Проект "Сила непобедимая" о святых русских воинах
проект (старшая, подготовительная группа)

Докукина Анна Петровна

Мини-проект вошел в модуль "История и краеведение" проекта по духовно-нравственному воспитанию "Зернышки Добра"

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ

«Сила непобедимая»

по духовно-нравственному воспитанию детей 5-6 лет

Автор: воспитатель МКДОУ №77 Докукина Анна Петровна

Тип проекта: Информационный практико-ориентированный.

По количеству участников: групповой

Продолжительность проекта: среднесрочный (6 мес.)

Участники проекта: дети 5-6 лет, родители воспитанников, воспитатели, ПДО по ИЗО, музыкальный руководитель.

Актуальность темы: Национальная история и культура входит в наше сознание вместе с генами родителей. И чем раньше ребенок придет к пониманию и осмыслению истории и культуры своего народа, тем больше проникнется чистотой народных ценностей, тем роднее и ближе она ему станет.

Сегодня  стало актуальным приобщение детей к истинным ценностям, поэтому поиск путей оптимизации воспитательного процесса, формирующего гражданские позиции детей, является перспективным и бесспорно требующим решения.

         В ходе бесед с детьми я выяснила, что им интересна тема истории Отечества, но они мало об этом знают. Так после просмотра мультфильма «Илья Муромец» я провела беседу с использованием «модели трех вопросов» и выяснила, что дети получили представление о персонаже, как о сказочном герое. «А хотите ли вы узнать о настоящем Илье Муромце?» и «Как мы об этом узнаем?» были следующие вопросы. Дети проявили интерес к данной теме и стали задавать множество вопросов о других богатырях, были ли они настоящими, как они сражались, откуда мы сейчас можем об этом узнать.

         На подготовительном этапе была также проведена беседа с родителями и мы выяснили, что они замечают интерес детей к героям сказок и былин, дети с удовольствием слушают сказки о героях-богатырях, смотрят мультфильмы. Но при этом родители отметили, что им самим не хватает информации, чтобы говорить с детьми об истории.

          Таким образом, мы определили проблему: Воспитанники группы живо интересуются героическим прошлым нашей Родины, но мало об этом знают. Материалы по истории Отечества, имеющиеся в распоряжении детей и родителей слишком сложны для дошкольников. Поэтому необходимо помочь детям удовлетворить их познавательные интересы и адаптировать имеющиеся материалы к дошкольному возрасту.

          Также мы сформулировали цель проекта: Формирование устойчивого интереса к изучению исторического прошлого нашей Родины, ее культуры у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи для воспитанников:

Образовательные  

  • познакомить детей с жизнью наших предков, их бытом, устройством и жизнью древних русских городов;
  • познакомить с личностями святых русских воинов: Ильи Муромца, Александра Невского, Дмитрия Донского;
  • дать представление о доспехах русского воина;
  • познакомить с произведениями русских художников и композиторов, повествующих об исторических событиях далекого прошлого нашей страны;

Развивающие:

  • развивать мышление детей: умение анализировать, сопоставлять события, делать выводы;
  • развивать связную образную речь, умение выражать свои мысли, вести диалог;
  • развивать зрительную и моторную память, творческое воображение;

Воспитательные:

  • воспитывать гордость за свою страну;
  • воспитывать чувство сопереживания героям.

Задачи по взаимодействию с семьей:

  •   активизировать участие родителей в жизни детей в группе;
  •   привлечение родителей к организации совместных мероприятий: выставок, экскурсий, концертов;
  •   организация домашних просмотров мультфильмов, телепередач, видеоклипов по рекомендации педагогов;

 

Организационные задачи для педагогов:

  • расширять познания педагогов в области изучения истории   и культуры родной страны с детьми дошкольного возраста;
  • разрабатывать наглядные и дидактические материалы для занятий с       детьми: создание компьютерных презентаций, аудио- и видеотеки, подборка библиотечки исторической и житийной литературы для детей;
  • пополнять методическую копилку педагогов новыми формами работы с детьми и их семьями;

Ожидаемые результаты:

Для детей:

  • получат знания о подлинных исторических событиях, о жизни людей в далеком прошлом, о героях русской истории;
  • у детей сформируется стремление к исследованию объектов старины, они научатся делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи;
  • обогатится и активизируется словарь детей за счет исторических терминов и слов, используемых в речи героев сказок и былин;
  • повысится выразительность речи детей;  
  • активизируется взаимодействие со сверстниками и педагогами;

Для родителей:

  • родители получат новый опыт, позволяющий раскрыть потенциальные способности и интересы детей;
  • смогут расширить сферу семейных интересов;.

Для педагогов:  

  • педагоги повысят свою педагогическую компетенцию в данном направлении;
  • приобретут новый опыт в сотрудничестве с родителями и социальными партнерами;
  • обогатят методическую копилку новыми интегрированными формами работы;
  • примут участие в создании электронного методического ресурса «От Александра Невского до наших дней»

            Продукты проекта:

  • изготовление доспехов русского воина – щитов, мечей из картона, пластилина, фольги и т.д.
  • создание презентаций «Илья Муромец», «Александр Невский», «Дмитрий Донской» для дошкольников;
  • создание библиотечки православной литературы для детей;
  • разработка итогового занятия (НОД) «Сила непобедимая»;
  • подготовленные материалы для электронного методического ресурса «От Александра Невского до наших дней» и одноименного печатного сборника.

