Семинар-практикум для педагогов: «Игровые методы и приемы по формированию фонетической и фонематической стороны речи у дошкольников»
методическая разработка
Цель: систематизация знаний педагогов по формированию фонетической и фонематической стороны речи детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_-_praktikum.doc | 173 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА Д/С №4
ВОЛЧАНСКОГО ГО
Семинар-практикум
для педагогов:
«Игровые методы и приемы по формированию фонетической и фонематической стороны речи у дошкольников»
Подготовила:
Учитель - логопед
Шнайдер Ж. Н.
г. Волчанск, 2019 г.
Цель: систематизация знаний педагогов по формированию фонетической и фонематической стороны речи детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Познакомить воспитателей с методами и приёмами работы при проведении речевых (артикуляционных) гимнастик.
2. Показать возможность использования речевых гимнастик в развитии познавательно – речевой деятельности детей.
4. Расширятьзнания педагогов по проблеме формирование фонематического слуха у дошкольников.
5. Дать понятие фонематический слух и фонематическое восприятие;
6.Выделить основные этапы воспитания фонематического слуха и последовательности работы по усвоению звукового строения слова;
7. Заинтересовать воспитателей в необходимости проводить занятия в игровой форме по развитию фонематических процессов;
8. Показать различные игры и упражнения;
9. Рассказать о методах и приёмах работы при ознакомлении детей со звуковой
стороной слова.
Участники семинара:
- учитель - логопед;
- старший воспитатель ДОУ;
- воспитатели ;
- гости.
Оборудование:
- магнитные доски;
- листы бумаги, карандаши, ручки;
- картинки к артикуляционным упражнениям, профили звуков;
- наглядный материал, листы с заданиями;
- мультимедийное оборудование;
- выставка пособий и литературы;
- анкеты.
Психолого – педагогическая работа в дошкольном учреждение ведётся по 5 образовательным областям, одно из которых «Речевое развитие». Согласно ФГОС речевое развитие включает:
- владение речью как средством общения и культуры;
- обогащение активного словаря;
- развитие речевого творчества;
- развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
- знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов;
- формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылке к обучению грамоте.
Поэтому годовая задача нашего ДОУ это - Способствовать развитию фонетической и фонематической стороны речи, формированию предпосылок грамотности у воспитанников посредством игр и игровой деятельности.
Развитие звуковой культуры речи включает формирование четкой артикуляции звуков родного языка, правильного их произношения, ясного и чистого произношения слов и фраз, правильного речевого дыхания, а также умения использовать достаточную громкость голоса, нормальный темп речи и различные интонационные средства выразительности (мелодику, логические паузы, ударения, темп, ритм и тембр речи). Звуковая культура речи формируется и развивается на основе хорошо развитого речевого слуха.
Развивая у детей правильную, хорошо звучащую речь, воспитатель должен решать следующие задачи:
1. Воспитывать речевой слух детей, постепенно развивая его основные компоненты: слуховое внимание (умение определить на слух то или иное звучание и его направление), фонематический слух. Способность воспринимать данный темп и ритм.
2. Развивать артикуляционный аппарат.
3. Работать над речевым дыханием, т. е. воспитывать умение производить короткий вдох и продолжительный плавный выдох, чтобы иметь возможность свободно говорить фразами.
4. Воспитывать умение регулировать громкость голоса в соответствии с условиями общения.
5. Формировать правильное произношение всех звуков родного языка.
6. Вырабатывать четкое и ясное произношение каждого звука, а также слова и фразы в целом, т. е. хорошую дикцию.
7. Развивать произношение слов согласно нормам орфоэпии русского литературного языка.
8. Формировать нормальный темп речи, т. е. умение произносить слова, фразы в умеренном темпе, не убыстряя и не замедляя речь, тем самым создавая возможность слушающему отчетливо воспринимать ее.
9. Воспитывать интонационную выразительность речи, т. е., умение точно выражать мысли, чувства и настроение с помощью логических пауз, ударений, мелодики, темпа, ритма и тембра.
В ходе семинара - практикума педагогам ДОУ будут показаны практические, действенные приёмы работы с детьми по формированию фонетической и фонематической стороны речи.
Звуковая культура речи берётся как часть НОД. Но если Вы в НОД повторяете чистоговорки, учите выделять звуки, а большинство детей в группе, их не проговаривает, это не только бесполезная работа, это работа со знаком минус, вы прикладываете силы к закреплению дефектного произношения звуков.
Самая первая, самая простая, действенная, приносящая видимый результат – речевая гимнастика.
План семинара - практикума:
1. Что такое речь? Какие существуют компоненты речи?
2. Роль артикуляционной гимнастики в формировании фонетической стороны речи дошкольников?
3. Вопрос - ответ.
4. Выполнение артикуляционной гимнастики под музыкальное сопровождение.
5. Практическая работа.
6. Роль речевого дыхания и просодических компонентов речи в процессе формирования фонетической стороны речи?
7. Вопрос - ответ.
8. Выполнение игрового упражнения на развитие темпа.
9. Практическая работа.
10. Роль мелкой моторики и элементов самомассажа процессе развития фонетической стороны речи.
11. Выполнение пальчиковой гимнастики «Детеныши диких животных».
12. Практическая работа.
13. Формирование правильного звукопроизношения.
