Прект "Тепло деревенской избы"
проект (старшая группа)

 Рахманова Александра Ростиславовна

В наши дни дети мало получают информации о русской культуре, о быте наших предков. Поэтому детей надо приобщать к истокам русской народной культуры. В прцессе реализации пректа у детей формируются представления о строении русской избы, о ее внутреннем и внешнем убранстве, о предметах домашнего обихода и утвари. Создание интерьера "Русская изба" дает возможность ребенку поиграть "во взрослую жизнь" в исторической обстановке. А в процессе игры дети лучше понимают и воспринимают историю и быт наших предков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Введение

           Дошкольным учреждениям отведена основная роль в воспитании патриотизма, так как именно в детских садах происходит духовно -нравственное становление детей. Как же ввести дошкольников в мир русской культуры? Мы начинаем с того, что понятно любому малышу - с семьи. Ведь то, что происходит в семье сейчас, происходило всегда: так же готовили, убирали в избе, ухаживали за детьми и стариками. Изменились условия жизни, предметы быта, но сохранилась суть - мама готовит, стирает, ухаживает за всеми, а папа занимается ремонтом, строительством, т. е. занимается мужской работой. Самый близкий и понятный вид деятельности для ребенка - это игра. Создание интерьера «Русская изба» дает возможность ребенку поиграть «во взрослую жизнь» в исторической обстановке.

Проблема: В наши дни дети мало получают информации о русской культуре, быте. Поэтому мы серьезно задумались над проблемой приобщения детей к истокам русской народной культуры. Система работы в этом направлении требует организацию особых условий, создания обстановки, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечивала бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний.

Цель проекта: Формировать представления о строении русской избы, о ее внутреннем и внешнем убранстве, о предметах домашнего обихода и утвари.

Задачи:

  • Формировать представления об устройстве русской избы;
  • Познакомить с многообразием предметов домашнего обихода, их названиями и назначением; о значении русской печи в жизни крестьян.
  • Формировать умения собирать дополнительную информацию из различных информационных источников;
  • Развивать творческие способности детей при рисовании, лепке предметов старинной домашнего обихода.
  • Привлечь родителей в творческо-образовательный процесс.

Вид проекта: исследовательско-творческий, 1 месяц - краткосрочный.

Участники проекта: воспитанники разновозрастной группы, воспитатели, узкие специалисты, родители.

Ожидаемые результаты проекта: 

- дети получат обширные знания об истории крестьянского жилища - избы,

о ее устройстве; убранстве;

- познакомятся со старинными предметами домашнего обихода;

- обогатится словарный запас названиями предметов русского быта;

- дошкольники приобщаются к истокам традиционной русской культуры, понимают и принимают народные игры, обычаи, традиции;

- изготовят макет русской печи;

- будет создан мини-музей «Русская изба».

- воспитание духовно - нравственной личности посредством приобщения к народным традициям.

Краткое содержание проекта:

  1. Беседа «Что такое русская изба?». 
  2. Рассказ «Как строили дом на Руси».
  3. Экскурсия в этнографический музей «Горница» г. Самара, экскурсия в детскую библиотеку.
  4. ОД «Социально-коммуникативное развитие» «Деревянное зодчество»
  5. ОД «Познавательное развитие» «Путешествие по русской избе»
  6. ОД «Художественно-эстетическое развитие» «Красивое полотенце бабушек»
  7. Подбор наглядного материала.
  8. Рассматривание старинных предметов домашнего быта.  
  9. Составление словаря, картотеки пословиц и поговорок, народных игр.
  10. Чтение энциклопедий, подбор детской художественной литературы.
  11. Рисование узора, вышитого на старинных полотенцах.
  12. Д/и «Построй печку», «Помоги плотнику», «Нарисуй русский народный орнамент», «Составь узор». «Укрась полотенце узором», «Найди аналог»
  13. Русские народные подвижные игры: «Ворота», «Заплетись плетень», «Вышел Ваня погулять», «Карусель» и др.
  14. Консультация с родителями: «Мини - музей в детском саду»
  15. Изготовление, создание мини-музея «Русская изба» коллективная работа вместе с родителями.
  16. Презентация проекта.

