Семейные путешествия по Волгоградской области
проект
Цель: воспитание гражданина - патриота средствами организации активного отдыха детей и взрослых (родителей, прародителей).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_semeynye_puteshestviya.docx | 31.79 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 45 «Ромашка» г. Волжского Волгоградской области»
(МДОУ д/с № 45)
Утверждаю:
заведующий МДОУ д/с № 45
_________________ И.А. Новичкова
____________________
Принята на педагогическом совете.
Протокол от _______________ № __
Проект «Семейные путешествия по Волгоградской области»
Подготовила и провела:
Исаева Елена Валентиновна.,
Воспитатель высшей
квалификационной категории
г. Волжский, 2020 г.
«Человек был и всегда остается сыном природы,
и то, что роднит его с природой должно использоваться
для его приобщения к богатствам духовной культуры.
Мир, окружающий ребенка, - это прежде всего мир природы
с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.
Здесь, в природе, вечный источник детского разума».
В. А. Сухомлинский
Тип проекта: информационно-исследовательский;
По содержанию: ребенок, общество и его наследие;
По характеру участия: детско-взрослый, где ребенок - исполнитель проекта;
По количеству участников: внутри одной семьи Заярных (старшая группа № 10);
По продолжительности: долгосрочный.
Цель: воспитание гражданина - патриота средствами организации активного отдыха детей и взрослых (родителей, прародителей).
Задачи:
- развитие духовной общности детей и родителей в процессе совместного отдыха;
- знакомство с различными объектами Поволжья, их взаимосвязью с окружающей средой;
- формирование понимания ценности природы в жизни человека, умения видеть, слышать, любоваться ею и беречь;
-реализация идей устойчивого развития ребенка на основе деятельностного подхода через различные виды деятельности и вовлечение дошкольников в различные исследования.
Проблема: Что мы знаем о природе родного края? Зачем людям изучать природу Поволжья?
Цель – результат: в сопровождении родителей и прародителей дети знакомятся с природой родного края; постигают ценность здорового образа жизни; учатся оказывать посильную помощь природе; осваивают способы получения информации о памятниках природы и последующей презентации своих путешествий по Волгоградской области.
Этапы проектной деятельности.
- Встреча с родителями «Без истории нет будущего».
Подготовительный этап. «Анкетирование родителей». (Приложение № 1)
Ход встречи (фрагменты):
- Дискуссия на тему: «Какого человека мы называем гражданином?».
Тезисы к обсуждению проблемы:
Будущий гражданин должен органично сочетать в себе качества труженика, патриота, семьянина. Его мировоззрение должно базироваться на общечеловеческих ценностях. Он – гуманист, социально активная личность, свободная во взглядах, ориентирующаяся в окружающей обстановке, несущая ответственность за свои дела и поступки. Он – патриот своей страны, города.
Воспитание патриотов, мужественных людей, преданных Родине, требует постоянной работы, каждодневных усилий семьи, детского сада, затем школы и общества.
Растить детей гражданами и высоконравственными людьми – значит передавать им духовный опыт отцов, дедов, прадедов. Без традиций нет воспитания.
- Сообщение о развитии взаимодействия ДОУ с краеведческим музеем г. Волжского.
- Викторина для родителей: «Знаете ли вы свой Волжский край?»
(Приложение № 2).
- Анализ результатов анкетирования родителей.
Опрос родителей воспитанников детского сада № 45 г. Волжского, рассмотревший организацию отдыха детей как идею к проектированию, показал, что 87 % родителей стремятся провести отпуск вместе с детьми; семьей без детей - 4,5 %; в одиночестве – 3, 5 %; с друзьями – 1,4 %; другие варианты – 4,5 %. Отдыхать в дальних поездках полагают 50% семей, в живописных местах отдыха родного края -33,6 % , в городе – 10,7 %, другие варианты - 13,6 %. С природой связывают свой отдых 93, 5 % родителей. Из этого числа 86,4 % выбирают отдых «на воде» (на море - 37 %, реке – 43%, озере - 6,4 %).
Одновременно анкетирование выявило богатый опыт гражданско-патриотического воспитания детей в семье Заярных.
- Разучивание игр детей Поволжья.
- Педагоги рассказывают родителям о региональной программе «Воспитание маленького волжанина» Е.С. Евдокимовой.
- Подведение итогов.
Решение:
1.Обобщить и распространить опыт гражданско-патриотического воспитания детей в семье Заярных.
II. Обобщение опыта семьи Заярных.
Алгоритм подготовки к семейному путешествию и отражение впечатлений о путешествии к месту отдыха в семейных дневниках, рассказах, стихах, детских рисунках.
- Выбираем маршрут.