14. Вопрос - ответ.
15. Роль фонематического слуха и восприятия при формировании фонематической стороны речи дошкольников.
16. Практическая работа: проведение фрагмента занятия. Тема: «Автоматизация звука [Ш] в словах, словосочетаниях, предложениях».
17. Подведение итогов семинара - практикума: рекомендации для воспитателей, анкетирование, выставка литературы и дидактического материала по формированию фонетической и фонематической стороны речи у дошкольников.
Ход семинара - практикума:
(Слайд № 2) 1. Что такое речь? Какие существуют компоненты речи?
Речь – это высшая психическая функция, на основе которой осуществляется человеческая коммуникация.
Речь ребенка формируется под непосредственным влиянием речи окружающих его взрослых и зависит от речевой практики, культуры речевого окружения, от воспитания и обучения.
(Слайд № 3) В структуре речи выделяют следующие компоненты:
1. Фонетический компонент – включает в себя свои единицы – фонемы (звуковой состав слова), голос, темп, ритм, интонацию.
2. Фонематический компонент – включает в себя фонематический слух и восприятие, благодаря которому человек не только воспринимает звуки речи, но и понимает речь говорящего.
(Слайд № 4) В норме вся звуковая сторона речи должна быть усвоена ребёнком полностью к 5 – 6 годам. К этому возрасту ребёнок должен уметь различать звуки на слух и в произношении. Приходя в школу, он должен отчётливо произносить звуки в различных словах, во фразовой речи, не должен их пропускать, искажать, заменять другими.
(Слайд № 5) 2. Роль артикуляционной гимнастики в формировании фонетической стороны речи дошкольников?
Артикуляционная гимнастика
Важную роль в формировании правильного произношения звуков играет чёткая, точная координированная работа артикуляционного аппарата.
(Слайд № 6) Неотъемлемой и очень важной частью логопедической работы является артикуляционная гимнастика.
Регулярное выполнение помогает:
- улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость);
- улучшить подвижность артикуляционных органов;
- укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;
- уменьшить напряжённость артикуляционных органов.
Язык - главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением. Недостатки произношения отягощают эмоционально - психическое состояние ребенка. Чтобы эта проблема не возникала у ребенка в дальнейшем, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше.
Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными. Лучше ее делать перед общей утренней зарядкой или перед завтраком. При отборе материала для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их надо эмоционально, в игровой форме.
Рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики.
- Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребёнку необходим зрительный контроль, потом зеркало можно убрать.
- Постепенно темп упражнений увеличивается. Ребёнку задаются наводящие вопросы, например: что делают губы? Что делает язычок? Где он находится (вверху или внизу)?
- Артикуляционной гимнастикой занимаются ежедневно, в течение 7-10 минут.
- Необходимо следить, чтобы во время выполнения упражнений ребенок не напрягал шею, плечи, что бывает довольно часто.
- Перед выполнением упражнения взрослый должен внимательно прочитать методические указания к нему. Неправильно выполняемые упражнения не повысят эффективность логопедической работы, а в некоторых случаях могут даже снизить ее.
(Слайд № 7) 3. Вопрос - ответ.
- Какой главный мышечный орган артикуляции у человека?
- - Какие части языка вы можете назвать?
- - Какие артикуляционные органы участвуют в образовании звуков?
- Сформулируйте понятие – АРТИКУЛЯЦИЯ?
(Слайд № 8-9) 4. Выполнение артикуляционной гимнастики под музыкальное сопровождение.
А сейчас я предлагаю вам в качестве разминки выполнить артикуляционную гимнастику под музыкальной сопровождение «Гномы».
(Слайд № 10) 5. Практическая работа. (слайды № 11,12,13)
(Слайд № 14) 6. Роль речевого дыхания и просодических компонентов речи в процессе формирования фонетической стороны речи?
(Слайд № 15) 7. Вопрос - ответ.
- Перечислите, какие компоненты включает в себя просодическая сторона речи? (мелодико-интонацинное оформление высказывания (!, ?,.; паузация, высота, сила голоса, речевое дыхание), ритм, темп, голос).
- Что такое интонация? (это выразительность нашего голоса: сила голоса, тон).
- Какие типы дыхания вы знаете? (ключичное, реберное, диафрагмальное).
- Что значит термины физиологическое и речевое дыхание? Какое из них правильнее для речи? Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из лёгких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу.
Физиологическое, или жизненное, дыхание складывается из вдоха и выдоха, которые сменяют друг друга.
Речевое дыхание призвано участвовать в создании голосового звучания на равномерном выдохе. Оно отличается от физиологического тем, что это управляемый процесс. В речи вдох короткий, а выдох длинный. Поэтому количество выдыхаемого воздуха зависит от длины фразы. Речевое дыхание считается неправильным, если дыхание учащено, выдох укорочен, слишком большой вдох или добор воздуха заметен для окружающих. Наиболее правильное, целесообразное и удобное для речи диафрагмально-реберное дыхание.
В каких режимных моментах можно использовать дыхательную гимнастику? (как часть физкультурного занятия, в музыкальной образовательной деятельности, в утренней гимнастике, после дневного сна, на прогулке, в игровой деятельности и т. д.
- Что значит термин самомассаж? В каких режимных моментах можно использовать элементы самомассажа?