Форма презентации: Художественно- творческая.

Этапы проекта:

Этапы

Форма работы

(с наименованием)

Задачи

Срок реализации

Время в режиме

Место проведения

1 этап

Составление конспекта.

Подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки).

1 неделя

Первый день

Первая половина дня

Группа д/с.

Воспитатель.

Проведение консультации с родителями: «Мини- музей в детском саду»

Повышать компетентность

родителей

в области истории и культуры русского народа.

1 неделя

Первый день

Вторая половина

дня

Группа д/с.

Воспитатель

Рассматривание «Старинные предметы домашнего быта».  Познакомить детей с предметами быта (стол, лавки,  люлька, сундук и др.) презентация, фото

Формировать представления о предметах домашнего обихода, их названиями и назначением.

1 неделя

Второй день

Первая половина дня

Группа д/с

воспитатель

Составление словаря, картотеки пословиц и поговорок. русских народных игр

Самостоятельное исследование и поиск информации совместно с родителями.

1 неделя

Третий день

Первая и вторая половина дня

Детский сад, группа.

Воспитатель

Дом

Родители

Чтение энциклопедий, подбор детской художественной литературы для чтения детям.

Формировать умения собирать дополнительную информацию из различных информационных  источниках

1 неделя

Четвёртый день

Вторая половина дня

Детский сад, группа.

Воспитатель

Дом

Родители

Беседа на тему: «Что такое русская изба?»

Познакомить детей с жилищем русского народа;

Презентация, иллюстрации

Расширять представления детей о русской избе как о жилой деревянной постройке

1 неделя

Пятый день

Первая половина дня

Группа д/с.

Воспитатель.

2 этап

Рассказ педагога «Как строили дом на Руси»

 (о частях русского дома, о процессе строительства).

Презентация, фото

Формировать представления о строении избы.

2 неделя

Первый день

Первая половина дня

Группа д/с.

Воспитатель.

Изготовление макета «Русская изба» изнутри (печь, стол, убранство, предметы обихода)

Закреплять умение склеивать коробки (печь), скручивать трубочки (стены – брёвна)

2 неделя

Первый день

Вторая половина дня

Группа д/с.

Воспитатель.

Посещение детской библиотеки, этнографического музея и совместная  с родителями  подготовка  фотовыставки «Экскурсия в этнографический музей»

Формировать  позитивный опыт взаимодействия ребёнка с окружающим миром умения и навыки практической ориентированной деятельности.

2 неделя

Второй день

Первая и вторая половина дня

Краеведческий музей.

Дом.

Родители.

Экскурсовод.

НОД «Социализация»

 «Деревянное зодчество»

«Украшение избы вышитыми «рушниками»»

Воспитывать интерес к архитектурным особенностям деревянного зодчества на Руси.

К особенностям русского рисунка на полотенце

2 неделя

Третий день.

Первая и вторая половина дня

Группа д/с.

Воспитатель.

Рассматривание узора на полотенцах, образцов резных украшений для деревянных строений

Формировать умение рассматривать узоры вышитые на полотенцах, узоры деревянной резьбы.

2 неделя

Четвёртый день.

Первая половина дня

Группа д/с.

Воспитатель.

Рисование узора, вышитого на полотенце

НОД «Красивое полотенце бабушек»

Развивать творческие способности детей при рисовании узора на полосках бумаги, как элемента полотенца, элемента русского национального орнамента.

2 неделя

Четвёртый день.

Вторая половина дня

Группа д/с.

Воспитатель

Д/и «Построй избу», «Помоги плотнику».

Д/и «Укрась полотенце узором», «Составь узор».

Развивать мелкую моторику рук. Закрепить умение составлять узор из мелких декоративных элементов.

2 неделя

Пятый день

Первая половина дня

Группа д/с.

Воспитатель.

НОД «Познание» «Путешествие по русской избе». Формировать представления о традициях русского народа

Познакомить детей с предметами обихода в избе, с убранством, рассказать о функциях главного в избе - печи.

3 неделя 

Первый день.

Первая половина дня

Группа д/с.

Воспитатель.

Физкультминутка «Как в деревне у пруда стоит ладная изба».