Оценка результативности проекта:

  • проведение итогового открытого занятия (НОД) «Сила непобедимая»;
  • повторная беседа с детьми с использованием «модели трех вопросов», обсуждение результатов проекта и поиск новых интересных тем;
  • анкетирование родителей с целью уточнения вопросов:

-была ли интересна данная тема детям и родителям;

- обсуждался ли данный проект в семье;

- имеет ли смысл продолжать работу в этом направлении;

- какие темы проектов могли бы их заинтересовать.

Этапы реализации проекта:

I этап. Подготовительный.

Деятельность педагогов:

- Изучение материалов по теме проекта.

- Подбор литературы по теме.

- Создание адаптированных для дошкольного возраста подборок материала для бесед, игрового материала, творческих заданий.

Деятельность педагогов совместно с родителями:

- Проведение беседы-опроса родителей с целью выявления интереса детей к героическому прошлому, к истории Отечества, а также трудностей в изучении этого вопроса;

- Обсуждение с родителями возможности их участия в проекте (семейные экскурсии, домашнее чтение, просмотр мультфильмов и телепередач, участие в выставках и других мероприятиях).

Деятельность педагогов совместно с детьми:

- просмотр и обсуждение мультфильма «Илья Муромец» (Союзмультфильм,1975г.), беседа с использованием методики «три вопроса»;

- постановка проблемы: «Можем ли мы сейчас узнать о том, что было в далеком прошлом?», «Как мы об этом узнаем?»

- обсуждение с детьми плана работы и их участия в этой работе (посещение музея, библиотеки, изучение интернет-ресурсов совместно с родителями и педагогами)        

II этап. Практический.

Рабочий план реализации проекта:

месяц

мероприятие

ответственные

Ноябрь

  1. «Как жили наши предки?» (беседа о русском городе, его устройстве и обитателях), виртуальная экскурсия в музей.

  1. Рассматривание картины «Московский кремль» А.Васнецова.

  1. Знакомство с настольной игрой «Моя Родина – Россия»

Воспитатели

ПДО по ИЗО

Воспитатели

Декабрь

  1. «Русский богатырь - Илья Муромец» (беседа, просмотр отрывка из телепередачи «Радость моя» https://radostmoya.ru/project/rasskazy_o_svyatyh/video/3/)

  1. «Доспехи богатырские» - игра-викторина по знакомству со снаряжением русских ратников.

  1. НОД «Святые воины России. Илья Муромец», знакомство с картиной «Богатыри» В.Васнецова, произведением М.П.Мусоргского «Богатырские ворота», колокольным звоном «Набат»

Воспитатели

Воспитатели

ПДО по ИЗО, муз. руководитель.

Январь

  1. «Святой Александр Невский – великий русский полководец» знакомство с жизнью и подвигами святого благоверного князя (беседы), просмотр мультфильма «История Александра Невского для малышей» https://www.youtube.com/watch?v=MrKUycFPaPE

  1. Игра «Собери воина в дорогу» (на закрепление знаний о снаряжении русских воинов).

  1. Продуктивная деятельность «Щит и меч»: поделки из бумаги, картона, фольги, пластилина.

Воспитатели

Воспитатели

ПДО по ИЗО, воспитатели

Февраль

  1. Дмитрий Донской – защитник земли Русской (беседы о жизни и подвигах святого русского воина, просмотр мультфильма из серии «Мульткалендарь» https://www.youtube.com/watch?v=z9zsR4TW6q0)

  1. НОД «Куликовская битва на полотнах художников» (рассматривание картин русских художников о Куликовской битве)

Воспитатели

Воспитатели

III этап Заключительный

 - Итоговое открытое занятие «Сила непобедимая»

(интегрированная  НОД с использованием мультимедиа, музыкального материала, игровых моментов);

- анкетирование родителей;

- участие в создании электронного методического ресурса «От Александра Невского до наших дней» и одноименного печатного сборника.

Приложение 1.

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПРОЕКТА

  1. Презентация «Илья Муромец» (материалы для беседы с детьми)

https://disk.yandex.ru/i/B-v_JoMxKNxXTw 

Аннотация к презентации:

Тема: Илья Муромец, былинный герой и святой русский воин.

Цель: познакомить детей с жизнью и подвигами святого преподобного Ильи Муромца.

Целевая аудитория: педагоги ДОУ (воспитатели, музыкальные руководители, педагоги ДО).