Самомассаж: - это массаж, выполняемый самим ребенком (подростком или взрослым), страдающим речевой патологией.
Целью логопедического самомассажа является в первую очередь стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата, а также в определенной степени и нормализация мышечного тонуса данных мышц.
(Слайд № 16) 8. Выполнение игрового упражнения на развитие темпа.
Развитие темпа
Еле-еле, еле-еле - -(медл. темп) Завертелись карусели. - -(медл. темп)
А потом, потом, потом - - -(сред. темп) Все бегом, бегом, бегом! - - -(быстр.темп)
Все быстрей, быстрей, бегом, - - -(очень быстрый темп)
Карусель кругом, кругом! - - -(очень быстрый темп)
Тише, тише, не спешите - - -(сред. темп) Карусель остановите. - - -(сред. темп)
Раз, два, раз, два - - -(медл. темп)
Вот и кончилась игра. - - -(медл. темп)
(Слайд № 17) 9. Практическая работа.
1. Произносить с убыстрением или замедлением темпа названия времен года, месяцев (зимних, весенних ...), дней недели, чисел от 1 до 10 и обратно т.п.
2. Произнести с интонационной выразительностью («Волк и лиса»; «Злой великан»; «Робот»).
3. Пропой слоги на мотив …… («В траве сидел кузнечик»; «»Маленькой елочке»; «2х2 четыре»).
4. Показать комплекс дыхательных упражнений.
5. Выполнить самоммассаж (лица, языка, пальцев рук).
(Слайд № 18)10. Роль мелкой моторики и элементов самомассажа процессе развития фонетической стороны речи.
«Представление, что при любом двигательном тренинге… упражняется рука, а не мозг, вначале казалось парадоксальным и лишь с трудом проникло в сознание педагогов». Н.А. Бернштейн
Пальчиковые игры развивают: память, воображение, артистизм, первые математические понятия, речь, подготавливают руку к письму.
(Слайд № 19) 11. Выполнение пальчиковой гимнастики «Детеныши диких животных».
Пальчиковая гимнастика «Детёныши диких животных»
Жарким днем лесной тропой, Звери шли на водопой.
За мамой лосихой топал лосенок, За мамой лисицей крался лисёнок,
За мамой ежихой катился ежонок, За мамой медведицей шел медвежонок,
За мамою белкой скакали бельчата, За мамой зайчихой – косые зайчата,
Волчица вела за собою волчат, Все мамы и дети напиться хотят.
(Слайд № 20)12. Практическая работа.
- Перечислите методы и приемы развития мелкой моторики у дошкольников (.. + аппликация, лепка, рисование, конструирование, пескотерапия, куклы БИ-БА –БО, пальчиковый театр, игры с карандашами, СУ –ДЖОК терапия и т.д.).
- Показать игру для развития мелкой моторики.
(Слайд № 21 - 22) 13. Формирование правильного звукопроизношения.
Звукопроизношение
Работа по формированию правильного звукопроизношения всегда выделялась как ведущая линия развития речи детей младшего дошкольного возраста. Формированию правильного звукопроизношению способствует хорошо развитый фонематический (речевой) слух.
Развитый речевой слух позволяет:
- правильно произносить звуки;
- четко произносить слова;
- владеть голосом (говорить громче или тише, ритмично, плавно, ускоряя или замедляя речь);
- овладеть словарным запасом и грамматическим строем языка;
- успешно освоить письмо и чтение.
(Слайд № 23) 14. Вопрос - ответ.
- Впервые понятие «Фонема» ввел Л. С. Выготский. Что значит это понятие?
- Л.С. Выготским был введен термин «фонематический слух», который включает в себя 3 речевые операции. Как вы думаете, что это за операции? (способность слышать есть данный звук в слове или нет; способность различать слова, в которые входят одни и те же фонемы, расположенные в разной последовательности; способность различать близко звучащие, но разные по значению слова).
- Д.Б. Элькониным был введен термин «фонематическое восприятие», которое включает в себя 3 операции: Как вы думаете, что это за операции? (умение определять линейную последовательность звуков в слове; умение определять позицию звука в слове по отношению к его началу, середине или концу; осознание или подсчет количества звуков в слове).
- Какие еще фонематические процессы вы знаете?
Д.Б. Эльконин выделил из фонематического восприятия фонемный анализ, включающий: 1. выяснение порядка следования фонем в слове; 2. установление различительной функции фонем; 3. выделение основных фонематических противопоставлений, свойственных данному языку. Именно этот ученый доказал, что прежде, чем обучать ребенка письменной речи, необходимо обучить его навыкам фонемного анализа.
(Слайд № 24) 15. Роль фонематического слуха и восприятия при формировании фонематической стороны речи дошкольников.
- Фонема – это не просто звук, а значащий звук. Впервые Л. С. Выготский доказал, что единицей развития детской речи является фонема.
- Фонематический слух - это тонкий, систематизированный слух, который позволяет различать и узнавать фонемы родного языка, осуществляет контроль за непрерывным потоком слов. Он является частью физиологического слуха, направлен на соотнесение и сопоставление слышимых звуков с их эталонами.
- Фонетический слух – это «слежение за непрерывным потоком слогов», различение искаженного произношения и восприятие звуков в различных фонетических позициях (Н.И. Жинкин).
