Статья на тему: «Литературные произведения как средство воспитания ответственного отношения старших дошкольников к природе с использованием цифровых технологий»
статья (старшая группа)

Татьяна Михайловна Кушакова

Аннотация. В статье рассматривается процесс использования литературных произведений совместно с цифровыми технологиями как средство воспитания ответственного отношения старших дошкольников к природе. Так как, литературные произведения могут стать отличным инструментом для формирования и воспитания у детей правильного отношения к природе. Через чтение детям книг о природе, животных, экологических проблемах, можно помочь им понять, как важно заботиться о природе и какие последствия могут быть, если мы не будем умело ухаживать за окружающим миром. Потому что, они проникают в мир каждого ребенка, расширяет его, раскрываются полными необычайными открытиями. А осуществление данного процесса вместе с цифровыми технологиями способствуют улучшенному достижению поставленных результатов по развитию понимания природы, ее ценности, важности охраны и защиты окружающей среды и ответственному отношению к ней.

Ключевые слова: отношение, воспитание, ответственность, цифровые технологии, мультимедийная программа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья на тему: «Литературные произведения как средство воспитания ответственного отношения старших дошкольников к природе с использованием цифровых технологий»

Аннотация.В статье рассматривается процесс использования литературных произведений совместно с цифровыми технологиями как средство воспитания ответственного отношения старших дошкольников к природе. Так как, литературные произведения могут стать отличным инструментом для формирования и воспитания у детей правильного отношения к природе. Через чтение детям книг о природе, животных, экологических проблемах, можно помочь им понять, как важно заботиться о природе и какие последствия могут быть, если мы не будем умело ухаживать за окружающим миром.Потому что, они проникают в мир каждого ребенка, расширяет его, раскрываются полными необычайными открытиями. А осуществление данного процесса вместе с цифровыми технологиями способствуют улучшенному достижению поставленных результатов по развитию понимания природы, ее ценности, важности охраны и защиты окружающей среды и ответственному отношению к ней.

Ключевые слова: отношение, воспитание, ответственность, цифровые технологии, мультимедийная программа.

Воспитание ответственного отношения к природе является одной из частей всей системы воспитания, и это целенаправленные и системные действия по обогащению дошкольников всеми знаниями и умения по отношению к природе. Например, у них должны быть умения сочувствовать, удивляться, сопереживать, заботить о живых организмах, воспринимать их как собратьев по природе, уметь видеть красоту окружающего мира. Необходимо выделить и то, что процесс воспитания ответственного отношения будет эффективным, если сами воспитатели и педагоги, будут носить в себе все черты экологической культуры, понимать тактику проблемы по отношению к природе и будут беспокоится о ней. Ну и конечно же, обладать способностями показывать детям прекрасный мир природы и отвечать за нее [11].

Само понятие «воспитание», является одной из ведущей деятельности в педагогике. Она может быть использована и в узком и в широком смысле. В узком смысле под данным понятием подразумевается специально организованная деятельность педагогов и воспитанников по осуществлению обучения и воспитания в образовательной системе, например, на решение каких-либо особо важных задач современности. А в широком смысле – это процесс предоставления всех накопленных знаний, опыта и ценностей от старшего поколения к младшим, которое можно осуществлять в учебно-воспитательных учреждениях и охватывать во все учебно-воспитательные процессы.

В процессе воспитания дошкольники должны усвоить определенные знания, умения и навыки, которые уже накоплены обществом. Данное понятие не редко характеризуется как форма определения какой-либо существенной воспитательной задачи. А значит, воспитание – это упорядоченное развитие личности на основе формирования:определенных отношений к предметам, явлениям окружающего мира; мировоззрения; поведения [6].

Понятие «отношение» - это допускаемая связь между человеком и с объектом окружающего мира, которыми могут быть и другой человек, и какие-либо явления, и события.