С самого детства знакомо нам имя сказочного героя и былинного богатыря Ильи Муромца. Мы читали о его подвигах, смотрели фильмы и мультфильмы, знакомы с произведениями русских художников, изображающих этого поистине сказочного воина. Но в детстве мы даже не догадывались, что этот герой и в самом деле существовал, жил на Руси, защищал русскую землю, а в конце жизненного пути ушел в монастырь и молился там за нас, грешных. Мощи святого преподобного Ильи Муромца почивают в Киево- Печерской Лавре и поныне. День памяти святого молитвенника отмечают 1 января по новому стилю.

Я предлагаю вниманию педагогов презентацию, которая поможет им познакомить детей с жизнью и подвигом этого необыкновенного святого, живущего в памяти народной, любимого многими.

Презентация эта совсем небольшая, она – лишь краткий рассказ о жизни преподобного. Но я и не стремилась вместить в ней многое, так как об Илье Муромце можно найти материал для дошкольников, который вполне соответствует и возрасту детей и целям нашего проекта.

Предлагаю использовать презентацию для беседы о герое- богатыре, она поможет вам найти темы для обсуждения с детьми, даст толчок к исследовательской деятельности, поможет настроить струны детской души на понимание важности таких понятий как любовь к Родине, самопожертвование, доброта и сила.

  1. Презентация «Александр Невский» (материалы для бесед с детьми)

https://disk.yandex.ru/i/hwMKWtlCexgSjg 

Аннотация к презентации:

Тема: Святой благоверный князь Александр Невский.

Цель: Познакомить детей с жизнью и подвигами святого благоверного князя Александра Невского.

Целевая аудитория: педагоги ДОУ (воспитатели, музыкальные руководители, педагоги ДО).

Александр Невский – великий русский полководец, святой благоверный князь, воин и защитник земли русской. Свой княжеский путь он начал очень рано, став в пятнадцать лет во главе Новгородского княжества. В первой своей битве он принял участие в шестнадцать лет. За всю свою жизнь Александр не проиграл ни одного сражения и всегда берег простых воинов, не позволяя им напрасно рисковать. Это именно он начал объединение Руси вокруг сильного княжества, великое дело, которое продолжили его сыновья, внуки и правнуки.

 Многие изречения князя стали пословицами.

 Много произведений искусства – изобразительного, музыкального, кинематографического, - посвящены этому великому герою. Из всего многообразия нам нужно выбрать то, что будет доступно для понимания детям дошкольного возраста, будет им интересно и полезно, даст толчок к дальнейшему изучению истории Руси.

Данная презентация предназначена для использования педагогами ДОУ в занятиях с детьми 5-7 лет как наглядный иллюстративный материал. Она позволяет педагогу раскрыть тему беседы в соответствии с возрастными особенностями детей старшего дошкольного возраста.

Слайды в презентации подобраны в хронологическом порядке, сопровождаются кратким текстом, достаточным для восприятия детьми.

Материалы презентации могут быть использованы как целиком на одном занятии, так и для цикла занятий по желанию педагога. Так как жизнь  Александра Невского была богата событиями, то уместно будет отдельно рассказать детям о каждом из них, чтобы им легче было воспринимать и запоминать такой непростой для них материал.

В презентации мною были использованы как иллюстрации, картины, так и иконописное изображение святого.

По иллюстрациям дети могут рассказать о характере героя, его внешнем виде, познакомиться с одеждой и вооружением древних русских воинов.

Рассматривая иконописное изображение, можно указать детям, чем оно отличается от картины (нимб-сияние вокруг головы, надписи, обязательные атрибуты святого благоверного князя – княжеская одежда, меч).

  1. Презентация «Дмитрий Донской» (материалы для бесед с детьми)

https://disk.yandex.ru/i/-rYM7gCPLrQHcA

Аннотация к презентации:

Тема: Дмитрий Донской – святой воин и князь-освободитель.

Цель: Познакомить детей с ратными подвигами и жизненным путем великого благоверного князя Дмитрия Донского.

Целевая аудитория: педагоги ДОУ (воспитатели, музыкальные руководители, педагоги ДО).

Дмитрий Донской – личность в истории великая, его воинские, дипломатические, хозяйственные таланты признаны неоспоримо. Великий князь с девятилетнего возраста, окружил Москву белокаменными стенами, всегда стремился к миру, а не к войне, он первым сделал важный шаг к освобождению Руси от монголо-татарского ига. И шаг этот был не простой.

Куликовская битва навсегда осталась в истории России. Впервые Русь выступила не как разрозненные княжества, а как единое государство во главе с великим князем. Наша сила в единстве – вот ключевая мысль, доказанная Дмитрием Донским.

Об этом великом человеке, полководце, духовном сыне преподобного Сергия Радонежского можно много прочитать в различной светской, житийной и святоотеческой литературе. Наша задача – выделить из этого многообразия то, что будет понятно и интересно детям-дошкольникам.

В презентации я сделала такую попытку и представила материал, доступный для детей, снабженный иллюстрациями.

Педагоги могут использовать его для бесед с детьми, для создания соответствующего настроя перед слушанием музыки, перед созданием своих художественных шедевров.

Не обязательно использовать всю презентацию на одном занятии. О Куликовской битве можно поговорить отдельно, рассмотреть разные картины.

