Конспект беседы с детьми подготовительной группы по дате народного календаря " Наум- Грамотник"
план-конспект занятия (старшая, подготовительная группа)

Николаева Светлана Руфимовна

Использование дат народного календаря в работе с детьми подготовительной группы на занятиях и совместной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогический проект дня

14 декабря Наум-грамотник.

В стародавние времена на Руси по заведенному обычаю с Наума детей начинали учить грамоте. Более удобного времени для овладения азами чтения и счета крестьянину было и не найти. К тому же сам покровитель этого дня по народному мнению. Напрямую связан с учением (Наум- «ум»). Пророк Наум наставит на ум!

Как ни наумь, а все старика Наума не перенаумишь!

Вечер досуга « Наум -грамотник».

Цель. Рассказать детям, как встародавние времена начинали учить ребят грамоте. Провести с воспитанниками игру-состязание « Кто решит больше задач, придуманных народом»

В группу к детям приходит Россиянка. Снимает шубку. Делает вид, что сметает снег с валенок, отряхивает шаль и здоровается с детьми.

  • Хорошо, когда зима в большом снегу рождается. Значит следующей осенью хлеба богатыми будут!. Так что не только зиме в декабре начало, а и новому урожаю. Много начал в декабре. Так, например, в декабре, по народному календарю, на Наума, ребят начинали учить грамоте. Говорили:» Наум наставит на ум». В условленное время приходил в дом учитель: « Здравствуйте, -говорит, - Как здоровье? Как семья?» Уважительно его встречали, с почетом. Усаживали за стол, на самое лучшее место, да угощали. Ну а уж потом отец сына к учителю за руку подводил: научите. Мол, батюшка. Уму разуму, ну а если заленится учится, то прошу в угол его поставить да коленками на горох. Вся семья кланялась в пояс учителю. После чего учитель ударял ( не больно) своего ученика по спине три раза плеткой. Мать, по обыкновению. Стоя у двери. Должна была плакать ( иначе худая молва понеслась бы по всей деревне), затем сажала сына за стол и дарила ему узорчатую костяную указку. Учитель раскрывал азбуку и начинал учить ребенка чтению. Мать снова показывала (понарошку) будто бы плачет и умоляла учителя не морить сына грамоттой. Учителя после трудов угощали чаем, домашними яствами, одаривали подарками. А на другой день, как солнце встанет, отправлялся ученик с азбукой в школу. « Раз уж солнце в гору пошло, надо, чтобы ученье в голову вошло»- приговаривали взрослые.

Вот и вы, ребята, скоро пойдете в школу. Произойдет это в первый осенний день и совсем все будет не так, как раньше, по- другому. Но вас обязательно встретит добрый учитель и научит читать и писать. Да я смотрю у вас уже многие пробуют и писать и читать! А вот давайте- ка проверим вас на смекалку. Проведем состязание: кто больше решит задач. Да еще замечу вам, что задачки эти будут не из учебника, а народом придуманные.

Далее воспитатель и Россиянка делят детей на команды. Договариваются с ребятами ( с помощью считалки, которую дети хорошо знают) об очередности ответов команд на вопросы.

Вопросы-загадки, которые задает Россиянка:

Как из трех палочек сделать четыре, не ломая их?

( сложить из них цифру четыре).

Несла баба с базара сто яиц, одно( а дно) упало.

Сколько осталось в корзине яиц?

(Ни одного, ведь упало дно).

Три теленка. Сколько ног?

(Четыре, независимо от того трут его или нет).

У семерых братьев по одной сестрице. Много ли их всех?

( Восемь)

Знаешь город Уфу?. Ну-ка, скажи, что посреди Уфы стоит?

(Ф)

В дряхлой избушке жили Просто и Ничего. Избушка стала рушиться. Просто вышло в дверь, а Ничего в окно. Кого задавило в избушке?

(И)

Что сделается с красным шелковым платком, если его на пять минут опустить на дно моря?

( Будет мокрым).