Поисковая деятельность, направленная на сбор информации об объекте природы Поволжья, о природном явлении. Совместно с ребенком определяем и обсуждаем маршрут путешествия. Ищем маршрут по карте области. Собираем рюкзак юного туриста (ребенку могут пригодиться в путешествии материалы для творчества: альбом, фломастеры или карандаши для зарисовок, цветная бумага, клей, ножницы).
- Дорога к объекту.
Фотохроника семейного путешествия по выбранному маршруту. Отражение впечатлений о путешествии к месту отдыха в семейных рассказах, стихах, детских рисунках.
- Мы вместе.
Описание совместных переживаний, связанных с семейным отдыхом вдали от отчего дома (радости, восторга от овладения ребенком навыками плавания, приготовления пищи, прогулки по берегу вечерней реки (озера) и т.д.).
- Встречи с прекрасным.
Описание объектов природы и культуры, поразивших красотой форм, гармонией детей и взрослых. Фоторепортаж.
- Наша коллекция.
Представление коллекции растений, камней, открыток, игрушек и других интересных предметов, рассказывающих об удивительном природном и культурном наследии края.
Интервью с мамой, Заярной Оксаной Валериевной.
В семейных путешествиях принимают участие:
Дедушка: Егоров Валерий Алексеевич. Годы жизни //1958-2013//…
Бабушка: Егорова Татьяна Яковлевна – 59 лет. Работает преподавателем в ВИЭПП.
Дядя: Егоров Станислав Валериевич – 30 лет. Инженер в ООО «ИНЭЛ».
Мама: Заярная Оксана Валериевна – 35 лет. Работает старшим инструктором-методистом в МБОУ ДО ДЮСШ №3.
Папа: Заярный Андрей Викторович – 43 года. Работает тренером-преподавателем (дзюдо) в МКОУ ДОД ВОДЮСШ.
Дочь: Заярная Софья – 12 лет. Учится в МБОУ СШ №18, выпускница МБДОУ д/с № 45. Сын: Заярный Степан, 6 лет Воспитанник МБДОУ д/с № 45 (группа № 10).
«Любовь к туризму (как водному, так и велотуризму, и горному) нам привили бабушка и дедушка, которые и познакомились в альпинистском лагере. Бабушка активно занималась спортивным ориентированием и альпинизмом.
По традиции нашей семьи мы ходим в походы на байдарках два раза в год: весенний и летний походы. Ночуем в палатках, готовим на костре. В нашей компании обязательно есть человек, хорошо знающий пойму, ответственный за маршрут (раньше это был мой папа, а теперь - мой брат Стас), другой – за раскладку (чаще это моя мама), т.е. она составляет меню и распределяет кому, что и сколько брать.
Весенние походы продолжительностью 3-4 дня выпадают на майские праздники. По своим маршрутам всегда получаются очень насыщенные, интересные и проходят по Волго-Ахтубинской пойме в период паводка. В это время ерики, озера, реки все сливаются, переливаются. Мы проходим участки, где бывает очень сильное течение, а где-то попадаем буквально в «открытое море с волнами» и без берегов, где нет течения вообще. Но самое интересное – это преодоление завалов, т.е. когда русло завалено валежником. Приходится распиливать бревна прямо в воде, прочищать русло для прохода байдарки. К сожалению, в последние годы ГЭС сбрасывает очень мало воды, пойму не затапливает, приходиться переносить байдарки, это самое нелюбимое для всех.
Примерные маршруты весенних походов:
- Козий пляж (п. Рабочий), (т.е. начинаем по р.Ахтуба)- затем ерик Пахотный->ерик Каширин->ерик Лещёв-> посёлок Булгаков (где собираем байдарки, грузимся в заказной автобус и уставшие, но довольные едим по домам).
- О.Зелёный (собираемся под мостом) (т.е. начинаем по р.Ахтуба)-> затем ерик Бугай-> ерик Заплатка-> ерик Проран (в разные годы в зависимости от паводка по этому ерику идём то по течению, но чаще – против течения)-> р. Ахтуба, Ленинск.
- Посёлок Калинин и по ерику Старая Ахтуба до посёлка Лопушок.
А летние походы длятся 7-10 дней. Идём обычно в августе. Примерные летние маршруты:
- Либо по р.Волга до г.Ахтубинска;
- Либо по р.Ахтуба.
- Ерик Петлеватый (мост Дружба)->выход в р.Ахтуба и идём до Царёва.
Летние походы насыщенны купанием, футболом, волейболом, рыбалкой. Дедушка нашу байдарку модифицировал и превратил её в парусник, т.к. по наблюдениям, в августе часто дует попутный ветер и тогда наши путешествия становятся ещё более увлекательными.
Осенью, по выходным, в нашей семье заведено делать вело - выезды в пойму. Мы собираем грибы, ловим рыбу, отдыхаем.