Педагог может дополнить презентацию другими иллюстрациями и фотографиями по своему усмотрению.

Я лишь коротко обозначила своё видение того, как можно приступить к знакомству детей с таким сложным для их понимания вопросом.

  1. НОД для детей 5-6 лет по изобразительному искусству  на тему:

«Доспехи русского воина»

Цель: Воспитывать интерес к истории нашей Родины

Задачи:

  1. воспитывать патриотические чувства;
  2. развивать интерес к декоративному творчеству;
  3. развивать творческий потенциал детей;
  4. формировать навыки самостоятельной изобразительной деятельности;
  5. продолжать знакомить детей с произведениями изобразительного искусства.

Интегрируемые области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие.

Оборудование и материалы: репродукция картины М.Васнецова "Богатыри", иллюстрации с изображением богатырских доспехов;

заготовки для выполнения творческого задания, вырезанные из цветного картона в форме щита русского воина, цветной пластилин, бисер, доски для лепки, стеки.

Предварительная работа: чтение былин о русских богатырях, рассматривание иллюстраций.

Структура занятия:

1.Вводная часть.

2. Основная часть.

  • Рассказ педагога.
  • Продуктивная деятельность детей.

3. Заключительная часть.

  • Подведение итогов, выставка работ.

1.Вводная часть.

Дети, скажите, какой праздник отмечается в нашей стране 23 февраля? (ответы детей) А кого называют защитниками отечества? (Ответы детей)

Оказывается, много-много лет назад нашу страну тоже надо было защищать от врагов.

2.Основная часть

  • Рассказ педагога

В те давние времена нам поможет перенестись одна из самых известных картин русского художника Васнецова "Богатыри". Над этой картиной художник работал очень долго, почти 20 лет, она была самой любимой его картиной. Сейчас она хранится в Третьяковской галерее.

Давайте рассмотрим картину внимательно. На ней изображены богатыри земли русской: сильный и мужественный Илья Муромец, слева от него Добрыня Никитич, справа самый младший из богатырей Алеша Попович. За спиной богатырей русская земля, которую они защищают. Но одной силы русским богатырям недостаточно, нужны надежные доспехи, которые защитят их в бою. Это шлем, кольчуга и щит.

Обычно щиты делались склеиванием впритык деревянных досок , их вес был от трех до шести килограмм. Щиты создавались и с использованием многослойной технологии: слой ольхи приклеивался к слою дуба. Чаще всего для изготовления щитов использовалась древесина липы, тополя или ивы. Лицевая и тыльная стороны обычно покрывались льняной тканью или кожей, приклеенными к дереву. Кожаное покрытие помогало уберечь щит и смягчить силу удара. В самом центре щита находилась выступающая наружу металлическая вставка в виде чаши, которая называлась умбон и защищала кисть руки. Большинство умбонов были круглыми и часто заостренными. Ими можно и защищаться от ударов меча и даже наносить удары.

Форма щита часто была круглой или каплевидной, вытянутой.

 Некоторые щиты были богато украшенными пластинами из драгоценных металлов, заклепками, драгоценными камнями. В центре щита могли находиться разные изображения: герб, крест, солнце, несложные орнаменты.

  • Продуктивная деятельность.

А вы хотели бы попробовать изготовить такой щит из картона и украсить его? Вы можете выбрать ту форму, которая вам понравилась и украсить ее при помощи пластилина и бисера, но не забывайте, что щит не должен быть очень тяжелым, украшений не должно быть много.

Перед тем, как приступить к работе, давайте выполним физкультминутку .

Теперь вы можете приступить к работе.(практическая работа детей)

3. Заключительная часть.

  • Подведение итогов, выставка работ.

Вы молодцы, у вас очень хорошо все получилось, настоящая выставка богатырских доспехов.

С такими доспехами богатырям никакой враг не страшен, и нет такой силы, которая могла бы одолеть силу богатырскую!

А сейчас давайте устроим выставку ваших работ, а потом вы сочините свою историю о подвигах русских богатырей.

  1. Интегрированное занятие (НОД) для детей 5-6 лет «Святые воины России. Илья Муромец».

Задачи:

  1. Воспитывать в детях гордость за своих предков, дать почувствовать свою причастность к истории нашего великого народа.
  2. Познакомить детей с великим полотном художника В. Васнецова «Богатыри»,  с именами русских богатырей Ильей Муромцем, Добрыней Никитичем, Алешей Поповичем; произведением Мусоргского «Богатырские ворота».
  3. Учить отвечать на поставленные вопросы связно и последовательно, описывать внешность богатырей и окружающий пейзаж; рассуждать о характерах героев и настроении картины; использовать в речи синонимы и сравнения.

Материалы:

Репродукция картины художника В. Васнецова «Богатыри»; карта России, книги о богатырях, слайды; песня «Что зовём мы Родиной» сл. и муз. Т.В.Бокач, звукозапись «Богатырские ворота» М. Мусоргского из «Картинок с выставки».