Почему в деревне ребята босиком бегают?

( По земле).

Сколько яблок можно съесть натощак?

( Одно, остальные будут уже не натощак).

Три да три. Что получится?

( Мозоль).

Назовите пять дней, не называя чисел и дней недели.

( Позавчера. Вчера. Сегодня. Завтра. Послезавтра)

Петух снес яйцо. Кому достанется оно?

( Никому, петухи яиц не несут).

Как сорвать ветку, чтобы не спугнуть птицу?

( Надо подождать, когда птица улетит).

Может ли дождь идти два дня подряд?

( Нет. Их разделит ночь).

Когда в пустом кармане что-нибудь бывает?

( Когда в нем дыра).

На какой вопрос нельзя дать положительный ответ?

( Ты спишь?).

За что ученика выгнали из класса?

( За дверь).

Россиянка хвалит детей за смекалку. В честь дня Наума- грамотника дарит детям книжки. Прощается с детьми и уходит.



Предварительный просмотр:

Илья Муромец

Рассматривание репродукции картины В.Васнецова «Богатыри»

1 января по старому стилю 19 декабря чтили память Ильи Муромца-былинного героя. Илья Муромец вместе с Добрыней Никитичем и Алешей Поповичем считаются стражами Руси. И даже в наше время народная память хранит в былинах, сказках изобразительном творчестве историю подвигов этих героев. Так Илья Муромец считается покровителем Пограничной службы России. Поскольку 1 января приходится на каникулярный период, а предшествуют ему предновогодняя подготовка, праздники Елки, то как-то незаметным остается день памяти Ильи Муромца. А жаль. Можно весьма незатейливо начать знакомство с ними со старшими дошкольниками . Например, через рассматривание картины В. Васнецова « Богатыри» познакомить детей с былинными героями, главным образом. Ильей Муромцем.

Давным-давно в стародавние времена жили муж с женою и не было у них детей. И вот, когда стали они совсем старенькими, родился у них сын. Назвали они его Ильей. Но ребенок родился не совсем здоровым, не мог ходить и « сиднем сидел на печи», а внешне был очень сильным. Но однажды шли мимо их дома старцы и вылечили Илью. Люди восхищались его силой, мудростью, смекалкой и смелостью, поэтому сложили об этом человеке былины. Былины передавались от стариков внукам, от внуков-их детям и внукам. И так много-много раз. Дошедшие до нас былины наделяют Илью Муромца сверхъестественной силой.

Мы с вами можем только догадываться, как выглядели былинные богатыри, каким был Илья Муромец. Давайте рассмотрим репродукцию картины художника Виктора Михайловича Васнецова « Богатыри» и узнаем, какими ему представлялись герои.

В картине нас сразу же привлекают три богатыря на конях. В центре-Илья Муромец. В. М. Васнецов изобразил его таким, каким предстает народный заступник в былине. У Ильи Муромца вороной конь, сидит богатырь в черкесском седле. На сбруе коня пряжки, про которые в былине говорится : Пряжки красна золота, они мокнут, да не ржавеют», шелковые поводья и подпруги, про которые в былине есть строки6 « Они тянутся, да не рвутся». Конь у богатыря такой же мощный. Как и его хозяин: « Если он двинется, то кажется , загудит от шага земля».Сам Илья Муромец не так уж и молод- у него окладистая борода с проседью, он степенен и спокоен. Посмотрите, у него , в отличие от его товарищей, даже ноги в стремена не вдеты. - так уверенно чувствует себя богатырь в седле. Илья Муромец на заставе главный: в руках у богатыря копье, которое он держит перед собой. Уберет копье, и это послужит сигналом для его товарищей ринуться на врага. С правой руки Ильи Муромца свисает тяжелая булава, а за нею видны стрелы и колчан. Одет герой в кольчугу. Она сделана из железных колец, поэтому и называется « кольчуга»Вслушайтесь в звучание этого слова и обязательно услышите слово « кольцо».

