Конспект НОД в старшей группе «Путешествие по русским народным сказкам»
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Цель: обобщение и систематизация знаний детей о русских народных сказках, развитие эмоционально-нравственной сферы детей, морально-этических представлений.
Образовательные задачи:
- обобщить знания детей о русских народных сказках, их героях, характерных качествах;
- формировать интерес к русскому народному творчеству;
- познакомить детей с одним из признаков русской народной сказки — троекратным повтором, с особым значением числа "три".
Развивающие задачи:
- развивать у детей мышление, внимание, память, речь;
- развивать тактильную чувствительность, мелкую моторику;
- развивать инициативу и умение действовать согласованно;
Воспитательные задачи:
- вызвать у детей желание общаться с книгой;
- воспитывать доброе и дружелюбное отношение друг к другу;
- воспитывать чувство любви к Родине через приобщение к русскому народному творчеству.
Виды детской деятельности: познавательная, коммуникативная, игровая, двигательная.
Форма деятельности: совместная деятельность взрослого и детей, самостоятельная деятельность детей, взаимодействие детей.
Интеграция образовательных областей: "Познавательное развитие", "Речевое развитие", "Художественно-эстетическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие".
Активизация словаря: лексическая работа со словом "яга", понятием "устное народное творчество", "троекратное повторение".
Материалы к занятию: книга с белыми листами, печка, ухват, чугун, горшок, сковорода, чудесный мешочек, с предметами (золотое яичко, ложка, скалка), яблонька, яблоки, корзиночка, мостик, речка, презентация, пазлы, книга с картинками, раскраски.
Предварительная работа:
1. Чтение, рассказывание русских народных сказок.
2. Рассматривание иллюстраций к сказкам.
3. Просмотр мультфильмов по теме: "Русские народные сказки".
4. Проведение дидактических игр: "Узнай сказку по картинкам", "Чей головной убор?", "Из какой сказки герой?", "Собери сказку", "Что сначала, что потом?".
5. Разгадывание загадок.
Методы и приемы:
Словесные:
беседа;
обращение к опыту детей;
загадывание загадок;
педагогическая оценка, поощрения;
сюрпризный момент
Наглядные:
демонстрация слайдов, рассматривание иллюстраций
Практические:
решение проблемных ситуаций;
поисковые действия;
дидактические игры;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya.docx | 28.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД в старшей группе «Путешествие по русским народным сказкам»
Цель: обобщение и систематизация знаний детей о русских народных сказках, развитие эмоционально-нравственной сферы детей, морально-этических представлений.
Образовательные задачи:
- обобщить знания детей о русских народных сказках, их героях, характерных качествах;
- формировать интерес к русскому народному творчеству;
- познакомить детей с одним из признаков русской народной сказки — троекратным повтором, с особым значением числа "три".
Развивающие задачи:
- развивать у детей мышление, внимание, память, речь;
- развивать тактильную чувствительность, мелкую моторику;
- развивать инициативу и умение действовать согласованно;
Воспитательные задачи:
- вызвать у детей желание общаться с книгой;
- воспитывать доброе и дружелюбное отношение друг к другу;
- воспитывать чувство любви к Родине через приобщение к русскому народному творчеству.
Виды детской деятельности: познавательная, коммуникативная, игровая, двигательная.
Форма деятельности: совместная деятельность взрослого и детей, самостоятельная деятельность детей, взаимодействие детей.
Интеграция образовательных областей: "Познавательное развитие", "Речевое развитие", "Художественно-эстетическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие".
Активизация словаря: лексическая работа со словом "яга", понятием "устное народное творчество", "троекратное повторение".
Материалы к занятию: книга с белыми листами, печка, ухват, чугун, горшок, сковорода, чудесный мешочек, с предметами (золотое яичко, ложка, скалка), яблонька, яблоки, корзиночка, мостик, речка, презентация, пазлы, книга с картинками, раскраски.
Предварительная работа:
1. Чтение, рассказывание русских народных сказок.
2. Рассматривание иллюстраций к сказкам.
3. Просмотр мультфильмов по теме: "Русские народные сказки".
4. Проведение дидактических игр: "Узнай сказку по картинкам", "Чей головной убор?", "Из какой сказки герой?", "Собери сказку", "Что сначала, что потом?".
