Семейные путешествия по Волгоградской области
проект

Исаева Елена Валентиновна

Цель: воспитание гражданина - патриота  средствами организации активного отдыха детей и взрослых (родителей, прародителей).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_semeynye_puteshestviya.docx31.79 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 45 «Ромашка» г. Волжского Волгоградской области»

(МДОУ д/с № 45)

Утверждаю:

заведующий МДОУ д/с № 45

_________________  И.А. Новичкова

____________________

Принята на педагогическом совете.

Протокол от _______________ № __                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

Проект «Семейные путешествия по Волгоградской области»

                                                                                                    Подготовила и провела:

 Исаева Елена Валентиновна.,  

                                                                              Воспитатель высшей

                                                                                           квалификационной категории

г. Волжский, 2020 г.

«Человек был и всегда остается сыном природы,

и то, что роднит его с природой должно использоваться

 для его приобщения к богатствам духовной культуры.

Мир, окружающий ребенка, - это прежде всего мир природы

 с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.

Здесь, в природе, вечный источник детского разума».

                                                                                                                                                     В. А. Сухомлинский

Тип проекта: информационно-исследовательский;

По содержанию: ребенок, общество и его наследие;

По характеру участия: детско-взрослый, где ребенок - исполнитель проекта;

По количеству участников: внутри одной семьи Заярных (старшая группа № 10);

По продолжительности: долгосрочный.

Цель: воспитание гражданина - патриота  средствами организации активного отдыха детей и взрослых (родителей, прародителей).

 

Задачи:

- развитие духовной общности детей и родителей в процессе совместного отдыха;

- знакомство с различными объектами  Поволжья, их взаимосвязью с окружающей средой;

- формирование понимания ценности природы в жизни человека, умения видеть, слышать, любоваться ею и беречь;

-реализация идей устойчивого развития ребенка  на основе деятельностного подхода через различные виды деятельности и вовлечение дошкольников в различные исследования.

Проблема: Что мы знаем о природе родного края?  Зачем людям изучать  природу Поволжья?

Цель – результат: в сопровождении родителей и прародителей дети знакомятся с природой родного края; постигают ценность здорового образа жизни; учатся оказывать посильную помощь природе; осваивают способы получения информации о памятниках природы и последующей презентации своих путешествий по Волгоградской области.

Этапы проектной деятельности.

  1. Встреча с родителями «Без истории нет будущего».

Подготовительный этап. «Анкетирование родителей». (Приложение № 1)

Ход встречи (фрагменты):

  1. Дискуссия на тему: «Какого человека мы называем гражданином?».

Тезисы к обсуждению проблемы:

Будущий гражданин должен  органично сочетать в себе качества труженика, патриота, семьянина. Его мировоззрение должно базироваться на общечеловеческих ценностях. Он – гуманист, социально активная личность, свободная во взглядах, ориентирующаяся в окружающей обстановке, несущая ответственность за свои дела и поступки. Он – патриот своей страны, города.

Воспитание патриотов, мужественных людей, преданных Родине, требует постоянной работы, каждодневных усилий семьи, детского сада, затем школы и общества.

Растить детей гражданами и высоконравственными людьми – значит передавать им духовный опыт отцов, дедов, прадедов. Без традиций нет воспитания.

  1. Сообщение о развитии взаимодействия ДОУ с краеведческим музеем г. Волжского.
  2. Викторина для родителей: «Знаете ли вы свой Волжский край?»

(Приложение № 2).

  1. Анализ результатов анкетирования родителей.

Опрос родителей воспитанников детского сада № 45 г. Волжского, рассмотревший организацию отдыха детей как идею к проектированию, показал, что 87 % родителей стремятся  провести отпуск вместе с детьми; семьей  без детей - 4,5 %; в одиночестве – 3, 5 %; с друзьями – 1,4 %; другие варианты – 4,5 %. Отдыхать в дальних поездках полагают 50% семей, в живописных местах отдыха родного края -33,6 % , в городе – 10,7 %, другие варианты - 13,6 %. С природой связывают свой отдых 93, 5 % родителей. Из этого числа 86,4 % выбирают отдых «на воде» (на море - 37 %, реке – 43%, озере -  6,4 %).

Одновременно анкетирование выявило богатый опыт гражданско-патриотического воспитания детей в семье Заярных.

  1. Разучивание игр детей  Поволжья.
  2. Педагоги рассказывают родителям  о региональной программе «Воспитание маленького волжанина» Е.С. Евдокимовой.
  3. Подведение итогов.

Решение:

1.Обобщить и распространить опыт гражданско-патриотического воспитания детей в семье Заярных.