На голове у богатыря шлем, который защитит в бою голову от удара неприятельского меча. Илья зорко следит, не появятся ли враги- кочевники. Видите. Он всматривается из под руки в даль.

С правой стороны от Ильи Муромца Добрыня Никитич. Он тоже былинный герой, Добрыня слыл метким лучником. Одет Добрыня богато. На нем, как и на Илье Муромце кольчуга, но поверх нее дорогой княжеский доспех. Щит в левой руке богатыря сделан из дорогого металла, а шлем- узорчатый. Добрыня был вхож в палаты княжеские. Он умел не только воевать. Но и вести умные речи, хорошо играл на гуслях. Наверное, если бы такой человек жил сейчас среди нас, про него можно было бы сказать, что он хорошо воспитан и изыскано наряден. Но не смотря на то, что Добрыня тоже очень смелый человек, посмотрите, на картине он изображен не таким спокойным как Илья Муромец. Добрыня наполовину вынул меч из ножен, а ноги держит в стременах. Богатырь готов сразится с врагом!

По другую руку от Ильи Муромца-Алеша Попович. Поповичем его прозвали потому, что он был сыном ростовского попа Леонтия. Алеша не так силен, как его товарищи, но в былине рассказывается , что « он силой не силен, да напуском смел», то есть где совладает с неприятелем силой , там его обхитрит, будет в бою более находчивым ( притворится убитым или раненым, склонит голову- вот-вот с коня свалится, а сам из под его гривы незаметно в противника пустит стрелу). Алеша в отличие от Ильи и Добрыни, будто бы и не глядит в сторону врага. Однако, посмотрите, лук-то он наготове держит.

Алеша моложе своих товарищей. Художник изобразил его намного стройнее остальных богатырей. У него даже бороды нет. Алеша тоже носит нарядную одежду: золотой широкий пояс, кольчугу пластинчатую, очень дорогую. А сбоку у Алеши висят гусли. Он весельчак и не расстается с ними. Вернется из дозора, будет балагурить, веселить товарищей. Развлекать их и себя игрой на гуслях.

В.М. Васнецов постарался в своей картине изобразить богатырей такими , какими их видел народ. А народ Древней Руси наделил своих героев чертами характера русского человека: добродушием, сметливостью, отвагой, великодушием. Конечно же, художник подчеркнул в картине любовь народа к своим заступникам. Мы с вами, ребята . Живем совершенно в иное время, нам даже былины не всегда с первого раза понятны, но несомненно, и мы испытываем гордость за защитников Родины.



Предварительный просмотр:

Февраль « Масленица»

Для того, чтобы масленичная неделя прошла весело и широко не достаточно только уплетать каждый день блины за обе щеки. К празднику нужно готовиться. Не даром говорят: ожидание праздника лучше чем сам праздник.

Утро, одного из дней перед приходом масленицы.

- Давайте вспомним, какое сейчас время года, как называется месяц? А какие народные праздники бывают в этом месяце? Какой из праздников дольше всех празднуется? ( Слушаем ответы детей.)

- Самым продолжительным по времени празднования, конечно, считается Масленица. Ждали, да, пожалуй, и до ныне ждут его и в городах и в деревнях. Праздник этот прощается с зимой и олицетворяет встречу с весной. Сможем ли мы с вами в этот зимний день отыскать в природе хотя бы одну примету, указывающую, что скоро наступит весна. Для этого давайте припомним весенние приметы. Прежде чем ответить, подумайте, что становится со снегом и льдом, как ведут себя птицы и животные в природе, какие изменения весной произойдут с растениями.(Слушаем ответы детей). - Много примет назвали, но до каких-то еще очень далеко, какие-то вот- вот проявятся, а одна уже существует. Прибавился день. Еще совсем недавно вы шли в детский сад или из него, а на улицах было гораздо темнее. Да и в групповой комнате мы с вами раньше включали свет, сразу как заканчивался тихий час, а теперь это делаем гораздо позднее. В старину особенно радовались прибавке светового дня, ведь в домах не было электричества, свечи стоили дорого, приходилось пользоваться лучиной, а света от нее было мало. На занятии мы с вами обязательно разберемся в том, как же наши предки освещали свои жилища.