(Слайд № 25) Фонематический и фонетический слух - совместно составляют речевой слух, и осуществляют не только восприятие и оценивание чужой речи, но и контроль за собственной речью.
Речевой слух является важнейшим стимулом формирования нормированного произношения.
В онтогенезе развитие и становление фонетической и фонематической сторон речи происходит постепенно. В процессе овладения речью главная роль принадлежит фонематическому слуху.
На основе фонематического и фонетического слуха формируется фонематическое восприятие, вместе они обозначаются как фонематические процессы.
(Слайд № 26) Фонематическое восприятие - это умственные действия по анализу и синтезу звуковой структуры слова. Большинством авторов фонематическое восприятие характеризуется, как специально воспитанное умение тонко различать фонемы в собственной речи.
Д.Б. Эльконин определяет фонематическое восприятие как «слышание отдельных звуков в слове и умение производить анализ звуковой формы слов при внутреннем их проговаривании. Под звуковым анализом понимается: определение порядка слогов и звуков в слове, установление различительной роли звука, выделение качественных основных характеристик звука».
Фонематическое восприятие является начальной ступенью в овладении грамотой, формируется от 1 года до четырех лет.
Роль фонематических процессов
Умение слышать каждый отдельный звук в слове, чётко отделять его от рядом стоящего, знать из каких звуков состоит слово, то есть умение анализировать звуковой состав слова, является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте.
(Слайд № 28) 16. Практическая работа: проведение фрагмента занятия. Тема: «Автоматизация звука [Ш] в словах, словосочетаниях, предложениях».
(Слайд № 29) Ход занятия:
- Организационный момент.
- Объявление темы.
- Произношение звука в изолированном виде.(Слайд № 30)
- Анализ артикуляции звука.(Слайд № 31)
- Характеристика звука.
- Связь звука с буквой.(Слайд № 32 - 33)
- Развитие фонематического слуха.
- Автоматизация звука в слогах.(Слайд № 34)
- Автоматизация звука в словах.(Слайд № 35 )
- Автоматизация звука в предложении.(Слайд № 36)
- Работа по развитию навыка звукового анализа слов.(Слайд № 37)
- Этап оценивания.
17. Подведение итогов семинара - практикума: рекомендации для воспитателей, анкетирование, выставка литературы и дидактического материала по формированию фонетической и фонематической стороны речи у дошкольников.
Мы благодарим вас за участие в семинаре-практикуме, надеемся, что вы узнали много интересного, а самое главное, что у вас появилось желание поиграть с детьми в такие игры, которые помогут эффективному развитию речи.
ПРИЛОЖЕНИЕ К СЕМИНАРУ - ПРАКТИКУМУ
Конспект логопедического занятия
Тема: Автоматизация звука [Ш] в словах,
словосочетаниях, предложениях.
Цели:
1. коррекционно – образовательные:
- закреплять акустический (слуховой) и артикуляционный (моторный) образ звука [Ш];
- автоматизировать звук [Ш] в словах, словосочетаниях, предложениях;
- учить анализировать артикуляцию звука и давать ему характеристику;
2. коррекционно – развивающие:
- развивать общую и мелкую моторику;
- развивать фонематический слух;
- развивать навыки звукового анализа слов;
- развивать навыки согласование числительных с существительными;
- развитие внимания.
3. коррекционно – воспитательные:
- воспитывать делание говорить красиво и правильно;
- воспитывать интерес к логопедическим занятиям.
Оборудование:
- картинка «Мишка – шалунишка»; артикуляционный профиль звука [Ш]; артикуляционно - акустическая схема звука [Ш] ; слуховая дорожка; лабиринт; буквы; картинки – мышь, лягушка, матрешка, лошадка, кошка, мартышка; картинки с изображением корзинки (шишки, орехи); картинки – шапка, катушка, шуба, матрешка, гуашь, карандаш.