II. Обобщение опыта семьи Заярных.

Алгоритм подготовки к семейному путешествию и отражение впечатлений о путешествии к месту отдыха в семейных дневниках, рассказах, стихах, детских  рисунках.

  1. Выбираем  маршрут.

Поисковая деятельность, направленная на сбор информации об объекте природы Поволжья, о природном явлении. Совместно с ребенком определяем и обсуждаем маршрут путешествия. Ищем маршрут по карте области. Собираем рюкзак юного туриста (ребенку могут пригодиться в путешествии материалы для творчества: альбом, фломастеры или карандаши для зарисовок, цветная бумага, клей, ножницы).

  1. Дорога к объекту.

Фотохроника семейного путешествия по выбранному маршруту. Отражение впечатлений о путешествии к месту отдыха в семейных рассказах, стихах, детских рисунках.

  1. Мы вместе.

Описание совместных переживаний, связанных с семейным отдыхом вдали от отчего дома (радости, восторга от овладения ребенком навыками плавания, приготовления пищи, прогулки по берегу вечерней реки (озера) и т.д.).

  1. Встречи с прекрасным.

Описание объектов природы и культуры, поразивших красотой форм, гармонией детей и взрослых. Фоторепортаж.

  1. Наша  коллекция.

Представление коллекции растений, камней, открыток, игрушек и других интересных предметов, рассказывающих об удивительном природном и культурном наследии края.

Интервью с мамой, Заярной Оксаной Валериевной.

В семейных путешествиях принимают участие:

Дедушка: Егоров Валерий Алексеевич. Годы жизни //1958-2013//…

Бабушка: Егорова Татьяна Яковлевна – 59 лет. Работает преподавателем в ВИЭПП.

Дядя: Егоров Станислав Валериевич – 30 лет. Инженер в ООО «ИНЭЛ».

Мама: Заярная Оксана Валериевна – 35 лет. Работает старшим инструктором-методистом в МБОУ ДО ДЮСШ №3.

Папа: Заярный Андрей Викторович – 43 года. Работает тренером-преподавателем (дзюдо) в МКОУ ДОД ВОДЮСШ.  

Дочь: Заярная Софья – 12 лет. Учится в МБОУ СШ №18, выпускница МБДОУ д/с № 45. Сын: Заярный  Степан, 6 лет Воспитанник МБДОУ д/с № 45 (группа № 10).

«Любовь к туризму (как водному, так и велотуризму, и горному) нам привили бабушка и дедушка, которые и познакомились в альпинистском лагере. Бабушка активно занималась спортивным ориентированием и альпинизмом.

По традиции нашей семьи мы ходим в походы на байдарках два раза в год: весенний и летний походы. Ночуем в палатках, готовим на костре. В нашей компании обязательно есть человек, хорошо знающий пойму, ответственный за маршрут (раньше это был мой папа, а теперь - мой брат Стас), другой – за раскладку (чаще это моя мама), т.е. она составляет меню и распределяет кому, что и сколько брать.

Весенние походы продолжительностью 3-4 дня выпадают на майские праздники. По своим маршрутам всегда получаются очень насыщенные, интересные и проходят по Волго-Ахтубинской пойме в период паводка. В это время ерики, озера, реки все сливаются, переливаются. Мы проходим участки, где бывает очень сильное течение, а где-то попадаем буквально в «открытое море с волнами» и без берегов, где нет течения вообще. Но самое интересное – это преодоление завалов, т.е. когда русло завалено валежником. Приходится распиливать бревна прямо в воде, прочищать русло для прохода байдарки. К сожалению, в последние годы ГЭС сбрасывает очень мало воды, пойму не затапливает,  приходиться переносить байдарки, это самое нелюбимое для всех.

Примерные маршруты весенних походов:

  1. Козий пляж (п. Рабочий), (т.е. начинаем по р.Ахтуба)- затем ерик Пахотный->ерик Каширин->ерик  Лещёв-> посёлок Булгаков (где собираем байдарки, грузимся в заказной автобус и уставшие, но довольные едим по домам).
  2. О.Зелёный (собираемся под мостом) (т.е. начинаем по р.Ахтуба)-> затем ерик Бугай-> ерик Заплатка-> ерик Проран (в разные годы в зависимости от паводка по этому ерику  идём то по течению, но чаще – против течения)-> р. Ахтуба, Ленинск.
  3. Посёлок Калинин и по ерику Старая Ахтуба до посёлка Лопушок.

А летние походы длятся 7-10 дней. Идём обычно в августе. Примерные летние маршруты:

  1. Либо по р.Волга до г.Ахтубинска;
  2. Либо по р.Ахтуба.
  3. Ерик Петлеватый (мост Дружба)->выход в р.Ахтуба и идём до Царёва.