Непрерывное образовательное занятие. Реализация области Познавательное развитие, интегрированной с областью социально-коммуникативного развития.

- Воспитатель на слайде (или картинке) показывает детям изображение помещений в русской избе. Дети рассматривают изображение.

-Как вы думаете большими ли были помещения в русских избах? Слушаем ответы детей.

- Почему помещения в избах были большими? Прежде чем отвечать, вспомните, как отапливались избы, большие ли были семьи?

Взглянув на картинку вы заметите, что окна в избе не очень большие. На ваш взгляд, через какое окно пройдет в избу больше света, через маленькое или большое? Слушаем ответы детей.

Мы с вами проведем эксперимент: выключим свет в группе, задернем по возможности шторами большинство окон и проверим одинаковое ли освещение в сравнении с предыдущим у нас будет. Сможем ли мы одинаково хорошо рассмотреть один и тот же рисунок в книге с «маленьким» окошком и с большими окнами.

Мы сделали вывод, что чем меньше окно, тем меньше света оно пропускает. Но почему же тогда наши предки делали маленькие окна? (Даем возможность выразить свое мнение детям.)

- Окна делали маленькими прежде всего потому, что через большое окно уходит больше тепла из избы, второе-это то, что стекло раньше было очень дорогое и делать большие стеклянные окна могли себе позволить только очень богатые люди.

Демонстрируется слайд с изображением окон в русской избе.

- Такие окна, давали мало света. И потому даже в самый солнечный день приходилось освещать избу искусственно. Самым древним устройством для освещения считается камелек- это такое небольшое углубление, ниша в самом углу печи.

Демонстрируем слайд « Камелек».

В верхней части ниши делали отверстие, соединенное с печным дымоходом. В камелек клали горящую лучину или смолье (мелкие смолистые щепки).

Воспитатель раздает по щепочке детям или демонстрирует на слайде.

Хорошо просушенные лучина и смолье давали яркий и ровный свет. Подумайте, чем можно было заняться при свете камелька? (Слушаем ответы детей). - Можно было вышивать, вязать и даже читать, сидя за столом в красном углу.

Демонстрируем соответствующий слайд.

- Присматривать за камельком ставили малыша, который менял лучину и добавлял смолье.

Чуть позже камелька появилось освещение лучиной, вставленной в светцы. Лучиной называли тонкую щепку из березы, сосны, осины, дуба, ясеня, клена. Для получения тонкой длинной щепы полено распаривали в печи над чугуном с кипящей водой и надкалывали с одного конца топором. Надколотое полено затем раздирали на лучины руками. Вот я правда, не над чугуном, но над кастрюлей распарила полено. Давайте попробуем нащипать лучин с напаренного полена и с не напаренного. Посмотрим, что удобнее. А как вы думаете, почему лучина должна быть длинной? (Слушаем ответы детей). Проводим эксперимент с расщеплением полена на лучины. Задаем вопросы детям: почему лучина должна быть сухой? Предлагаем вслух произнести слово лучина и попытаться услышать еще одно слово. Спросить мнение детей, согласны ли они с тем, что лучину так назвали потому, что она похожа на луч. Если согласны, то просим объяснить, чем лучина походит на солнечный лучик.

Демонстрируем слайд, изображающий лучи солнца. - Вставляли лучины в светцы. (Демонстрируем слайд.) - Простейшим светцом был стержень из кованого железа с развилкой на одном конце и острием на другом. Этим острием светец втыкали в щель между бревнами избы. В развилку вставляли лучину. А для падающих угольков под светец подставляли корыто или другой сосуд с водой.

Просим детей вслух произнести слово светцы и услышать в нем ещё одно спрятавшееся знакомое нам слово.