Ход занятия
№ п/п | Этап занятия | Содержание |
1. | Организационный момент. | - Здравствуйте дети! Сегодня к нам в гости пришел Мишка – шалунишка. Он зовет нас погулять с ним в страну звуков, букв, слогов. Готовы? Но давайте с вами вспомним, как мы должны говорить на занятии: Нужно говорить красиво, смело и неторопливо, Вспоминать обязательно, что учили на занятия! |
2. | Подготовительный этап. (массаж лица) | - Но сначала, Мишка – шалунишка хочет с вами немного поиграть. Вы готовы? Тогда повторяйте за ним все движения, которые он будет показывать. - Здесь живёт Хмурилка (массаж точки на лбу между бровями), (массаж точки на крыльях носа), (массаж точки по срединной линии лица на нижней челюсти, между нижней губой и подбородком), (широко раскрывая рот, вытащить как можно дальше язык, при этом потягивать с умеренной силой мочки ушей сверху вниз) (указательным пальцем коснуться кончика носа)! (указательными пальцами массировать точки в углах рта). |
3. | Дыхательная и артикуляционная гимнастика. | Молодцы! Но перед прогулкой давайте немного разомнемся. Давайте вместе с Мишкой – шалунишкой выполним несколько упражнений для наших органов артикуляции: губ и языка. 1. «Бублик» 2. «Лопатка»- улыбнемся, приоткроем рот, положим широкий язык на нижнюю губу, подержим его в таком положении, считая про себя до пяти. 3.»Пиала» или «Чашечка»: широко откроем рот, язык-лопатку положим на нижнюю губу, поднимем края языка и получится чашечка. 4. «Вкусное варенье»: слегка приоткроем рот, широким кончиком языка «слижем варенье» с верхней губы, делая движения языком сверху вниз. 5. «Грибок»: улыбнемся, приоткроем рот, медленно пощелкаем языком, пощелкали и присосали (приклеили) его к небу; из языка получилась шляпка гриба; откроем рот пошире, удерживая «приклеенный» язык; получилась ножка грибка; 6. «Фокус»:я положу тебе ватку на кончик носа, давай улыбнемся приоткроем рот, положим широкий язычок на верхнюю губу так , чтобы боковые края его были прижаты, а посередине была небольшая щель, теперь плавно сдуем ватку с кончика носа, хорошо, фокус у нас получился. Молодецы! Разминка окончена, отправляемся в путь. |
4. | Объявление темы. | Ребята, а вы знаете Мишка – шалунишка предлагает нам взять в дорогу звук, а какой вы должны узнать сами. Я вам прочитаю стишок, а этот звук буду выделять голосом. Слушайте внимательно. Ушки на макушке у кошки и у мышки, - Правильно это звук [Ш]. |
5. | Произношение звука в изолированном виде. (Слайд № 30) | - Мишка – шалунишка хочет послушать, как вы можешь красиво и правильно произносить звук [Ш] длительно на одном выдохе: - пока ползёт змея. Удерживай положение губ («Рупор»), ладонью контролируй воздушную струю (теплая, идущая прямо). - Молодцы! Красиво произнесли. |
6. | Анализ артикуляции звука. (Слайд № 31) | - Давайте расскажем Мишке, что делали ваши органы артикуляции, когда вы произносили звук [Ш]. Что происходит с губами, в каком положении зубы, где находится язык, когда мы произносим этот звук? Куда направлена воздушная струя? - воздушная струя теплая. -Правильно. |
7. | Характеристика звука. (Слайд № 32) | - А сейчас, приготовьте пальчики. Мы будем сгибать их и рассказывать о звуке [Ш]: - звук [Ш]- согласный или гласный? (согласный); - какая преграда у звука [Ш]? (зубки, язык); - звук [Ш]- звонкий или глухой? (глухой); - звук [Ш]- твёрдый или мягкий? (твёрдый); - каким цветом обозначаем звук [Ш]-? (синим). - Правильно, молодецы! |
8. | Связь звука с буквой. (Слайд № 33) | - Ребята, а Мишка принес с собой разные буквы, и просит вас помочь ему найти букву [Ш]. На что похожа эта буква (на вилку без ручки, на щетку). - Правильно, давай напишем эту букву. |
9. | Развитие фонематического слуха. | А сейчас мы поиграем с тобой в игру. - Звуком [Ш]- ты поиграй, и скорей его поймай. Ш- к-с-т-м-ш-л-п-з-ш-т-к-с-ш Ша- ка-со-то-шо-му-лу-шу-зы-ши Шалаш – стол – шалун- лампа- машина – столб - Молодец, правильно! |
10. | Автоматизация звука в слогах. (Слайд № 34) | Мишка – шалунишка очень любит сочинять стихи. Он придумал начало, а подобрать окончание в рифму не может. Давай ему поможем! Я буду называть начало - то есть слоги со звуком [Ш], а вы должны подобрать картинку в рифму, и произнести фразу полностью . - ша – шо –шу –ши – аш –ош – уш- иш – ше. - Вы справились с этим заданием правильно. Мишка очень рад. Давай попробуем выложить слоги с помощью звуковичков: ша – шо- шу.(Комарова) |
11. | Автоматизация звука в словах. (Слайд № 35) | Согласование числительных с существительными. Упражнение «Посчитай-ка». ( до 5) - Ребята, у нашего Мишки есть друзья - Наташа и Паша. У них много игрушек, но они не могут их сосчитать. Давайте им поможем! Посчитайте, сколько машинок у Паши, а сколько мишек у Наташи? (Комарова) - Правильно, я думаю, мы помогли друзьям Мишки – шалунишки. |
12. | Автоматизация звука в предложении. (Слайд № 36) | - Ребята, Мишке пришло письмо от дедушке АУ, но почему - то все слова в предложениях перепутаны. Давай найдем ошибки? (Комарова). Составим графическую запись предложения и проведем его анализ. - Миша ест кашу. |
13. | Работа по развитию навыка звукового анализа слов. (Слайд № 37) | Определение места звука (Ш) в словах. Упражнение «Найди слово». Назови картинки, выделяя звук Ш. Найди слова, в которых звук Ш находится в начале (в середине, в конце). Придумай свои примеры слов для каждой схемы.(Комарова) Слова для справок: карандаш, каштан, малыш, кувшин, ширма, шахматы, ландыш, шампиньон, мешок. |
14. | Этап оценивания. | - Молодцы! - Хорошо вы отвечали, Все ошибки замечали. - Говорил вы все красиво, смело и неторопливо! - Я думаю, что Мишке – шалунишке понравилось. Какой звук вы сегодня произносили чаще всего? - В какую игру хотели бы поиграть ещё раз? |
15. | Домашнее задание. | Запомни рассказ. И ответь на вопросы. Паша и Мишка. |
Литература:
1. Ярош Е.А. Речевое развитие младших школьников. Учебно-методическое пособие. – Екатеринбург: Форум-книга, 2008г. – 400с.