Словарная работа:

Русь, предки,  богатыри, былины; доспехи – одежда богатырей (кольчуга, щит, шлем, латы, бармица); оружие богатырей (копье, меч, лук со стрелами, булава-палица).

Структура занятия:

  1. Вводная часть.
  • Беседа о Родине
  1. Основная часть.
  • Знакомство с набатным звоном
  • Беседа о картине В.М.Васнецова «Богатыри»
  • Слушание произведения М.П.Мусоргского «Богатырские ворота»
  • Просмотр презентации «Илья Муромец»
  • Дидактическая игра «Старинное и современное оружие»
  1. Заключительная часть.
  • Подведение итогов занятия.
  • Исполнение детьми песни «Что зовем мы Родиной?» Т.В.Бокач

Ход занятия:

  1. Вводная часть

Дети входят в зал под звучание военного марша, садятся на стульчики.

Муз. руководитель: Скажите, ребята, а что такое Отечество?(Ответ детей).

Муз. рук.: Правильно, ребята, Отечество – это наша Родина. Ребята, мы с вами живем в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия. Много чудесных стран на Земле, везде живут люди, но Россия – единственная, необыкновенная страна, потому что она наша Родина. Родина – значит родная. Как мать и отец.

Подойдите к карте. Посмотрите, пожалуйста, какая она – наша Родина.

Дети. Большая, огромная, необъятная, красивая, богатая. Есть здесь океаны и моря, реки и озера, горы, леса и поля. Россия – самая большая страна в мире.

Муз. рук.: Но не всегда наша Родина была такой. Более тысячи лет назад образовалось русское государство. Называлось оно Русь. Было оно вначале маленькое, но для наших предков - это была Родина. Сегодня мы с вами будем говорить о прошлом нашей Родины. О наших предках. Кто такие предки?

Дети. Это люди, которые жили много-много лет тому назад. Это дедушки и бабушки наших дедушек и бабушек.

Муз. рук.:

Слава русской стороне!
Слава русской старине!
И про эту старину
Я рассказывать начну,
Чтобы дети знать могли
О делах родной земли.

2.Основная часть

Слышится набатный звон.

Муз. руководитель: Слышите, ребята. Это - набат, колокольный звон, который предупреждал людей в давние времена о том, что на Землю пришел враг. Все русские люди, и стар, и млад поднимались на борьбу. Дети, народная мудрость гласит, что земля может накормить человека своим хлебом, напоить водой из своих родников, но защитить себя земля не может. Это святое дело тех, кто ест хлеб, пьет воду, любуется красотой родной земли.

Вспомните, пожалуйста, как назывались наши предки – защитники земли Русской?

Дети. Богатыри.

Муз. рук.: Кто такие богатыри?

Дети. Силачи, воины, борцы.

Муз. рук.: А какие они были?

Дети. Сильные, смелые, отважные, бесстрашные, решительные, героические, доблестные, храбрые, мужественные.

Муз.рук. А откуда вы знаете о богатырях?

Дети. Из былин, русских народных сказок, поэм.

Муз.рук. Ребята, а как вы думаете, что помогало богатырям в борьбе с врагами земли русской?

Дети. Сила, храбрость, смелость, находчивость, любовь к Родине.

Муз.рук. Молодцы, ребята, много вы знаете о древних защитниках земли Русской.

Ребята, подвиги русских героев – богатырей отражены не только в былинах, в сказках,  но и в творчестве художников и музыкантов.

Великий русский художник Виктор Михайлович Васнецов написал картину «Богатыри».  А великий русский композитор Модест Петрович Мусоргский сочинил музыкальное произведение «Богатырские ворота». И сегодня мы с вами познакомимся с этими великими произведениями искусства.

Звучит запись «Богатырские ворота» Мусоргского. Через несколько секунд читаю стих.

Три защитника, три брата,

Три богатыря!

Русь на воинов богата!

С поля боя нет возврата,

За спиною – Русь,

Мать-земля, родные хаты…

- Эй, смелее в бой, ребята!

Меч и лук, копьё, булава,

Щит и верный конь…

Враг! Не тронь родной державы,

Охраняет Русь по праву

Богатырь родной!

 - Давайте её рассмотрим и побеседуем о ней.

Вопросы:

Кто изображён на картине художника Васнецова?

Три богатыря.

Кто находится в центре картины?

Илья Муромец.

Как вы догадались, что это Илья Муромец?

Он самый старший, могучий, мудрый и опытный богатырь.

Кто слева от Ильи Муромца?

Добрыня Никитич.

Расскажите о нём.

Кто справа от Ильи Муромца?

Алёша Попович. Он самый молодой из этих богатырей.

Какими качествами обладал Алёша Попович?

Хитростью, смекалкой, дерзостью.

Куда смотрит каждый из богатырей?

Они смотрят вдаль, не видать ли где врагов.

Что охраняют богатыри?

Землю русскую, её границы.

Главным другом богатырей был конь.

1. Как одеты богатыри?

На тело надета кольчуга – железная рубашка.

Зачем она нужна богатырям?