А зимой с друзьями любим собираться в пойме, чтобы покататься на санках, коньках, побегать на лыжах, слепить снеговика, поиграть в снежки, развести костер. Но прошлой зимой ездили в г. Урюпинск Волгоградской области, чтобы покататься на склонах на плюшках и сноубордах. Вечерами ходили в бассейн и сауну.
Мы за здоровый образ жизни и активный отдых всей семьёй в своем регионе, который способствует гражданско-патриотическому воспитанию детей!».
III. Результат проекта.
Дети:
- в сопровождении родителей и прародителей дети познакомились с природой родного края;
- приобщились к здоровому образу жизни;
- научились замечать прекрасное, любоваться им, делиться своими чувствами, оказывать посильную помощь природе;
- научились проводить различные исследования, фиксировать результаты.
Родители.
- появилась духовная общность детей и родителей;
- освоили не только способы получения информации о памятниках природы, но и последующей презентации своих путешествий по Волгоградской области;
- распространили опыт семейного гражданско-патриотического воспитания среди педагогов и родителей воспитанников ДОУ; их примеру последовали родители из других семей, которые ранее не отдыхали вместе с детьми на природе родного края.
Приложение № 1
Вопросы анкеты:
1.Как вы стремитесь провести свой отпуск?
- вместе с детьми
- семьей без детей
- в одиночестве
- с друзьями
- другие варианты
2. Где предполагаете отдыхать?
- в дальних поездках
- в живописных местах отдыха родного края
- в городе
- другие варианты
3.Планируете ли вы связать свой отдых с природой (отдых «на воде»)?
- на море
- на реке
- на озере
Приложение № 2
- На какой возвышенности расположен г. Волгоград?
(на стыке 3-х природных равнин: Приволжской возвышенности , Прикаспийской возвышенности и Ергеней).
- Какие реки Волгоградской области вам известны?
(Волга, Чир, Дон, Ахтуба, Хопер, Бузулук, Арчеда, Терса, Медведица, Иловля и др.).
- Какой единственный город расположен внутри Волго-Ахтубинской поймы? (Краснослободск).
- Как называется столица российской глубинки? (Урюпинск).
- Вам известно, где располагаются единственные в мире плавающие острова с древесно-кустарниковой растительностью?
(Озеро Бабинское Алексеевский район).
- Где родился бывший министр образования России Владимир Филиппов? (г. Урюпинск).
- Каких животных и растения из Красной книги можно встретить в нашей области?
(бобер, выхухоль, русский осетр, журавль-красавка, богомол, жук-олень, пролеска сибирская, тюльпан Шренка и др.).
- Что такое Шемякинская дача?
(Правобережье Хопра, лесные урочище – байрачные леса).
- Кому из героев повести М.А. Шолохова «Судьба человека» открыт памятник?
( в г. Урюпинске на месте чайной герою Соколову и беспризорнику Ване).
- На какой платформе расположена Волгоградская область?
(На Юго-Восточной Русской платформе).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Доктор Айболит в гостях у детей» Сценарий семейного праздника 8 марта для детей средней группы. Автор: Дьячкова Ольга Владимировна - музыкальный руководитель детского сада № 82 "Сказка" г. Волжского Волгоградской области
Совместное творчество детей, родителей и педагогов - источник эффективного взаимодействия....
«Снова праздник к нам пришел» Сценарий семейного праздника ко дню пожилого человека для детей старшей группы. Автор: Дьячкова Ольга Владимировна - музыкальный руководитель МБДОУ детский сад " 82 "Сказка" г. Волжского Волгоградской области
Совместное творчество детей, родителей и педагогов - источник эффективного взаимодействия....
Методическая разработка "Животные водоемов Волгоградской области"
Данная методическая разработка направлена на освоение детьми конкретных представлений и знаний о существовании животных водоемов (конкретно по Волгоградской области), их разнообразии...
Справочно-методическое пособие "Природные парки Волгоградской области"
Данная информационно-методическая разработка предназначена для повышения уровня осведомленности педагогов и родителей воспитанников в вопросах богатства и разнообразия природных ресу...
«Наша малая Родина – Волгоградская область». Конспект занятия: «Остров Сарпинский – островок живой природы на реке Волге».
Конспект занятия по "Окружающему миру" для работы с детьми 6-7 лет. В процессе занятия ребята знакомятся с природой Волгоградской области (остров Сарпинский), расширяют знания о животном и растительно...
Конспект НОД по экологии в подготовительной группе детского сада на тему "Путешествие по природным паркам Волгоградской области"
Дети познакомятся с понятием «заповедник» и роли человека в жизни его обитателей; с географической картой Волгоградской области, с местоположением заповедников и национальных п...
Конспект НОД по познавательному развитию детей в старшей группе на тему: " Путешествие по страницам Красной книги Волгоградской области"
Проведено в рамках экологического месячника....