Прект "Тепло деревенской избы"
проект (старшая группа)
В наши дни дети мало получают информации о русской культуре, о быте наших предков. Поэтому детей надо приобщать к истокам русской народной культуры. В прцессе реализации пректа у детей формируются представления о строении русской избы, о ее внутреннем и внешнем убранстве, о предметах домашнего обихода и утвари. Создание интерьера "Русская изба" дает возможность ребенку поиграть "во взрослую жизнь" в исторической обстановке. А в процессе игры дети лучше понимают и воспринимают историю и быт наших предков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"Тепло деревенской избы" исследовательско-творческий проект | 22.26 КБ |
teplo_derevenskoy_izby.pptx | 2.18 МБ |
Предварительный просмотр:
Введение
Дошкольным учреждениям отведена основная роль в воспитании патриотизма, так как именно в детских садах происходит духовно -нравственное становление детей. Как же ввести дошкольников в мир русской культуры? Мы начинаем с того, что понятно любому малышу - с семьи. Ведь то, что происходит в семье сейчас, происходило всегда: так же готовили, убирали в избе, ухаживали за детьми и стариками. Изменились условия жизни, предметы быта, но сохранилась суть - мама готовит, стирает, ухаживает за всеми, а папа занимается ремонтом, строительством, т. е. занимается мужской работой. Самый близкий и понятный вид деятельности для ребенка - это игра. Создание интерьера «Русская изба» дает возможность ребенку поиграть «во взрослую жизнь» в исторической обстановке.
Проблема: В наши дни дети мало получают информации о русской культуре, быте. Поэтому мы серьезно задумались над проблемой приобщения детей к истокам русской народной культуры. Система работы в этом направлении требует организацию особых условий, создания обстановки, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечивала бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний.
Цель проекта: Формировать представления о строении русской избы, о ее внутреннем и внешнем убранстве, о предметах домашнего обихода и утвари.
Задачи:
- Формировать представления об устройстве русской избы;
- Познакомить с многообразием предметов домашнего обихода, их названиями и назначением; о значении русской печи в жизни крестьян.
- Формировать умения собирать дополнительную информацию из различных информационных источников;
- Развивать творческие способности детей при рисовании, лепке предметов старинной домашнего обихода.
- Привлечь родителей в творческо-образовательный процесс.
Вид проекта: исследовательско-творческий, 1 месяц - краткосрочный.
Участники проекта: воспитанники разновозрастной группы, воспитатели, узкие специалисты, родители.
Ожидаемые результаты проекта:
- дети получат обширные знания об истории крестьянского жилища - избы,
о ее устройстве; убранстве;
- познакомятся со старинными предметами домашнего обихода;
- обогатится словарный запас названиями предметов русского быта;
- дошкольники приобщаются к истокам традиционной русской культуры, понимают и принимают народные игры, обычаи, традиции;
- изготовят макет русской печи;
- будет создан мини-музей «Русская изба».
- воспитание духовно - нравственной личности посредством приобщения к народным традициям.
Краткое содержание проекта:
- Беседа «Что такое русская изба?».
- Рассказ «Как строили дом на Руси».
- Экскурсия в этнографический музей «Горница» г. Самара, экскурсия в детскую библиотеку.
- ОД «Социально-коммуникативное развитие» «Деревянное зодчество»
- ОД «Познавательное развитие» «Путешествие по русской избе»
- ОД «Художественно-эстетическое развитие» «Красивое полотенце бабушек»
- Подбор наглядного материала.
- Рассматривание старинных предметов домашнего быта.
- Составление словаря, картотеки пословиц и поговорок, народных игр.
- Чтение энциклопедий, подбор детской художественной литературы.
- Рисование узора, вышитого на старинных полотенцах.
- Д/и «Построй печку», «Помоги плотнику», «Нарисуй русский народный орнамент», «Составь узор». «Укрась полотенце узором», «Найди аналог»
- Русские народные подвижные игры: «Ворота», «Заплетись плетень», «Вышел Ваня погулять», «Карусель» и др.