Она защищала богатырей от ударов копья, стрел и меча. Кольчуга весила 7 килограммов.

2. Что надето на головы богатырей?

Шлем.

На Руси его называли шелом. Шлем изготавливали из металла, его украшали орнаментом, узором. А кто был побогаче, украшал шлем позолотой, серебряными пластинками. Шлем оберегал голову воина – богатыря от ударов.

3. Какие ещё доспехи имеются у богатырей?

Щиты, лук, колчан со стрелами, кистень, палица, топор, меч – булава.

Меч был главным оружием воинов – богатырей и воинов – ратников в ту пору на Руси. Меч ещё называли булавой. Меч был русским оружием. На мечах давали клятву, меч почитали. Он являлся дорогим оружием, его передавали по наследству от отца к сыну. Меч носили в ножнах, чтобы он не ржавел (показ меча и ножен, изготовленных из бумаги и плотного картона, украшенные орнаментом; меч обклеен фольгой). Рукоятка меча и ножны украшались орнаментом и узором. Узоры на ножнах и рукоятке меча наносились не только с целью украшения, но и с целью оказания помощи своему хозяину, владеющему мечом.

Педагог. Какой пейзаж окружает богатырей?

Дети. Здесь все красиво нарисовано – и облака, и небо, и даже елочки под ногами коней. Здесь все, как настоящее.

Педагог. Правильно, все красиво, но обратите внимание, какое спокойствие исходит от картины. Природа как бы замерла, притихла. Откуда это спокойствие?

Дети. Природа спокойна, когда у нее есть такие защитники.

Педагог. Все вы, ребята, верно сказали. Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович – самые любимые и известные русские богатыри. Как стражи святой Руси, стоят они у заставы (границы) богатырской, мимо которой ни зверь не проскользнет, ни птица не пролетит.

В центре на дородном вороном коне сидит Илья Муромец – крестьянский сын. Он кряжист и могуч, как вековой лес, окружавший его с детства. Славный богатырь. Мощь, сила и мудрость чувствуются во всем его облике. У него благородное русское лицо, широкая борода с проседью. Стоит под ним конь, «слегка потряхивая бубенчиками под челкой». Конь спокоен, только зло косит глаза в сторону врага. «Если он двинется, то, кажется, загудит от шага земля». Богатырь хорошо вооружен: с правой руки свисает булатная палица, за ней виден колчан со стрелами, в левой руке щит и длинное копье. Одет он в железную кольчугу, на голове шлем. Зорко всматривается Илья в степную даль. Он готов к бою, но не торопится: такой богатырь напрасно кровь человеческую проливать не станет. Любит богатырь Родину и честно служит ей.

По правую руку от Ильи Муромца – Добрыня Никитич, известный и любимый народом воин. Добрыня искусен в боях, плавании, в стрельбе из лука. Одет он богато и нарядно. Щит у Добрыни каменьями украшен, меч у него булатный, а взгляд-то у него пристальный. Под ним белый длинногривый конь стоит, ноздри раздувает, видно, врага чует.

Третий богатырь Алеша Попович – сын попа. Он тоже храбрый и смелый воин, не такой сильный, как Илья или Добрыня, но берет ловкостью, быстротой, находчивостью. Он и воин, и гусляр. Песни петь умеет и воевать умеет. Лукава усмешка на его губах, вот сейчас запоет песню на всю степь. Вооружен он скромнее. В левой руке у него лук, а по правую руку гусельки яровчатые. Рыжий конь Алеши под стать ему: низко опустил голову, чтобы пощипать травы, но уши навострил. Хитер Алеша! Не смотрит в сторону врага, а лишь глаза косит да тугой лук держит наготове.

Просмотр презентации «Илья Муромец»

У богатырей одна цель – не пропустить врага, крепко стоять на страже Родины. Над ними низкое небо, покрытое холодными, свинцовыми тучами. За холмами раздольная Русь, которая вырастила и послала богатырей на свою защиту. Трудно представить себе богатырей иначе, чем они изображены художником Виктором Михайловичем Васнецовым.

Васнецов утверждает своей картиной, что богатыри земли Русской всегда готовы:

Стать за честь Родины против недруга,
За Отчизну в нужде сложить голову.

- А сейчас я хочу проверить, как вы знаете старинное и современное оружие и военную технику.

Дидактическая игра «Старинное и современное оружие».

3.Заключительная часть

Педагог. Ну вот, сегодня мы с вами вспомнили былинных героев, от которых, по преданиям, и пошла сила русских воинов, защищавших нашу землю от врагов в разные времена, узнали много интересного о великом богатыре Илье Муромце, и его чудесном выздоровлении.. А я вам хочу зачитать завет который  оставили богатыри нам, своим потомкам:

– Защищать свою Родину, беречь её.

Защищать слабых, бедных, стариков и детей,

Быть сильными, храбрыми, мужественными, отважными.

Любить свою родную землю, свой народ, свою страну и Родину.

Исполнение детьми песни Т.В.Бокач «Что зовем мы родиной?»