2. Крылова Л.Е. Коррекция звукопроизношения у детей. Дидактический материал. Волгоград, 2009г.
3. Ткаченко Е.А. Правильно произносим звуки С и Ш. Логопедический альбом.- Екатеринбург: ООО «КнигоМир», 2011.-48с.
4. Комарова, Л.А. Автоматизация звука Ш в игровых упражнениях. Альбом дошкольника / Л.А. Комарова. — М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009. — 32 с.
В работе по развитию фонематических процессов можно выделить следующие этапы:
I этап — узнавание неречевых звуков;
II этап — различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз;
III этап — различение слов, близких по своему звуковому составу;
IV этап — дифференциация слогов;
V этап — дифференциация фонем;
VI этап — развитие навыков элементарного звукового анализа и синтеза.
На I этапе в процессе специальных игр и упражнений у детей развивается способность узнавать и различать неречевые звуки. Эти занятия способствуют также развитию слухового внимания и слуховой памяти (без чего не возможно успешно научить ребенка дифференцировать фонемы).
На протяжении II этапа дошкольники учатся различать высоту, силу, тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова.
III этап полностью построен на играх, которые способны научить ребенка различать слова, близкие по звуковому составу.
На IV этапе дети учатся различать слоги.
На V этапе дети учатся различать фонемы родного языка. Начинать следует обязательно с дифференциации гласных звуков.
Задачей VI этапа является формирование у ребенка навыков звукового анализа и синтеза.
Данная работа проводится в следующей последовательности:
1. Выделение (узнавание) звука на фоне слова, т. е. определение наличия звука в слове.
2. Определение первого и последнего звука в слове, а также его место (начало, середина, конец слова).
3.Развитие сложных форм фонематического анализа и синтеза (определение последовательности, количество и место звуков по отношению к другим звукам в слове).
Игротека для воспитателей: игры на развитие фонематических процессов.
1. По типу «Съедобное – несъедобное» - педагоги встают в круг, логопед бросает мяч и называет слова. На слова со звуком «С» педагоги ловят мяч, без звука «С» - отбивают.
2. «Звуковая эстафета» - педагоги делятся на 2 команды. Первый игрок в колонне получает мяч. Логопед называет слова (дом, пух), первые игроки передают мяч вторым игрокам и т.д. и называют слова на последний звук предыдущего слова («Цепочка»);
3. Конкурс «Придумайте рифму к слову»: На мольберте выставлены перевёрнутые обратной стороной предметные картинки. Представители команд выходят к мольберту, по очереди переворачивают и называют картинки, а члены команды подбирают рифмы к этим словам. Например, кошка - окошко, улитка - калитка, корзина - картина, жучок - паучок и т. п.
4. Конкурс «Подбери слово к схеме»: На мольберте выставлены варианты схем слов из 3-х звуков. Команды должны подобрать к этим схемам как можно больше слов – названий растений и животных: тв.согл.+глас.+тв.согл. (сад, дуб, мак, тис, бук, лук, луг, рак, сом, вол, бык, кот, мул, жук, мышь, вошь, мох)
мягк.согл.+глас.+тв.согл. (лес, рис, лён, вяз, пёс, лис, кит, лев, чиж, ёж, як)
тв.согл.+глас.+мягк.согл. (рысь, лось, сыч, гусь)
5. Конкурс «Найди ошибку»: Члены команды получают карточку с заданием, прочитав которое они должны определить, какую ошибку допустил воспитатель.
Задания:
- Воспитатель просит детей определить, сколько звуков в слове. При этом произносит слова так: БА-РА-БАН, СКАЗ-КА, КА-ША.
- Воспитатель просит определить место звука «З» в словах: ЗОНТ, КОЗА, АРБУЗ, ВАЗА.
- Воспитатель просил детей придумать слова из 3-х звуков и все ответы детей посчитал за правильные: сок, мох, яма, душ.
6. Конкурс Подбор слов с наибольшим количеством букв. Командам выдаются чистые листы бумаги и маркеры. Даётся задание придумать самое «длинное» слово, написать его и подсчитать количество букв в названии. Например, слова: самоуничтожение, газонокосилка и т. п.
7. Конкурс Определение места звука в словах (динамическая пауза).
Участникам команд даётся задание: если звук «л» будет стоять в начале слова (ведущий произносит ряд слов) - нужно поднять руки вверх и потянуться; если в середине слова - поставить руки на пояс; если же звук «л» будет стоять в конце слова - нагнуться и поставить руки на колени.
Ведущий произносит слова: лампа, кулак, стол, колба, осёл, ласточка, дятел, волосы, полка, лыжи, лопата, палатка, футбол, лошадь, молоко.
Полезными упражнениями для развития речевого слуха и дикции служат скороговорки.
Конкурс скороговорок: Команды получают карточки со скороговорками- первую скороговорку должны произнести быстро, вторую с определённой интонацией (удивлённо, сердито, радостно);
Карточка № 1.
- Гризли продавал гриву льва за гривну.
- Компьютерному пирату в Интернете не рады. (сердито)
Карточка № 2 .