Способствовать оздоровлению детей с помощью проведения физкультминуток

3 неделя

Первый день.

Первая половина дня

Группа д/с.

Воспитатель

Изготовление предметов обихода для макета избы (сундуки, столы, лавки, посуда и т.д.)

Лепка из соленого теста, глины, раскрашивание

Развивать творческие способности у детей.

3 неделя 

Второй и третий день

Первая и вторая половина дня

Группа д/с.

Воспитатель. Дом. Родители

Русские народные подвижные игры: «Золотые ворота», « Плетень», «Карусель» и др. Познакомить детей с русскими народными играми

Развивать внимание, ловкость, быстроту реакции

3 неделя 

Четвёртый и

пятый день

Первая и вторая половина дня

Группа д/с.

Воспитатель.

Заучивание русских, народных пословиц, поговорок, потешек.

Чтение русских народных сказок

Продолжать знакомить с русским фольклором и воспитывать интерес к нему

4 неделя 

Первый день

Первая половина дня

Группа д/с.

Воспитатель.

Сюжетно-ролевая игра «Встречаем гостей», игры – драматизации: «Теремок», «Заюшкина избушка»

Обогащать игровой опыт детей

4 неделя 

Второй и третий день

Первая и вторая половина дня

Группа д/с.

Воспитатель.

3 этап

Выставка коллективной работы мини-музей «Русская изба»

Развивать интерес к оформлению мини-музея, учить работать в коллективе

4 неделя 

Четвертый день

Первая половина дня

Группа д/с.

Воспитатель.

Презентация проекта детьми. (родителям, детям других групп). Самооценка результатов реализации проекта

Совместное обсуждение полученных результатов ребят.

Положительная динамика взаимодействия с родителями, с детьми другой группы.

Положительные эмоции и взаимоотношения в группе.

4 неделя 

Пятый день

Первая половина дня

Группа д/с.

Воспитатель. Дети других групп, родители


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проект «Тепло деревенской избы» Выполнила воспитатель Рахманова Александра Ростиславовна МБДОУ «Детский сад №404» г.о.Самара 2023г

Слайд 2

Актуальность В наши дни дети мало получают информации о русской культуре, быте. Поэтому мы серьезно задумались над проблемой приобщения детей к истокам русской народной культуры . Система работы в этом направлении требует организацию особых условий , создания обстановки , которая средствами яркой образности и наглядности обеспечивала бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний . Цель проекта: Формировать представление о строении русской избы , ее внутреннем и внешнем убранстве, о предметах домашнего обихода и утвари.

Слайд 3

Задачи: Формировать представления об устройстве русской избы; Познакомить с многообразием предметов домашнего обихода, их названиями и назначением; о значении русской печи в жизни крестьян; Формировать умения собирать дополнительную информацию из различных информационных источников; Развивать творческие способности детей при рисовании, лепке предметов старинного домашнего обихода , убранства; Вовлечь родителей в творческо-образовательный процесс.

Слайд 4

Как появился наш проект Саша принес старую деревянную ложку и показал нам ее во время проведения утреннего круга. Этой ложкой пользовалась его пробабушка . Ребята с интересом рассмотрели ложку. Спросили, почему пользовались именно такой ложкой? А чем еще пользовались наши предки? Как жили? Я предложила детям узнать про это больше. Спросить у родителей, Прочитать книги, сходить в музей. Ребятам понравилась такая идея. Родители поддержали нас, принесли предметы русского быта, связали котика, коврики, сшили куклу в русском костюме, сходили в музей. Мы с ребятами сделали печку. И так постепенно у нас появились предметы русского старинного быта. И мы оформили мини-музей «Тепло деревенской избы». Такое название предложил Степа потому, что ,когда он приезжает к бабушке, то в доме всегда тепло, пахнет вкусной едой, и он любит лежать на теплой печке, особенно зимой.

Слайд 5

Подобрали литературу о деревенской избе, быте, русские народные сказки.