5. Разгадывание загадок.
Методы и приемы:
Словесные:
беседа;
обращение к опыту детей;
загадывание загадок;
педагогическая оценка, поощрения;
сюрпризный момент
Наглядные:
демонстрация слайдов, рассматривание иллюстраций
Практические:
решение проблемных ситуаций;
поисковые действия;
дидактические игры;
Содержание деятельности:
Дети заходят, становятся в круг.
Дети: Здравствуйте, ребята, давайте встанем в круг и поздороваемся друг с другом, но не так как обычно, а назовем ласково друга, который стоит рядом и возьмем его за руку.
Здравствуй, Дианочка.
– Здравствуйте! - вы нам сказали
– Здравствуйте! - ответим мы.
Нас две ниточки связали:
Теплоты и доброты.
- Ребята, смотрите, какая большая красивая книга. Как выдумаете, что в ней написано?
Сказки.
- А почему вы так думаете?
- Вы любите сказки? Почему вы их любите?
(Ответы детей: интересные, увлекательные, мудрые, умные, волшебные. и т.д.)
- Ребята, сказки бывают разными народными и авторскими. Как вы думаете, почему сказки называют народными?
(ответы детей: потому что, их сочинил народ)
- Когда-то давно книги были не у всех, не все люди умели писать и читать. Но, чтобы не скучать, взрослые сами придумывали сказки и рассказывали их друг другу, своим детям, внукам. Сказки народ передавал от одного человека к другому, из уст в уста. Что такое уста? (Ответ детей)
- Уста - это губы.
- Поэтому сказки - это устное народное творчество.
- Где же они хранятся? (ответы детей: в голове, в книге)
- Испокон века книга растит человека, рассказывает истории. Есть такая пословица про книгу. Хорошая книга ярче солнышка светит.Повторите за мной, чтобы ее запомнить. Ну что, давайте ее почитаем. (Открываю книгу).
- Ой! Что такое?! Здесь ничего нет: ни иллюстраций, ни букв — чистые листы. Куда же всё пропало? Что же делать?
(Дети дают свои версии, как поступить в данной ситуации).
(выпадает записка)
- А это что такое? Записка... От кого?
Ну-ка, почитаем:
Не ждала и не гадала?
Книгу я заколдовала.
Унесла из книги сказки,
Чтоб не знали дети ласки.
- Что ж, теперь не будет сказки? А кто это так сделал? Добрый человек?
- Нет, не добрый, а злой.
- Давайте дальше прочтем, чтоб узнать, кто это.
Угадайте-ка, кто я:
Есть избушка у меня,
У неё одно окошко,
И стоит на курьих ножках.
В ступе по лесу летаю,
Малых детушек пугаю.
- Кто это? (Баба Яга).
- Да, это Баба Яга. А вы знаете, что означает слово "Яга"?
- Нет.
- Ягать — это значит кричать, ругаться. За то, что эта Баба всегда кричит, ругается и никого не любит, её так и стали звать.
Коли сказки вам нужны,
Попытайтесь их спасти.
Сделать это тот сумеет,
Кто все преграды одолеет.
- Что же делать, как тут быть? (ответы детей)
- Нужно обязательно помочь. А не страшно вам? Я знаю такую поговорку "Сам погибай, а друга выручай". Нам нужно попасть в сказочную страну. Вы верите в волшебство? Ребята, скажите, а на чем обычно перемещаются в сказках? Дети назвают(сапоги-скороходы, ковер-самолет)
На чем же нам отправиться?
Я предлагаю отправиться в путешествие на ковре –самолете. Приглашаю вас на мой ковер-самолет. Возьмемся за руки и скажем волшебные слова.
Три раза хлопнем,три раза топнем
Три раза вправо обернись
И в сказке очутись.
Полетели ….волшебная музык (слайд 2)
Раздается волшебный звук
- Ребята, мы попали в сказочную страну. Только куда же нам идти?
Нужно оглядеться, может нам что подскажет.
Переворачиваю записку, а там три значка с цифрами 1, 2, 3.
- Ребята, смотрите, что тут.
- Это карта.
- А здесь цифры.
- Значит идем к цифре один. Что там?
- Печка.