Летние походы насыщенны купанием, футболом, волейболом, рыбалкой. Дедушка нашу байдарку модифицировал и превратил её в парусник, т.к. по наблюдениям, в августе часто дует попутный ветер и тогда наши путешествия становятся ещё более увлекательными.

Осенью, по выходным, в нашей семье заведено делать вело - выезды в пойму. Мы собираем грибы, ловим рыбу, отдыхаем.

А зимой с друзьями любим собираться в пойме, чтобы покататься  на санках, коньках, побегать на лыжах, слепить снеговика, поиграть в снежки, развести костер. Но прошлой зимой ездили в г. Урюпинск Волгоградской области, чтобы покататься на склонах на плюшках и сноубордах. Вечерами ходили в бассейн и сауну.

Мы за здоровый образ жизни и активный отдых всей семьёй в своем регионе, который способствует гражданско-патриотическому воспитанию детей!».

III. Результат проекта. 

Дети:

  • в сопровождении родителей и прародителей дети познакомились с природой родного края;
  • приобщились к  здоровому образу жизни;
  • научились замечать прекрасное, любоваться им, делиться своими чувствами, оказывать посильную помощь природе;
  • научились проводить различные исследования, фиксировать результаты.

Родители.

  •  появилась духовная общность детей и родителей;
  • освоили не только способы получения информации о памятниках природы, но и последующей презентации своих путешествий по Волгоградской области;
  • распространили опыт семейного гражданско-патриотического воспитания среди педагогов и родителей воспитанников ДОУ; их примеру последовали родители из других семей, которые ранее не отдыхали вместе с детьми на природе родного края.

Приложение № 1

Вопросы анкеты:

1.Как вы стремитесь провести свой отпуск?

- вместе с детьми

- семьей без детей

- в одиночестве

- с друзьями

- другие варианты

2. Где предполагаете отдыхать?

- в дальних поездках  

- в живописных  местах отдыха  родного  края

- в городе

- другие варианты

3.Планируете ли вы связать свой отдых с природой  (отдых «на воде»)?

- на море

- на реке

- на озере

Приложение № 2

  • На какой возвышенности расположен г. Волгоград?

(на стыке 3-х природных равнин: Приволжской возвышенности , Прикаспийской возвышенности и Ергеней).

  •  Какие реки Волгоградской области вам известны?

(Волга, Чир, Дон, Ахтуба, Хопер, Бузулук, Арчеда, Терса, Медведица, Иловля и др.).

  •  Какой единственный город расположен внутри Волго-Ахтубинской поймы? (Краснослободск).
  •  Как называется столица российской глубинки? (Урюпинск).
  •  Вам известно, где располагаются единственные в мире плавающие острова с древесно-кустарниковой растительностью?

(Озеро Бабинское Алексеевский район).

  • Где родился бывший министр образования России Владимир Филиппов? (г. Урюпинск).
  •  Каких животных и растения из Красной книги можно встретить в нашей области?

(бобер, выхухоль, русский осетр, журавль-красавка, богомол, жук-олень, пролеска сибирская, тюльпан Шренка и др.).

  •  Что такое Шемякинская дача?

(Правобережье Хопра, лесные урочище – байрачные леса).

  •  Кому из героев повести М.А. Шолохова «Судьба человека» открыт памятник?

( в г. Урюпинске на месте чайной герою Соколову и беспризорнику Ване).

  •  На какой платформе расположена Волгоградская область?

(На Юго-Восточной Русской  платформе).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Животные водоемов Волгоградской области"

Данная  методическая разработка направлена на освоение детьми конкретных  представлений и знаний о существовании животных водоемов (конкретно по Волгоградской области), их разнообразии...

Справочно-методическое пособие "Природные парки Волгоградской области"

Данная информационно-методическая разработка предназначена для повышения уровня осведомленности педагогов и  родителей воспитанников  в  вопросах богатства и разнообразия природных ресу...

«Наша малая Родина – Волгоградская область». Конспект занятия: «Остров Сарпинский – островок живой природы на реке Волге».

Конспект занятия по "Окружающему миру" для работы с детьми 6-7 лет. В процессе занятия ребята знакомятся с природой Волгоградской области (остров Сарпинский), расширяют знания о животном и растительно...

Конспект НОД по экологии в подготовительной группе детского сада на тему "Путешествие по природным паркам Волгоградской области"

Дети познакомятся  с понятием «заповедник» и роли человека в жизни его обитателей; с географической картой Волгоградской  области, с местоположением заповедников и национальных п...