Ребята, а теперь давайте исполним песню о нашей замечательной Родине: сл. и муз. Т.В. Бокач «Что зовем мы Родиной?»

  1. Итоговое занятие (НОД)  «Сила непобедимая» (о святых русских воинах)

Цель: знакомство с ратным подвигом русских святых воинов: Ильи Муромца, Александра Невского, Дмитрия Донского.

Задачи:

  1. Воспитание патриотизма, гордости за свою страну.
  2. Развивать мышление детей: умение анализировать, обобщать, делать выводы;
  3. Развивать эмоции и чувства, умение давать событию оценку;
  4. Расширять и обогащать словарь детей за счет слов: русичи, кремль, сеча, доспехи, кольчуга, дань и т.д.

Предварительная работа:

Социально-коммуникативное развитие:

Просмотр и обсуждение отрывков из мультфильмов и телепередач об Илье Муромце, Дмитрии Донском и Александре Невском.

Д/и: «Собери воина в дорогу», «Доскажи словечко», «Разрезные картинки».

Познавательное развитие:

Беседы: «Как жили наши предки», «Вооружение русского воина», «Святые ратники» (цикл бесед).

Речевое развитие:

Чтение сказок и былин о русских богатырях, отрывков из житийной литературы;

Обогащение словаря детей;

Художественно-эстетическое развитие:

Рассматривание картин Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри», А.М.Васнецова «Московский кремль», М. Авилова «Поединок Пересвета с Челубеем»

Слушание музыки М. Мусоргский «Богатырские ворота», С. Прокофьев отрывки из кантаты «Александр Невский», колокольный звон.

Физическое развитие:

Проведение народных игр, игр-забав.

Структура занятия:

I  Вступительная часть.

II  Основная часть.

1 блок Илья Муромец

  • Рассказ воспитателя
  • Танец с платками
  • Рассказы детей
  • Просмотр отрывка из мультфильма
  • Дидактическая игра «Снаряди богатыря»

2 блок Александр Невский

  • Рассказы воспитателя и детей

3 блок Дмитрий Донской

  • Рассказ воспитателя
  • Танец «Богатырская сила»
  • Чтение стихов детьми

III Заключительная часть

  • Подведение итогов
  • Исполнение песни «Родина»

Ход НОД:

1.Вступительная часть

Вед. Ребята, садитесь поудобнее и приготовьтесь внимательно смотреть и слушать. А разговор у нас сегодня пойдет о далеком прошлом а еще о чем догадайтесь сами.

Здесь родился, живешь,

Уезжаешь — скучаешь,

Как зовут это место, знаешь? (Родина)

Верно, ребята, мы сегодня поведем разговор о нашей родине, ее далеком прошлом, ее героях. Ведь не зря Россию нашу называют колыбелью героев.

2. Основная часть

  • Илья Муромец

I слайд. (русская крепость)

Вед. Давным-давно это было. Наши  предки-славяне жили в городах, окружённых крепкими бревенчатыми стенами и глубокими широкими рвами.

Центр древнего русского города был обычно укреплён и назывался кремлём. Внутри располагался княжеский дворец и дома знати, возвышалась главная городская церковь. За пределами кремля в бревенчатых избах жил простой люд. Шумно и оживлённо было на главной торговой площади города.

Русские люди умели трудиться, умели они и отдыхать.

Танец с платками.

II слайд. (набег хазар)

Но мирная жизнь продолжалась недолго. Соседи - хазары и печенеги - часто нападали на славян, опустошали земли, разоряли дома, уводили в плен людей. Защищать землю русскую вставали богатыри.

III слайд (Илья Муромец)

Были среди богатырей и святые воины. И первый из них – Илья Муромец.

Что вы знаете о нем?

ДЕТИ

  1. Недалеко от города Мурома, в селе Карачарово у крестьянина Ивана Тимофеевича родился сын Илья. Был он болен, не мог ходить, и тридцать три года лежал на печи.
  2. Но однажды пришли к ним во двор три странника, три седых старика.

 (отрывок из мультфильма «Илья Муромец» (союзмультфильм, 1975г.)

  1. Взял Илья коня богатырского, доспехи с оружием и пошел защищать землю русскую от злого врага.

Игра «Снаряди богатыря»

  1. Рубашку такую не вяжут, не шьют, ее из колечек железных плетут.

(Кольчуга)

  1. Железная шапочка с острым концом,

А спереди клюв навис над лицом.

(шлем)

  1. Оружие это не просто поднять,

Не просто поднять и в руке удержать.

Снести им легко было голову с плеч…

Ну, что, догадались? Конечно же… (Меч)

  1. Чтоб грудь защитить от ударов врага,

Уж вы это знаете наверняка,

На левой руке у героя висит

Тяжелый, блестящий и кругленький… (Щит)

  1. Им воины сражались
    Давно, но знаю я,
    Сейчас еще остались
    Метатели...
    (Копья)

(Дети отгадывают загадки и надевают на богатыря доспехи-отгадки)

Ведущий:

Состарившись, Илья Муромец ушел в монастырь и уже не мечом и копьем, а усердной молитвой продолжал защищать русских людей.