- Консультация с родителями: «Мини - музей в детском саду»
- Изготовление, создание мини-музея «Русская изба» коллективная работа вместе с родителями.
- Презентация проекта.
Форма презентации: Художественно- творческая.
Этапы проекта:
Этапы | Форма работы (с наименованием) | Задачи | Срок реализации | Время в режиме | Место проведения |
1 этап | Составление конспекта. Подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки). | 1 неделя Первый день | Первая половина дня | Группа д/с. Воспитатель. | |
Проведение консультации с родителями: «Мини- музей в детском саду» | Повышать компетентность родителей в области истории и культуры русского народа. | 1 неделя Первый день | Вторая половина дня | Группа д/с. Воспитатель | |
Рассматривание «Старинные предметы домашнего быта». Познакомить детей с предметами быта (стол, лавки, люлька, сундук и др.) презентация, фото | Формировать представления о предметах домашнего обихода, их названиями и назначением. | 1 неделя Второй день | Первая половина дня | Группа д/с воспитатель | |
Составление словаря, картотеки пословиц и поговорок. русских народных игр | Самостоятельное исследование и поиск информации совместно с родителями. | 1 неделя Третий день | Первая и вторая половина дня | Детский сад, группа. Воспитатель Дом Родители | |
Чтение энциклопедий, подбор детской художественной литературы для чтения детям. | Формировать умения собирать дополнительную информацию из различных информационных источниках | 1 неделя Четвёртый день | Вторая половина дня | Детский сад, группа. Воспитатель Дом Родители | |
Беседа на тему: «Что такое русская изба?» Познакомить детей с жилищем русского народа; Презентация, иллюстрации | Расширять представления детей о русской избе как о жилой деревянной постройке | 1 неделя Пятый день | Первая половина дня | Группа д/с. Воспитатель. | |
2 этап | Рассказ педагога «Как строили дом на Руси» (о частях русского дома, о процессе строительства). Презентация, фото | Формировать представления о строении избы. | 2 неделя Первый день | Первая половина дня | Группа д/с. Воспитатель. |
Изготовление макета «Русская изба» изнутри (печь, стол, убранство, предметы обихода) | Закреплять умение склеивать коробки (печь), скручивать трубочки (стены – брёвна) | 2 неделя Первый день | Вторая половина дня | Группа д/с. Воспитатель. | |
Посещение детской библиотеки, этнографического музея и совместная с родителями подготовка фотовыставки «Экскурсия в этнографический музей» | Формировать позитивный опыт взаимодействия ребёнка с окружающим миром умения и навыки практической ориентированной деятельности. | 2 неделя Второй день | Первая и вторая половина дня | Краеведческий музей. Дом. Родители. Экскурсовод. | |
НОД «Социализация» «Деревянное зодчество» «Украшение избы вышитыми «рушниками»» | Воспитывать интерес к архитектурным особенностям деревянного зодчества на Руси. К особенностям русского рисунка на полотенце | 2 неделя Третий день. | Первая и вторая половина дня | Группа д/с. Воспитатель. | |
Рассматривание узора на полотенцах, образцов резных украшений для деревянных строений | Формировать умение рассматривать узоры вышитые на полотенцах, узоры деревянной резьбы. | 2 неделя Четвёртый день. | Первая половина дня | Группа д/с. Воспитатель. | |
Рисование узора, вышитого на полотенце НОД «Красивое полотенце бабушек» | Развивать творческие способности детей при рисовании узора на полосках бумаги, как элемента полотенца, элемента русского национального орнамента. | 2 неделя Четвёртый день. | Вторая половина дня | Группа д/с. Воспитатель | |
Д/и «Построй избу», «Помоги плотнику». Д/и «Укрась полотенце узором», «Составь узор». | Развивать мелкую моторику рук. Закрепить умение составлять узор из мелких декоративных элементов. | 2 неделя Пятый день | Первая половина дня | Группа д/с. Воспитатель. | |
