседа.
- Помяни соль, чтоб дали хлеба.
- Хлеб-соль платежом красна.
- Хлеб да соль и обед пошел.
- Так, солона, что в пот бросает.
- От хлеба-соли не отказываются.
- После хлеба-соли 7 часов отдыхать.
- Сколько ни думай, а лучше хлеба-соли не придумаешь.
- Щи капустою пригожи, а солью укусны.
- Солью сыт не будешь; думою горя не размыкаешь.
- Хлеб соль ешь, а правду режь.
- Хлеб соль есть, да не про вашу честь.
- Без соли стол кривой.
- Хлеб, соль, да вода – молодецкая еда.
- Хлеб да соль вам, милости просим.
- Хлеб-соль вместе, табачок — врозь.
- Хлеб да соль — едим свой, а ты рядом стой.
- Разговоры большие, а хлеб-соль маленькие.
- Сердись, бранись, дерись, а за хлебом-солью сходись.
- Милости просим, а хлеб-соль по-старинному.
- Хлеб-соль не бранит.
- Без соли, что без воли: жизнь не проживешь.
- Без соли невкусно, а без хлеба несытно.
- Боронись хлебом и солью.
- Соли не жалей, так есть веселей.
- Живём — не тужим; хлеб едим, а иногда и подсаливаем.
- Хлеб-соль — отплатное дело.
- За хлеб-соль не платят, кроме спасибо.
- Кто за хлеб-соль берет со странного, у того спорыньи в дому не будет.
- Хлеб хлебу брат (о хлебосольстве).
- За хлебом-солью все добро.
Приложение 3
Загадки про соль
Родилась я в воде, загадка
Родилась я в воде
И по вкусу будут мне:
Мясо, рыба и капуста,
Помидор, арбуз и сало,
Огурец, растёт что густо.
Может, хватит или мало?
(СОЛЬ)
Этот камень можно есть
Этот камень можно есть,
Он в слезах и поте есть.
Не вкусна в борще фасоль
Если пожалели
(ьлос).
Соль. загадка
Рассказать обо мне хоть немножко позволь.
У меня на Земле очень важная роль:
Я от порчи храню сало, овощи, рыбу.
В море есть я в воде, а в земле лежу - глыбой,
Без меня суп - не суп, и салат - не салат,
Нет меня - и невкусно, и повар не рад.
В рану, глаз попаду - будет едкая боль.
Как назвали меня, догадался ты? ...(СОЛЬ).
Загадки для ребят. Соль
Хоть неприметна я всегда,
Но без меня никак нельзя -
Когда варится еда,
Чтоб была она вкусна,
Меня в меру, чур бери,
Только не ...
(соль)
Повар
Без нее, ребята, повар просто как без рук,
И становится вся пища не съедобной вдруг!
Если в ранку попадет – испытаешь боль.
Вы, конечно, догадались сразу. Это…(соль)
От воды родился
От воды родился,
А воды боится.(соль)
Соль
Меня одну не едят,
А без меня мало едят.(соль)
В земле родится
В земле родится,
На солнце вырастает,
В воде умирает.(соль)
В земле родится
В земле родился,
В огне крестился,
На воду пал –
Весь пропал.(соль)
Приложение 4
Удивительные истории о соли
Белое золото земли
Белое золото земли – поваренная соль – с незапамятных времен, является незаменимым спутником человека. Так как без соли жизнь невозможна. Этот ценный природный минерал, Обладание котором приносило богатство и власть, долгое время был предметом ссор, раздоров и государственных конфликтов и даже воин.
Соль жизненно необходима человеку, как и всем прочим живым существам. Она учувствует в поддержание и регулирование вводного баланса в организме. При хронической нехватки соли в организме возможен смертельный исход. С другой стороны смертельный исход неизбежен и при разовом переедании соль.
До появления консервов, пастеризации и холодильников соль давала возможность сохранить продукты. Поэтому она стала символом долговечности. Тысячелетие назад соль была на столько дорога, что из-за нее устраивали войны. В частности, в России в 18 веке произошел Соляной бунт, вызванный непомерно высокими ценами на соль. В отдельные исторические периоды соль ценилась на ровне с золотом. Не случайно соледобыча стала одним из самых первых промыслов в Древней Руси. Сейчас соль является дешевой из всех известный пищевых добавок, если не считать воду.
Крупнейшим в мире солончаком является солончак Уюни в Боливии. Здесь же, на солончаке Уюни, строят отели из соли.
В настоящее время в Украине в городе Соледар Донецкой области существует уникальная возможность посетить настоящую шахту. Эта украинская шахта не опасна для людей.
Главное ее отличие от большинства шахт Донбасса в том, что добывают тут… соль. Жителям Украины требовалась соль.
Ее получали многие века выпариванием из соленой воды. Но выпаривание соли – дорогостоящее дело, для этого требуется много деревьев. Долгое время ученые думали, как решить эту проблему, а 200 лет тому назад нашли месторождение соли на территории, где сейчас расположен город Соледар. Когда-то миллионы лет назад здесь находилось древнее море, которое по каким-то причинам исчезло, а запасы соли на глубине 300 метров под землей оставались. Для добычи соли здесь была вырыта шахта, которая действует и в настоящее время. Сейчас на месте выработанных рудников проводят экскурсии.
Экскурсия начинается с краткой беседы по технике безопасности. Маршрут состоит примерно из 700м, включая обратный путь к стволу шахты. Спуск осуществляется в клети(лифте) на глубину до 300м. Время экскурсии составляет примерно 1,5- 2 часа.