В работах педагогов Л.П. Салеевой, Л.П. Симоновой, Н.С. Дежниковой, данное понятие раскрывается совсем иначе. По их мнению, это качество отношения ребёнка к природе, к людям, к самому себе как показатели развития его экологической культуры [7].

Немало известные педагоги Н.М. Мамедов и С.Н. Глазачев предполагают, что ответственное отношение к природе – это уже осознанная и избирательная связь человека с природы [8].

В общем понимании «ответственность» в психологическом смысле является одной из качеств личности, которая складывается в процессе перехода индивида в личность. И соответственно, в ходе перехода индивида как личность, и проявляется формирование ответственности. Слово «ответственность» трудно раскрыть простыми словами, так как имеются множеств его толкований.

На сегодняшний день, можно иметь ответственное отношение к природе, но относиться к нему небрежно, или же наоборот, добросовестно защищать природу, но принимать это как простые, обычные действия, а не как проявление ответственного отношения. Этот процесс формирует допустимую осознанную инициативу человека охранять ее.

Само понимание «ответственное отношение» к природе непосредственно взаимосвязано с развитием наблюдательности у детей. Это означает, что в процессе воспитания чувств бережного отношения и любви к природе, необходимо направлять ребенка так, чтобы он во время наблюдений за природой, смог проявить заботу о ней.

Понятие определения «ответственное отношение к природе» более ярко раскрыта у педагога и академика И.Т Суравегиной. Она считала, что ответственное отношение к природе – это как отношение к объекту и предмету труда, которая между тем должна соответствовать к определенным общественным и моральным нормам. В процессе ответственного отношения к природе проявляется качество личности, такие как нравственное и экологическое. И в следствии, под экологической ответственностью выделяются мотивационные и ценностные ее качества [2].

Для детей старшего дошкольного возраста, воспитание ответственного отношения к природе, является процессом, который содержит развитие познавательных процессов, а именно развитие восприятия мышления, памяти, внимания и воображения. Данные процессы развития имеют различные формы направленности ребёнка в окружающем нас мире

Рассматривая литературные произведения, как средство ответственного отношения к природе, их можно использовать по-разному, перечислим некоторые из них: по продолжительности, по характеру включения в педагогический процесс; по характеру познавательной активности детей.

В настоящее время, в структуру образовательной области внедряются современные цифровые технологии, которые способствуют организовывать активную роль детей в детском саду. К тому же, на сегодняшний день информационные компьютерные технологии проникают в систему дошкольного образования, широко используются для улучшения и изменения методов работы с детьми. И при организации различной образовательной деятельности, в детских садах рекомендуется целесообразно использовать цифровые технологии. Во всех этапах реализации образовательной деятельности в детском саду имеются свои особенности. Все они должны нести в себе ярко эмоциональную и познавательную форму. И помимо этого, содержать большое количество иллюстративного материала с большим количеством иллюстраций, звуковых или видеозаписей [4].

В качестве чтения литературного произведения для воспитания ответственного отношения к природе можно использовать сказку "Золотое яблоко". Это произведение описывает, как лесные жители борются за спасение своего леса, который оказался под угрозой из-за нерадивости человека. В результате, дети получат урок о том, как важно беречь и ухаживать за окружающей природой, а также о том, что их действия могут повлиять на сохранение или уничтожение живой природы.

Для усиления восприятия и понимания произведения, можно использовать цифровые технологии. Например, использовать интерактивные книги с анимацией, которые помогут детям погрузиться в историю и оценить ее значение. Также можно использовать различные мультимедийные материалы, такие как аудиокниги, видеоролики или игры, чтобы сделать процесс обучения более увлекательным и интересным.

Например, можно использовать интерактивные книги, которые позволяют детям взаимодействовать с историей и персонажами. В таких книгах могут быть встроены задания и вопросы, направленные на формирование ответственного отношения к природе. Например, в книге про жизнь лесных животных можно задавать вопросы о том, какие они играют роль в экосистеме, каким образом их поведение влияет на других обитателей леса и т.д

В качестве литературного произведения можно выбрать детскую книгу, которая повествует о приключениях главного героя в природе и показывает, как важно и ответственно относиться к окружающей среде. Дети могут участвовать в дискуссиях о том, что они узнали из книги, а также обсуждать свои мысли и идеи о том, как сохранять окружающую среду.

