Организация осенней прогулки для детей младшего дошкольного возраста как средство воспитания бережного отношения к природе.
статья (младшая группа)

Григорьева Анна Сергеевна

В данной статье рассматривается метод наблюдения в живой и не живой природе, как один из важных направлений в познавательном развитии детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_osenney_progulki_v_mladshem_vozraste.docx17.27 КБ

Предварительный просмотр:

Составитель

                                                                    Воспитатель ГБОУ школы-интерната № 68

Григорьева А. С.

                                                                                     Пушкинского района СПб

                                                                         (отделение дошкольного образования)    

Организация осенней прогулки для детей младшего дошкольного возраста как средство воспитания бережного отношения к природе.

Наблюдая за живыми объектами или за трудом взрослых, дети в силу собственной активности стремятся помочь им: покормить котёнка, полить с дворником клумбу и т.д. Они заняты интересным и полезным делом, учатся доводить начатое до конца, общаться с людьми, будь то взрослые или сверстники, приобретают практическую сноровку. Дети учатся наблюдать!

Наблюдение - это специально организованное, целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы. Целью наблюдения может быть формирование представлений об объектах и явлениях окружающего мира, установление свойств и качеств, структуры и внешнего строения предметов, причин изменения и развития объектов (растений, животных), сезонных явлений.

Задачи познавательного развития  направлены на развитие у детей любознательности и познавательной мотивации, развитие воображения и творческой активности, развитие восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, способности анализировать, сравнивать, выделять характерные,  существенные признаки предметов и явлений окружающего мира.

Разработанная мною методика позволяет стать ребёнку не только наблюдателем, но и активно включаться в разные виды деятельности и сделает прогулку любого ребенка интересной. Осень – прекрасное время года для наблюдений с детьми.

I этап включения ребёнка – наблюдательный.

На прогулке   можно показать детям 2-3 цветка, сказать, как они называются. В теплый день, можно обратить внимание детей на легкие, белые облака, синеву неба, яркое солнышко, желто-красное убранство растительного мира. И все это – золотая осень! Но осень бывает и хмурой, дождливой, холодной, тогда небо серое, солнышка не видно и тучи огромные, черные. Удивительные открытия ждут детей и во фруктовом саду, где растут яблоки, сливы, малина, смородина. У кустов малины можно рассказать детям, что в лесу ею лакомятся птицы, медведи, ежи. Осенью, в период листопада, можно понаблюдать, как при лёгком ветерке с клёна медленно летят крупные, ярко окрашенные листья.

II этап – действенный, где ребёнок включается в процесс взаимодействия в живой и не живой природе.

В последующих наблюдениях за цветами, детям можно дать задание: «Найдите  синие цветы, жёлтые; назови белый цветок (ромашка). Рассматривая овощи, дети осваивают понятие «форма» (морковь –продолговатая, луковица – круглая, кабачок –овальный) «цвет», «величина», «характер поверхности» (репа-гладкая, картофель-твёрдый, помидор-мягкий). Дети пробуют овощи на вкус, вспоминают, какие из них можно есть сырыми, какие нужно варить. Наблюдая в очередной раз листопад, можно предложить проверить: почему листья медленно падают? (лёгкие) Проверить: положить лист на стол и подуть на него. Дети собирают осенние листья в букет, чередуют по величине, цвету (красных-желтый-зеленый). Очень полезна игра с детьми в это время года «Раз, два, три – к дереву беги! Раз, два, три – к кусту беги!», в которой ребёнок учится отличать куст от дерева. Узнаёт, что ствол дерева может быть толстым, его можно обхватить, взявшись за руки вдвоём-втроем, а тонкий ствол обхватит и один человек.

III этап – рефлекторный, в котором ребёнок делится своими знаниями со сверстниками и взрослыми.

В процессе систематического наблюдения, у ребёнка формируются определенные знания, умения, навыки, появляется любознательность, активность, желание рассказать об увиденном близким ему людям. Например, дети приходят к самостоятельному выводу – листья у всех цветов зелёного цвета; обхватывая  руками головку астры или георгина, ребёнок  понимает - не помещается в ладонях, значит цветок крупный, пушистый. Увидев, опавшие листья на дорожках, они начинают подбрасывать их и кричать» «Листопад!» Узнав в книге ягоду малины, вспоминаю, что эти ягоды любят и животные в лесу. Или встретив на прогулке белочку в парке, ребёнок с радостью рассказывает, полученные им ранее  знания о том, что она любит орешки, семечки и умеет их прятать.

В процессе познавательно - исследовательской деятельности у детей формируются такие социально-нормативные возрастные характеристики, как:

ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.;

ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование проектной деятельности в организации рабаты по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста с неживой природой через детское экспериментирование».

Природа оказывает важное влияние на формирование личности, её умственное, нравственное, трудовое и физическое воспитание. Какими вырастут наши дети, зависит от нас - взрослых. Мы должны научить их не ...

Опыт работы на тему:«Формирование двигательных навыков у детей младшего дошкольного возраста нетрадиционными средствами физического воспитания"

СОДЕРЖАНИЕ ОПЫТА: ИПМ – 1 Сведения об автореИПМ – 2 Условия формирования опыта2.1. Факторы, способствующие формированию опыта2.2. Характеристика дошкольного учрежденияИПМ – 3 Теоретическая интерп...

Отчёт по самообразованию на тему: "Воспитание нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста по средствам русской народной сказки"

В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг к другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей иска...

Нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста по средствам русских народных сказок

Нравственное воспитание детей по средствам русских народных сказок было темой моего самообразования и в течение определенноно времени перешло на практическое применение знаний, в связи с чем я с увере...

Участие в онлайн семинаре региональной базовой площадки по апробации и внедрению рабочих программ воспитания дошкольного образования Оренбургской области «Воспитание бережного отношение к природе как образовательный ресурс патриотического воспитания»

Родина – это страна, где человек родился и живет, гражданином которой он является. Это ее земля, природа, богатства.Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. И...

Изобразительная деятельность детей старшего дошкольного возраста как средство формирования эстетического отношения к природе

Вниманию представлена итоговая аттестационная работа автора. Формирование эстетического отношения к природе возможно посреством изобразительной деятельности. В работе акцентируется внимание на теорети...