- Вера и Люда кормили двугорбого верблюда.
- Саша шустро сушит сушки. (удивлённо)
Команды по очереди называют скороговорки, кто больше.
Систематическая работа в данном направлении позволяет достичь положительных результатов в развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, что в дальнейшем поможет детям легко овладеть школьной грамотой.
Игра «Закончи предложение».
Педагоги берут по одной карточке с началом предложения:
«Удачным сегодня было…»
«Я задумалась…»
«Мне бы хотелось в следующий раз…»
«Я буду (или Я не буду) проводить речевые гимнастики, потому-что……..»
С МЯЧОМ
Игра «Если звук услышат ушки, мяч взлетает над макушкой»
Цель: развитие фонематического восприятия, быстроты реакции, выделение заданного звука из ряда других.
У каждого ребенка в руках мяч. Учитель называет ряд звуков, дети подбрасывают мяч, если услышат заданный звук.
Игра с передачей мяча «Мяч передавай - слово называй»
Цель: развитие фонематических представлений, активизация словаря.
Свяжем мы из слов цепочку,
Мяч не даст поставить точку.
Педагог называет первое слово и передает мяч ребенку. Далее мяч передается от ребенка к ребенку. Конечный звук предыдущего слова – это начальный звук последующего (весна – автобус – слон – нос – сова…).
Игра «Пирамида»
Цель: упражнять детей в определении количества слогов в словах.
Оборудование: изображение пирамиды из квадратов в три ряда: внизу три квадрата для трёхсложных слов, выше- два квадрата для двухсложных слов и наверху- один квадрат для односложных слов. Под каждым рядом квадратов находятся кармашки(предметные картинки).
Ход игры. Педагог объясняет:
- Сегодня мы будет строить пирамиду из картинок. В нижний ряд пирамиды нужно поместить картинки, названия которых состоят из трёх частей, например: мА-ли-на; во второй ряд- картинки их двух частей: ры-ба; в верхний ряд- картинки, название которых не делится на части, например: гусь.
Игра «Рассели по домикам».
Цель: развитие фонематического восприятия, развитие 4 степени обобщения (слово: вещь).
Задание: Звуки О и У в одном доме и все время путают свои вещи. Хотя это так просто запомнить: вещи со звуком У – это вещи звука У, а вещи со звуком О – это вещи звука О. Называй, пожалуйста, их вещи и раскладывай: вещи со звуком У в эту горку, а со звуком О в эту (можно усложнить инструкцию: раскладывать вправо и влево). Можно сделать обозначение горок в виде букв.
Материал: букет, бубен, кактус, капуста, кубик, бусы, туфли
Материал: бочка, венок, зонт, кость, сапог, лимон.
Расселять в домик можно, сочетая эту игру с любой темой: можно расселять домашних и диких животных, фрукты и овощи и пр. При этом расселяемые звуки также могут быть любыми. Одним из важных моментов этих игр является то, что картинки с ребенком предварительно проговариваются.
Игра «Узелки».
Цель: научить детей выделять заданный звук из состава слова, развивать мелкую моторику.
Оборудование: шнур.
Задание: завяжи столько узелков, сколько раз услышишь заданный звук.
Игра « Гаражи».
Цель: научить детей дифференцировать звуки [р]- [л].
Оборудование: силуэты машин из картона с наклеенными на них картинками: рак, жираф, радуга, роза, корова, пила, лампа, ландыш, лодка, лыжи. Счётные палочки для изготовления гаражей”, на одном “гараже” буква Р, на другом – Л.
Задание: возьми машинку, назови картинку, скажи какой звук есть в названии этой картинки: [ р] или [л]. Помести машинку в “гараж” с соответствующей буквой.
Игра «Птички на дереве».
Цель: научить детей дифференцировать звуки [ ш] -[с].
Оборудование: два дерева из картона с буквами Ш и С, птички из картона с приклеенными на них картинками: шуба, мышь, кошка, душ, крыша, собака, коса, сапоги, нос, сыр.
Ход игры: ребёнок берёт одну птичку, называет картинку, которая приклеена на ней и говорит, какой звук есть в названии этой картинки [ш ] или [с]. Если в названии картинки есть звук [ш], то он помещает её на дерево с буквой Ш, если в названии картинки есть звук С, то он помещает её на дерево с буквой С.
Упражнение «Подскажи Незнайке последнее слово»
-Незнайка хотел почитать стихи вам, но пока шёл в детский сад, по дороге потерял последние слова. Дети, поможем Незнайке, подскажем нужные слова.
Голосок твой так хорош- Скачут побегайчики-
Очень сладко ты … (поёшь). Солнечные зайчики.
Телефон опять звонит, Где же зайчики?- Ушли.
От него в ушах … (звенит). Вы нигде их … (не нашли).
Упражнение «Доскажи словечко»
А рядом бегемотики Не послушал зайка папу-
Схватились за … (животики). Отдавили зайке … (лапу).
*** ***
А возле этой ёлки Стала жаба важно квакать:
Бродили злые … (волки). Ква – ква- ква, не надо … (плакать).
Упражнение «Найди ошибку в заячьих стихах»
Любопытные мартышки Стужа. Снег. Метут метели.
Собирают с ёлок фишки. Тёмной ночью бродят двери.