А после смерти был причислен к лику святых и сейчас вместе с другими святыми молится о нас перед Спасителем.

  • Александр Невский

IV слайд. (Александр Невский)

Русь росла и крепла, но и враги ее становились сильнее и опаснее. И не справиться бы с ними без умных, смелых, талантливых полководцев.

Это великий полководец, святой благоверный князь Александр Невский.

Сейчас мы расскажем вам о нем.

ДЕТИ:

  1. В первом бою он принял участие в 15 лет. А в 16 лет стал князем Новгорода.
  2. Он строил оборону города, обучал дружину новым боевым приемам.
  3. Шведский король решил завоевать землю Александра.
  4. Князь долго молился в церкви Святой Софии в Новгороде, просил помощи Бога.
  5. Когда он вышел к войску, то сказал

ВСЕ: НЕ В СИЛЕ БОГ, А В ПРАВДЕ!

И вышел на бой, и разгромил шведов на реке Неве.

За эту победу его и прозвали Невским.

Ведущий: Много сражался князь Александр с врагами. За всю свою жизнь он не проиграл ни одной битвы и всегда старался беречь простых воинов, напрасно не рисковать.

Вот его слова:

Помните и детям своим завещайте! Потому победили мы врага, что крепко, по-братски стояли друг за друга. Когда мы едины, любой враг нам не страшен. И если кто с мечом к нам войдет

ВСЕ: от меча и погибнет!

  • Дмитрий Донской

V слайд. (Дмитрий Донской)

А это праправнук Александра Невского. Московский князь Дмитрий Иванович.

Он рано остался без отца и воспитывал его митрополит Алексий.

Мальчик был благочестивый и набожный, но с детства в нем проснулся боевой дух воина. Учился он верховой езде, метал копья, целился из лука, познавал тяжесть меча.

Русь платила татарской орде большую дань. Дмитрий  отказался очередной раз заплатить ее. Тогда хан Мамай пошел на него войной.

Князь Дмитрий собрал войско и поехал в Троице-Сергиеву Лавру, чтобы его благословил преподобный Сергий Радонежский. Сергий благословил князя, предсказал его победу и дал ему в помощь двух монахов-богатырей - Пересвета и Ослябю.

И вот русское войско вышло к реке Дон. Там на Куликовом поле и разгорелась великая битва.

Танец «Богатырская сила»

(Дети читают стихи)

Куликово поле – воля иль неволя?

Здесь на этом поле точный дан ответ.

Только здесь решалось, нам терпеть доколе,

Только здесь решалось, жить нам или нет!

Стрелы в поле залетали,

Наступил едва рассвет.

В первом поединке пали

Челубей и Пересвет.

Полк передний уничтожен,

И разгромлен левый полк.

Был князь Дмитрий осторожен,

До конца резерв берёг.

Вот внезапно из дубравы

Полк засадный вышел в бой.

Были сломлены татары,

Дух упал их боевой.

Хоть спасли Мамая кони,

Это полный был разгром.

Ведущий: Весть о победе разнеслась по всей Руси. Ликовали русские люди, но и печалились, славили воинов-победителей, оплакивали погибших. Князя Дмитрия стали с той поры величать Дмитрием Донским.

3.Заключительная часть

Ведущий: Мне хочется, ребята, чтобы вы любили нашу Родину так же, как наши святые русские воины, потому что только великая любовь к родной земле может заставить человека пойти на подвиг.

И помните всегда хорошую русскую поговорку «Родина – мать умей за неё постоять».

Дети исполняют Песню  «Родина».

                                                                                                                 

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Русские воины на защите Отечества"

Итоговое интегрированное занятие для старших дошкольников в рамках проекта "Защитники Отечества"...

Городской семинар посвящённый святым русским. Серафим Саровский.

Воспитатель и руководитель православного кружка "Мир- прекрасного творения", выступила с докладом, показала открытое занятие на тему "Святой русской земли.Серафим Саровский"......

Конспект открытого показа НОД "Русские воины - защитники Отечества"

Примерная образовательная программа «От рождения до школы»Возрастная группа : старшая , подготовительная.Тема : «Русские воины – защитники Отечества».Ведущая образователь...

Презентация"Доспехи и оружие русских воинов"

quot;Доспехи и оружие русских воинов"...

Святой русской земли – Серафим Саровский…

Святой русской земли –Серафим Саровский&helli...

Досуг в старшей группе,посвященный Дню победы русских воинов князя А. Невского победивших немецких рыцарей на Чудском озере.

Во все времена актуален  вопрос о воспитании уважения и гордости к своей стране. Для этого необходимо знать историю, в которой немаловажную роль сыграли отдельные личности. Именно пример их отнош...

Цикл бесед "20 великих побед русских воинов". Тема недели: "Ледовое побоище".

В подготовительной к школе группе "Солнышко" для формирования патриотического отношения к Родине еженедельно проводится цикл бесед "20 великих побед русских воинов". Тема недели: ...