Цифровые технологии также могут использоваться для создания интерактивных книг, которые позволят детям участвовать в истории и принимать решения, влияющие на исход событий. Например, в книге о приключениях героев в лесу дети могут выбирать, какие действия герои будут предпринимать, чтобы не повредить природу.

В целом, цифровые технологии вместе с ее присущими мультимедийными возможностями дает нам значительно хорошие потенциалы по воспитанию ответственного отношения к природе. И использования ЦОР совершенствует весь процесс воспитания более насыщенным, познавательным. И конечно, может облегчить работу воспитателей и педагогов, для которых и процесс подготовки к образовательной деятельности будет более упрощённая [10].

В наше время цифровые технологии широко используются в образовательном процессе, в том числе и в дошкольных учреждениях. Одним из способов воспитания ответственного отношения старших дошкольников к природе с использованием цифровых технологий может быть чтение литературных произведений на тему экологии и природы с использованием электронных книг и интерактивных приложений.

Все цифровые технологии представляют самим собой инструмент, которые помогают осваивать детям содержания образовательного процесса, достигать высоких результатов личностного интеллектуального развития, в числе которых духовное, нравственное воспитание, в соответствии с возрастными особенностями. С развитием современных технологий у детей проявляется новые интересы, новые стремления узнавать, изучать. К этому можно принять факт, что каждый ребенок уже с рождения стремится к познанию, любопытству, и эти особенности с возрастом только возрастают. Потребность цифровых технологий в процессе воспитания ответственного отношения к природе, позволяет развитию наглядно-образного мышления [3].

Очень важно воспитателям создавать и внедрять в свою работу все существенные педагогические методики и технологии, самим для начала хорошо овладевать современными цифровыми технологиями.

Если правильно и логические рассуждать, то знакомя детей с природой, можно применять достаточно большой объем материала: дидактические картинки, картины художников, фотографии, видеофильмы, звукозаписи. При котором дети могут стать более активными и эмоциональными. Каждый воспитатель в своих электронных носителях может использовать:

  • звуковые материалы – это записи голосов птиц, млекопитающих, шум леса, прибоя, дождя, ветра. Это можно связать тем, что занятия в детских садах имеют свои закономерности, которым присущи эмоциональность и яркость иллюстративных материалов, их можем мы воспроизводить с использованием звуковых форм или же через видеозаписи.
  • экранные материалы – это слайды, то есть серия отдельных кадров, посвященной отдельной теме. По статичности они напоминают дидактические картинки.
  • мультимедийные презентации – это обучающие заставки с красивыми, яркими картинками, помогающие рассказать детям об окружающем мире. Например, в процессе воспитания у детей ответственного отношения к природе использовать мультимедийные презентации, материалы, которые помогают рассказывать детям о природе. Или же можно проводить мультимедийные игры в процессе занятий, так и в свободное от образовательной деятельности время. Это может быть и игры-путешествия, игры – викторины по прослушанным произведениям о природе, они целенаправленно могут нам помощь воспитывать ответственное отношение к природе. Например, мы с детьми прочитали у И. Вотякова рассказ «Тайна лесной тропинки» и затем на интерактивной доске для детей можем провести опрос по данному рассказу или же просто просмотреть мультфильм, например, «Сказка старого дуба» [26]. Если при воспитания ответственного отношения к природе мы будем использовать цифровые технологии, то мы можем вызывать у детей огромный интерес, и они смогут лучше усваивать предъявляемую им информацию. К тому же, они дают возможность воспитателю выстроить объяснение на занятиях логично, научно. При этом включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная.