НОД «Познание» «Путешествие по русской избе». Формировать представления о традициях русского народа | Познакомить детей с предметами обихода в избе, с убранством, рассказать о функциях главного в избе - печи. | 3 неделя Первый день. | Первая половина дня | Группа д/с. Воспитатель. | |
Физкультминутка «Как в деревне у пруда стоит ладная изба». | Способствовать оздоровлению детей с помощью проведения физкультминуток | 3 неделя Первый день. | Первая половина дня | Группа д/с. Воспитатель | |
Изготовление предметов обихода для макета избы (сундуки, столы, лавки, посуда и т.д.) Лепка из соленого теста, глины, раскрашивание | Развивать творческие способности у детей. | 3 неделя Второй и третий день | Первая и вторая половина дня | Группа д/с. Воспитатель. Дом. Родители | |
Русские народные подвижные игры: «Золотые ворота», « Плетень», «Карусель» и др. Познакомить детей с русскими народными играми | Развивать внимание, ловкость, быстроту реакции | 3 неделя Четвёртый и пятый день | Первая и вторая половина дня | Группа д/с. Воспитатель. | |
Заучивание русских, народных пословиц, поговорок, потешек. Чтение русских народных сказок | Продолжать знакомить с русским фольклором и воспитывать интерес к нему | 4 неделя Первый день | Первая половина дня | Группа д/с. Воспитатель. | |
Сюжетно-ролевая игра «Встречаем гостей», игры – драматизации: «Теремок», «Заюшкина избушка» | Обогащать игровой опыт детей | 4 неделя Второй и третий день | Первая и вторая половина дня | Группа д/с. Воспитатель. | |
3 этап | Выставка коллективной работы мини-музей «Русская изба» | Развивать интерес к оформлению мини-музея, учить работать в коллективе | 4 неделя Четвертый день | Первая половина дня | Группа д/с. Воспитатель. |
Презентация проекта детьми. (родителям, детям других групп). Самооценка результатов реализации проекта | Совместное обсуждение полученных результатов ребят. Положительная динамика взаимодействия с родителями, с детьми другой группы. Положительные эмоции и взаимоотношения в группе. | 4 неделя Пятый день | Первая половина дня | Группа д/с. Воспитатель. Дети других групп, родители |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность В наши дни дети мало получают информации о русской культуре, быте. Поэтому мы серьезно задумались над проблемой приобщения детей к истокам русской народной культуры . Система работы в этом направлении требует организацию особых условий , создания обстановки , которая средствами яркой образности и наглядности обеспечивала бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний . Цель проекта: Формировать представление о строении русской избы , ее внутреннем и внешнем убранстве, о предметах домашнего обихода и утвари.
Задачи: Формировать представления об устройстве русской избы; Познакомить с многообразием предметов домашнего обихода, их названиями и назначением; о значении русской печи в жизни крестьян; Формировать умения собирать дополнительную информацию из различных информационных источников; Развивать творческие способности детей при рисовании, лепке предметов старинного домашнего обихода , убранства; Вовлечь родителей в творческо-образовательный процесс.
Как появился наш проект Саша принес старую деревянную ложку и показал нам ее во время проведения утреннего круга. Этой ложкой пользовалась его пробабушка . Ребята с интересом рассмотрели ложку. Спросили, почему пользовались именно такой ложкой? А чем еще пользовались наши предки? Как жили? Я предложила детям узнать про это больше. Спросить у родителей, Прочитать книги, сходить в музей. Ребятам понравилась такая идея. Родители поддержали нас, принесли предметы русского быта, связали котика, коврики, сшили куклу в русском костюме, сходили в музей. Мы с ребятами сделали печку. И так постепенно у нас появились предметы русского старинного быта. И мы оформили мини-музей «Тепло деревенской избы». Такое название предложил Степа потому, что ,когда он приезжает к бабушке, то в доме всегда тепло, пахнет вкусной едой, и он любит лежать на теплой печке, особенно зимой.
Подобрали литературу о деревенской избе, быте, русские народные сказки.