- Мы услышали слово свет. Теперь объясните, почему приспособление для удерживания лучины так названы? (Слушаем ответы детей.)

- А зачем под лучиной на полу ставили корыто с водой? (Слушаем ответы детей.)

- Использовать открытый огонь в доме очень опасно. От неосторожного касания огня к предметам, находящимся в доме, может произойти пожар. Дети еще не так ловки как взрослые и могут обжечь себе руки, поджечь свою одежду. Вот почему , дети не должны самостоятельно без взрослых зажигать свечи, играть с зажигалками, брать в руки спички. Давайте обязательно помнить об этом. И даже, когда сами взрослые зажигают свечи, будем вести себя осторожно. Не трогать их руками, не бегать вокруг стола с зажженными свечами, не размахивать руками над подсвечником с горящей свечой. Кто сможет объяснить, почему , если на столе горят свечи, нельзя бегать по комнате? (слушаем ответы детей).

- Почему не достаточно удобно было работать при лучине сразу нескольким членам семьи? (Слушаем ответы детей). Давайте проверим. Я выключу свет, зажгу фонарик-это как буд-то свет от лучины. Вы садитесь вокруг меня, возьмите в руки книжки и посмотрите, достаточно ли хорошо видны в них картинки.

Приходим к выводу, что лучше всего видно только тем, кто сидит перед лучиной.

- Вот теперь представляете, с каким нетерпением наши предки в старину ждали приближения весны, когда прибавится свет и можно подольше выполнять работу не только в доме, но и на улице. Поэтому придумали такую легенду, что если напечь блинов-то это приблизит наступление весны, приход солнца. А почему именно блин, а не пирог? Пироги ведь тоже пекут по праздникам? Давайте рассмотрим блин.

Демонстрируем слайд или рассматриваем настоящий блин. С чем можно сравнить блин? (Слушаем ответы детей).

Просим описать солнце. Какое оно по цвету, по форме. Просим так же описать блин. Приходим к выводу, что блин похож на солнце тем, что он круглый, золотистого цвета, да ещё если горячий, так и совсем похож на солнце. И вот придумали такой праздник Масленицу, который справляли целую неделю. И каждый день имел свое название и каждый день пекли много блинов, ходили в гости, приглашали к себе гостей.


Прогулка. На прогулке вспоминаем с детьми, какой скоро будет справляться большой народный праздник. Рассказываем, что во время этого праздника проводили игру « Взятие снежного городка». Но для того, чтобы ее провести, нужно построить снежную крепость.

Предлагаем детям построить крепость на прогулочном участке, если есть возможность, то рядом с ним. Еще лучше, если в строительстве крепости примут участие и дети из других групп детского сада. Если снег слежавшийся и плотный, его нарезают фанеркой на кубики и складывают их друг на друга, опрыскивая из пульверизатора водой места соединения кладки, для придания прочности склеивания снежных кубов. Если снега не достаточно, он рыхлый и не нарезается и не лепится, но температура воздуха при этом стоит минусовая можно воспользоваться искусственно приготовленными ледяными кубиками. С каждым годом, особенно в городах этот способ находит все большее применение. Нужно пустые картонные пакеты из под молока заполнить водой и оставить на ночь на улице. Перед тем как ледяные кирпичи освободить отпакетов, помещаем их в теплое место на несколько минут. Кирпичики выскальзывают из пакетов после этого с легкостью. К этому занятию с желанием подключаются родители. Некоторые предварительно подкрашивают воду перед заморозкой свекольным соком, пищевыми красителями, луковой шелухой, тогда кирпичики будут цветными, а крепость нарядной. Заливают так же водой и пакеты вытянутой формы, например из под сока. Такие кирпичики пойдут на украшение башенок крепости.

Обращаем внимание детей и на то,что день стал длиннее. Сравниваем место стояния солнца в это же время с осенним местоположением. ( Если велись наблюдения в дневниках).

Вторая половина дня.