- К печке ближе подойдем,
Все отыщем, все найдем.
- Что нам делать, где задание искать?
Гимнастика для глаз: «Посмотрим вдаль, ищем рядом, посмотрим вверх, вниз, нарисуем глазами клубок».
- Нужно везде посмотреть: и под печкой, и в печке, и на печке.
- Откуда начнем?
- Что под печкой?
- Дрова!
- Заслонку откроем, заглянем в печку. Что там? (ПОСУДА) Назовите эти предметы.
- Чугун, горшок, сковорода, крынка.
- А что там внутри, чтобы это узнать нам надо из печки все это достать. А чем?
- Ухватом.
- Кто хочет попробовать?
(Достают, все пусто).
- Для чего нужна эта посуда?
- В чугуне - щи да кашу варить, в горшке- молоко квасить и топить, а на сковороде- все жарить, да блины и пироги печь.
- Видно, давно печь не топили, обед не варили. Осталось на печную лежанку заглянуть? Смотрите! На печке мешок лежит, интересно, что в нем?
Игра "Чудесный мешочек"
Ребенок опускает руку в мешок, нащупывает предмет и говорит:
1. Дед бил-бил, не разбил,
Баба била-била, не разбила.
Воспитатель: Что это?
- Яичко! 2.- Ложка из сказки "Жихарка". 3. Скалочка, "Лисичка со скалочкой".4.
(Таким образом достают все 3 предмета: яичко, ложку, скалочку)
Раздается волшебный звук
Молодцы, справились с этой задачей. Куда дальше идем?
- К яблоньке. (Ребята, назовите сказки в которых встречается яблонька)
- Смотрите, какие румяные яблочки,
А это что?
- Корзина!
- А в корзине записка:
Яблочки мои созрели,
Урожай пора собрать,
Тот, кто правильно ответит,
Будет яблочко срывать.
- Вспомните, кому и в каких сказках помогали яблонька или яблочко.
Яблочко, нам помоги, сказки эти покажи. Презентация.
По полям, лесам бежала,
Братца милого искала:
"Я его не сберегла,
И сама найти должна."
"Гуси-лебеди"
Батюшка ее любил
И на ярмарке купил
блюдце не простое,
что-то наливное. Машенька, "Серебряное блюдечко да наливное яблочко"
Так коровушку жалела,
Мяса крошечки не съела.
В сад воды носила,
Яблоньку взрастила.
Хаврошечка из сказки "Крошечка-Хаврошечка"
- Вспомните, героев сказок, какими они вам представляются. Давайте по очереди, не перебивая друг друга, называть положительные или отрицательные черты характера этих сказочных главных героев и срывать с яблоньки по одному яблоку. Если герой добрый кладем яблоко в светлую корзину, если злой в темную.
Тут так и написано:
Про их характер говорите,
В корзину яблочки кладите.
Раздается волшебный звук
- Вот Молодцы!
Как много вы знаете, все яблоки собрали.
И с этим заданием справились.
Ребята, а какие волшебные слова и хорошие поступки вы знаете?
А теперь скорее в путь.
Оглядитесь-ка вокруг.
Куда дальше пойдем?
- К речке!
- А каким образом нам через речку переправиться?
- Перейти, переплыть, переправиться на лодке, по мостику.
- Ой, ребята, смотрите! Что это?
По- моему, стройматериалы.
Как вы думаете, что из него можно сделать?
Правильно, мостик.
- Глядите! Здесь что-то написано:
"Через речку перейдете, если мостик соберёте,
На вопросы отвечайте и дощечку добавляйте".
1-я дощечка:
Вспомните и назовите русские народные пословицы и поговорки?
Например, сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.
2- я дощечка:
Назовите волшебные предметы, которые встречаются в сказках:
сапоги-скороходы,
шапка-невидимка,
волшебная палочка и т.д.
3- я дощечка:
Вспомните и назовите слова, которые в сказке повторяются героем несколько раз:
"Маша и медведь":
Не садись на пенек,
Не ешь пирожок.
"Сивка-бурка":
Сивка-бурка, вещий каурка,
Встань передо мной,
как лист перед травой.
"По-щучьему веленью":
По-щучьему веленью,
По-моему хотенью....
Перешли, слышится треск, избушка поворачивается.