Слайд 6

В группе рассматривали литературу о быте наших предков, о деревенской избе, читали русские народные сказки

Слайд 7

Просмотрели презентацию о русской избе, ее убранстве, устройстве, деревенской утвари, и быте наших предков. Провели беседу «Что такое русская изба»

Слайд 8

Познакомились с элементами русского н ационального орнамента на полотенцах, которыми украшали наши предки избу

Слайд 9

Рисовали элементы русского национального орнамента, у крашали рисунком полотенца в русском народном стиле

Слайд 10

Создали картотеку русских народных игр, Подобрали раскраски, разучили русские народные пословицы и поговорки, изготовили дидактические игры

Слайд 11

А эти фотографии сделал Степа Ильин, когда был в деревне Лопатино у своей бабушки. У нее до сих пор в доме сохраняется русская печь, и она готовит в ней еду. Этапы приготовление еды в русской печи

Слайд 12

Какой вкусный супчик получился !

Слайд 13

Лепили из соленого теста и пластилина бублики, хлеб, батоны, угощения, д омашнюю утварь. Все наши изделия разместили в нашей «избе». Дети с удовольствием работали.

Слайд 14

Вот так украсили наш мини музей изделиями из соленого теста, которые слепили и раскрасили сами

Слайд 15

Поиграли в сюжетно ролевую игру «В гостях»

Слайд 16

Разучили русские народные игры: «Золотые ворота», «Плетень», «Карусель» и др.

Слайд 17

Поиграли в дидактические игры: «Укрась полотенце»,«Собери узор»

Слайд 18

Сделали из крупного и мелкого конструктора русскую печь и поиграли

Слайд 19

Родители помогли нам в оформлении нашего мини музея: о дна мама сделала куклу в русском костюме, другие мамы сплели коврики, принесли ложки, сундучки, полотенце. Связали котика. Мы его посадили на нашу печку.

Слайд 20

Родители дома с детьми читали русские народные сказки, рассматривали литературу о деревенской избе, лепили предметы домашней утвари

Слайд 21

Посетили дети библиотеку вместе с родителями

Слайд 22

Посетили с родителями этнографический музей «Горница»

Слайд 23

Вот такой у нас получился мини-музей « Т епло деревенской избы»

Слайд 24

Дети презентовали наш проект. Пригласили родителей и рассказали им все, что узнали. Провели экскурсию по нашему мини-музею для детей других групп.

Слайд 25

Ожидаемые результаты - дети получили обширные знания об истории крестьянского жилища - избы,о ее устройстве; убранстве; - познакомились со старинными предметами домашнего обихода; - обогатился словарный запас названиями предметов русского быта; - дети приобщились к истокам традиционной русской культуры, понимают и принимают народные игры, обычаи, традиции; - и зготовили вместе с воспитателями макет русской печи; - был создан мини-музей «Русская изба » при содействии родителей; - д ети научились презентовать наш мини-музей.

Слайд 26

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"В деревенской избе в светлой горенке..."

Проект по приобщению детей старшего дошкольного возраста к культурному наследию своего народа....

Конспект открытого занятия в старшей группе детей с ОНР для воспитателей по теме «В деревенской избе, в светлой горенке».

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: формировать у детей интерес к русскому быту,фольклору, обычаям, традициям.Воспитывать бережное отношение ко всему русскому,/вещам, традициям, быту, культуре народа/. Воспитыват...

"В деревенской избе, в светлой горнице".

Здравствуйте, гости дорогие! Гости в дом пришли, радость хозяйке принесли.Проходите, да присаживайтесь.              ...

В деревенской избе, в светлой горенке"

Знакомство детей с обычаями гостеприимства на Кубани, даётся сведения о жизни казаков. Знакомство с народным фольклором Кубани....

Посиделки в деревенской избе

Сценарий фольклорного мероприятия для старшей и подготовительной к школе групп....

Игровая модель «Деревенская изба».

Приобщение детей к русской народной культуре является сегодня актуальной темой. Важным фактором является создание предметно-развивающей среды с опорой на краеведческий материал, чтобы донести до детей...

Игровой комплект к модели «Деревенская изба»: «Жили - были поживали - 1»

Приобщение детей к русской народной культуре является сегодня актуальной темой. Важным фактором является создание предметно-развивающей среды с опорой на краеведческий материал, чтобы донести до детей...