В свободное от занятий время или индивидуально, мы также, можем применять цифровые технологии. К примеру, мультимедийные игры для более лучшего закрепления знаний. Это может быть: отгадывание загадок, пальчиковые игры или же двигательная деятельность с моделирования движений.

Если мы будем сравнивать традиционную модель воспитательно-образовательной работы и современную с использованием цифровых технологий. То конечно же, в этом случаи цифровые технологии будут носить в себе ряд более эффективных итогов освоения детей необходимыми знаниями. И процесс воспитания ответственного отношения к природе будет лучше. К тому же, при использовании литературных произведений. Отсюда следует, что цифровые технологии обладают большими преимуществами, а именно: помогают воспитателям построить воспитательно-образовательный процесс доступно для освоения, при этом развивать их зрительную, слуховую и моторную память. Использование презентаций может дать возможность закрепить уже освоенные знания. Анимационные движения, звуки могут способствовать на долгое время привлечь внимание ребенка и вызвать у него стремления больше узнавать и учиться. Также, такие занятия могут стимулировать поисковую и познавательную деятельность дошкольников. И использовать ряда слайд-шоу, например, в процессе чтения литературных произведений о природе, они позволят показать дошкольникам те сюжетные картины, которые возможно дети затрудняются представить. Стоит отметить и то, что все материалы, которые мы представляем детям в игровой форме вызывают у них большой интерес [1].Это может и игры-викторины, игры-размышлялки, дидактические игры, игры-загадки. Их мы можем использовать как во время организованной деятельности, так и в любое свободно время. Такие виды игры, могут помощь воспитателям и педагогам более простым способом доносить информацию о природе и то, какую ответственность мы за нее несем. Играми мы можем воспользоваться в любое время, по мере необходимости и в соответствии с возрастными особенностями дошкольников усложнять их.

Достоинства использования цифровых технологий на протяжении всего воспитательного процессе очень высоки, так как они могут больше воспитанников могут привлечь к активной деятельности. Дать точку активизации познавательного интереса, мыслительной активности при проведении организационных моментов с использованием литературных произведений о природе. Стоит отметить и то, что применение новых приемов в ходе учебно-воспитательного процесса, дает возможность повысить непроизвольное внимание дошкольников. Как было отмечено и ранее, использование мультимедийных программ, например,PowerPoint,WindowsMedia и др. предоставляют для нас возможности обеспечивать наглядность для дошкольников, которая между тем, дает нам преимущества лучше воспринимать и запоминать использованные материалы. Конечно же, все использованные материалы должны быть ярко и эмоционально выраженными, и в этом как раз осуществляется одно из достоинств компьютерных технологий, с ей мультимедийными возможностями. И вот все эти технологии практически всегда разрабатываются на какой-либо из образовательных областей, к примеру: музыка – это слушание, каких-либо произведений, которые посвящены природе [5].

При создании лэпбуков с литературными произведениями о природе, мы в том числе, можем обращаться к мультимедийным программам. Так, например, через программуMicrosoftPowerPoint мы можем создавать «Интерактивный лэпбук», с яркими красочными картинками, играми и произведениями о природе. Есть и возможности самим сделать лэпбуки, и прикрепить к ним «QR код» содержащий в себе несколько рассылок на мультики, на игры и аудио-песенки о природе [9].

 Если рассуждать с точки зрения педагогики, то дошкольникам, с их наглядно-образным мышлением, будет доступно только то, что у нас имеются возможности параллельно слышать, смотреть и взаимодействовать с определенным предметом или объектом. И это, еще одна причина того, что при учебно-воспитательном процессе рекомендуется применять цифровые технологи, при котором дети становится активнее и готовы всегда взаимодействовать с воспитателями и педагогами.