Слышите, кажется поблизости где-то Баба-Яга или ее избушка.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
"В темном лесу есть избушка"
Темный лес, - дети делают круговые движения перед собой.
- лесу избушка – дети показывают руки вперед.
Стоит задом наперед – дети поворачиваются вокруг себя.
той избушке есть старушка – грозят пальцем.
Страшная Яга живет – грозят пальцем другой руки.
Нос крючком, - показывают пальчиком.
Глаза большие – показывают.
Словно угольки горят- покачивают головой.
Ух, сердитая какая! – бег на месте.
Дыбом волосы стоят – руки вверх.
- Ну так и есть, смотрите: записка!
"Не стерпела, не смога,
Все картинки порвала.
Если соберете,
В сказки их вернете."
(Перед занятием детям прикреплены кружки трех цветов, на столе тарелочки таких же цветов, на которых лежат разрезные картинки)
- Посмотрите внимательно, к какой тарелочке вам надо подойти, она такого же цвета, как ваша эмблема. Поделитесь на группы и приступайте к выполнению задания.
(Три медведя, три богатыря, три девицы)
- Подумайте и скажите, что общего у этих картинок?
- Правильно.
В сказках число "три" непростое — магическое. Давайте вспомним, где в сказках встречается это число.
- Тройка коней, Тридесятое царство, тридевять земель, трехглавый дракон, три богатыря, три желания, три героя (Пузырь, соломинка, лапоть), три сына, действия выполняются по три раза...
- А в нашем путешествии мы встречались с этим числом?
- (ответы детей)
Какие вы молодцы! Все задания выполнили, потому что много знаете и умеете. Не пора ли нам вернуться в детский сад?
(Звучит волшебная музыка)
Встанем на наш ковер-самолет и
Скажем волшебные слова:
Три раза хлопни,
Три раза топни,
Три раза влево повернись,
В детский сад скорей вернись!
(Смотрим в книгу)
- Ой, смотрите - чудеса!
Всё на месте! Вот так да!
- Ребята, о каком волшебном числе мы узнали сегодня на занятии?
- Кто запомнил, почему Бабу Ягу так называют. (Что нового вы сегодня узнали?)
- Спасибо вам, милые ребятки за то, что помогли в книгу сказки вернуть. Вы
такие смелые, умелые, умные разумные, а главное — добрые.
В сказках добро всегда побеждает зло.
У доброго человека всегда много друзей, а с ними, с друзьями, жить веселей.
Посмотрите, в книге есть раскраски (лежат картинки), которые можно раскрасить и дома рассказать эту сказку маме и папе.
Мы возьмем книгу и обязательно ее прочитаем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия в старшей группе: «Путешествие по русской народной сказке».
Конспект интегрированного занятия в старшей группе:«Путешествие по русской народной сказке».Цель: разностороннее, осознанное повторение знаний и умений воспитанников с помощью комбинации в...
Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе "Путешествие по русской народной сказке "Гуси - лебеди"
Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе "Путешествие по русской народной сказке "Гуси - лебеди"...
Конспект интегрированной НОД в старшей группе «Путешествие по русской народной сказке»
Закрепить знания и умения детей с помощью комбинации видов деятельности – творческой, художественной, игровой; поддержать положительно - эмоциональное настроение....
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Путешествие по русской народной сказке «Гуси-лебеди» (старшая группа)
Цель: комплексное развитие познавательно-речевой деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий.Интеграция образовательных областей: Чтение художественной литературы,...
Конспект НОД в старшей группе «Путешествие по русским народным сказкам»
Конспект НОД в старшей группе «Путешествие по русским народным сказкам»Цель: обобщение и систематизация знаний детей о русских народных сказках, развитие эмоционально-нравственной сфе...
Конспект НОД в старшей группе «Путешествие по русским народным сказкам»
Конспект НОД в старшей группе «Путешествие по русским народным сказкам»Цель: обобщение и систематизация знаний детей о русских народных сказках, развитие эмоционально-нравственной сфе...
Конспект НОД в старшей группе «Путешествие по русским народным сказкам»
Конспект НОД в старшей группе «Путешествие по русским народным сказкам»Цель: обобщение и систематизация знаний детей о русских народных сказках, развитие эмоционально-нравственной сфе...