*** ***
Сшил себе котёнок тапки, Здесь хорошее местечко-
Чтоб зимой не мёрзли шапки. Протекает мимо печка. Игры на различение слов, близких по звуковому составу
«Будь внимателен»
Цель: учить определять правильность произношения слов.
Оборудование: предметные картинки: банан, альбом, клетка.
Описание игры: Перед ребенком раскладывают картинки и предлагают внимательно слушать логопеда: если логопед правильно называет картинку — ребенок поднимает зеленый флажок, неправильно - красный. Произносимые слова: баман, паман, банан, банам, ванан, давай, баван, ванан; аньбом, айбом, альмом, альбом, авьбом, альпом, альном, аблем; клетка,къетка, клетта, тлетка, кветка, тлекта, кветка.
Использованная литература:
1. Фомичёва М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения».- М: Из – во «Просвещение», 1998 г.
2. Овчинникова Т.С. «Логопедические распевки». – СПб: КАРО, 2010 г.
3. Комарова, Л.А. Автоматизация звука Ш в игровых упражнениях. Альбом дошкольника / Л.А. Комарова. — М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009. — 32 с.
4 . Козырева Л.М. Развитие речи. Дети 5-7 лет.
5. Интернет ресурсы:
- http://vunderkind.2x2forum.ru/t20-topic
- http://www.ourkids.ru/Logopedia/vedenie_v_art_gimnastiky.shtml
Прочитайте стихотворение, как “злой великан”: У меня живет козленок, Я сама его пасу. Я козленка в сад зеленый Рано утром отнесу. Он заблудится в саду – Я в траве его найду. | Прочитайте стихотворение, как “грустный ослик”: Постой паровоз, не стучите колеса. Кондуктор нажми на тормоза… Я к маменьке родной с последним приветом, Спешу показаться на глаза. | |
Прочитайте стихотворение, как “робот”. Идет бычок, качается, Вздыхает на ходу: - Ох, доска кончается, Сейчас я упаду! | ||
Интонационная выразительность | ||
Волк: - Лизавета, здравствуй! Ничего идут дела, голова пока цела. На рынке. Свининки. Шерсти клок — ободрали правый бок, хвост отгрызли в драке. Собаки. | Лиса:
- Что купил? - Сколько взяли? - Кто отгрыз? |
«Самомассаж» 1
Головушка – соловушка (погладим головку).
Лобик – бобик (постукиваем лобик).
Глазки – коляски (круговые движения).
Реснички – сестрички (моргаем глазками).
Носик – абрикосик (погладим носик).
Щёчки – комочки (поглаживаем щёчки ).
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------
«Самомассаж» 2
Губки – голубки (постукиваем вокруг губ).
Зубочки – дубочки (постучим зубками).
Ушки – послушки (потрём пальчики ушки).
Бородушка - молодушка (постучать пальцами по подбородку).
Шейка – лебёдушка (погладить шейку).
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------
«Самомассаж» 3
Грудочка – уточка (постучать по грудке).
Плечики – кузнечики (подёргивать плечами вверх-вниз).
Ручки – хватучки (похватать воздух вокруг себя).
Пальчики – мальчики (пошевелить пальчиками рук).
Пузик – арбуз (погладить круговыми движениями по животику).
Спинка – тростинка (вытянуть спинку).
Коленочки – поленочки (постучать по коленям).
Ножки – сапожки (топаем ножками).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьерегающие технологии в системе коррекции речи дошкольниковУчебно-методическое пособие раскрывает систему работы по формированию фонетической и просодической стороны речи у дошкольников с учётом применения современных, эффективных и здоровьесбере
Статья, раскрывает систему работы по формированию фонетической и просодической стороны речи у дошкольников с учётом применения современных, эффективных и здоровьесбе...
Семинар-практикум для воспитателей ДОУ "Основные методы и приемы в обучении дошкольников рисованию"
Материал полезен начинающим старшим воспитателям для пополнения картотеки консультаций, а также молодым воспитателям, которые проводят занятия по ИЗО-деятельности самостоятельно....
Семинар-практикум для педагогов на тему: «Метод сказкотерапии, как способ формирования навыков сотрудничества у старших дошкольников со сверстниками»
Представлен практический материалдля педагогов, с помощью которого можно формировать навыки сотрудничества у старших дошкольников....
Пропедевтика нарушений письменной речи у детей старшего дошкольного возраста. Часть 1 Коррекционная работа, направленная на исправление и развитие фонетической и фонематической сторон речи ребёнка.
Описание предпосылок, необходимых для формирования письменной речи. Коррекционная работа, направленная на исправление и развитие фонетической и фонематичекой сторон речи ребёнка....
Использование иппликатора Кузнецова при формировании фонетической и просодической стороны речи у детей с нарушениями речи.
При проведении логопедических занятий хочется разнообразить приёмы своей работы. На занятии необходимо не только реализовать поставленные задачи , но и длительное время удержать внимание детей н...
Становление фонетической и фонематической стороны речи в норме.
Реферирование литературы по изучению становления фонетической и фонематической стороны речи у детей в норме...
Становление фонетической и фонематической сторон речи в норме
В статье описан механизм становления речи ребенка в норме. Усвоение ребенком родного языка проходит со строгой закономерностью и характеризуется рядом черт, общих для всех детей. Для того чтобы п...