Стены, потолок, фигуры и деревья – здесь все из соли. Вся экскурсия проходит по дну древнего моря. Под землей держится постоянная температура воздуха +15С ; даже летом в шахте во время экскурсии не обойтись без теплой одежды. В октябре 2004 года там же, в шахте, состоялся концерт Донбасского симфонического оркестра «Соляная симфония» под руководством австрийского дирижера Курта Шмидта и при участии солистки Венской оперы Виктории Лукьянец. О звучание оркестра соляной шахте австрийский композитор и дирижер сказал: «Я был просто поражен! Ноты взлетали к потолку пещеры, а затем медленно – будто облака – спускались в низ. По мнению дирижера, в мире существует всего 2-3 театра, которые могут сравниться с акустикой соляных шахт.
На территории России для получения поваренной(пищевой) соли используются следующие способы добычи: шахтный способ; озерный способ; способ добычи из моря; способ выпаривания. Для этого разрабатывают рудники, шахты; строят солепредприятия с использованием техники – солекомбайнов.
Где есть соль?
В Кулунде, одном из крупнейших соленосных районов страны, имеется большое количество бессточных минирализованных озер (26), многие из которых содержит отложение солей.
В 1626г.(почти 400 лет тому назад) на озерах Кулундинских степей побывала первая соляная экспедиция во главе с Грозой Ивановым и Дмитрием Черкасовым. Было составлено географическое описание округи: «А около озера соляного и пресного пролегла степь, чистое место, земля песок, а трава на степи растет типец, не велика, вершок. А против соляного пристанище за рекою займище, а за займищем протока, а за протокою степь, чистое место, а земля песок, а трава тоже
типец. А пашни пахать у соляного озера вверх по Иртышу отнюдь нельзя, и хлеб не родится, потому что земля песок и трава не растет».
Описание запоминающееся и верное.
Эксплуатация солей Кулунды началась с 1768г. В настоящее время разработаны месторождения озер Кучук, Кучерпак, Большое Яровое, Бурлинское и Петуховское. (Предлагает детям найти озера на карте Алтайского края.)
Интересным объектом является судовое озеро Петухово (С.Северка), расположенное в сосновом бору. Это большое озеро в период высыхание представляет собой огромную плоскую равнину, покрытую слоем белоснежной соли. В прошлые годы на этом озере велась добыча соли. Отработка этих солей начиналась лет 250 назад. Следы хозяйственной деятельности человека видны и по сей день. Крупнейшие место рождение поваренной соли в Кулундинской степи на озере Бурлиская – «Бурсоль». Здесь расположено и градообразующие предприятие – Бурлинский соляной промысел (добыча поваренной соли) добыча соли производится здесь уже более 200 лет с 1768 года.
Использование соли в лечебных целях
Самое известное соленое озеро Алтайского края – Большое Яровое. Люди со всей России приезжают сюда за здоровьем, которое помогает возвращать целебная вода озера, его уникальная лечебная грязь и воздух, пропитанный соляными испарениями. Озеро окружает плоская равнина, на которой практически нет деревьев. Богато озеро целебной рапой (водоросль) и иловой грязью. Соль используется для лечения людей с заболеваниями легких. Лечение солью называется спелеолечение. Есть специальные спелеосанатории, которые находятся в соляной шахте. В Алтайском крае созданы для лечения больных спелеокомнаты, в которых человек дышит специальным микроклиматом соли в течение 30 минут. После такого лечения практически все больные выздоравливают. Конечно, лечение проходит не за один сеанс, а в течение нескольких месяцев.
В лечебных целях используют соляные лампы, которые изготовлены из кристалла каменной соли, созданной природой на протяжении сотен миллионов лет.
Компьютеры, телевизоры, радиориборы, электрообогреватели, микроволновые печи и многое, что вас окружает и без чего вы на мыслите свою жизнь в 21 веке, да и вредная привычка курение – это те факторы, от которых страдает здоровье человека. Электрический свет нагревает соль, в результате чего соль излучает вещества, которые очищают воздух и нормализует микроклимат в помещениях. Соляная лампа благотворно влияет на здоровье, укрепляет иммунитет и повышает жизненный тонус.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Детский познавательно-исследовательский проект "Мороженое: вред или польза?" (подготовительная группа)
Мороженое – очень древнее лакомство. О нем говорят очень много, особенно летом. В честь него организовываются конкурсы и праздники. Его любят и взрослые и дети, причем, достоверно неизвестно, кт...
Учебно – исследовательский проект «Шоколад – вред или польза?»
Шоколад – это больше, чем просто любимое лакомство детей. Он оказывает важное влияние на развитие ребенка. Общеизвестно, что мозгу человека, особенно в период обучения, необходима глюкоза, которая сод...
Исследовательский проект: «Шоколад вред или польза?»
В ходе проекта привлечь детей и родителей к поиску информации, оформить результаты поиска в виде презентаций....
Исследовательский проект «Йогурт: вред или польза?»
Цель исследования: выяснить, как влияет йогурт на организм человека...
Исследовательский проект "Соль-вред или польза?"
Проект для детей старшего дошкольного возраста, в котором гармонично сочетаются традиционные и современные педагогические технологии, интеграция различных видов деятельности детей и взрослых (исс...
Исследовательский проект «Трансформеры: вред или польза?»
Автор - Калиненко Иван ( 6 лет) воспитанник старшей группы МБДОУ № 8 «Якорёк» Руководитель- воспитатель Попова Ю.А...
Проект выпускника детского сада "Польза настольных игр"
В проекте затронута и раскрыта тема: "Настольные игры", в которой подробно рассказано их значение для развития детей и улучшения взаимоотношений в семье, с друзьями....