Вспоминаем о том, что в это время на Руси начинают готовится к масленице. Воспитатель рассказывает, что в последний день Масленицы сжигали чучело зимы. Сжигание масленицы выглядит так: на санках вывозят соломенную куклу больших размеров, которая обязательно наряжена в красивые одежды. Это была Зима. Ее устанавливают в центре костровой площадки, и весь народ прощается с ней шутками, песнями, танцами, ругая ее за морозы и зимний голод и одновременно благодаря за веселые зимние забавы. После чего чучело сжигали. Раз уж мы начали готовиться к празднованию Масленицы,то мы тоже будем делать соломенную куклу.

( Если у вас нет соломы, куклу можно сделать из нескольких домашних веников, вязанных из злаковых стеблей, которые в разнообразном количестве и цене продают на рынках и хозяйственных магазинах). Некоторые воспитатели приносят нарезанный по берегам водоемов камыш. Но это в том случае, когда к ним можно свободно подойти или добраться на лыжах. Куклы из камыша выглядят достойнее-они большие, камышовая солома не прогибается под надетой на куклу соломой.

Воспитатель с помощью детей плетет куклу. Дети подбирают солому по размеру, мастерят бусы, серьги для куклы, подбирают пуговицы или кусочки ткани для глаз, рта. Примеряют одежду для куклы. Это могут быть старые, вышедшие из употребления платья, юбки, кофты. Все это украшается воланами, рюшами и лентами, нарезанными из такого же старья, что предает кукле нарядный вид.

Во время совместной работы воспитатель расспрашивает детей, за что они будут ругать зиму? Какие неприятные случаи, случившиеся из-за холода или обильного снега, гололедицы случились с ними. За что они будут благодарить Зиму. Воспитатель в разговоре с детьми дает свой пример для ответа: Я, пожалуй, отругаю Зиму за то, что из-за гололеда дворники посыпают дорожки песком, а песок на ногах приносится в дом и мне приходится чаще чем когда либо убираться в прихожей, а поблагодарю, за то, что можно кататься на лыжах.

Обязательно расскажите родителям, о том, что вы с детьми начали подготовку к Масленичной неделе. Поверьте, они станут вашими самыми верными помощниками и в постройке снежного городка и обряжении чучела, еще раз прольют водой горки для катания и конечно же всю неделю будут печь блины. А вы всю неделю в дальнейшем будете рассказывать детям и про встречу и про заигрыш с лакомкой и про разгул, перелом, широкий четверг , тещины вечерки, золовкины посиделки и прощенное воскресенье. Будете водить хороводы, организовывать катания с горок, устраивать на прогулке потешные бои с мешками, набитыми соломой, да просто побольше играть в народные игры, в которые на гуляньях в Широкую масленницу играли наши предки: « Золотые ворота», « Солнце», «Звонарь», « Горелки».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект беседы с детьми подготовительной группы "Как люди научились считать?"

Беседа с детьми подготовительной к школе группы по формированию элементарных математических представлений...

Конспект беседы с детьми подготовительной группы по пдд

Беседа с детьми подготовительной группы "Что такое улица и чем она живет?"...

Конспект беседы с детьми подготовительной группы на тему «Знакомство с жизнью Ивана Петровича Кулибина»

Знакомство детей с великими людьми, жившими в г. Нижнем Новгороде.Обогащение и развитие речи детей.Воспитание гордости за наш край, его людей.Воспитание любови к Родине....

Конспект беседы с детьми подготовительной группы "Зрение"

Конспект беседы с детьми подгтовительной группы  "Зрение"...

Конспект беседы с детьми подготовительной группы на тему: "Энергосбережение"

Цель беседы: Формирование устойчивой мотивации к энергосберегающему образу жизни....

Беседа с детьми подготовительной группы на тему: «Линейный календарь»

laquo;Линейный календарь» является эффективным способом обучения детей основам временной ориентации и планирования. Он способствует развитию творческих способностей, коммуникативных навык...