Мультимедийные возможности воспитатели, также, могут использовать во время родительских собраний, поэтических вечером о природе с участием родителей. Кроме того, это могут и мастер-классы, виртуальные экскурсии как с детьми, так и вместе с родителями, где можно совместно прогуляться в виртуальном лесу окружающей природы. Плюс таких виртуальных экскурсий в том, что воспитатели вместе с дошкольниками, не уходя за пределы здания детского сада, могут посещать, знакомиться и больше узнавать об окружающем мире, которые находятся далеко за пределами дошкольного учреждения. На таких экскурсиях, мы предоставляем детям возможность любоваться красотой природы, которые располагаются на разных уголках мира. И конечно же, в процессе использовать литературные произведения о природе, которые помогут лучше нам воспринимать и понять окружающую природу. Превосходство таких экскурсий – это возможность повторного их осуществлять [4].

Таким образом, можно сделать вывод, что эпоха цифровизации несомненно в правильном направлении вступает в систему образования, и тем самым требует внедрять новые методы к воспитанию и обучению детьми, к тому лучше вводить их в процесс воспитания ответственного отношения к природе. Также, применять их в процессе разработок программ.

И применением современных цифровых технологий была разработана и реализована программа «Экологическая тропа» по использованию литературных произведений как средство воспитания ответственного отношения старших дошкольников к природе

Разработанная программа была составлена исходя из основной образовательной программы детского сада «От рождения до школы» (Н.Е. Веракса) и парциальной программы «Наш дом – природа».

Входе реализации программы по общему счёту были проведены 40 запланированных мероприятия. В неделю проводились примерно 2-3 мероприятия, в зависимости от времени организационных моментов.

На протяжении все реализации программы, проводились чтения книг о природе, экскурсии, вечера поэзии о природе совместно с родителями, конкурсы стихов, рисунков о природе, просмотры презентаций, мультфильмов.

Реализация каждого из них осуществлялась в запланированной последовательности, по конспекту. Весь материалы, входившие в мероприятие, были составлены в соответствии с возрастными особенностями детей. Стоит отметить, что в конце каждого месяца проводились маленькие опросы по характерным особенностям времен года, что им понравилось больше всего. В течении всего процесса воплощения программы, родители в значительной мере проявляли свою активность, участвовали в конкурсах рисунков и фотографий вместе с детьми. Ведь очень важно было, чтобы взаимодействие было не только как дети-воспитатель или дети-родители, а общая взаимосвязь дети-родители-воспитатели.

В процессе работы, я использовала литературные произведения о природе, таких писателей как Б.Ф. Трофимов, М. Пришвин, И. Вотякова, В.Б Бианки, И. Сладков и др. Все они были предоставлены детям с использованием средств мультимедийных технологией, мультимедийных приложений, интерактивных игр.

Таким образом, использование цифровых технологий в процессе воспитания ответственного отношения старших дошкольников к природе посредством литературных произведений. А также внедрение его в программы помогает лучше побуждать у детей интерес к литературным произведениям о природе и воспитывать ответственное отношение к природе, быть внимательным к ней и реализовывать данный воспитательный процесс, путем применения сборника литературных произведений о природе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему:"Театрализованные игры как средство развития речевой деятельности старших дошкольников"

Статья на тему:"Театрализованные игры как средство развития  речевой деятельности старших дошкольников"...

Дидактические игры экологической направленности как средство формирования субъективного отношения старших дошкольников к природе

Дидактические игры экологической направленности как средство формирования субъективного отношения старших дошкольников к природе...

Статья на тему: «Айрис - фолдинг как средство развития математических представлений старших дошкольников»

Аннотация. В статье рассмотрена нетрадиционная техника работы с бумагой Айрис - фолдинг как средство развития математических представлений детей старшего дошкольного возраста.  Даны методические ...

Список литературных произведений для формирования безопасного поведения у старших дошкольников

Список рекомендуемой литературы для формирования безопасного поведения у старших дошкольников...

Статья на тему : «Квест-игры как средство воспитания и развития старших дошкольников»

Квест Игры как средство воспитания и развития старших дошкольников...

Статья «Метод наблюдения как средство воспитания ответственного отношения к природе у дошкольников».

Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но  сейчас, в условиях экологического кризиса проблема взаимодействия человека и природы, а также воздействия челов...