В группе рассматривали литературу о быте наших предков, о деревенской избе, читали русские народные сказки
Просмотрели презентацию о русской избе, ее убранстве, устройстве, деревенской утвари, и быте наших предков. Провели беседу «Что такое русская изба»
Познакомились с элементами русского н ационального орнамента на полотенцах, которыми украшали наши предки избу
Рисовали элементы русского национального орнамента, у крашали рисунком полотенца в русском народном стиле
Создали картотеку русских народных игр, Подобрали раскраски, разучили русские народные пословицы и поговорки, изготовили дидактические игры
А эти фотографии сделал Степа Ильин, когда был в деревне Лопатино у своей бабушки. У нее до сих пор в доме сохраняется русская печь, и она готовит в ней еду. Этапы приготовление еды в русской печи
Какой вкусный супчик получился !
Лепили из соленого теста и пластилина бублики, хлеб, батоны, угощения, д омашнюю утварь. Все наши изделия разместили в нашей «избе». Дети с удовольствием работали.
Вот так украсили наш мини музей изделиями из соленого теста, которые слепили и раскрасили сами
Поиграли в сюжетно ролевую игру «В гостях»
Разучили русские народные игры: «Золотые ворота», «Плетень», «Карусель» и др.
Поиграли в дидактические игры: «Укрась полотенце»,«Собери узор»
Сделали из крупного и мелкого конструктора русскую печь и поиграли
Родители помогли нам в оформлении нашего мини музея: о дна мама сделала куклу в русском костюме, другие мамы сплели коврики, принесли ложки, сундучки, полотенце. Связали котика. Мы его посадили на нашу печку.
Родители дома с детьми читали русские народные сказки, рассматривали литературу о деревенской избе, лепили предметы домашней утвари
Посетили дети библиотеку вместе с родителями
Посетили с родителями этнографический музей «Горница»
Вот такой у нас получился мини-музей « Т епло деревенской избы»
Дети презентовали наш проект. Пригласили родителей и рассказали им все, что узнали. Провели экскурсию по нашему мини-музею для детей других групп.
Ожидаемые результаты - дети получили обширные знания об истории крестьянского жилища - избы,о ее устройстве; убранстве; - познакомились со старинными предметами домашнего обихода; - обогатился словарный запас названиями предметов русского быта; - дети приобщились к истокам традиционной русской культуры, понимают и принимают народные игры, обычаи, традиции; - и зготовили вместе с воспитателями макет русской печи; - был создан мини-музей «Русская изба » при содействии родителей; - д ети научились презентовать наш мини-музей.
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"В деревенской избе в светлой горенке..."
Проект по приобщению детей старшего дошкольного возраста к культурному наследию своего народа....
Конспект открытого занятия в старшей группе детей с ОНР для воспитателей по теме «В деревенской избе, в светлой горенке».
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: формировать у детей интерес к русскому быту,фольклору, обычаям, традициям.Воспитывать бережное отношение ко всему русскому,/вещам, традициям, быту, культуре народа/. Воспитыват...
"В деревенской избе, в светлой горнице".
Здравствуйте, гости дорогие! Гости в дом пришли, радость хозяйке принесли.Проходите, да присаживайтесь. ...
В деревенской избе, в светлой горенке"
Знакомство детей с обычаями гостеприимства на Кубани, даётся сведения о жизни казаков. Знакомство с народным фольклором Кубани....
Посиделки в деревенской избе
Сценарий фольклорного мероприятия для старшей и подготовительной к школе групп....
Игровая модель «Деревенская изба».
Приобщение детей к русской народной культуре является сегодня актуальной темой. Важным фактором является создание предметно-развивающей среды с опорой на краеведческий материал, чтобы донести до детей...
Игровой комплект к модели «Деревенская изба»: «Жили - были поживали - 1»
Приобщение детей к русской народной культуре является сегодня актуальной темой. Важным фактором является создание предметно-развивающей среды с опорой на краеведческий материал, чтобы донести до детей...